Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.07.2014

Чиновники и предприниматели ищут компромисс в законопроекте об офшорах.

"Независимая газета"

В четверг президент Владимир Путин провел совещание с членами правительства по проблеме деофшоризации. Более года назад президент уже ставил задачу ввести дополнительное налогообложение для владельцев офшоров. Согласованного решения этого вопроса правительство пока не нашло. Не удалось также найти компромисс с представителями бизнеса.

В Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент попенял правительству, что оно за прошедший год так и не добилось особых успехов в борьбе с офшорами. "По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долл. — это пятая часть всего нашего экспорта.

Половина из 50 млрд долл. российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами — выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны", — заявил президент. "Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения. Вот они. Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет", — указал в декабре Путин и призвал министров "продумать систему, как эти деньги изъять".

Это продумывание изъятия денег продолжается до сих пор. В марте Министерство финансов при участии Минэкономразвития подготовило свою версию законопроекта, но с ней согласились не все министерства и бизнес-объединения. Весной крупный бизнес России обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой о смягчении антиофшорного проекта. Премьер, в свою очередь, поручил Министерству финансов продолжить поиск компромисса. Между тем свои предложения сформулировал и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

В июне во время встречи с представителями "интернет-предпринимательства" президент вновь вернулся к этой теме и заявил, что борьба с офшоризацией российской экономики должна вестись не только фискальными методами, но и путем формирования надлежащей правовой базы для ведения бизнеса.

"Проблема офшоризации экономики — она не только наша. Это эпидемия в мировой экономике сегодня. Все обсуждают эту проблему, все открыто говорят, что с этим нужно бороться. Особенно континентальная Европа, потому что злоупотребляют в Штатах и в Великобритании этими зонами (офшорными), а континентальная Европа страдает. Но все сегодня согласились с тем, что с этим нужно бороться, прежде всего потому, что бюджеты недополучают значительную прибыль", — отметил Путин. Он подчеркнул, что прежде всего для борьбы с офшоризацией должны применяться методы фискального характера, "но, конечно, для нас существует проблема недостаточного и несвоевременного формирования правовой базы и отсутствия правовой практики".

На вчерашнем совещании должны были предложить две версии законопроекта: первая — от Министерства финансов, вторая — проект РСПП. Одно из различий состоит в процедуре подготовки списков офшорных и других иностранных юрисдикций, для которых будут действовать повышенные налоги на владельцев. РСПП, в частности, предлагает исходить из статистики перемещения активов в ту или иную юрисдикцию. В свою очередь, Минфин предлагает создать так называемый белый список стран, владельцы активов в которых будут освобождены от дополнительных налогов в России.

Еще одна развилка — это применение антиофшорного налога ко всем либо только к физическим лицам — владельцам активов.

Законопроект "О контролируемых иностранных компаниях (КИК)" обязывает граждан и компании платить налог с прибыли их иностранных структур, если она не распределяется в виде дивидендов: юридическим лицам по ставке 20%, физическим лицам — 13%.

Российские эксперты появление антиофшорного законопроекта оценивают в целом позитивно, хотя и видят большие проблемы с его реализацией. Так, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов считает, что государство предполагает сделать офшорные схемы невыгодными для российских бенефициаров, поскольку вся прибыль, аккумулированная на таких подконтрольных компаниях, будет вменяться бенефициару в качестве его собственного дохода.

По его мнению, в какой-то части принятие закона может привести к повышению налоговых доходов бюджета, однако это будет возможным только при условии, если у российских налоговых органов будет реальная возможность контроля за офшорными доходами, то есть если будет организован обмен налоговой информацией с другими странами. Между тем он отмечает, что пока российским налоговым властям нечем похвастаться в этом направлении — информационный обмен с самими черными юрисдикциями практически отсутствует, а с серыми вроде Кипра — не очень эффективен. "Однако не исключено, что эта ситуация изменится, в том числе вследствие давления на офшоры мирового сообщества, осуществляемого под эгидой ОЭСР, в рамках глобального тренда по борьбе с уклонением от налогообложения в низконалоговых юрисдикциях", — подчеркнул он. Впрочем, Батанов отмечает, что принятие закона вряд ли приведет к серьезной репатриации капитала, скорее наоборот, некоторые налогоплательщики примут решение окончательно перевести свой бизнес из России или сменить место жительства, дабы в том числе избежать применения закона. Более того, с начала 2014 года, когда впервые проект закона начал публично обсуждаться, темпы вывоза капитала из России существенно увеличились и сейчас достигают рекордных значений.

Перед владельцами офшоров стоит выбор: отказаться от таких компаний совсем, или перевести свой бизнес полностью в Россию, или "зарыться в офшоры" еще глубже, то есть усложнить и запутать структуру владения, чтобы она стала труднодоступной для раскрытия со стороны налоговых органов. Если офшор используется только как копилка и не участвует в активной деятельности, то требования закона можно будет довольно легко обойти. При этом эксперт отмечает, что закон может ударить по многим отраслям экономики, в которых использование иностранных офшорных компаний является обычным делом, например, по международным перевозчикам или судовладельцам. Отказ от офшорных подразделений может полностью разрушить экономику этих компаний. Мнение эксперта разделяет его коллега Михаил Крылов. Он отмечает, что для многих компаний налог на офшоры — угроза прибыльности, которая поставит вопрос о продаже активов и перераспределении собственности. "Цель налога на офшоры — контроль над капиталом и репатриация активов с целью увеличения доходов государства. Удастся ли пополнить бюджет, зависит от того, сколько компаний в процессе деофшоризации уйдет в тень или переедет в другие страны", — сказал он "НГ".

В свою очередь, адвокат коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Руслан Конорев считает, что целью деофшоризации является уплата налогов и возврат владельцами активов в российскую юрисдикцию. "Аналогичные законы существуют и в других странах. Нахождение российских активов в офшорах негативно сказывается на государственных финансах", — отметил он.

Мадина Шавлохова

 

 

На геологоразведку из бюджета потратят 320 миллиардов рублей.

"Российская газета"

Вчера правительство рассмотрело состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы России, являющейся для страны одним из главных конкурентных преимуществ и источником доходов. "Налог на добычу полезных ископаемых, существующие вывозные таможенные пошлины, платежи за пользование недрами дают около половины доходов федерального бюджета и большую часть экспортных поступлений", — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев.

Однако разработка природных ресурсов в России ведется уже столетия, а это означает, что доступное и дешевое сырье постепенно извлекается и время легкой добычи подходит к концу. Все более актуальной становится потребность в пополнении разведанных запасов природных ресурсов и последующей их разработкой. "До 2020 года на геологоразведку и воспроизводство минерально-сырьевой базы планируется израсходовать не менее 320 миллиардов рублей, — заявил Медведев. — Это очень значительные средства, мы рассчитываем на отдачу от этих денег, в том числе за счет концентрации геологоразведки в действительно перспективных регионах, где шансы на открытие крупных и достаточно значимых месторождений наиболее высоки".

Для стимулирования геологоразведки кабинет министров еще раз посмотрит на эффективность соответствующих стимулирующих механизмов. "Надо подумать, как работают существующие льготы, что у нас срабатывает, что не очень хорошо срабатывает, и что необходимо, чтобы активизировать геолого-разведочные работы в новых регионах, стимулировать применение современных технологий и оборудования, сделать эту сферу более интересной не только для сверхкрупного бизнеса, но и среднего", — предложил глава кабмина.

Основные предложения министерств лежат в сфере налогообложения. Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской обратил внимание, что сейчас разведка — это в основном доразведка уже известных месторождений, а новых открытий практически нет. По мнению минприроды, можно было бы применять вычет из НДПИ расходов нефтяных компаний на геологоразведку, что позволило бы за 10 лет дополнительно добыть от 360 до 605 миллионов тонн нефти и получить прирост запасов от 2 до 3 миллиардов тонн, в том числе за счет новых открытий.

— По сути дела, если мы предлагаем вычеты из НДПИ, то это дополнительные бюджетные расходы. То есть к 35 миллиардам рублей добавится еще порядка 60 миллиардов, — возразил на это министр финансов Антон Силуанов. — Поэтому, на наш взгляд, если уж создавать условия для стимулирования вложения средств в разработку месторождений, то с помощью льготного последующего налогообложения добычи на этих месторождениях.

В правительстве мнение минфина хорошо известно, поэтому вице-премьер Аркадий Дворкович вопрос о вычете из НДПИ переводит теперь в политическую плоскость. "Если правительство поддержит позицию отраслевых ведомств, то значит, мы можем принимать это решение. Если правительство поддержит позицию минфина, то мы остаемся в прежней системе координат", — заявил он, добавив, что все расчеты готовы. Не согласны в минфине и с заменой НДПИ на налог на добавленный доход. По словам Силуанова, существуют риски, что льготы, которые получат компании на первом этапе, потом в бюджет не вернутся. Как отметил вице-премьер Дворкович, о рисках с администрированием налога говорил и президент Владимир Путин на заседании комиссии по ТЭК. "Но в принципе это не исключает возможности проведения "пилотов", — отметил Дворкович, сказав, что попробовать НДД можно было бы в нескольких регионах.

— Давайте попробуем подготовить предложения о "пилотных" регионах, где использовать соответствующую систему налогообложения, — предложил Медведев.

К вопросу введения НДД в топливно-энергетическом секторе могут быть рассмотрены правительством осенью, сообщил после заседания глава минприроды. Тогда же министерством энергетики будут представлены "пилотные" проекты, где эта система налогообложения будет опробована. Министерство природных ресурсов это поддерживает, а вот минфин, рассказал Донской, так и остался против.

Зато в министерстве финансов не возражают против снижения таможенных пошлин на ввозимое иностранное геолого-разведочное оборудование. Правда, оговорился Антон Силуанов, при условии, что в России не производит его аналогов. "Здесь нам нужно оценить, что для нас сейчас важнее по отдельным видам оборудования — стараться заниматься созданием собственного оборудования в режиме импортозамещения или все-таки ввозить его, если мы понимаем, что перспектив в том или ином сегменте у нас немного", — заявил глава правительства.

Владимир Кузьмин

 

 

ФАС обязала Sakhalin Energy изучить просьбу "Роснефти" о допуске в трубу.

"РБК daily"

"Роснефть" одержала тактическую победу в борьбе за доступ к газопроводу Sakhalin Energy. Федеральная антимонопольная служба обязала компанию рассмотреть заявку "Роснефти" на доступ в сахалинскую трубу и при наличии технической возможности заключить с ней договор на прокачку газа. Sakhalin Energy необоснованно отклоняла заявки нефтяной компании, решила служба.

О предупреждении ФАС РБК рассказал начальник управления службы Дмитрий Махонин. Sakhalin Energy (реализует проект "Сахалин-2" на Сахалине) должна надлежащим образом рассмотреть заявку "Роснефти", а затем заключить договор о предоставлении доступа в трубу или отказать, но отказ должен быть технически обоснован, сказал он.

"Роснефть" с 2013 года добивается доступа в трубу "Сахалин-2", идущую с севера на юг острова, но безуспешно. Вместе с американской Exxon она собирается построить на юге Сахалина завод "Дальневосточный СПГ" мощностью 5 млн т, на котором будет сжижаться газ с месторождений проекта "Сахалин-1", находящихся на севере острова. Вопрос транспортной инфраструктуры является одним из ключевых для экономики проекта, говорил президент "Роснефти" Игорь Сечин на президентской комиссии по ТЭК в начале июня. Тогда он просил "оказать содействие" в получении доступа к трубе. За поддержкой Сечин обращался и к премьеру Дмитрию Медведеву.

Строительство нового трубопровода на Сахалине обошлось бы "Роснефти" примерно в 5 млрд долл., подсчитал портфельный управляющий "Анкор Инвест" Сергей Вахрамеев. Это сильно удорожило бы проект по строительству "Дальневосточного СПГ", который оценивается в 12 млрд долл., говорит он.

Жалобу в ФАС "Роснефть" подала в апреле, потребовав признать сахалинскую трубу региональным субъектом естественной монополии и частью единой системы газоснабжения. Компания обратилась за подключением к сахалинской трубе еще в октябре 2013 года, но Sakhalin Energy ответила, что вопросы использования инфраструктуры газопровода находятся в компетенции акционеров компании, то есть фактически отказала в заключении договора, говорится в предупреждении антимонопольной службы. Этот отказ ФАС считает необоснованным. Sakhalin Energy должна до 31 июля рассмотреть заявки "Роснефти" (октябрьскую и повторную, поданную в феврале 2014 года) и при наличии экономической или технологической возможности принять решение о заключении договора с нефтяной компанией и предоставить ей услуги по транспортировке газа не позднее двух месяцев с момента получения предупреждения, то есть в начале сентября, говорится в документе службы. Если компания не выполнит предупреждение, возможно, будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения которого компании может быть выписан штраф на 1-15% оборота, говорит Махонин.

Представитель Sakhalin Energy не ответил на звонок РБК, а представитель "Газпрома" отказался от комментариев. Ранее зампред правления монополии Александр Медведев говорил, что до конца 2015 года будет рассмотрен вопрос о строительстве третьей очереди "Сахалин-2" на 5 млн т и в случае положительного решения в трубе не останется свободных мощностей.

ФАС не единственная инстанция, в которую обратилась "Роснефть": на этой неделе она подала иск против Sakhalin Energy в Арбитражный суд Сахалинской области.

Тимофей Дзядко, Анастасия Сотникова

 

 

Россия предлагает создать особый международный союз в энергетике.

"Взгляд"

"Интересы блока НАТО четко выстраиваются за добычей топлива". Так эксперты комментируют предложение России создать особый энергетический союз в рамках БРИКС. Значение данного проекта, впрочем, будет не только в противодействии агрессивной политике Запада, возможный выигрыш России может быть существенно больше.

Российская сторона на саммите БРИКС, который пройдет в Бразилии 15-16 июля, предложит партнерам по организации создать энергетическую ассоциацию, сообщил помощник президента Юрий Ушаков в преддверии визита Владимира Путина в Бразилию.

По его словам, цели новой ассоциации, во-первых, обеспечение энергобезопасности стран БРИКС, во-вторых — проведение комплексных исследований и анализ тенденций на мировых рынках углеводородов. В рамках этой ассоциации планируется создать резервный банк топлива и Институт энергополитики БРИКС.

Отвечая на вопрос, чьей инициативой внутри России является создание энергетической ассоциации, властей или бизнеса, Ушаков сказал, что это совместная инициатива, "которая уже обсуждалась на правительственном уровне".

Впрочем, деталей предложения помощник президента не рассказал. Однако речь идет "о более плотном сотрудничестве стран БРИКС в сфере энергетики", — говорит Ушаков.

Главная опасность, от которой страны БРИКС пытаются себя оградить, исходит от НАТО, считают эксперты. "Сирийский кризис стал последним доказательством, подтвердившим, что войны 21-го века — это войны за энергоресурсы. Интересы блока НАТО четко выстраиваются за добычей топлива, а развивающиеся страны, в экономике которых преобладает нефтегазодобыча, ощущают жесткий прессинг со стороны стран из блока НАТО. Санкции против России — тому прямое подтверждение. Наши партнеры по блоку БРИКС делают все, чтобы уменьшить давление и полностью предотвратить его в будущем", — говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

А совместный энергетический резерв, или банк топлива, создается для того, чтобы была возможность контролировать мировые цены на нефть, не исключает он. "Обрушить рынок при таком мощном резерве вряд ли кому-нибудь удастся. Тем более что в число стран блока входят как добывающие лидеры, так и основные мировые потребители углеводородов", — говорит Андриевский.

До сих пор международные энергетические организации создавались по другой схеме. ОПЕК — это картель крупных экспортеров нефти, а МЭА (Международная энергетическая ассоциация) была создана в 1974 году после арабского нефтяного кризиса как противовес ОПЕК (под эгидой США). МЭА может "распечатать" нефтяной запас при возникновении сильных перебоев с поставками нефти.

"Я не думаю, что речь идет о создании противовеса ОПЕК. Потому что речь здесь идет не конкретно о нефти, а об энергетических рынках как таковых — нефти, газа, электроэнергетики. Это комплексный взгляд на энергобезопасность", — считает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

"Если бы мы хотели как-то влиять на мировой рынок нефти, мы бы залезли в эту ОПЕК. Но мы, наоборот, сохраняем автономию, а это многого стоит. Нам не надо оглядываться на страны этого картеля и спрашивать, распечатывать нам новую скважину или закрывать", — считает эксперт.

Что будет представлять из себя банк топлива, пока не совсем ясно. "Вероятно, имеется в виду, что если у партнеров по организации будут какие-то сложности, то другие участники БРИКС должны будут в какой-то степени прийти на помощь. То есть это страховка от рисков, топливных кризисов, если такие будут возникать", — полагает Пасечник из ФНЭБ. Это может быть и подстраховка от сильной зависимости от какого-либо поставщика энергоресурсов, который с помощью углеводородов попытается надавить на покупателя из числа стран БРИКС.

Не исключено, что Россия как единственный из стран БРИКС крупный нефтегазовый экспортер предложит создать некие резервы топлива из своих ресурсов не только под себя, но и под другие страны БРИКС. В обмен на это тот же Китай и Индия еще более активно начнут покупать российские ресурсы. А Бразилия и ЮАР, например, при строительстве энергетической инфраструктуры однозначно сделают выбор в пользу России. Российские "Силовые машины" уже давно помогают Бразилии строить ГЭС.

"Такой сценарий вполне вероятен. Надо будет только решить вопросы, где хранить, кто будет создавать инфраструктуру для хранения ресурсов, как замещать топливо с учетом его "старения", — рассуждает Пасечник.

Значение второй задачи энергетической ассоциации сложно переоценить. Создание института, который будет фундаментально изучать мировой энергетический рынок и давать оценки, крайне важно, особенно для России.

"России надо создать собственную аналитическую базу, самим изучить, что вообще происходит в мировой энергетике, а не пользоваться агрегатами, созданными МЭА или Агентством энергетической безопасности США, которые действуют в собственных интересах", — говорит Алексей Гривач, также из ФНЭБ. Лучше иметь объективную картину мира, чтобы создавать собственную стратегию, куда и как двигаться дальше.

"Чтобы стратегии писались не в духе МЭА, где правит США, а в адекватном духе. МЭА в своих докладах в основном занижает роль России как энергетического игрока и всегда преувеличивает роль США. Энергетическая ассоциация при БРИКС позволит генерировать стратегические документы развития отрасли именно с позиции России как главного энергетического игрока, коим она и является", — считает Александр Пасечник.

"Так было всегда, возьмите любой отчет МЭА. Сначала были акценты на сланцевый газ. И где этот сланцевый газ сейчас? Потом стал делаться акцент на сланцевую нефть. Однако потом оказалось, что запасов сланцевой нефти в США в разы меньше, и прогнозы у Агентства энергетической информации США теперь не столь впечатляющие. А в реальности никто и не знает, сколько там на самом деле", — отмечает Пасечник.

"МЭА и Агентство энергетической безопасности США активно участвовали в разгоне т. н. сланцевой революции и давали завышенные оценки запасов сланца. А когда стали деньги вкладывать в них, оказалось, что многие из них экономически неоправданны. Таким образом, они формировали некое свое восприятие энергетической картины мира", — напоминает Алексей Гривач.

В пример он приводит доклад МЭА "Золотой век газа", опубликованный несколько лет назад. "Они написали, что произошла сланцевая революция в США, что сланцевый газ есть во всем мире, значит, теперь нет опасений по поводу запасов газа. Можно спокойно опираться на сланцевый газ как новый энергоноситель, заменитель нефти, экологически чистый. При этом еще и доступный. Потом выпускают новый доклад "Золотые правила для золотого века газа", где пишут, что этот золотой век наступит для всех, кроме России. Хотя Россия является крупнейшим владельцем запасов природного газа, одним из крупнейших экспортеров и производителей. И как к этому можно относиться?" — возмущается Гривач.

Зато таким пиаром США выбили для своих сланцевых проектов финансирование, а теперь очень боятся, что упадут мировые цены на нефть, что сразу сделает нерентабельной американскую добычу сланца. После этих докладов с оглядкой на распиаренную революцию в США о повторении революции у себя начали говорить и в Европе, и на Украине. Причем в контексте того, что именно сланцевый газ избавит их от импортного российского газа.

Но надежды на сланцевую революцию уже разрушены. Буквально на прошедших выходных еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сам признался, что сланцевый газ не спасет Европу от зависимости от российского топлива. По его словам, добыча сланцевого газа обеспечит лишь 10% потребностей Европы, и единственное, что это принесет, — не даст упасть собственной добыче на традиционных месторождениях.

Надежды Украины выйти на полное самообеспечение газом благодаря добыче у себя 30 млрд кубометров сланцевого газа до 2020 года так ничем до сих пор не были подтверждены. В самом лучшем случае Украина может наладить добычу лишь 10 млрд кубометров нетрадиционного газа — и случится это  намного позже 2020 года. В худшем случае на Украине вообще так и не найдут коммерчески выгодные для добычи запасы сланца, как это было в Польше и Венгрии.

Ольга Самофалова

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ