conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.09.2014

Проблема предотвращения замерзания Европы пока не может быть решена.

"Независимая газета"

Кризис вокруг Украины и связанное с ним обострение отношений между Россией и ЕС поставили вопрос о надежности поставок энергоресурсов в Европу. В данный момент поставки через Украину идут, судя по всему, бесперебойно, но в Москве опасаются, что Киев в случае нехватки топлива на внутреннем рынке начнет отбор газа из объемов, предназначенных для Евросоюза. Ведь сейчас этот бывший зарубежный покупатель российского газа его вообще больше не получает, поскольку "Газпром" с 16 июня перевел Украину из-за ее долгов на предоплату. А долги возникли в первую очередь из-за спора о цене. Напомним, что во втором квартале 2014 года российский госконцерн, отменив прежние скидки, поднял цену до 485 долл., которую украинская сторона не признала. Исходя из этой новой цены, "Газпрому" следовало бы доплатить за транзит около 10 млн долл., что он и сделал. Но "Нафтогаз" деньги вернул, поскольку если бы украинская сторона приняла эту сумму, она фактически признала бы требуемую Москвой цену. Однако, как отмечает британское агентство Би-би-си, Киев в ловушку не попался, отправив деньги обратно.

Понятно, что все упирается в цену на газ для Украины, от которой зависит и ставка за транзит через украинскую территорию. Москва и Киев не сумели договориться об этой цене и обратились в Арбитражный суд в Стокгольме. Его вердикт о том, какая именно цена вытекает из имеющихся прежних договоренностей, ожидается в лучшем случае через год. Но что делать в оставшийся период? Ведь газ используется Европой преимущественно для целей отопления. А климатологи утверждают, что наступающая зима будет в Европе достаточно суровой. Поэтому сейчас даже комиссар ЕС Гюнтер Эттингер не исключает уже, что в разгар зимы украинцы будут попросту воровать газ, идущий транзитом в Европу, лишая тем самым европейцев запланированных объемов топлива. Однако компромиссы, предложенные  со стороны России и со стороны ЕС, Киев не устраивают. Нельзя исключать, что это связано с предстоящим судебным разбирательством в международном арбитраже, который украинцы рассчитывают, видимо, выиграть.

Судя по всему, и Россия, и ЕС должны быть готовы к невозможности реализации запланированных поставок газа через территорию Украины. А это около 80 млрд куб. м газа в год. На сегодняшний день в этом случае Россия может увеличить транспортировку газа в Европу по "Северному потоку". Однако "Газпром" пока не может использовать этот трубопровод в полную меру, поскольку один из его отводов на территории Германии, OPAL, подпадает под требования Третьего энергопакета ЕС. Это означает, что половина мощности этого газопровода (его полная мощность 36 млрд куб. м) зарезервирована для других поставщиков (которых пока нет). Правда, Брюссель готов пересмотреть свой подход к Третьему энергопакету в данном конкретном случае. И это может произойти уже в середине сентября.

Что же ждет Европу в случае блокирования Украиной поставок российского газа в Европу? Ведь даже дополнительный транзит через "Северный поток" не сможет полностью заместить поставки по украинской ГТС. А по поводу строительства "Южного потока"  до сих имеются существенные разногласия между "Газпромом" и Брюсселем. Да и введен он в строй в лучшем случае будет лишь через несколько лет.

Свободного газа, способного заместить нынешние объемы российских поставок, на рынке в настоящее время нет. Поэтому Европе придется переключаться на уголь и более дорогостоящие нефтепродукты для обеспечения электростанций и бытовых потребителей. Цены на газ на европейском рынке могут вырасти, по оценкам российских экспертов, вдвое. Неизбежно вырастут цены и на остальные энергоносители. Кроме того, если Европе придется вступить в конкуренцию за дополнительные объемы сжиженного природного газа с потребителями из Азиатско-Тихоокеанского региона, цены на него вырастут не только на европейском, но и на азиатском рынке. Перспективы для европейцев явно не обнадеживающие.

Минэнерго так и не смогло предложить единого решения о доступе независимых производителей газа к трубе "Сила Сибири".

"Ведомости"

Минэнерго предоставило в правительство предложения о доступе независимых производителей газа в газопровод "Сила Сибири", сообщил представитель министерства, но сами предложения не назвал. Они направлены вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Представитель Дворковича отказался от комментариев. Поручение подготовить к 1 сентября предложения о доступе независимых производителей газа к его экспорту с месторождений в Восточной Сибири по "Силе Сибири" дал после июньской комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин.

В правительство направлены четыре варианта доступа, говорит источник "Ведомостей", близкий к Минэнерго, и федеральный чиновник. Первый — оставить все как есть, второй — обязать "Газпром" покупать газ у независимых по экспортному нетбэку либо по схеме cost plus, третий — создать при участии независимых производителей газа консорциум, возможно, в виде SPV-компании, которая будет финансировать строительство трубы. Четвертый вариант собеседники не назвали. Ранее другой источник "Ведомостей", близкий к Минэнерго, говорил, что "Газпром" может построить трубу сам, но расширить ее мощности под независимых за счет инвестиционного тарифа.

В конце мая "Газпром" подписал с CNPC 30-летний контракт на поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа в год по "Силе Сибири" с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Строительство трубы оценивается в 770 млрд руб. Права поставлять по ней газ со своих месторождений в Восточной Сибири давно добивается "Роснефть", президент которой Игорь Сечин — ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭКу.

Предложения Минэнерго могут не удовлетворить комиссию, предупреждает федеральный чиновник. "Лучше бы Минэнерго предоставило один вариант, а не несколько, иначе материалы могут вернуться на доработку", — отмечает он. Ранее источник "Ведомостей", близкий к Минэнерго, говорил, что министерство считает лучшим вариантом экспортный нетбэк, так как он позволит независимым зарабатывать, а "Газпрому" — не утратить монополию на трубопроводный экспорт. Участие независимых в SPV-компании создает несколько проблем. Непонятно, кто будет этой трубой владеть — "Газпром" или консорциум. Вопрос в том, как скоро восточные газопроводы, прежде всего "Сила Сибири", будут объединены с западными, — тогда труба станет частью Единой системы газоснабжения, которой по закону владеет "Газпром", объяснял собеседник. "Газпром" вообще против любого из вариантов, утверждают близкий к Минэнерго источник и федеральный чиновник.

"Чтобы “Газпром” обязался принять в трубу газ независимых, ему необходимы гарантии объема и срока поставок", — говорит источник "Ведомостей" в партнерской "Газпрому" организации. Заявления "Роснефти" о ее возможностях в Восточной Сибири построены не на запасах, а на ресурсах, которые еще необходимо доказать, говорил в середине июня член правления "Газпрома" Дмитрий Люгай. Запасы региона — 7,5 трлн куб. м газа, их большая часть, которая сосредоточена в пяти месторождениях, принадлежит "Газпрому". Запасы независимых — это более 50 удаленных мелких и средних месторождений. На вопросы, есть ли какие-либо проектные документы по разработке этих месторождений, как правило, поступают пространные ответы, говорил Люгай. Компании, в том числе "Роснефть", уже представили свои расчеты, но эти расчеты еще предстоит проанализировать, говорит источник, близкий к Минэнерго. Нужно ответить на много вопросов: как осваивать и осваивать ли их месторождения в Восточной Сибири, какими будут рынки сбыта, способы транспортировки, откуда и как станут финансироваться их проекты, подчеркивает федеральный чиновник. Представители "Газпрома" и "Роснефти" не ответили на запрос "Ведомостей".

"Новый газопровод должен функционировать по принципу “Транснефти”. После долгих дискуссий думаю, что правительство придет к такому решению", — говорит председатель думского комитета по энергетике Иван Грачев. Он считает, что "для строительства трубы необходимо использовать национальные фонды и кредиты от китайцев, а сами компании не перегружать".

Михаил Серов, Маргарита Папченкова, Ольга Чуракова

 

 

"Лукойл" намерен купить у "Транснефти" проблемный продуктопровод, чтобы обеспечить прокачку дизельного топлива в Европу.

"Ведомости"

"Лукойл" приобретет у "Транснефти" компанию ДП "Прикарпатзападтранс", следует из письма президента нефтяной компании Вагита Алекперова на имя президента Владимира Путина от 27 августа ("Ведомостям" удалось ознакомиться с документом).

"Прикарпатзападтранс" — украинская структура "Транснефти", которой принадлежат проходящие по территории Украины участки нефтепродуктопроводов Самара — Западное и Грозный — Армавир — Трудовая. Путин поставил на письме резолюцию "согласен" и расписал его вице-премьеру Аркадию Дворковичу и президенту "Транснефти" Николаю Токареву.

Представитель "Транснефти" адресовал вопросы "Лукойлу", так как, по его словам, это инициатива нефтяной компании. Представители "Лукойла", вице-премьера Аркадия Дворковича, Минэнерго от комментариев отказались.

После покупки "Прикарпатзападтранса" зарубежной "дочкой" "Лукойла" трубопроводы будут переданы российско-европейскому консорциуму, который "обеспечит его загрузку и эксплуатацию", говорится в письме. В этом консорциуме контроль останется у "Лукойла". Труба нужна компании, чтобы гарантировать прокачку дизтоплива на европейские рынки, говорит федеральный чиновник, знакомый с этой инициативой. "Лукойл" долго работал на Украине, но в 2013 г. продал Одесский НПЗ, в августе сообщил о продаже сети АЗС и нефтебаз на Украине австрийской AMIC Energy Management.

Кто еще может войти в проект — собеседник не говорит. Это предмет переговоров. Директор Small Letters Виталий Крюков считает, что в консорциум могут войти российские компании, не подпавшие под западные санкции. Дизтопливо по трубопроводам "Прикарпатзападтранса" экспортировала "Башнефть". Ее представитель отказался от комментариев. Представители "Роснефти", "Газпром нефти" и минэнерго Украины не ответили на запросы.

На внутренний рынок Украины "Прикарпатзападтранс" (общая протяженность труб — 1433 км) поставлял около 0,8 млн т топлива в год, еще столько же в Венгрию. Сейчас объемы резко сократились — в июле по территории Украины было прокачано 50 000 т дизтоплива. Предприятие может стоить менее $150 млн, говорит аналитик "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин.

Для "Транснефти" оно является проблемным: $62,7 млн ущерба за пять лет из-за хищений нефти. С 2011 г. Украина через суд пытается добиться признания права собственности на трубопроводы "Прикарпатзападтранса" за собой. В апреле "Транснефть" хотела законсервировать трубы. Но не стала этого делать, после того как украинский суд вынес решение, признающее за "Транснефтью" право претендовать на эти трубы. По мнению Алекперова, кооперация с европейскими партнерами позволит прекратить судебные иски к "Транснефти" со стороны украинских органов, а также системные хищения нефтепродуктов, сохранив конкурентный доступ российского дизтоплива на премиальные рынки. Федеральный чиновник считает, что привлечь партнеров удастся только после завершения судов.

Учитывая политические противоречия с Украиной, участие в проекте европейцев станет гарантией, что компания будет работать и приносить прибыль, говорит Крюков. Европейские компании — потребители дизтоплива смогут влиять на принимаемые решения, например в определении тарифов, добавляет Кокин. По словам Крюкова, в России сейчас дефицит мощностей по транспортировке дизтоплива. Нефтекомпании сейчас модернизируют НПЗ, поэтому выход дизтоплива будет только расти. Российское дизтопливо в Европе пользуется спросом и оно конкурентоспособно, добавляет Крюков. В Европе закрываются НПЗ, что увеличивает спрос на импортное топливо, говорит директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов. Спрос на дизтопливо высокий, так как доля автомобилей в Европе, работающих на дизтопливе, выше, чем работающих на бензине. А производство дизтоплива на европейских заводах будет сокращаться, считает эксперт.

Галина Старинская, Алексей Рожков

 


 

<< Сентябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ