Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.04.2019

Сейчас фискальные послабления предприятиям отрасли обходятся бюджету в 1,2 трлн рублей в год.

"Известия"

Нефтегазовые компании могут лишиться существенной части налоговых льгот, так как эффективность их использования находится на низком уровне. К такому выводу пришли в Минфине, предварительно оценив объем недополученных доходов в бюджет от преференций для бизнеса, рассказал "Известиям" федеральный чиновник. Сейчас фискальные послабления обходятся казне в 1,2 трлн рублей. Информацию подтвердили два близких к ведомству источника. Представитель Дмитрия Козака заявил, что по поручению вице-премьера Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития проведут ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представят отчет. Эксперты считают, что радикально пересматривать преференции нефтегазовым компаниям слишком рискованно. Это может подорвать их устойчивость, привести к удорожанию топлива и сократить доходы бюджета.

Быть или не быть

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы, сказал "Известиям" источник в правительстве. По его словам, к настоящему моменту ведомство провело инвентаризацию этого вида господдержки и насчитало более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых преференций для разных отраслей экономики на сумму свыше 4 трлн рублей. Следующим этапом систематизации должна стать разработка прозрачной нормативной базы, с помощью которой можно будет оценить их результативность. После этого появится возможность оптимизировать льготы.

Впрочем, в Минфине уже сделали предварительные оценки и заключили, что льготы для ресурсодобывающих компаний не дают ожидаемого экономического эффекта, рассказал "Известиям" чиновник. По его словам, существенную часть преференций можно оптимизировать без особых рисков для отрасли. По данным ведомства, в 2018 году бюджет недополучил из-за льгот для нефтегазового сектора 1,2 трлн рублей.

С такой точкой зрения согласились в Счетной палате. В большинстве случаев при установлении каких-либо льгот цель их введения, конкретные показатели и ориентиры не установлены, сообщила пресс-служба СП. На просьбу оценить эффективность послаблений для ресурсодобывающих компаний там ответили, что это возможно будет сделать только после появления соответствующей публичной методики, а пока делать какие-либо конкретные выводы преждевременно. Впрочем, в СП не сомневаются в том, что льготы в целом можно оптимизировать. По оценке контрольного органа, в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Нефтегазовые компании достаточно прибыльны для того, чтобы самостоятельно решать проблемы эффективности добычи ресурсов на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами, уверен другой собеседник "Известий", близкий к Минфину. Сейчас, по его словам, сравнительно невысокую рентабельность на сложных участках перевешивают на бюджет, хотя задачу можно решать путем внедрения более современных и экономных технологий.

— В идеале льготы нефтегазовым компаниям должны быть нулевыми, — заявил он "Известиям". — Однако в ближайшие несколько лет этот идеал недостижим. Дело не только в ожидаемом сопротивлении сектора, а еще и в том, что период адаптации к новым условиям должен быть длительным.

Кроме Минфина анализом результативности налоговых льгот для нефтегазовых компаний занимаются в Минэнерго и в Минэкономразвития. По словам представителя вице-премьера Дмитрия Козака Ильи Джуса, всем трем ведомствам поручено провести детальную ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представить оценки их эффективности. В Минэнерго "Известиям" лишь сообщили, что работают в соответствии с "дорожной картой", в рамках которой проводится инвентаризация нефтегазовых объектов. В Минфине и Минэкономразвития на запрос "Известий" не ответили.

"Известия" обратились в крупнейшие российские нефтегазовые компании с просьбой оценить результаты использования предоставленных им налоговых льгот и прокомментировать возможные последствия от их отмены. В "Роснефти", "Газпроме", "Газпром нефти", "Татнефти" и "Сургутнефтегазе" не ответили на запрос. В "Лукойле" отказались от комментариев.

Не надо спешить

Ввиду возможного падения нефтяных котировок лишать компании господдержки довольно рискованно, заявил руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Добыча на сложных месторождениях может потерять экономический смысл, что, с одной стороны, дестабилизирует сектор, с другой — приведет к потерям доходов для бюджета. Сейчас нефтегазовый вклад в него составляет почти половину всех поступлений — более 9 трлн рублей. Если компании лишатся льгот в неблагоприятный период, выручка госказны может сократиться, полагает Дмитрий Белоусов. Впрочем, по его мнению, льготы нужно предоставлять только под определенные обязательства — компании должны вкладывать свою прибыль в перспективные для экономического развития проекты, а не аккумулировать ее на счетах в банках.

Другим негативным последствием отмены льгот для ресурсодобывающих компаний может стать удорожание топлива для отечественных потребителей, уверена аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева. По ее мнению, в ближайшее время отказываться от этого вида господдержки рискованно, так как переход к рыночному регулированию цен на топливном рынке должен быть мягким.

Каждое месторождение уникально, поэтому и себестоимость добычи на каждом из них разная, сказал "Известиям" председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный. Льготирование по налогам дает возможность подстроить фискальную систему под эти особенности.

— Однако это субъективный инструмент, а потому необходимо двигаться к другой мотивирующей системе налогообложения, например, налога на добавленный доход, как более универсальной. В обозримой перспективе этот подход можно будет реализовать повсеместно — цифровизация нефтяной отрасли позволит учитывать добычу и затраты по каждой скважине, — считает Павел Завальный.

В целом необходимость льгот объясняется крайне высокой долей налогов на добычу, составляющей около 60% от выручки, уверен главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Поэтому многие категории запасов практически не могут разрабатываться без дополнительных стимулов, а их введение обычно приводит к росту добычи на таких активах. К примеру, после предоставления льгот для трудноизвлекаемых запасов в 2013 году их добыча увеличилась на 5 млн т ежегодно. В то же время системного анализа эффективности фискального режима в отрасли до последнего времени не проводилось.

Дмитрий Гринкевич, Николай Хренков

 

 

Госконцерн предложил смягчить условия разработки шельфовых месторождений.

"Газета РБК"

"Газпром" предложил увеличить максимальный срок геологоразведки на шельфе до 20 лет. Если не разрабатывать морские месторождения в ближайшие годы, эти запасы перестанут быть востребованными, предупреждал вице-премьер Юрий Трутнев.

"Газпром" попросил десять лет отсрочки

В начале марта заместитель председателя правления "Газпрома" Валерий Голубев, отвечавший за взаимодействие с органами власти, написал письмо министру природных ресурсов Дмитрию Кобылкину и попросил продлить сроки геологоразведки на шельфе с десяти до двадцати лет, рассказал РБК источник в Минприроды. Это подтвердили РБК сам Кобылкин и глава Роснедр Евгений Киселев.

У компании не хватает буровых установок, а из-за западных санкций, которые запрещают поставку технологий и оборудования для работы на шельфе, их трудно арендовать или приобрести, зато накопились обязательства по бурению множества дорогостоящих скважин на шельфе, преимущественно в Арктике, перечисляет собеседник РБК аргументы Голубева. Экономические условия не позволяют за три-четыре года пробурить столько скважин, ведь бурение даже одной может обойтись в $1 млрд, добавляет он.

"Была такая просьба от Голубева в марте. Еще несколько компаний на одном из совещаний обсуждали, что это было бы целесообразно сделать", — рассказал РБК Кобылкин в кулуарах Арктического форума, который начался 9 апреля в Санкт-Петербурге. Право работать на арктическом шельфе сейчас есть только у двух структур, которые подконтрольны государству и имеют соответствующий опыт, — у "Газпрома", "Роснефти" и их "дочек". По словам Кобылкина, "Роснефть" также поддержала предложение Голубева, но решение пока не принято: "Надо проанализировать все условия".

"Прежде чем принимать решение, мы сначала заслушаем их позицию и обоснования, посмотрим материалы", — сказал Киселев. Он назвал просьбу о такой продолжительной отсрочке странной: "Десять лет морозить инвестиции в геологоразведку, с моей точки зрения, не очень разумно". Но есть и объективные причины, которые препятствуют эффективной отработке участков, признал чиновник. "Поэтому мы предложили "Газпрому", "Газпром нефти" и всем участникам рынка освоения шельфа в России предоставить планы геологоразведки на своих лицензионных участках, а по итогам изучения этих материалов примем решение", — пояснил он.

РБК направил запрос в пресс-службу "Газпрома". Представитель "Роснефти" отказался от комментариев.

Накануне министр энергетики Александр Новак сказал РБК, что продление сроков геологоразведки на шельфе нужно обсудить совместно с Минприроды. "Если такая необходимость будет, выработаем соответствующее решение", — заключил он.

Голубев — известный лоббист, он был сослуживцем Владимира Путина по КГБ, а до переезда в Москву руководил петербургским комитетом по туризму. Проработал в правлении "Газпрома" более 15 лет, но в конце февраля решил уйти на пенсию — в этому году ему исполняется 67 лет, сообщила компания. У Голубева оставался отпуск, поэтому он сейчас еще формально числится в компании — догуливает отпуск, сказал РБК источник, близкий к "Газпрому".

Почему Россия отстает на шельфе

Переносить сроки геологоразведки на шельфе, в том числе в Арктике, бессмысленно, заявил РБК директор консалтинговой компании "Гекон" Михаил Григорьев. Когда компаниям переносили сроки бурения на два-три года в связи с резким падением цен на нефть осенью 2014 года, это было оправданно, но за это время компании не преуспели в привлечении буровых мощностей и проведении работ на шельфе. К началу 2018 года у "Роснефти" было 55 лицензий на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей России, говорится на сайте компании. Общие ресурсы по этим участкам оценивались в 41,7 млрд т нефтяного эквивалента. А у "Газпрома" была 41 лицензия на шельфе, запасы газа компания оценивала в 7,6 трлн куб. м, нефти — в 61 млн т (данные на 2017 год). Но единственный проект, работающий на шельфе Арктики, — "Приразломное" "Газпром нефти", которое добывает 3,2 млн т в год.

"Мы видим бездействие компаний, и это повод для пересмотра лицензионных соглашений из-за их невыполнения. Если государство даст такого размера отсрочку, то отодвинет тем самым рост капитализации запасов шельфовых месторождений", — заключает Григорьев. По его мнению, в случае нарушения лицензионных обязательств есть смысл выставить участки на шельфе на повторный аукцион.

Если не начать разрабатывать их в ближайшие годы, то за время жизни следующих двух поколений эти запасы перестанут быть востребованны, предупредил в начале марта и вице-премьер Юрий Трутнев, глава комиссии по развитии Арктики. "Россия сегодня, скажем так, не очень преуспевает на шельфовом треке. За последние годы у нас на шельфе пробурено пять скважин, тогда как в Норвегии — 345, в Великобритании — 99. Разница порядковая", — указал он.

По словам Трутнева, западные санкции сыграли свою роль в отставании России по числу пробуренных на шельфе скважин. Но их можно обходить, предлагая новые формы партнерства зарубежным компаниям, считает чиновник. По его словам, Минприроды уже прорабатывает варианты таких партнерств. "Надеюсь, что в скором времени сможем оформить модель и предложить ее правительству", — сказал он.

Вице-премьер тогда предложил изменить закон "О недрах", ограничивающий участие иностранных компаний в разработке месторождений нефти и газа на российском шельфе, чтобы стимулировать развитие Арктики. "Если мы сможем сделать хотя бы это, то покажем всему миру: замок с двери снят, дорога для мировых наработок, технологий, инвестиций открыта. Тогда наступит время вместе подумать, как иностранному инвестору в эту дверь войти", — заметил он.

По мнению вице-премьера, в этом случае Арктика получит реальный импульс развития, а российская нефтяная отрасль "сможет совершить очередной скачок, о котором сейчас мы не можем даже говорить". "Объясню очень просто: срок освоения шельфовых активов — от 10 до 15 лет. Если сегодня начать с нуля шельфовый проект в Арктике, он реализуется в горизонте 2035 года. Куда за это время шагнет мировая нефтяная отрасль? Особенно если учесть, как стремительно меняется структура потребления энергии", — пояснил вице-премьер свою мысль.

РБК направил запрос представителю Трутнева о предложении "Газпрома" увеличить сроки геологоразведки на шельфе.
"Никаких американских партнеров [на российском шельфе в Арктике] ждать не следует, стоит ждать ближневосточных или европейских партнеров", — заявил журналистам 9 апреля гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко

 

 

Но компании пока не могут договориться об условиях "развода".

"Ведомости"

Во вторник, 9 апреля, состоялся первый раунд переговоров "Газпрома" и Royal Dutch Shell об условиях выхода последней из проекта "Балтийский СПГ", рассказали "Ведомостям" несколько человек, знакомых с участниками встречи. Переговоры проходят в Гааге, где находится штаб-квартира нидерландско-британской компании. "Газпром" более не рассматривает Shell в качестве партнера в строительстве СПГ-завода под Санкт-Петербургом, хотя та принимала участие в подготовке проекта с осени 2015 г. Но Shell, в свою очередь, в выходе из него не заинтересована. Какие варианты обсуждают стороны, собеседники "Ведомостей" уточнять не стали. 10 апреля переговоры должны продолжиться.

На 18 апреля назначена встреча предправления "Газпрома" Алексея Миллера и представителей Shell. К этому моменту "Газпром" и Shell рассчитывают найти компромисс, знают два собеседника "Ведомостей".

"Газпром" "недавно объявил о выборе новой концепции развития, предусматривающей полную интеграцию" "Балтийского СПГ" и газоперерабатывающего завода, напомнил представитель Shell: "Мы рассматриваем возможные последствия такого решения". Представитель "Газпрома" от комментариев отказался.

Проект "Балтийский СПГ" предусматривает строительство завода по сжижению газа в Усть-Луге (Ленинградская обл.). В 2015 г. стало известно, что "Газпром" начал переговоры об участии в проекте Shell. C того момента нефтегазовый концерн считался единственным партнером "Газпрома".

У компаний есть еще один совместный проект в России — "Сахалин-2", разрабатываемый на условиях соглашения о разделе продукции. Здесь в 2009 г. заработал первый в России завод СПГ. До 2006 г. владельцем контрольного пакета в операторе проекта — Sakhalin Energy была Shell. Но затем к компании возникло много претензий со стороны государственных контрольных органов. Чуть позднее контроль в проекте выкупил "Газпром".

При планируемой мощности "Балтийского СПГ" в 10 млн т в год Shell оценивала его стоимость примерно в $11,5 млрд. Осенью 2018 г. компании дошли до стадии начала разработки технического проекта.

Еще в феврале этого года, говоря о планах по строительству "Балтийского СПГ", вице-президент Shell Сандер Стегенг рассказывал о возможном увеличении мощности завода до 13-13,5 млн т СПГ в год. Для него будет использоваться российская технология сжижения, владельцем которой должно стать совместное предприятие Shell и "Газпрома", сообщил топ-менеджер журналу "Газовая промышленность".

Но 29 марта "Газпром" заявил об изменении концепции проекта: строительство завода по сжижению газа мощностью 13 млн т в год вместе с предприятием по переработке газа. Единственным партнером в объединенном проекте, которого упоминал "Газпром" в своем сообщении, было АО "Русгаздобыча", а оператором проекта было названо их совместное предприятие ООО "Русхимальянс". Shell в сообщении никак не упоминалась.

Единственный акционер "Русгаздобычи" — ООО "Национальная газовая группа" (ННГ), ранее контролировавшееся Аркадием Ротенбергом. Сейчас 100% ННГ принадлежит председателю совета директоров "СМП банка" (контролируется Аркадием Ротенбергом и его братом Борисом) Артему Оболенскому.

В новой концепции проект "Газпрома" в Усть-Луге предусматривает ежегодную переработку 45 млрд куб. м газа. На выходе комплекс будет получать 13 млн т СПГ, до 4 млн т этана и более 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов, сообщил "Газпром". Первую очередь объединенного проекта предполагается ввести в 2023 г., вторую — в 2024 г., его общую стоимость "Газпром" оценивает примерно в 700 млрд руб.

"У "Газпрома" с Shell не было финального соглашения о строительстве "Балтийского СПГ", — напоминает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — Вероятно, они тянули с принятием решения слишком долго. Соответственно, чтобы остаться в проекте, им нужно теперь либо сделать хорошее предложение, либо уйти. Бизнес, и ничего личного".

Сложно оценить, сколько Shell могла инвестировать в проект "Газпрома", но скорее всего вложения незначительные, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. Сумма, вероятно, исчисляется в десятках миллионов долларов. "На этом этапе инвестиции в проект, как правило, минимальны и вряд ли выходят за порядок нескольких десятков-сотен миллионов долларов, — соглашается старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. — С другой стороны, Shell давно добивалась участия в проекте, поэтому их разочарование понятно". России важно сохранять хорошие рабочие отношения с теми западными компаниями, которые, несмотря на все риски, готовы здесь работать, считает Маринченко: "Это вопрос привлечения в Россию хоть какого-то капитала и технологий".

Артур Топорков, Анна Червонная

 

 

Источником новых проблем может стать Сербия.

"Независимая газета"

Новость о том, что в ходе переговоров в Москве президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган не смогли договориться по цене на газ, взбудоражила общественность. Эксперты полагают, что скорее всего стороны придут к компромиссу: скидка возможна, но в обмен на что-то — например, на доступ к розничному рынку Турции. Более серьезные опасения вызывает судьба второй, транзитной нитки:  "Турецкий поток — 2" вряд ли будет запущен до 2021 года, считают эксперты. На этот раз проблемным участником проекта называют Сербию.

"Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган не договорились о цене на российский газ", — растиражировали информационные агентства новость по итогам переговоров президентов РФ и Турции.

"Что касается энергоносителей, о которых сказал господин Эрдоган, они (цены на газ. — "НГ") формируются не по воле "Газпрома", а рыночным способом. Таковы цены на рынке, они не назначаются "Газпромом" в директивном порядке", — сообщил президент РФ на пресс-конференции по итогам переговоров.

"И здесь есть вопросы, есть проблемы. Наши турецкие друзья настаивают на одних формах, по коммерческим соображениям "Газпром" предлагает другие решения, — сказал Путин. — Но эти решения все равно будут находиться, мы их будем искать, потому что мы дорожим турецким рынком и отношениями с турецкими партнерами".

"Дело даже не столько в ценах, хотя это очень важный параметр, — продолжил президент. — Дело в стабильности поставок российского газа. У Турции много контрактов в области поставок газа, далеко не все выполняют свои контрактные обязательства, а Россия стабильно выполняет и по объемам, и по ценам, действует на основе долгосрочных контрактов и, несмотря ни на какие ценовые показатели, создает базовые условия для развития турецкой экономики, потому что бизнес понимает, как он будет жить на перспективу, уверен в этих поставках".

Более того, как отметил Путин, в осенне-зимний период Россия увеличивает по просьбе турецкого правительства объемы поставок, "потому что другие партнеры Турции не справляются со взятыми на себя обязательствами".

В итоге угрожают ли разногласия по ценам проекту? Опрошенные "НГ" эксперты полагают, что, несмотря на разногласия, на самом деле угроза для запуска первой нитки "Турецкого потока" минимальна. "Ведь это не первый такой случай. Можно вспомнить историю с проектом прямого газопровода из России в Турцию — "Голубым потоком", который сейчас работает. Когда он был построен, в Турции заявили то же самое, что российский газ дорогой и нужна скидка. Но постепенно газопровод заполнился на 100%, ситуация урегулировалась. Так и здесь", — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Как ожидает эксперт, партнеры сядут за стол переговоров, обсудят предложения, и компромисс будет найден, "потому что стороны очень зависят друг от друга". Тем более Турция уже имеет с Россией долгосрочный контракт, от которого не сможет в одночасье отказаться.

"Скидка возможна в обмен на что-то", — продолжает Правосудов. Он приводит гипотетический пример: возможна ситуация, когда не просто организуются оптовые поставки на границу, а создается совместное предприятие, которое начинает работать на розничном рынке, где цена существенно выше. В результате, как поясняет эксперт, предоставляя скидку в опте, в рамках совместного предприятия компания-поставщик ничего не теряет, потому что начинает зарабатывать на розничных поставках.

"Полагаем, что первая нитка "Турецкого потока" будет введена в эксплуатацию по плану, в конце 2019 года, а до запуска газопровода Россия и Турция решат все ценовые вопросы, — соглашается замдиректора центра "Альпари" Наталья Мильчакова. — Тем более что строительство первой нитки уже близится к завершению: в марте были соединены морская и наземная части первой нитки газопровода".

"Строительство морской части газопровода завершено, строительство сухопутной части продолжается по плану", — уверял днем ранее Эрдоган.

"Речь не идет о полном отказе Турции от российского газа. Если, допустим, Москва откажется фиксировать приемлемую для Турции цену в контракте, то дешевле газа турецкому потребителю на существующем рынке и в таком объеме все равно не найти при всем желании", — комментирует ситуацию директор Фонда развития права и медиации топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов. По его мнению, мы видим попытку Турции разведать, на какую скидку от "Газпрома" все же можно рассчитывать.

Значительно больше опасений вызывает судьба второй нитки "Турецкого потока" — именно с ней до сих пор много проблем. В начале 2018 года, когда "Газпром" получил разрешение на укладку второй нитки в исключительной экономической зоне и территориальных водах Турции, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер объявил: "Теперь абсолютно точно обе нитки газопровода будут запущены в эксплуатацию в срок, до конца 2019 года".

Эксперты в этом сомневаются. Правосудов напоминает: "Первая нитка будет обеспечивать газом Турцию. В результате освободятся газотранспортные мощности на территории Украины, Румынии и Болгарии, по которым сегодня идет транзит российского газа в Турцию. Эти мощности можно будет запустить в реверсном режиме, чтобы газ шел из Турции в Болгарию. Проблема может возникнуть у Венгрии и Сербии, которые в настоящее время получают газ транзитом через Украину. Для того чтобы присоединить их к "Турецкому потоку", необходимо построить соединительный газопровод между Болгарией и Сербией, а также модернизировать болгарскую и сербскую газотранспортные системы до границы с Венгрией".

"На днях Сербия должна была начать строительство соединительного газопровода, но пока этого не произошло. Так что начнется ли строительство; если начнется, то завершится ли оно в срок, до конца текущего года, как обещают в Сербии, — это вопрос, в этом есть большие сомнения", — сообщил Правосудов "НГ" во вторник.

По его мнению, скорее всего Сербия не успеет — "значит, вторая нитка загружена не будет или будет загружена минимально". Понадобятся модернизация старой инфраструктуры, строительство соединительных маршрутов. "К концу 2021 года, наверное, вся эта работа будет завершена", — говорит Правосудов.

Эти опасения не беспочвенны. Задержка в создании газотранспортной инфраструктуры в Центральной и Восточной Европе заставит "Газпром" ждать не менее года после завершения строительства газопровода "Турецкий поток", чтобы он смог реализовать второй этап проекта для поставки газа в Европу; газопроводы, соединяющие "Турецкий поток" с юго-востоком Европы, будут готовы не ранее января 2021 года, сообщал Интерфакс со ссылкой на источники, близкие к проектам.

"Что касается второй нитки, то сроки ее строительства и ввода в эксплуатацию пока прогнозировать сложно", — признает Мильчакова. Эксперты напоминают, что ранее и сами российские чиновники не раз требовали "железобетонных гарантий" и от Евросоюза, и от отдельно взятой Болгарии по поводу судьбы второй нитки, и пока что гарантий получено не было.

Анастасия Башкатова

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ