media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.04.2014

Энергосотрудничество между Москвой и Киевом поставлено в зависимость от переговоров с Евросоюзом.

"Независимая газета"

Украина, несогласная с высокой ценой на газ, объявленной "Газпромом", объявила о прекращении закачки топлива в свои подземные хранилища. Эти запасы не столь актуальны весной и летом, но имеют важное значение осенью и зимой для обеспечения стабильных поставок топлива в страны Евросоюза. Таким образом, очередная газовая война между Москвой и Киевом продолжила набирать обороты. Нельзя исключить, что дальнейшая эскалация конфликта может привести к полному прекращению сотрудничества между двумя странами, причем не только в энергетической сфере. Ситуация настолько серьезна, что вчера стала предметом обсуждения на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства.

"Я вас прошу дисциплинированно исполнять все контрактные обязательства с украинскими партнерами, но нам нужно быть заранее готовыми к любому развитию ситуации, в том числе с точки зрения импортозамещения. Нам нужно заранее подумать о том, где, на каких предприятиях, в какие сроки и на какие деньги мы сможем развернуть свое собственное производство", — такую задачу поставил Владимир Путин главе Минпромторга Денису Мантурову. В ответ министр заверил, что украинские партнеры сейчас выполняют все обязательства перед российскими предприятиями в рамках промкооперации. "На сегодняшний день срывов поставок нет", — сказал Мантуров.

Однако распоряжение Путина не выглядит преждевременным, учитывая не только политическую нестабильность в соседней стране, но и стремительное развитие событий в рамках очередной газовой войны между Москвой и Киевом. В частности, вчера министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан пошел, что называется, ва-банк. "Мы на сегодняшний день газ не закачиваем. Но у нас еще есть время сделать соответствующую закачку", — цитирует его слова РБК.  Продан пояснил, что такое решение связано с отсутствием прогресса в переговорах по цене газа. Как известно, "Газпром" объявил, что с 1 апреля текущего года газ для Украины стоит 485 долл. за 1 тыс. куб. м. Эту цену украинские партнеры назвали неприемлемой и предприняли ответные действия.

Кроме прекращения закачки газа в подземные хранилища, что имеет принципиальное значение для обеспечения стабильных поставок топлива в страны Евросоюза в осенне-зимний период, Киев демонстративно занялся поиском альтернативы энергосотрудничеству с Москвой. Один из вариантов, по мнению Продана, — реверс топлива из Европы, в частности из Словакии. Однако он признал, что здесь есть "юридические вопросы".

До отключения Украины, а вместе с ней и Европы от российского газа дело пока не дошло. Вчера Путин даже не поддержал предложение премьера Дмитрия Медведева перевести должника на авансовые платежи за поставки топлива. "Учитывая сложную ситуацию, в которой находится Украина, и незавершенность нашего переговорного процесса с Евросоюзом, я просил бы правительство воздержаться пока от применения возможностей, вытекающих из контракта, вплоть до проведения дополнительных консультаций, если, конечно, наши партнеры на эти консультации согласны. Если не согласны, тогда будем действовать в соответствии с контрактом", — сказал президент. Ситуацию он назвал странной — ЕС признает легитимность сегодняшних киевских властей, но ничего не делает для поддержки Украины. Россия же не признает легитимность, но продолжает субсидировать украинскую экономику.

Эксперты считают, что Путин намеренно оставил дверь для переговоров приоткрытой. Одна из вероятных причин не прибегать к крайним мерам — опыт января 2009 года, когда в схожей ситуации Россия тщетно ждала поддержки европейцев в спорах с Украиной. Еще одну версию выдвинул директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Он считает, что в теплое время года Киев в состоянии почти полностью обеспечить внутренние потребности собственным газом. Для Европы остаться без российского топлива летом тоже некритично. Получается, что механическим перекрытием газового вентиля должника трудно призвать к порядку. Проблема и в том, что украинская сторона не в состоянии платить газ и по высоким, и по низким ценам. Правосудов полагает, что у "Газпрома" остается два выхода — требовать возврата долга через суд, добиваясь в качестве компенсации какие-то активы, и одновременно с этим ускорить строительство газопровода "Южный поток".

Впрочем, юристы не считают вариант с судом приемлемым в данных условиях. Международный арбитражный суд имеет свой алгоритм работы. За считанные месяцы, остающиеся до нового отопительного сезона, решение невозможно физически принять. Руководитель арбитражной практики VEGAS LEX Кирилл Труханов сообщил "НГ", что такие дела обычно рассматриваются в течение 2-2,5 года. В данной ситуации "Газпром" столь затяжные сроки явно не устраивают, даже если предположить, что суд примет его сторону. И это не единственный нюанс. По словам юриста, обязательства по исполнению решения Международного суда возлагаются на государство, на территории которого размещены активы должника. Получается, что Украина должна будет изъять какие-то активы у "Нафтогаза" и передать "Газпрому". Невозможно представить, что Киев пойдет на это.

России нужно сделать уступку, предложив Украине более низкую цену на газ, считает партнер Rusenergy Михаил Крутихин. Лицо можно сохранить, если взамен Киев даст гарантии бесперебойного снабжения Крыма тем же газом, водой и электроэнергией. Угроз для транзита топлива в страны Евросоюза эксперт не видит. Реверс из Словакии, Венгрии и Польши, говорит Крутихин, технически возможен. Этот газ может прийти украинским потребителям через европейскую газотранспортную систему, например, из Голландии. Свободные мощности терминалов по приему сжиженного природного газа (СПГ) в Европе есть.

Игорь Наумов

 

 

В правительстве решили провести налоговый эксперимент в нефтяной отрасли — ввести для пилотных проектов налог на добавленный доход.

"Ведомости"

Вчера министр энергетики Александр Новак сообщил, что премьер Дмитрий Медведев поддержал идею оценить на практике целесообразность перехода с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД). Новый налог будет взиматься с 2015 г. на отдельных месторождениях — пилотных проектах. Идею не поддержал только Минфин, сообщил Новак.

О желании поучаствовать в пилотах ранее заявляли "Башнефть", "Лукойл" и "Сургутнефтегаз". Желающие отнюдь не ограничиваются тремя компаниями, утверждает сотрудник нефтяной компании: "У остальных тоже есть что предложить, ждем решения правительства". "Газпром нефть" тоже предложила два месторождения, следует из презентации Минэнерго. Перечень компаний находится на обсуждении, сообщил представитель Минэнерго.

Решение о применении НДД для пилотных проектов не принято, следует из ответа директора департамента Минфина Ильи Трунина, который он передал через пресс-службу. Против выступил не только представитель Минфина, но и другие члены правительства, уверяет он. О пилотных проектах речь не идет и если задумываться об НДД, то только на очень долгосрочную перспективу, сказал Трунин.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сказала, что у нее нет оснований не верить Новаку.

Замена НДПИ на НДД обсуждается с 1997 г. За переход выступают нефтяники — это стимулирует освоение новых месторождений и позволяет избежать системы адресных льгот по экспортной пошлине. Один из вариантов воплощения НДД — налог на чистый денежный поток от деятельности по разработке месторождения, говорил Алексей Кондрашов из EY.

"Через НДПИ мы изымаем ренту, и переход от этого вида налогообложения на налогообложение дополнительного дохода может привести к тому, что мы потеряем доходы в бюджет", — предупреждал министр финансов Антон Силуанов.

Существуют две концепции пилотных проектов, рассказывает участник нефтяного рынка: "Взять по 1-2 месторождения с компании и ввести для них значимый НДД. Или ввести на всех месторождениях, но небольшую долю". Разговоры об очередном изменении налоговой системы могут отпугнуть инвесторов, возражает Трунин. НДД, наоборот, даст уверенность инвесторам и правительству, что отрасль будет развиваться и налоги будут поступать, не согласен президент "Лукойла" Вагит Алекперов.

Минфин не хочет, чтобы нефтяные доходы бюджета были волатильны, не удивлен другой нефтяник. Но сейчас все говорит в пользу введения НДД, считает он: "После того как пошлину резко снизили и увеличили НДПИ, заменить часть НДПИ на НДД для Минфина безопаснее".

Сергей Титов

 

 

В России могут ввести уголовную ответственность за налоговую оптимизацию.

"РБК daily"

Следственный комитет России хочет прописать в Налоговом и Уголовном кодексах прямой запрет на злоупотребление правом в сфере налогообложения. Срок будет грозить, в частности, за оптимизацию налогов через вывод прибыли в офшор. Минфин готов рассмотреть такое предложение.

Запретить уклонение

Следственный комитет России (СКР) предлагает изменить статью 199 Уголовного кодекса "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации". Сейчас ответственность по ней наступает в случае фальсификации отчетности; ответственность распространяется на директора компании или главного бухгалтера. СКР предлагает сделать перечень нарушений открытым, рассказал РБК старший инспектор СКР Георгий Смирнов.

СКР также хочет дополнить Налоговый кодекс статьей, запрещающей уклонение от налоговой обязанности или снижение ее размера. Налоговая обязанность — это обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. СКР хочет, чтобы в кодексе было запрещено "злоупотребление правами в части налогообложения".

Свои предложения СКР собирается представить Минфину. В целом Минфин поддерживает наработки СКР по законодательному закреплению запрета на "злоупотребление правом в сфере налогообложения", правда, предложения предстоит еще сформулировать в окончательной редакции, тогда и Минфин окончательно выработает позицию, сообщила РБК пресс-служба министерства.

С чем борется СКР

Следственный комитет готовит свои предложения, чтобы бороться с фиктивным дроблением бизнеса для получения упрощенного режима налогообложения либо вывода прибыли в офшоры. При агрессивном налоговом планировании с использованием офшоров сделки или группа компаний структурируются таким образом, что основная налоговая нагрузка переносится на компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях и в странах, у которых с Россией имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, объясняет Смирнов.

Схема дробления компаний входит в пятерку наиболее популярных схем налоговой оптимизации, согласен руководитель налоговой практики юрфирмы Sameta Андрей Панфилов. Взаимосвязь между новыми компаниями при дроблении бизнеса, как правило, сохраняется, ее легко проследить по косвенным признакам, указывает руководитель юридического отдела "МЭФ-аудит" Иван Чемичев. Налоговым органам, по его словам, не составляет труда доказать, что такое дробление было совершено для вида.

Источник в Минэкономразвития соглашается, что подобные схемы имеют большое распространение. Например, российская компания перечисляет деньги офшорной компании якобы за товары или услуги, но самой поставки не осуществляется, приводит он пример. Деньги, таким образом, оседают в офшоре.

"Внешний долг российского частного небанковского сектора на конец 2012 года составил более 250 млрд долл., из которых 100 млрд было заимствовано в рублях. За рубежом нет долгового рублевого рынка, и иностранные банки предоставить эти кредиты в рублях не могли, что говорит о фиктивном характере кредитов", — говорит Смирнов из СКР. Похожая ситуация, по его словам, сложилась и с внутрироссийскими займами, 60% из которых были получены не у банков, а у других организаций.

Юристы предупреждают

Норма, которую предлагает СКР, может быть опасной для бизнеса: она оставляет крайне высокую степень усмотрения у контролирующих органов, предупреждает руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. Он напоминает, что сегодня некоторые способы налоговой оптимизации считаются легальными, хоть и агрессивными, например перечисление процентов по ссудам в офшор.

Кроме того, уголовное преследование по 199-й статье начинается при уклонении от уплаты налогов на незначительную по меркам крупного бизнеса сумму — от 6 млн руб. (либо от 2 млн руб., если эта сумма была накоплена в течение трех лет и превышает 10% от необходимого к уплате в бюджет). За это можно получить до двух лет лишения свободы. Если же сумма неуплаты превышает 30 млн руб. (либо 10 млн и 20% от общей суммы причитающихся к уплате налогов за три года), срок увеличивается до 6 лет.

Впрочем, в СКР готовы поменять эти пороги: "Возможно, в части ответственности за агрессивное налоговое планирование суммы ущерба будут повышены, а сроки наказания пересмотрены в сторону понижения, так как это менее опасно, чем налоговое мошенничество", — говорит Смирнов.

Алиса Штыкина, Елена Малышева

 

 

Реформирование системы теплоснабжения России подстегнет деловую активность.

"Российская газета"

Электро- и теплоэнергетика в нашей стране как сиамские близнецы: основная часть электростанций — ТЭЦ — вырабатывает не только электроэнергию, но еще и тепло. Реформа электроэнергетики, проведенная, как было очевидно и 10 лет назад, мягко говоря, не совсем "по уму", кардинально изменила характер функционирования отрасли, почти полностью проигнорировав неразрывно связанную с ней технологическую выработку тепла.

Однако теплоэнергетика неразделимо связана не только с выработкой электричества, но и с ЖКХ, многочисленные преобразования которого также весьма существенно и хаотично изувечили ее. Электроэнергетика хотя бы отдельными своими элементами привлекательна для инвесторов; теплоэнергетика же, по сути дела, заброшена.

В результате она стала подлинной "черной дырой" российской экономики, порождающей феерические злоупотребления и расточающей колоссальные ресурсы. Не будет большим преувеличением предположить, что приведение потерь на теплотрассах хотя бы к советскому нормативному уровню положит конец "глобальному потеплению" во всем его планетарном масштабе.

В свое время реформа электроэнергетики форсировалась искусственным запугиванием либералами государства вымышленной угрозой дефицита мощностей. Голоса специалистов, предупреждавших о наличии достаточных резервов, тонули в гвалте в стиле "хватай чемодан — вокзал отходит!"

В результате потребление электроэнергии в 2013 году было завышено ретивыми реформаторами аж на треть. В соответствии с этими прогнозами было построено значительное количество новых мощностей. Часть старых тепловых станций стали избыточными на рынке электроэнергии, но остались совершенно необходимыми на рынке тепла и эксплуатируются в вынужденном, принудительном режиме, даже когда экономически это невыгодно.

В стратегической перспективе частные хозяева энергетических компаний будут закрывать их, оставляя города России без тепла. В итоге большое преимущество российской теплоэнергетики — наличие централизованного теплоснабжения на основе самого дешевого с точки зрения затрат комбинированного производства тепла и электроэнергии, будет уничтожено.

Заменить устаревшие и ставшие более затратными из-за снижения тепловой нагрузки мощности невозможно. Неопределенность ситуации на рынке тепла не позволяет это сделать: горизонт планирования — год, за который невозможно не то что окупить инвестиционный проект , но в ряде случаев даже согласовать его.

Выходом видится концепция тарифа "альтернативной котельной", поддерживаемая минэнерго и критикуемая антимонопольной службой из-за ее пока недостаточной практической проработки. Суть концепции — установление тарифа на тепло на минимальном уровне, позволяющем построить современную котельную, альтернативную устаревшим неэкономичным источникам, и окупить ее за 10 лет.

Предполагается, что данная концепция даст инвесторам долгосрочную перспективу и привлечет их в отрасль (так как после 10 лет эксплуатации котельная начнет приносить прибыль), обеспечив закрытие неэффективных производителей тепла и сохранение эффективных.

Разумеется, результативность концепции зависит от того, какие теплоисточники считать подлежащими замене, а какие нет, и на какие технологии ориентироваться. Существенен и предельный уровень тарифа на тепло: дальнейшее его повышение в России попросту невозможно, так как ставит население в невыносимые условия. Но сама по себе идея представляется вполне здравой и заслуживающей проработки применительно к конкретным городам и кварталам, особенно отдаленным от современных источников теплоснабжения.

Другой простой механизм оздоровления теплоэнергетики — ликвидация посредников и переход производителей тепла на прямые расчеты с населением.

Практика показывает, что основная часть долгов за тепло (просроченные долги превысили 110 млрд руб.!) генерируется не населением, которое, несмотря на недовольство, платит исключительно добросовестно. Виновники основной массы долгов — разнообразные посредники, управляющие компании и муниципальные коммунальные предприятия, которые перепродают тепло, собирают с людей за него деньги, но зачастую "забывают" расплачиваться с его производителями.

Кстати, эта проблема в ряду прочих серьезно обсуждалась на недавно прошедшей конференции РСПП "Реформа теплоснабжения с учетом стратегических интересов инвесторов и государства". Своим эффективным опытом по снижению дебиторской задолженности в связи с переходом на прямые расчеты с потребителями поделились представители энергетической компании "Квадра", обеспечивающей теплом целый ряд крупных городов Центральной России. Переход на прямые расчеты, несмотря на понятные административные сложности, привел к кардинальному снижению уровня неплатежей. Так, в одном Смоленске до перехода на прямые расчеты уровень неплатежей составлял около 50%. Сейчас там, где продажа осуществляется напрямую, — лишь 7-9%. Люди платят даже в экономически депрессивных районах.
Опыт других городов центральной части России показывает, что отказ от посредников и переход на прямые продажи, то есть работа производителя тепла в режиме единой теплоснабжающей организации, позволяет снизить уровень неплатежей за тепло с нынешних 20-50% до более чем нормальных 1-4%.

Чтобы добиться максимального эффекта от создания единых теплоснабжающих организаций и от нарастания просроченных долгов перейти к их сокращению, следует разрешить таким организациям оперативно заключать договоры теплоснабжения с отдельными жильцами, внеся для этого необходимые изменения в законодательную и нормативную базу.

Управляющие компании будут предоставлять жильцам те коммунальные услуги, которые полностью находятся в их ведении и поддаются их контролю. Муниципальные же предприятия будут заниматься транспортировкой горячей воды по квартальным сетям, обслуживая единые теплоснабжающие компании и не имея доступа к деньгам населения. Без этих изменений, сливки от реформ в теплоснабжении снимут только посредники, которые также будут продолжать собирать деньги ресурсоснабжающих организаций.

Запущенность теплоэнергетики и огромные проблемы, накопленные в ней в последнюю четверть века, превратили ее в подлинный кладезь как с точки зрения развития производительного бизнеса, так и повышения конкурентоспособности всей России. Устранение хотя бы лежащих на поверхности проблем отрасли простыми, очевидными методами существенно снизит издержки российской экономики и подстегнет не только деловую активность, но и социальный прогресс.

Михаил Делягин, д.э.н., директор Института проблем глобализации

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ