media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.10.2016

Александр Лукашенко намекает Владимиру Путину, что за защиту границ надо доплатить.

"Независимая газета"

Александр Лукашенко заявляет, что уже нашел альтернативу российской нефти для своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Якобы Иран готов отправлять в Белоруссию нефть чуть ли не даром. Необходимость замены российского сырья возникла у Лукашенко после того, как РФ сократила поставки из-за неоплаченного газового долга. Белорусские власти действительно испытывают острую нехватку валюты и ждут новых займов. В следующем году страна должна найти 3,4 млрд долл. для погашения части внешнего долга. К тому же долг Белоруссии за российский газ уже достиг 300 млн долл. Однако эксперты считают, что иранский проект Лукашенко нереализуем. Возможно, поэтому президент Белоруссии уже намекает на новый торг вокруг оборонной сферы.

Энергетический спор России и Белоруссии разрастается, затрагивая не только газовые цены, но и нефтяные закупки. "Мы ведем переговоры с Ираном, который мечется в поисках источника для поставки нефти и который снизит нам цену", — заявил в пятницу президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая в парламенте. Альтернативных поставщиков Минск начал искать на фоне газовых разногласий с РФ.

Белоруссия считает несправедливой контрактную цену за российский газ и поэтому она прекратила оплачивать поставки из РФ. В начале октября газовый долг Белоруссии уже достиг примерно 300 млн долл., о чем сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак. Контрактная цена — 132,77 долл. за 1 тыс. куб. м. Эту стоимость уже можно назвать льготной, близкой к внутренним ценам. Однако Минск хотел бы получить более ощутимую скидку.

Москва на послабление пока не идет, более того, РФ в ответ на газовое разногласие пересмотрела объемы нефтяных поставок в Белоруссию. Сначала Москва планировала продавать Белоруссии в течение 2016-2024 годов 24 млн т нефти ежегодно. Теперь график пересмотрен: в третьем квартале этого года поставки снижены на 2,25 млн т по сравнению с изначальным планом, передает РИА Новости.

В Минске опасаются, что нефтяной дефицит будет губителен для белорусской нефтеперерабатывающей промышленности. "Третий квартал мы работаем с критическим обеспечением нефти. Это уничтожит наши НПЗ", — предупреждает Лукашенко.

Если ситуация не сдвинется с мертвой точки, Минск может принять и другие меры. Так, Белоруссия решила повысить в среднем на 50% тарифы на транзит российской нефти по территории республики. Наконец, Лукашенко намекает, что услуги Белоруссии по охране границ обходятся Москве слишком дешево. По его словам, Белоруссия, защищая Россию на западном направлении, заплатила около 170 млн долл. за поставленные в республику зенитно-ракетные комплексы С-300. "Так получается, что, защищая вас, я должен прийти к вам (в Россию) и еще автомат купить", — цитируют Лукашенко информагентства. "Сирия важна, но Белоруссия — это святое, что не может потерять Россия", — добавил Лукашенко.

Экономика Белоруссии загнана в угол. "Стране в следующем году предстоит выплатить 3,4 млрд долл. валютного долга", — напоминают специалисты Центра развития Высшей школы экономики. И это при том, что и в 2016-м, и в 2015-м Белоруссия должна была выплатить тоже несколько миллиардов долларов.

Долговое бремя продолжает расти: к середине этого года чистый внешний долг Белоруссии достиг 50% ВВП, сообщали ранее специалисты агентства Fitch. Среди кредиторов республики был в том числе антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества, сформированный в большей степени за счет России. В 2011 году он выделил Белоруссии 10-летний кредит размером 3 млрд долл.

В условиях экономического спада, который в январе-августе 2016-го достиг в годовом выражении 3%, надежды на восстановление финансовой стабильности у страны нет, и взять деньги на погашение уже имеющихся долгов почти неоткуда.

Сейчас Минск рассчитывает на финансовую помощь Международного валютного фонда (МВФ). Речь идет о десятилетнем кредите в 3 млрд долл. под 2,28% годовых. В конце июня миссия МВФ завершила в Белоруссии работу и предоставила руководству страны свои выводы. Однако условия МВФ властям Белоруссии не понравились. Лукашенко назвал их неподъемными и несправедливыми по отношению к народу. "Цена… перечеркивает всю политику, которую мы проводили до сих пор", — пояснил он на прошлой неделе. По сообщениям прессы, среди требований фонда либерализация белорусской экономики, изменение тарифов ЖКХ.

В итоге очевидно, что власти Белоруссии заинтересованы обнулить хоть какую-то свою задолженность, например за российский газ.

Опрошенные "НГ" эксперты скептически отнеслись к угрозам Белоруссии. "План закупать нефть у Ирана нереализуем, экономически нерентабелен и нецелесообразен. Во-первых, Белоруссия не имеет прямого выхода к морю. Во-вторых, трубопроводами эти два государства не связаны. В-третьих, возможные своповые (обменные) закупки российской нефти в силу политических причин для Белоруссии невыгодны. В-четвертых, нефтепровод "Одесса-Броды", проходящий через Украину, не готов принять иранские объемы сырья (хотя переговоры между Тегераном и Киевом ведутся). В-пятых, транспортировка по железной дороге слишком дорогая. В-шестых, белорусские НПЗ "заточены" под российское сырье", — перечисляет член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

По его словам, "Лукашенко использует жесткую политическую риторику для давления на Москву с целью получить скидки на газ и нефть". "Напомню, несколько лет назад Белоруссия закупала черное золото у Венесуэлы, но это сотрудничество продлилось недолго, поскольку обошлось Минску в копеечку. Сорт венесуэльской нефти назывался "Санта-Барбара". Мы сейчас наблюдаем продолжение одноименной мыльной оперы, только теперь участниками стали Россия и Белоруссия, — говорит Касаев. — Если Белоруссия не хочет повторить пример Украины, которая с ноября прошлого года напрямую не покупает наш газ и вынуждена платить за это "умершей" экономикой и замерзающим населением, то Минску стоит смягчить риторику и пойти на конструктивный диалог с Россией — давним и надежным партнером".

Эксперт добавляет, что Минск ранее пытался договориться о поставках углеводородов еще с Азербайджаном и Казахстаном. "Не исключаю, что Белоруссия захочет получать нефть с Марса, чтобы в очередной раз уколоть Россию. Однако при таком сценарии остается лишь посочувствовать промышленности и гражданам дружественной нам республики", — замечает Касаев.

"Доставка в несколько приемов приведет к удорожанию конечной продукции как минимум на 30%. Кроме того, нефтеперерабатывающие заводы — это сложный цикл производства, настроенный под конкретный сорт нефти. Перенастройка будет стоить немалых денег, — продолжает аналитик компании "Алор брокер" Кирилл Яковенко. — Поэтому, возможно, ставка будет делаться на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, который можно модернизировать в нужном ключе". Версию про Новополоцкий НПЗ подтвердил и сам Лукашенко. Ранее он поручил правительству "вернуться к проекту нефтепровода из Балтики и немедленно закончить модернизацию Новополоцкого НПЗ".

В то же время у Ирана, как замечает Яковенко, со своей стороны тоже могут возникнуть вопросы: насколько дисциплинированно Белоруссия станет платить, будут ли это "живые" деньги или какие-либо схемы?

"План абсолютно нежизнеспособен, поскольку Иран в любом случае ориентируется на рыночные цены", — считает ведущий аналитик компании AMarkets Артем Деев.

"В 2015 году Белоруссия закупила у нас почти 23 млн т сырой нефти, оставив для своих нужд только 6 млн т. Все остальное ушло либо в чистом, либо в переработанном виде на реэкспорт, — поясняет директор Института актуальной экономики Никита Исаев. — Бюджет Белоруссии получает доход за счет переработки и реэкспорта именно российской нефти, а не какой-то другой".

Анастасия Башкатова

 

 

"Газпром" может снизить добычу нефти на Сахалине. Согласование запасов углеводородов проекта "Сахалин-2" затягивается, утверждает компания.

"Ведомости"

"Газпром" предупредил правительство о возможном сокращении добычи нефти на "Сахалине-2" из-за задержки с утверждением запасов Пильтунского участка недр, рассказали "Ведомостям" два федеральных чиновника, знакомых с обращением компании. Оператор проекта Sakhalin Energy в августе подал в Госкомиссию по запасам (ГКЗ) документы на уточнение запасов Пильтунского участка Пильтун-Астохского месторождения, но их рассмотрение затянулось. Это может помешать компании принять производственные решения по оптимизации разработки участка в этом году, добыча нефти может снизиться на 200 000 т, а выручка Sakhalin Energy — на $70 млн, предупредил "Газпром". Поскольку проект "Сахалин-2" реализуется по соглашению о разделе продукции, выплаты государству тоже могут снизиться. В 2015 г. Sakhalin Energy перечислила в федеральный бюджет и бюджет Сахалинской области $5,2 млрд, говорится в отчете оператора.

Представитель Минфина не ответил на запрос. В Минэкономразвития документы не поступали, сообщил представитель.
Проект "Сахалин-2" включает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа. Их извлекаемые запасы оцениваются в 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа, писал "Интерфакс". В 2015 г. Sakhalin Energy добыла 5,15 млн т нефти. Как именно Sakhalin Energy хочет уточнить запасы на Пильтунском участке — собеседники не говорят. В 2015 г. с платформы на Пильтун-Астохском месторождении было добыто около 1,2 млн т нефти и 438 млн куб. м газа, говорится в отчете Sakhalin Energy за 2015 г. В отчете оператор рассказывает, что в 2015 г. он пробурил на участке одну добывающую скважину, которая должна обеспечить дополнительную добычу нефти в южной части месторождения.

По процедуре Sakhalin Energy сначала направляет документы в Роснедра, а Роснедра потом направляют в ГКЗ, рассказывает собеседник, близкий к одному из ведомств. Роснедра решили не рассматривать документы без решения правительственной комиссии, а его пока нет, объясняет он. Таким образом, в ГКЗ документы еще не поступали, добавляет собеседник "Ведомостей". По его словам, ничего особенного в ситуации с запасами Sakhalin Energy нет — ведомства просто выполняют формальную процедуру.

Без утвержденных проектных документов Sakhalin Energy не может развивать производство, но компания не первая столкнулась с такой ситуацией, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. "У нас тысячи лицензий, по многим последние годы проводилась актуализация. Идет пересчет запасов, работы у структур Роснедр много", — отмечает он. К тому же сейчас вводится новая классификация запасов, вероятно, переход на новую систему дает организационные сбои, полагает Нестеров. Снижение добычи на 200 000 т — сравнительно небольшой объем, несущественный как для "Газпрома", так и для страны в целом, спокоен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Это небольшая история — рабочий момент, каких множество в отношениях нефтегазовых компаний и государства, согласен Нестеров. В торможении добычи на сахалинском шельфе никто не заинтересован, уверен он.

Представители вице-премьера Аркадия Дворковича, Минприроды, Минэнерго, "Газпрома" и Shell не комментируют ситуацию. Оперативные комментарии Sakhalin Energy получить не удалось.

Алена Махнева, Алина Фадеева

 

 

ФАС заявила о планах отменить монополию "Газпрома".

"Газета РБК"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает за полную либерализацию экспорта газа, не только СПГ, но и трубопроводного газа, после 2018 года. Как заявил РБК замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, этот вопрос можно предметно обсуждать после завершения процесса либерализации внутреннего рынка газа. До 2018 года расширить количество экспортеров газа, по мнению ФАС, будет проблематично. Голомолзин полагает, что право на экспорт в итоге могут получить все конкуренты "Газпрома", включая крупные нефтяные компании, такие как ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", а не только "Роснефть".

Ранее в беседе с ТАСС в рамках Петербургского газового форума Голомолзин заявил, что по мере продвижения процессов по дерегулированию оптовых цен на газ, которые ФАС готовит в рамках пилотных проектов, условия деятельности "Газпрома" и независимых производителей будут выравниваться. "Все больше становится и оснований для либерализации экспорта сетевого газа. Это возможно в разных форматах, как в рамках концепции единого канала, так и в рамках более полной либерализации", — подчеркивал замглавы ФАС.

С 2014 года право экспортировать сжиженный природный газ получили НОВАТЭК и "Роснефть".

Как уточнил Голомолзин РБК, либерализация рынка газа идет по решению президентской комиссии по ТЭК от 2015 года, предусматривающему необходимость выработки равных условий для всех производителей газа внутри страны. "Мы подписали соглашения с Тюменской областью и ХМАО, перечень регионов не ограничен и в перспективе может быть расширен. В течение 2017 года будем отрабатывать на пилотах вопросы, связанные с рыночным ценообразованием на газ, включая увеличение объемов биржевой торговли газом. Сейчас на бирже продается более 2 млрд куб. м газа в месяц, в следующем году ожидаем более 3 млрд куб. м в месяц, что зафиксировано в протоколе договоренностей "Газпрома" и ФАС", — отметил Голомолзин.

По его словам, доля рынка у независимых производителей газа внутри страны выросла до 40% и "Газпром" перестал считаться монополистом на внутреннем рынке, а в отдельных регионах даже не занимает доминирующего положения. В рамках либерализации внутреннего рынка газа стоит задача перейти на единый тариф по транспортировке топлива для структур "Газпрома" и его конкурентов, рассказал замглавы ФАС. При этом, отметил он, антимонопольное ведомство выступает против предоставления скидок "Газпрому" от регулируемых цен для крупных промышленных потребителей до момента внедрения единых тарифов на транспортировку газа. В будущем ведомство рассчитывает, что по итогам либерализации цен на газ "Газпрома" останется регулируемая цена только для населения и соцучреждений.

<< Октябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ