Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.08.2016

Часть денег от продажи Рефтинской ГРЭС "Энел Россия" может направить на выкуп облигаций, на долю которых приходится почти половина долга компании.

"Ведомости"

"Энел Россия" может направить вырученные от продажи Рефтинской ГРЭС деньги на выкуп биржевых облигаций. Об этом "Ведомостям" рассказали два источника, близких к разным сторонам переговоров о продаже. Представитель "Энел Россия" подчеркнул, что на данном этапе оценки возможности продажи станции компания какие-либо детали не раскрывает.

"Это не единственный вариант", — подтверждает один из источников "Ведомостей". Так хочет сама "Энел Россия", хотя по закону этого не требуется, говорит он. Порядок обязательного выкупа облигаций определяется проспектом эмиссии, который утверждается ЦБ, сказал партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков. "Энел Россия" обязана выкупить свои облигации в случае делистинга, говорится в проспекте.

Сейчас в обращении на Московской бирже находится три выпуска облигаций "Энел Россия" на общую сумму 10 млрд руб. Первые два выпуска — на 2 млрд и 3 млрд руб. — были размещены в начале июня 2015 г. Срок их обращения — 10 лет, ставка купона — 12,1%. Дата оферты по обоим выпускам — 31 мая 2018 г. Еще один выпуск был размещен в начале октября 2015 г. Его срок обращения — три года, ставка купона также 12,1%.

На конец первого полугодия 2016 г. чистый долг "Энел Россия" составил 24,8 млрд руб. Долговая нагрузка — 2,2 EBITDA. На презентации бизнес-плана до 2019 г. менеджмент "Энел Россия" говорил, что компания ведет работу по конвертации части долга (130 млн евро) в рубли.

В целом 2015 год стал не самым удачным для "Энел Россия". По итогам года компания получила убыток на 48,6 млрд руб. Причиной стала девальвация рубля, из-за которой цена на экибастузский уголь (на нем работает Рефтинская ГРЭС; см. врез) резко выросла. Весной 2016 г. "Энел Россия" объявила о возможной продаже Рефтинской ГРЭС.Среди претендентов на нее называются Сибирская генерирующая компания и китайская Huadian. В ходе переговоров назывались суммы от 15 млрд до 30 млрд руб. Интересовалась Рефтинской ГРЭС и "Интер РАО".

Вполне возможно, что "Энел Россия" хочет сделать внешние заимствования более дешевыми, сэкономив на дальнейшей выплате купонного дохода и ставке альтернативного привлечения средств, предполагает партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Но возможна подготовка к проведению компанией каких-либо структурных изменений, дающих кредиторам дополнительные права, и таким образом эмитент хочет сократить количество таких кредиторов, предполагает он.

Доходность к погашению облигаций "Энел Россия" сейчас 10%, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Это ниже текущей ставки ЦБ, но выше ожидаемой среднесрочной доходности по ставкам, отмечает эксперт. Насколько интересно для компании выкупить свой долг сейчас — вопрос альтернатив вложения денег от продажи станции, считает Порохова. С учетом высокой доходности российских облигаций и рисков сегодня это один из самых привлекательных активов для инвесторов, говорит она.

Иван Песчинский

"Роснефть" не намерена отказываться от участия в приватизации "Башнефти", несмотря на протест многих чиновников. Заставить ее сойти с дистанции может только директива правительства.

"Ведомости"

Заявления куратора ТЭКа в правительстве, вице-премьера Аркадия Дворковича, помощника президента Андрея Белоусова, министров экономического развития Алексея Улюкаева и энергетики Александра Новака и неформальное поручение президента Владимира Путина о том, что "Роснефть", как госкомпания, не должна участвовать в приватизации "Башнефти", не отбили у главного исполнительного директора "Роснефти" Игоря Сечина охоты побороться за этот актив.

"А правительство выдало нам директиву, запрещающую участвовать в приватизации? Нет!" — так в понедельник ответил Сечин "Ведомостям" на вопрос, собирается ли компания после слов чиновников отзывать направленную в "ВТБ капитал" (консультант по продаже "Башнефти") заявку на участие в приватизации, и посоветовал обратиться в правительство.

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова переадресовала вопрос в Минэкономразвития, представители Дворковича и первого вице-премьера Игоря Шувалова на запросы не ответили. Росимущество директивы пока не получило, сказал его представитель. Директива должна быть дана не "Роснефти", а "Роснефтегазу", отметил Улюкаев. Эта 100%-ная "дочка" Росимущества владеет госпакетом "Роснефти" — 69,5% акций, у самого Росимущества всего одна акция компании.

Никаких директив нет и принимать их не будут, категоричен федеральный чиновник: "Есть общая позиция по неучастию "Роснефти" в этой приватизации и законные способы это неучастие реализовать".

"Роснефть" же по-прежнему не видит оснований для запрета — об этом говорится в отправленном 5 августа письме Сечина Улюкаеву (копия документа есть у "Ведомостей"). Формально "Роснефть" — не госкомпания, напоминает Сечин и перечисляет негативные последствия отстранения компании от участия в приватизации: снижение инвестиционной привлекательности компании, ее стоимости и рейтинга, создание рисков нарушения прав и интересов миноритариев, которые потом могут подать иски к членам совета директоров о возмещении причиненных компании убытков.

Синергетический эффект от покупки "Башнефти" "Роснефтью" Сечин оценивает в 160 млрд руб. "Интеграция "Башнефти" с последующей продажей акций "Роснефти" позволит не только сохранить целостность активов "Башнефти", но также поддержит планы по приватизации "Роснефти" с премией к текущей рыночной оценке за счет монетизации синергии", — пишет Сечин и просит Улюкаева учесть позицию компании при подготовке доклада правительству о приватизации "Башнефти".

Представитель "Роснефти" письмо не комментирует, отмечая, что переписка с правительством на эту тему велась. Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев. Источник в министерстве сказал, что письмо Сечина "находится на рассмотрении".

Формально "Роснефть" не является госкомпанией, но ограничения в законе на участие госкомпаний в приватизации размытые, говорит адвокат "Юков и партнеры" Екатерина Бибикова.

Изначально "ВТБ капитал" включил "Роснефть" в список потенциальных покупателей, причем под первым номером, следует из письма (есть у "Ведомостей") "ВТБ капитала" директору департамента Минэкономразвития Оксане Тарасенко. Консультант просит министерство утвердить письмо с предложением о покупке "Башнефти" и список потенциальных покупателей, Тарасенко в ответе (есть у "Ведомостей") список утверждает.

Улюкаев позже назовет "Роснефть" "ненадлежащим покупателем" и усомнится, что компания войдет в шорт-лист покупателей.
Старший аналитик "Атона" Александр Корнилов оценивает синергетический эффект от покупки "Башнефти" "Роснефтью" в $2,6 млрд: эта сумма включает оптимизацию расходов на управление, а также дополнительную маржу от доступа к НПЗ "Башнефти". "Роснефти" хватит денег на покупку "Башнефти", продолжает Корнилов. У нее около $13 млрд денежных средств, плюс планируется продажа активов в Восточной Сибири. За вычетом капвложений на этот год, выплаты дивидендов и погашения долга у "Роснефти" останется $12 млрд на конец 2016 г.

Маргарита Папченкова, Галина Старинская

 

 

На актив могут претендовать фонды из Китая, Кувейта и Саудовской Аравии.

"Известия"

Минэкономразвития получило отчет агента по приватизации госпакета "Башнефти". В ближайшее время по этому вопросу ведомство подготовит отчет и направит его в правительство. Несмотря на то что пока не оглашены условия продажи актива, по информации "Известий", Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) провел ряд консультаций по привлечению иностранных фондов, которые смогут принять участие в приватизации контрольного пакета "Башнефти". Эксперты считают, что РФПИ вместе с фондами из Китая, Кувейта и Саудовской Аравии может стать одним из главных претендентов на актив.

В Минэкономразвития получили отчет агента компании "ВТБ Капитал" о продаже госпакета в размере 50,08% акций компании "Башнефть" для подготовки доклада в правительство. В министерстве "Известиям" заявили, что "отчет является конфиденциальным".

— После проработки документ будет направлен в правительство для принятия решения о сроках и способах проведения сделки, — отметили в пресс-службе.

Напомним, что приватизация намечена на сентябрь-октябрь. Федеральное агентство по управлению госимуществом согласилось с оценкой компанией Ernst & Young (EY) приватизируемого госпакета "Башнефти". Первый вице-премьер Игорь Шувалов отмечал, что оценщик указал возможный диапазон цены приватизируемого пакета акций "Башнефти" в 297-315 млрд рублей. На старте продаж цена может составить 306 млрд рублей.

На пакет, по словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, претендуют девять участников. Со ссылкой на разные источники СМИ сообщали, что это "Роснефть", ННК, "Лукойл", "Татнефть", "Русснефть", фонд "Энергия", Антипинский НПЗ, "Татнефтегаз" и РФПИ. По словам Улюкаева, среди претендентов "нет напрямую иностранных компаний".

Между тем, по сообщению источника "Известий", знакомого с ситуацией, РФПИ провел ряд консультаций, в том числе и с Минэнерго, по поводу привлечения иностранных инвесторов. Вчера в пресс-службе РФПИ и Минэнерго воздержались от комментариев по этому вопросу.

Эксперты же отмечают, что РФПИ обычно участвует в приватизации при наличии официального интереса со стороны нескольких конкретных инвесторов.

— По некоторой информации, на этот раз это несколько ведущих фондов Азии и Ближнего Востока. Если учесть, что он уже сотрудничал по нескольким проектам с фондами из Китая (China Investment Corporation и Silk Road Fund), Кореи (Korea Investment Corporation), Кувейта (Kuwait Investment Authority), Саудовской Аравии (Public Investment Fund), ОАЭ (Mubadala) и Вьетнама (State Capital Corporation), несколько партнеров из прошлого, возможно, и проявили интерес к "Башнефти", — считает Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. — Естественно, чем больше число интересующихся сделкой, тем выше шансы провести ее по наиболее привлекательной цене, так что препятствовать участию иностранных инвесторов государство точно не будет. Впрочем, вопрос по поводу продажи актива иностранцам — спорный, всё зависит от размеров пакета у потенциальных покупателей, поэтому бояться подобного исхода не стоит.

По словам заместителя директора аналитического департамента "Альпари" Натальи Мильчаковой, привлечение иностранных инвесторов нужно в первую очередь для имиджа страны и повышения цены продажи актива, чтобы привлечь в бюджет больше денег. По ее словам, актив интересен любому иностранному инвестору, который в случае приобретения контрольного пакета акций "Башнефти" получит в ее лице долю в 4% общероссийской добычи и в 7% общероссийской переработки нефти, а также 12% российского рынка бензина. Потенциальных покупателей будет много, вопрос в том, кто будет готов заплатить максимальную премию.

Однако со стратегической точки зрения контроль над одной из крупнейших российских корпораций, работающей в стратегически важной для России отрасли, иностранным инвесторам продавать невыгодно, считает Наталья Мильчакова. Стоит напомнить, что накануне ареста Владимира Евтушенкова АФК "Система" вела переговоры с иностранными компаниями, в том числе и с китайскими. По информации источника "Известий", знакомого с ситуацией, тогда эта идея не нашла поддержки в правительстве, после чего акционеры начали подготовку к проведению IPO в Лондоне.

По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, участие РФПИ в аукционе по продаже госпакета "Башнефти" крайне желательно, для того чтобы исключить возможность удовлетворения заявок других участников аукциона по абсурдно низкой цене.

— Некоторые "игроки" их выставляют в надежде, что вдруг не будет достаточно участников и заявки по низким ценам будут исполнены. Подобный "хитрый механизм" наблюдался при аукционе по продаже госпакета "Алросы", но благодаря участию РФПИ был успешно блокирован, — отметил Лукашов. — Любой участник аукциона может выставить свою заявку, и РФПИ в том числе. Я уверен, что "Башнефть" заинтересует иностранных инвесторов. Она отличается от других российских нефтяных компаний тем, что способна переработать всю добываемую нефть. Это увеличивает ее маржу. При этом "Башнефть" достаточно много нефти и нефтепродуктов экспортирует, хотя и чуть ниже среднего показателя по отрасли. Можно отметить заметную недооценку "Башнефти" по показателю Р/Е (цена акции/прибыль на акцию за год). У нее он равен 6, тогда как у компаний США и ЕС — в 2-3 раза выше.

По словам Натальи Мильчаковой, иностранный инвестор может приобрести этот пакет, но в тандеме с какой-либо российской компанией, чтобы у иностранцев не было контроля, а был бы только миноритарный пакет.

— В данном случае я бы назвала потенциальный тандем РФПИ и некоего иностранного инвестора третьим по значимости потенциальным покупателем после "Роснефти" и "Лукойла", — заключила собеседница.

Ирина Кезик

 

 

Строительство газопровода по дну Черного моря столкнулось с препятствиями еще до начала конфликта России и Турции.

"Газета РБК"

Перед визитом в Москву Реджеп Эрдоган заявил об отсутствии препятствий для возобновления проекта "Турецкий поток". 9 августа он подтвердил это на совместной с Владимиром Путиным пресс-конференции в Санкт-Петербурге. Теперь стоит ожидать множества спекуляций о новом раунде "большой газовой игры", затеянной Москвой на черноморском направлении — после почти годового затишья, обусловленного временным разрывом между Россией и Турцией.

Выбор в пользу севера

Однако для начала следует вспомнить, что проект "Турецкий поток" столкнулся с массой проблем и фактически оказался заморожен еще до того, как отношения двух стран были испорчены сбитым Су-24. Причины три.

Первая — отсутствие ясности по части способов транспортировки газа европейским потребителям от греко-турецкой границы. "Газпром" подчеркнуто холодно высказывался о том, что его не интересует, как европейцы будут решать эту проблему. Между тем трубопроводная инфраструктура "Юг — Север" от греческой границы до Западных Балкан и Италии попросту отсутствует, ее надо строить заново. Потребители скептически отнеслись к такой позиции "советской буфетчицы" и интереса не проявили. Их можно понять: нельзя сказать, чтобы "Газпрому" не было альтернатив. Например, Италия (ключевой потенциальный рынок сбыта для "Турецкого потока") в прошлом году импортировала более 56 млрд куб. м газа, из них только 24 млрд (43%) — из России, остальное — Алжир, Ливия, Норвегия, Катар и т.д.

Именно из-за этого еще прошлым летом было объявлено, что "Турецкий поток" сокращается до двух ниток вместо предполагавшихся четырех. После этого он стал, по сути, двусторонним российско-турецким проектом, без особых перспектив транспортировки дополнительных объемов газа для каких-то других потребителей.

Вторая причина — за время паузы с "Турецким потоком" "Газпром" продвинулся с проектом "Северный поток-2", где нашел массу европейских компаний-союзников и теперь явно рассчитывает сделать этот проект флагманским по транспортировке газа в Европу в обход Украины. Построить "Северный поток-2" значительно проще, так как есть сложившийся пул влиятельных европейских компаний-партнеров, более понятный рынок сбыта (северо-западная Европа куда привлекательнее в этом плане, чем депрессивная юго-восточная), уже проложенные первые две нитки трубы и куда более предсказуемая Германия, не пытающаяся в отличие от Турции выторговать себе какие-то крупные скидки к цене газа в обмен на согласие проложить трубу.

Поток против потока

Споры вокруг скидок — третья проблема, которая фактически заморозила переговоры по "Турецкому потоку" еще до сбитого Су-24. Хотя формально топ-менеджеры "Газпрома" объясняли задержку в подписании соглашения по газопроводу отсутствием в Турции полноценного кабинета министров (из-за результатов парламентских выборов в июне 2015 года, где партия Эрдогана не получила большинства), на деле в прессу просачивались данные о фундаментальных противоречиях между российской и турецкой сторонами по поводу размера скидок: "Газпром" хотел их применять уже к конечной цене, рассчитанной по формуле, а турки — к базовой цене, еще до применения всех формульных коэффициентов.

Едва ли у Турции пропало желание получить от "Газпрома" скидки на газ, так что этот вопрос, скорее всего, станет новым препятствием для быстрого продвижения "Турецкого потока". А определенное смещение приоритетов "Газпрома" в сторону "Северного потока-2" может в этом плане уравнять переговорные позиции сторон. Год назад "Газпром" выглядел как сторона, которой строительство трубы нужно больше, чем ослаблял свою переговорную позицию, в том числе и по вопросу скидок.

Неслучайно в последние месяцы "Газпром" открыто заговорил и о возможной реанимации альтернативного "Турецкому потоку" проекта — старого доброго "Южного потока" через Болгарию. О возможности возврата к его строительству говорили в июне-июле и Путин, и топ-менеджеры "Газпрома", а теперь и официальные представители Болгарии. Для "Газпрома" возврат к болгарскому варианту однозначно выгоднее, так как Турция — довольно проблемный и несговорчивый партнер, даже несмотря на нынешнюю "разморозку" отношений.

Однако вся эта трубопроводная история выглядит довольно странно на фоне существующего профицита трубопроводных экспортных мощностей, непонятных источников средств на строительство (экспортные доходы "Газпрома" падают, доступ на внешние рынки заимствований осложнен из-за санкций против России), сохраняющихся проблем с европейскими регуляторами. Из-за нежелания "Газпрома" идти навстречу требованиям Еврокомиссии и открыть для доступа третьих сторон 50% газопровода Opal (наземное продолжение Nord Stream) до трети мощностей "Северного потока" в течение ряда лет были заморожены. Любые новые "потоки", построенные через море до границ ЕС, ждут похожие проблемы на европейской территории (напомним, нежелание следовать европейским правилам заморозило также и "Южный поток").

Российской власти пора бы заняться перенаправлением ресурсов на решение внутренних проблем страны, но пока, как видно по возне с многочисленными "потоками", трубопроводная геополитика важнее.

Владимир Милов, Директор Института энергетической политики

 

 

<< Август, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ