Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.10.2014

Газопроводная система "Южный поток", которая должна была стать альтернативой транзиту через Украину, подорожала почти на 45% — до 40 млрд евро. Причины роста "Газпром" не объясняет.

"Ведомости"

Стоимость морского участка газопровода "Южный поток" составит 14 млрд евро, стоимость сухопутного участка на территории Европы — 9,5 млрд евро, заявил первый заместитель начальника финансово-экономического департамента "Газпрома" Александр Иванников (его слова передал "Интерфакс"). Ранее морская часть оценивалась в 10 млрд евро, а сухопутная — в 6,6 млрд евро. Таким образом, газопровод подорожал на 41,6%. Почему — менеджер "Газпрома" не объясняет. Представитель "Газпрома" не ответил на запрос "Ведомостей".

Проект "Южный поток" стал дорожать еще в декабре прошлого года. Тогда "Газпром" сообщил, что стоимость строительства газотранспортной системы "Южный газовый коридор" в России для подачи газа в "Южный поток" увеличилась на 45% до 738,54 млрд руб. (16,4 млрд евро по курсу на декабрь 2013 г.). Летом начала расти стоимость европейской части: в июле "Газпром" объявил, что стоимость строительства сербского участка составит 2,1 млрд евро, хотя изначально его цена была 1,7 млрд евро.

Теперь общая стоимость "Южного потока" с учетом российской части увеличилась примерно на 45% почти до 40 млрд евро, или $50,5 млрд. Это сопоставимо с EBITDA "Газпрома" в 2013 г. ($55 млрд) и вдвое дороже первой очереди газопровода "Сила Сибири" для поставок газа в Китай от Чаяндинского месторождения в Якутии до Благовещенска.

Подорожания морской части, которую "Газпром" строит совместно с Eni, Wintershall и EDF, не ожидалось. Еще в сентябре источник "Ведомостей", близкий к "Газпрому", утверждал, что смету морского участка удастся сохранить на начальном уровне. "Южный поток" будет состоять из четырех ниток общей мощностью 63 млрд куб. м в год. В марте контракт на прокладку первой нитки был заключен с итальянской компанией Saipem. Цена контракта — 2 млрд евро, сообщал "Газпром". В апреле был заключен контракт со швейцарской Allseas Group на прокладку второй нитки, но цена этого контракта уже не раскрывалась. "Бюджет строительства первых двух ниток составит 6 млрд евро", — сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на источники.

Источник "Интерфакса" подтверждает, что морской участок "Южного потока", как и прежде, планируется строить на 70% за счет проектного финансирования. Но если ранее его предполагалось привлечь до конца 2014 г., то теперь — в I квартале 2015 г. Для этого, как и прежде, планируется использовать гарантии экспортных кредитных агентств: стран — поставщиков и подрядчиков. В частности, "Газпром" хочет привлечь гарантии российского ЭСКАР, пишет "Интерфакс".

Иванников отметил, что европейские рынки капитала для "Газпрома" сейчас ограничены. Он напомнил, что "Газпром" планировал выйти "на наши традиционные рынки с еврооблигациями", но затем было решено занимать в рублях и в Азии (см. врез). "У нас совершенно развязаны руки на азиатском рынке, и в ближайшие годы мы будем заниматься выстраиванием инфраструктуры в этом направлении. Я думаю, что в конце этого или начале следующего года мы можем сделать пилотную сделку с китайскими банками", — сказал он.

Иванников также сообщил, что вопрос предоставления аванса со стороны китайской CNPC по-прежнему актуален. "Вопрос с авансом не закрыт. Сейчас вопрос с китайскими партнерами в том, кто возьмет на себя эту долговую нагрузку", — сказал он. "Если взять текущий долг ["Газпрома"] в $50 млрд и добавить $25 млрд (стоимость строительства газопровода Сила Сибири” для поставок в Китай), то отношение долг/EBITDA будет 75/55 (1,4. — Ведомости”). Это не много для общества, но мы всегда аккуратно задумывались об этом параметре. Мы не хотим отпускать его выше единицы. Как и наши китайские партнеры. Поэтому мы хотели бы, чтобы это был аванс, а не кредит", — заметил топ-менеджер.

При прежней стоимости "Южного потока" и предусмотренной тогда доле проектного финансирования ежегодные собственные затраты "Газпрома" должны были составить $2,2 млрд, теперь — $3 млрд, а с учетом еще и "Силы Сибири" без китайского аванса не обойтись, считает портфельный управляющий ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев.

 

Европейцы перепродают Киеву российский газ.

"РБК daily"

Украина уже почти четыре месяца живет без российского газа: на помощь соседней стране пришли крупнейшие энергокомпании Европы. В их числе, как выяснил РБК, оказались норвежская Statoil, немецкие EON и RWE, французская GDF Suez, американский трейдер TrailStone. Эти компании стали крупнейшими поставщиками газа на Украину по реверсной схеме, предлагая "Нафтогазу" более выгодную, нежели "Газпром", цену. Но с наступлением зимы Украине придется возобновить закупки российского газа — по $385 за 1 тыс. кубометров

Германская компания RWE c октября 2014 года полностью прекратила реверсные поставки газа на Украину через Словакию из-за неприбыльности бизнеса. Об этом РБК сообщил источник в компании. Он добавил, что еще в сентябре компания поставляла на Украину по реверсной схеме свыше 20 млн кубометров газа в сутки. Официальный представитель RWE отказался от комментариев. Еще один источник РБК, близкий к немецкой компании, называет причиной прекращения поставок по словацкому маршруту отказ украинского "Нафтогаза". "Это было их решение", — сказал он, напомнив, что соглашение, заключенное в мае 2012 года, предполагает, что "Нафтогаз" может покупать газ у RWE, но не обязан. Прекращение поставок никак не связано с прибыльностью этого направления, добавил собеседник РБК. RWE продолжает поставки газа на Украину через другие страны, добавляет источник в компании, не уточняя деталей.

Теперь, рассказывает источник в RWE, примерно 27 млн кубометров газа в сутки, идущие на Украину по реверсной схеме через словацкого транспортного оператора Eustream, делят между собой четыре компании: половина этого объема приходится на норвежскую Statoil. Она продает газ Украине по своповой схеме: меняет свой газ в Германии на российский газ в Словакии в аналогичных объемах у Eustream. Собеседник РБК утверждает, что оставшуюся половину поставляемого газа обеспечивают три компании: немецкая E.ON, французская GDF Suez и американская трейдинговая структура TrailStone, имеющая офисы в Лондоне и Берлине.

О том, что Украина с 1 октября начала закупать газ у Statoil, в прошлую пятницу заявил "Нафтогаз". Поставки топлива осуществляются через словацкий газовый коридор в объеме около 12–15 млн кубометров в сутки. По словам источника РБК в одной из европейских трейдинговых структур, Statoil продает газ "Нафтогазу" по прямому контракту и с минимальной маржой, строго по предоплате за месяц. По его словам, цена формируется исходя из цены газа для Германии и стоимости транспортировки — в среднем $350 за тысячу кубов по ценам октября ($320 на свопе плюс транспортные расходы), но эта цена будет расти из-за приближения зимы и увеличения потребления газа. Однако сейчас эта цена на $35 ниже той, которую предлагает "Газпром". У других поставщиков, по словам собеседника РБК, цена "незначительно выше". Выгода трейдеров, как объяснил собеседник РБК, — в объемах реверса, потенциально речь идет о нескольких миллиардах кубометров, и прибыль даже $1–2 с 1 тыс. кубометров уже весома.

Источник в RWE утверждает, что Gas de France с апреля этого года занималась реверсом газа на Украину через Венгрию, а с сентября начала поставлять газ через Словакию. Реверс через Венгрию, как заявлял в начале сентября руководитель "Укртрансгаза" Игорь Прокопьев, был прекращен из-за дороговизны — газ, поступаемый по этому маршруту, обходился Украине по $400 за 1 тыс. кубометров. Представители E.ON и GDF Suez не ответили на запросы РБК. Источник РБК в E.ON подтвердил, что компания поставляет газ по реверсной схеме на Украину через Словакию и Венгрию. Объемы поставок он назвать не смог, лишь отметив, что поставки через Венгрию прекращались, но недавно были возобновлены.

В Минэнергоугля Украины и "Нафтогазе" отказались от комментариев. Весной глава Минэнергоугля Юрий Продан заявлял, что Украина ведет переговоры с GDF Suez о поставках газа.

Представитель Trailstone Уильям Гебхардт отказался от комментариев, сославшись на конфиденциальность и политику компании. Представитель Министерства экономики Словакии сказал РБК, что ни ведомство, ни газотранспортный оператор Eustream не могут раскрывать поставщиков газа. Представитель Eurostream лишь отметил, что у компании заключены соглашения с 10 поставщиками газа, но не стал их раскрывать. Представитель Statoil отказался раскрывать детали соглашения с Украиной.

В 2013 году "Газпром" поставил на Украину 25,8 млрд кубометров газа, а с начала этого года — 13,9 млрд кубометров. Но фактически поставки прекратились в середине июня, после того как "Газпром" перевел Украину на предоплату и потребовал выплаты $5,3 млрд долга. Договориться о возобновлении поставок долгое время не удавалось: российская компания настаивала на цене в $385 за 1 тыс. кубометров, а Украина предлагала дифференцировать цену — $320 летом и $385 зимой.

Все это время — то есть уже четыре месяца — Украине удавалось обходиться без российского топлива. Подспорьем для нее стали поставки газа по реверсной схеме: в общей сложности к октябрю Украина импортировала по этой схеме 2,2 млрд кубометров, из них почти 1 млрд кубометров — в сентябре. Большая часть газа идет из Словакии — по данным Eustream, в сентябре Украина получила по этому маршруту 780 млн кубометров газа на $270 млн ($346 за 1 тыс. кубометров). Еще 117 млн кубометров и 90 млн кубометров поступило из Польши и Венгрии. Ранее заявлялось, что Словакия готова поставить на Украину до 10 млрд кубометров в год.

Под реверсными поставками подразумевается такой механизм поставок газа на Украину, по которому российский газ ненадолго пересекает украинскую границу, а затем возвращается в страну, но уже как "европейское" топливо.

Отказаться от российского газа стало возможным и из-за падения внутреннего потребления на Украине — на 15,5%, до 27,3 млрд кубометров за первые восемь месяцев года. За тот же период в стране было добыто 13,19 млрд кубометров (+2,5%) и импортировано 15,13 млрд кубометров (-1,2%).

Летом реверсных поставок Украине хватает, часть газа даже закачивается в ПХГ, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. На Украине снизилось потребление из-за того, что фактически отрезаны две области на востоке страны и в целом снизилось промышленное потребление. Но зимой этих объемов будет недостаточно.

Реверс будет существовать до тех пор, пока он экономически выгоден, замечает Корчемкин. Например, в IV квартале 2013 года Украина закупала газ в Европе, потому что газ "Газпрома" был дорогой, а в I квартале 2014 года реверс моментально пропал, стоило российскому концерну снизить цену до $268.

Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко, Ася Сотникова, Андрей Лемешко

 

 

Холдинг CIMC намерен вложить порядка 4 млрд рублей в строительство завода по сжижению и сжатию газа в Саратовской области.
 

"Известия"

Как выяснили "Известия", Китай готов не только закупать российский газ, но и перерабатывать и продавать его в России. Крупный китайский промышленный холдинг CIMC намерен вложить порядка 4 млрд рублей в строительство завода по сжижению и сжатию газа для его дальнейшей реализации в России. Кроме того, CIMC намерен поставлять оборудование для местной сети газовых заправок, которую будут строить структуры "Роснефти" и "Газпрома". Китайский автомобилестроитель Dongfeng в Красноармейске будет выпускать автобусы и двигатели, работающие на природном газе. Эти проекты появятся в рамках работы новой свободной экономической зоны в Красноармейске Саратовской области.

О строительстве завода по сжатию и сжижению газа в кооперации с китайскими инвесторами из CIMC Enric Holdings (одна из ключевых "дочек" CIMC) "Известиям" рассказали в правительстве Саратовской области. По словам зампредседателя правительства Саратовской области Павла Большеданова, CIMC Enric планирует создать совместное предприятие.

— Китайские бизнесмены выразили заинтересованность в совместном проекте и переговоры состоялись на уровне высокопоставленных лиц китайской корпорации. Им обязательно присутствие органа исполнительной власти, то есть правительства Саратовской области, — поясняет Большеданов. По его словам, инвестиции китайской стороны в СП могут составить около 4 млрд рублей.

Для начала планируется построить две технологические линии. На одной наладят производство сжиженного (L-CNG) и сжатого (CNG) природного газа, а на другой газонаполнительные станции это топливо будут закачивать в специальные криогенные автоцистерны. Эти цистерны (их CIMC также планирует делать в России) смогут доставлять топливо на газовые заправки и к сельхозтехнике непосредственно на поля. Помимо этого, CIMC Enric планирует здесь же организовать производство газобаллонного оборудования для переоснащения бензинового транспорта на газ.

Китайскую сторону привлекло наличие собственного газового месторождения непосредственно в Красноармейском районе. По оценкам Федерального агентства по недропользованию, местные запасы газа составляют 500–800 млн куб.м, месторождение не освоено. В феврале этого года CIMC уже подписала соглашение с правительством Мордовии о строительстве совместного проекта по производству емкостей для хранения газа (для установки на транспорте и технике). Мордовский проект ценой $140 млн будет развиваться параллельно с саратовским.

Принципиальная особенность саратовского китайского проекта в том, что речь идет о производстве метана, а не о более распространенном в России пропан-бутане. На данный момент в качестве топлива метан широко используется в Европе и Китае — под него построена обширная инфраструктура. Метан экономичнее, экологичнее и дешевле пропан-бутана. Однако в России, несмотря на то что СССР был пионером внедрения метана, покупатель проголосовал рублем за пропан-бутан. Технологически пропан не требует столь сложных технологий в производстве, как метан. И на сегодняшний день по стране около 23 тыс. таких заправок.

Что касается метанового газа, то здесь безоговорочным лидером в по числу таких автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) является "Газпром". Всего в России сейчас около 250 метановых заправок (сосредоточены в европейской части территории России), из них 206 находятся в собственности "Газпрома", сообщил "Известиям" Михаил Лихачев, гендиректор компании "Газпром газомоторное топливо". Оставшиеся заправки находятся у небольших игроков.

Еще один вариант развития бизнеса CIMC, продолжает Большеданов, — производство оборудования для новых газозаправочных станций. На текущий момент в Саратовской области десяток метановых заправок и около 500 транспортных средств, которые работают на метане. Руководство региона хочет расширить сеть метановых АГНКС в регионе и уже определилось с расположением новых заправок.

— В проекте строительства газовых заправок у нас генеральные партнеры "Роснефть" и "Газпром". Мы с ними подписали соглашение. Прорабатываются возможности размещения заправочных станций как на новых территориях, так и на существующих с использованием модульного оборудования. Причем в самое ближайшее время, — рассказывает Павел Большеданов. По его словам, будет выделена дополнительная территория рядом с уже существующими АЗС, там появится оборудование для заправки газом. Топливо будет подаваться магистрально через трубу, либо в отдельных случаях организуют локальные газохранилища.

В Саратовской области рассчитывают перевести на газ в первую очередь бизнес и фермеров.

— Необходимость кредитоваться в сельскохозяйственной отрасли целиком и полностью определятся потребностью запасаться топливом в сезон, — сказал Большеданов. Помимо дешевизны, плюс газа еще и в том, что сезонные цены на него не так сильно растут, не возникает сезонный дефицит, а значит, нет необходимости запасать топливо.

В качестве площадки для строительства завода по сжижению и сжатию газа была выбрана территория предприятия "Сигнал-Маш" (по данным базы СПАРК, им владеет бизнесмен из Коми Михаил Магий, занимается лесопереработкой), которое до 2009 года производило газовые отопительные котлы и металлоконструкции. В его пустующих цехах (их площадь составляет около 100 тыс. кв. м) планируется разместить китайское производство газового оборудования. Предприятие имеет базовые коммуникации и расположено вблизи федеральной трассы Сызрань–Саратов–Волгоград. Кроме того, тут есть частично разрушенная ветка железной дороги, которую планируют восстановить, рядом речной порт, способный принимать баржи водоизмещением 5–7 тыс. т. Со стороны "Сигнал-Маша", который может войти в состав учредителей совместного предприятия с CIMC, тоже потребуются вложения.

— Нам всё равно за свой счет придется делать ремонт завода, ремонт коммуникаций, вы же понимаете, что это огромные деньги. Нам еще железную дорогу предлагают за свой счет восстановить, — рассказывает коммерческий директор завода Николай Расторгуев.

Собеседник также упомянул, что в Минэкономразвития уже принято принципиальное решение о придании территории ПК "Сигнал-Маш" статуса свободной экономической зоны регионального уровня. Сейчас начались технические процедуры по оформлению официального статуса.

Помимо CIMC Enric в новой экономической зоне может начать работать другая китайская компания — Dongfeng, которая в 2014 году начала импортировать в Россию легковые и коммерческие автомобили. "Сигнал-Маш" 26 сентября подписал соглашение о намерениях с компанией Dongfeng о сборке городских автобусов этой марки. Планируемый объем — 500 единиц в год с последующим увеличением до 4 тыс. в год. В области рассчитывают, что им удастся уговорить китайцев локализовать там же производство газовых двигателей в рамках создаваемой газовой экосистемы. Причем платформой для этого СП уже может стать саратовский завод "Волжский дизель имени Маминых".

— Для нас в любом случае нужны газовые двигатели, потому что при переделке транспорта под газ получаются всё равно не те технические характеристики у моторов, нежели если бы их изначально создавали под газ, — убежден Большеданов. — Мы будем настаивать, чтобы они все-таки производили моторы на нашем заводе.

В июне 2013 года правительство приняло постановление, которое включило в перечень услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, заправку газом. Кроме того, ранее звучали планы перевести на газ половину российского общественного транспорта. Тем не менее, ряд экспортов со скепсисом смотрит на развитие метанового транспорта в России.

— Экономика пока не очень привлекательная для использования газа. Насколько я помню, "Газпром" еще с советского времени пытается директивным путем внедрять использование газа в качестве моторного топлива, — заметил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Но из-за сложности газобаллонного оборудования и отсутствия инфраструктуры привлекательность его использования существенно ограничивается.

По словам специалистов, у этого топлива есть свои отрицательные моменты: водный конденсат, вызывающий проблемы с мотором в мороз, потерянные полезные объемы грузового пространства в автомобиле. Получается замкнутый круг: люди не переходят на газ потому, что слишком мало газовых станций и есть ряд нюансов, а предприниматели не строят новые заправки, потому что мало газового транспорта, вторит Сергиенко президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Они сходятся во мнении, что появление новых газовых станций не приведет к снижению цен на бензин и солярку, скорее наоборот, подорожает сам газ.

В фермерских кругах, впрочем, более оптимистичны.

— Идея хорошая, главное, чтобы не получилось так, что мы, фермеры, вложимся в газовое оборудование и переоснащение, а цены на газ вырастут, — отметил директор Московского крестьянского союза Владимир Смагин. — Сейчас крупные фермеры и сельхозпредприятия запасают дизель и бензин впрок, поскольку цены на них слишком резко растут в сезон посева и уборки урожая. Хотя газ расходуется в больших количествах, чем бензин или солярка, стоит он гораздо дешевле: 9–15 рублей за литр.

Тимур Хасанов

 

 

<< Октябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ