Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.01.2016

После 2018 г. Минфин может предложить налоговый маневр — повысить НДС и снизить налог на прибыль. Размен ударит по потребителям и вряд ли стимулирует инвестиции, считают эксперты.

"Ведомости"

Несмотря на ухудшение ситуации с бюджетом, правительство не собирается повышать налоговую нагрузку в этом году. Но если не будет другого выхода, то после 2018 г. первым кандидатом на повышение может стать НДС, рассказал в интервью "Ведомостям" замминистра финансов Сергей Шаталов (см. стр. 08). Взамен Минфин может предложить маневр — снизить налог на прибыль. НДС — наиболее нейтральный налог, который в идеальной модели совсем не затрагивает бизнес, поскольку перекладывается на конечных потребителей, объяснил Шаталов: многие государства устанавливают ставки НДС выше 20%, последовательно снижая налог на прибыль.

НДС — один из главных и стабильных источников пополнения бюджета (зачисляется в федеральный). Поступления выросли с 5,1% ВВП в 2008 г. до 5,5% в 2014 г. (7,5% от доходов консолидированного бюджета). Больше всего налоговая нагрузка снизилась именно по налогу на прибыль — с 6 до 3,3% ВВП в 2014 г. (8% от доходов). Падение почти в два раза главным образом связано с кризисом 2008-2009 гг. и снижением ставки налога на прибыль с 24 до 20% в 2008 г., говорится в Основных направлениях налоговой политики.

Такая налоговая политика даст преимущество в конкуренции за инвестиции и способствует экономическому развитию, объясняет Шаталов. От повышения НДС могут пострадать отрасли, работающие на внутренний рынок, например ритейл, коммунальная сфера, отмечает партнер "Щекин и партнеры" Денис Щекин, экспорт же не облагается НДС, поэтому не пострадают экспортеры, а это в первую очередь нефтяные и другие добывающие компании. Снижение налога на прибыль потерь не компенсирует — в кризис у предприятий, работающих на внутренний рынок, прибыль минимальна, говорит сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. А для компаний с большими трудозатратами повышение НДС совершенно неприемлемо, продолжает он: либо вырастут их налоговые расходы, либо предприятия перенесут рост НДС на потребителей.

Внутренний рынок не может стать драйвером роста, считает директор Научно-исследовательского финансового института при Минфине Владимир Назаров: нужны востребованные на мировом рынке отрасли, а маневр поддержит и несырьевых экспортеров. Время уже упущено, скептичен он: маневр мог бы стать конкурентным преимуществом еще в кризис 2009 г., но лучше поздно, чем никогда.

От снижения налога на прибыль пострадают региональные бюджеты (они получают 18% из 20%). Чтобы снижение было безболезненным, необходимо одновременно уменьшать страховые взносы — это увеличит базу для налога на прибыль, рассуждает Назаров. Придется увеличить трансферты регионам, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, в том числе за счет дополнительных доходов федерального бюджета от повышения НДС.

Даже если налоговая нагрузка сократится, предприниматели не будут увеличивать инвестиции, пока не увидят перспективы роста, говорит Суслина. Деньги, сэкономленные от снижения налога на прибыль, компании вряд ли будут вкладывать, согласен Данилов-Данильян: бизнес устал доверять обещаниям правительства.

Елизавета Базанова, Маргарита Папченкова, Екатерина Мереминская

 

 

Вырастет ли добыча нефти в России.

"РБК daily"

2016 год может оказаться последним годом роста добычи нефти в России, считают эксперты. Если курс рубля не будет поспевать за падением цен на нефть, отрасль заморозит инвестиции, предупреждают нефтяники.

Время рекордов

За год цена нефти рухнула в полтора раза — с $56,4 до $37,3 за баррель. Тем не менее по итогам 2015 года Россия отчиталась о новом постсоветском рекорде добычи — по данным ЦДУ ТЭК, за год она выросла на 1,4%, до 534,08 млн т. Но уже в 2016 году добыча стабилизируется, а затем начнет снижаться, прогнозирует агентство Fitch. Новые проекты из-за резкого падения цен на нефть будут тормозиться, а добыча на разработанных месторождениях Западной Сибири продолжит падать на 3-4%, ждут эксперты агентства.

Минэнерго признает риск снижения добычи нефти в 2017 году, если налоговый маневр не будет реализован и пошлины на нефть не будут сокращены. А аналитики Газпромбанка ожидают падения до 528 млн т уже в 2016 году. Того же мнения и совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун. "Вероятность того, что в 2016 году нас ждет снижение добычи, достаточно высока — из-за изменений условий налогового маневра и достаточно тяжелой ситуации на рынке нефти", — заявил он РБК.

Оба эти фактора в 2016 году обойдутся России падением добычи на 8-12 млн т нефти, считает Федун. ЛУКОЙЛ уже сейчас бурит только самые рентабельные месторождения — те, для которых действуют налоговые льготы, или участки в максимальной близости к транспортной инфраструктуре, рассказывает он. Новые проекты ЛУКОЙЛ пока не замораживает, но только те, в разработку которых компания уже инвестировала, уточнил Федун (в 2016 году ЛУКОЙЛ запустит месторождение Филановского на Каспии и крупный проект на Ямале).
Маневр за счет нефтяников

Главный фактор риска для неф­тедобычи — новое замораживание экспортной пошлины, считает министр энергетики Александр Новак. Речь о налоговом маневре, который был разработан еще в 2014 году. Он предполагал поэтапное повышение ставки НДПИ на нефть при одновременном снижении экспортной пошлины. В 2015 году пошлина, как и планировалось, уменьшилась до 42%, в 2016 году она должна была сократиться до 36%, а в 2017 году — до 30%. Но, латая дыры в бюджете 2016 года, Минфин предложил на год заморозить дальнейшее снижение.

Если та мера будет действовать только год, нефтяники продолжат кредитоваться и инвестировать, рассуждал Новак в интервью "Коммерсанту". Но, если компании получат сигнал, что это изъятие надолго, они не будут делать ни того, ни другого, предупреждал министр.

Заверения Минфина о том, что заморозка пошлины будет действовать всего год, вызывают большие сомнения, замечает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Если бюджетный дефицит продолжат покрывать за счет нефтяников, ожидать роста инвестиций в 2017 году не приходится, считает он.

В конце октября, когда нефть еще стоила около $50 за баррель, Новак предупреждал, что при действующем налогообложении у нефтяных компаний не остается средств и стимулов вкладываться в разработку новых месторождений. По данным ведомства, компании уже приняли решение о заморозке проектов с суммарной добычей на пике около 26 млн т.

Спасительная девальвация

Девальвация рубля помогает нефтяникам смягчить эффект от падения цен на нефть. По итогам первой половины 2015 года ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть" и "Башнефть" отчитались о сокращении EBITDA на баррель добычи на 33-38%, при том что нефть за тот же период подешевела на 47%. По оценке Fitch, гибкий валютный курс поможет удерживать прибыльность российских нефтяных компаний и дальше, но снижение доходов неизбежно скажется на добыче.

В перспективе нескольких лет резкого падения производства не произойдет, уверен основной владелец "РуссНефти" и ряда других нефтяных активов Михаил Гуцериев: нефтяная отрасль инертна, еще некоторое время запас прочности будет поддерживаться за счет инвестиций, которые компании осуществили за предыдущие несколько лет. Но, если при нынешних ценах курс рубля останется прежним, потерь нефтяникам не избежать, полагает он. При цене нефти в $35 за баррель доллар должен стоить порядка 80 руб., тогда отрасль останется прибыльной и сможет инвестировать в текущие проекты, говорит Гуцериев.

"Роснефть", на долю которой приходится больше трети добычи нефти в России, в 2016 году не ожидает снижения производства, говорил в декабре президент компании Игорь Сечин. Впрочем, бюджет компании на этот год сверстан исходя из стоимости нефти в $45 за баррель. С начала января цена опускалась уже ниже $33, а, например, аналитики Royal Bank of Scotland считают, что в начале 2016 года цены могут пробить уровень в $16 за баррель. Тем не менее "Роснефть" собирается в 2016-2017 годах увеличить капвложения на треть по сравнению с прошлым годом, когда они составили около 650 млрд руб.

ЛУКОЙЛ в прошлом году, напротив, сократил инвестиции в 1,7 раза, до $9 млрд. В 2016 году компания планирует стабилизировать добычу нефти в России на уровне 86-87 млн т, а в 2017 году — начать наращивать ее на 1,5-2 млн т в год, говорил президент компании Вагит Алекперов. "Сургутнефтегаз" также обещает удержать добычу на уровне 2015 года (план — 61,2 млн т), говорил ее гендиректор Владимир Богданов.

Особенности налоговой системы в России и девальвация привели к тому, что условия работы отрасли при ценах на уровне $45 за баррель сопоставимы с теми, которые были при $100 за баррель, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Ставки НДПИ и экспортной пошлины установлены так, что государство является основным бенефициаром роста цен на нефть, но в то же время принимает на себя основные риски при их снижении, объясняет он. Это позволяет сохранять стабильные объемы эксплуатационного бурения, а значит — при сохранении "относительной стабильности" — в 2016 году добыча, скорее всего, сохранится на прошлогоднем уровне около 540 млн т в год, прогнозирует Борисов.

Но в случае существенного отклонения какого-либо из параметров — роста инфляции выше прогнозов, недостаточно сильного ослабления рубля, изменения налоговых условий и т.п. — результаты отрасли могут оказаться гораздо хуже, оговаривает он.

UBS и Bank of America Merrill 1Lynch (BAML) также ожидают, что добыча сохранится как минимум на нынешнем уровне до 2018 года за счет резкой девальвации рубля и сравнительно низкой себестоимости добычи. По оценкам BAML, уровень безубыточности для российских компаний составляет $25-30 за баррель, что значительно ниже, чем у их зарубежных кон­курентов.​

Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова

 

 

"Газпром" не спешит проводить новые аукционы по продаже газа. Торги для стран Балтии пройдут только в I квартале, дата торгов для Западной Европы пока неизвестна.

"Ведомости"

"Газпром" перенес аукцион по продаже газа в страны Балтии с декабря 2015 г. на I квартал 2016 г., сообщил представитель "Газпром экспорта", отказавшись от дополнительных комментариев. Дата торгов еще не определена, но это вряд ли будет январь, уточнили два источника, близких к группе "Газпром".

В сентябре прошлого года "Газпром" начал практику проведения аукционов по продаже газа на экспорт. На первом аукционе монополия выставила 3,2 млрд куб. м, из них было продано 1,23 млрд куб. м на 250 млн евро. По итогам "Газпром" заявил, что достиг основной цели — получил цену по краткосрочным контрактам выше, чем по действующим долгосрочным. Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев говорил, что прогнозная цена портфеля контрактов "Газпром экспорта" на предстоящую зиму — 195,9 евро за 1000 куб. м. В октябре 2015 г. Медведев рассказывал, что в декабре 2015 г. должен был пройти аукцион для стран Балтии (Литва, Латвия, Эстония), в январе-феврале 2016 г. — для Западной Европы. Медведев уточнял, что в 2016 г. "Газпром" планирует продать 6 млрд куб. м. На аукционе в начале года для Западной Европы, говорил Медведев, должны быть предложены объемы со сроком поставки с апреля 2016 г. по март 2017 г.. Импортеры российского газа в Западной Европе не получали уведомлений от "Газпрома" о проведении аукциона, сообщил источник в одной из компаний-участниц первых торгов. "Тот аукцион, который ожидается в I квартале, — для стран Балтии. Нам он неинтересен", — сказал он. Он не в курсе, когда "Газпром" назначит аукцион для Западной Европы. Представитель немецкой RWE отказался от комментариев, его коллеги в других европейских партнерах "Газпрома" на вопросы не ответили. "Газпрому" нужно дополнительное время, чтобы оценить возможные риски проведения подобных торгов: они не должны дать контрагентам концерна повод заявлять об установлении "монопольно высоких цен" и использовать их результаты в арбитражных спорах о ценах контрактов, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

"Пока в ближайших планах только страны Балтии", — подтвердил источник, близкий к группе "Газпром". Представители литовской Achema, эстонской Eesti Gaas и латвийской Latvijas Gaze не смогли предоставить оперативные комментарии.

В 2014 г. "Газпром" поставил в Литву 2,536 млрд куб. м газа, в Латвию — 964 млн куб. м, в Эстонию — 417 млн куб. м. Аукцион "Газпрома" предполагает поставки после истечения действующих до конца 2016 г. контрактов. В этом году истекают контракты с Eesti Gaas, Achema и Lietuvos duju tiekimas. Сейчас самая высокая цена газа — в Литве. В III квартале она была 25,25 евро за 1 МВт ч, по данным Eurostat, или $263 за 1000 куб. м. В Эстонии — $241, в Латвии — $229. Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин подсчитал, что Литва "в III квартале покупала газ по самым высоким в Европе ценам" — "платила "Газпрому" на 13% больше, чем находящаяся в конце длинной газотранспортной цепочки Италия". Литва кроме российского газа закупает СПГ у Норвегии на терминале в Клайпеде (цена в III квартале — около $282 за 1000 куб. м). Но с ростом поставок — Литва договорилась о поставках из США — цена может снизиться, считает Корчемкин. По его мнению, Литва может поучаствовать в аукционе "Газпрома", если будет предложена подходящая точка сдачи.

Соглашения с балтийскими странами истекают, но компании пока не до конца выбрали объемы по ним, объясняет паузу Гривач. Так что у "Газпрома" есть время лучше подготовиться к аукционам — они могут стать ценовыми индикаторами для стран Балтии, где нет ликвидного газового рынка, уточнил эксперт.

Мария Тодорова

<< Январь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ