Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.10.2019

Правительство ищет альтернативы льготам для арктических проектов.

"Газета РБК"

Вместо налоговых льгот новые арктические проекты "Роснефти" и "Нефтегазхолдинга" Эдуарда Худайнатова могут получить поддержку в виде экспериментального налога, а старые — субсидии.

Системные меры вместо "лоскутного одеяла льгот"

Вице-премьер Дмитрий Козак и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов 8 октября обсудили стимулы для развития нефтегазовых проектов в Арктике. На совещании также ожидали вице-премьера Юрия Трутнева (курирует Дальний Восток и Арктику), но он не смог присутствовать "из-за сложного графика". О встрече РБК рассказали два источника в правительстве и подтвердили представители Козака и Трутнева.

Как поясняют источники РБК, чиновники обсудили стимулы для развития Арктики. Это делается в преддверии совещания у президента Владимира Путина о предоставлении льгот для проектов в регионе: планировалось, что оно может состояться на следующей неделе, но пока перенесено на неопределенный срок, рассказывает один из источников РБК. "Совещание в подготовке. Пока даты нет", — сказал РБК пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Козак и Козлов решили, что нефтегазовые проекты могут получить два вида поддержки: новые — перейти на уплату экспериментального нефтяного налога, налога на добавленный доход (НДД), а старые, возможно, получат бюджетные субсидии, рассказали РБК два собеседника, близких к участникам совещания. НДД позволяет компаниям платить налог не с выручки (так взимаются НДПИ и экспортная пошлина), а с финансового результата. Таким образом компании не платят налог, пока проект не выйдет на положительный финансовый результат. Налог применяется в пилотном режиме первый год, результаты эксперимента пока не раскрыты. Каким может быть размер субсидии для старых проектов, собеседники РБК не говорят.

О том, что на совещании обсуждали применение НДД к новым проектам, позднее рассказал и директор департамента Минфина Алексей Сазанов. "Действительно, обсуждалось не расширять лоскутное одеяло льгот, которое сейчас есть. [Вместо этого предлагается] системная мера — НДД. Соответственно, новые арктические проекты предложили также рассматривать в рамках проекта НДД", — отметил он (цитата по "Интерфаксу"). По словам Сазанова, с учетом сложности разработки этих месторождений могут быть скорректированы некоторые параметры НДД.

Представители Козака и Трутнева отказались комментировать итоги совещания. Представитель Козлова сказала РБК, что "мнений звучит много, и пока окончательное решение не принято, можно и говорить, и спорить, и предполагать". По ее словам, "точку в вопросе арктических преференций в нашей стране может поставить только один руководитель. Но когда это произойдет, пока говорить рано".

Поддержка для нефтяников

Правительство должно стимулировать разработку арктических проектов, чтобы выполнить указ президента и обеспечить грузопоток по Северному морскому пути в объеме 80 млн т к 2024 году. Для этого Минвостокразвития подготовило законопроект, который предполагает полное освобождение от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) новых нефтегазовых месторождений, а для уже работающих — налоговый вычет из НДПИ на сумму инвестиций, писали "Ведомости". Еще одна инициатива — нулевые ставки налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль до 7% (сейчас 20%) и страховых взносов до 7,6% (сейчас базовая ставка 30%) на 30 лет.

Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин предложил Путину увеличить поддержку за счет распространения льгот по НДПИ на действующее Ванкорское месторождение компании. Он выступил за создание в Арктике нефтегазового кластера "Восток Ойл" на базе старых и новых месторождений "Роснефти", а также масштабного нового Пайяхского проекта "Нефтегазхолдинга", принадлежащего экс-главе "Роснефти" Эдуарду Худайнатову. Партнеры могут инвестировать в этот проект больше 5 трлн руб. (на эти деньги будут построены новые трубопроводы, морские терминалы, аэропорты и линии электропередачи), но его невозможно реализовать при действующих ставках на заемное финансирование, поэтому глава "Роснефти" и просил льгот, которые оцениваются в 2,6 трлн руб., писали "Ведомости".

Как утверждает источник РБК, близкий к одной из нефтяных компаний, подход Козлова и Козака бизнес пока не слишком устраивает: по оценкам компаний, инвестиции в проекты слишком велики и поддержки в виде НДД недостаточно.

Налоговая нагрузка при НДД будет зависеть от его параметров, которые исчисляются по формуле, сказал РБК аналитик S&P Александр Грязнов. Теоретически на первом этапе реализации проекта налоговая нагрузка при НДД может быть сопоставимой с той, которая сложится при обнулении НДПИ: пока расходы проекта больше доходов, НДД он не платит, говорит аналитик. По его словам, налоги, похожие на НДД, успешно используются в мире для разработки месторождений, в том числе в Арктике. "Но для нефтяников льготы по НДПИ выглядят намного боле понятным механизмом поддержки, их просто администрировать. НДД более сложный в прогнозировании: сумму налога нужно рассчитывать ежемесячно с учетом инвестиций. Кроме того, нефтяники только начали тестировать НДД, и какой в итоге будет налоговая нагрузка, непонятно", — заключил Грязнов.

Представитель "Нефтегазхолдинга" отказался от комментариев. Представитель "Роснефти" не ответил на запрос РБК.

Алина Фадеева

 

 

Потребители призывают пересмотреть программу обновления теплоэнергетики.

"Независимая газета"

В 2019 году в России прошли первые конкурентные отборы проектов модернизации тепловой генерации (КОММод) на 2022-2024 годы. Объемы модернизации — 14 ГВт. Сейчас в завершающей стадии находится процедура отбора на 2025 год. Участники дискуссии "Модернизация тепловой генерации в России: успешная реализация и настройка механизмов", прошедшей на Российской энергетической неделе, обсудили, надо ли что-то менять в этой программе. Все согласились, что первые отборы показали высокую конкуренцию и серьезное снижение капитальных затрат и одноставочной цены. Однако, по мнению крупных энергопотребителей, на этом плюсы программы пока заканчиваются.

С точки зрения председателя комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, КОММод — целесообразный, но вынужденный механизм. "Мы все понимаем, что у нас несовершенный рынок энергетики. Реформу электроэнергетики не удалось довести до логического завершения. Оптовый рынок есть, но несовершенный, розничного рынка нет вообще. Мы ограничиваем стоимость электроэнергии уровнем инфляции — и в то же время нагружаем оптовый рынок непрофильными надбавками. В условиях такого снижения инвестиционной привлекательности приходится подключать такие механизмы, как КОММод", — констатировал он.

Несмотря на свои достоинства, первый этап отбора показал существенный недостаток КОММода — по сути, на нем победили проекты по капремонту, а не модернизации. "В итоге мы получаем продление ресурса, но низкую эффективность, по сути, закрепляя хроническую технологическую отсталость отрасли на десятилетия вперед. Нужно вводить критерии повышения эффективности: для паросиловых установок — 43-46%, для парогазовых — 53-56%. Это абсолютно достижимо. Мы должны такие планки ставить, чтобы потом не прийти к такому финишу, когда все устарело, продлевать нельзя, источников для модернизации нет, нужно новое строительство", — предупредил Павел Завальный. По его мнению, если и проводить КОММод, то отбирать только проекты глубокой модернизации, отсекая неэффективные.

"Программа модернизации должна быть прежде всего ориентирована на потребителя — то есть при формировании энергостратегии в области тепловой генерации важна клиентоориентированность", — подчеркнул, в свою очередь, заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич. Однако как раз у потребителей к КОММоду большие претензии.

Директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов обратил внимание на необходимость смены подходов к проведению модернизации. "В 2017 году впервые появилась цифра в 40 ГВт, которые необходимо отремонтировать, дальше дискуссию свели к сумме в рублях — 2,6 трлн руб. до 2035 года. У потребителей же позиция всегда заключалась в том, что нужно исходить из спроса, — напомнил он. — Надо обращаться к перспективным центрам потребления, там надо искать возможности для модернизации и нового строительства. Этот принцип коррелирует и с задачей государственного прогнозирования спроса и предложения. Поэтому необходимо на последующих отборах больше обращать внимание на расположение площадок с точки зрения перспективного спроса".

Максим Балашов поднял вопрос обсуждаемого увеличения 15-процентной квоты наиболее затратных проектов, которые сейчас отбираются на уровне правительственной комиссии. "Конкурс внутри конкурса — не очень хорошая идея. Красноярские ТЭЦ в эти 15% отбора уложили 60% всей его стоимости. Повторения этой истории точно бы не хотелось, поэтому лучше оставить квоту такой, какая она есть", — считает топ-менеджер РУСАЛа. Потребители всегда говорили о том, что при существующих избытках генерирующих мощностей — порядка 40 ГВт — очень правильно было бы инвесторам и генераторам брать на себя ответственность за загрузку станций, добавил он.

Наконец, по мнению Максима Балашова, необходимо закладывать эффект от модернизации парогазовых установок (ПГУ): "Должны снижаться удельные расходы топлива, повышаться коэффициент использования установленной мощности, эффективность в энергосистеме, в результате стоимость электроэнергии должна снижаться. Мы видим примеры, когда ПГУ реально снижают цену. Поэтому мы выступаем за ПГУ и гидрогенерацию во второй ценовой зоне (зона Сибири. — "НГ"), это те проекты, которые реально в перспективе могут снижать стоимость электроэнергии на рынке. А если просто возьмем квоту в гигаваттах и умножим на четырехкратные капитальные расходы — это не то, чего хотелось бы".

"Существующая программа так называемой "модернизации" ТЭС, а по сути, воспроизводства паросилового цикла — это не мостик в будущее, а бег по кругу, который не дает никаких перспектив ни генераторам, ни потребителям, — прокомментировал "НГ" начальник департамента развития оптового рынка "Сообщества потребителей энергии" Михаил Бирюков. — Дело в том, что в механизме и критериях отбора отсутствуют стимулы к повышению эффективности и снижению себестоимости электроэнергии. Мощность энергоблоков будет оплачиваться полностью вне зависимости от их фактической загрузки. В результате ремонтные мероприятия сведены в основном к продлению паркового ресурса котлов и турбин".

"В итоге экономика потратит много сил и средств, но никакого обновления генерации не получит — через несколько лет тепловая генерация окажется в еще более плачевном состоянии, чем сейчас, поскольку никаких шагов для перехода к более надежной, гибкой и экономичной энергосистеме в свое время не было сделано, — прогнозирует эксперт. — Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, следует сократить до 70-80% гарантированную компенсацию затрат на ремонты через платеж за мощность, заставив владельцев возмещать свои затраты через эффективную работу на рынке электроэнергии, а также ввести дифференцированную оплату мощности в зависимости от загрузки генерирующих объектов".

Глеб Тукалин

 

 

"Взгляд"

Американский министр энергетики Рик Перри заявил, что Украина в будущем сможет экспортировать газ, добытый на ее территории. Эксперты считают — Киев в очередной раз пытается убедить американцев, что в недрах страны спрятаны несметные запасы сланцевого газа. Однако неудачи в Польше должны стать отрезвляющим фактором для инвесторов.

В будущем Украина сможет поставлять своим соседям газ собственной добычи, заявил в своем Twitter министр энергетики США Рик Перри. Комментируя свою встречу с украинским коллегой Алексеем Оржелем, Перри предположил, что это может произойти благодаря расширению сети международных газопроводов.

При этом он отметил, что увеличение доступа поставщиков к украинским газохранилищам будет способствовать росту коммерческой активности и увеличению поставок газа. "США решительно поддерживают усилия Украины и Польши по повышению региональной энергетической безопасности", — заявил Перри.

Заявление американского министра энергетики выглядит чистой фантастикой. В последние годы добыча газа на Украине не превышает 20 млрд кубометров. Более того, для Украины остро стоит задача удержаться на этом уровне и не скатиться вниз.

Украина по-прежнему является импортером газа, так как собственной добычи ей не хватает. До 2014 года Украине нужно было около 20 млрд кубов дополнительно покупать для собственных нужд, однако после евроинтеграции и военных действий часть промышленности была уничтожена и разрушена. Это привело к резкому сокращению потребления газа. В прошлом году страна импортировала около 10,5 млрд кубов газа. Сократить импорт еще больше без серьезных последствий украинцам просто не под силу. Работающей промышленности осталось и так немного, а отключать от газа население — это уже прямой геноцид собственного народа.

Где же американский министр энергетики увидел на Украине лишний газ для продажи соседям? Вероятно, его ввели в заблуждение сами украинские власти или он дал себя ввести в заблуждение в обмен на некий бонус.

Украинские политики до сих пор не оставляют мечты сделать из Украины экспортера газа в Европу, составив конкуренцию России. Бывшие украинские власти еще в 2014 году разработали концепцию развития отрасли газодобычи, в рамках которой к 2020 году Украина должна нарастить добычу газа до 27 млрд кубометров, а к 2035 году — до 35 млрд кубометров, из которых пять млрд кубов Украина сможет экспортировать в ЕС.

Глава "Батькивщины" Юлия Тимошенко буквально этим летом заявила, что Украина при условии сотрудничества с инвесторами и масштабной работы над добычей через три года сможет составить конкуренцию России по транспортировке газа в Европу. При этом периодически Киев заявляет о несметных богатствах, которые таит в себе земля украинская. Остается только эти богатства добыть.

Так, в 2017 году тогдашний вице-премьер Украины говорил, что страна обладает разведанными запасами газа в 600 млрд кубометров. Это якобы ставит Украину сразу на третье место в Европе по этому показателю после Норвегии и Нидерландов. Россию украинцы решили в расчет не брать, не считая ее Европой. Впрочем, позже Владимир Гройсман (бывший премьер-министр Украины) решил поднять ставки, объявив об общих запасах газа в более чем 900 млрд кубометров (из них разведанные запасы — 276 млрд кубов).

Буквально этим летом ученые Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа (ИФНТУНГ) вместе со специалистами Национальной академии наук Украины (НАНУ) заявили о том, что провели основательную работу по оценке ресурсной базы Украины. Результат ошеломительный: Украина обладает колоссальными неразведанными углеводородными ресурсами. США удалось совершить сланцевую революцию и из импортера превратиться в экспортера. Неужели и Украине такое под силу?

"Наличие запасов не гарантирует стране большую добычу углеводородов. Например, у Венесуэлы крупнейшие в мире запасы углеводородов, но она скатывается к нулевой добыче. Иран на втором месте по запасам, Катар — на третьем. Обе страны эксплуатируют одно и то же месторождение в Персидском заливе, просто по-разному его называют: Катар — Северным, а Иран — Южным Парсом. Тем не менее Катар является крупнейшим в мире экспортером СПГ, а Иран добывает в основном для внутреннего рынка и лишь немного поставляет в Турцию — около 6-8 млрд кубов", — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

При этом если бы не санкции, то эксперты считают, что Иран мог бы нарастить добычу и экспорт. А вот на Украине ситуация не такая простая. Здесь имеются большие вопросы к извлекаемости украинских запасов сланцевого газа.

Ученые находили в Польше еще большие запасы, которые сулили статус крупнейшего производителя сланцев в Европе. Сюда сразу слетелись американские компании, которые бурили скважины и изучали запасы, но в конце концов пришли к выводу, что добыча сланца в Польше нерентабельна, коммерческих запасов не нашли.

Украина делает ставку на два сланцевых месторождения — на востоке (Юзовское) и на западе. Однако даже разведывательная добыча нигде не ведется. Войной в Донбассе можно объяснить уход мировых гигантов с Юзовского месторождения, но почему тогда никаких работ не видно и на западе? "Разгадка, на мой взгляд, проста. Компании, которые могли бы добывать на западе Украины сланцевый газ, работали в Польше. Они прекрасно понимают, что это одна и та же геология. При этом в Польше государство приложило максимум усилий, чтобы привлечь инвесторов и удержать их, однако инвесторы ничего не нашли. Одна скважина оказалась сухой, а другая показала непромышленный приток газа. На Украине ситуация абсолютно такая же, полагают эти компании, только бизнес придется вести в условиях коррупции, неопределенности и политических рисков", — рассуждает эксперт ФНЭБ.

"Украинцы пытаются навешать лапшу на уши американскому министру и американским инвесторам, рисуя красивую картинку супервыгодного инвестиционного проекта добычи сланцевого газа", — считает Юшков. Скорее всего, по его мнению, украинцы нарисовали на бумаге большие красивые цифры, чтобы показать, что на Украине так же круто, как на американских сланцевых формациях. Они пытаются заставить иностранцев прийти со своими технологиями и купить 50-процентную долю в украинских компаниях, владеющих лицензиями. Украина даже остановит поставки российского газа в Европу, что поднимет цены на газ и появится премиальный рынок сбыта для украинского газа.

"Перри взамен получает какой-то бонус, например, его родственники появятся в совете директоров украинской компании, как сын Байдена. Но в реальности это все похоже на разводку для инвесторов. Потом американские компании обнаружат, что там нет тех запасов, которых им обещали", — считает Игорь Юшков.

Уже сегодня можно констатировать, что план по росту добычи на 2020 год до 27 млрд кубометров провалился. "Укргаздобыча" сейчас пытается справиться с истощением старых месторождений и падением добычи. Самый оптимистичный сценарий, по мнению Юшкова, это сохранение добычи на текущем уровне в 20 млрд кубометров в год, но, скорее всего, добыча газа на Украине постепенно будет сокращаться.

Ольга Самофалова

<< Октябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ