conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.04.2018

Причина в снижении предложения бензина на рынке и росте акцизов.

"Ведомости"

Со 2 по 9 апреля на московских АЗС резко подорожало топливо: средняя цена дизельного топлива выросла на 15 коп. до 40,5 руб. за 1 л, бензина Аи-92 — на 10 коп. до 38,75 руб., Аи-95 — на 12 коп. до 41,96 руб., следует из данных Московской топливной ассоциации. Цены подняли все независимые и входящие в нефтяные компании сети АЗС, за исключением "Лукойла" и "Газпром нефти". Для сравнения: в предыдущие четыре недели топливо дорожало в основном на 1 коп. в неделю, максимум — на 5 коп. Всего ассоциация мониторит цены 12 сетей АЗС.

Розничные цены догоняют оптовые, объясняет аналитик "Атона" Александр Корнилов. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи цены на нефтепродукты росли весь март, в начале апреля биржевая стоимость бензинов преодолела ценовые рекорды, которые были достигнуты в ноябре 2017 г. В результате с марта индекс биржи, рассчитывающий цены в европейской части России на бензин Аи-92, вырос на 10% до 44 615 руб. за 1 т, Аи-95 — на 11% до 46 594 руб., дизтоплива — на 4% до 43 564 руб.

Причин ускорившегося роста цен несколько: традиционные весенние ремонты на НПЗ, увеличение ставок акцизов на топливо с начала года, говорит Корнилов. Налоговая составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива в России — около 65%, разъясняла ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

С ростом цен на нефть экспорт нефтепродуктов стал более выгодным для нефтяных компаний — происходит снижение интереса к внутреннему рынку, что находит отражение в ценах, продолжает Корнилов. В понедельник ФАС уже направила предупреждения "Сургутнефтегазу", ТАИФ и "Фортеинвесту" (получить комментарии их представителей не удалось). В марте они увеличили экспорт топлива, снизив поставки на внутренний рынок, это привело к "созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара".

Ряд независимых участников топливного рынка написали письма представителям властей, где обратили внимание на рост оптовых цен на нефтепродукты и предложили свои меры. Например, Совет по товарным рынкам (объединяет независимых участников топливного рынка) в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву предложил поэтапную либерализацию розничных цен, повышение нормативов продаж автомобильного топлива на бирже до 50% от потребления (сейчас — не менее 10%), снижение ставок акцизов. Российский топливный союз в письме президенту Владимиру Путину указывал, что в сложной ситуации оказались независимые владельцы АЗС, вынужденные сдерживать цены на нефтепродукты в рознице, отчего маржинальность бизнеса снижается, сообщал "Интерфакс".

Проблема или нет?

Чиновники не видят проблем на топливном рынке. Ситуация с ценами на бензин не является критичной, говорил на прошлой неделе министр энергетики Александр Новак. "Она мало чем отличается от ситуаций, которые наблюдались в предыдущие годы, в конце года рост будет примерно в рамках инфляции", — отмечал он.

Вице-премьер Аркадий Дворкович также считает, что причин для резкого роста цен нет. "Небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, это постепенно перекладывается", — заявил он. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин 29 марта говорил, что служба не видит причин для того, чтобы оказывать влияние на биржевые и розничные цены на нефтепродукты (цитаты по "Интерфаксу").

По мнению Корнилова, по итогам года рост бензиновых цен может оказаться немного выше инфляции. ЦБ прогнозирует инфляцию на 2018 г. на уровне 3-4%. В прошлом году рост цен на бензин почти в 3 раза превысил темпы инфляции — рост 7,3% при инфляции 2,5%. С начала года бензин в России подорожал на 0,5%, дизтопливо — на 1,2% (данные Росстата).

"Из-за скачка оптовых цен АЗС сейчас торгуют всеми видами топлива в убыток, поэтому рост розничных цен обоснован и темпы роста, вероятно, будут ускоряться", — указывает гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. По его мнению, по итогам 2018 г. рост розничных цен может снова значительно обогнать инфляцию.

Представители "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти", ФАС не ответили на запросы "Ведомостей".

Александр Воробьев

 

 

Каждый пятый нефтяной контракт России с Китаем может перейти с бумаги на биржу.

"Российская газета"

Россия и Китай будут вместе развивать биржевую торговлю нефтью. Сейчас вся нефть из России в Китай поставляется по долгосрочным контрактам, но с развитием фьючерсного рынка каждый пятый договор стороны могут перевести на биржу. Эксперты, исходя из мирового опыта, считают, что это будет крайне сложно сделать.

В этом году Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) планирует запустить на восточном направлении фьючерс на экспортную нефть ESPO (или ВСТО, идет по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан) на условиях поставки FOB (free-on-board, то есть продавец доставляет товар в порт — в данном случае Козьмино — и грузит на судно покупателя, после чего расходы и риски ложатся на плечи принимающей стороны). Об этом сообщил вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко на конференции в Пекине. Целевая аудитория фьючерса — покупатели российской нефти в Азии.

Регулярные торги нефтью на СПбМТСБ ведутся с апреля 2013 года, однако поставочный фьючерс на российский сорт Urals появился только в конце 2016 года. Уже тогда биржа предполагала, что запустит и фьючерс на ESPO, который по качеству очень близок к эталонному сорту Brent и в перспективе имеет шансы стать бенчмарком для рынка Азии при наращивании объемов экспорта.

В России уже пытались вывести на мировой рынок экспортный сорт в 2006 году, тогда он получил название REBCO, но контракт так никого и не заинтересовал, вспоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Многое изменилось: возросла добыча до рекорда, Россия стала играть более заметную роль на рынке нефти. Но необходимо учесть и причины, по которым запуск предыдущего проекта оказался неудачным, среди которых недоверие инвесторов к новому финансовому инструменту.

Нефтью на СПбМТСБ торгуют неохотно: за 2017 год объем составил 1,3 миллиона тонн. Сейчас торги ориентированы на внутренний рынок. Международные трейдеры не придут без создания комфортной поставочной и расчетной инфраструктуры. Рубли и юани, как национальные валюты, плохо подходят для расчетов, так как между Москвой и Пекином они осуществляются только утром, но это технически решаемая проблема, считает Ващенко. Товарооборот двух стран в национальных валютах при этом растет: юань занимает третье место по обороту среди валютных пар на Московской бирже, и это плюс, так как в конце марта Шанхайская международная энергетическая биржа (INE) запустила фьючерсный контракт на нефть в юанях.

"Стоит учесть, что экспорт в Китай нашим компаниям давался нелегко, — подчеркивает Ващенко. — Были долгие и тяжелые переговоры. И сейчас это несколько поставщиков и потребителей с обеих сторон. Все контракты долгосрочные, цены привязаны к котировкам на азиатских торгах. Китай и Россия заинтересованы в росте объемов (поставок) до 50 миллионов тонн в год к 2020 году, и в этом случае не исключено, что сделки в отношении новых поставок могут заключаться на сырьевых биржах двух стран, в том числе в России. Но для этого трейдерам нужен прежде всего комфортный налоговый режим, который они сейчас имеют только в офшорах".

По мнению собеседника "РГ", торговые партнеры могли бы предоставить трейдерам своих компаний налоговые льготы, тогда биржевая торговля пошла бы резко в гору. На его взгляд, около 20 процентов объемов можно заключать на спотовом рынке. Потенциальный объем в текущих ценах — более 4,6 миллиарда в год. Пока российская биржа нефти остается внутристрановым явлением, не имея большой популярности, указывает эксперт Энергоцентра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко. "Ликвидность торгов так же крайне низка, как и количество игроков, более того, на бирже не присутствуют зарубежные игроки. При этом даже снижение цен на нефть не подтолкнуло хеджеров к участию в торгах. Поэтому говорить о краткосрочных перспективах достаточно сложно", — заключает она.

Пока биржа не нарастит ликвидность, то есть не привлечет к торгам как можно больше участников, которые будут регулярно заключать сделки, мало что изменится. Эксперты сходятся во мнении, что это будет трудно и для России, и для Китая. Цель одна — сделать имя сортам нефти, чтобы они были так же популярны, как Brent и WTI, чего еще не удавалось никому. В качестве бесспорного фундамента у России — звание одного из крупнейших поставщиков сырья, у Китая — одного из крупнейших его импортеров. В поиске решения задачи наращивания ликвидности в начале этого года СПбМТСБ и Шанхайская биржа нефти и газа (SHPGX) подписали меморандум о сотрудничестве, который предполагает, что стороны разработают модели торгов российской нефтью для Китая.

Александра Воздвиженская

<< Апрель, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ