Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.06.2014

Быть или не быть налоговому маневру, в июне решит "Роснефть".

"РБК daily"

Дискуссия Минфина и Минэнерго о налоговом маневре в нефтяной отрасли завершилась принятием варианта ведомства Александра Новака. Но судьба маневра до конца не решена: против предлагаемых чиновниками перемен теперь выступает "Роснефть", указывая на риски потерь для компании. Окончательное решение власти должны принять в июне после консультаций с нефтяниками.

Президент Владимир Путин на прошлой неделе поручил правительству ускориться с определением параметров налогового маневра, который предполагает снижение экспортных пошлин на нефтепродукты одновременно с повышением НДПИ на нефть. Речь идет о нескольких неделях, пояснил в понедельник директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. По его словам, параметры должны быть определены в июне.

Он также сообщил, что Минфин в результате переговоров с Минэнерго фактически принял предложения последнего, предполагающие увеличение срока маневра до четырех лет (Минфин ранее предлагал совершить маневр в два этапа за два года). При этом в рамках первого этапа 2015 года изменения будут такими, как предлагал Минфин. А второй этап, по словам Трунина, будет растянут до 2018 года.

"С 1 января 2018 года мы имеем практически те же самые параметры, экспортная пошлина — 30% на нефть, мазут — те же 100%, пошлина на светлые нефтепродукты порядка 26%, ставка НДПИ порядка 1000 руб. за тонну", — пояснил он. С 2015 года экспортная пошлина составит 42%, добавил Трунин. Минфин и Минэнерго "понимают друг друга" в том, продолжил Трунин, что сохраняется действующая система льгот для нефтяников.

Позиция "Роснефти"

Достигшим взаимопонимания министерствам, однако, предстоит еще один, не менее сложный раунд переговоров. Против текущей конфигурации маневра пока возражает компания "Роснефть". Ранее ее президент Игорь Сечин заявлял, что налоговый маневр может отразиться на реализации ряда крупных проектов, в том числе на проекте Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК).

По расчетам компании, налоговый маневр приведет к потерям, но у Минфина другая оценка. По ней для всего сектора его реализация означает дополнительные доходы, хоть и небольшие. А проект ВНХК, по словам Трунина, становится прибыльным к 2018 году, раньше его и не запустят.

Любое радикальное изменение законодательства приводит к необходимости его дополнительной настройки, что ведет к нестабильности в отрасли, возразил РБК источник в "Роснефти". В итоге это снизит ее инвестпривлекательность. В компании считают, что повысить до 100% пошлины на мазут было бы целесообразнее на год раньше, с 2017 года, сообщил собеседник РБК.

Кроме того, сказал он, компания настаивает на сохранении льготы по экспортной пошлине на нефть в абсолютном денежном выражении (что требует изменения формулы расчета льготной пошлины и снижения коэффициента с 45 до 34%). Льготу по НДПИ для действующих месторождении также необходимо сохранить в абсолютном денежном выражении, полагают в "Роснефти".

Представители министерств заверяют, что если компании удастся доказать правильность своих расчетов, то на маневре настаивать не будут. "Если это действительно окажется так, как говорит Игорь Иванович (Сечин. — РБК), естественно, мы не будем это проводить. Естественно, мы от этого (маневра. — РБК) откажемся", — сказал Илья Трунин. Вопрос налогового маневра планируется обсудить с "Роснефтью", заявляют в обоих министерствах, но дату совещания пока не называют.

Первоначальный вариант налогового маневра от Минфина предполагал, что в течение двух лет, до 2016 года, экспортные пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла будут снижены более чем наполовину. Параллельно будет повышена ставка НДПИ на нефть до 1005 руб. за тонну, более чем в два раза от текущих уровней. С 1 января 2014 года НДПИ на нефть составляет 493 руб. за тонну, с 1 января 2015 года ставка должна составить 530 руб. за тонну без учета маневра. Чтобы сдержать рост цен на нефть и бензин на внутреннем рынке, Минфин предлагал резко снизить топливные акцизы.

Минэнерго же предлагало установить ставку НДПИ на нефть на уровне 625 руб. за тонну с 2015 года и на последующие годы, снизить предельный коэффициент изъятия при расчете ставки экспортной пошлины на нефть с 57 до 51% в 2015 году, а на последующие годы предусмотреть более плавное поэтапное повышение ставок вывозных таможенных пошлин на мазут: с 2015 года — 80% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, с 2016 года — 90%, с 2017 года — 100%.

Елена Малышева, Тимофей Дзядко

 

 

Америка готова заморозить европейцев, лишь бы навредить России.

"Российская газета"

Сегодня истек срок введения предоплаты за российские газовые поставки для Украины. И как раз накануне поздно вечером в Брюсселе состоялся пятый раунд переговоров в формате Россия-Украина-Евросоюз, который мог бы окончательно расставить все точки над "i". В том числе — и по вопросу цены за "голубое топливо" для наших соседей.

На момент подписания номера о результатах встречи известно еще не было. "Однако стороны уже действительно близки к компромиссу", — рассказали "РГ" в минэнерго перед переговорами. Само собой, что ключевыми вопросами встречи министров энергетики России, Украины и ЕС вчера стали украинский газовый долг, возможное снижение цен на наше "голубое топливо", а также перспективы строительства трубопровода "Южный поток".

До сегодняшнего дня трехсторонние переговоры в таком формате проходили неделю назад, 2 июня. И принесли несколько ключевых новостей. Глава "Газпрома" Алексей Миллер тогда заявил, что между сторонами могут быть достигнуты договоренности, которые перенесли бы сроки перехода на предоплату для Украины. Потенциальное снижение цен за газ для наших соседей Миллер тоже не исключал. Такая возможность есть, и даже схем несколько — можно снизить таможенные пошлины, а можно и скорректировать формулу формирования стоимости.

По словам Миллера, очевидно, что Украина тогда была готова принять цену за наш газ, которую предложила Еврокомиссия — 350-390 долларов за тысячу кубометров. Но сейчас стоимость газа для Украины установлена на отметке в 485,5 доллара за тысячу кубометров. Страна задолжала России за поставки 2,237 миллиарда долларов. Но часть долга в 786,4 миллиона долларов Украиной уже оплачена. Это, собственно, и дало повод продолжить переговоры и перенести срок введения предоплаты за российские поставки газа с 3 июня на 9, а потом и на 10 июня.

О непрерывности поставок российского газа в Европу договориться тогда также удалось. Оно и понятно: в Старом Свете готовят сани летом, чтобы не зимовать без нашего "голубого топлива". Однако в Евросоюзе все равно намерены снижать зависимость от российского газа. И даже подготовили в качестве "реакции на актуальные геополитические события" стратегию энергобезопасности, с ключевыми постулатами которой удалось ознакомиться корреспонденту "Российской газеты".

Речь в ней идет о диверсификации поставщиков энергии, об усилении переговорной позиции по отношению к странам-поставщикам, повышении энергоэффективности, интенсификации использования возобновляемых источников энергии, а также о развитии внутреннего энергетического рынка и мер по экономии энергии.

Разработке стратегии предшествовал подробный анализ ситуации на газовом рынке Европейского союза. В энергопотреблении Старого Света на природный газ приходится 21 процент. Причем 90 процентов этого ископаемого источника поставляется из-за рубежа: 39 процентов из России, 33 процента из Норвегии, 22 процента из Северной Африки (Ливии и Алжира) и 6 процентов из других стран. В 2012 году Европейский союз импортировал почти 90 процентов нефти, 66 процентов газа и 42 процента твердых горючих элементов, что означало издержки более миллиарда евро в день. Почти все государства, говорится в представленном досье, получают газ из России.

Однако после ввода в строй Северноевропейского газопровода доля газа, проводимого в Европу через Украину, значительно уменьшилась. В настоящее время лишь половина российского газоэкспорта проходит через украинскую трубопроводную систему с общим объемом прокачки в 120 миллиардов кубометров, другая половина поставляется по трубопроводам "Ямал" и "Северный поток". Тем не менее стратегия нацелена на уменьшение зависимости от России вообще и от поставок через территорию Украины в частности.

Но пока еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, который участвовал во всех прошедших трехсторонних встречах по газу, подчеркивает, что в первую очередь необходимо завершить образование внутреннего энергетического рынка Евросоюза, улучшить инфраструктуру и эффективность энергопользования.

Чтобы гарантировать бесперебойное энергоснабжение зимой, Еврокомиссия предложила протестировать устойчивость к рискам на региональном и общеевропейском уровне, симулируя перебои в поставках газа. На основании этих тестов должны быть разработаны планы по выходу из чрезвычайных ситуаций. Среди механизмов могут быть рассмотрены повышение запасов в газохранилищах, понижение потребления газа путем перехода на другие источники (особенно для отопления), развитие инфраструктуры для чрезвычайной ситуации и реализация возможностей реверса газа.

Диверсифицируя свои источники энергии, Евросоюз хотел бы тем не менее и дальше поддерживать отношения с "надежными партнерами". В то же время подчеркивается необходимость развития связей с новыми партнерами из региона Каспийского моря путем построения южного коридора, развития средиземноморской ветки и повышения поставок сжиженного газа.

Приоритетной считается также область энергосбережения. Евросоюз поставил себе целью повысить энергосбережение на 20 процентов до 2020 года, понизив потребление энергии таким образом на 371 тонну в нефтяном эквиваленте. Упор здесь делается на использование "смешанной энергии", то есть энергии из различных источников, другими словами, диверсификация энергоносителей, повышение доли возобновляемых источников (в 2012 году она составляла уже 14,1 процента). Далее предполагается понизить использование энергии для отопления зданий ввиду того, что более треть газа используется именно в этих целях. На европейском уровне уже разрабатываются программы по утеплению домов и понижению расходности электроприборов.

Естественно, для проведения в жизнь новой энергетической стратегии необходимы большие инвестиции. О том, каким образом и из каких источников придется краткосрочно привлечь необходимые средства, будет предположительно решено на заседании Европейского совета 26 и 27 июня, где главы государств и правительств стран Евросоюза обсудят сделанные вчера Еврокомиссией предложения.

Эксперты "Российской газеты" относятся к этим намерениям европейцев сдержанно. Полностью снять зависимость от нашего газа у ЕС не получится, считают в Российском газовом союзе. Но в перспективе, скажем, лет десяти уже возможны некоторые варианты по части использования внутренних ресурсов Старого Света для повышения энергосбережения к 2020 году.

"С учетом постепенного роста доли нетрадиционных источников энергии в балансе можно ожидать, что лет через 10 зависимость только от газа может упасть на 15-20 процентов", — отмечают эксперты. Единственный нюанс — как всегда деньги. На то, чтобы переставить энергосистему Евросоюза на "зеленые" рельсы, потребуются миллиарды евро, а где их взять в атмосфере слишком медленно восстанавливающейся после кризиса экономики?

А вот разнообразить список поставщиков газа для того, чтобы исключить возможные проблемы с получением топлива по тому или иному направлению, в Европе вполне способны. Впрочем, обнадеживают эксперты Российского газового союза, у России есть чем защититься от возможного падения объемов поставок газа в европейские страны. Недаром, например, появились сообщения о возможном возвращении к идее газопровода с Сахалина до японского острова Хонсю.

Это реальный проект, и в нем есть своя логика, говорят аналитики рынка, несмотря на то, что Страна восходящего солнца больше нуждается в сжиженном природном газе. Но "обычный" газопровод из России будет сглаживать риски, если вдруг что-то пойдет не так с поставками из других стран. Так что это, по идее, может быть выгодно обеим нашим странам.

Роман Маркелов, Анна Розэ, Тарас Фомченков

 

 

В Москве запрет на строительство газопровода называют началом третьего этапа экономических санкций.

"Независимая газета"

Проект газопровода "Южный поток" (ЮП) оказался в центре сложных российско-евро-украинских отношений. Сначала Болгария, а затем и Сербия под давлением Еврокомиссии (ЕК) заявили о приостановке строительства до урегулирования разногласий с Брюсселем. Остановка проекта оказалась неприятным сюрпризом для "Газпрома" и Кремля. Позже сербские власти выступили с противоречивыми заявлениями, что новых решений по ЮП не было. А российский посол при ЕС назвал вчера замораживание ЮП переходом к экономическим санкциям против России.

В Кремле пока считают преждевременным комментировать заявление властей Болгарии о приостановке работы по проекту ЮП, заявил РИА Новости пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "Надо прояснять. Пока рано что-либо говорить", — сказал он. Ранее официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов заявил, что пока не может прокомментировать решение Болгарии.

Комментарии вчера нашлись у постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова. Действия ЕС против реализации проекта "Южный поток" можно рассматривать как "ползучий переход к экономическим санкциям против России", — сказал Чижов. "Трудно отделаться от ощущения, что блокирование Еврокомиссией начала работ по строительству ключевого болгарского участка "Южного потока" предпринято в чисто политических целях", — подчеркнул он.

Посол обратил внимание, что правительство Болгарии согласилось 8 июня на приостановку работ по "Южному потоку" после переговоров с группой американских сенаторов — в частности, с сенатором Джоном Маккейном, известным своим отношением к России. "Последовавшие за этим решением заявления посла США в Софии свидетельствуют, что те, кто обвиняет РФ в использовании энергии как средства давления, должны сначала посмотреть в зеркало", — отметил Чижов.

Болгария приостанавливает строительство газопровода "Южный поток", предоставив России и Еврокомиссии договариваться о проекте между собой. Об этом в воскресенье заявил премьер-министр страны Пламен Орешарски. "Поступил запрос со стороны Еврокомиссии, после чего мы приостановили текущую работу. После дополнительных консультаций с Брюсселем будет определен ход дальнейшей работы", — заявил Орешарски после встречи с американскими сенаторами.

Вместе с тем болгарские власти не отказываются от этого проекта окончательно. "Если посмотреть на ситуацию со стратегической точки зрения и без эмоций, то проект "Южного потока" необратим и важен как для Болгарии, так и для всей Европы", — заявил министр энергетики страны Драгомир Стойнев, выразив надежду, что по всем спорным вопросам стороны найдут решение.

ЕК объявила о намерении остановить строительство ЮП еще 2 июня. Представитель Еврокомиссии Сабина Бергер объяснила это двумя причинами. Первая — это уже не раз звучавшие требования ЕК согласовать проект с нормами Третьего энергопакета, а вторая — нарушение Болгарией "европейских правил проведения тендеров на строительство инфраструктурных проектов" и предоставление "привилегированных возможностей российским и болгарским компаниям".

Как сообщает Reuters, посол США в Болгарии Марси Райс выразила озабоченность тем, что страна выбрала для строительства газопровода российскую компанию "Стройтрансгаз", контролируемую структурами Геннадия Тимченко, против которого были введены американские санкции.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер, в свою очередь, отмечал, что Еврокомиссия не может запретить строить газопровод — ограничения по европейскому законодательству относятся к эксплуатации, а значит, работа над "Южным потоком" будет продолжаться.

Тем не менее 4 июня другой представитель Еврокомиссии Антуан Коломбани подтвердил требование к властям Болгарии приостановить строительство "Южного потока" на время выяснения отношений между Россией и Евросоюзом (ЕС), пригрозив возможными санкциями в случае невыполнения этой просьбы.

На заявление болгарского премьера об отсрочке строительства вскоре откликнулась Сербия — из-за этого решения и она будет вынуждена отложить работу по ЮП. "Болгария является узлом, и, пока не окончатся переговоры Болгарии с Евросоюзом и Евросоюза с Россией, и мы стоим", — цитировал Интерфакс слова министра строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии Зораны Михайлович.

Позже со стороны сербского правительства последовали более дипломатичные заявления. "Никаких изменений в реализации проекта "Южного потока" в Сербии не было, — сообщил премьер-министр страны Александар Вучич. — Такие решения принимает правительство, а правительство не заседало. У нас все идет, как и было запланировано". Однако, как будет строиться газопровод в Сербии без недостающего болгарского звена, остается загадкой.

Отметим, что ранее на переговорах еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер называл второстепенными вопросы, касающиеся газопроводов "Южный поток" и "Северный поток". Сначала, отмечал Эттингер, нужно решить вопросы в отношении безопасного транзита газа через Украину.

Между тем вчера также стало известно о планах украинского правительства разделить "Нафтогаз" на пять компаний и создать на этой базе минимум два совместных предприятия с ЕС и США. Очевидно, именно этим объясняется стремление Еврокомиссии решить вопросы украинского транзита и придержать разрешение ситуации с "Южным потоком". Этот проект должен диверсифицировать российские поставки и снизить зависимость от украинской газотранспортной системы.

"Гюнтер Эттингер прямо заявляет, что "Газпром" должен разрешить сначала ситуацию с Украиной, а потом ему, может быть, разрешат строить "Южный поток". Но как урегулировать ситуацию с Украиной, если у нее нет денег, — не очень понятно. И откуда они появятся — тоже неизвестно. При этом, если возникнут проблемы с украинским транзитом, пострадают в основном именно жители Южной Европы, для которых и строится "Южный поток". Еврокомиссия явно хочет серьезных уступок от "Газпрома", но каких именно — понять нельзя, пока ничего конкретного не озвучено", — рассуждает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

"Газпром" привык к монопольному положению и именно такого к себе отношения требует от Еврокомиссии. Он настаивает на изменении законодательства Евросоюза, — говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. — Но и если "Газпром" построит этот проект с учетом всех правил ЕС, эта труба для него потеряет смысл".

Претензии к выбору подрядчика для строительства болгарского участка стали именно поводом, а не главной причиной запрета на строительство, полагает Крутихин. "Подрядчика выбирали без какой-либо прозрачности и без настоящего конкурса, что возмутило европейских регуляторов, которые к таким фокусам не привыкли", — объясняет эксперт. Крутихин не видит особых перспектив для компромисса в сложившейся ситуации. "Болгария на протяжении нескольких лет получала предупреждения о том, что в своих соглашениях с Россией и "Газпромом" нарушает европейские нормы. Только когда европейцы начали процедуру введения санкций, Болгария приостановила осуществление проекта", — рассказал эксперт. Поэтому теперь, по мнению Крутихина, страна вынуждена либо согласиться со всеми требованиями, "либо, как шутят наблюдатели, Болгарии придется проводить референдум о выходе из Евросоюза".

Алина Терехова

 

 

"РБК daily"

"Интер РАО", блокпакет которой принадлежит "Роснефтегазу", станет оператором оптового и розничного рынков электроэнергии Крыма. Компания будет закупать электроэнергию на Украине и поставлять ее населению. Эксперт оценивает ежемесячный объем закупок в 1,17 млрд руб.

Вчера замминистра энергетики России Сергей Черезов на выездном заседании в Крыму представил механизм купли-продажи электроэнергии для полуострова. Механизм предполагает работу в Крыму единого закупщика электроэнергии, который будет покупать ее на Украине, и он же возьмет на себя функции агента по проведению сбора платежей и определению объема взаимных требований и обязательств. Этот единый оператор будет также покупать электроэнергию крымских станций. Покупка энергии украинских электростанций будет оформляться как экспортно-импортные операции.

Представитель Минэнерго сообщил РБК, что единым закупщиком и поставщиком электроэнергии на территории Крымского федерального округа будет ООО "Центр осуществления расчетов". По данным СПАРК-Интерфакс, 99,99% компании принадлежит ЗАО "Интер РАО Капитал" и 0,01% ООО "Интер РАО Инвест". В "Интер РАО" от комментариев отказались.

На базе Центра осуществления расчетов также планируется создать единый центр получения субсидий для тарифов на электроэнергию населения. Тарифы на электроэнергию в Крыму в пересчете на рубли в среднем составляют около 1,5 руб. за 1 кВт·ч. Министр энергетики Александр Новак ранее заявлял, что при росте цены украинских поставок тарифы для крымчан будут субсидироваться.

В 2013 году Крым потребил около 6 млрд кВт·ч электроэнергии, полученной с материковой части Украины, поясняет старший аналитик Dragon Capital Денис Саква. По его словам, в месяц Крым закупает электроэнергию на 400 млн гривен (1,17 млрд руб.). Потребление Крыма в час пик — около 1 ГВт, говорит Саква, местные электростанции обеспечивают только 20% потребности полуострова в электроэнергии.

До последнего времени закупками электроэнергии для Крыма на украинском энергорынке занималась "ДТЭК Крымэнерго", подконтрольная System Capital Managment Рината Ахметова. С 1 июня, согласно постановлению кабинета министров Украины, право закупать электроэнергию для Крыма и продавать ее крымскому поставщику есть только у украинского госпредприятия "Укринтерэнерго". Пресс-служба компании сообщила, что был заключен договор купли-продажи электроэнергии для Крыма с "ДТЭК Крымэнерго".

В "ДТЭК Крымэнерго" и "Интер РАО" не комментируют, как будут взаимодействовать компании при поставках энергии в Крым. Источник, близкий к одной из компаний, рассказал, что "ДТЭК Крымэнерго" будет покупать энергию у "Укринтерэнерго", а потом продавать ее "Интер РАО". Стоимость закупки электроэнергии компании не разглашают.

Закупки электроэнергии для Крыма с территории Украины будут продолжаться, пока на полуострове не построят собственную генерацию. В конце апреля Минэнерго представило утвержденный план энергоснабжения полуострова. Он предполагает строительство электростанций суммарной мощностью 700 МВт и электросетей на полуострове, а также между Крымом и Краснодарским краем. Инвестиции Минэнерго оценивало в 71 млрд руб.

Марина Коцубинская

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ