Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.12.2013

Названы подозреваемые по третьему делу ЮКОСа — все они бывшие топ-менеджеры компании, давно уехавшие за рубеж.

"Ведомости"

В случае предъявления новых обвинений по так называемому третьему делу ЮКОСа бывшему руководителю компании Михаилу Ходорковскому грозит до семи лет лишения свободы, сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Ходорковскому могут быть предъявлены обвинения в "присвоении вверенного имущества" (ст. 160 УК) и в отмывании более $10 млрд (ст. 174.1 УК). Новое дело выделено из большого дела ЮКОСа в августе 2006 г. Речь идет об отмывании средств, похищенных, по мнению следствия, бывшими руководителями ЮКОСа в 2005 г.

Как сообщала в 2006 г. Генпрокуратура, дело о растрате средств ЮКОСа было возбуждено 18 августа 2006 г. в отношении бывшего финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора, директора Menatep Тима Осборна, а также двух бывших топ-менеджеров ЮКОСа Дэвида Годфри и Стивена Тиди. Их обвиняют в передаче зарегистрированному в Нидерландах фонду 100% компании Yukos Capital s.a.r.l., на счетах которой находилась большая часть легализованных денег от продажи похищенной, по версии следствия, нефти. Тиди объяснял: в Голландии в 2005 г. было создано два траста для защиты зарубежных активов ЮКОСа, один из них обеспечивает судебные разбирательства от имени акционеров ЮКОСа, в частности в ЕСПЧ.

По версии следователей, часть похищенных через голландский фонд средств была использована для финансирования в 2008-2011 гг. изменений в законодательство, направленных на его либерализацию. Теперь это грозит Ходорковскому новыми обвинениями, утверждает источник "Интерфакса".

Максимальная санкция по статье 174.1 не превышает пяти лет, т. е. оно относится к преступлениям средней тяжести (срок давности — шесть лет), в то время как растрата (до 10 лет лишения свободы) остается актуальной до 2015 г.

Но, отмечает бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов, в качестве акта легализации может быть интерпретирована любая финансовая операция, если следствию удастся доказать связь этих средств с похищенными, по их мнению, деньгами. Это общее правило, проистекающее из международных норм по противодействию отмыванию доходов: сколько бы деньги ни лежали без движения, они не становятся менее грязными. По мнению Гололобова, о новом реальном сроке заключения для Ходорковского речь скорее всего не идет: новое дело нужно уже для того, чтобы контролировать его на свободе. Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант говорит, что ему по-прежнему ничего не известно о новых обвинениях в адрес своего подзащитного.

Анастасия Корня

WWF запросил у компаний документацию по технологии добычи сланцевой нефти и газа.

"Известия"

Экологи из Всемирного фонда дикой природы запросили у компании "Газпром нефть" проектную документацию по разработке Салымского месторождения сланцевой нефти. Этот проект компания реализует вместе с Shell в Ханты-Мансийском АО. Всемирный фонд дикой природы (WWF) хочет оценить последствия добычи сланцевой нефти в России. Об этом "Известиям" рассказал руководитель программы по экологической политике ТЭКа Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников.

Таким образом российские экологи выразили свою готовность участвовать в экспертизе воздействия на окружающую среду технологий гидроразрыва пласта, применяемых при добыче сланцевой нефти.

— В технологии гидроразрыва пласта, применяемой при добыче сланцевой нефти и сланцевого газа, используется давление на почву в 3-4 раза большее, чем при сходной  технологии добычи традиционной нефти, что приводит к повышенным выбросам парниковых газов в атмосферу, — говорит Книжников. — А это чревато глобальным потеплением в мировом масштабе на 3,5 градуса по Цельсию к 2050 году.

По словам эколога, химикаты, входящие в состав "нефтеизвлекающей" смеси для гидроразрыва, могут нести опасность для подземных вод и почвы.

Эколог подчеркивает, что сходную технологию добычи еще одного нетрадиционного полезного ископаемого — сланцевого газа уже запретили в нескольких странах мира, включая Францию. Что касается перспектив старта промышленной добычи сланцевого газа в соседних с Россией Польше и Украине, это несет потенциальную экологическую опасность для приграничных с этими государствами российских территорий, включая Белгородскую и Ростовскую области.

Сланцевый газ в России не добывается. Зато стартовала добыча сланцевой нефти. По информации Минэнерго, сейчас "Сургутнефтегаз" добывает 500 тыс. т сланцевой нефти в год с месторождений Баженовской свиты в ХМАО (при ежегодной добыче традиционной нефти в России в 518 млн т в 2012 году). Это стало возможно благодаря нулевой ставке налога НДПИ на разработку трудноизвлекаемой нефти. Пилотные проекты по добыче сланцевой нефти есть также у "Лукойла", "Газпром нефти" и "Роснефти".

В "Газпром нефти", а также в компании-операторе разработки Салымской группы месторождений "Салым Петролеум Девелопмент" письма от WWF пока не получили.

— Все работы, которые осуществляет компания, проводятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и после получения необходимых разрешений от государственных регулирующих органов, — сообщили "Известиям" в пресс-службе "Газпром нефти".

В "Салым Петролеум Девелопмент" добавили, что общественные слушания с участием экологов по проекту уже прошли в 2013 году.

"Роснефть" готова провести все необходимые экологические процедуры на тех месторождениях сланцевой нефти, которые она будет вводить в эксплуатацию, подчеркнули в госкомпании.

По словам представителя "Лукойла", в компании есть проект опытно-промышленной добычи сланцевой нефти на двух месторождениях Баженовской свиты в ХМАО. Причем "Лукойл" не использует там технологию гидроразрыва пласта, а работает методом водогазового термовоздействия: в пласт закачивается воздух и вода, а не химикаты, что безопасно для экологии местности.

— Что касается технологии многоступенчатого гидроразрыва пласта, то она десятилетиями используется во многих странах мира, а в России проходила государственную и общественную экологические экспертизы, — подчеркивает представитель "Лукойла".

Николай Иванов, заведующий сектором энергетических рынков Института энергетики и финансов, считает, что проблема загрязнения подземных вод при добыче сланцевой нефти в России надумана, поскольку такая нефть залегает на глубине от 300 м до 3 км, а водяные горизонты расположены на глубине лишь 30-100 м. И поэтому, согласно технологии добычи полезных ископаемых, химикаты, используемые при гидроразрыве пласта, не попадают в водоносные горизонты. Кроме того, территории нефтегазодобычи в РФ очень удалены от населенных пунктов — порой на сотни километров, поэтому используемая на месторождениях вода не попадает в водопроводы населения.

— По-хорошему, наши компании могли бы опереться на пример своих западных коллег и предоставить экологам свою документацию о технологиях добычи сланцевой нефти: если скрывать им нечего, то от такого шага будет только польза для их проектов. Все мировые мейджоры, работающие в США сегодня, раскрывают состав химических соединений, входящих в состав смеси для гидроразрыва пласта, — отмечает эксперт.

Людмила Подобедова

 

 

Бизнесу будет невыгодно занижать стоимость имущества в сделках.

"РБК daily"

Опубликованные в понедельник поправки Минэкономразвития к законам об ООО и АО, с одной стороны, облегчают жизнь бизнесу: они расширяют круг тех, кто не будет проходить процедуру одобрения крупных сделок. С другой — закрывается лазейка на искусственное занижение стоимости имущества при оценке размера сделок.

Поправки разработаны в рамках "дорожной карты" о создании МФЦ. Раньше предприниматели нередко занижали балансовую стоимость имущества, чтобы добиться признания сделок с ним некрупными и, как следствие, избежать согласования в ФАС. Теперь, гласят поправки Минэкономразвития в законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", стоимость имущества будет определятся либо по балансовой стоимости, либо по цене отчуждения, смотря какая из них будет выше.

ФАС больше не будет проверять сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности акционерного общества и компании с одним акционером. Не будут проверять сделки в рамках реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и присоединении, а также отношения, возникающие при размещении акций. Что касается сделок с заинтересованностью членов совета директоров, то их не будут проверять в том случае, если в сделке заинтересованы все владельцы голосующих акций.

Николай Остарков, вице-президент "Деловой России"
И сейчас такие процедуры в ФАС проходить несложно, проблема скорее бюрократическая — нужно подготовить много бумажек и отнести их в ведомство. С акцептованием проблем не возникает. Вообще это давно запланированная поправка, нами она поддерживалась. Она настолько самоочевидна, что говорить огромное спасибо регулятору не имеет смысла.

Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРА России"
Мы считаем, что малое предприятие и антимонопольное законодательство — понятия несовместимые, хотя в действующем законодательстве предусмотрен целый ряд одинаковых мер по отношению к микробизнесу и госкорпорациям. Если для крупных компаний это понятно и естественно, то почему эти требования были распространены на малый бизнес — непонятно и можно объяснить лишь недальновидностью законодателя. Сейчас и в рамках "четвертого антимонопольного пакета", и в рамках законопроекта Минэкономразвития законодательство либерализуется. Логика такая: сосредоточиться на реальных монополиях и уйти от гиперрегулирования небольшого бизнеса.

Сергей Клименко, адвокат "Юков и партнеры"
Принятие подобных мер в короткой перспективе может подтолкнуть некоторых предпринимателей осознанно переводить часть отношений в теневой формат. Они будут занижать не балансовую стоимость актива, а цену имущества по предварительной договоренности с контрагентами. Глобально законопроект является позитивным и ведет к открытости взаимоотношений юридических лиц, большей ответственности перед участниками или акционерами. Следует признать необходимость определенного переходного периода, когда менеджмент сможет корректно отреагировать на изменившиеся условия и это не повлечет препонов при осуществлении ими экономической деятельности.

Алина Евстигнеева

 

 

Бизнес добился отсрочки принятия четвертого антимонопольного пакета. Компании не готовы к расширению контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС), ведомство будет настаивать на своем.

"Ведомости"

Антимонопольная служба так и не уговорила правительство одобрить поправки в закон о защите конкуренции, получившие название четвертого антимонопольного пакета. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в пятницу бизнес выступил против, рассказал участвовавший в обсуждении чиновник, рассмотрение перенесли на 2014 г. ФАС попытается сгладить положения, раскритикованные бизнесом, подтвердил начальник управления службы Сергей Пузыревский: "Надеемся, что в Госдуму [поправки] будут внесены в весеннюю сессию". Представитель секретариата Шувалова не комментирует итоги совещания.

Большинство предложений ФАС входили еще в проект третьего антимонопольного пакета (вступил в силу в 2012 г.). Но и тогда из-за сопротивления бизнеса правительство решило обсудить их отдельно. Служба почти добилась своего: в октябре проект в целом был одобрен на совещании у Шувалова.

Но бизнес-сообщества снова выступили против. Письмо с критикой направили Шувалову "Деловая Россия", ТПП, РСПП и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов (есть у "Ведомостей"). Они жаловались, что ФАС игнорирует большую часть замечаний, хотя изменения "способны негативно повлиять на деятельность компаний любого масштаба". Проект толком не обсуждался, пишут предприниматели: ФАС хотела внести изменения в другой проект, который Госдума одобрила весной в первом чтении (об отмене уведомительного контроля для ряда сделок экономической концентрации).

Решено готовить самостоятельный проект, сообщил Пузыревский. У Шувалова в основном обсуждались три претензии бизнеса, рассказали участники совещания. Компании не хотят, чтобы у ФАС появилось право принуждать монополистов публиковать условия работы с контрагентами, а также устанавливать правила недискриминационного доступа к услугам не только естественных монополий, но и любой компании с долей рынка более 70%. Бизнес и против распространения антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность.

ФАС намерена настаивать на своем. Публикация правил торговой практики не увеличивает административной нагрузки, удивляется Пузыревский, это лишь конкретизация существующих полномочий ФАС. Нужно обеспечить и недискриминационный доступ на высококонцентрированных рынках, считает он: "Проблема с апатитовым концентратом, хлористым калием, транспортировкой этилена". Много споров, сетует он, для таких рынков ценообразование и порядок заключения контракта должно определять правительство. Нет угрозы и для правообладателей, успокаивает Пузыревский, ФАС не будет требовать передавать лицензии и патенты, но служба должна следить за соблюдением конкуренции при обороте товаров.

Проект критикуют и чиновники. ФАС хочет контролировать ценообразование, но такие полномочия уже есть у Федеральной службы по тарифам (ФСТ), говорит замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева, для участников рынка это двойной контроль и два вида штрафных санкций. ФСТ также против предложенного ФАС контроля за торговыми практиками и высококонцентрированными рынками. В последнем случае ФАС просто скопировала нормы из правил, разработанных для естественных монополий, сетует Аллилуева, например, вводится отбор контрагентов через торги, хотя на конкурентных рынках это редкость. Бизнес-процессы должны регулироваться объективными правилами и четкими требованиями, говорил директор департамента Минэкономразвития Вадим Живулин, ФАС же хочет принимать субъективные решения. Это идет вразрез с принципами государственного регулирования, возмущался чиновник.

Сергей Титов

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ