10.12.2013
Названы подозреваемые по третьему делу ЮКОСа — все они бывшие топ-менеджеры компании, давно уехавшие за рубеж.
"Ведомости"
В случае предъявления новых обвинений по так называемому третьему делу ЮКОСа бывшему руководителю компании Михаилу Ходорковскому грозит до семи лет лишения свободы, сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Ходорковскому могут быть предъявлены обвинения в "присвоении вверенного имущества" (ст. 160 УК) и в отмывании более $10 млрд (ст. 174.1 УК). Новое дело выделено из большого дела ЮКОСа в августе 2006 г. Речь идет об отмывании средств, похищенных, по мнению следствия, бывшими руководителями ЮКОСа в 2005 г.
Как сообщала в 2006 г. Генпрокуратура, дело о растрате средств ЮКОСа было возбуждено 18 августа 2006 г. в отношении бывшего финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора, директора Menatep Тима Осборна, а также двух бывших топ-менеджеров ЮКОСа Дэвида Годфри и Стивена Тиди. Их обвиняют в передаче зарегистрированному в Нидерландах фонду 100% компании Yukos Capital s.a.r.l., на счетах которой находилась большая часть легализованных денег от продажи похищенной, по версии следствия, нефти. Тиди объяснял: в Голландии в 2005 г. было создано два траста для защиты зарубежных активов ЮКОСа, один из них обеспечивает судебные разбирательства от имени акционеров ЮКОСа, в частности в ЕСПЧ.
По версии следователей, часть похищенных через голландский фонд средств была использована для финансирования в 2008-2011 гг. изменений в законодательство, направленных на его либерализацию. Теперь это грозит Ходорковскому новыми обвинениями, утверждает источник "Интерфакса".
Максимальная санкция по статье 174.1 не превышает пяти лет, т. е. оно относится к преступлениям средней тяжести (срок давности — шесть лет), в то время как растрата (до 10 лет лишения свободы) остается актуальной до 2015 г.
Но, отмечает бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов, в качестве акта легализации может быть интерпретирована любая финансовая операция, если следствию удастся доказать связь этих средств с похищенными, по их мнению, деньгами. Это общее правило, проистекающее из международных норм по противодействию отмыванию доходов: сколько бы деньги ни лежали без движения, они не становятся менее грязными. По мнению Гололобова, о новом реальном сроке заключения для Ходорковского речь скорее всего не идет: новое дело нужно уже для того, чтобы контролировать его на свободе. Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант говорит, что ему по-прежнему ничего не известно о новых обвинениях в адрес своего подзащитного.
Анастасия Корня
WWF запросил у компаний документацию по технологии добычи сланцевой нефти и газа.
"Известия"
Экологи из Всемирного фонда дикой природы запросили у компании "Газпром нефть" проектную документацию по разработке Салымского месторождения сланцевой нефти. Этот проект компания реализует вместе с Shell в Ханты-Мансийском АО. Всемирный фонд дикой природы (WWF) хочет оценить последствия добычи сланцевой нефти в России. Об этом "Известиям" рассказал руководитель программы по экологической политике ТЭКа Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников.
Таким образом российские экологи выразили свою готовность участвовать в экспертизе воздействия на окружающую среду технологий гидроразрыва пласта, применяемых при добыче сланцевой нефти.
— В технологии гидроразрыва пласта, применяемой при добыче сланцевой нефти и сланцевого газа, используется давление на почву в 3-4 раза большее, чем при сходной технологии добычи традиционной нефти, что приводит к повышенным выбросам парниковых газов в атмосферу, — говорит Книжников. — А это чревато глобальным потеплением в мировом масштабе на 3,5 градуса по Цельсию к 2050 году.
По словам эколога, химикаты, входящие в состав "нефтеизвлекающей" смеси для гидроразрыва, могут нести опасность для подземных вод и почвы.
Эколог подчеркивает, что сходную технологию добычи еще одного нетрадиционного полезного ископаемого — сланцевого газа уже запретили в нескольких странах мира, включая Францию. Что касается перспектив старта промышленной добычи сланцевого газа в соседних с Россией Польше и Украине, это несет потенциальную экологическую опасность для приграничных с этими государствами российских территорий, включая Белгородскую и Ростовскую области.
Сланцевый газ в России не добывается. Зато стартовала добыча сланцевой нефти. По информации Минэнерго, сейчас "Сургутнефтегаз" добывает 500 тыс. т сланцевой нефти в год с месторождений Баженовской свиты в ХМАО (при ежегодной добыче традиционной нефти в России в 518 млн т в 2012 году). Это стало возможно благодаря нулевой ставке налога НДПИ на разработку трудноизвлекаемой нефти. Пилотные проекты по добыче сланцевой нефти есть также у "Лукойла", "Газпром нефти" и "Роснефти".
В "Газпром нефти", а также в компании-операторе разработки Салымской группы месторождений "Салым Петролеум Девелопмент" письма от WWF пока не получили.
— Все работы, которые осуществляет компания, проводятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и после получения необходимых разрешений от государственных регулирующих органов, — сообщили "Известиям" в пресс-службе "Газпром нефти".
В "Салым Петролеум Девелопмент" добавили, что общественные слушания с участием экологов по проекту уже прошли в 2013 году.
"Роснефть" готова провести все необходимые экологические процедуры на тех месторождениях сланцевой нефти, которые она будет вводить в эксплуатацию, подчеркнули в госкомпании.
По словам представителя "Лукойла", в компании есть проект опытно-промышленной добычи сланцевой нефти на двух месторождениях Баженовской свиты в ХМАО. Причем "Лукойл" не использует там технологию гидроразрыва пласта, а работает методом водогазового термовоздействия: в пласт закачивается воздух и вода, а не химикаты, что безопасно для экологии местности.
— Что касается технологии многоступенчатого гидроразрыва пласта, то она десятилетиями используется во многих странах мира, а в России проходила государственную и общественную экологические экспертизы, — подчеркивает представитель "Лукойла".
Николай Иванов, заведующий сектором энергетических рынков Института энергетики и финансов, считает, что проблема загрязнения подземных вод при добыче сланцевой нефти в России надумана, поскольку такая нефть залегает на глубине от 300 м до 3 км, а водяные горизонты расположены на глубине лишь 30-100 м. И поэтому, согласно технологии добычи полезных ископаемых, химикаты, используемые при гидроразрыве пласта, не попадают в водоносные горизонты. Кроме того, территории нефтегазодобычи в РФ очень удалены от населенных пунктов — порой на сотни километров, поэтому используемая на месторождениях вода не попадает в водопроводы населения.
— По-хорошему, наши компании могли бы опереться на пример своих западных коллег и предоставить экологам свою документацию о технологиях добычи сланцевой нефти: если скрывать им нечего, то от такого шага будет только польза для их проектов. Все мировые мейджоры, работающие в США сегодня, раскрывают состав химических соединений, входящих в состав смеси для гидроразрыва пласта, — отмечает эксперт.
Людмила Подобедова
Бизнесу будет невыгодно занижать стоимость имущества в сделках.
"РБК daily"
Опубликованные в понедельник поправки Минэкономразвития к законам об ООО и АО, с одной стороны, облегчают жизнь бизнесу: они расширяют круг тех, кто не будет проходить процедуру одобрения крупных сделок. С другой — закрывается лазейка на искусственное занижение стоимости имущества при оценке размера сделок.
Поправки разработаны в рамках "дорожной карты" о создании МФЦ. Раньше предприниматели нередко занижали балансовую стоимость имущества, чтобы добиться признания сделок с ним некрупными и, как следствие, избежать согласования в ФАС. Теперь, гласят поправки Минэкономразвития в законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", стоимость имущества будет определятся либо по балансовой стоимости, либо по цене отчуждения, смотря какая из них будет выше.
ФАС больше не будет проверять сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности акционерного общества и компании с одним акционером. Не будут проверять сделки в рамках реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и присоединении, а также отношения, возникающие при размещении акций. Что касается сделок с заинтересованностью членов совета директоров, то их не будут проверять в том случае, если в сделке заинтересованы все владельцы голосующих акций.
Николай Остарков, вице-президент "Деловой России"
И сейчас такие процедуры в ФАС проходить несложно, проблема скорее бюрократическая — нужно подготовить много бумажек и отнести их в ведомство. С акцептованием проблем не возникает. Вообще это давно запланированная поправка, нами она поддерживалась. Она настолько самоочевидна, что говорить огромное спасибо регулятору не имеет смысла.
Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРА России"
Мы считаем, что малое предприятие и антимонопольное законодательство — понятия несовместимые, хотя в действующем законодательстве предусмотрен целый ряд одинаковых мер по отношению к микробизнесу и госкорпорациям. Если для крупных компаний это понятно и естественно, то почему эти требования были распространены на малый бизнес — непонятно и можно объяснить лишь недальновидностью законодателя. Сейчас и в рамках "четвертого антимонопольного пакета", и в рамках законопроекта Минэкономразвития законодательство либерализуется. Логика такая: сосредоточиться на реальных монополиях и уйти от гиперрегулирования небольшого бизнеса.
Сергей Клименко, адвокат "Юков и партнеры"
Принятие подобных мер в короткой перспективе может подтолкнуть некоторых предпринимателей осознанно переводить часть отношений в теневой формат. Они будут занижать не балансовую стоимость актива, а цену имущества по предварительной договоренности с контрагентами. Глобально законопроект является позитивным и ведет к открытости взаимоотношений юридических лиц, большей ответственности перед участниками или акционерами. Следует признать необходимость определенного переходного периода, когда менеджмент сможет корректно отреагировать на изменившиеся условия и это не повлечет препонов при осуществлении ими экономической деятельности.
Алина Евстигнеева
Бизнес добился отсрочки принятия четвертого антимонопольного пакета. Компании не готовы к расширению контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС), ведомство будет настаивать на своем.
"Ведомости"
Антимонопольная служба так и не уговорила правительство одобрить поправки в закон о защите конкуренции, получившие название четвертого антимонопольного пакета. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в пятницу бизнес выступил против, рассказал участвовавший в обсуждении чиновник, рассмотрение перенесли на 2014 г. ФАС попытается сгладить положения, раскритикованные бизнесом, подтвердил начальник управления службы Сергей Пузыревский: "Надеемся, что в Госдуму [поправки] будут внесены в весеннюю сессию". Представитель секретариата Шувалова не комментирует итоги совещания.
Большинство предложений ФАС входили еще в проект третьего антимонопольного пакета (вступил в силу в 2012 г.). Но и тогда из-за сопротивления бизнеса правительство решило обсудить их отдельно. Служба почти добилась своего: в октябре проект в целом был одобрен на совещании у Шувалова.
Но бизнес-сообщества снова выступили против. Письмо с критикой направили Шувалову "Деловая Россия", ТПП, РСПП и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов (есть у "Ведомостей"). Они жаловались, что ФАС игнорирует большую часть замечаний, хотя изменения "способны негативно повлиять на деятельность компаний любого масштаба". Проект толком не обсуждался, пишут предприниматели: ФАС хотела внести изменения в другой проект, который Госдума одобрила весной в первом чтении (об отмене уведомительного контроля для ряда сделок экономической концентрации).
Решено готовить самостоятельный проект, сообщил Пузыревский. У Шувалова в основном обсуждались три претензии бизнеса, рассказали участники совещания. Компании не хотят, чтобы у ФАС появилось право принуждать монополистов публиковать условия работы с контрагентами, а также устанавливать правила недискриминационного доступа к услугам не только естественных монополий, но и любой компании с долей рынка более 70%. Бизнес и против распространения антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность.
ФАС намерена настаивать на своем. Публикация правил торговой практики не увеличивает административной нагрузки, удивляется Пузыревский, это лишь конкретизация существующих полномочий ФАС. Нужно обеспечить и недискриминационный доступ на высококонцентрированных рынках, считает он: "Проблема с апатитовым концентратом, хлористым калием, транспортировкой этилена". Много споров, сетует он, для таких рынков ценообразование и порядок заключения контракта должно определять правительство. Нет угрозы и для правообладателей, успокаивает Пузыревский, ФАС не будет требовать передавать лицензии и патенты, но служба должна следить за соблюдением конкуренции при обороте товаров.
Проект критикуют и чиновники. ФАС хочет контролировать ценообразование, но такие полномочия уже есть у Федеральной службы по тарифам (ФСТ), говорит замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева, для участников рынка это двойной контроль и два вида штрафных санкций. ФСТ также против предложенного ФАС контроля за торговыми практиками и высококонцентрированными рынками. В последнем случае ФАС просто скопировала нормы из правил, разработанных для естественных монополий, сетует Аллилуева, например, вводится отбор контрагентов через торги, хотя на конкурентных рынках это редкость. Бизнес-процессы должны регулироваться объективными правилами и четкими требованиями, говорил директор департамента Минэкономразвития Вадим Живулин, ФАС же хочет принимать субъективные решения. Это идет вразрез с принципами государственного регулирования, возмущался чиновник.
Сергей Титов