Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.09.2019

Но компании еще придется найти газ для этого маршрута.

"Ведомости"

В понедельник, 9 сентября, предправления "Газпрома" Алексей Миллер сообщил президенту Владимиру Путину, что экспортные поставки газа в Китай по трубопроводу "Сила Сибири" планируется начать с 1 декабря. "Мы рассматриваем возможность поставки газа по западному маршруту и рассматриваем возможность поставки газа по дальневосточному маршруту с Сахалинского добычного центра", — добавил он, говоря о возможности дальнейшего наращивания экспорта в Китай.

Путин в ответ поручил Миллеру детально проработать еще один экспортный маршрут в Китай — через Монголию. "Знаю, что там маршрут тоже непростой, но предварительное рассмотрение этого вопроса показало, что он вполне реалистичный, и китайские партнеры к этому тоже склоняются", — сказал Путин. Он также попросил, чтобы "Газпром" вернулся к изучению вопроса об использовании на западном экспортном маршруте в Китай не только газа с Ямала, но и "ресурсов Иркутской области и Красноярского края".

Труба через Монголию, видимо, может стать альтернативой еще одному западному маршруту экспорта газа в Китай, известному как "Сила Сибири — 2", или "Алтай". Обсуждать строительство "Алтая" начали в 2006 г. Но реального прогресса на этом направлении достигнуто так и не было. В значительной степени из-за того, что Китаю предпочтительнее было получать газ ближе к восточной границе, где сосредоточены основные промышленные центры, а не на западе страны, куда пришла бы "Сила Сибири — 2", объясняет старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Предположительным источником газа для 2600-километровой "Силы Сибири — 2" изначально назывались газпромовские месторождения в Западной Сибири. Позднее компания не исключала возможности направить в нее в том числе газ с Ямала. О каких именно ресурсах Иркутской области и Красноярского края применительно к монгольскому маршруту говорил сегодня Путин, он уточнять не стал. Но у самого "Газпрома" в регионе сейчас разрабатывается два месторождения — Чаяндинское и Ковыктинское.

"Ресурс этих месторождений уже расписан "Газпромом", и помимо экспортных поставок (38 млрд куб. м с 2025 г.) будет включать объемы технологического газа, поставки на внутренний рынок для Дальнего Востока, а также поставки на Амурский ГПЗ и ГХК", — говорит директор Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Татьяна Митрова. Кроме того, по заявлениям руководства "Газпрома", уже идут переговоры с китайской стороной о поставках дополнительных 6 млрд куб. м по "Силе Сибири", напоминает она: "Откуда будут браться дополнительные объемы, пока не известно".

50 млрд куб. м газа, которые планируется добывать на Чаяндинском и Ковыктинском месторождениях, вероятно, не являются пределом, учитывая их суммарные запасы около 4 трлн куб. м, считает директор практики "Газ и химия" Vygon Consulting Дмитрий Акишин: "Потенциал Ямала также еще не раскрыт. Активы "Газпрома" на полуострове могут дать не менее 100 млрд куб. м добычи ежегодно к текущему уровню". Собственных ресурсов "Газпрому" по-прежнему вполне хватает, соглашается замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, а затянувшуюся паузу в проекте западного маршрута объясняет отсутствием контракта.

Не совсем понятно, имел ли в виду Путин ресурсную базу только самого "Газпрома" или подразумевал возможность использовать для поставок и газ других производителей, обращает внимание Маринченко. "Частично трубу можно было бы заполнить попутным газом с месторождений "Роснефти", например Ванкорского кластера, и других компаний", — говорит он. О предоставлении доступа к "Силе Сибири" и хотя бы частичной либерализации экспорта газа независимые производители, ведущие добычу в регионе, просили неоднократно. Но топ-менеджмент "Газпрома" всегда подчеркивал: в газе сторонних производителей компания для выполнения обязательств по контракту с CNPC не нуждается.

По оценкам Vygon Consulting, потенциал добычи газа независимыми производителями в Иркутской области и Красноярском крае ограничен 20-25 млрд куб. м в год. "С учетом уже реализуемых проектов в нефтехимии и энергогенерации в Китай может поставляться не более 10-15 млрд куб. м, которые к тому же вряд ли удастся удерживать в долгосрочной перспективе, — делится расчетам Акишин. — Поэтому газ независимых производителей может стать хорошим источником, но не базой для новых инфраструктурных проектов". Основные ресурсы независимых компаний — ИНК и "Роснефти" — расположены в зоне прохождения "Силы Сибири" в Якутии, говорит Митрова. "Но Якутию как раз президент не упоминал", — обращает внимание она.

Речь об экспорте газа независимыми производителями по-прежнему не идет, подтверждает представитель "Газпрома": "Поручение [дано] нам, и мы продолжаем доразведку в иркутском и красноярском центрах газодобычи".

По сравнению с "Силой Сибири — 2" главные плюсы монгольской трубы — возможность строительства в условиях равнинной местности и отсутствие избытка газа в регионе, который станет конечной точкой маршрута, считает консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова: "У Китая и Монголии возникали разногласия по вопросам транзита энергоносителей. Несмотря сближение позиций азиатских стран, решение об инвестициях в проект, предполагающий долгосрочные многомиллиардные поставки газа с транзитной составляющей, достаточно рискованно".

По оценкам Vygon Consulting, рост импорта газа в Китай за 6-7 лет увеличится на 85-100 млрд куб. м, но в то же время конкуренция за эти поставки будет крайне высокой. Китай — перспективный рынок, который очень далек от насыщения, отмечает Гривач: "Доля газа в балансе по-прежнему низкая, удельное энергопотребление на душу населения значительно отстает. Это дает основания говорить, что в течение 10-15 лет спрос на газ здесь удвоится, а импорт как минимум вырастет в 2-3 раза".

Даже в этих условиях целесообразность строительства масштабной инфраструктуры для наращивания трубопроводных поставок газа в Китай не очевидна, особенно если речь идет об относительно небольших объемах, считает Маринченко. "Учитывая крайне низкие спотовые цены на газ, Пекин, вероятно, будет настаивать на максимально выгодных для себя условиях контракта", — предполагает он.

Артур Топорков

 

 

Почему уволили визави Александра Новака.

"Независимая газета"

Саудовская Аравия предприняла резкий шаг по достижению своих национальных проектов, отправив в отставку прежнего министра энергетики и назначив на эту должность члена королевской семьи. Предыдущему чиновнику, по мнению аналитиков, поставили в вину невыполнение плана по достижению цены нефти в 80 долл. за баррель. При такой цене Саудовская Аравия могла бы провести крупнейшее в мире первичное размещение акций (IPO) своей государственной нефтяной компании, получив деньги на реализацию амбициозных проектов.

Вместо Халида аль-Фалиха министром энергетики и природных ресурсов Саудовской Аравии впервые в истории страны назначен член королевской семьи, сын короля принц Абдулазиз бин Салман. У министра энергетики РФ Александра Новака и России в целом не просто поменялся визави на переговорах по нефти в ОПЕК+. В стремлении увеличить стоимость своей главной нефтяной компании саудиты предпримут все меры, чтобы поднять цену на нефть. В том числе не исключено, что они захотят ужесточить требования к партнерам по ОПЕК+ по сокращению добычи, а это грозит России дополнительными потерями экспортной выручки.

Принц далеко не новичок в этом бизнесе, в качестве госминистра по вопросам энергетики принимал участие в переговорах по соглашению ОПЕК+. Первые комментарии по его назначению были успокаивающие, мол, он не внесет серьезных изменений в нефтяную политику страны (об этом говорил, например, генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо).

Однако сам назначенец сделал заявление, всколыхнувшее рынок. По его словам, страна намерена провести IPO государственного нефтяного гиганта Saudi Aramco "как можно быстрее". Это крупнейшая нефтегазовая компания мира, она добывает около 10 млн барр. в сутки (то есть на нее приходится практически вся нефтедобыча страны). Власти Саудовской Аравии (СА) уже давно хотят получить около 100 млрд долл. от размещения 5% акций компании (то есть они исходят из ее общей стоимости в 2 трлн). Но такая оценка рынку не кажется справедливой на фоне цены на нефть, которая на новостях о спаде в мировой экономике и сокращении спроса стремится уйти ниже 60 долл. за баррель.

По словам источников Dow Jones, Saudi Aramco планирует разделить IPO на два этапа. В ходе первого акции компании уже в 2019 году будут размещены на бирже в Саудовской Аравии (участие в листинге смогут принять как местные, так и иностранные инвесторы, объем размещения на этом этапе может составить до 50 млрд долл). Международный этап пройдет в 2020 или 2021 году, пока приоритетным местом для него называют Токио.

Компания проводит встречи с банками и, как сообщают СМИ, уже выбрала нового организатора IPO. Это IPO называют центральным элементом экономических преобразований Саудовской Аравии, направленных на привлечение иностранных инвестиций и диверсификацию доходов.

Ранее издание Wall Street Journal сообщало, что Saudi Aramco решила ускориться на фоне успешной дебютной продажи облигаций компании в апреле, в ходе которой она привлекла 12 млрд долл., а также в связи с ослаблением международного давления на Саудовскую Аравию после убийства в октябре прошлого года саудовского оппозиционного журналиста Джамала Хашогги.

Новый министр предложил быть оптимистами и не зацикливаться на торговых войнах между США и Китаем. "Я фундаментально оптимист", — подчеркнул принц. Он призвал не беспокоиться о прогнозах по поводу ухудшения спроса на нефть в связи с замедлением мировой экономики. Он также заявил, что Саудовская Аравия ориентируется не на определенные цены на нефть, а на стабильность мировой экономики. Он заверил, что Эр-Рияд привержен сотрудничеству с нефтепроизводителями внутри и вне ОПЕК для достижения баланса на рынках нефти. "Королевство привержено сотрудничеству с другими производителями внутри и вне ОПЕК для обеспечения стабильности и баланса мировых нефтяных рынков", — сказал министр на полях 24-го Всемирного энергетического конгресса в столице ОАЭ Абу-Даби.

В Кремле не комментируют, может ли уход аль-Фалиха сказаться на сделке РФ с ОПЕК. Уход "отдельного министра" вряд ли способен повлиять на общую политическую волю Москвы и Эр-Рияда, отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он напомнил, что ведется подготовка к визиту Владимира Путина в Саудовскую Аравию. "Мы рассчитываем, что визит будет успешным", — сказал представитель Кремля.

По словам Абдулазиза бин Салмана, во время визита в октябре будет подписано большое количество соглашений. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман Аль Сауд оценивает этот визит самым серьезным образом, сказал он. "Мы создаем более сильный, устойчивый и гораздо более всеобъемлющий альянс с Россией. Мы говорим об устойчивом, вечном альянсе", — сказал министр.

Как известно, Саудовская Аравия является одним из крупнейших производителей нефти в мире, и вместе с Россией она выступает лидером действующего с начала 2017 года соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи. Обновленное соглашение действует до конца марта 2020 года, все страны — участницы соглашения должны снизить добычу на 1,2 млн барр. в сутки к уровню октября 2018 года. Основные квоты по сокращению приходятся на Россию и Саудовскую Аравию (228 тыс. и 322 тыс. барр. в сутки соответственно).

Эксперты "НГ" подтверждают, что Саудовская Аравия для успеха IPO Saudi Aramco хотела бы поднять цены гораздо выше нынешнего уровня в 60 долл. за баррель (кстати, на новостях о назначении цена фьючерса на нефть марки Brent выросла до 62 долл., тогда как месяц назад, например, она составляла 58,6 долл.). Однако бурный рост добычи в США (а в понедельник там объявили о достижении уровня в 13 млн барр. в день) препятствует достижению цели за счет самоограничения в рамках ОПЕК+. Так как Россия верстает бюджет практически исходя из цены в 40 долл., то есть в два раза ниже бюджетных ориентиров саудитов, ей нет резона брать на себя дополнительные обязательства по сокращению.

"Чтобы в рамках подготовки к IPO поднять цены на нефть на мировом рынке, Саудовская Аравия уменьшала добычу нефти больше, чем от нее требует соглашение ОПЕК+, еще с начала 2019 года. Но из-за того, что США продолжают увеличивать добычу сланцевой нефти, усилия саудитов не приводили к существенному повышению мировых цен на нефть. Вероятно, невозможность решить эту проблему и стала одним из поводов для смены министра нефти, — сказал "НГ" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

По его мнению, перед новым министром саудовские руководители наверняка поставят задачу создать более благоприятные условия для проведение IPO, он должен будет сделать что-то, чтобы цены на нефть увеличились. Но у министра ограниченные возможности. "В отличие от высшего руководства королевства, которое может спровоцировать политическую или военную напряженность в странах региона (в отношениях с Ираном, например), министр нефти имеет ограниченный набор инструментов для давления на мировые цены, — говорит Юшков. — Главным таким инструментом является соглашение ОПЕК+. Стоит ожидать, что новый министр активизирует давление на остальных участников соглашения с целью убедить их в необходимости сократить добычу нефти. Но другие участники ОПЕК+ вряд ли согласятся, так как нынешний порядок цен их устраивает. Россия верстает бюджет в коридоре 40-50 долл. за баррель и резона сокращать добычу у нас нет. Поэтому смена министра нефти вряд ли что-то даст Саудовской Аравии".

Директор офиса продаж "БКС Брокер" Вячеслав Абрамов считает, что стремление ускориться с проведением IPO связано с осознанием того факта, что в будущем цены на нефтепродукты не будут высокими, соответственно сейчас есть возможность выручить больше средств.

"В последние месяцы план по сокращению добычи ОПЕК+ существенно перевыполнялся, объем добычи нефти был гораздо ниже от предельного значения", — говорит финансовый директор VR_Bank Роман Ромашевский. При этом например в мае на Саудовскую Аравию приходилось более 90% перевыполнения: из общего объема в 540 тыс. барр около 500 тыс. — это "вклад" Саудовской Аравии. "В свете предстоящего IPO скорее всего потребуется рост выручки, который можно достичь либо ростом объема в натуральном выражении (что позволяет текущий запас прочности по сделке ОПЕК+), либо за счет роста цен (что возможно при дальнейшем взаимном сокращении объемов добычи, в первую очередь за счет других стран), — говорит Ромашевский. — В краткосрочном периоде проще будет нарастить добычу в рамках текущих соглашений, но в перспективе 6-12 месяцев более приемлемым кажется вариант со снижением взаимных обязательств стран-участниц сделки. В любом случае, последствия для РФ могут быть позитивными. С учетом традиционного пика бюджетных расходов в 4 квартале, повышение цен на нефть поможет избежать излишнего ослабления рубля".

Анатолий Комраков

<< Сентябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ