conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.12.2018

Белоруссия рассчитывает получить компенсацию потерь от налогового маневра.

"Независимая газета"

Во вторник состоится очередной раунд белорусско-российских переговоров на нефтяную тематику. Белоруссия рассчитывает, что Россия компенсирует ее потери от налогового маневра. Президент Белоруссии намекает, что в противном случае может выйти из состава Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Сначала продолжение переговоров анонсировал президент Белоруссии Александр Лукашенко. По окончании саммита он сообщил журналистам, что в понедельник-вторник на этой неделе переговоры по поводу компенсации потерь Белоруссии от российского налогового маневра состоятся на уровне вице-премьеров, курирующих ТЭК, — белорусского Игоря Ляшенко и российского Дмитрия Козака. Затем в четверг вопрос будет рассматриваться на уровне глав правительств, в рамках заседания союзного Совмина.

После этого на следующей неделе "расставить все точки над "i" намерены президенты Белоруссии и России Александр Лукашенко и Владимир Путин, чтобы "в очередной раз не войти с нерешенными проблемами в новый год".

В субботу Игорь Ляшенко уточнил, что переговоры состоятся 11 декабря. Кроме того, он выразил уверенность, что переговоры будут иметь положительный результат. "Посыл, который мы слышали от глав государств в Санкт-Петербурге, говорит о том, что это будет", — заявил Игорь Ляшенко. "Наше видение просто: при подписании евразийских соглашений в 2016 году там были оговорены как предельные суммы, так и причины получения этих компенсаций. Мы передали российской стороне обоснования по этим расчетам. Даже до встречи глав государств у моего визави с российской стороны не вызывала сомнений правильность расчета", — пояснил он. Ляшенко уточнил, что дискутируют стороны только по поводу размера компенсации.

Тем временем президент Лукашенко пытается сделать Россию более сговорчивой, намекая, что может выйти из ЕАЭС, если там не будут получать того, на что рассчитывают. Тезис "Такой союз нам не нужен" прозвучал уже не единожды. Один раз он сказал об этом еще во время саммита в Санкт-Петербурге на прошлой неделе. "Самое главное, о чем мы договаривались, создавая нашу единую экономику, — что все субъекты хозяйствования и наши люди будут иметь равные условия. Если таких равных условий нет, то нет и союза", — заявил Александр Лукашенко.

Затем уже после возвращения в Минск этот же тезис озвучила пресс-секретарь президента Белоруссии Наталья Эйсмонт. "Мы в союзе, а союз создавался для того, чтобы каждый день было лучше. А тут налицо ухудшение, да еще какое…" — заявила она в эфире местного телеканала. По ее словам, только за три последних года Белоруссия недополучила 3 млрд 600 млн долл. "Более того, есть дальнейшие расчеты: при самом худшем развитии событий за предстоящие четыре года мы недополучим почти 11 млрд долл. Для нас это, как вы понимаете, неприемлемо", — сказала Наталья Эйсмонт. "…Устранение барьеров. Об этом речь идет, вы знаете, постоянно. Вообще в этом и была цель создания Евразийского экономического союза — равные условия для людей, субъектов хозяйствования. В чем не прав наш президент? Что мы видим на самом деле — чем дальше, тем больше барьеров", — рассуждала пресс-секретарь Лукашенко.

Интересно, что одновременно с этой дискуссией в Минске заговорили о том, как сложно и тяжело белорусским субъектам хозяйствования работать с российскими, которые не рассчитываются за поставленную продукцию. В субботу в Минске прошло совещание на эту тему с участием генерального прокурора Александра Конюка и посла Белоруссии в Москве Владимира Семашко. "Одна из причин такой ситуации — плохая организация проверки финансового положения российских компаний, с которыми работают белорусские экспортеры, а также мошеннические схемы", — разъясняют местные пропагандисты. По их данным, с 2015 года возбуждено 85 уголовных дел, связанных с просроченной дебиторской задолженностью с криминальной историей, и в 26 из них фигуранты — иностранные граждане. Всего, по данным белорусской стороны, более 40% от общей суммы просроченных долгов по экспортным поставкам (около 200 млн долл.) приходится на российские организации. "Такая величина средств, находящихся в России, вынуждает белорусские субъекты хозяйствования привлекать кредитные ресурсы, чтобы возмещать эти средства, а это дополнительная нагрузка на предприятия. Соответственно снижается эффективность их работы", — рассказал Игорь Ляшенко. Александр Конюк анонсировал новые уголовные дела в связи с этим.

Эксперты в Минске оптимизм властей тоже разделяют. Отмечая, что союзнические отношения в целом конфликтосодержащие и споры будут возникать столько, сколько будет существовать интеграция, они полагают, что в данном случае стороны найдут компромисс. Хотя, возможно, и не до конца года и, возможно, Белоруссия получит не ту сумму, которую хочет. Причина в том, что Белоруссия действительно нужна России как союзник, пусть и такой ненадежный. Как, впрочем, и интеграционные объединения, пусть тоже не совсем работающие.

Антон Ходасевич

Цена нефти и курс рубля отреагировали на это мгновенным ростом.

"Ведомости"

В пятницу, 7 декабря, Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и не входящие в картель государства смогли договориться о новом сокращении добычи: с января 2019 г. они уменьшат ее на 1,2 млн барр./сутки по сравнению с октябрем 2018 г. ОПЕК возьмет на себя 800 000 барр./сутки. При этом ограничения не распространяются на Иран, Венесуэлу и Ливию. Россия сократит добычу на 228 000 барр./сутки. Соглашение будет действовать в течение полугода с возможным пересмотром в апреле.

В октябре российские компании добывали примерно 11,36 млн барр./сутки, т. е. сокращение составит 2%. В пересчете на год это 8,4 млн т. Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщало, что Россия настаивала на сокращении добычи не более чем на 150 000 барр./сутки. "Таких трудных переговоров у нас еще не было", — жаловался министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане.

Министр энергетики России Александр Новак сказал, что "сокращение будет идти максимальными темпами по мере технологических возможностей и климатических условий" и "займет несколько месяцев". Представители российских нефтяных компаний 9 декабря не ответили на запросы "Ведомостей".

Соглашение о снижении добычи нефти между ОПЕК (15 стран, Катар выйдет из организации в начале года) и еще 10 странами, в том числе Россией, действует с ноября 2016 г. Они договорились сократить производство на 1,8 млн барр./сутки от уровня октября 2016 г., это позволило вывести с рынка излишки запасов. Однако к маю 2018 г. добыча сократилась даже больше — на 2,6 млн барр./сутки — из-за падения добычи в Венесуэле и неопределенной ситуации с иранской нефтью. Нефть подорожала до $80 за 1 барр., а в июне участники сделки ОПЕК+ решили увеличить суточную добычу на 1 млн барр. Осенью ситуация изменилась, нефть снова начала дешеветь. С начала октября цены на сырье рухнули на 30%.

Сделка ОПЕК+ оказалась эффективной, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. За все годы существования ОПЕК это редкий случай такой кооперации и дисциплины, еще и при участии стран, не входящих в картель. По мнению Грушевенко, в краткосрочной перспективе снижения производства на 1,2 млн барр./сутки будет вполне достаточно для поддержания нефтяных котировок.

В следующем году, по крайней мере пока соглашение действует, рынок будет более или менее сбалансирован даже с учетом растущей добычи сланцевой нефти в США, отмечает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "Но то, с каким трудом эта договоренность [сокращение на 1,2 млн барр./сутки] была достигнута, тоже будет влиять на настроения на рынке — вероятность провала переговоров была довольно значительной". По его мнению, сокращение добычи нефти продолжит оказывать влияние на рынок, но оно будет ограниченным: возможность картеля обеспечивать цены устойчиво выше $70 за 1 барр. под вопросом. Прогноз Fitch на следующий год составляет в среднем $65 за 1 барр. нефти Brent.

На новостях о новом сокращении добычи Brent в пятницу, 7 декабря, подорожала более чем на 4,7% до $63 за 1 барр. Курс рубля также начал расти. Доллар ослаб почти на 75 коп. по сравнению с закрытием торгов в четверг до 66,12 руб., евро — на 83 коп. до 75,27 руб.

Галина Старинская

 

 

Попытки США под предлогом инцидента в Керченском проливе помешать реализации проекта провалились.

"Известия"

Строительство "Северного потока — 2" (СП-2) идет в строгом соответствии с утвержденным расписанием. Об этом "Известиям" сообщил официальный представитель компании-оператора проекта Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. Он подчеркнул, что к концу ноября по дну Балтийского моря было проложено порядка 300 км труб. Что же касается попыток США под разными предлогами помешать строительству газопровода, то они предпринимаются с целью расчистки рынка для поставок американского сланцевого газа, отметил российский сенатор Владимир Джабаров. В Европарламенте (ЕП), в свою очередь, заявили, что российский проект обеспечит надежные поставки газа в страны ЕС. Как пояснил "Известиям" чешский евродепутат Яромир Кохличек, СП-2 необходим как Чехии, так и всему Европейскому союзу.

США "потоку" не указ

Новые требования Соединенных Штатов и некоторых европейских стран прекратить реализацию СП-2 никак не повлияли на ход его строительства. Как сообщили "Известиям" в компании Nord Stream 2 AG, отвечающей за проект, закладка труб ведется без сбоев.

— Проект продвигается в соответствии с расписанием. На конец ноября 2018 года заложено более 300 км труб, — рассказал официальный представитель оператора проекта Йенс Мюллер. — Будучи компанией, ответственной за прокладку газопровода, мы не комментируем политические споры и дебаты.

С призывом отказаться от участия в "Северном потоке — 2" США в очередной раз обратились к своим союзникам в Европе на прошлой неделе. На этот раз предлогом стала провокация Киева в Керченском проливе. В Госдепартаменте поспешили заявить, что создание газовой инфраструктуры в обход Украины осложнит "сдерживание российской военной агрессии".

Однако Москва может продолжить поставлять газ в Европу через Украину и после запуска СП-2. Всё будет зависеть от позиции Киева, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя высказывания западных политиков. Оценивая риски, с которыми сегодня сталкивается проект, он подчеркнул, что всё упирается в политизацию вопроса, связанную с "откровенными проявлениями недобросовестной конкуренции со стороны третьих государств".

Требования США остановить строительство "Северного потока — 2" обнажают попытки американцев прорваться на европейский рынок газа, считает первый замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

— Все маски сброшены. Если раньше американцы утверждали, что Россия будет шантажировать Западную Европу поставками газа и станет монополистом на рынке, то сейчас они не скрывают, что всё упирается в коммерческую выгоду, — сказал "Известиям" сенатор. — Они хотят продавать свой сланцевый сжиженный газ, который на 30% дороже российского трубопроводного. Ведется обычная борьба за рынок сбыта, однако методы совершенно недобросовестные.

Политик подчеркнул, что инцидент в Керченском проливе не имеет никакого отношения к СП-2, а потому и использовать его в качестве аргумента против проекта просто неуместно.

Забота о "безопасности"

Соединенные Штаты далеко не единственная страна, которая выступает против строительства газопровода. Возражения высказывают и в Евросоюзе. Так, в Европейской комиссии (ЕК) заявили, что проект угрожает энергетической безопасности многих стран. Как заявил в апреле 2018 года глава директората ЕК по энергетике Доминик Ристори, трубопровод "не содействует диверсификации поставок газа и маршрутов поставки". Другими словами, в Брюсселе обеспокоены тем, что ЕС в итоге будет зависеть от российского голубого топлива.

Не хотят успешной реализации проекта и такие страны, как Польша и Украина. Варшава и Киев заинтересованы в том, чтобы транзит газа в Европу осуществлялся по их территории и пытаются заручиться поддержкой Венгрии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Хорватии, Чехии и Эстонии.

Тем не менее немало в Европарламенте и сторонников проекта. Так, зампредседателя комитета ЕП по промышленности, исследованиям и энергетике Яромир Кохличек в беседе с "Известиями" подчеркнул: обеспечивая надежные прямые поставки газа, СП-2 скорее укрепит энергобезопасность ЕС, нежели подорвет ее.

— Этот проект важен как для Чехии, так и для всего Евросоюза. Поставки газа через территорию Украины создают определенный риск для нашей энергобезопасности. Здесь нужно руководствоваться прежде всего экономическими интересами, — сказал "Известиям" евродепутат. — Европа не должна оглядываться на указания из Вашингтона. Дональд Трамп действует в своих интересах, желая поставлять на европейский континент американский сланцевый газ. Что касается транзита, то пока на украинской территории идет конфликт, в должной мере заниматься модернизацией газотранспортной системы не выйдет. Украина сейчас не на 100% надежный партнер, а проект "Северный поток — 2" позволяет нивелировать ненужные риски.

Эту мысль разделяют и в экспертном сообществе. По словам руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, участие Германии сделает поставки более надежными.

— Поставлять газ через ФРГ или через Украину — это две разные вещи, — сказал он "Известиям". — Украина обещает снизить тарифы, чтобы сохранить хоть какую-то долю своего транзита. Однако этот маршрут более рискован: там нужны инвестиции, которых сейчас нет.

Газ идет на север

Германия неоднократно заявляла об экономической целесообразности строительства газопровода: как сказала в сентябре 2018-го канцлер Ангела Меркель, растущая потребность страны в топливе повышает значимость новых энергопроектов. В пользу трубопровода высказывались и в Австрии: канцлер Себастьян Курц подчеркнул "энергетическую, политическую и экономическую" важность СП-2 для страны.

Компания Nord Stream 2 AG была создана в 2015 году и отвечает за строительство в Балтийском море и дальнейшую эксплуатацию газопровода "Северный поток — 2" протяженностью 1,22 тыс. км. Газ через него должен поставляться из России в Германию. Закладка первых труб началась в соответствии с планом в июле 2018 года. Планируется, что СП-2 будет сдан к концу 2019 года.

В штыки в Евросоюзе воспринимали не только СП-2. В 2014 году был заморожен проект трубопровода "Южный поток", который должен был пройти через Черное море из Анапского района в болгарскую Варну. Тогда София по настоянию ЕК несколько раз останавливала работу. В итоге Россия официально отказалась от реализации проекта "из-за неконструктивной позиции Евросоюза". Спустя четыре года во время визита в Москву болгарский премьер-министр извинился за срыв строительства.

На смену "Южному" в 2016 году пришел "Турецкий поток", который должен идти из того же Анапского района в Турцию. К концу 2018 года была завершена укладка двух ниток морского участка. Проект ожидаемо раскритиковала ЕК, однако европейские страны, заинтересованные в его реализации, отказываться от него не собираются.

В отличие от "Южного потока", новый проект не подпадает под действие Третьего энергопакета (комплекс директив и регламентов ЕС по либерализации газового и электрического рынков), поэтому схема его реализации совершенно другая. Как пояснил Александр Пасечник, трубопровод в этом случае идет из России в Турцию, а потому нормативы ЕС его не касаются.

Екатерина Постникова, Дмитрий Лару

 

 

<< Декабрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ