Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.03.2014

Бывшие менеджеры ТНК-BP получают компенсации от "Роснефти" через суд.

"РБК daily"

Два топ-менеджера ТНК-BP смогли через суд добиться компенсации от "Роснефти", которая в прошлом году стала собственником компании. Но бывшему вице-президенту Нине Васильевой присудили лишь около 360 тыс. руб. компенсации из 1,6 млн руб., ее коллеге Ирине Кибиной суд назначил "немного больше". Обе намерены обжаловать решение.

"Состоялось заседание Савеловского суда, по итогам которого суд частично удовлетворил мои требования к моему бывшему работодателю — подразделению НК "Роснефть". Поскольку суд признал только часть моих требований, я буду продолжать отстаивать право работника получить все компенсации и вознаграждения, которые зафиксированы в трудовом договоре, а также гарантированы мне действующим российским законодательством", — написала на своей странице в Facebook Ирина Кибина, бывший вице-президент по связям с общественностью ТНК-BP.

В марте 2013 года эту компанию приобрела "Рос­нефть". Кибина требовала взыскать с "Роснефти" компенсацию за неиспользованный отпуск, командировочные и выходное пособие — 24 оклада. Но суд удовлетворил эти требования только частично, распорядившись выплатить ей часть отпускных за 2013 год. Сумму компенсации Кибина не называет. "Причитающиеся по закону компенсации и вознаграждения" она планирует перевести в благотворительный фонд.

В четверг Савеловский суд рассматривал иск еще одного вице-президента ТНК-BP Нины Васильевой, отвечавшей за планирование и управление эффективностью деятельности корпоративных сервисов. Она отказалась от выходного пособия еще при увольнении, но настаивала на выплате отпускных в размере 1,6 млн руб. Но ей присудили только около 360 тыс. руб. компенсации, заявила РБК Васильева. Как проводился расчет отпускных, непонятно, сказала она, пообещав оспорить решение.

Кибиной суд назначил компенсацию "немного больше" Васильевой, рассказала РБК ее адвокат Людмила Айвар. Но это лишь четверть отпускных, а основная сумма требований "намного больше", так как включает 24 оклада. Таким образом, двум бывшим менеджерам ТНК-BP удалось отсудить менее 1 млн руб.

Представитель "Роснефти" отказался от комментариев.

Ранее сообщалось, что еще два вице-президента ТНК-BP — Владислав Егоров (отвечал за правовые вопросы) и Вадим Огарь — в прошлом году подали иски о компенсации к "Роснефти". Иск Егорова отклонили, а Огаря отложили на 2 апреля, сказал РБК сам Огарь.

Бывшие вице-президенты вместе с еще шестью коллегами в начале лета 2013 года написали письмо президенту "Роснефти" Игорю Сечину с предложением расторгнуть трудовые контракты по соглашению сторон с 1 июля и выплатить им компенсацию — двухлетние оклады, бонус за шесть месяцев 2013 года и долгосрочный бонус, всего около 9 млн долл.

Тимофей Дзядко

 

 

В марте Минфин разработает механизм, который позволит удержать налог с нераспределенной прибыли иностранных "дочек" российских компаний.

"Ведомости"

Минфин опубликовал уведомление о начале публичного обсуждения поправок в Налоговый кодекс, которые позволят обложить российскими налогами прибыль иностранных компаний, контролируемых россиянами. Сам проект пока еще готовится Минфином, говорят его чиновники. По их словам, документ будет разработан в марте.

Законы по деофшоризации экономики ведомства должны представить в правительство до 19 мая. Закон о контролируемых иностранных компаниях (controlled foreign companies, CFC) — один из основных инструментов — должен заработать со следующего года. Он позволит брать налоги с прибыли иностранных "дочек", если они не распределили ее в пользу российских владельцев.

Насколько эффективным будет инструмент, зависит от варианта, который выберет Минфин, в частности, на компании из каких стран он будет распространен, на какие доходы (только пассивные или на любые). Ранее чиновники Минфина объясняли, что новый закон может применяться не только против офшоров, но и против низконалоговых юрисдикций, через которые капитал транзитом перетекает из России в офшоры и обратно. Такая схема позволяет использовать налоговые льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения. Для транзита выбираются, например, Кипр, Нидерланды, Люксембург. Так, при переводе процентов и дивидендов через Кипр можно существенно сэкономить на налогах по сравнению с выплатой их в России: ставки составят 0 и 5%, а не 20 и 15% соответственно.

Чтобы механизм был эффективным, важно наладить и обмен информацией с другими странами, настаивают налоговики. Россия уже собирается ратифицировать Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (законопроект о ратификации Минфин уже отправил в правительство), она даст возможность обмениваться данными в автоматическом режиме, в том числе с некоторыми офшорами, например с Белизом. Появляется возможность получить информацию из офшорных банков, в том числе благодаря усилиям ОЭСР, говорит партнер RonLaw Partners Павел Романенко.

Но если закон о CFC коснется только офшоров, обойти его будет несложно, а если и транзитных стран — может возникнуть двойное налогообложение, отмечает Романенко. Такие риски есть, согласна Наталья Кузнецова из PwC, поэтому во многих развитых странах законы о CFC распространяются не на страны, а на виды деятельности — ведь компания может быть зарегистрирована в офшоре для активного бизнеса, а не налоговой минимизации. Обычно налогами облагаются нераспределенные пассивные доходы (проценты, роялти, дивиденды) — возможно, от внутригрупповых операций, рассказывает она. Если у компании есть и активный бизнес, и пассивные доходы, то все зависит от их соотношения, продолжает Кузнецова, например, нераспределенная прибыль может быть обложена иностранными налогами по механизму CFC, если она на 50% состоит из пассивных доходов. Другой критерий — уровень налогообложения иностранной "дочки" с учетом всех спецрежимов и льгот, говорит она. "Если пойти по пути составления списка стран, то инструмент может получиться или не очень эффективным, или не очень соответствующим принципам международного налогообложения", — заключает Кузнецова.

Филипп Стеркин

 

 

Не исключено, что "Газпром" прекратит поставки газа на Украину, однако это может обернуться воровством "голубого топлива".

"Новые известия"

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что Киев фактически прекратил платить за газ. По его словам, это противоречит контракту и создает риски прекращения поставок. Ситуация, обостренная политическими событиями на Украине, чревата повторением "газовой войны" пятилетней давности, когда Россия прекратила поставки газа на Украину, а Киев перекрыл транзитный трубопровод. В результате в течение трех недель страны Европы были отрезаны от поставок российского газа. На этот раз, учитывая, что новые украинские власти делают ставку на Евросоюз, обижать европейцев в Киеве едва ли решатся. Вряд ли дело дойдет до "перекрытия кранов", поскольку одним из первых пунктов финансовой помощи Киеву со стороны ЕС значится погашение украинских газовых долгов перед Россией. Таким образом, ситуация, скорее всего, заставит стороны сесть за стол переговоров с целью урегулирования газовой проблемы.

"Украина прекратила платить за газ. Это полностью противоречит положениям контракта и международной торговой практике. Мы со своей стороны всегда выполняли и будем выполнять наши контрактные обязательства. Но мы не можем поставлять газ бесплатно. Или Украина гасит задолженность и оплачивает текущие поставки, или появляется риск вернуться в ситуацию начала 2009 года", — заявил Алексей Миллер.

В понедельник истек крайний срок оплаты февральских поставок топлива. По словам главы "Газпрома", деньги не поступили, в результате просроченная задолженность достигла 1 млрд. 890 млн. долларов США. Только за февраль она выросла более чем на 400 млн. долларов.

В начале марта газовый монополист сообщил об отмене для Украины скидки на газ в 268,5 доллара за тысячу кубометров. Президент России Владимир Путин назвал причину — непокрытые долги Украины за прошлый год и текущие неплатежи. В итоге со второго квартала текущего года Киев будет платить России за газ 368,5 доллара за 1 тысячу кубометров. Об этом заявил на заседании членов правительства министр угольной промышленности и энергетики Украины Юрий Продан. На этом "Газпром", похоже, останавливаться не собирается, грозя полным прекращением газовых поставок Украине.

Политическая подоплека таких телодвижений монополиста вполне очевидна. Однако, исходя из прошлого опыта и учитывая значение украинского рынка для "Газпрома", говорить о "перекрытии кранов" было бы преждевременно. Тем более что, отключив Украину от российского "голубого топлива", монополист рискует своими стратегически значимыми поставками в Евросоюз, как это уже было в 2009 году.

По мнению аналитиков, в случае газового бойкота Украина перейдет к отбору российского газа, предназначенного для потребителей в ЕС, и "крайней" окажется именно Россия. "Технически перекрыть газ Украине никакой проблемы нет. Для этого достаточно поставлять газ лишь в объемах, законтрактованных с европейскими потребителями. Но не приходится сомневаться, то если "Газпром" перекроет вентили Киеву, то украинцы начнут воровать газ, как это уже было в 2009 году. Учитывая, что Евросоюз выступает в роли покровителя новой украинской власти, обвинят в срыве поставок снова Россию. Тем более что Россия, согласно плану поставок для европейских потребителей, обязана в полном объеме и бесперебойно доставлять "голубое топливо" до западных границ Украины. Транзит по украинской территории юридически находится в российской ответственности", — сказал "НИ" директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин.

С таким мнением, впрочем, не согласился аналитик Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. "Украинцы едва ли станут воровать российский газ, предназначенный для европейских потребителей, учитывая, что ЕС сейчас — основной партнер и защитник новой киевской власти. Таким образом, транзит российского газа через украинскую территорию, скорее всего, будет осуществляться бесперебойно. В то же время Киев, скорее всего, активизирует реверсные поставки российского газа из Европы. Нынешние проблемы лишь заставят газового монополиста строить "Южный поток" с еще большей интенсивностью", — сказал собеседник "НИ".

Сергей Путилов

Независимых газопроизводителей могут заставить разделить социальную нагрузку с монополистом.

"Известия"

"Газпром" хочет добиться равных с независимыми газопроизводителями условий работы на внутреннем рынке продажи голубого топлива. В ответ на их желание других компаний получить долю в экспорте газа монополия хочет обязать их поставлять топливо населению в регионах. Такое предложение содержится в пакете инициатив "Газпрома", которые он прислал в профильные ведомства в преддверии заседания президентской комиссии по ТЭКу (есть у "Известий").  Кроме того, газовая монополия просит уравнять для нее ставку НДПИ на газ, которая сейчас у независимых газопроизводителей ниже примерно на 200 рублей с каждой тысячи кубометров газа.

По состоянию на конец прошлого года совокупный долг российских регионов "Газпрому" за поставки газа внутри страны составил 100,7 млрд рублей, что почти вдвое выше уровня 2012 года (57,7 млрд рублей). Эти данные озвучивал глава "Газпрома" Алексей Миллер.  80% долга приходится на регионы Северного Кавказа. При этом независимые газопроизводители поставляют газ населению всего в трех регионах страны. "Новатэк" — в Костромскую и Челябинскую области, "Роснефть" — в Екатеринбург и Свердловскую область (в лице своей дочерней компании "Итера"). ЛУКОЙЛ газ населению в регионах не поставляет вовсе.

Помимо предложения обязать другие компании поставлять газ населению в регионах "Газпром" предлагает ввести в законодательство функцию гарантирующего поставщика газа по аналогии с существующим сегодня статусом гарантирующего поставщика электроэнергии для госнужд.

"В настоящее время в законодательстве определен гарантирующий поставщик — это участник рынка, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности. Очевидно газоснабжающие организации хотят получить эти функции, чтобы напрямую заключать договора снабжения газом  с населением, а не через различного рода посредников, которые часто только собирают деньги с населения и банкротятся, оставляя огромные долги  перед газоснабжающими организациями", — пояснил "Известиям" источник в "Газпроме".

В целях совершенствования ценообразования на газ на внутреннем рынке "Газпром" предлагает поэтапно внедрять рыночные методы формирования цен. В частности, запустить электронные торги газом на биржах, учесть все налоги при расчете тарифов и возместить все затраты газовой монополии. Кроме того, "Газпром" хочет законодательного установления для себя нормы прибыли на внутреннем рынке.

"Сейчас цена на российском  рынке определяется как среднерыночная цена газа в Европе за минусом затрат на транспортировку газа в Европу и умножается на понижающий коэффициент (разный для каждого региона). Равнодоходность поставок будет достигнута тогда, когда понижающий коэффициент будет равен единице. При утверждении цены на газ  Федеральная Служба по тарифам (ФСТ) часто не учитывает всех затрат и налогов в цепочке добычи и транспортировки газа до потребителя. Например, не так давно отменена льгота по налогу на имущество на магистральные трубопроводы. Это значительно увеличило налоговую нагрузку. Если  цену газа считать как затраты плюс норма прибыли, то тогда цена будет окупать вложенные затраты и давать возможность инвестировать  часть прибыли в новые проекты.", — объясняет собеседник "Известий" в "Газпроме".

Также газовая монополия призывает ужесточить платежную дисциплину за газ внутри страны: выделить плату за газ из общей платежки, ввести гарантии собственника и банковские гарантии для арендаторов имущества котельных во избежании их банкротства и ухода от платежных обязательств, упростить процедуру ограничения газоснабжения, провести ревизию тарифов на тепло (сейчас устанавливаются властями ниже экономически обоснованного), совершенствовать механизм сбора долгов за голубое топливо.

В "Газпроме" официально подтвердили, что направили в профильные ведомства пакет своих предложений к предстоящей президентской комиссии по ТЭКу, на которой планируется обсудить вопрос ценообразования газа на внутреннем рынке. В Минэкономразвития сообщили, что пока не получали предложений газовой монополии, в Минэнерго оставили без ответа запрос "Известий".

Источник в отрасли отметил, что ныне действующая система поставок газа полностью заточена под коммерческие интересы "Газпрома". В таких условиях монополия извлекает прибыль из выстроенной за годы системы преференций в области образования тарифа, получения дополнительных льгот. Внесение в законодательное поле категории "гарантирующего поставщика" в отношении независимых газопроизводителей в ныне действующих условиях фактически закабалит независимые компании.

Тариф для независимых производителей находится на уровне, превышающем аналогичные тарифы для трубопроводных систем в Европе и США. На фоне того, что внутренний тариф для "дочек"  "Газпрома" существенно ниже, чем тариф для независимых производителей (в 2013 году — на 22%). Предоставление скидки 10-20% к регулируемым ценам "Газпромом" для крупных потребителей существенно ограничивает возможности развития независимых производителей на внутреннем рынке в дополнение к высоким транспортным тарифам и отсутствию у них доступа к экспорту и при наличии у монополиста налоговых и таможенных льгот.

Уже сейчас западные регионы РФ фактически недоступны для независимых производителей из-за высоких затрат на транспортировку. Предоставление права "Газпрому" существенно снижать цену в премиальных регионах фактически закроет путь к развитию для независимых производителей.

По словам Андрея Полищука, аналитика по нефти и газу "Райффайзен банка", предложения "Газпрома" логичны — уравнять его в условиях работы с независимыми газопроизводителями на внутреннем рынке можно и нужно, однако равными должны быть все условия работы. В том числе предоставление независимым газопроизводителям возможности продавать газ на экспорт через трубопроводы "Газпрома", пропорционально доле в добыче нефтегазовых компаний.

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy считает, что независимых производителей газа можно обязать поставлять газ в регионы, которые не платят или плохо платят за газ, используя в первую очередь принцип близости  к месторождениям газа в регионе. Но только в обмен на экспортные квоты для конкурентов "Газпрома" и равные тарифы на транспортировку газа. Однако, он не представляет, как при этом определять норму прибыли для "Газпрома" на внутреннем рынке и запустить биржевые торги газом при наличии замороженных и регулируемых цен на газ.

Людмила Подобедова

 

 

<< Март, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ