10.07.2015
Москва предлагает Минфину упростить и сблизить налоговую и бухгалтерскую отчетность для бизнеса.
"Ведомости"
Московские власти предложили Минфину поправить федеральное законодательство, чтобы снизить издержки бизнеса на подготовку и сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности. Письмо было направлено руководителем департамента экономической политики и развития Москвы Максимом Решетниковым замминистра финансов Сергею Шаталову (копия есть у "Ведомостей").
Это часть городского антикризисного плана, уточняет чиновник мэрии. Из-за многочисленных различий в правилах бухгалтерского и налогового учета (более 200) бизнес вынужден параллельно заполнять обе отчетности. Например, расходы на страхование по бухучету включаются в себестоимость продукции, а по налоговому — списываются в составе прочих расходов. В итоге приходится уменьшать доходы на эти расходы в разное время. Есть различия в способах сдачи отчетности в зависимости от количества сотрудников предприятия.
Нет единых требований к срокам утверждения и публикации форм отчетности в государственные внебюджетные фонды. Это происходит незадолго до истечения срока подачи отчетности, и налогоплательщикам не хватает времени для ее подготовки.
Мэрия предлагает устранить параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета. А для этого — устранить около 60 различий между двумя системами, которые не влияют на бюджет. Затем можно перейти к новой модели подготовки налоговой отчетности на основе внесения корректировок в бухгалтерскую, говорится в письме.
Эта модель используется в большинстве развитых стран мира, говорит замруководителя ФНС Даниил Егоров, служба ее поддерживает. Вопрос обсуждается уже последние пять лет, замечает другой федеральный чиновник. "Действительно, было бы проще. На переход потребуется год-два", — говорит бухгалтер крупного предприятия. Это реализация дорожной карты по реформе налогового администрирования, одобренной еще в 2013 г., сказал член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин, реформа серьезно облегчит жизнь предприятий. "Проблемы не создают непреодолимых препятствий для предприятий, но в значительной степени осложняют их деятельность", — комментирует адвокат "Юков и партнеры" Марк Каретин.
Единого учета не будет никогда, уверен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: есть отличия в законодательных требованиях, в затратах (рекламные расходы, амортизация). У бухгалтерской и налоговой отчетности разные цели, продолжает он: отразить экономическое состояние и рассчитать налоги соответственно. Можно лишь точечно упростить две отчетности, а для их сближения уже сделано все возможное, заключает он.
Бэла Ляув, Филипп Стеркин
Концерн сокращает расходы на сомнительный проект.
"Независимая газета"
В ночь на четверг компания-оператор, 100-процентная "дочка" "Газпрома" South Stream Transport, созданная для строительства морской части газопровода "Южный поток", объявила о расторжении контракта с итальянской Saipem, которая в ближайшее время должна была начать строительство первой нитки морского участка газопровода. Стоит отметить, что два трубоукладочных судна компании-подрядчика в течение последнего полугодия находились на простое у "Газпрома", неустойка может обойтись концерну в 300 млн долл.
Однако в тот момент, когда одна из трубоукладочных платформ пришвартовалась у берегов Анапы, от аренды судов было решено отказаться.
"South Stream Transport B.V. проинформировала Saipem S.p.A. о расторжении контракта на строительство первой нитки морского участка газопровода, заключенного в рамках реализации проекта "Южный поток" в 2014 году", — говорится в сообщении компании. Данное решение, уточняют в компании, продиктовано невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта "Турецкий поток". Позднее глава Минэнерго РФ Александр Новак объяснил расторжение контракта с итальянским подрядчиком техническими вопросами, не влияющими на строительство "Турецкого потока". "Проект продолжает реализовываться. Мы продолжаем работать с нашими турецкими партнерами по согласованию межправсоглашений. То есть это технический вопрос, который решают между собой "Газпром" и коммерческие организации", — пояснил Новак вчера журналистам. По его словам, расторжение контракта не повлияет на сроки строительства. "Не установлены никакие сроки. Мы работаем в режиме "чем быстрее — тем лучше", — пояснил министр.
В "Газпроме" при этом говорят, что не собираются отказываться от проекта "Турецкий поток" и уже ищут нового подрядчика. "Другие работы по проекту продолжаются, и в ближайшее время South Stream Transport B.V. приступит к переговорам с потенциальными подрядчиками на укладку первой нитки "Турецкого потока", — говорится в сообщении. Правда, стоит отметить, что иных вариантов не так уж много. А число подрядчиков по прокладке морских трубопроводов в мире можно сосчитать по пальцам. Наиболее известным в России является дочерняя компания Eni — Saipem, которая привлекалась к строительству "Северного потока", "Турецкого потока" и "Голубого потока". Другая известная компания, работавшая на концерн, — швейцарская Allseas Group, с которой был подписан контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода.
В то же время, по данным Интерфакса, единственной в России компанией, обладающей необходимой экспертизой в строительстве морских трубопроводов, является ОАО "Межрегионтрубопроводстрой" (МРТС). Как сообщает агентство, в апреле "Газпром" опубликовал данные о предоставлении Газпромбанку поручительства за МРТС по кредитной линии на 1 млрд долл. "И если новое судно-трубоукладчик сейчас стоит 1 млрд долл., то на величину представленного кредита МРТС мог бы купить две бывшие в употреблении платформы. Это бы позволило "Газпрому" самостоятельно строить "Турецкий поток", не опасаясь, что контракт с иностранным подрядчиком будет блокирован очередной волной санкций", — передает Интерфакс.
Напомним, проект "Турецкий поток", который был анонсирован в декабре 2014 года, должен был заменить собой неудавшийся "Южный поток", проект строительства которого был заморожен в конце 2014 года из-за разногласий с Еврокомиссией. Тогда же "Газпром" и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству нового газопровода "Турецкий поток" с выходом из России в Турцию через Черное море. Его предполагаемая мощность — 63 млрд куб. м в год, из которых 47 млрд куб. м планировалось продавать в Европу, остальное — на внутренний рынок Турции. Ожидалось, что межправительственное соглашение стороны подпишут во втором квартале 2015 года, а первый газ пойдет по трубе уже в декабре 2016 года.
До сих пор окончательное соглашение между двумя странами не подписано. Отсутствие соглашения подтверждал в среду министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. "Стороны еще 13 июня в Баку (на встрече президентов России и Турции. — "НГ") предварительно договорились по ряду вопросов, но на данный момент окончательного соглашения о строительстве "Турецкого потока" нет", — приводило его слова РИА Новости.
Очевидно, что стороны до сих пор не могут договориться о скидке на газ для Анкары. В частности, как предполагает министр энергетики Турции, стороны все еще могут достичь соглашения.
Между тем ранее сообщалось о том, что "Газпром" дал предварительное согласие на предоставление турецкой Botas скидки на газ в 10,25%. Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев говорил, что соответствующее соглашение стороны должны будут подписать до конца июня. В этот же период страны должны были подписать межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода "Турецкий поток". В конце июня агентство Bloomberg сообщало, что "Газпром" и Botas не достигли соглашения о скидке, что может повлиять на сроки подписания соглашения по "Турецкому потоку". В конце июня истек шестимесячный срок, в течение которого "Газпром" и Botas должны были достичь соглашения по скидке на газ, чего не произошло. Без ясных перспектив продолжение строительства для "Газпрома" означает дорогу в никуда.
Для укладки морской части газопровода "Южный поток" концерн законтрактовал два трубоукладочных судна итальянской компании-подрядчика — Castoro Sei и Saipem 7000. В начале мая в Saipem объявили об обновлении контракта с South Stream Transport теперь уже для строительства морской части "Турецкого потока". Однако все это время суда находились в простое, и только в конце июня Castoro Sei вышло из Бургаса и направилось к берегам РФ вблизи Анапы.
Теперь же ввиду расторжения контракта между "Газпромом" и Saipem концерну придется выплатить компании-подрядчику около 300 млн долл. компенсации за полугодовой простой судов с момента приостановки "Южного потока" и начала выполнения "Турецкого потока", передает Интерфакс. О компенсации в случае расторжения контракта в интервью Bloomberg говорил в феврале этого года и управляющий компании Saipem Умберто Верджине. К слову, потери компании от закрытия "Южного потока" оценивались в 1,25 млрд евро. В то же время специалисты предполагают, что "Газпром" будет добиваться снижения платы за простой судов.
Пока нет определенности с проектом, концерн решил снизить собственные издержки, отказавшись от аренды судов, объясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. "Есть устное соглашение о строительстве "Турецкого потока", и письменно оно должно было быть оформлено в ближайшее время", — напоминает Правосудов. Причины неподписания соглашения эксперт видит в политических проблемах Турции — несмотря на парламентские выборы, прошедшие в начале июня, новое правительство до сих пор не сформировано.
"Возможно, контракт с подрядчиком будет возобновлен после того, как ситуация с проектом станет яснее", — полагает начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Другой вопрос — станет ли ситуация яснее. В течение полугода концерн сохранял аренду судов, однако теперь экстренно решил от них отказаться. "Прошлогодняя ситуация с остановкой "Южного потока" кратно увеличила риски и расходы "Газпрома" в части строительства морской части газопровода", — напоминает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. Следовательно, рассуждает он, компании скорее всего разошлись в вопросах оплаты простоя судна-трубоукладчика.
Соглашение между РФ и Турцией по газопроводу до сих пор не подписано, а экономика самого проекта становится все менее привлекательной для "Газпрома", говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. "Если будут отменены санкции против Ирана — это будет означать выход иранского газа на европейский рынок", — поясняет он. В результате, продолжает эксперт, европейцы могут поделить свой рынок между российским и иранским газом. "В таком случае, планируемая пропускная способность "Турецкого потока" будет не востребована", — уточняет Танкаев. Следовательно, говорит он, "Газпром" может отказаться от участия в проекте. "Ранее стало известно, что концерн решил отказаться от расширения системы газопроводов "Южный коридор" — то есть сухопутной части проекта "Турецкий поток", — подчеркивает Танкаев. Другой причиной затягивания строительства "Турецкого потока", по мнению эксперта, может быть стремление США и Евросоюза заблокировать любой проект, который может стать альтернативой поставки газа через территорию Украины. "Западные организации, такие как Международный валютный фонд, дали значительные кредиты Украине, и им надо понимать, откуда будет идти возврат денег. Если Украина лишается российского транзита, то она лишается и значительной части тех денег", — сообщил эксперт в эфире BusinessFM.
Ольга Соловьева
Румынская прокуратура арестовала счета и акции "дочки" "Лукойла" Lukoil Europe Holdings B.V. на $2 млрд. Компанию обвиняют в уклонении от уплаты налогов.
"Ведомости"
Прокуратура при апелляционной палате города Плоеште расширила следственные действия в отношении структур "Лукойла" в Румынии, говорится на сайте ведомства. Ранее румынские власти подозревали Petrotel Lukoil S.A., которая владеет в Плоеште одноименным НПЗ (97% у Lukoil Europe Holdings B.V.), в отмывании средств и уклонении от уплаты налогов на сумму 230 млн евро, в октябре 2014 г. в офисах компании прошли обыски, и работа нефтеперерабатывающего завода была остановлена. Теперь прокуратура арестовала акции самой Lukoil Europe Holdings B.V. и ее счета в голландских и британских банках. Стоимость всего арестованного имущества составляет $2 млрд. Кроме того, следствие расширило круг подозреваемых. Теперь кроме гендиректора Petrotel Lukoil Андрея Богданова следственные действия ведутся в отношении пяти сотрудников компании: Андрея Раце, Дана Дэнулеску, Дуцу Дорела, Юрия Егорова и Алексея Воинцева, последние два — граждане России.
В сообщении прокуратуры говорится, что Petrotel Lukoil перечислила Lukoil Europe Holdings B.V. $1,5 млрд и 552,9 млн евро по кредитным договорам. При этом сама Lukoil Europe Holdings B.V. внесла в уставный капитал "дочки" сумму, эквивалентную 480 млн евро, но из них 374,3 млн евро были возвращены на счета материнской компании в тот же день. Таким же образом Petrotel Lukoil недополучала деньги в капитал в 2012-20132 гг.
Судя по указанным нарушениям, румынские власти обвиняют Petrotel Lukoil в уклонении от уплаты налога на прибыль, говорит партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. По его словам, суть претензий может состоять в несоблюдении правила так называемой тонкой капитализации. В законодательстве многих стран прописано, что если компания страны кредитуется у материнской компании — нерезидента, то размер процентов, которые она может списать на расходы и тем самым уменьшить налогооблагаемую прибыль, ограничен и зависит от ее уставного капитала, говорит юрист. Например, в России на расходы можно списать проценты по займу, который не более чем в 3 раза превышает уставный капитал, а остальные проценты будут расцениваться как дивиденды и облагаться налогом, говорит Александров. Если бы этого ограничения не было, иностранные компании финансировали бы "дочек" в других странах только за счет займов и вообще не платили бы налогов на прибыль, объясняет он. В случае с Petrotel Lukoil прокуратура указывает, что уставный капитал был увеличен, но фиктивно, получается, что компания могла списать на расходы большую сумму процентных выплат и таким образом занизить налогооблагаемую прибыль, предполагает он.
Сам "Лукойл" все обвинения прокуратуры категорически отвергает. Компания обжалует постановление прокуратуры в установленном порядке, сообщил представитель "Лукойла". Румыния дает четкий сигнал о том, что не хочет видеть компанию в качестве инвестора, и не исключено, что в конце концов "Лукойлу" придется продать и румынский НПЗ, допускает директор Small Letters Виталий Крюков.
Алина Фадеева