Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.06.2016

Нефтяники близки к налоговой реформе, которую ждут уже 15 лет. Мин­энерго согласилось заменить льготы на новых месторождениях налогом на добавленный доход.

"Ведомости"

Спорящие о реформе Мин­энерго и Минфин готовы на компромисс, рассказали два чиновника обоих министерств. Минэнерго согласилось на предлагаемый Минфином налог на добавленный доход (НДД) не только для старых, но и для новых месторождений. Решение было принято на совещании у министра энергетики Александра Новака с компаниями на прошлой неделе, говорят чиновники.

В Минфин предложения не поступали, но с концепцией он согласен. "Мы изначально это и предлагали, это Минэнерго долго было против", — напоминает чиновник Минфина.

НДД должен заменить экспортную пошлину и частично НДПИ. Нагрузка будет зависеть не от добычи, а от доходов. Минэнерго было против НДД на новых месторождениях с льготами — проекты лишились бы их, а нагрузка выросла. Минфин же ставил ультиматум: НДД — для всех проектов.

Теперь Минэнерго предложит такие параметры НДД для новых месторождений, чтобы нагрузка не выросла. Минфин, по словам его чиновника, не настаивает на предложенной им ранее ставке (70%) и готов согласиться на более низкую, если она не ухудшит условия для бюджета. Впрочем, Минфин готов даже к небольшому снижению доходов бюджета, отмечает он.

Инициатором компромисса выступила "Газпром нефть", рассказывают два участника встречи в Минэнерго. Они пересказывают ее позицию: Минфин не отступит, можно так подкрутить параметры, чтобы нагрузка не выросла, а компании получили стимулы для старых месторождений. Нагрузка для проектов изменится по-разному, но возможны корректирующие коэффициенты, пересказывает чиновник: "Это усложнит конструкцию, но может стать компромиссом".

Представитель Минфина не ответил на запрос. Его коллеги из Минэнерго и "Газпром нефти" отказались от комментариев.

Параметры из проекта Минфина серьезно повышали нагрузку. Сейчас суммарная ставка НДПИ и пошлины для всех месторождений — 42% от цены нефти, а для льготируемых — 10%, по данным Vygon Consulting. До окупаемости проекта НДД выгоднее действующей системы, но после выхода на окупаемость нагрузка взлетит — 40% от цены нефти придется заплатить в виде НДПИ и пошлины плюс 70% нового налога с денежного потока, причем в том числе льготникам.

Минэнерго предлагало, например, привязать ставку НДПИ к колебанию цены на нефть, рассказал чиновник Минэнерго: это позволило бы сглаживать изменение нагрузки. Должно быть три уровня ставок: при цене до $15/барр., при $15-50 и более $50/барр.

Теоретически можно поиграть с параметрами НДД, подкрутить их — это математическая задача, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. И не только снижение ставки НДД, это также может быть снижение НДПИ и корректировка механизма переноса накопленных убытков, объясняет Борисов. Еще один способ — поднять уровень затрат для расчета налога, замечает Борисов: сейчас по законопроекту Минфина они не могут превышать $15 на баррель в рублевом эквиваленте. Если они превысят этот уровень, то придется платить НДД и до появления реальной прибыли, объясняет Борисов. Попробовать можно, но прежде стоит ответить на вопрос — а в принципе решаемая ли это задача, скептичен Борисов, месторождения настолько разные, что велик риск не прийти к компромиссу, который сейчас достигается льготами по пошлинам.

Маргарита Папченкова

 

 

Россия отказалась от планов интенсивной добычи на шельфе.

"Газета РБК"

Меньше нефти с шельфа

Роснедра согласовали "Роснефти" и "Газпрому" перенос сроков геологоразведки и начала добычи на 31 участке на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей, говорится в материалах ведомства (копия есть у РБК). По просьбе "Роснефти" скорректированы планы по геологоразведке на 19 участках, еще на 12 — для нужд "Газпрома" и его "дочки" "Газпром нефти". Речь идет о переносе сроков и объемов сейсморазведки в среднем на два-пять лет, сроков бурения скважин в среднем на три года по каждому случаю.

Самые значимые переносы ввода в разработку крупнейших месторождений — два участка Штокмановского месторождения "Газпрома" введут в строй не ранее 2025 года вместо планировавшегося ранее 2016 года. А Долгинское месторождение "Газпром нефти" с запасами в 200 млн т нефтяного эквивалента — с 2019 года на 2031 год. Наибольшее количество участков, где пересмотрены планы компаний, расположены в Печорском море (девять участков), восемь в Баренцевом море, семь в Охотском море, четыре в Карском море, два в Черном и один в Восточно-Сибирском. По остальным месторождениям сроки начала добычи и вовсе не указаны: их определят по итогам завершения геологоразведки.

Официальный представитель Минприроды подтвердил РБК, что Роснедра по просьбе компаний актуализировали лицензии на шельфе. "Изменения вносятся, когда это документально обосновано. Прежде всего речь идет об изменениях экономических и геологических условий проектов, в том числе незначительном изменении сроков бурения скважин", — сказал РБК руководитель пресс-службы Минприроды Николай Гудков. При этом компании перевыполняют обязательства по сейсморазведке на шельфе, утверждает он.

Представитель "Газпром нефти" сказал РБК, что перенос срока начала добычи на Долгинском месторождении обусловлен необходимостью его геологического доизучения, так как был обнаружен приток газа, а также экономическими причинами. Представители "Роснефти" и "Газпрома" не ответили на запросы РБК.

К 2035 году объем добычи нефти на шельфе Арктики составит 31-35 млн т, говорил замминистра энергетики Кирилл Молодцов на конференции "Арктика-2016" в феврале. Ранее в проекте Энергостратегии речь шла о достижении к этому сроку 35-36 млн т в Арктике, а в целом на шельфе — 50 млн т в год. К тому же к 2035 году на шельфе должно добываться не менее 10% всего газа ​в стране (общая добыча в стране составит 821-885 млрд куб. м), указано в документе. В 2015 году на российском шельфе компании добыли 18,8 млн т нефти, 16 млн т из них — на шельфе Охотского моря, преимущественно на проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2". А на шельфе Арктики было добыто всего 800 тыс. т на Приразломном месторождении (принадлежит "Газпром нефти").

Из-за переноса сроков освоения месторождений на шельфе добыча в Арктике к 2030 году составит лишь 13 млн т, что на 27,8% меньше запланированного объема (18 млн), подсчитал заведующий лабораторией "Шельф", замдиректора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. В итоге добыча нефти на российском шельфе Арктики в ближайшие 10-15 лет не сможет компенсировать падение добычи на действующих месторождениях на суше, сказал он РБК.

"Дальняя перспектива"

"К концу 2025 года на шельфе Баренцева моря "Газпром" должен выполнить 20 тыс. погонных километров сейсморазведки 2D и 9 тыс. кв. км — 3D, а также пробурить 12 поисково-разведочных скважин, — говорится в статье из корпоративного журнала "Газпром" (у РБК есть копия). — Специалисты "Газпрома" считают, что освоить такие объемы не только практически невозможно, но и нецелесообразно. Очевидно, что бурение на участках в Баренцевом море, исходя из существующей конъюнктуры, — достаточно дальняя перспектива". Дело в том, что с лета 2014 года цены на нефть Brent упали вчетверо (в январе 2016 достигнули минимума в $27 за баррель) и до конца не восстановились — сейчас нефть торгуется около $52 за баррель.

Однако в прошлом году "Газпром" полностью не свернул геологоразведку на шельфе, но сильно снизил ее темп, особенно в части бурения, следует из корпоративного журнала. По заказу "Газпрома" в 2015 году были проведены сейсморазведка только на 6,7 тыс. км, хотя за последние несколько лет было изучено 34 тыс. км в общей сложности. Прирост разведанных запасов углеводородов по итогам геологоразведки на суше и море, по данным "Газпрома", в 2015 году достиг 582 млн т условного топлива при плане 536 млн т.

"Роснефть" пока осваивает шельф более интенсивно, но бурит скважины только там, где она работает совместно с иностранными партнерами. Летом текущего года компания собирается пробурить две скважины на месторождении Магадан-1 в Охотском море совместно со Statoil. Но бурение в Карском море на Университетской-1 отложено на неопределенный срок, поскольку партнер госкомпании Exxon не может участвовать в проекте из-за санкций.

Раньше 2025 года более вероятно будет начать добычу нефти на тех шельфовых месторождениях "Роснефти", где компания работает с западными или азиатскими партнерами: на Туапсинском прогибе и Западно-Черноморской площади (Exxon и Eni), Магадан-1 (Statoil), Университетская (Exxon), Медынско-Варандейский участок в Баренцевом море (CNPC) и Северо-Венинское месторождение в Охотском море (Sinopec). От партнеров зависит участие в финансировании, доступ к технологиям. Часть из проектов заморожена из-за санкций, говорит собеседник РБК в "Роснефти".

Самая дорогая и трудоемкая часть работ на шельфе — это бурение скважин. Среднюю стоимость бурения одной скважины на арктическом шельфе декан геологического факультета РГУ нефти и газа им. Губкина Сергей Лобусев оценил в $200-500 млн. К примеру, стоимость бурения скважины Университетская-1 "Роснефти" в Карском море для открытия месторождения "Победа" превысила $700 млн. Но для того, чтобы пробурить хоть одну скважину, необходимо еще и законтрактовать буровую установку. А санкции США и ЕС запрещают предоставлять России технологии и сервис по бурению на глубину свыше 130 м.

По словам Алексея Белогорьева, заместителя директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов, в Энергостратегии до 2035 года и Генсхеме развития нефтяной отрасли РФ до 2035 года прежние планы по добыче нефти и газа на шельфе будут пересматриваться в сторону снижения. По мнению эксперта, ранее 2025 года ожидать начала добычи нефти и газа на новых шельфовых месторождениях нет смысла. "Это будет экономически нерентабельно при ценах на нефть ниже $90 за баррель. Кроме того, для бурения в Арктике нет соответствующих технологий, а к западным доступ затруднен из-за санкций", — считает он. По мнению эксперта, заместить выпадающие объемы добычи нефти на шельфе можно за счет более интенсивной геологоразведки на суше и повышения коэффициента нефтеотдачи.

"Сейчас из-за низких цен на нефть и газ освоение шельфовых месторождений замедлилось во всем мире. Компании замораживают работу на шельфе. Для нас эта конъюнктурная задержка играет на руку. Мы подотстали с развертыванием нашего судостроительного кластера на Дальнем Востоке", — цитирует ТАСС выступление вице-премьера Дмитрия Рогозина на заседании Арктической комиссии в начале июня.

Людмила Подобедова

 

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает поднять тариф на транспортировку газа с 1 июля, а потом скорректировать в начале года.

"Ведомости"

ФАС предлагает увеличить тариф на транспортировку газа независимых производителей по магистральным газопроводам "Газпрома" на 1-2% с 1 июля, заявил в четверг руководитель ведомства Игорь Артемьев, и скорректировать с 1 января 2017 г. По мнению замминистра экономического развития Николая Подгузова, индексация будет ниже 2% (их цитирует "Интерфакс").

Против повышения тарифа выступают независимые производители газа — "Роснефть" и "Новатэк". В 2016 г. "Газпром" планирует снизить капзатраты в строительство газопроводов в европейской части страны, что должно привести к снижению тарифа на транспортировку, объясняет представитель "Роснефти". "Новатэк" предлагал снизить тарифы "Газпрома" на 20%, рассказывали "Ведомостям" два человека, близких к адресатам. Независимые производители газа формально правы, предлагая снизить для них тариф, так как снизились цены на углеводороды, сказал Артемьев. Но цены снова восстанавливаются и, даже если тарифы снизить, затем их снова придется повышать, считает он.

Вопрос об изменении тарифа, по мнению Артемьева, — это "буря в стакане воды". При росте на 2% дополнительная выручка "Газпрома" составит 14 млрд руб., пояснил начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Для компании эта сумма несущественна, говорит старший аналитик "Атона" Александр Корнилов, — в выручке компании транспортировка газа по России занимает около 3%. "Но вопрос принципиальный, поскольку "Газпром" привязывает свои капзатраты на трубопроводный транспорт к выручке от услуг по транспортировке и всегда ревностно относится к тарифообразованию", — отмечает он.

Независимые производители и ФАС хотят от монополии большей открытости в вопросах ценообразования. В 2015 г. совокупные затраты "Новатэка" на транспортировку газа составили 86 млрд руб., "Роснефти" — 42,2 млрд руб., говорит Корнилов.

Индексация была в повестке правления в конце мая, но вопрос был снят и вынесен на совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича, где решение тоже не было принято. В четверг вопрос планировали обсудить Дворкович с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Представитель Дворковича не ответила на запрос "Ведомостей", Шувалова — не смог предоставить оперативные комментарии. Правление ФАС рассмотрит вопрос об индексации тарифа ориентировочно 20 июня, сообщил "Ведомостям" Махонин.

На совещании у Дворковича поручено доработать методику ценообразования и раскрытия информации. Следует детально проанализировать затраты, учитываемые при расчете тарифов, полагает Минэкономразвития, по итогам анализа скорректировать методику расчета тарифов, а в дальнейшем переходить к установлению долгосрочного тарифа.

Оптимальным было бы повышение тарифа на транспортировку на уровень инфляции, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Рост тарифа на транспортировку газа для независимых производителей не может быть выше 2%, следует из прогноза социально-экономического развития. Методика расчета тарифа утверждена ФАС, она учитывает расходы по поддержанию, реконструкции и развитию системы транспортировки, которые несет "Газпром", говорит он. Пересмотр методики потребует времени, лучше сейчас утвердить тариф, а потом думать о ее изменении. Без изменения налогового режима и при росте тарифа на 2% независимые производители в любом случае останутся в плюсе, заключает Гривач.

Алена Махнева

 

 

На монополиста давят Украина, Белоруссия и Польша.

"Независимая газета"

Зарубежные покупатели газа все активнее шантажируют Россию, требуя снизить цены на голубое топливо. К Украине и Белоруссии в этом шантаже присоединилась Польша, которая ранее заявила, что после 2022 года она заменит российский газ норвежским. Варшава готова отменить свое решение в том случае, если Москва предложит "хорошие условия и цены". Киев тоже заявляет о намерении вернуться к закупкам российского газа, от которых Украина отказалась в ноябре 2015 года. Но тоже — только при получении скидки от "Газпрома".

После 2022 года газовую независимость от России Польше обеспечат поставки в терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце и газопровод, который соединит страну с норвежским шельфом.

Об этом вчера заявил представитель правительства Польши по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, передает "Прайм". "Не думаю, чтобы мы после 2022 года на существующих условиях продолжали долгосрочный контракт (с "Газпромом". — "НГ"). Мы будем искать другие способы и договоренности", — уточнил Наимский. "Польше требуется около 15 млрд куб. м. В целом можно сказать, что этот объем будет удовлетворять наши потребности", — сообщил он польскому агентству PAP.

Свое заявление Наимский сделал как раз накануне визита в Данию, где предполагается обсудить строительство газопровода Baltic Pipe, который позволит поставлять газ из Норвегии в Польшу. Слова польского чиновника стали своеобразным ответом на предположения Москвы, что Польше будет сложно заместить российский газ. При этом руководство РФ не сомневалось, что "Газпром" найдет, кому перепродать тот газ, от которого откажется Польша. "Это могут быть и польские, и немецкие, и австрийские, и итальянские, и французские компании, нам все равно. Кто-нибудь да купит. Если нет, то будем искать другие рынки, ничего страшного. Может, израильтяне купят и будут продавать этот газ в Польше", — говорил президент Владимир Путин.

Впрочем, заявления Варшавы об отказе от российского газа можно воспринимать и как приглашение к дискуссии. Наимский особо подчеркнул: "Если российская сторона предложит хорошие условия и цену, то мы будем трактовать эту возможность как открытую для переговоров". И тогда, возможно, Польша продлит контракт с РФ и после 2022 года.

Украина тоже сейчас рассуждает о возобновлении поставок газа из РФ. "Мы получили официальное письмо от руководителя "Нафтогаза Украины" с просьбой о возобновлении поставок российского газа. Речь идет о девяти месяцах: втором полугодии 2016 года и первом квартале 2017 года", — сообщал глава "Газпрома" Алексей Миллер. И Киев тоже настаивает, что именно выгодная цена станет поводом купить российский газ. Украина планирует возобновить импорт газа из России в третьем квартале, но лишь в том случае, если "Газпром" предложит более выгодную цену на топливо, чем в Европе, говорил председатель правления "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев. В конце мая министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что рыночная цена на газ из России должна составлять 130-132 долл. за 1 тыс. куб. м. Текущая стоимость российского газа для Незалежной — 177 долл. за 1 тыс. куб. м.

Напомним, Украина перестала закупать российский газ с ноября 2015 года. Взамен страна импортирует топливо из Евросоюза по реверсной схеме, утверждая, что его цена ниже. Это, однако, не подтверждается. По крайней мере по прогнозу первого вице-премьера Украины Степана Кубива, прогнозная цена реверсного газа на период с мая по декабрь 2016 года составила в среднем 185 долл. за 1 тыс. куб. м, а с учетом расходов на транспортировку до западной границы стоимость увеличивается до 195 долл.

С Белоруссией Россия тоже пока не достигла соглашения по стоимости газа. "Пока на конкретные решения не вышли, но есть направления, по которым будем продолжать диалог", — сообщил в среду агентству "БелТА" премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков. В свою очередь, глава Минэнерго РФ Александр Новак сказал, что по итогам встречи "дано поручение продолжить контакты, двусторонние консультации и переговоры". В конце мая Новак говорил, что Россия не будет менять для Минска цену на газ на третий квартал 2016 года, поскольку она должна определяться действующим контрактом. Разногласия же сторон относительно стоимости российского газа возникли в начале текущего года. Тогда Кобяков заявил, что стоимость тысячи кубометров голубого топлива должна составлять 80 долл., а не 132 долл., как сейчас. Позже справедливая, по мнению белорусской стороны, цена снизилась до 73 долл.

Другими словами, все больше стран хотят от "Газпрома" существенных скидок. Если раньше роптали на контрактные цены в первую очередь в Киеве, то теперь к этой риторике, похоже, примыкают и другие страны. Стоит напомнить, что были определенные претензии к российским ценам на газ и у Китая.

Скидку на газ потребители российского топлива хотели всегда, замечают эксперты "НГ". "Это вполне нормальная практика: покупатель пытается снизить стоимость товара, а продавец — наоборот, подороже продать. Вынудить же государство предоставить скидку невозможно, поскольку решение об окончательной цене оно принимает исходя из собственных интересов, а не по причине давления извне", — говорит член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

Эксперт продолжает: пора привыкнуть к тому, что российское топливо в Европе постоянно конкурирует с трубопроводным и сжиженным газом других поставщиков. "Но, несмотря на жесткое соперничество с традиционными продавцами и на высокие риски появления углеводородов потенциальных экспортеров (прежде всего в рамках проекта "Европейского южного газового коридора"), отечественное топливо не теряет прочных позиций", — считает Касаев. И хотя сейчас усилились нападки стран Центральной и Восточной Европы на проект "Северный поток-2", без российского голубого топлива ни Польша, ни Украина, ни другие европейские страны сегодня не смогут обойтись, подчеркивает Касаев. Ведь, по его словам, у альтернативных поставщиков нет достаточных объемов сырья и соответствующей инфраструктуры для масштабного экспорта.

Конечно, на ближайшие два-три года альтернативы российскому газу в Европе нет, соглашается председатель совета директоров "Инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский. "Однако газовый рынок меняется, и эти процессы постепенно ведут к росту конкуренции за потребителя. В долгосрочной перспективе, через пять-семь лет, ситуация на газовом рынке Европы может кардинально измениться", — полагает он. И не исключено, что отказ Польши от долгосрочных контрактов станет первой ласточкой. "Мощное развитие рынка СПГ в ЕС и повышение ценовой конкурентоспособности сланцевого газа сделают долгосрочные контракты невыгодными для потребителей. Отказ от такой формы сотрудничества или уменьшение сроков газовых контрактов до одного-трех лет вскоре станут массовым явлением. Уйдет из контрактов и принцип "Take-оr-Pay" (бери или плати)", — ожидает Андриевский.

Рынок меняется, и доля долгосрочных контрактов будет постепенно снижаться в пользу сделок на спот-рынке, продолжает аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. "Контракты "Газпрома" обычно привязаны к ценам на рынке нефти с лагом в три-шесть месяцев, и сейчас ценовая ситуация не в их пользу", — считает он. В результате придется проявлять больше рыночной гибкости, считает эксперт. "После 2022 года Польша будет покупать газ на спот-рынке, и скорее всего российский же, если цена будет адекватной, а доставка будет производиться по тому же газопроводу. Собственно, того же хочет и Украина, но уже сейчас: газ по европейским ценам спот-рынка минус расходы на транспортировку. Не вижу в этом трагедии, вижу переход от непрозрачного рынка к прозрачному", — заявляет эксперт.

К 2025 году Европа планирует удвоить мощности своих терминалов по разжижению газа, и в результате только за счет СПГ сможет покрывать примерно 80% своей потребности в голубом топливе, напоминает Андриевский. По его словам, "реализация этих планов позволит сформировать полноценный свободный рынок газовых контрактов, по крайней мере в Европе", "и "Газпрому" нужно к этому готовиться уже сегодня".

Ольга Соловьева

<< Июнь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ