Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.02.2016

Бензин "заправят" новым акцизом.

"Новые известия"

Минфин подготовил законопроект, касающийся повышения акцизов на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты. Предложение уже одобрено комиссией по законопроектной деятельности правительства. Результат нововведения очевиден — бензин в России будет и дальше дорожать.

Финансовое ведомство намерено повысить с 1 апреля 2016 года акцизы на бензин 5-го класса с 7,53 тыс. рублей до 10,13 тыс. рублей за тонну, а в 2017 году с запланированных 5,83 тыс. рублей — до 7,43 тыс. рублей за тонну.

Не избежит увеличения акциза и бензин, не относящийся к 5-му классу, а также бензин прямогонный. Этим сортам также уготовано повышение: 1 апреля 2016 года — с 10,5 тыс. рублей до 13,1 тыс. рублей за тонну; с 2017 года акциз составит вместо ранее намеченной цифры 9,7 тыс. рублей — 12,3 тыс. рублей за тонну.

Что касается ставок на прямогонный бензин, то и они повышаются в те же сроки. Это делается для того, чтобы, как говорится в пояснительной записке Минфина, "избежать предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве автомобильного бензина". При этом ставка акциза для средних дистиллятов уравнивается с акцизом на дизтопливо, чтобы "не создавались схемы по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизтоплива под видом средних дистиллятов".

Минфин планирует собрать дополнительно доходов в 2016 году от действия новых акцизов в объеме 89,3 млрд. рублей. Есть уже и конкретный график повышения — в пояснительной записке к документу сказано, что с 1 апреля в расчете на 1 литр автомобильного бензина акциз повысится на 2 рубля.

Вполне возможно, что данный законопроект, предстающий непопулярным и, конечно же, невыгодным для всех, кто имеет отношение к автомобильному бизнесу или является автолюбителем, будет рассматриваться уже на ближайшем заседании кабинета министров.

В его преддверии против планов Минфина по акцизам на бензин выступила Федеральная антимонопольная служба. Специалисты ФАС указали на угрозу кратного повышения цен на автозаправках, если начнет реализовываться проект. Начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин заявил, что нефтяная отрасль на сегодняшний день и без того перегружена налогами. "Налоговая составляющая в цене бензина составляет уже более 60%, причем налоговое законодательство меняется каждые полгода. Такая ситуация недопустима", — заявил чиновник.

Председатель Всероссийского общественного движения автомобилистов России, экс-депутат Государственной думы РФ Виктор Похмелкин солидарен с антимонопольщиками. Он сообщил "НИ", что видит в инициативе Минфина "совершенно неправильную стратегию" — вместо того, чтобы в условиях кризиса дать бизнесу свободу для развития, его обкладывают новыми налогами.

"В данном случае, — предупредил эксперт, — это однозначно приведет к новому витку цен на топливо, что соответственно отразится на ценах практически на любую продукцию в розничной сети". Что касается непосредственно автомобильного рынка, то, по мнению эксперта, спад потребительского спроса, когда люди будут стараться меньше ездить на машинах, меньше обращаться в сервис-центры, вызовет цепную реакцию — то есть новые убытки ощутят и производители легковушек, и те, кто их ремонтирует.

Алексей Голяков

 

 

ФАС заинтересовалась, почему авиатопливо дорожает, несмотря на падение цен на нефть. Топливо в России дороже, чем в Европе, негодуют авиакомпании.

"Ведомости"

На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала в крупнейшие топливно-заправочные компании (ТЗК) запросы о способах формирования цен на авиатопливо и динамике этих цен, рассказал представитель ФАС. Служба осуществляет еженедельный мониторинг за ценами, было замечено, что цены начали расти, добавляет собеседник. По его словам, ответы ФАС ожидает получить в течение двух недель, еще месяц уйдет на анализ этой информации.

Президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук говорит, что в прошлом году цены на керосин выросли в среднем в России на 5% до 35 000 руб./т, в Московском авиационном узле — на 10% до 37 000 руб./т. В чем причина, не ясно. "600 руб. роста сама ФАС объясняла увеличением акциза, еще 300 руб. могли дать налоги, но откуда остальной рост?" — удивлен Бойчук.

Цены на керосин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в этом году только снижались и в среду на закрытии тонна стоила 28 700 руб. Это минимальная цена почти за год, год назад тонна стоила 26 500 руб., но потом весь год цены были выше и поднимались максимум до 37 000-38 000 руб.

"Цена авиатоплива с декабря 2015 г. снижается. Рост был в прошлом году в январе из-за акциза, в летнее расписание, а с ноября цены начали падать", — говорит гендиректор авиакомпании I Fly Георгий Баутин. Другой вопрос, что цены в России не снижаются так, как в европейских аэропортах, в некоторых цена топлива в прошлом году упала в 1,5 и даже в 2 раза, продолжает он.

"Динамика цен в России не соответствует мировым тенденциям", — соглашается представитель S7. Цены разнятся от аэропорта к аэропорту, контракты компаний с ТЗК индивидуальны, добавляет представитель "Вим-авиа". В российских аэропортах цена тонны керосина колеблется от 32 000-33 000 руб. в аэропортах Томска, Омска, Ростова-на-Дону до 48 000 руб. в Магадане (данные Росавиации на середину января).

В 2015 г. дешевая нефть и, как следствие, авиационное топливо стали главным драйвером роста мирового пассажирооборота (+6,7%) и глобальной рентабельности авиационной отрасли — авиакомпании Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона в 2015 г., по предварительным оценкам IATA, получили в сумме $32,1 млрд чистой прибыли, при том что мировые тарифы снизились на 5%, рассказывал президент Транспортно-клиринговой палаты Александр Русс.

На топливо приходится примерно 25% расходов авиакомпаний, говорил в январе заместитель гендиректора S7 Дмитрий Куделькин. С осени 2015 г. авиатопливо в Москве стало стоить дороже, чем в Роттердаме, при том что это российский экспортный керосин. С 2013 г. цена в Москве всегда была на 5000-20 000 руб. ниже, следовало из презентации Куделькина.

"За границей цены авиатоплива привязаны к биржевым котировкам, российские авиакомпании предпочитают покупать топливо по спотовым контрактам", — объясняет Баутин. Это вопрос оценки рисков, спотовые контракты большинство перевозчиков считают менее рискованными, чем долгосрочные контракты, привязанные, например, к индексу Platts, так как из-за колебаний курса рубля последние могут закончиться серьезными убытками. Не совсем понятно, почему ФАС решила заняться керосином именно сейчас, проблема возникла не сегодня, недоволен менеджер российской авиакомпании.

Представители "Газпромнефть-аэро" и "Роснефть-аэро" на запросы не ответили.

Александр Воробьев

 

 

Создание нового объединения производителей и потребителей углеводородов может оградить отрасль от воздействия ценовых шоков, считает глава "Роснефти" Игорь Сечин.

"Российская газета"

"Нынешняя цена на нефть минимальна с 1973 года, притом что удельные операционные и капитальные затраты остаются высокими. И эта  ситуация подтверждает тезис о разрыве между финансовыми инструментами нефтяного рынка, которые определяют цены, и характеристиками реального развития отрасли", — заявил  президент компании "Роснефть" Игорь Сечин в ходе International Petroleum Week в Лондоне. По мнению топ-менеджера крупнейшей нефтяной компании мира, вопреки прогнозам скептиков у отрасли в нашей стране есть большие ресурсы роста, технические, научные и организационные, важно их лишь грамотно использовать.

Связь ценовой динамики с параметрами производства волнует прежде всего производителей с долгосрочным горизонтом принятия решений, инвестирования и реализации крупных проектов, а также потребителей, заинтересованных в предсказуемости, отметил Игорь Сечин в своем лондонском докладе. В 2015 году производители оказались разобщены, и часть их устроила "ценовую войну", ставя задачей вытеснить с рынка "неэффективных" поставщиков. Игроки финансового рынка стали упорно играть на понижение, а связанные (если не просто аффилированные) с ними аналитические центры услужливо указывали рынку на все более низкие ценовые ориентиры.

По мнению Сечина, основным бенефициаром кризиса стали явно не потребители, так как розничные цены на нефтепродукты снизились в среднем менее чем на 20%, а финансовые игроки. И они, кстати, пока не перенаправили высвободившиеся в результате падения инвестиций в нефтяную отрасль 250-300 млрд долл. в проекты в других отраслях экономики.

Спрос на нефть и нефтепродукты будет расти, считает глава "Роснефти". При этом он спрос становится более диверсифицированным — снизилась роль Китая (но этот процесс начался еще в 2012 году), зато последовательно растет доля Индии, других азиатских стран, Африки. Такой более диверсифицированный рост представляется экспертам устойчивым, и он подтверждает, что пока многие озвучиваемые "угрозы" снижения роли нефти в мировой экономике сильно преувеличены. Это относится и к излишнему фокусированию финансового рынка на "проблемах" экономики Китая и использованию такого акцента для продолжения игры на понижение. Мало у кого есть сомнения в перспективах сотрудничества российских нефтяников с Китаем. "Роснефть", например, ежегодно поставляет в этом направлении до 32 млн т нефти, и партнерство развивается, отметил Сечин.

Фактор сланцевой нефти

"Спусковым крючком кризиса стал, как известно, взрывной рост сланцевой добычи в США в 2013-2014 годах. Тогда этот рост носил, наверное, беспрецедентный по масштабам и темпам в мировой истории характер. В конце 2014 года некоторые ведущие производители нефти из числа стран Ближнего и Среднего Востока последовали примеру США в стратегии наращивания добычи нефти. Результатами стали усугубление проблемы избытка нефти на рынке, затяжное снижение нефтяных цен, резкое снижение возможностей рентабельной добычи сланцевой нефти в США", — отметил глава "Роснефти".

В 2015 году, по мнению Сечина, сланцевая добыча в США, хотя и продемонстрировала высокую степень "живучести", по сути, первой отреагировала на обвал цен и начала снижаться. Однако финансовый рынок принимал во внимание не этот фактор, а то, что на рынок приходили замещающие это падение новые поставки, прежде всего с Ближнего и Среднего Востока. Представления о том, что сланцевая добыча в США станет "автоматическим и единственным" регулятором ценовой ситуации, были сильно преувеличены. В 2015 году в большей мере поведение ряда стран ОПЕК стало таким "регулятором", к сожалению, с отрицательным знаком.

Американский рынок сланцевой нефти продемонстрировал достаточно гибкую реакцию на ценовые шоки, уверен глава "Роснефти". Произошло значительное повышение продуктивности сланцевой добычи — цены упали в три раза, количество буровых бригад — более чем в два раза, а добыча пока снизилась не более чем на 15%. Важным фактором стала концентрация бурения на самых продуктивных зонах, так называемых sweet spots. Так, в июле 2015 года на такие участки приходился 81% добычи. При этом зона со скважинами наивысшего качества составляет малую долю от общей площади плея (залежи), так что, по всей видимости, этот резерв повышения производительности уже близок к исчерпанию. Американское управление энергетической информации Минэнерго предполагает, что в будущем добыча сланцевой нефти в США будет сокращаться, несмотря на ожидаемый рост цен. По словам Сечина, ни при каких разумных гипотезах добыча в США не повторит скачка 2012-2014 годов и "это очень важный и недооцененный фактор!"

Даже при увеличении добычи нефти на 20% при сохранении цен на уровнях, покрывающих капитальные и операционные издержки и сложившуюся пропорцию налоговых изъятий, такой крупный игрок рынка, как Саудовская Аравия, на временном интервале до 2035 года потеряет 2-2,5 трлн долл. Сверхнапряженный финансовый баланс Саудовской Аравии не позволит ей сильно нарастить добычу и значимо увеличить свою долю в мировой добыче в условиях низких мировых цен, полагает Сечин.

Иран выходит на падающий рынок

Сечин считает важным и фактор выходящего из режима санкций Ирана: "В базовом сценарии только за счет уже действующих либо законсервированных мощностей добыча нефти в Иране может быть увеличена к 2020 году на 43% — до 4,5 млн барр. в сутки. В оптимистичном (для Ирана) сценарии за счет привлечения достаточного объема иностранных инвестиций и реализации ряда проектов в формате соглашений о разделе продукции (СРП) объем добычи в Иране в 2020 году может превысить 5 млн барр. в сутки, а к 2025 году — и 6 млн барр. в сутки. Но, по оценке Министерства нефти Ирана, для нефтегазовой отрасли страны требуется привлечение около 30 млрд долл. инвестиций к 2018 году, а на большем временном горизонте — от 180 до 220 млрд долл. Сделать это будет непросто, так как могут сказаться осторожность инвесторов, связываемая ими с политическими рисками. Кроме того, как оценивает консалтинговая компания  Wood Mackenzie, сейчас существует неопределенность с экономической привлекательностью новых условий контрактов СРП в Иране, что может резко ограничить роль этих проектов в росте добычи нефти в стране. В базовом сценарии объем нефти, доступной для экспорта из Ирана, увеличится с 1,27 млн барр. в сутки в 2014 году на 85% в 2020 году — до 2,4 млн барр. в сутки".

Рост предложения нефти в период до 2020 года несколько затормозится, считает Игорь Сечин, а в условиях сохранения достаточно низких мировых цен на нефть среднегодовой прирост добычи в этот период скорее всего не превысит 1 млн барр. в сутки. Учитывая некоторое замедление темпов снижения нефтеемкости мировой экономики, обусловленное в том числе обвалившимися нефтяными ценами, в среднесрочной перспективе с большой вероятностью можно ожидать ежегодного увеличения спроса на жидкие углеводороды примерно на 1,3-1,5% в год. По данным главы "Роснефти", пока превышение предложения над спросом составляет 1,5-1,7 млн барр. в сутки, что примерно равно превышению странами ОПЕК согласованной ими же суммарной квоты на поставку. К концу 2016 года глобальный спрос на нефть может вырасти на 1,4-1,5 млн барр. в сутки. Дисбаланс спроса и предложения нефти может существенно снизиться, а к концу 2017 года возможно даже возникновение ситуации дефицита предложения нефти на рынке (до 0,7 млн барр. в сутки), которое, правда, может компенсироваться сокращением коммерческих запасов нефти, накопленных в последние годы.

"В этой связи согласованное снижение поставок крупными экспортерами в размере около 1 млн барр. в сутки резко снизило бы неопределенность и сдвинуло бы рынок в сторону разумных ценовых уровней. Поэтому дилемма на ближайшую перспективу довольно ясна — приходить к неизбежному равновесию через истощение ресурсов производителей, риски дефицита и тому подобный негатив или через осмысленную политику выхода на обоснованные ценовые уровни!" — отметил Сечин.

У российских нефтяников появились новые возможности

Одним из "сюрпризов" 2015 года для многих, по мнению Сечина, стала устойчивость к ценовым шокам, продемонстрированная российской нефтяной отраслью. В РФ рекордно низкие эксплуатационные затраты (например, себестоимость добычи нефти у "Роснефти" — составляет 2,7-2,8 долл. за баррель), достаточно гибкая налоговая система, — отметил топ-менеджер, по словам которого девальвация рубля также внесла вклад в устойчивость финансовых показателей отрасли. "Роснефть" также остается лидером по эффективности добычи. Более того, ее ресурсная база позволяет и без масштабных геолого-разведочных работ и высоких капитальных вложений поддерживать текущий уровень добычи еще 20-22 года, отметил Сечин.

По его данным, при сочетании благоприятных условий, конечно, включающих четкие сигналы рынка о потребности в дополнительных объемах поставок, добыча в РФ в целом и в компании "Роснефть" могут вырасти. К этому российские нефтяники готовы как технологически, так и организационно-экономически. Бизнес-план "Роснефти" увеличен на 30% по сравнению с 2015 годом.

При этом участники рынка говорят о необходимости создания объединения производителей нефти с участием представителей потребителей, которое призвано путем скоординированных действий защищать рынок от воздействия ценовых шоков. Звучат призывы задуматься о включении не только странового, но и корпоративного членства. В отличие от ОПЕК у такого объединения должны быть более четкие функции, более транспарентные механизмы принятия решений, более широкий набор средств реализации поставленных целей, возможности и инструменты хеджирования ценовых рисков, торговых операций, интервенций в запасы, создания региональных торговых площадок.

Рынок имеет хорошие перспективы дальнейшего роста, но от его участников зависит, как быстро и насколько эффективно это произойдет, уверен Игорь Сечин. Важнейшим инструментом такой стабилизации является система долгосрочных контрактов на поставки, которую компании, например "Роснефть", налаживают с партнерами. По словам главы компании, развитие технологий должно обеспечить долгосрочную конкурентоспособность нефтяной отрасли, несмотря на процессы ухудшения качества ресурсной базы и роста издержек.

Денис Боровков

 

 

"РБК daily"

В новом прогнозе, посвященном состоянию мировой энергетики в ближайшие 20 лет, компания BP предрекла уменьшение доли нефти в мировом энергобалансе и сохранение за Россией статуса крупнейшего энергоэкспортера в мире.

Двадцатилетие газа

Согласно прогнозу BP, который в Лондоне представили глава компании Роберт Дадли и главный экономист Спенсер Дейл, в период с 2014 по 2035 год мировой спрос на энергоресурсы вырастет на 34% (в среднем — на 1,4% ежегодно). Основу прироста спроса (порядка 60%) обеспечат нефть и газ. К 2035 году на них будет приходиться почти 80% всех поставок энергоносителей.

При этом самыми быстрыми темпами будет расти спрос на газ: каждый год до 2035 года он будет увеличиваться на 1,8%. Это позволит газу стать вторым крупнейшим источником энергии в мировом энергобалансе (после нефти) вместо угля. За 20 лет прирост потребления газа в мире превысит нынешние суммарные объемы добычи этого вида топлива в России и США, прогнозирует BP.

На фоне увеличения спроса на газ в ближайшие 20 лет будет расти и его добыча — на 5,6% ежегодно. При этом существенно вырастет доля сланцевого газа — с 10 до 25%.

Нефть продолжает снижение

Спрос на нефть будет расти в два раза медленнее, чем на газ — на 0,9% в год, при этом ее доля в энергобалансе продолжит снижаться.

Крупнейшим потребителем нефти будет Китай. Но даже через 20 лет потребление нефти на душу населения в Китае составит только 27% от американского.

Поставки нефти увеличатся к 2035 году на 19 млн барр. в сутки. Основная доля поставок будет приходиться на страны, не входящие в ОПЕК. Речь в том числе идет и о поставках с американских месторождений сланцевой нефти — к 2030 году США должны выйти на полное нефтяное самообеспечение. Картелю останется лишь пытаться сохранить свою долю на рынке на уровне 40%.

Россия сохранит лидерство

Аналитики BP полагают, что в ближайшие 20 лет Россия продолжит оставаться крупнейшим энергоэкспортером в мире, обеспечивая к 2035 году более 4% глобального спроса на первичные энергоресурсы и 10% мирового производства ископаемых видов топлива.

На растущем газовом рынке Россия за 20 лет увеличит его добычу на 30%, до 755 млрд куб. м. Добыча нефти, спрос на которую будет расти гораздо более скромными темпами, в 2035 году останется на уровне порядка 11 млн барр. в сутки (третий в мире показатель после США и Саудовской Аравии).

В России к 2035 году потребление возобновляемых видов энергии вырастет в десять раз, однако его доля в топливно-энергетическом балансе по прежнему будет крайне мала по сравнению с другими странами БРИКС (2% против в среднем 8%). Основу энергобаланса продолжат составлять природный газ (52%) и нефть (22%). Газ также останется основным топливом для выработки электроэнергии.
До 2035 года в России интенсивно (на 38%) будет расти потребление энергоресурсов на транспорте.

Глобальные факторы роста

Как отмечает главный экономист BP Спенсер Дейл, спрос на энергоносители будет расти "по мере развития глобальной экономики", несмотря на такие факторы, как замедление экономики Китая. Ключевыми факторами роста энергопотребления BP в своем прогнозе называет увеличение доходов и численности населения Земли. К 2035 году число потребителей энергии вырастет на 1,5 млрд человек, а мировой ВВП увеличится более чем в два раза, указывает BP.

Дейл признает, что замедление темпов роста экономики Китая серьезно сказывается на спросе на энергоносители. В то же время он отмечает, что этот фактор прежде всего скажется на глобальном потреблении угля.

Дальнейшее замедление китайской экономики — один из альтернативных сценариев развития событий в мировой энергетике, который рассматривает BP. Если темпы роста китайской экономики составят в среднем 3,5% ежегодно в ближайшие 20 лет (сейчас этот показатель равен 5%), то ежегодный рост мирового ВВП составит только 3% (вместо 3,5%, которые BP берет за базовый сценарий). Тогда вместо предусмотренного базовым сценарием ежегодного роста энергопотребления на 1,4% будет наблюдаться рост только на 1%, что гораздо медленнее, чем в какой-либо из продолжительных периодов в недавней истории.

Другим регионом, который не затронет рост энергетического спроса на энергоносители, станет Европа — в 2035 году спрос на энергоносители там будет на уровне 1985 года, притом что европейская экономика к 2035 году вырастет на 150% к уровню 2014 года.

Экологичное будущее

BP прогнозирует, что структура энергобаланса будет меняться, и в ближайшие 20 лет спрос на более экологичные виды топлива будет расти быстрее, чем на все остальное.

Четверть прироста мирового спроса на энергоносители обеспечат возобновляемые источники энергии. Спрос на них (в том числе на биотопливо) будет стабильно расти на 6,6% в год. На них же придется треть прироста в секторе электрогенерации. К 2035 году доля возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе увеличится с 3 до 9%. Для сравнения: на долю угля будет приходиться меньше 25% — и это самый худший показатель со времен начала промышленной революции.

Изменения в энергобалансе позволят снизить темпы роста выбросов углекислого газа в два раза. До 2035 года этот показатель будет прибавлять по 0,9% в год по сравнению с 2,1% в последние 20 лет.

В то же время Дадли отметил, что "для достижения международных целей по ограничению выбросов углекислого газа могут потребоваться дополнительные шаги в сфере регулирования".

Георгий Перемитин

<< Февраль, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ