Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.04.2014

Газпром получил трубопровод и месторождения газа в Киргизии.

"Взгляд"

Россия заполучила газотранспортную систему Киргизии в обмен на бесперебойные поставки газа в республику и начинает геологоразведку местных месторождений. С помощью Киргизии Россия укрепляет свою сферу влияния в Средней Азии, оставляя позади США и Китай.

Газпром получает не только газотранспортную систему Киргизии, но и возможность добывать газ в стране. В четверг Газпром и Киргызгаз в Бишкеке подписали договор о продаже газового оператора Киргизии российской компании за символический один доллар, сообщает правительство республики. Стороны договорились об этом летом после почти десятилетних переговоров.

Символическая цена объясняется тем, что Газпрому придется самому погасить долги Кыргызгаза, которые оцениваются в 40 млн долларов (что двое больше, чем цена активов компании). ГТС России вложит 20 млрд рублей в течение пяти лет в газовую инфраструктуру, а также гарантирует бесперебойные поставки газа в республику.

При этом, согласно договору, Газпром будет обладать исключительным правом на транспортировку газа по территории республики "только по газотранспортной системе, принадлежащей компании".

Договор подписывается на 25 лет, после чего при желании Киргизия сможет обратно выкупить у российской компании свои активы.

Со своей стороны Киргизия гарантирует исключительное право Газпрома на импорт природного газа в страну, защиту инвестиций компании и ее дочерних обществ от экспроприации и национализации. Документ также был ратифицирован российским парламентом.

Киргизия почти десять лет сопротивлялась желанию России стать владельцем ее газотранспортной инфраструктуры. Летом прошлого года республика сдалась, так как выхода уже не было. Она была не в состоянии оплатить многомиллионные долги, что вызвало проблемы с поставками газа из Узбекистана и Казахстана. Прошлой зимой Киргизия пережила энергетический кризис, когда Казахстан вдвое сократил поставки газа в северные области страны.

Расплата собственностью за гарантии бесперебойных поставок газа — это единственный выход для Киргизии. Россия сможет также содержать киргизскую инфраструктуру в должном состоянии. Более того, Газпром собирается увеличить добычу газа в стране. Об этом в четверг в Бишкеке заявил председатель правления российской компании Алексей Миллер.

Одна из беднейших стран СНГ — Киргизия — практически полностью импортирует газ для своих нужд. Она добывает сейчас крайне мало — всего 30 млн кубометров газа. Это ничтожные 3% от уровня потребления в 1 млрд кубометров газа.

Газпром же собирается сделать республику энергетически более свободной. "Мы намерены активно работать в направлении геологоразведочных работ на двух месторождениях — Кугарт и Восточный Майлуу-Суу-4, что в будущем позволит республике добывать больший объем собственного газа", — сказал Миллер. По его словам, Газпром уже подготовил техническую документацию для производства активной геологоразведки на нефтегазовых месторождениях Киргизии.

Добыча газа в Киргизии может быть увеличена в 2-3 раза при участии России: здесь вопрос скорее финансовый, чем технологический, считает старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова. Однако о потенциале роста добычи конкретней можно будет сказать только после завершения геологоразведки. Если разработка пойдет быстро, то, по оценке эксперта, продажа добытого в Киргизии газа может начаться уже в 2016-2017 годах.

Запасы нефти и газа разведывались в республике еще во времена Советского Союза. После развала СССР нефтегазовая добыча почти не развивалась. Между тем запасы только газа могут составлять около 6 млрд кубометров, а возможно, и больше. Ожидается, что разработка залежей позволит республике самостоятельно обеспечивать свои внутренние потребности в природном газе.

В этом случае Газпрому не придется поставлять по льготным ценам газ в Киргизию и нести потери. А потери гарантированы потому, что, во-первых, цена на газ будет явно нерыночная, во-вторых, велика угроза возникновения неплатежей со стороны республики. Киргизия — беднейшая страна СНГ с объемом ВВП всего около 5 млрд долларов.

Кроме того, киргизские активы в секторе нефтегаза очень интересны России и в рамках расширения отношений с Китаем. "Через территорию Киргизии проходит транзит туркменского газа в Поднебесную, и любое приближение российских компаний к этому процессу будет означать увеличение сферы интересов и в вопросе поставок в Китай тоже", — говорит Бодрова.

Впрочем, помощь Киргизии имеет даже больше геополитическое, чем экономическое значение. Под крылом России Киргизия переориентируется от США к евразийскому сотрудничеству. Вступление Киргизии в Таможенный союз теперь можно считать делом решенным. А это, в свою очередь, прокладывает дорогу к созданию в будущем Евразийского союза. Если бы Россия не начала предпринимать с 2000-х годов усилий в Средней Азии, то ее место здесь заняли бы либо Китай, либо США.

Первый политический результат уже есть. Авиабаза США к 10 июля этого года вынуждена будет уйти из Киргизии. Республика в прошлом году решила не продлевать соглашение о размещении американских военных в аэропорту Манас. Даже несмотря на то, что Киргизия ежегодно получала от США 60 млн долларов за размещение авиабазы.

Теперь на повестке дня стоит вопрос об открытии в Оше российской военной базы. В марте прошлого года Россия и Бишкек подписали соглашение о создании там российской военной базы к 2017 году. В структуру войдут авиабаза ОДКБ "Кант", 338-й узел связи ВМФ, испытательный центр военно-морской техники на озере Иссык-Куль и сейсмическая станция, работающая вместе с РВСН.

Новый крупный военный объект даст возможность России держать руку на пульсе не только в Киргизии, но и в регионе в целом. "Наличие российской компоненты в регионе — как в Таджикистане, так и в Киргизии — будет существенным фактором стабильности", — заявил президент России Владимир Путин на церемонии подписания соглашения. По его словам, те, кто хочет раскачать ситуацию в регионе, должны знать, что "здесь есть необходимые силы, которые могут быть задействованы в борьбе с экстремизмом, наркоторговлей и с террористами".

Ольга Самофалова

Владимир Путин призвал европейских лидеров к переговорам по Украине.

"Российская газета"

Владимир Путин направил послание по ситуации на Украине лидерам 18 европейских государств, которые закупают газ у России. Экономика Украины стремительно деградирует и приближается к дефолту, констатировал он. В январе на саммите Россия-ЕС договорились о консультациях по украинской экономике, но все попытки российской стороны начать их результата не принесли. "Вместо консультаций мы слышим призывы снизить контрактные цены на российский газ, которые имеют якобы "политический характер". Создается впечатление, что европейские партнеры хотят в одностороннем порядке переложить на Россию последствия украинского экономического кризиса", — делает вывод Путин.

"С самого первого дня существования независимой Украины Россия поддерживала устойчивость украинской экономики, поставляя ей газ по заниженным ценам", — напомнил глава государства. В январе 2009 года был подписан Контракт купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах. Россия его неукоснительно соблюдает. Объем газа, поставленного на Украину по этому контракту, составил 147,2 млрд кубометров, и "формула цены" не менялась. Киев до августа 2013 года исправно платил. "Другое дело, что уже после подписания контракта Россия предоставила Украине целый ряд беспрецедентных льгот и скидок по цене за газ, — уточнил Путин и перечислил их. Суммарно эти скидки составили 17 млрд долларов. К этому следует добавить еще 18,4 млрд долларов — неоплаченные штрафные санкции за невыборку минимального годового количества газа.

"Таким образом, Россия за последние четыре года субсидировала экономику Украины за счет занижения цен на газ в объеме 35,4 млрд долларов. Кроме того, в декабре 2013 года Россия предоставила Украине заем на 3 млрд долларов", — привел в своем письме цифры глава государства.

"Эти весьма значительные финансовые ресурсы были направлены на поддержку стабильности и платежеспособности украинской экономики, сохранение рабочих мест и занятости, — отметил Путин. — Подчеркну — кроме России этого никто не делал. А что же европейские партнеры? Вместо реальной поддержки Украины — декларации о намерениях. Обещания без реальных дел".

Евросоюз использует украинскую экономику как источник сырья и рынок сбыта, создавая дефицит торгового баланса Украины более 10 млрд долларов. "Кризис украинской экономики, во многом вызванный дисбалансом в торговле со странами ЕС, остро негативно сказывается на выполнении контрактных обязательств Украины по поставкам российского газа", — обозначил Путин. "Газпром" не собирается предъявлять дополнительных условий по сравнению с контрактом 2009 года. Это относится и к цене на газ. "Однако Россия больше не должна и не может в одиночку нести бремя поддержки украинской экономики, предоставляя ей скидки на газ и прощая долги", — объяснил президент. Фактически РФ оплачивает субсидиями дефицит в торговле Украины и стран — членов ЕС.

В таких условиях "Газпром" будет вынужден пойти на крайнюю меру — предоплату поставок газа и в случае нарушения условий платежей полностью или частично не поставлять его, предупредил Путин. Это увеличивает риски несанкционированного отбора газа, идущего транзитом в Европу. Нужно приступить к закачке в подземные хранилища на Украине газа в объеме 11,5 млрд куб. м — а это потребует порядка 5 млрд долларов. "Однако самоустранение наших европейских партнеров от совместных действий по разрешению экономического кризиса на Украине и даже от консультаций с российской стороной не оставляет для России никакой альтернативы", — резюмировал президент и призвал к незамедлительным консультациям на уровне министров экономики, финансов и энергетики.

"Безусловно, Россия готова участвовать в стабилизации и восстановлении украинской экономики. Но не в одностороннем порядке, а на паритетных с нашими европейскими партнерами условиях. С учетом тех фактических вложений и затрат, которые длительное время в одиночку несла Россия, поддерживая Украину. Только такой подход, как нам представляется, является справедливым и сбалансированным. И только он приведет к успеху", — говорится в письме.

Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков послание Владимира Путина передано по дипломатическим каналам. Оно направлено канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, председателю Совета министров Италии Маттео Ренци, президентам Франции Франсуа Олланду, Австрии Хайнцу Фишеру, Молдовы Николае Тимофти, Румынии Траяну Бэсеску, Македонии Гёрге Иванову, Чехии Милошу Земану, Польши Брониславу Коморовскому, Сербии Томиславу Николичу, премьер-министрам Греции Антонису Самарасу, Турции Тайипу Эрдогану, Венгрии Виктору Орбану, Словении Аленке Братушек, Хорватии Зорану Милановичу, Болгарии Пламену Орешарскому, а также председателю правительства Словакии Роберту Фицо и председательствующему президиума Боснии и Герцеговины Бакиру Изетбеговичу.

Кира Латухина

 

 

Несмотря на поддержку антимонопольщиков, нефтяники не готовы инвестировать средства в строительство собственных газохранилищ.

"Известия"

ФАС предлагает разрешить независимым газопроизводителям строить собственные подземные газохранилища (ПГХ). Сейчас такое право имеет только "Газпром". Как рассказал "Известиям" заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, ФАС считает нецелесообразным введение госрегулирования цен на хранение газа в ПГХ "Газпрома" и альтернативой этому видит демонополизацию этого рынка.

— Вводить госрегулирование цен на хранение газа в уже существующих хранилищах не нужно, хотя совсем без контроля позволять "Газпрому" устанавливать цены на хранение газа для конкурентов, оставаясь монополистом, тоже нельзя. Нужно разрешить добывающим газ компаниям, не входящим в структуру "Газпрома", также строить свои подземные газохранилища. Однако это не получится сделать быстро. Для того чтобы идея стала реальной, потребуется внести изменения в Генеральную схему развития газовой отрасли РФ и утвердить Правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе (ГТС) "Газпрома" для независимых производителей. Кроме того, необходимо проработать правила диспетчеризации газа, который может храниться в новых ПГХ, и условия его поступления в ГТС, — сказал Анатолий Голомолзин.

Он также дал понять, что ФАС выступает за предоставление независимым газопроизводителям права участвовать в экспорте трубопроводного газа, но только через единый канал "Газпрома" по контрактам с газовым монополистом, и вопрос цены такого газа должен обсуждаться отдельно по каждому предприятию.

Ранее независимые газопроизводители обращались в правительство с просьбой установить единые правила доступа к подземным газохранилищам "Газпрома" и ввести госрегулирование цен на услуги ПГХ. Соответствующие письма на имя вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича направляли руководители НОВАТЭКа и "Роснефти" Леонид Михельсон и Игорь Сечин. По словам источника "Известий", чиновника Федеральной службы по тарифам (ФСТ), цена на хранение газа в ПГХ, принадлежащих "Газпрому, для дочерних структур компании отличается на 30-35% от цены для независимых газопроизводителей в меньшую сторону и составляет примерно 44,5 рубля за 1 тыс. куб. м газа в месяц.

Нефтяники жаловались в правительство на высокие темпы роста тарифа на хранение газа.

— Тариф на подземное хранение у нас вообще никем не регулируется — как "Газпром" хочет, так и назначает. Если взять последние 6-8 лет, транспортный тариф вырос на 160-170%, а тариф на ПГХ — на 210-220%, — отмечали они.

Сегодня "Газпром" является монопольным владельцем газотранспортной системы, куда входят и подземные хранилища газа. Компания самостоятельно определяет, в каком объеме пускать туда газ сторонних производителей и по какой цене. По словам чиновника ФСТ, "Газпром" выступил против предоставления скидки независимым газопроизводителям и против регулирования цен на хранение газа.

В "Газпроме" официально сообщили, что не возражают против строительства независимыми газопроизводителями собственных подземных газохранилищ.

— Да пусть строят. Во-первых, под такие проекты нужно правильно выбрать площадку, найти специалистов. На бумаге это легко, но каждое газохранилище требует серьезных финансовых вложений как в строительство, так и в поддержание работы, а окупается лишь при значительном объеме загрузки сырьем и своевременной транспортировке объемов газа по газотранспортной системе, — заявил источник "Известий" в монополии.

Не жаждут воплощать инициативу антимонопольщиков в жизнь и сами нефтяники.

— Строительство собственных подземных газохранилищ — бессмысленное мероприятие при условии отсутствия четких и долгосрочных договоренностей по транспортировке этого газа — его закачке в обе стороны. А у самого "Газпрома" планы по развитию газотранспортной системы есть лишь на ближайший десяток лет. А тут нужно мыслить параметрами окупаемости и развития бизнеса ПГХ как минимум на период трех десятилетий сразу. Небольшие газохранилища малорентабельны, а для строительства крупных нужно сосредоточить существенные запасы газа в одном месте, что проблематично. Вряд ли нефтяники будут глобально пользоваться таким правом, если им его дать, — считает собеседник "Известий" в "Лукойле".

По словам официального представителя "Роснефти", компания внимательно следит за развитием ситуации.

— Подземные хранилища газа являются неотъемлемой частью единой системы газоснабжения России и должны подлежать государственному регулированию как в отношении доступа, так и в отношении тарифов. Сейчас регулирование практически всех аспектов функционирования ПГХ (доступ, режимы закачки/отбора газа, а также тарифы на закачку, хранение и отбор газа для независимых производителей) осуществляется "Газпромом" самостоятельно. При этом в последние годы тариф рос опережающими темпами. Тариф на услуги ПГХ должен устанавливаться на одинаковом уровне как для независимых производителей, так и для дочерних обществ "Газпрома" и иметь самостоятельное ценообразование. Включать тариф на пользование ПГХ в тариф на транспортировку газа нецелесообразно, поскольку это будет перекладывание части затрат на добывающие общества, не использующие ПГХ, — отметил источник "Известий" в "Роснефти".

По его мнению, государственное регулирование тарифов на услуги по подземному хранению газа может ограничить необоснованный темп роста тарифов и создать более привлекательные условия по использованию хранилищ, что позволит независимым производителям регулировать сезонную неравномерность газопотребления, обеспечивать гибкость и стабильность поставок газа и в целом положительно повлияет на развитие рынка газа в России.

Эксперты уверены, нефтяникам невыгодно строить собственные мощности по хранению газа, поэтому вряд ли они воспользуются таким правом, даже если его дать, особенно при сохранении нынешних "правил игры" в области транспортировки газа.

По мнению аналитика по нефтегазовому рынку Sberbank CIB Валерия Нестерова, нелогично разрешать строить подземные газохранилища, сохраняя монополию "Газпрома" на газотранспортную систему.

— Сейчас в России существует 25 газохранилищ общей мощностью 65 млрд куб. м газа и строятся еще как минимум три новых. Стоимость строительства газохранилища мощностью 1 млрд куб. м газа в Европе стоит $160 млн, а в условиях российских реалий обойдется еще дороже. При этом газохранилища даже такого объема могут показаться слишком крупными для конкурентов "Газпрома", а мощности меньшего объема могут не окупить себя, поскольку на мелких проектах пропадает "эффект масштаба", — объясняет он. — Затраты на их строительство при этом не сильно сокращаются по сравнению с крупными проектами и составят десятки миллионов долларов. В то же время у независимых газопроизводителей останется задача поставки этого газа в трубопроводы "Газпрома".

Людмила Подобедова

 

 

Правительство хочет изъять у "Роснефтегаза" 95% прибыли за прошлый год, но председатель совета директоров госкомпании Игорь Сечин готов отдать 25%. Деньги ему нужны на покупку активов в ТЭКе.

"Ведомости"

Правительство и "Роснефтегаз" обсуждают размер дивидендов компании по итогам 2013 г., но пока не пришли к согласию, рассказали "Ведомостям" четыре федеральных чиновника. Правительство хочет, чтобы "Роснефтегаз" направил на дивиденды 95% прибыли за прошлый год, Сечин согласен только на 25%, знают двое собеседников "Ведомостей".

Существенную часть прибыли за прошлый год "Роснефтегаз" заработал на продаже BP 5,66% акций "Роснефти", президентом которой является Сечин. "Роснефтегаз" получил $4,87 млрд, или около 150,7 млрд руб. по курсу ЦБ на дату сделки — 11 марта. Еще 78,2 млрд руб. — дивиденды от "Газпрома" ("Роснефтегазу" принадлежит 10,97% монополии) и "Роснефти" (69,5%) после уплаты налогов. Расходы компании за прошлый год — 25,9 млрд руб. на покупку 72 газораспределительных организаций у "Газпрома", 10,72 млрд руб. на покупку 12,49% "Интер РАО" у "Атомэнергопрома" и, по словам федеральных чиновников, примерно 7 млрд руб. на покупку на бирже 0,23% акций "Газпрома".

Таким образом, чистая прибыль "Роснефтегаза" могла составить 185,3 млрд руб. Соответственно, 25% от этой суммы — 46,3 млрд руб., 95% — 176 млрд руб. Лишние деньги правительству не помешают. По расчетам Минэкономразвития, хоть бюджет в этом году и получит дополнительно 1 трлн руб. благодаря девальвации рубля, но появились новые расходы на Крым. К тому же необходимо увеличивать инвестиции, чтобы стимулировать рост экономики. Высокие дивиденды позволят меньше потратить дополнительных нефтегазовых доходов и пополнить резервный фонд на случай кризиса, говорит чиновник Минфина.

150 млрд руб. от сделки с BP нужно забрать у "Роснефтегаза" в бюджет, предлагал еще в декабре 2012 г. вице-премьер Аркадий Дворкович.

Деньги нужны бюджету, соглашался министр финансов Антон Силуанов. Он при этом не исключал, что средства останутся у "Роснефтегаза".

Директиву с размером дивидендов должен подписать премьер-министр Дмитрий Медведев. Она обязательно будет согласована с администрацией президента, а возможно, и лично с президентом Владимиром Путиным, говорит сотрудник аппарата правительства: "Такие чувствительные вопросы без Кремля не решаются". Решение о дивидендах "Роснефтегаза" пока не принято, сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сказала, что ей не известно ни о каких решениях о размере дивидендов "Роснефтегаза". Представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев на звонки не отвечал.

Вряд ли правительству удастся забрать у "Роснефтегаза" 95% прибыли, признает высокопоставленный федеральный чиновник. В 2012 г. Сечин хотел, чтобы "Роснефтегаз" выкупил допэмиссию "Русгидро". Но правительство выступило против, и Путин инициативу Сечина не согласовал. В результате "Роснефтегаз" выплатил в бюджет 50 млрд руб. дивидендов. А правительство само докапитализировало "Русгидро" для строительства электростанций на Дальнем Востоке. Но компания только недавно начала тратить деньги — два года они лежали на депозите. "Получается, что два года назад правительство продавило неэффективное решение и президент этого не забыл", — уверен собеседник "Ведомостей".

Сечин обосновывает нежелание платить высокие дивиденды тем, что "Роснефтегаз" планирует инвестиции в ТЭК, говорит один федеральный чиновник. По указу президента от 21 мая 2012 г. компании разрешено покупать даже приватизируемые активы в отрасли, напоминает собеседник "Ведомостей". Чем именно интересуется "Роснефтегаз", чиновник не говорит.

Наиболее вероятными для инвестирования будут объекты электроэнергетики, считает аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. "Роснефтегаз" в начале этого года выкупил 13,76% "Интер РАО" у Росимущества за 18,8 млрд руб. Сейчас доля госкомпании составляет 27,63%. Кроме того, "Роснефтегаз" получит более 3% "Русгидро" по итогам допэмиссии и выкупа казначейских акций. Общая сумма сделки — 12 млрд руб. "Роснефтегаз" также претендовал на 40% "Иркутскэнерго". Источники "Ведомостей" рассказывали ранее, что госкомпания интересуется энергоактивами "КЭС-холдинга". А в 2011 г. Минэкономразвития предлагало передать один из НПЗ России "Роснефтегазу" с целью создания независимой переработки.

Максим Товкайло, Галина Старинская

 

 

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ