media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.01.2022

Депутаты предложили распространить режим еще на 27 участков.

Ведомости

Режим налога на дополнительный доход (НДД) для нефтегазовой отрасли предложили расширить на 27 участков в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и Республике Коми, следует из законопроекта о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса. Документ (есть у "Ведомостей") подготовлен депутатами Госдумы Павлом Завальным и Ольгой Ануфриевой. В случае одобрения инициативы в периметр НДД могут попасть сложные месторождения — с высокой степенью выработанности и со сверхвязкой нефтью. В частности, НДД предлагают распространить на участки третьей и четвертой групп (всего их пять, согласно нынешним параметрам режима).

Законопроект разрабатывался на базе сформированных Минфином требований к лицензионным участкам, претендующим на перевод на НДД, сообщила "Ведомостям" Ануфриева, занимающая должность заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам. Главная идея критериев министерства — простимулировать компании увеличить добычу за счет улучшения условий для участков с трудноизвлекаемыми запасами в пределах определенной квоты, писали ранее "Ведомости". Законопроект направлен не на предоставление новых льгот для разработки месторождений, и так прибыльных в действующей системе налогообложения, а на стимулирование добычи тех категорий запасов, которые стали нерентабельны и в этой связи не вовлечены в оборот, говорится в пояснительной записке к документу. По оценке Минфина, расширение периметра НДД приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в размере 84 млрд руб. в 2023–2027 гг. при условии выполнения компаниями взятых на себя обязательств по увеличению добычи нефти, следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту.

В конце прошлого года законопроект был направлен на рассмотрение в правительство, сообщила Ануфриева. По ее словам, заключение кабинета министров ожидается к середине января, после этого депутаты планируют внести документ в Госдуму. "Поскольку поправки готовились с участием профильных министерств — Минфина и Минэнерго, мы ожидаем положительного заключения правительства", — отметила Ануфриева. На данный момент экспертизу Минфина на перевод на НДД прошли заявки компаний по месторождениям с запасами в 80 млн т, из которых 72 млн — по четвертой группе, уточнила депутат. По ходу рассмотрения законопроекта в Госдуме их перечень может быть дополнен — в случае соответствия других участков критериям ведомства, ожидает Ануфриева.

Месторождения третьей группы можно будет перевести на НДД с 2023 г., а четвертой, поскольку речь идет о новых, неосвоенных участках, — с 2022 г., следует из пояснительной записки.
Представители Минфина и Минэнерго сообщили, что концептуально поддерживают законопроект. За счет дополнительной добычи (по сравнению с проектным уровнем) в перспективе 5 лет выпадающие доходы не ожидаются, уточнили в министерстве финансов. Представитель аппарата правительства не ответил на запрос "Ведомостей".

Для кого расширяют НДД

В 2020 г. Госдума одобрила пакет законопроектов Минфина, которыми предлагалось аннулировать неэффективные льготы по НДПИ, а также скорректировать условия режима НДД не в пользу нефтяников. "Меры по комплексной донастройке фискальной нагрузки нефтяной отрасли, реализованные в октябре 2020 г, являются комплексными и сбалансированными, поэтому основная задача на сегодня — это обеспечение стабильности. Но сейчас из-за постоянного пересмотра налоговых условий, нефтяники вынуждены то и дело пересматривать инвестиционные решения, что в конечном итоге негативно сказывается на объемах добычи и, как следствие, поступлениях в бюджет", — сетует один из участников рабочей группы по совершенствованию налогообложения добычи при комитете Госдумы.

На отраслевом совещании в Сургуте в мае прошлого года был поставлен вопрос, что делать с падением добычи в основном нефтедобывающем регионе — Западной Сибири, напомнила генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций "Ассонефть" Елена Корзун.

В качестве одной из мер было предложено стимулирование разработки мелких месторождений — и Минфин с этим согласился, отметила она. По ее словам, Ануфриева напрямую обратилась к "Ассонефти" с просьбой обеспечить подачу заявок на присоединение к режиму НДД от небольших независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК). Несколько ННК уже направили в Минфин свои предложения, уточнила Корзун. По ее мнению, нужно продолжить расширять периметр НДД, причем прежде всего на нефтегазовые провинции традиционных или старых регионов добычи, в частности на так называемые передовые складки Урала, где уже выявлено много мелких месторождений и прогнозируются их новые открытия.

География НДД, судя по всему, будет расширяться поэтапно — как следует из текста законопроекта, основная часть месторождений, которые могут быть включены в периметр режима, — это новые гринфилды, отметила партнер КПМГ Виктория Тургенева. В то же время о конечном перечне участков недр пока говорить рано — документ может быть скорректирован в ходе дальнейших обсуждений, добавила она. Так или иначе Минфин уже обозначил лимиты с точки зрения ресурсных характеристик и предполагается, что все новые месторождения должны будут им соответствовать, уверена Тургенева.

По ее словам, компании предлагали включить участки недр в НДД исходя из разработанных Минфином и Минэнерго квот. Причем бизнес проводил специальные расчеты для каждого месторождения, оценивалось влияние на бюджет перевода на льготный режим, знает Тургенева. В итоговую версию законопроекта попали только те участки, которые создавали положительный эффект для казны, сообщила она.

В переходе на НДД заинтересованы прежде всего те компании, которые с 2021 г. лишились части льгот по определенным месторождениям, отметил заместитель руководителя направления "Экономика отраслей ТЭК" ЦСР Сергей Колобанов (Минфин отменил неэффективные преференции по НДПИ для участков с выработанными недрами, а также с запасами вязкой нефти. — "Ведомости"). Дело в том, что значительные капитальные затраты на их разработку уже были произведены, а текущий уровень цен на нефть не обеспечивает окупаемость вложений, т. е. фактически не покрывает операционные расходы, пояснил он.

"В посткризисный период, когда спрос на нефть восстанавливается, а ограничения, принятые в рамках ОПЕК+ пересматриваются, нефтяной отрасли необходимы дополнительные стимулы, направленные на увеличение объемов бурения в краткосрочной и среднесрочной перспективе", — говорит собеседник "Ведомостей" в одной из нефтедобывающих компаний. По его словам, нефтяники предлагали Минфину ряд инициатив, реализация которых могла бы принести наибольший эффект как для отрасли, так и для государства. Среди них — введение механизма "аплифт", вычет затрат на геологоразведочные работы из НДПИ для расширения периметра геологоразведки в Восточной Сибири и Арктической зоне, а также исключение "двойного налогообложения" при разработке газовых активов в режиме НДД. "Отрасли необходимо создание комплексной системы мер, а не точечная донастройка", — говорит источник.

В пресс-службе "Газпром нефти" уточнили, что сейчас порядка трети от общего объема добываемой нефти облагается НДД. Представители "Роснефти", "Лукойла", "Татнефти", "Сургутнефтегаза" и "Русснефти" на запросы не ответили.

Дмитрий Гринкевич, Александр Волобуев

<< Январь, 2022 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ