Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.04.2017

Бизнес предложил создать в стране единый центр государственного администрирования рынка тепла.

"Известия"

Предложение создать в стране новую модель рынка теплоснабжения прозвучало на открытом заседании экспертного совета при комитете Госдумы РФ по энергетике. Замысел в том, чтобы сделать отрасль инвестиционно ориентированной.

По словам члена комитета Госдумы РФ по энергетике Петра Пимашкова, сфера теплоснабжения нуждается в колоссальных инвестициях: ее модернизация до 2025 года оценивается в сумму более чем 2,5 трлн рублей. И, как констатировали участники заседания, таких средств у бюджета просто нет.

— Мы должны сделать отрасль инновационно ориентированной, — подчеркнул Петр Пимашков. — Ближайшие законодательные изменения будут связаны с повышением уровня генерации в стране на основе комбинированных систем "электричество плюс тепло" (когенерация).

Один из главных камней преткновения — это привлечение инвестиций и сам характер финансовых источников.

— Если взять всю систему теплоснабжения в России и сравнить ее с зарубежными аналогами, то мы увидим, что по всей цепочке у нас эффективность составляет лишь 40-50% от мировых стандартов. Это означает, что отрасль созрела для проведения масштабной инвестиционной реформы, — сказал директор по экономике и тепловым узлам компании "Т Плюс" Александр Вилесов.

На сегодня основной инвестор в отрасли теплоснабжения по расходным деньгам — это бюджет.

— С точки зрения бизнеса это очень странная ситуация, — отметила директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерина Косогова. — Бюджетные деньги обратно не возвращаются, при этом с каждым годом их выделяется всё больше. И страдает в итоге потребитель.

Некоторые инвестиционные проекты всё же осуществляются. СГК вкладывает около 2 млрд рублей в модернизацию и перестройку теплоснабжения в городе Рубцовске Алтайского края, где будет построено около 20 км новых теплосетей, введены в строй новые котлы и турбина на тепловой станции. К следующему отопительному сезону большая часть работ будет проведена. В планах еще ряд подобных проектов. Например, перевод хакасского города Черногорска, давно испытывающего проблемы с теплом, на отопление от Абаканской ТЭЦ, что потребует привлечения частных средств на строительство инфраструктурных объектов. Эксперты отмечали и достижения Московской области по части модернизации теплогенерирующих мощностей.

— Чтобы процесс пошел необходимыми для страны темпами, предстоит решить немало задач. У нас нет единой государственной стратегии развития теплоэнергетики, центральной темой которой должно стать технологическое совершенствование отрасли, — отметил модератор заседания, руководитель рабочей группы "Качество повседневной жизни" "Общероссийского народного фронта" Валерий Фадеев.

Представители крупных российских и международных энергокомпаний уверены, что прежде всего требует доработки сфера регулирования тарифов. По их словам, сегодняшнее законодательство позволяет инвестору вернуть лишь 49% вложенных средств. Что касается концессий, то лишь порядка 30% средств возвращаются инвестору, договор с которыми по закону еще и может быть расторгнут в любое время.

Эксперты считают, что система не позволяет инвестору рассчитывать на стабильность, а также закладывать вложенные средства в тариф и "отбивать" в запланированные сроки вложенные средства.

Страдает контроль за существующей системой теплоснабжения — нет прозрачности и объективности в оценке их эффективности, нет справедливой методологии расчета соответствующих тарифов по всем региональным объектам.

— Нам нужен единый центр принятия решения в отрасли. Мы, как и потребитель, не заинтересованы в росте тарифа. Мы хотим, чтобы он был зафиксирован, чтобы он был стабильным. Только тогда мы сможем без препятствий продолжать инвестировать в сложные проекты, — отметила Екатерина Косогова.

Минэнерго РФ обещало всерьез рассмотреть предложения экспертов. Как ранее заявляли представители министерства, чиновники надеются на скорейшую доработку внесенного в Госдуму самим ведомством федерального законопроекта по модернизации теплоснабжения, который в декабре уже прошел первое чтение.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко в своем выступлении согласился с тем, что необходимо пересмотреть тарифную политику.

— Стабильный тариф и долгосрочные правила игры в теплоснабжении являются основными стимулами для всех участников рынка — от производителей оборудования до генерирующих компаний, — подчеркнул чиновник. — Нам нужно ввести жесткие нормативы, как это произошло, например, с лампочками накаливания.

Вячеслав Кравченко также поддержал инициативу о внедрении в отрасли новых строительных норм и правил, а также технологических требований как для госсобственников и муниципалитетов, так и для частного сектора.

Теймур Абдуллаев

 

 

Соседние страны отказываются от российских ресурсов без катастрофических последствий для себя.

"Независимая газета"

Политики многих стран традиционно обвиняют Россию в использовании так называемого энергетического оружия. Москва якобы выкручивает руки соседям, используя их критическую зависимость от поставок российских энергоносителей. Однако Украина, несмотря на отказ от российского газа и дефицит угля, завершает отопительный сезон без катастрофических последствий. Похожая картина и в прибалтийских странах, которые решительно сокращают потребление российского газа. Этот же путь уже прошла и Грузия.

Украина в целом удачно завершила отопительный сезон, избежав веерных отключений электричества, рапортуют местные чиновники.

Однако страна по-прежнему испытывает дефицит антрацита. Так, согласно данным Минэнерго Украины, запасы угля на складах тепловых электростанций (ТЭС) Украины с 3 по 10 апреля снизились на 0,4% (на 7,4 тыс. т) — до 1,8 млн т. "По состоянию на утро 10 апреля запасы угля антрацитовой группы составили почти 400 тыс. т (-10,1% к 3 апреля), газовой группы — 1,4 млн т (+2,7%)", — следует из сообщения министерства.

Дефицит антрацита в Незалежной в итоге вылился в остановку некоторых ТЭС. Так, с сегодняшнего дня должна остановиться Криворожская ТЭС. Ранее были отключены Змиевская ТЭС в Харьковской области, Трипольская ТЭС и Приднепровская теплоэлектростанция. По данным агентства "Униан", остановки были вызваны значительным дефицитом угля, добыча которого преимущественно сконцентрирована в неподконтрольных Киеву Донецкой и Луганской областях. "Трипольская ТЭС решила прекратить производство электроэнергии вследствие низких запасов антрацитового угля на складах", — объяснял и.о. главы "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук.

Как сообщает Ковальчук, остановка ТЭС поспособствует накоплению угля к началу летнего максимума нагрузок в энергосистеме. Однако, по мысли экспертов, пиковое потребление электроэнергии к лету может вновь поднять вопрос нехватки антрацита.

В Минэнерго Украины подчеркивают: без угля страна не останется. В частности, министр энергетики Игорь Насалик рассчитывает на импорт антрацита из США в объеме 2,5-3 млн т. Кроме того, по его словам, энергогенерирующие компании уже начали контрактовать антрацит в ЮАР и других странах. Для энергетического баланса Украине к концу 2017 года необходимо импортировать 4,7 млн т энергетического угля.

Вместе с тем, рассуждает директор компании "Энергетические ресурсы Украины" Андрей Фаворов, если уж так проблематично и дорого импортировать уголь, то не лучше ли импортировать готовый продукт — электроэнергию. "Здесь чисто экономическое решение, что будет дешевле: импортировать электроэнергию из Молдовы, Беларуси, Румынии, Словакии, Венгрии или покупать уголь в ЮАР и США и везти его с перевалкой, плюс доставка по железной дороге. Альтернатива у нас есть", — приводит слова Фаворова Deutsche Welle.

Примечательно, но на фоне дефицита антрацита в стране частные компании уже начали экспортируют электроэнергию за рубеж. Так, с апреля коммерческая компания ДТЭК Рината Ахметова начала экспортировать электроэнергию в Молдавию. Правда, фактически себе в убыток. "Цена поставки по данному контракту не обеспечивает прибыли, однако начало поставок важно для восстановления утраченных позиций", — отмечала директор департамента электроэнергетического комплекса Минэнерго Украины Ольга Буславец.

Заметим, до 2015 года Молдавия являлась одним из крупнейших потребителей украинской электроэнергии. Из-за кризиса в восточных регионах страны и нехватки угля для электростанций, поставки электричества в регион сократились. А в 2015 году экспорт был практически прекращен.

Поиски альтернативных поставщиков антрацита или электроэнергии еще продолжаются. А в отношении газа уже принято политическое решение — не закупать его напрямую из России. Вчера "Нафтогаз Украины" напомнил, что он не импортирует российский газ по контракту с "Газпромом" уже 500 дней, то есть с 26 ноября 2015 года. Страна, как отмечается, закупает голубое топливо исключительно на своей западной границе. В частности, основные объемы газа Незалежная приобретает из Словакии, Польши и Венгрии. Впрочем, газ из этих стран — это то же самое российское топливо.

Подобную политику в Киеве объясняют своим "освобождением" от России. "Как показали последние годы, диверсификация энергоснабжения может стать при определенных условиях судьбоносным вопросом для Европы. Россия рассматривает мир как поле боя, а энергия является одним из важнейших орудий в этой битве", — говорил в интервью немецкой газете Handelsblatt глава МИД Украины Павел Климкин.

Действительно, соглашаются эксперты "НГ", поставляемые из России (пусть и реверсом через ЕС) газ и антрацитный уголь Донбасса, не являются для Украины безальтернативными энергоресурсами. "У страны имеются так же достаточно богатые разработанные залежи газового угля, добываемого в западных регионах, он отличается меньше энергоэффективностью, но в целом именно он позволил избежать веерных отключений ранней весной в условиях транспортной блокады Донбасса", — замечает аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов. Вместе с тем, энергетическое влияние РФ на Украину довольно сильно, продолжает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Но вместо возможной экономии средств Незалежная наращивает расходы на энергетику по политическим причинам.

"К примеру, в конце 2016 года тонна угля из Донбасса стоила 56 долл, а закупаемый у иностранных поставщиков уголь стоил на тот момент 100 долл. То есть, чтобы не закупать уголь по наименьшей цене с наименьшим логистическим плечом, и не брать газ по наилучшей из предлагаемых цен, правительство Украины берет на себя все большую ответственность и все большие расходы, в то время как государственный долг на душу населения неизменно растет", — подчеркивает научный руководитель программы магистратуры Высшей школы корпоративного управления Академии народного хозяйства и госслужбы Иван Капитонов. И по мнению эксперта, такой политически-мотивированный подход будет работать до тех пор, пока западные государства дают Украине кредитные ресурсы, и денег достаточно, чтобы думать именно о политике.

Не только Украина, но и соседние страны, ранее входившие в единую энергосистему СССР, в общем сумели ограничить зависимость от РФ без катастроф. Литва, к примеру, смогла положить конец монополии "Газпрома", открыв в Клайпеде собственный терминал сжиженного природного газа (СПГ) в 2014 году. А с 2015 года Литва торгует газом с Эстонией и в 2017 году планирует включить в этот процесс Латвию. Помимо этого Вильнюс закупает СПГ у Норвегии по долгосрочным соглашениям. Обсуждаются также закупки Литвой и американского СПГ. "У "Газпрома" больше нет значительных рычагов на рынке стран Балтии", — цитирует агентство Reuters главу государственного оператора газовых сетей Литвы Далиуса Мисиунаса.

Правда, стоит отметить, что Вильнюс пока так и не смог на все 100% отказаться от российского газа.

Пока что Литва единственная из прибалтийских стран, кто обладает инфраструктурой по приему СПГ. Однако в ближайшее время к ней может присоединиться и Эстония. Так, бывшая советская республика планирует строительство собственного СПГ-терминала в Палдиски. При этом правительство страны предлагает закупать исключительно американский СПГ.

Фактически полностью от российского голубого топлива отказалась и Грузия. На сегодняшний день доля российского газа составляет не больше 8%. Основные же объемы стране поставляет соседний Азербайджан. Он же является и крупным поставщиком электроэнергии в Грузию. Согласно прогнозам, Минэнерго Грузии в текущем году из Азербайджана будет поставлено около 820 млн кВт-ч. К примеру, только в 2015 году Россия экспортировала в Грузию около 511 млн кВт-ч.

Кроме того, Тбилиси наращивает и собственную электрогенерацию. В частности, в субботу была запущена Дарьяльская ГЭС на границе с РФ. Мощность новой гидроэлектростанции составляет 108 МВт, а ежегодная выработка  — 510 млн кВт-ч. "Это является самой мощной и отличной от всех по своей конструкции станцией. Мы все хорошо знаем, насколько актуальны сегодня энергобезопасность и энергополитика и насколько острыми являются эти темы для всего мира", — сказал на церемонии запуска ГЭС премьер Грузии Гиоргий Квирикашвили.

Ольга Соловьева

 

 

Минэнерго не может решить, восстанавливать или нет пострадавшую от затопления Загорскую ГАЭС-2.

"Ведомости"

Принятие решения о восстановлении Загорской ГАЭС-2 "Русгидро" будет зависеть от технической и экономической целесообразности. Пока ожидается заключение технологического аудита, передал "Интерфакс" со ссылкой на замминистра энергетики Вячеслава Кравченко. Аудит должен был завершиться к концу прошлого года, но еще не готов, сказал Кравченко.

Он назвал восстановление Загорской ГАЭС-2 нетривиальной задачей. "Требуются дополнительные геологические изыскания, чтобы понять степень бедствия, какие последствия, и тогда будет ясно, можно ли ее восстанавливать, в какие деньги это выльется и что получится для экономики компании", — заметил Кравченко. Чиновник призвал не торопиться с решением.

"Русгидро" строила Загорскую ГАЭС-2 по договору о предоставлении мощности (ДПМ), который гарантирует возврат средств с высокой доходностью. Мощность возводимой в Московской области электростанции должна составить 840 МВт. Ввод станции в эксплуатацию планировался к 2014 г., но в сентябре 2013 г. в результате размыва грунта произошли осадка здания станции, затопление машинного зала и пристанционной площадки. В конце прошлого года "Совет рынка" перенес срок ввода Загорской ГАЭС-2 на 2019-2020 гг.

В инвестпрограмме "Русгидро" на 2017-2021 гг. на восстановление Загорской ГАЭС-2 предусмотрено 5 млрд руб. Но полная стоимость строительства и размер финансирования будут уточнены по итогам разработки и утверждения проектной документации, сообщала компания. Вопрос о восстановлении Загорской ГАЭС-2 будет вынесен на совет директоров "Русгидро" в мае, компания тоже ждет заключения экспертизы, говорил месяц назад гендиректор "Русгидро" Николай Шульгинов. Новой информации пока нет, сказал представитель "Русгидро".

Менеджмент компании стоит перед сложным выбором, проект Загорской ГАЭС-2 — ключевая точка роста для "Русгидро", говорит аналитик "Ренессанс капитала" Владимир Скляр. Учитывая ДПМ, реализация проекта может добавить до 28 млрд руб. ежегодной EBITDA, оценивает он. При этом стоимость восстановления тоже существенная — до 50 млрд руб. — с неочевидными перспективами успешности такого восстановления и сроками работ до трех лет, продолжает аналитик. Поэтому отказ от проекта лишит "Русгидро" существенной точки роста и будет тяжелым ударом по репутации, но его продолжение наложит дополнительную финансовую нагрузку и отодвинет ожидаемое снижение инвестпрограммы минимум до 2020 г. с увеличением долговой нагрузки, предполагает Скляр. Тем более с точки зрения энергобаланса в регионе особой необходимости в этой станции нет, отмечает он.

ГАЭС — это фактически не станция, а способ хранения энергии, указывает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Она считает, что такие станции нужны, так как в течение суток спрос на электроэнергию в больших городах может изменяться на 30%. ГАЭС позволяют снижать расходы топлива и сглаживать пики энергопотребления, говорит она, но исторически в России строилось мало таких станций, приоритет отдается диспетчерскому управлению в рамках единой энергосистемы.

Иван Песчинский

 

 

"Взгляд"

Европейские страны расписываются в бессилии помешать строительству ключевого газопровода "Северный поток — 2". Дания внезапно обнаружила, что и хотела бы вставить российскому проекту палки в колеса, да ей мешает собственное законодательство. Однако самые сложные препятствия на пути "СП — 2", похоже, все-таки впереди.

Дания хочет изменить законодательство, чтобы в случае плохой политической конъюнктуры оставить за собой право запретить строительство газопровода "Северный поток — 2". Об этом заявил министр энергетики страны Ларс Кристиан Лиллехольт, передает Reuters.

Дания еще в марте получила заявку от Газпрома на одобрение строительства трубы в территориальных водах страны, и в скором времени правительство должно начать ее рассмотрение. Ранее Дания и Швеция совместно обратились в Еврокомиссию по поводу правовой оценки проекта. В конце марта они получили ответ от ЕК, которая признала, что не имеет никаких юридических оснований препятствовать строительству "Северного потока — 2", хотя политически этот проект им и не нравится. По словам Лиллехольта, Дания получила от ЕС запрос предоставить мандат на проведение переговоров с Россией.

В настоящее время подобного рода проект можно законным образом остановить только по экологическим соображениям. В апреле Минприроды России передало восьми заинтересованным странам документацию по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) газопровода "Северный поток — 2". И позиция Дании подтверждает, что экологических оснований отказать в прокладке трубы у них нет — как и не было их при одобрении несколько лет назад строительства "Северного потока — 1". Именно поэтому правительство Дании размышляет о том, чтобы поменять законодательство ради создания юридической возможности запрета проекта чисто по политическим причинам.

"Апелляция идет исключительно к политическому вопросу. Что-то в этом духе должно было произойти все равно. Связь такая: Россия — плохая страна, а Газпром — государственная компания, поэтому надо остановить проект под предлогом возможной угрозы национальной безопасности Дании. Но юридически для этого нет никаких оснований", — считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Однако эксперт уверен, что попытка преподнести эту трубу как угрозу датской национальной безопасности вряд ли будет успешной. "Как это может быть связано с безопасностью страны? Конечно, в контексте текущей ситуации в Сирии не исключаю какие-то истерики на эту тему. Но рассуждать об этом можно на уровне эмоций в парламенте, но не на уровне серьезных юридических решений", — повторяет Симонов.

В парламенте Швеции под воздействием США представители ряда политических партий тоже с полной серьезностью утверждали, что оборудование для укладки труб может быть использовано для высадки российского десанта. Однако в конце концов Швеция все же одобрила использование одного из своих портов компанией Nord Stream 2 AG, которая занимается прокладкой трубы.

"И Дания даст добро, потому что не сможет обойти главный аргумент: она ранее уже дала разрешение на строительство первых двух ниток "Северного потока", который успешно работает. К тому же в этом месяце должна начаться процедура одобрения заявки на строительство трубы. И если они сейчас начнут менять законодательство — это будет очень некрасивая история с точки зрения Европы", — считает Симонов.

Впрочем, это вовсе не означает, что "Северный поток — 2" ждет спокойное будущее. Морская часть проекта не подвластна законодательству ЕС, а значит, не попадает под действие третьего энергопакета. Но Газпрому необходимо передавать газ далее по территории Германии, где начинают действовать европейские энергетические правила. В частности, Газпром не может одновременно быть и владельцем трубы, и владельцем прокачиваемого газа. Как раз по этой причине возникли проблемы у газопровода OPAL — продолжения "Северного потока — 1" на европейской территории. Из-за судебного иска Польши Европейский суд временно заблокировал Газпрому полный доступ к мощностям OPAL.

"Изначально было понятно, что Дания — самое слабое звено из всех четырех стран — участников морской части газопровода. Давление на Данию идет со стороны США и ЕС. Брюссель чужими руками пытается вставить палки в колеса российского проекта. План такой: держать Газпром в напряжении, чтобы он все свои силы тратил на морскую часть газопровода, работал на износ, а потом расслабился. И в этот момент с новой силой ударить, но уже по поводу прокладки сухопутного участка трубы, где есть куда больше возможностей для создания препятствий", — полагает Симонов.

Иначе говоря, Газпром, скорее всего, получит разрешение на прокладку трубы по территориальным водам Дании, однако на этом его проблемы далеко не закончатся. Симонов предсказывает, что "юридические попытки заблокировать российский газ на суше еще будут".

Ольга Самофалова

<< Апрель, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ