media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.06.2014

Налог на добавленный доход отложили в долгий ящик.

"РБК daily"

Владимир Путин не поддержал введение налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, и теперь эта инициатива отложена. Минэнерго рассчитывало, что НДД уже с 2015 года будет опробован на пилотных проектах, но вопрос о введении этого налога не стоит на повестке дня "как магистральный", сказал РБК заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

Идея НДД заключается в том, что в начале освоения месторождения налоговая нагрузка для него минимальная, она растет по мере роста добычи нефти. Когда уровень добычи выходит на максимальный уровень, платежи оказываются выше, чем по действующей сейчас системе налогообложения. Проект по НДД правительство может получить осенью, сказал журналистам 10 июня замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

По расчетам Минэнерго, введение этого налога позволило бы увеличить экономические извлекаемые запасы на 4–5 млрд т, говорил ранее министр энергетики Александр Новак.

Изначально Минэнерго предлагало опробовать режим НДД на пилотных проектах в 2015 году. В мае Новак рассчитывал, что проект по НДД может быть принят до конца 2014 года. В качестве пилотных ведомство предлагало девять месторождений ЛУКОЙЛа и "Сургутнефтегаза" (в ХМАО) и "Газпром нефти" (в ЯНАО). Кроме того, Минэнерго начало консультации с Ассоциацией малых и средних нефтегазодобывающих организаций, члены которой ранее просили включить их в пилотные проекты, сказал Молодцов. Минэкономразвития предлагает отработать систему с НДД на проектах, которые не должны быть однотипными — только новые или только в одном регионе, а "постараться охватить основные регионы и типы месторождений", сообщил РБК представитель министерства.

Вопрос по внедрению НДД, или, как его еще называли чиновники, налога на финансовый результат, был отложен после того, как 4 июня на заседании президентской комиссии Владимир Путин предложил "еще поговорить" об этой идее. Он указал на сложности с администрированием налога. В нефтяной отрасли, заметил президент, работают такие хорошие специалисты, что "финансовый результат будет минимальный все время и налогооблагаемая база ничтожна".

Источник в аппарате правительства утверждает, что вопрос о внедрении НДД с повестки дня не снят. Источник в Минэнерго говорит РБК, что этот вопрос стоял в плане совещания с представителями Минфина во вторник вечером. Оперативный комментарий Минфина по этому поводу на момент подготовки материала получить не удалось.

Пока у НДД не так много сторонников и аргументов в пользу его введения, уточнил Шаталов. "У нас есть большие сомнения по поводу необходимости на уже существующем этапе развития налоговой системы вводить НДД… и президент подверг большому сомнению то, что НДД надо вводить", — сказал РБК замминистра.

Замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков, ранее высказывавшийся за скорейший переход на НДД в нефтяной отрасли, подтвердил РБК, что все еще придерживается этой позиции. "Хотя президент по этому поводу высказался", — сказал он.

Сейчас за введение НДД выступают в Минэнерго, Минприроды (ведомство в 2013 году предлагало опробовать этот режим на углеводородных проектах Дальнего Востока) и Мин­экономразвития. "Когда мы от выручки берем налоги, у нас огромное количество… месторождений не попадает в зону эффективной разработки в результате, и мы не имеем возможность вовлекать новые объемы добычи, только самые сливки снимаются при такой системе налогообложения", — убеждал Новак Путина 4 июня на заседании комиссии по ТЭК.

МЭР считает целесообразным переход на налог на финансовый результат в среднесрочной перспективе, так как текущая налоговая система не позволяет в полной мере обеспечить системный подход к разработке месторождений и полноте извлечения углеводородов, уточнил РБК представитель МЭР.

Среди противников НДД — финансовый блок правительства и ряд компаний. "Во время обсуждений на совещаниях чиновники говорили, что налог сложно администрировать. Компании — что из‑за введения НДД снизится рентабельность проектов", — рассказывает РБК чиновник Минприроды, присутствовавший на совещаниях по НДД у вице-премьера Аркадия Дворковича в конце 2013 года. Ранее аналитики Московского нефтегазового центра EY оценивали уровень издержек при применении методов увеличения нефтеотдачи примерно в 50 долл. за баррель.

Изначально Минфин тоже не был категорично против введения НДД, вспоминает чиновник. "Шла речь о том, что льгот в нефтяной отрасли много, это показатель того, что налоговый механизм несовершенен. Представители Минфина не выступали против, но говорили, что необходимо проанализировать эффективность системы льгот и после этого принимать решение", — говорит он.

Сейчас в ведомстве указывают, что действующая налоговая система более приемлема для развития нефтяной отрасли. "У нас уже так настроена налоговая система, что практически по каждому месторождению своя система льгот, которая решает ту же задачу, которую должен решить НДД", — пояснил позицию Минфина Сергей Шаталов.

Яна Милюкова, Елена Малышева, Тимофей Дзядко

 

 

Глава комитета ГД по природным ресурсам Владимир Кашин назвал инициативу об отмене государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на особо охраняемых природных территориях шуткой.

"Известия"

Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин высказался категорически против принятия законопроекта об отмене государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на особо охраняемых природных территориях, который был внесен на рассмотрение в Госдуму в апреле этого года.

Инициаторами поправок стали первый заместитель председателя комитета по энергетике Василий Тарасюк (ЛДПР), член комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Леонид Огуль ("Единая Россия"), заместитель председателя комитета по экологии Александр Василенко ("Единая Россия"), первый заместитель председателя комитета по экологии Валерий Язев ("Единая Россия") и член комитета по энергетике Александр Меткин ("Единая Россия").

Поправки вносят сразу в несколько законов, в том числе в ФЗ "Об экологической экспертизе", "О континентальном шельфе РФ", "Об охране окружающей среды" и "Об исключительной экономической зоне РФ".

Депутаты предлагают устранить избыточные, по их мнению, административные барьеры для инвестиционной деятельности компаний, занимающихся строительством объектов на особо охраняемых природных территориях.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, государственная экологическая экспертиза, которая проводится при подготовке к строительству объектов в особо охраняемых зонах, фактически дублирует экспертизу проектной документации. Речь идет о строительстве и реконструкции объектов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, а также в исключительной экономической зоне РФ.

"Государственная экологическая экспертиза и экспертиза проектной документации проводятся разными ведомствами, что увеличивает сроки их проведения", — написано в пояснительной записке. Депутаты также отмечают, что выводы контролирующих органов по итогам экспертиз по одному и тому же объекту зачастую расходятся. Это, в свою очередь, приводит к ситуации неопределенности и необоснованным задержкам в реализации проектов.

Законопроект вызвал уже негативную реакцию экологических общественных организаций, в том числе "Гринпис России".

В ходе совещания по безопасному освоению Арктики, которое проходило на прошлой неделе в штаб-квартире Русского географического общества, экологи пожаловались президенту Владимиру Путину на данный законопроект. Президент ответил, что инициатива исходила не из правительства.

— Вот пусть Сечин скажет, не он ли "партизанит" там, — обратился Владимир Путин к главе ОАО "НК "Роснефть" Игорю Сечину. На что он ответил, что его компания без команды президента страны ничего не делает.

При этом экологи сразу же отметили связь внесших законопроект депутатов с нефтяным бизнесом. Правда не с "Роснефтью", а "Лукойлом" Вагита Алекперова.

— Некоторые из депутатов, инициировавших этот законопроект, ранее работали в нефтяных компаниях, а также были их акционерами. Соответственно напрашивается вывод о пересечении интересов, и не только у нас, но и у президента России, — говорит руководитель программы "Гринпис России" по ООПТ Михаил Крейндлин.

Согласно официальной информации, размещенной на сайтах партий, в которых состоят депутаты, сразу два из них были связаны с компанией "Лукойл". Александр Василенко, который работал в компании начиная с 1993 года, являлся ее акционером.

Одной из его инициатив также является законопроект "О национальных компаниях РФ", который должен был позволить частным компаниям работать на территории РФ без законодательных ограничений на равных с госкомпаниями. Частникам предлагалось увеличить расходы на социально важные проекты в обмен на льготно-таможенные пошлины, которые сейчас имеют госкомпании уровня "Газпром" и "Роснефть". К примеру, частные нефтяные компании, согласно поправкам, могли бы получать лицензии на проведение геологической разведки без конкурса и в случае обнаружения крупного месторождения разрабатывать континентальный шельф наравне с госкомпаниями.

Депутат Василий Тарасюк в 1980-е годы работал начальником ОРС НГДУ "Повхнефть", принадлежащий президенту "Лукойла" Вагиту Алекперову. Позже был назначен заместителем генерального директора АООТ "Лукойл-Когалымнефтегаз". А в 1995-м занял место заместителя генерального директора по кадрам и социальному развитию ООО "Лукойл-Западная Сибирь".

Впрочем, глава комитета по экологии Владимир Кашин назвал законодательную инициативу своих подчиненных шуткой.

— Подобные законодательные инициативы со стороны депутатов — это скорее шутки. Сейчас нет никаких инициатив депутатов, которые могли бы замахнуться на то, чтобы ограничить экологическую экспертизу, — поясняет Кашин. — Я думаю, что этот законопроект будет отозван, но надо быть начеку. Сегодня много гвардейцев, которые хотят дезавуировать закон о нормировании и стимулировании новых технологий. Наш комитет будет голосовать против любого законопроекта, который будет связан с правовыми вопросами, касающимися снижения правового экологического контроля за окружающей средой. На сегодняшний день мы выстраиваем законодательство под усиление правового экологического контроля.

Он также напомнил, что во втором чтении на комитете по экологии принят закон о нормировании и стимулировании новых технологий, способствующих соблюдению экологических норм.

— С 2015 года мы берем под особый контроль те предприятия, которые наносят экологический вред более 60% и являются злостными нарушителями закона об окружающей среде. Мы увеличили коэффициенты платежей по загрязняющим предприятиям в разы. Вырабатывается целая система, которая стимулирует хозяйствующие субъекты внедрять новые конкурентные технологии на этом направлении, — подчеркнул Кашин.

Александра Ермакова

 

 

"Роснефть" не допустила налогового маневра, согласованного Минфином и Минэнерго. За упорство нефтяников бюджет может заплатить 300 млрд руб. уже в 2015 г.

"Ведомости"

Налоговая нагрузка на нефтяников в следующем году не должна резко вырасти — такое решение принял вчера на совещании по налоговому маневру зампред правительства Аркадий Дворкович, рассказали "Ведомостям" два чиновника, участвовавших в совещании. Это означает серьезные потери для бюджета — в следующем году он должен был получить от отрасли дополнительные 250 млрд руб. По словам Дворковича, такая сумма не должна обрушиться на отрасль, пересказывает один из чиновников. Вопрос будет дальше обсуждаться, говорит представитель Дворковича.

250 млрд руб. бюджет должен был бы получить за счет резкого роста пошлины на экспорт мазута — с 66% от нефтяной до 100%. Нефтяники испугались. Минфин предложил альтернативу — налоговый маневр: он заодно устранил бы риски для бюджета, связанные с формированием единого нефтегазового рынка России, Белоруссии и Казахстана. Суть реформы: резкое снижение пошлин на экспорт нефти — с 59 до 42% в 2015 г., а потом до 30% (это предельный коэффициент, примерно до уровня Казахстана — $80 за 1 т, сейчас в России — $385 за 1 т) — и столь же резкое повышение НДПИ; срок — четыре года.

Нагрузка на нефтяников вырастала, но издержки компенсировались ростом выручки из-за более высоких внутренних цен на нефть и снижением акцизов. Маневр одобрило Минэнерго. Потери бюджета в сравнении с планом были бы невелики, говорит федеральный чиновник: повышение пошлины на мазут с учетом ослабления рубля принесло бы 300 млрд руб., маневр убавил бы 30 млрд.

Но маневр не понравился "Роснефти". Реформа ударит по ее новым проектам, таким как Восточная нефтехимическая компания, пожаловался президент "Роснефти" Игорь Сечин президенту Владимиру Путину. У Дворковича компания представила свой вариант маневра, рассказали участники совещания: пошлина на нефть в 2015 г. снижается до 51%, за четыре года — до 45%; НДПИ вырастает к 2018 г. не до 950, а до 620 руб. (в 2014 г. — 493 руб.); в пошлине на мазут "Роснефть" и Минфин согласны: плавное повышение к 2018 г.

При таких параметрах маневр оплатит бюджет, констатируют чиновники. Выпадающие доходы в 2015-2017 гг. могут составить около 550 млрд руб., оценивает один из них: 300 млрд, 200 млрд и 50 млрд руб. соответственно.

Представитель "Роснефти" отказался от комментариев. "Роснефть" действительно считает, что целесообразно постепенно повышать НДПИ и снижать пошлину, говорит сотрудник компании.

Не то чтобы Дворкович вариант "Роснефти" поддержал — он признал, что нефтяникам надо помочь, и ради этого бюджет может даже пойти на выпадающие доходы, объясняет один из чиновников.

На совещании привели оценки, как маневр снизит маржу нефтепереработки, и на вице-премьера подействовала эта цифра, объясняет один из участников встречи: почти вдвое — с $55 до $22; Дворкович попросил смягчить параметры маневра так, чтобы маржа не снижалась так сильно. Возможный вариант — до $30-32, говорит собеседник "Ведомостей". Тогда можно ускорить маневр — до трех лет, предложил также Дворкович. Представитель Дворковича подтвердил такую идею, но все другие детали совещания обсуждать отказался.

300 млрд руб. Минфин, конечно, не отдаст, говорит чиновник, знакомый с позицией ведомства: не более 50-60 млрд в 2015 г. и около 30 млрд в 2016 г. Сейчас перед Минфином и Минэнерго стоит задача в течение недели придумать новый вариант маневра. Обсуждается такой сценарий: пошлина на нефть и НДПИ за три года должны приблизиться к значениям из последнего варианта Минфина, но не так резко. В 2015 г. можно снизить пошлину не до 42%, а условно до 50%, рассуждает чиновник, но пока это только предположения. Первые два года отрасли будет тяжело, а к 2018 г. отрасль по большей части успеет модернизироваться, доля дешевого мазута снизится (сейчас она около 30%), объяснял замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

Нефтепереработке помогут главным образом снижением пошлин на нефтепродукты — они будут снижаться еще быстрее, чем планировал ранее Минфин. Это должно привести к росту внутренних цен (рассчитываются как разница внешних цен и расходов на транспортировку и экспортной пошлины). Чтобы рост цен на бензин не превысил 1,5 руб., Минфин предлагает еще более резко и сильнее снизить акцизы, возможно, даже их обнулить, рассказывает один из чиновников. Это может на треть снизить поступления в региональные дорожные фонды, но другим источником для фондов могут стать поступления от НДПИ, продолжает он.

Производителям нефтехимии и авиакеросина помогут с помощью отрицательных акцизов (вычетов или возмещения): при прежнем варианте планировалось выделить на такую помощь 40-50 млрд руб., теперь эта сумма может стать больше, заключает собеседник газеты.
Но все это только идеи: вариантов много, точных расчетов и всей конструкции еще не сложилось, подчеркивают чиновники.

Новый сценарий надо придумать очень быстро — до начала бюджетного процесса, т. е. уже в июне, и еще не факт, что даже с этим вариантом будет согласен Сечин, надо будет с ним отдельно обсуждать, говорит один из чиновников: "Но чтобы фантастический сценарий самого Сечина не приняли, чиновники сейчас должны идти на компромисс".

Снижение пошлины на нефтепродукты теоретически может повысить маржу, но как именно — пока можно рассуждать лишь в теории, предупреждает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: цена на бензин и дизельное топливо будет определяться не только нетбэком, но и другими факторами.

Маргарита Папченкова

 

 

Литва требует от "Газпрома" около 50 млн долларов за нарушение антимонопольного законодательства.

"РБК daily"

Литва, один из инициаторов антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении "Газпрома", оштрафовала концерн почти на 50 млн долл., так как он препятствовал местным компаниям закупать газ у других поставщиков. Но это решение не скажется на итогах расследования, считают эксперты.

Совет по конкуренции Литвы оштрафовал "Газпром" на 123,1 млн литов (48,3 млн долл.), сообщила вчера пресс-служба совета. Антимонопольное ведомство решило, что российский газовый концерн неправомерно отказал литовской компании Lietuvos energijos gamyba в переговорах по поводу обмена газа в 2013-2015 годах.

В феврале 2012 года Lietuvos energija (сейчас — Lietuvos energijos gamyba) предлагала "Газпрому" направить в Литву часть газа, который концерн поставлял в Польшу через Белоруссию, а недостачу в Польше компенсировать за счет газа Lietuvos energijа, который компания планировала закупать в Западной Европе, напоминает Интерфакс. Эта схема, как полагали литовцы, могла бы снизить стоимость газа.

Отказ "Газпрома" от подобной схемы повлек за собой более высокие цены для литовских потребителей, решили в Совете по конкуренции. Антимонопольный орган также сослался на свое решение от 2004 года, по которому "Газпрому" было разрешено приобрести 34% акций другой литовской компании — Lietuvos dujos при условии, что российская компания не будет препятствовать местным потребителям покупать газ у третьих лиц.

Представитель "Газпрома" не стал комментировать решение литовских властей.

Литва и ранее выражала недовольство политикой российского концерна, который является единственным поставщиком газа на местный рынок (около 3 млрд куб. м в год). В частности, она стала одним из инициаторов антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении "Газпрома", которое началось в сентябре 2012 года.

Более того, Вильнюс выбрал наиболее строгий вариант Третьего энергопакета Евросоюза, выделив из Lietuvos dujos газораспределительную систему, которая перешла к новой компании Amber Grid, и вынуждает "Газпром" выйти из капитала обеих компаний (в каждой из них ему принадлежит по 37,1%). В конце мая литовские госкомпании направили оферту всем акционерам Lietuvos dujos и Amber Grid. Сегодня совет директоров российского монополиста рассмотрит вопрос "о прекращении участия" в этих двух компаниях. За свои доли он может получить около 160 млн долл.

В 2011-2012 годах Литва не получила скидок на газ, которые "Газпром" предоставлял своим европейским покупателям. В октябре 2012 года она подала иск против концерна в Стокгольмский арбитраж, требуя 1,5 млрд евро возмещения переплаты за газ (иск пока не рассмотрен). В январе 2014 года собрание акционеров самой Lietuvos dujos решило подать иск, чтобы добиться снижения цены. Но в мае стороны договорились о скидке. Ее размер не раскрывался, но премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс говорил, что цены для потребителей в стране снизятся как минимум на 20%. До скидки цена на топливо для компании достигала 470-480 долл. за 1 тыс. куб. м.

В действиях "Газпрома" в Литве нет систематического нарушения, на исход расследования Еврокомиссии решение местного Совета по конкуренции не скажется, считает партнер Greenwich Capital Лев Сныков.

Александр Ратников, Тимофей Дзядко

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ