media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.06.2015

Глава минэнерго рассказал депутатам о том, что будет с ценами на нефть.

"Российская газета"

Топливно-энергетический комплекс России справляется с санкциями Запада и непростой экономической ситуацией, заверил депутатов министр энергетики РФ Александр Новак. Парламентариев интересовали как цены на нефть, так и проблемы роста тарифов. В частности, министр рассказал в Госдуме, по кому ударят социальные нормы потребления электроэнергии.

"Прошлый год, как вы знаете, выдался непростым, — обрисовал ситуацию Новак на правительственном часе в Госдуме. — Одновременно отрасль испытала несколько серьезных вызовов: введенные Евросоюзом и США санкции, существенное снижение цен на основные продукты ТЭКа, ухудшение финансово-экономических условий и сложности с привлечением финансирования". Тем не менее, по словам Новака, ТЭК справляется с этими вызовами, основные показатели отраслей стабильны. Разве что несколько затруднилась ситуация с бурением на шельфе Арктике. Освоение этих труднодоступных углеводородов — это будущее России, сказал министр, добавив что добычу арктической нефти планируется начать к 2025 году.

Не стоит ждать, что цены на "черное золото" вырастут до 100 долларов за баррель, разуверил депутатов Новак. В Минэнерго даже не исключают, что они в "ближайшее время" могут быть ниже 60-70 долларов. Глава министерства пояснил, что это связано с тем, что новые технологии удешевляют себестоимость нефти. Однако это абсолютно комфортно для рынка, заверил он, добавив, что "рынок сбалансируется во втором полугодии или в 2016 году".

Депутатов интересовала и нашумевшая в свое время тема введения в стране социальных норм электропотребления. Депутат Андрей Красов ("ЕР") обратил внимание министра на то, что в 2013 году внедрение этого новшества перенесли из-за недовольства граждан.

Теперь нормы, которые в народе прозвали "энергопайками", должны быть повсеместно введены с 1 июля 2016 года. Однако, по словам Красова, оценить то, какая именно норма нужна в каждом конкретном регионе, так и не удалось. Депутат предложил отказаться от идеи введения их по всей стране.

Министр уверил, что все риски, касающиеся социальных последствий, нивелированы. По оценкам Минэнерго, соцнорма является абсолютно нормальным механизмом, стимулирующим экономить потребление энергоресурсов. Новак напомнил, что объем нормы определен на основании фактического энергопотребления по итогам 2012 года. Никто не запрещает регионам устанавливать и более низкий тариф на электроэнергию, отметил министр. При этом чувствительным новшество станет только для тех, кто не экономит и потребляет сверх определенной планки. "А это в основном потребители обеспеченные, которые не следят за потреблением электроэнергии. Речь идет всего лишь о 5 процентах потребителей в стране", — отметил Новак. На их плечи и может быть переложено "достижение экономически обоснованного тарифа".

Интересовала собравшихся и газовая тема. По словам министра, "Газпром" ведет переговоры с бывшими участниками проекта строительства газопровода "Южный поток". Цель — урегулирование коммерческих вопросов по понесенным затратам на его реализацию. Напомним, что об отказе от этого проекта Россия объявила в декабре прошлого года.

Уже после заседания журналисты задали министру вопрос о скидке на газ для Украины. На третий квартал она может составить менее 30 процентов от цены, ответил чиновник.

Татьяна Замахина

 

 

Удар по компаниям, работающим на старых месторождениях, может пробить брешь в бюджете нескольких регионов.

"Независимая газета"

В последние месяцы активно обсуждается проект "Транснефти" по выделению высокосернистой нефти в отдельное экспортное направление через нефтяной терминал на берегу Финского залива в порту Усть-Луга в Ленинградской области. Через этот порт осуществляется перевалка сырой нефти на Запад. Для этого "Транснефть" предлагает задействовать одну из ниток нефтепровода "Дружба". Нефть в отдельный поток будет поступать из месторождений Татарстана, Башкортостана, Удмуртии и частично Оренбургской области.

В "Транснефти" полагают, что реализация проекта позволит стабилизировать качество нефти на основных экспортных направлениях, а также улучшить показатели сырья, перерабатываемого на российских НПЗ. Главным аргументом является предполагаемое повышение цены за более качественную нефть. Казалось бы, хорошая идея, особенно в нынешней геополитической ситуации: чем выше качество продукта, тем выгоднее его можно продать, тем лучше для страны, в бюджет которой поступит больше средств. Однако этот посыл весьма недальновиден и больше подходит мелкорозничной торговле на рынке. Если же посмотреть на проблему шире, с государственных позиций, то ситуация выглядит иначе.

Очевидно, что если проект выделения отдельного потока высокосернистой нефти будет реализован, нефтяные компании, добывающие "некачественные" жидкие углеводороды, будут терпеть убытки. По предварительным подсчетам, цена такой нефти для "Татнефти" будет ниже текущей на 35 долл. за тонну, "Башнефти" — на 40 долл. за тонну. Для одной только "Татнефти" это приведет к снижению выручки на 19 млрд руб. в год. Казалось бы, ничего страшного — эти частные нефтяные компании не сильно в результате пострадают. Однако все очень не однозначно.

В этом году в Татарии отмечается 70-летие организации  нефтегазодобывающего управления "Лениногорскнефть", которое в 1943 году начало добывать в республике нефть. Это легкое черное золото било фонтаном из недр, давая израненному Советскому Союзу живительную энергию, так необходимую для победы над фашистской Германией, а потом — для восстановления разрушенной войной страны. Открытие знаменитого на весь мир Ромашкинского месторождения положило начало бурному росту добычи нефти в Татарстане.

Приехавшие сюда со всех концов первопроходцы совершали трудовой подвиг, своими руками делали историю.

В конце апреля "Татнефти" исполнилось 65 лет. В 1950 году Совет Министров СССР принял Постановление "О мероприятиях по ускорению развития добычи нефти в Татарской АССР" и образовании объединения, которое внесло огромный вклад в развитие нефтедобывающей промышленности СССР, а затем и Российской Федерации. За прошедшие десятилетия компания стала полигоном для апробации инновационных технологий, которые впоследствии широко применялись в практике отечественной нефтяной отрасли.

Были годы, когда ОАО "Татнефть" добывало по 100 с лишним миллионов тонн нефти в год — стране нужна была нефть, и татарстанские нефтяники делали все от них зависящее, чтобы выполнить задачу, поставленную руководством страны. Благодаря фонтанирующей высококачественной нефти в течение десятилетий страна здесь получала огромные ресурсы. За эти годы из недр Татарстана выкачали более 3 млрд т нефти! Но из-за беспощадной эксплуатации месторождения были доведены до бедственного состояния, а окружающей среде нанесен значительный ущерб, последствия которого приходится компенсировать до сих пор. И "Татнефть" уже много лет вкладывает огромные средства, чтобы привести среду обитания людей в надлежащее состояние. И сейчас действительно окружающая среда в очень хорошем состоянии — и земля, и воздух, и вода.

Сейчас месторождения на 80% обводнены, добывать нефть стало значительно сложнее, для чего разрабатываются новые технологии, требующие немалых средств, осваиваются месторождения сверхвязкой, высокосернистой нефти, что также требует больших капитальных вложений. Ведь стране нужна нефть! "Татнефть" и "Башнефть" добывали "легкую" в прямом и переносном смысле нефть, теперь она стала "тяжелой".

Обладание месторождениями "легкой" нефти является не заслугой той или иной компании, а даром недр, которые не безграничны, и рано или поздно эти компании столкнутся с теми же проблемами.

Поэтому в нынешних условиях справедливым было бы за счет сверхдоходов от "легкой" нефти, наоборот, поощрять тех, кто поддерживает нефтедобычу на отработанных залежах, инвестирует в инфраструктуру по подготовке нефти. Предлагаемая же мера, наоборот, приведет к сворачиванию этой деятельности, уменьшению общей добычи нефти, а нефтяные компании не будут заинтересованы инвестировать в разработку таких залежей.

По прогнозам правительства России, к 2035 году добыча черного золота снизится с прошлогодних 526 млн т до 476 млн т в основном из-за истощения традиционных месторождений.

Попытка осуществить проект "Транснефти" по выделению отдельной трубы для "плохой" нефти может вызвать дискриминацию регионов со старыми месторождениями — а это Татарстан, Башкортостан, Коми, Самарская и Пермская области, которые населяет достаточно большое число жителей России.

В этих регионах за десятилетия благодаря нефти возникли многие города и поселки, где нефтяные и обслуживающие их компании являются бюджето- и градообразующими. Создана мощная инфраструктура, кадровый и технический потенциал. Любое решение должно быть сопряжено с компенсацией тем компаниям и регионам, кто оказался бы в проигрыше. В условиях рыночной экономики необходимо создание справедливых условий для конкуренции на рынке в интересах всего населения страны.

Судя по оценкам экономистов, проект "Транснефти" приведет к снижению цены на добываемую в регионе нефть, что способно сократить доходы компаний, работающих на старых месторождениях. Нерентабельный фонд скважин, например "Татнефти", увеличится на 15%. Их остановка автоматически приведет к сокращению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на 12,2 млрд руб. в год только от "Татнефти" и обслуживающих эти скважины предприятий нефтяного сервиса. Это повлечет за собой уменьшение объема валового регионального продукта, а также сокращение производственных мощностей со всеми возможными последствиями.

Очень хотелось бы надеяться, что дело до русофобства и усиления сепаратистских настроений в регионах не дойдет, но усиление социальной напряженности, включая рост безработицы и т.д., вполне может быть.

Складывается впечатление, что ряд компаний, которые лоббируют выделение высокосернистой нефти в отдельный поток, делают это ради увеличения своих корпоративных прибылей именно за счет качественных характеристик российской нефти и увеличения объемов экспортных поставок.

Здесь важна позиция Минэнерго РФ. А она, по словам замминистра Кирилла Молодцова, заключается в том, что до 2020 года выделять экспорт высокосернистой нефти в отдельный поток нецелесообразно.

Так или иначе, именно от позиции государства будет зависеть, каким образом в конечном счете будет развиваться ситуация.     

Александр Сахно

 

 

Валентина Матвиенко предлагает повысить энергоэффективность в ЖКХ.

"Российская газета"

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступает за принятие отдельной госпрограммы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Свое предложение спикер озвучила сегодня на заседании Совета по вопросам ЖКХ при верхней палате.

Вопросы энергоэффективности в ЖКХ сейчас частично затронуты в рамках госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ". Спикер считает такое внимание этой проблеме недостаточным. "Мы уже запутались во всех этих программах, полная каша", — с негодованием обратилась она к министру ЖКХ Михаилу Меню. По ее мнению, необходима специальная отдельная программа, нацеленная именно на повышение энергоэффективности этой сферы.

Высказывается Матвиенко и за четкое разграничение полномочий в ЖКХ. В настоящий момент вопросами энергосбережения на федеральном уровне занимаются и Минстрой, и Минэкономразвития, и Минэнерго. "В реформированных детских садах уже нянек столько нет, как у нас нянек в ЖКХ. Давно необходимо прекратить дублирование функций. Надо посмотреть, есть ли необходимость внесения поправок в действующие документы, касающиеся разграничения полномочий между ведомствами. И если есть, внести", — заявила спикер.

О дальнейшем реформировании сферы ЖКХ сенаторам рассказал глава Минстроя Михаил Мень. Одно из главных предложений — перейти от простой системы учета потребления воды и энергоресурсов на автоматизированную дистанционную систему, позволяющую обрабатывать данные в режиме реального времени. Министерство планирует ввести единые требования к приборам учета и запретить установку оборудования без дистанционной передачи данных. "Подобные системы и приборы уже разработаны на отечественных предприятиях", — сообщил министр. Матвиенко же, комментируя его предложение, потребовала, чтобы приборы учета обязательно были доступны по цене для граждан и позволяли ощутимо экономить их расходы на коммунальные платежи. "Только это может стимулировать жильцов к их установке", — подчеркнула она. Мень в свою очередь заверил, что стоимость такого оборудования незначительно выше, чем обычных приборов учета.

Некоторые данные статистики на заседании Совета озвучил замминистра энергетики Антон Инюцын. По его словам, проблема повышения энергоэффективности в ЖКХ стоит очень остро. Ключевым источником трудностей в этой области является ветхость систем теплоснабжения, при этом колоссальные потери тепла в сетях перекидываются на платежи потребителей. "В результате не используются эффективные мощности ТЭЦ. Объем неплатежей за тепло в ЖКХ на сегодня уже превысил 400 миллиардов рублей, за электроэнергию — свыше 80 миллиардов рублей. Из оборота выпадает почти полтриллиона рублей, а это средства, необходимые для обеспечения надежности энергоснабжения", — отметил Инюцын.

Замминистра также сообщил, что при участии минэнерго разрабатываются новые модели рынка тепла и электрической энергии, которые направлены на привлечение необходимых инвестиций в энергоэффективные технологии и реконструкцию источников тепла. "Предложения проходят бурные обсуждения в правительстве. Перспективная модель рынка тепла призвана дополнительно привлечь порядка 3,5 триллиона рублей инвестиций в ближайшие 10 лет", — рассказал чиновник.

Подводя итоги заседания, Валентина Матвиенко призвала граждан более бережливо относиться к энергоресурсам. "Зачастую сами граждане не задумываются о том, что необходимо более рачительно, бережливо относиться к энергоресурсам. Считаю правильным провести широкую информационно-разъяснительную кампанию о пользе энергосбережения и повышения энергоэффективности в коммунальной сфере", — резюмировала спикер.

Виталий Петров

 

 

"Лукойл" отложит инвестиции в газовые проекты на Каспии. Компания сосредоточится на добыче нефти.

"Ведомости"

"Лукойл" отложит разработку газовых месторождений на Каспии, они становятся нерентабельными, заявил вице-президент компании Леонид Федун. Представитель "Лукойла" это не комментирует. Человек, близкий к "Лукойлу", говорит, что компания отложит освоение Хвалынского месторождения (у "Лукойла" — 50%, запасы — 332 млрд куб. м газа и 18 млн т конденсата), месторождения им. Кувыкина (160 млрд куб. м газа и 107 млн баррелей конденсата) и месторождения "170-й километр".

У "Лукойла" восемь нефтегазовых проектов на Каспии. В 2010 г. компания начала добычу нефти на месторождении им. Корчагина. Второй крупный нефтяной проект — месторождение им. Филановского планируется запустить в конце 2016 г. До 2017 г. на геологоразведку на шельфе Каспия "Лукойл" планирует потратить 22 млрд руб. Но "те объемы инвестиций, которые планировались на газ, перебрасываем на нефть", сказал Федун (цитата по "Интерфаксу"). Он сообщил об ускорении ввода Ракушечного месторождения (запасы — 15 млн т нефти) с 2029 г. на 2021 г.

Начать добычу на месторождении им. Кувыкина планировалось в 2018 г., Хвалынского — в 2019 г. В феврале 2014 г. президент "Лукойла" Вагит Алекперов говорил, что они будут иметь отдельную газотранспортную систему, которая будет ориентирована на систему "Газпрома". Их сырье не планируется поставлять на "Ставролен" (нефтехимическое предприятие "Лукойла").

В 2013 г. "Лукойл" впервые за три года смог увеличить добычу нефти и по итогам 2015 г. в России ее планирует сохранить на уровне 86 млн т.

Газовые проекты сейчас непривлекательны, избыток мощностей есть даже у монополиста в этом секторе — "Газпрома" (в 2014 г. добыча снизилась на 9% до 444 млрд куб. м), говорит аналитик "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин. "Только "Роснефть" сохраняет еще какой-то энтузиазм. Но у нее в отличие от "Лукойла" есть долгосрочные контракты на поставку газа", — сказал он. В 2014 г. добыча товарного газа группой "Лукойл" составила 26,1 млрд куб. м, из которых 14,1 млрд приходится на Россию. Большая часть российского газа получена на Находкинском месторождении Большехетской впадины (58,6%). В целом на добычу газа приходится 14% общей добычи углеводородов "Лукойла".

Галина Старинская

<< Июнь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ