conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.07.2018

Герман Греф предупредил о финансовых рисках реформы налогообложения нефтяной отрасли.

"Газета РБК"

Председатель правления Сбербанка Герман Греф предупредил президента России о рисках для нефтеперерабатывающей отрасли и кредитующих ее банков из-за завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, предполагающего полную отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным ростом НДПИ в течение шести лет — к 2024 году. Об этом говорится в письме главы крупнейшего российского банка, направленном Владимиру Путину в конце прошлой недели.

О письме и его содержании РБК рассказали два отраслевых консультанта и чиновник одного из профильных министерств. Представитель Сбербанка подтвердил факт отправки письма. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался комментировать служебную переписку.

Герман Греф предупреждает, что налоговый маневр в нынешнем виде может привести к неокупаемости инвестиций в модернизацию НПЗ и даже банкротству ряда средних заводов, рассказывают источники РБК. По словам двух собеседников, только Сбербанк выдал нефтяникам на модернизацию предприятий около 455 млрд руб. кредитов. Еще 110 млрд руб. — это открытые, но пока не выбранные кредитные линии на эти цели, добавляет один из них. А всего российские банки предоставили нефтяникам кредиты на модернизацию заводов на общую сумму 800 млрд руб., утверждают собеседники РБК, ссылаясь на письмо Грефа.

Риск для банковских акционеров

Завершение налогового маневра может привести к тому, что нефтяные компании будут не в состоянии обслуживать эти кредиты, значит, банки не смогут вернуть свои деньги, предупреждает глава Сбербанка. Это в конечном счете грозит сокращением прибыли и дивидендов Сбербанка на общую сумму 230 млрд руб. до 2024 года, пересказывает аргументацию Грефа один из собеседников РБК. Речь идет о риске потери до 240 млрд руб. дивидендов в 2019-2024 годах, уточняет второй собеседник.

По итогам 2017 года Сбербанк выплатил 271 млрд руб. дивидендов, или 36,2% чистой прибыли. При этом ЦБ, как владелец контрольного пакета Сбербанка, получил в виде дивидендов и перечислил в бюджет около 135 млрд руб.

Глава Сбербанка еще 22 марта высказывал опасения по поводу завершения налогового маневра на Общественном совете Минэнерго, который он возглавляет. "Практически все заводы реконструировались на наши деньги. И у нас есть большой шанс стать владельцами большого количества НПЗ, потому что первый маневр (проводился в 2015-2017 годах, пошлины на светлые нефтепродукты снизились, а НДПИ вырос. — РБК) привел к тому, что у них рентабельность в два раза упала. И все бизнес-планы, под которые брались деньги, улетели просто в тартарары", — объяснил тогда он. По его словам, модернизация каждого завода стоила от $1,5 млрд и "сегодня так подвести инвесторов — это большая проблема". Он отмечал тогда, что нефтяники проинвестировали огромные средства, а банки дали большие кредиты под одну схему налогообложения переработки, но она была изменена уже один раз вопреки обещаниям.

"Сбалансированное решение"

Глава Сбербанка предложил Путину пересмотреть параметры налогового маневра, рассказывают источники РБК. По их словам, Греф указал, что специалисты банка готовы оказать содействие в доработке законопроекта.

Письмо Грефа уже "расписано" в Минфин и Минэнерго, рассказали два собеседника РБК. "Параметры завершения налогового маневра в нефтегазовой отрасли активно обсуждались с отраслевым сообществом. Именно по итогам этих обсуждений были определены условия завершения маневра, которые являются оптимальными в том числе и для нефтеперерабатывающих компаний", — заявил РБК представитель Минфина. Он напомнил, что в законопроекте есть оговорка: НПЗ могут заключить с Минэнерго соглашение о модернизации, которое позволит им получать отрицательный акциз до 2024 года, если они по итогам ремонтов обеспечат выпуск бензина 5-го класса в объеме 10% от общей переработки сырья.

"Таким образом, этим заводам будет предоставлена возможность завершить модернизацию и вернуть кредиты. <...> Это сбалансированное решение, отвечающее интересам российских автомобилистов и банков, кредитовавших эти НПЗ", — заключил представитель Минфина.

Представитель Минэнерго на момент публикации материала не ответил на запрос РБК.

Аналитик АКРА Василий Танурков полагает, что последствия налогового маневра для банковской системы, о которых говорится в письме Грефа, преувеличены. Обычно банки выдают кредиты под определенные гарантии и обеспечение, что удешевляет их стоимость, напоминает он, поэтому в случае невозврата кредитов они смогут взыскать эти активы. По словам Тануркова, наибольший риск невыплаты кредитов в случае убыточности переработки есть со стороны закредитованных независимых НПЗ.

После завершения налогового маневра для уже модернизированных НПЗ производство нефтепродуктов останется выгодным, а при условии поддержки в виде отрицательного акциза будет прибыльным и экспорт, указывает Танурков. Те заводы, продукция которых не получит поддержку в виде обратного акциза, могут пострадать сильнее остальных, добавляет он.

Людмила Подобедова, Алина Фадеева, Екатерина Литов

 

 

Поднебесной потребуется несколько таких трубопроводов, чтобы удовлетворить растущие аппетиты.

"Независимая газета"

Китайцы наполовину построили первый из трех участков трубопровода, который приведет природный газ из "Силы Сибири" от Иркутска и Якутии до самого Шанхая. Стройка идет по плану, а "Газпром" предлагает Поднебесной не ограничиваться "восточной" трубой и начать строить вторую "Силу" по западному маршруту. Позиции "Газпрома" выглядят выигрышными на фоне прогнозируемого резкого роста спроса КНР на газ.

Китай наращивает потребление газа, и есть ощущение, что Поднебесная все больше заинтересована в поставках российского газа. Строительство северного отрезка восточного маршрута китайско-российского газопровода завершено на 51%, сообщил замруководителя строительства Ли Вэньцзе.

По его словам, реализация проекта идет строго по плану, на стройке задействованы 4 тыс. строителей и более 2 тыс. техники. Отрезок между городом Хэйхэ и уездом Чанлин (между ними около 900 км) будет готов к сдаче в эксплуатацию в октябре 2019 года. Однако весь трубопровод растянется на 3371 км, пройдет через девять провинций Китая — до самого Шанхая. Со строительством еще двух его участков (Чанлин-Юнцин и Юнцин-Шанхай) обещают не затягивать и ввести в эксплуатацию к концу 2020 года.

Хэйхэ расположен на границе с Россией, именно здесь китайская труба должна в декабре 2019 года принять газ из "Силы Сибири", которую "Газпром" уже к маю построил больше чем на 80%.

"Газпром" и китайская CNPC подписали договор о поставках российского газа в Китай по так называемому восточному маршруту в мае 2014 года. Договор стоимостью 400 млрд долл. заключен на 30 лет и предполагает ежегодную поставку 38 млрд куб. м. Правда, в первый год работы "Силы Сибири" по ней поставят в КНР только 4,6 млрд куб. м, в 2021-м — 10 млрд, потом 16 млрд, а на запланированные 38 млрд удастся выйти только в 2025 году. Однако глава "Газпрома" Алексей Миллер обещал, что за 30 лет удастся поставить в Поднебесную 1 трлн куб. м газа.

Газ по "Силе Сибири" пойдет с Чаяндинского месторождения в Якутии до Благовещенска на границе с Китаем — на расстояние около 2200 км. На втором этапе будет построен еще один участок газопровода, от Ковыктинского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского — около 800 км.

Уже договорились, что поставки должны начаться 20 декабря 2019 года. Китайцы планируют соединить в будущем этот газопровод с действующей сетью, так что сибирский газ попадет в дома и на северо-востоке страны, и в районы у Бохайского залива и дельты реки Янцзы.

И газа китайцам нужно все больше, причем не важно, в трубе или сжиженного. Из-за проблем с экологией власти страны объявили программу сокращения использования угля в быту и в энергетике, в 2017 году использовать газ начали 3,94 млн домохозяйств. Быстрый рост спроса приводит к проблемам: прошлой зимой в некоторых районах страны, включая Пекин, был острый дефицит газа, из-за чего очень сильно выросла его цена.

Собственного экологичного топлива КНР не хватает, поэтому страна вот-вот станет самым крупным импортером природного газа в мире. По данным Академии общественных наук КНР, в 2017 году потребление газа в Китае составило 237,3 млрд куб. м, к 2030 году спрос возрастет до 520 млрд куб. м в год, а к 2050 году — до 800 млрд. Именно из-за китайского спроса аналитики даже изменили свои прогнозы по производству СПГ в мире, если раньше предсказывали перепроизводство, то теперь пророчат дефицит.

"Газпром" старается не упустить своего шанса и договаривается как о расширении поставок со стороны Дальнего Востока, так и о начале строительства еще одного трубопровода, по так называемому западному маршруту, он же бывший "Алтай", он же "Сила Сибири — 2". Этот маршрут предусматривает создание новой трубопроводной системы в рамках уже действующего транспортного коридора от Западной Сибири до Новосибирска, надо будет только продолжить его до российско-китайской границы.

"Экологическая ситуация в крупных городах КНР порождает протестные настроения, поэтому поставки по "Силе Сибири" будут важны для Китая, который в 2017 году добыл 149 млрд куб. м газа, а потребил 240,4 млрд куб. м, причем рост потребления за год составил около 30 млрд куб. м", — рассказал "НГ" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, выгодность трубопроводных поставок газа из России заключается в отсутствии стран-транзитеров и зон международной напряженности, таких как Южно-Китайское море, где постоянно присутствуют военно-морские силы других стран. "К тому же в России нет серьезной опасности сепаратизма и крупных террористических атак, в то время как у крупнейшего поставщика газа в Китай — Туркменистана есть угроза террористического давления на южных границах. Риски прекращения или сокращения поставок газа из Туркменистана подталкивают Китай к активизации переговоров с "Газпромом" по "Силе Сибири — 2", который может компенсировать Китаю сокращение поставок из Средней Азии. У этого газопровода есть готовая ресурсная база — месторождения Западной Сибири. Не нужно строить длинный участок газопровода, чтобы привести его к границе с Китаем", — говорит Юшков.

Свою долю на рынке КНР получит и российский сжиженный газ. На днях танкеры ледового класса с газом "Ямал СПГ" открыли самостоятельную навигацию в Китай по Северному морскому пути. Когда в 2020 году все три производственные линии "Ямал СПГ" будут запущены, китайская CNPC будет импортировать 3 млн тонн СПГ в год (этот объем примерно равен 4 млрд куб. м газа).

"Китай хочет диверсифицировать источники поставки газа. Он мог бы увеличить потребление СПГ, но это приведет к существенному росту цен, о чем говорит пример зимы 2017 года. К тому же почти весь СПГ (кроме российского) приходит в КНР через южную акваторию, где сохраняются риски военного конфликта", — говорит Юшков.

Анатолий Комраков

<< Июль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ