media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.12.2015

ФАС раскритиковала условия тендера "Газпрома" стоимостью 156 млрд руб. на строительство участка "Силы Сибири". Участники рискуют даже не подать заявки, считает служба.

"Ведомости"

Руководитель ФАС Игорь Артемьев 7 декабря направил письмо предправления "Газпрома" Алексею Миллеру с критикой условий крупнейшего в истории компании тендера. "Газпром" ищет подрядчика на строительство 822 км "Силы Сибири" (четверть трубы) и готов заплатить за это 156 млрд руб. "Там нарушено все законодательство, которое только можно представить <...> о конкуренции, и 223-й закон ("О закупках...". — "Ведомости"), и положение о тендерах", — передал "Интерфакс" слова Артемьева. Чиновник не стал говорить, что служба будет делать дальше.

Тендер на строительство "Силы Сибири" "Газпром" объявил 30 ноября, прием заявок предполагалось завершить 8 декабря, а итоги подвести 11 декабря. Потом сроки были перенесены на 15 и 18 декабря соответственно. Столь крупный лот "Газпром" объяснял желанием сэкономить. Подрядчик выполнит работы под ключ, а стоимость строительства линейной части трубы в среднем снизится на 5% стоимости первых участков строительства, говорил представитель "Газпрома".

У Артемьева нет замечаний к размеру лота (копия письма есть у "Ведомостей"). Этот вопрос требует более тщательного изучения, говорит представитель службы. Ведь укрупнение лота может повлечь за собой ограничение конкуренции, объясняет он. Артемьева беспокоит отсутствие проектной и рабочей документации на сайте "Газпрома", а также недельный срок подготовки предложения и подачи заявок. Минимальный срок подачи заявок не установлен законодательством, констатирует представитель ФАС: "По нашему мнению, чем больше конкурс — тем больше сроки".

Кроме того, "Газпром" установил избыточные требования к видам и организации работ: вместе со строительством газопровода подрядчик должен выполнять работы по расчистке леса, устройству дорог, мостовых переходов и проч., перечисляется в письме. Часть условий не имеют конкретики: например, участники должны соответствовать неким требованиям к аналогичным компаниям. А один из критериев оценки — успешный опыт выполнения поставок аналогичной продукции, но какой именно, "Газпром" не раскрывает. Наконец, Артемьеву не нравится список из 23 банков, в которых претенденты могут получить банковскую гарантию для обеспечения исполнения условий договора. Это ограничивает количество участников тендера. Поэтому Артемьев просит Миллера пересмотреть условия тендера согласно законодательству. Представитель "Газпрома" не ответил на вопросы "Ведомостей".

Названные Артемьевым нарушения часто встречаются в конкурсной документации и у "Газпрома", и у других заказчиков: именно чрезмерные требования к претендентам и отсутствие ясности в критериях оценки позволяют убрать неугодных и "прописать" процедуры под определенных лиц, констатирует старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина. Ограничение списка банков, по ее мнению, является грубым нарушением закона.

При этом сама ФАС сейчас предпринять ничего не может, для этого нужна жалоба или участника тендера или компании, которая и вовсе не подавала заявку. Как правило, в 99% случаев серьезных нарушений недовольные находятся, продолжает Ильина. По итогам рассмотрения жалобы ФАС может вынести предписание об изменении конкурсной документации, добавляет юрист. Если конкурс к тому времени состоится, его итоги могут быть признаны недействительными и аннулированы, заключает Ильина.

Источник "Ведомостей" среди подрядчиков монополии, а также участники рынка, опрошенные "Интерфаксом", считают, что подряд получит "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко. Компания уже строит первый 208-километровый участок магистрали от Чаянды до Ленска. Представитель "Стройтрансгаза" отказался от комментариев. Так же поступили и его коллеги из "Стройгазконсалтинга" и "Стройгазмонтажа".

Работы по прокладке трубопровода в России может выполнить очень ограниченное количество участников, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Поэтому основная конкуренция на конкурсе может быть со стороны китайских подрядчиков — они-то и могут подать жалобу в ФАС, считает он. Между тем, в Китае подрядчики строят проекты, аналогичные российским, в 3-4 раза дешевле, отмечает эксперт.

Алина Фадеева, Виталий Петлевой

 

 

О движущих силах приватизации "Роснефти".

"Независимая газета"

Ситуация вокруг приватизации "Роснефти" привлекает внимание многих фондовых инвесторов, готовых к риску даже в условиях антироссийских санкций. Основной вопрос: не продешевим ли мы, вложив значительные финансовые ресурсы в акции крупнейшей российской госкомпании? Попробуем дать на него аргументированный ответ.

Не вызывает сомнений откровенное стремление российского правительства во что бы то ни стало приватизировать как можно больший пакет акций "Роснефти". В кабинете министров, видимо, ощущается острая нехватка возможностей для получения, с одной стороны, дополнительных финансовых преференций, с другой стороны, одобрения своей деятельности на вверенных участках. В этой связи крайне любопытным, на мой взгляд, является заявление главы Росимущества Ольги Дергуновой, сообщившей, что вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам проработать возможность ускорения приватизации крупных активов вне зависимости от того, какие цены будут на международных рынках. "До этого, — отметила Дергунова, — мы все исходили из гипотезы, и президент высказывал позицию, что мы не должны продавать крупные активы по любой цене. Тем не менее мы понимаем, что ситуация на международных рынках не улучшается, ситуация затягивается, и выражаем готовность (продавать), если президентом будет поддержано такое решение". Ранее Дергунова заявляла также, что решение о приватизации отдельных компаний (судя по всему, имелась в виду как раз "Роснефть") "может быть принято индивидуально".

Причем, судя по высказываниям Дергуновой, не исключено, что некоторые влиятельные правительственные чиновники стремятся к тому, чтобы государство потеряло статус мажоритарного акционера "Роснефти", что открыло бы перед фондовыми инвесторами огромные перспективы, сравнимые разве что с залоговой приватизацией середины 1990-х или либерализацией рынка акций "Газпрома" в начале 2000-х. Вот ее слова: "Есть два подхода — крупная приватизация и массовая приватизация. Динамика внешних рынков и в общем политические решения, которые государство должно принимать, переходя из роли мажоритарного акционера к иным долям, которые ты имеешь в компании".

Пару лет назад мы с большим интересом следили за неудачной схваткой Росимущества с "Аэрофлотом" по поводу продажи части госпакета акций и потери государством статуса мажоритарного акционера. Нет сомнений, что прошлые ошибки учтены. Как говорят авторы нашумевшего бестселлера Рейнхарт и Рогофф, "на этот раз все будет иначе", и у амбициозной команды правительственных либералов, а это в первую очередь министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Алексей Улюкаев, все получится. Не случайно вчера Улюкаев заявил, что "Совкомфлот" и "Роснефть" стоят в плане приватизации на 2016 год, поскольку это существенный ресурс для бюджета".

Очевидно, что акции "Роснефти" фундаментально недооценены в контексте общей конъюнктуры не только и не столько рыночной, сколько геополитической. При этом в свежем обзоре Morgan Stanley от 7 декабря 2015 года называются три причины предпочтения бумаг государственной "Роснефти" их основному конкуренту — частному ЛУКОЙЛу. Во-первых, с получением более 15 млрд долл. в качестве авансовых платежей за будущие поставки нефти снят вопрос способности компании погашать кредиторскую задолженность (26 млрд долл. в течение четвертого квартала 2015 и 2016 годов), а также о продолжении интенсивного инвестирования в сегмент разведки и добычи. Во-вторых, у "Роснефти" более мощная операционная динамика: "Роснефть" по сравнению с тем же ЛУКОЙЛом более эффективно отреагировала на ухудшение внешнеэкономической среды, существеннее сократила эксплуатационные затраты, своевременно заканчивает программу модернизации своих НПЗ. В-третьих, потенциал роста акций "Роснефти" выглядит предпочтительнее с учетом годового отношения цена/прибыль и стоимость предприятия/бнэ запасов. По модели Morgan Stanley стоимость оценки на основе дисконтированного денежного потока (DCF) предполагает более высокий (39%) потенциал роста в сравнении с ЛУКОЙЛом (19%) от текущих уровней. Наши оценки в целом подтверждают этот прогноз.

Возвращаясь к ситуации с приватизацией "Аэрофлота", выскажу точку зрения, что в том проекте у правительства не было неформального внутреннего "движка", способного за счет мощного административного ресурса продавить инициативу. В случае с приватизацией "Роснефти" такой "моторчик" есть — это упомянутый ЛУКОЙЛ и его руководитель Вагит Алекперов, стремящийся в полном соответствии с матрицей нынешних российских институциональных ограничений и возможностей устранить с рынка своего главного конкурента, а возможно, даже приобрести большую часть выставленных на продажу акций госкомпании, получив возможность разрушать ее изнутри (не случайно же на протяжении последних лет руководители ЛУКОЙЛа методично выводили крупные дивиденды за рубеж).

О силе и мощи ЛУКОЙЛа можно судить сразу по нескольким выгодным для ЛУКОЙЛа фактам.

Прежде всего это победа в судебной тяжбе с "Роснефтью" по поводу получения лицензии на разработку Восточно-Таймырского участка. Далее это отсутствие опасений у ЛУКОЙЛа за судьбу турецких инвестиций (в 2008 году ЛУКОЙЛ купил за 555 млн долл. сеть из 693 местных автозаправочных станций Akpet, восемь нефтепродуктовых терминалов, пять хранилищ для сжиженного газа и завод по производству моторных масел). В профессиональной среде поговаривают о близких связях Алекперова с кланом Эрдогана, но мы данную информацию относим к слухам, пусть и не лишенным оснований. Наконец, по общему мнению, Алекперов публично демонстрирует недюжинный аппаратный вес как среди профильных госчиновников, так и внутри частного российского нефтегазового бизнеса. Данное обстоятельство подводит к мысли о взаимодействии Алекперова с некоторыми представителями международного финансового капитала, вне всякого сомнения, поддерживающими Алекперова в корпоративной схватке с "Роснефтью".

В итоге моя рекомендация однозначна: пристально следить за перипетиями схватки за приватизацию "Роснефти" и в случае принятия положительного решения — "покупать".    

Леонид Вильдер

 

 

Как Прибалтика избавляется от энергозависимости.

"РБК daily"

Литва соединяет электросети с ЕС, замещая импорт энергии из России, от которой она зависела больше прочих стран региона. Москва не исключает, что в будущем это поставит вопрос об энергобезопасности Калининграда.

Фактор страха

Литва, крупнейший импортер электроэнергии среди стран Балтии, соединяет свои электросети с Европой. Запуск энергомостов с Польшей и Швецией не только снизит стоимость электроэнергии для потребителей, но и полностью заместит электроимпорт из России, обещают власти республики.

В среду, 9 декабря, начались испытательные работы на первом энергомосте между Литвой и Польшей (LitPol). Это последний этап проверки перед коммерческим запуском смычки, сообщает компания Litgrid. Запуск коммерческой эксплуатации энергомоста между Литвой и Швецией, также намеченный на среду, был отложен из-за пожара на шведской подстанции. Соединение электросетей снизит цену на электроэнергию для потребителей на 7%, а на оптовом рынке — на 15%, говорил в сентябре порталу delfi.lt министр энергетики Литвы Рокас Масюлис.

Мощность нитки LitPol составляет 500 МВт. Объем поставок по энергомосту в Швецию Nordbalt (также называемый SwedLit), как ожидается, составит в ближайшие три года 4 ТВт·ч, считает норвежская аналитическая компания SKM Market Predictor AS. Это почти половина всего импорта электроэнергии в страну.

В день запуска кабеля Литва в основном импортировала электроэнергию, приводит Bloomberg данные польских энергетических сетей. В течение 17 часов Литва получала переток мощностью 200 МВт, а передача энергии в обратном направлении длилась лишь два часа.

Разойтись с Россией

"С российским фактором страха будет покончено, как и с фактором страха за российский газ после запуска терминала СПГ, — прокомментировал запуск энергомоста министр энергетики Литвы Рокас Масюлис. — Теперь мы можем покупать электричество в Польше, Швеции, России или Латвии и Эстонии — все зависит от цены". После закрытия Игналинской АЭС в 2009 году Литве приходилось покрывать до 75% своих потребностей в электроэнергии за счет импорта. По данным "Интер РАО", в прошлом году Литва была крупнейшим экспортным рынком для российской электроэнергии после Китая.

Энергетическую независимость Литвы от России президент республики Даля Грибаускайте сделала одним из приоритетов экономической стратегии страны. "Для нас это важно не только в плане экономической независимости, но также и в плане политической независимости, потому что наш сосед — Россия — использовал энергетику, чтобы шантажировать нас", — говорила президент Литвы в июне 2015 года во время визита в Хорватию.

Три балтийские страны вместе с Белоруссией и Россией по-прежнему юридически входят в единую энергетическую систему BRELL, оставшуюся со времен Советского Союза. На протяжении последних 25 лет страны Балтии периодически ставили вопрос о выходе из нее и присоединении к существующей в Европе единой энергосистеме или обслуживающей страны Скандинавии и Финляндию системе Nordel. Для преодоления изоляции трех стран от энергетических сетей ЕС был разработан План объединения балтийского энергетического рынка (Baltic Energy Market Interconnection Plan, BEMIP), который в 2009 году подписали восемь стран — членов ЕС, расположенных в Балтийском регионе.

"Литовско-польский эксперимент — это третий этап включения Прибалтики в европейскую энергетическую систему. До этого энергомосты были построены между Эстонией и Финляндией, а также между Литвой и Швецией", — говорит РБК профессор факультета международных отношений СПбГУ Николай Межевич. С этой точки зрения запуск энергомоста с Польшей он считает "удачным примером диверсификации" поставок электроэнергии. Эстонско-финский энергомост Estlink из двух подводных кабелей мощностью 350 МВт был запущен в эксплуатацию в 2004 году.

Как заявил Масюлис, Литва, Латвия и Эстония планируют построить по крайней мере еще один энергомост из Евросоюза, чтобы полностью интегрироваться в европейскую энергосистему.

Балтийским странам создание альтернативной энергосистемы обошлось дорого. "Несмотря на то что Европейский союз спонсировал до 70-85% объемов этих проектов, финансирование оставшихся 15–30% далось балтийским странам очень-очень тяжело", — говорит Межевич. Часть затрат легла на плечи потребителей электроэнергии. По словам российского эксперта, некоторые официальные лица стран региона прямо признавали в разговоре с ним: "Независимость — это дорого".

Стоимость прокладки обоих кабелей, которые связывают теперь Литву с Польшей и Швецией, составляет €1,1 млрд. Смычка LitPol Link стала первым энергомостом, соединившим различные в технологическом отношении сети Литвы и Центральной Европы. Инвестиции в проект составили €580 млн. LitPol Link был запущен в рамках Плана объединения балтийского энергетического рынка.

Олег Макаров, Александр Артемьев

<< Декабрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ