media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.08.2016

Минэкономразвития сформулировало критерии отбора претендентов на покупку "Башнефти". Им не соответствуют иностранные компании и некоторые российские — например, "Татнефтегаз".

"Ведомости"

Минэкономразвития 10 августа направило в правительство доклад о способах приватизации "Башнефти", сообщило министерство. Государство готовится продать 60,16% обыкновенных акций (50,08% уставного капитала) "Башнефти". Рыночная стоимость госпакета акций "Башнефти", по независимой оценке компании EY, составляет 306 млрд руб.

О деталях отчета "Ведомостям" рассказали два федеральных чиновника и человек, участвовавший в подготовке рекомендаций. По их словам, Минэкономразвития рекомендует продавать госдолю не на бирже, а на тендере стратегическому инвестору. Такой формат продажи позволит максимизировать поступления в бюджет, обеспечит прозрачность и конкурентность торгов, а также возможность завершения сделки до конца 2016 г., поясняет один из собеседников "Ведомостей".

При этом Минэкономразвития предлагает предъявить потенциальным покупателям восемь условий. Претендент должен быть зарегистрирован в России. У него должна отсутствовать просроченная задолженность в бюджеты различного уровня, а размер выручки за 2015 г. — превышать 10 млрд руб. Эти два условия нужны для того, чтобы исключить риски неплатежеспособности, объясняют чиновники.

Деньги на сделку претенденты не должны занимать в госбанках.

Также покупатель должен получить одобрение на возможную сделку от Федеральной антимонопольной службы, подготовить стратегию развития "Башнефти" и внести предоплату в размере 10% стартовой цены.

Представитель Минэкономразвития не ответил на вопросы "Ведомостей", Росимущества и инвестиционного консультанта правительства — "ВТБ капитала" отказались от комментариев.

"ВТБ капитал" рассылал приглашения к участию в приватизации нескольким десяткам претендентов, в том числе и иностранным компаниям. Об интересе к "Башнефти" уже объявляли восемь российских компаний — "Роснефть", "Лукойл", Независимая нефтегазовая компания (ННК) Эдуарда Худайнатова, Антипинский НПЗ, "Татнефтегаз", "Татнефть", фонд "Энергия" Игоря Юсуфова и РФПИ с партнерами.

Если правительство согласится с условиями Минэкономразвития, "Татнефтегаз" не сможет принять участие в торгах. Его выручка в 2015 г. — всего 29,8 млн руб. Владельцы компании неизвестны, с ее представителем связаться не удалось. Между тем эта компания в феврале просила президента России Владимира Путина передать ей на 10 лет госпакет "Башнефти", обещая выплатить за это время $4 млрд. Также не раскрывают выручки РФПИ и фонд "Энергия". Их представители не ответили на вопросы "Ведомостей".

Но требования о российской регистрации претендентов и по размеру выручки отсекают от торгов и иностранных участников, констатирует портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. С другой стороны, иностранцы пока не изъявили интерес к покупке, добавляет он. Обязательное требование, что должны быть только российские юрлица, в сочетании с критерием о выручке действительно отсекает иностранцев, соглашается федеральный чиновник.

Но остается вопрос — потянут ли потенциальные претенденты финансирование покупки, если в госбанках денег занимать нельзя? В частных банках может не найтись необходимой суммы, отмечает сотрудник инвестбанка. В одном банке такую сумму привлечь и правда не получится, можно в нескольких, говорит аналитик S&P Виктор Никольский. У банков есть ограничения на одного заемщика (25% капитала). Четверть капитала крупнейших частных банков (Альфа-банк и "Открытие", Райффайзенбанк, "Юникредит", МКБ, Росбанк, Промсвязьбанк) — 315 млрд руб., т. е. чуть больше оценки пакета "Башнефти", объясняет Никольский: "Получается, чтобы обеспечить потенциального покупателя, у которого собственных средств не будет совсем, все эти банки должны одновременно дать ему деньги". Чисто математически это возможно, но практически довольно сложно, резюмирует эксперт.

Был расчет, что компании могут сейчас привлечь внешние займы, объясняет федеральный чиновник: ситуация не такая, как сразу после введения санкций, когда внешние рынки были закрыты.

Проблемы могут быть у многих претендентов. К примеру, у ННК нет достаточных свободных средств. Правда, президент ННК Эдуард Худайнатов говорил в июле, что у компании есть предварительные договоренности с иностранными банками. Антипинский НПЗ убыточен, ему будет сложно занять, указывает замначальника управления рынка акций "Велес капитала" Василий Танурков. "Русснефть" только начала выбираться из долгов, ей предстоит IPO. У "Татнефти" большая инвестпрограмма, рассуждает Танурков. Покупку могут позволить себе "Роснефть" и "Лукойл", резюмирует он. Если же правительство запретит "Роснефти" участвовать в приватизации, получается, что только "Лукойл" реально обладает всеми ресурсами и возможностями для покупки, рассуждает федеральный чиновник.

Маргарита Папченкова, Галина Старинская

 

 

Комиссия ООН по шельфу начала рассматривать заявку РФ.

"Российская газета"

Вчера профильная комиссия ООН приступила к рассмотрению заявки России на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Этот на первый взгляд рутинный процесс может дать начало историческому разделу "арктического пирога", на который претендуют пять сопредельных государств.

Как подтвердил в интервью "РГ" министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, который участвует в экспертной встрече в Нью-Йорке за закрытыми дверями, наша страна претендует на 1,2 миллиона квадратных километров шельфа в Арктике. Потенциал этой кладовой углеводородов оценивается в 5 млрд тонн условного топлива, не говоря о биоресурсах. Россия стала первым приарктическим государством, решившим обосновать свои притязания по науке и в рамках международного права. В 2001 году наша страна направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на участок, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева. Однако эксперты ООН отклонили ее "за недостатком информации". На новые исследования ушло более десяти лет, и лишь в августе 2015 года РФ повторно подала в Комиссию представление о границах шельфа, дополненное обширными выкладками ученых. Их основательность не вызвала сомнений даже у американцев, похваливших россиян за фундаментальную работу. К слову, США, которые так и не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, не имеют права пойти тем же путем. Зато конкуренцию почувствовали датчане и в 2014 году заявили свои права на огромную область к северу от Гренландии площадью почти 900 тысяч квадратных километров. Она включает весь хребет Ломоносова, напрямую пересекаясь с российскими интересами, и доходит до границ нашей 200-мильной зоны. Эксперты "РГ" полагают: вряд ли Дания может всерьез рассчитывать, что ее претензии будут удовлетворены. Ведь для этого представителям королевства пришлось бы опровергнуть основательные выводы российских морских геологов. Конкурентом РФ может выступить и Канада.

Политическое решение о том, какому государству принадлежит та или иная зона в Арктике, Комиссия ООН не примет. В ее компетенции лишь определить принадлежность района морского дна к континентальному шельфу. На это может уйти несколько лет. Другое дело, смогут ли уладить столь щепетильный вопрос между собой приарктические соседи (Россия, Дания, Канада, Норвегия и США), которым неизбежно придется вступать в переговоры по делимитации морских пространств. Кстати, в 2010 году Москва и Осло достигли соглашения о разделе акватории Баренцева моря, поставив точку в споре, который длился 40 лет. Специалисты по морскому праву полагают, что этот прецедент мог бы стать примером для переговорщиков.

"Заявка Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева — Альфа, Чукотское поднятие и разделяющая их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования", — говорится в обновленном представлении, поданном в профильную комиссию ООН.

Екатерина Забродина

 

 

Государство решило проконтролировать, как "Интер РАО" распорядится 70 млрд руб., полученных от продажи доли в "Иркутскэнерго".

"Ведомости"

Это следует из директивы правительства к состоявшемуся 5 августа заседанию совета директоров "Интер РАО" (копия есть у "Ведомостей"). Документ утвержден первым вице-премьером Игорем Шуваловым. В директиве говорится, что представители интересов государства — члены совета директоров "Интер РАО" по вопросу о направлениях использования средств от продажи доли в "Иркутскэнерго" должны обеспечить принятие нескольких решений. Во-первых, эти средства должны быть включены в бизнес-план компании, а утверждение бизнес-плана также должно проходить на основании директив правительства. Во-вторых, компания должна ежеквартально отчитываться перед Минэнерго и Минэкономразвития за использование этих средств. Ведомства, в свою очередь, будут переправлять полученные отчеты в правительство.

Такая директива действительно была получена и утверждена советом директоров "Интер РАО", подтвердили "Ведомостям" близкие к двум членам совета источники. Представитель "Интер РАО" от комментариев отказался, представитель Шувалова на запрос "Ведомостей" не ответил. Представители Минэкономразвития и Минэнерго не ответили на вопрос "Ведомостей", готовили ли министерства подобную директиву.

"Интер РАО" в мае объявила о продаже 40% "Иркутскэнерго" одной из структур "Евросибэнерго" Олега Дерипаски. В результате сделки доля последней в "Иркутскэнерго" выросла до 91%. Пакет "Интер РАО" был оценен в 70 млрд руб. Первый транш — 45 млрд руб. — компания уже получила, оставшиеся 25 млрд будут перечисляться ежеквартально равными долями в течение двух лет, говорил в июне предправления компании Борис Ковальчук. "Какая-то часть может пойти на дивиденды, какая-то — в инвестпрограмму", — цитировал "Интерфакс" слова топ-менеджера, отвечавшего на вопрос, на что компания потратит первый транш.

Фактически это первый случай, когда государство хочет контролировать компанию по вопросу расходования средств, вырученных от крупных сделок, отмечает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. В 2011-2012 гг. РЖД в два этапа продала Независимой транспортной компании Владимира Лисина за 175,5 млрд руб. 100% акций Первой грузовой компании. Но вырученные деньги сразу же направляла на текущие цели, так как у госкомпании не сходился бюджет, напоминает Бурмистров. В энергетике последняя большая распродажа была при реформе РАО "ЕЭС России", говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Отчитываться за расходы на строительство четырех электростанций на Дальнем Востоке должна "Русгидро", но компания получила на эти цели деньги из бюджета, добавляет эксперт.

Формально "Интер РАО" не является госкомпанией, ее крупнейший акционер — государственный "Роснефтегаз" (26,3%). Еще 19,98% — квазиказначейский пакет (принадлежит "дочке" компании — "Интер РАО капиталу"). Также крупные доли принадлежат ФСК (14,07%), "Русгидро" (4,92%), в свободном обращении находится 28,8% акций, из которых 8,68% — у UCP Ильи Щербовича. Сейчас в совете директоров "Интер РАО" 10 человек. Из них по директивам правительства голосуют двое — выдвинутые "Роснефтегазом" Ковальчук и главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин.

У "Интер РАО" большая инвестпрограмма (99 млрд руб. до 2020 г.), компания строит три объекта на 1,6 ГВт по договорам о предоставлении мощности и электростанции в Казахстане, перечисляет руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Стоимость этих проектов сравнима со стоимостью продажи доли в "Иркутскэнерго", замечает она.

Еще один крупный проект — строительство четырех электростанций общей мощностью 1 ГВт в Калининградской области — "Интер РАО" реализует вместе с "Роснефтегазом". Стоимость проекта оценивается в 100 млрд руб. Якорным инвестором выступает "Роснефтегаз", "Интер РАО" — оператор проекта.

Сейчас также удобное время для экспансии, считает Порохова. Стоимость активов на минимумах. Но государство явно больше интересуется инвестициями в строительство новых станций в приоритетных регионах, например на Дальнем Востоке, говорит она. Здесь "Интер РАО" собирается построить Ерковецкую ТЭС в Амурской области на 1,2 ГВт для экспорта энергии в Китай.

Государство также может получить часть этих денег через дивиденды "Роснефтегаза", предполагает аналитик Raiffeisenbank Федор Корначев. Но "Роснефтегазу" принадлежит лишь четверть "Интер РАО", оставшаяся часть денег уйдет тогда остальным акционерам, говорит он.

Иван Песчинский

 

 

Россия требует от Киргизии возврата денег, потраченных на строительство ГЭС.

"Независимая газета"

Прекратили действие соглашения между правительствами Киргизии и России о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций и Камбаратинской ГЭС-1. Это позволяет подвести промежуточные итоги шумной истории с подписанием проекта, мучительными попытками реализации и последующей его денонсацией. Россия теперь требует, чтобы Киргизия выплатила ей те деньги, которые уже были потрачены на строительство.

Подписанные в сентябре 2012 года документы должны были обеспечить Киргизии большое будущее — строительство крупных ГЭС гарантировало стране стабильное энергоснабжение, рабочие места, технологии, поступление валюты от продажи энергии за рубеж, а также рост политического веса в регионе. Общая мощность каскада должна была составить около 4,5 мегаватт-часов электроэнергии ежегодно. Проекты строительства ГЭС неоднократно приводились как пример пользы от киргизско-российского сотрудничества.

В реальности получилось иначе. В конце 2015 года президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения, объяснив свое решение тем, что российская сторона за три года не нашла достаточного финансирования и всерьез затянула реализацию проекта. "Мы видим, что партнер не может выполнить соглашение...  Поэтому мы России предложили выйти из соглашения и начали искать другого инвестора", — сообщил глава республики. Второй причиной пробуксовки строительства стали трудности с землеотводом — киргизская сторона никак не могла предоставить необходимую для строительства площадь.

Российские власти на случившееся в публичном поле практически не реагировали, киргизские постарались создать впечатление, что ничего страшного не произошло. "У Киргизии достаточно предложений от новых инвесторов на проекты "Камбар-Ата-1" и Верхне-Нарынского каскада ГЭС", — успокаивал население занимавший тогда пост премьер-министра Темир Сариев. В местных СМИ перечислялись грандиозные перспективы — в качестве вероятных инвесторов назывались компании из Китая, Турции, Катара и Саудовской Аравии и, чем черт не шутит, — США. При суммировании публикаций пропагандистов складывалось впечатление, что все они должны были за собственный счет построить каскад ГЭС, внедрить новейшие технологии, а затем передать большую часть акций Киргизии.

Пока перед обывателями разворачивались перспективы одна лучше другой, власти решали менее приятный вопрос. Денонсация соглашения означала, что понесенные российской компанией расходы придется компенсировать. По словам замминистра экономики Нурлана Садыкова, "РусГидро" затратила на строительство инфраструктуры, в частности пионерского городка, завода по производству бетона и других объектов, 37 млн долл.

Киргизские депутаты усомнились в правильности указанной суммы. В парламенте Киргизии зазвучали предположения, что деньги были "распилены", а реальные затраты могли быть значительно меньше. По словам члена фракции "Ата-Мекен" Алмамбета Шыкмаматова, "сумма 37 млн долл., потраченная на строительство объектов, завышена вдвое". Документальные подтверждения своих слов парламентарии не предъявили.

Вопрос о том, когда и в каком объеме Киргизия компенсирует понесенные затраты, не решен. Бишкекские чиновники настаивают на проведении международного аудита, чтобы проверить обоснованность суммы в 37 млн долл. Затраты на оплату труда зарубежных оценщиков предлагается разделить пополам, на что представители российской компании предлагают: "Вам надо, вы аудит и оплачивайте".

Особенность ситуации в том, что ранее Бишкек уже имел дело с международным аудитом — по заказу властей в 2012 году входящая в "большую четверку" аудиторских компаний Deloitte&Touche провела оценку компании "КыргызГаз". Недовольные низкой оценкой киргизские чиновники, выдав аванс, не стали платить аудиторам за проделанную работу.

Спустя восемь месяцев после денонсации резкие заявления депутатов сменились звенящей тишиной. Часть высокопоставленных чиновников, обещавших найти компании, желающие вложиться в строительство ГЭС, лишились своих постов. Инвесторы так и не появились. Вопреки прогнозам ряда местных аналитиков деньги в проект не захотели вкладывать ни Китай, ни Турция, ни страны Ближнего Востока. Энергетика страны по-прежнему находится в сложном положении. О новых проектах типа каскада ГЭС ничего не сообщается.

Григорий Михайлов

<< Август, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ