Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.03.2017

ФАС хочет определять и вводить тарифы по единым принципам, установленным в законе. Расходы будут нормированы, а информация о них — публиковаться.

"Ведомости"

Тарифное регулирование должно быть стимулирующим, говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев на коллегии службы в начале марта. Чтобы сэкономленное на расходах оставалось компаниям, использовалось ими для инвестиций, чтобы потом еще больше сэкономить, объяснил он принцип.

Для реализации этой стратегии ФАС разработала проект закона о тарифном регулировании ("Ведомости" ознакомились с содержанием). Закон о естественных монополиях не решил задачу регулирования цен, в нем об этом всего одно предложение, говорит замруководителя ФАС Сергей Пузыревский, многие нормы не работают из-за внутренних противоречий подзаконных актов, большинство тарифных решений принимаются в ручном режиме.

Сейчас тарифы естественных монополий регулируются по отраслям, продолжает он, единых принципов нет, подходы отличаются — одни и те же затраты в зависимости от отрасли могут то включаться, то не включаться в тариф (например, на добровольное медстрахование и пенсионное обеспечение), где-то определено целевое расходование амортизации (электроэнергетика), где-то нет (вода, тепло).

Новый закон должен защитить интересы потребителей и соблюсти интересы регулируемых компаний, обещано в проекте. Один из главных принципов — долгосрочность тарифов, говорил Артемьев. В законопроекте предложено устанавливать их на три года в первый раз, а затем и на пять лет.

Устанавливать тарифы может регулирующий орган (ФАС и региональные энергетические комиссии), сама монополия в диапазоне, определенном регулятором, или по их соглашению. Высчитывать тариф предлагается пятью разными способами: по обоснованным расходам, доходности инвестированного капитала, индексации, сравнивая сопоставимые рынки и методом эталонных расходов. Методику дополнительно разработает ФАС. Эти методы есть и сейчас, но пока в основном используется расходный принцип, от которого надо уходить в пользу сравнения с сопоставимыми рынками, пояснил Пузыревский. Метод эталонных расходов новый, как и нормирование отдельных видов расходов, например на оплату труда, замечает директор по правовым вопросам УК "Росводоканал" Дмитрий Тимофеев.

В расходы предлагается включать контролируемые предприятием (например, на оплату труда, сырье и материалы, на ремонт) и неподконтрольные (аренда, налоги, услуги по регулируемым ценам, обслуживание займов и т. д.). Расчетная предпринимательская прибыль может быть 1,5-5% на очередной тарифный период. Для унитарных предприятий прибыль не предусмотрена. Все, что компания сэкономила на операционных расходах, остается в ее распоряжении — при пересмотре тариф может не уменьшиться на эту сумму.

Все расчеты и данные о затратах, кроме относящихся к гостайне, должны публиковаться в специальной единой информационной системе и будут в открытом доступе для общественного обсуждения (на 30 дней). Все инвестиционные программы, финансирующиеся из тарифа, по проекту необходимо согласовывать с ФАС. Важная роль отводится отраслевым потребительским союзам, замечает советник Антимонопольного бюро Андрей Закатаев. В частности, при утверждении инвестиционных программ должно учитываться мнение советов потребителей. "Регуляторный контракт" — еще одна новация, продолжает Закатаев, он должен закреплять взаимные обязательства государства и монополии в связи с планируемыми инвестициями.

Необходимо совершенствовать существующую нормативно-правовую базу, а не разрабатывать новый закон, комментирует представитель Минэкономразвития. В Минэнерго этот закон считают преждевременным, заявил его представитель. А вот бизнес-сообщества высказались за законопроект — это одно из предложений "Деловой России", "Опоры", РСПП и ТПП в готовящуюся стратегию развития России до 2025 г. Происходят массовые нарушения в сфере тарифообразования, замечает эксперт "Деловой России" Анастасия Алехнович, основные проблемы заложены в самой модели — формирование цены на энергоресурсы в зависимости от затрат, у монополий просто нет мотивации повышать эффективность. Но принимать закон нужно позже, после того как сменится модель регулирования, считает она.

Новый закон поможет консолидировать правила регулирования, отмечает Тимофеев. Проект нуждается в обсуждении и детальной проработке, но ключевые аспекты в нем отражены, продолжает он: принцип предпринимательской прибыли сохраняется, операторы смогут получать дополнительный доход от сэкономленного на операционных расходах при условии выполнения производственных программ.

Пока положительные эффекты закона неочевидны, больше вопросов, чем ответов, сомневается директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов. Например, 1,5-5% по предпринимательской прибыли — большой интервал, в каких-то секторах, например в электросетевом комплексе, предпринимательской прибыли нет, а если она после принятия закона появится, это может привести к росту тарифов, замечает Долматов.

Екатерина Мереминская

 

 

Цена на крупнейшее Эргинское месторождение нефти может вырасти.

"Газета РБК"

Право владения крупнейшим из оставшихся у государства нефтяных месторождений на суше, Эргинским, обойдется победителю аукциона дороже как минимум на 20%. Стартовый платеж на аукционе за лицензию на разведку и добычу нефти на этом месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе с извлекаемыми запасами 102,7 млн т нефти вырастет с 5,35 млрд руб. на как минимум 1 млрд руб. Об этом РБК сообщил глава пресс-службы Минприроды Николай Гудков. По его словам, пересчет стартового платежа связан не с повышенным интересом к активу со стороны нефтяных компаний, а с динамикой мировых цен на нефть. "Платеж вырастет исходя из роста цены на нефть в 2017 году по сравнению с прошлым годом, поскольку именно от цены на нефть платеж рассчитывается по утвержденной правительством формуле", — объяснил РБК представитель ведомства.

Изначально аукцион на Эргинское месторождение должен был пройти в августе-сентябре 2016 года, однако из-за уточнения условий конкурса его пришлось отложить. Это было связано в том числе с просьбой главы "Роснефти" Игоря Сечина пересмотреть условия аукциона. В августе 2016 года он в письме попросил Путина поручить правительству и Минприроды подготовить условия аукциона по Эргинскому месторождению, исключив возможность получения преференций для зарубежных компаний, писал РБК. Он имел в виду одного из претендентов — суверенный фонд ОАЭ Mubadala, планировавший участвовать в аукционе вместе с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Этот фонд пока единственный известный иностранный претендент на месторождение. Российские власти допустили зарубежные фонды к участию в качестве миноритарных партнеров в разработке Эргинского месторождения, но не напрямую, а через РФПИ.

Глава Минприроды России Сергей Донской 9 марта 2017 года сообщил журналистам, что аукцион может быть проведен до июля 2017 года. Среди претендентов на актив называли "Роснефть", "Газпром", "Газпром нефть", фонд Mubadala с РФПИ, "Сургутнефтегаз", НОВАТЭК и Независимую нефтегазовую компанию. "Газпром нефть" наиболее активно заявляла о своем интересе к месторождению и не исключала привлечения партнера для участия в аукционе. А ЛУКОЙЛ отказался от борьбы.

Победитель аукциона должен начать разработку месторождения не позднее двух лет с момента получения лицензии и переработать всю добытую нефть на российских НПЗ. "Роснефть" и "Газпром нефть" уже разрабатывают разные части примыкающего к Эргинскому месторождению Приобского месторождения.

Эргинское месторождение, часть Приобского месторождения, расположено в 45 км южнее города Ханты-Мансийска. Его извлекаемые запасы нефти по С1+С2 оцениваются в 102,7 млн т. По подсчетам старшего аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, цена запасов месторождения выросла почти на четверть: с $80 млн (при курсе около 65 руб. за $1) до $106 млн (при 59,62 руб. за $1). Он полагает, что с учетом конкуренции за актив итоговая цена запасов Эргинского месторождения может вырасти до $0,7-1,5 за барр. нефтяного эквивалента при 5-10-кратном росте стартовой цены (до $0,5-1 млрд). Во времена высоких цен на нефть (от $100 за барр.) итоговая стоимость лицензии на средние и крупные месторождения превышала стартовую в 3-10 раз. Так, ЛУКОЙЛ получил Имилорское месторождение с запасами 193 млн т, заплатив 50,8 млрд руб.: по $1,15 за барр. нефтяного эквивалента, а месторождение имени Шпильмана с запасами 90 млн т продали в 2012 году за $2,25 за барр. нефтяного эквивалента "Сургутнефтегазу". Нестеров называет цену $0,7 за барр. при текущих ценах на нефть рыночной, но не исключает ее роста до $1,5 за барр (до $1 млрд) в ходе торгов.

Людмила Подобедова

 

 

Кроме "Роснефти" и "Лукойла" на налоговые льготы для обводненных месторождений надеется "Газпром нефть". Против Минфин, он считает, что нужно вводить налог на добавленный доход.

"Ведомости"

"Газпром нефть" предложила распространить льготу по НДПИ на высокообводненные месторождения южной части Ямало-Ненецкого округа, говорится в письме гендиректора компании Александра Дюкова вице-премьеру Аркадию Дворковичу от 8 февраля 2017 г. Речь идет о месторождениях с обводненностью более 90% и запасами нефти более 5 млн т. Такое предложение обсуждается, сказал чиновник и подтвердил представитель Минэнерго. Представитель Минэкономразвития от комментариев отказался. Представитель "Газпром нефти" не ответил на запрос.

В письме Дюков напоминает, что начиная с 2014 г. правительство думает, как поддержать "наиболее полное" извлечение запасов нефти в Западной Сибири. Одна из мер — эксперимент по введению налога на дополнительный доход (НДД). Но это решение до сих пор не реализовано, а налоговая нагрузка на месторождения региона растет: в 2016 г. — через замораживание ставки экспортной пошлины на 42%, в 2017-2019 гг. — через дополнительный коэффициент НДПИ. Это оказывает негативное влияние на освоение запасов нефти в Западной Сибири, указывает Дюков. Снижение ставки НДПИ для месторождений южной части Ямало-Ненецкого округа позволит добыть дополнительно в 2018-2027 гг. почти на 20% больше нефти (или около 10 млн т). В 2016 г. добыча нефти и конденсата "Газпром нефти" составила 59,8 млн т (с учетом доли в СП). По итогам 2017 г. компания рассчитывает показать рост на 4,5-5%, говорил Дюков. Сколько месторождений, которые отрабатывает "Газпром нефть", могут подпасть под такую льготу, если правительство идею поддержит, в письме не говорится.

Из крупных компаний "Газпром нефть" наиболее обделенная льготами для выработанных месторождений: под льготы подпадает только 7% добычи компании, в то время как в Поволжье льготируется около половины добычи, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: "Экономика обводненных месторождений зачастую хуже, чем выработанных, однако льготу они не получают, именно в этом причина активных действий "Газпром нефти".

Кроме "Газпром нефти" на эти льготы рассчитывает "Роснефть" для Самотлорского месторождения, а также "Лукойл". В частности, президент "Лукойла" Вагит Алекперов предложил премьеру Дмитрию Медведеву снизить до 50% НДПИ на участках в Ханты-Мансийском автономном округе, сообщал в феврале ТАСС со ссылкой на соответствующее письмо. Такая льгота, по мнению компании, должна быть установлена для участков с остаточными и извлекаемыми запасами нефти по состоянию на 1 января 2015 г. не менее 100 млн т, степенью выработанности менее 0,8 и обводненностью добываемой нефти не менее 85%. Представитель "Лукойла" в четверг не ответил на запрос "Ведомостей".

Но против идеи снизить НДПИ для обводненных месторождений выступает Минфин. "Минфин не поддерживает введение этих льгот, это приведет к выпадению доходов бюджета", — сказал представитель министерства. Распространение НДД на обводненные месторождения лучше, чем предоставление дополнительных льгот, поскольку в этом случае в налоговую систему встраивается автоматический регулятор величины налогов в зависимости от рентабельности добычи: чем выше прибыль, тем выше налоговая база и, соответственно, НДД, говорит Ежов.

Галина Старинская

 

 

Берлину нужен "Северный поток-2", но только вместе с транзитом через Украину.

"Независимая газета"

Пока Россия продвигает альтернативные газовые маршруты в обход Украины, Европа настаивает, что она заинтересована в новых газопроводах, но при условии сохранения транзита через Украину. В частности, еврочиновники напрямую увязывают проект "Северного потока-2" с судьбой газового транзита через Украину. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль дал понять, что "Северный поток-2" нужен Берлину, но не вместо транзитных поставок, а вместе с ними. Тем самым по факту Россию подталкивают к заключению нового транзитного соглашения на период после 2019 года. Это значит, что Москве и Киеву скоро придется договариваться, причем, возможно, на невыгодных для России условиях.

Германия выступает за реализацию проекта "Северный поток-2", но также Берлин видит необходимость в надежности украинского транзита и обеспечении газом Словакии, Чехии и Польши. Такое заявление сделал глава МИД Германии Зигмар Габриэль в интервью агентству Интерфакс. "Я чувствую, что наши российские партнеры вполне готовы к этому", — сказал он. И добавил: "Мы в Европе заинтересованы в надежном и долгосрочном снабжении энергоносителями. "Северный поток-2" как дополнительный маршрут снабжения может стать вкладом в реализацию этой цели".

Такая позиция Берлина, который напрямую увязывает судьбу "Северного потока-2" с перспективами дальнейшего транзита российского газа через Украину, идет вразрез с планами Москвы. Потому что "Северный поток-2" задумывался именно как альтернатива транзитным поставкам. Тем более что срок действия контракта, в котором прописаны условия транзита, истекает в конце 2019 года. "Проект "Северный поток-2" идет строго по графику. У нас нет никаких сомнений, что в плановые, установленные сроки — до конца 2019 года — будут созданы дополнительные экспортные мощности в объеме 55 млрд куб. м газа через Балтийское море напрямую, без транзита из России в Германию", — уверял глава "Газпрома" Алексей Миллер во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме в 2016 году.

До последнего момента с российской стороны можно было услышать заявления разной степени жесткости о препятствиях для продления действующего транзитного соглашения.

"После окончания транзитного контракта с Украиной ни продления, ни заключения нового не будет ни при каких условиях", — говорил летом 2015-го зампред правления "Газпрома" Александр Медведев.

"Есть активная, или, я бы сказал, непримиримая, позиция Украины внести в этот контракт не приемлемые для нас условия, — говорил тогда же Миллер. — Сегодня транзитная ставка через территорию Украины составляет 2,7 долл. за тысячу кубов на 100 километров. Украинская сторона говорит, что хочет поднять эту ставку до 5 долл.".

"Мы никогда на неприемлемых, несправедливых и невыгодных для "Газпрома" условиях не подпишем контракт на транзит", — добавлял Миллер.

Затем, летом 2016-го, Владимир Путин пояснил на встрече с главами мировых информационных агентств, что, "когда у кого-то в руках есть какая-то монополия, ею тут же начинают злоупотреблять": "Если та же Украина начнет понимать, что у нее нет монопольного права на транспортировку российских энергоносителей в Европу, то и шантаж некоторых деятелей в этой стране в отношении этих поставок прекратится.

Просто мы перейдем к нормальному деловому сотрудничеству". Как сказал тогда Путин, "если украинские партнеры предложат нам экономически целесообразный проект", то "мы будем работать с Украиной".

Еврочиновники не в первый раз говорят о своей заинтересованности в сохранении украинского транзита. И для России это проблема. Ведь в условиях, когда любая сделка с Москвой внутри Украины может быть воспринята в штыки, трудно ожидать от официального Киева сговорчивости по новым условиям транзита.

Воспринимать заявления еврочиновников как пустые слова не стоит. Целый ряд стран выступает против проекта "Северный поток-2". Среди них, например, Польша (о проблемах, возникающих у некоторых восточноевропейских стран из-за российского проекта). О том, что проект "Северного потока-2" угрожает энергетической безопасности Восточной Европы, заявлял ранее еврокомиссар  по энергетике Марош Шефкович.

Барьеры для российских поставок в обход Украины создаются уже сейчас. Как вчера сообщили информагентства со ссылкой на главу польской энергетической компании PGNiG Петра Возняка, Европейский суд до марта 2018 года заблокировал проведение аукционов на дополнительные мощности газопровода OPAL, соединяющего "Северный поток" с газотранспортной системой Евросоюза. Означает это одно: России фактически ограничили возможности для прокачки российского газа в Европу.

Не только "Северный поток-2" должен в будущем заменить транзит через Украину, но и "Турецкий поток". В рамках этого проекта планируется строительство двух ниток по дну Черного моря мощностью по 15,75 млрд куб. м в год. Одна нитка должна будет обеспечивать газом турецкий рынок, другая будет предназначена для транзита газа через Турцию в европейские страны. Ожидаемый срок окончания строительства двух ниток — декабрь 2019 года. Как сообщается, сегодня в Москве запланирована встреча президентов России и Турции, на ней будет обсуждаться в том числе реализация проекта "Турецкий поток".

В то же время по-настоящему стать альтернативой транзитным поставкам через Украину этот проект сможет в лучшем случае через пять лет. Напомним, ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер, главный исполнительный директор итальянской Edison SpA Марк Бенайун и главный исполнительный директор греческой DEPA SA Теодорос Китсакос подписали "Меморандум о взаимопонимании" с целью организации южного маршрута поставок российского газа в Европу. Речь идет о строительстве газопровода Poseidon — фактически это будет продолжение "Турецкого потока", которое позволит наладить поставки газа из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и из Греции в Италию. Как заявил в среду старший вице-президент Edison Элио Руджери, разработка проекта по строительству газопровода Poseidon займет два года, а строительство — три года.

В российском Минэнерго в пику еврочиновникам утверждали, что "попытки привязать поставщика к какому-то определенному транспортному коридору сами по себе антиконкурентны и противоречат принципам заявленной ЕС либерализации энергетического рынка". Об этом, в частности, говорил министр энергетики Александр Новак в интервью газете "Ведомости" в конце 2016 года. Более того, выяснилась даже такая деталь: "Мы строим "Северный поток-2" не для того, чтобы закрыть какой-то из существующих маршрутов, — говорил в интервью Новак. — Но пока трудно предсказать, устроят ли нас условия транзита через Украину".

Опрошенные эксперты признают, что привязка к проекту "Северного потока-2" вопросов о транзите газа через Украину — действительно элемент давления. Правда, эксперты уточняют, что речь идет о давлении Европы не только на Москву, но и на Киев.

"Полагаю, что европейские потребители видят риски транзита через Украину, но это пока относительно дешевый маршрут. "Северный поток-2" нужен, поскольку мощностей первой нитки уже не хватает. Транзит может быть сокращен только после строительства "Турецкого потока", — замечает аналитик компании "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. — Но это хороший рычаг давления на Киев. Поддержка "Северного потока-2" со стороны Евросоюза поможет "Газпрому" ее урезонить".

"Киев сейчас находится в позиции абсолютного противовеса всему, что так или иначе связано с российским партнерством. Поэтому даже в теории предположить подписание какого-либо нового соглашения проблематично. Другое дело, если речь идет о продлении уже имеющихся соглашений", — отмечает старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова. Конечно, внутри Украины возможен конфликт экономических и политических интересов, но скорее всего Киев сделает выбор в пользу партнерских отношений с Европой, даже если они предполагают в том числе взаимодействие с Россией, считает эксперт. "Если европейскому потребителю нужен устойчивый поток российского газа,  то Украина постарается это обеспечить так или иначе, со скандалами или без них, чтобы не обострять отношения с Европой и не терять связь с кредиторами", — полагает Бодрова.

Но еще вопрос — сможет ли Киев предложить Москве действительно выгодные условия для сохранения транзита. "В текущих условиях возрастает роль Европы как покупателя, — поясняет замгендиректора компании "Финам" Ярослав Кабаков. — Есть вероятность того, что европейские институты будут принимать участие в ведении переговоров и в подписании документов. Европа может оказать влияние на обе стороны и, возможно, будет делать это, чтобы способствовать заключению нового соглашения".

Анастасия Башкатова

<< Март, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ