media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.11.2015

Запасы нефти могут вырасти дополнительно на 6% благодаря увеличению вычетов из налога на прибыль, обещает Минприроды. Минфин против такой льготы.

"Ведомости"

Минприроды предлагает применять повышающий коэффициент к затратам на поиск и оценку запасов углеводородов при расчете налога на прибыль с 1 января 2016 г. Законопроект сейчас проходит согласование в правительстве (копия документа есть у "Ведомостей"). Для Дальневосточного федерального округа, Иркутской области и Красноярского края предложено использовать коэффициент 3,5, для России в целом — 2 и отдельно для шельфа — 1.

Здесь учтен зарубежный опыт, объясняет министр природных ресурсов Сергей Донской в письме правительству от 6 ноября 2015 г. (копия есть у "Ведомостей"). Например, Норвегия компенсирует до 78% расходов на геолого-разведочные работы (ставка налога на прибыль там — 78%). Ставка налога на прибыль в России — 20% (2% получает федеральный бюджет, 18% — региональные). Если фискальные органы будут применять к затратам на поиски и оценку месторождений коэффициент 2, то из налога на прибыль будет исключено до 40% расходов на разведку. При коэффициенте 3,5 — до 70%. "Учитывая, что в России весьма жесткая налоговая система и низкая рыночная стоимость запасов (около $2/барр. против $13-19/барр. для Канады, США, Великобритании и Норвегии), государству целесообразно брать на себя большую долю геологических рисков", — пишет Донской. Благодаря льготам дополнительно до 2035 г. будет пробурено 2,6 млн м (за весь 2014 год разведочное бурение — почти 1 млн м). Дополнительный прирост запасов составит 1,2 млрд т (+6,2% к текущим).

По оценке Минприроды, потенциальные выпадающие доходы бюджета составят 22 млрд руб. в 2016 г., в том числе федерального — 2,2 млрд руб., а с 2016 по 2035 г. — 714 млрд и 71,4 млрд руб. соответственно. А дополнительные доходы за счет налога на добычу, таможенной пошлины, разовых платежей при пользовании недрами и налога на прибыль до 2035 г. будут 2,33 трлн руб., в том числе федерального — 2,25 трлн руб.

Падение цен на нефть снизило привлекательность инвестиций в разведку и потенциал ввода уже открытых месторождений до 2035 г., говорится в пояснительной записке. Льготы поддержат независимые компании, которые приносят новые технологические решения при проведении разведки и могут лучше, чем мейджоры, адаптироваться к геологическим рискам.

Минэнерго и Минэкономразвития согласны, что геологоразведке нужна поддержка, сказали их представители. Минэкономразвития, например, предлагает предоставлять вычеты при расчете НДПИ. А Минфин считает "нецелесообразным стимулирование проведения геолого-разведочных работ посредством указанной налоговой преференции по налогу на прибыль" и предлагает прямое финансирование из бюджета, следует из письма Донского. Но у бюджета может не быть такой возможности, оговаривается министр. Инвестиции в разведку, в том числе государственные, сократились: в 2014 г. из федерального бюджета было выделено на это 35,14 млрд руб., в 2015 г. — 28,5 млрд руб. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Без налоговых реформ добыча к 2035 г. упадет ниже 300 млн т, прогнозирует аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. По мнению эксперта, важнее стимулировать компании инвестировать в НИОКР. В ближайшие 10 лет количество операций по гидроразрыву пласта в России вырастет на 50% до 15 000-16 000 в год (по данным RPI), а в США уже сейчас проводится 100 000. "Если будем развиваться такими же темпами, решить вопрос освоения месторождений с трудноизвлекаемыми запасами будет сложно", — заключает Нестеров.

Галина Старинская

 

 

Представитель Роснедр в суде не смог исчерпывающе объяснить позицию ведомства.

"Независимая газета"

Арбитражный суд Москвы вчера исследовал позиции сторон по делу о конкурсе на право пользования Восточно-Таймырским нефтегазовым участком в Красноярском крае. Напомним, в споре за месторождение выиграла дочерняя структура нефтяной компании ЛУКОЙЛа — ООО "ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь", но ее соперник, государственная "Роснефть", опротестовала решение конкурсной комиссии в суде.

Итоги конкурса были подведены 11 августа. Несмотря на то что большинство технико-экономических предложений (ТЭП) "Роснефти" были лучше, чем у ЛУКОЙЛа, победа была присуждена именно частной нефтяной компании. "Роснефть" потребовала признать действия конкурсной комиссии незаконными, а итоги конкурса — недействительными. В качестве обеспечительной меры арбитраж запретил организатору конкурса — Роснедрам — любые действия по утверждению результатов, что было подтверждено на предыдущем заседании суда. Ответчиком по иску "Роснефти" являются Роснедра, а ЛУКОЙЛ заявлен как третье лицо при рассмотрении иска.

Вчера представитель "Роснефти" еще раз изложила позицию компании. По ее словам, Роснедра провели конкурс с нарушением требований законодательства, и эти нарушения повлияли на выбор победителя.

В частности, как отметила юрист, предложения сторон оценивались фактически исходя только из двух критериев — программы изучения участка и опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских нефтеотгрузочных терминалов в условиях арктических морей. При этом законом установлен перечень из шести критериев, которые должны применяться при оценке ТЭП.

Ссылаясь на протокол конкурсной комиссии,  письма Роснедр и Министерства природных ресурсов, представитель "Роснефти" сообщила, что конкурсная комиссия не проводила сопоставления предложений участников конкурса по всем шести предусмотренным законом критериям. Сравнение производилось только по одному из указанных в законе критериев — по программе изучения участка, а также по одному не предусмотренному законом критерию — опыту строительства арктических терминалов, отметила юрист.

Более того, как сообщила представитель "Роснефти", Роснедра в своем письме указали, что в связи со слабой изученностью участка экономические расчеты показателей разработки месторождений, включая экологические вопросы, носят весьма условный характер и не могут являться основным критерием определения победителя конкурса. В той же переписке, по словам юриста, Роснедра и Минприроды "привели ничем не обусловленную интерпретацию показателей технико-экономических предложений в пользу ЛУКОЙЛа. Например, предложения "Роснефти" по вкладу в социально-экономическое развитие региона в размере 544 млн руб. не были признаны лучшими в сравнении с предложением ЛУКОЙЛа в размере 350 млн руб.".

Что касается второго критерия — опыта организации, проектирования, строительства и эксплуатации морских терминалов в условиях арктических морей, то комиссия применила его незаконно, считают в "Роснефти": "Он является критерием допуска к участию в конкурсе, а не определения победителя".

"Организатор торгов должен обеспечить единые понятные для участников требования к конкурсной документации и процедуре участия, максимально четкие критерии отбора победителя, должен максимально четко закрепить их в порядке проведения конкурса, а конкурсная комиссия обязана ими руководствоваться. В нашем случае этого не было: конкурсная комиссия руководствовалась непонятными критериями", — отметила юрист.

По мнению "Роснефти", при проведении конкурса были допущены и другие нарушения. Например, в госкомпании считают, что Роснедра предоставили неполную информацию о степени изученности объекта. "Грубейшие нарушения процедуры проведения конкурса послужили основанием для сомнений в беспристрастности и отсутствии конфликта интересов у лиц, входивших в состав конкурсной комиссии", — считают в "Роснефти".

Поведение ответчика на вчерашнем суде оставило много вопросов. Поначалу показалось, что юристы государственного ведомства, как и на предыдущем заседании, попробуют отсидеться за спиной у юристов ЛУКОЙЛа. Причем на этот раз в буквальном смысле: представители Роснедр устроились не за столом для участников процесса, а в одном из задних рядов. "Почему у нас ответчик на задворках?" — спросила судья и пересадила представителей госрегулятора на положенное место.

Отвечая на претензии "Роснефти" касательно "некорректного отображения информации о степени изученности участка", представитель ведомства настаивал: выставленный на конкурс участок действительно является малоизученным, потому что никаких доказанных запасов по нему нет, только ресурсы, а это совсем другая категория. "А ресурсы мы можем нарисовать сегодня одни, завтра другие, потом пробурим скважину — и ничего там не подтвердится", — двусмысленно высказался представитель Роснедр.

Кроме того, он категорически заявил, что оценка ТЭП была проведена по всем предусмотренным законом критериям. Правда, привести доказательства того, что конкурсной комиссией действительно проводилось сравнение всех ТЭП, он не смог. "Где в протоколе содержится информация о том, что конкурсная комиссия действительно осуществляла сравнение по всем критериям? — обратился к нему с вопросом представитель "Роснефти". — Можете ли вы доказать, что таблица, которую приводит представитель Роснедр, не нарисована ведомством после обращения "Роснефти" в суд? Ведь вы же сказали, что можете нарисовать одно, можете нарисовать другое…"

Представитель Роснедр не нашел ничего лучше как ответить истцу: "Информация об этом содержится в выводах. Они же и оценка: "Конкурсная комиссия решила признать лучшими…" "Лучшими" — это оценка".

Тем самым юрист косвенно подтвердил: в выводах не приводится сравнительный анализ, а лишь фиксируется, что предложения компании ЛУКОЙЛ лучше предложений "Роснефти". Сомнительную оценку конкурентов по опыту строительства морских терминалов представитель госрегулятора отнес к предусмотренному законом критерию программы использования участка недр: "Использование участка недр подразумевает и добычу, и транспортировку добываемого сырья". Как опыт прошлых лет обосновывает преимущества программы, рассчитанной на будущее, представитель Роснедр суду так и не объяснил, оставив множество вопросов, ответы на которые должны быть получены на следующем заседании, 16 ноября.   

Татьяна Попова

 

 

По прогнозу экспертов из Международного энергетического агентства, к 2020 году цена на нефть не поднимется выше $80 за баррель.

"Известия"

Цены на нефть достигнут отметки $80 за баррель к 2020 году — такой прогноз публикует Международное энергетическое агентство в своем ежегодном докладе. По мнению экспертов, это максимальная цена на нефть в ближайшие годы и без серьезных геополитических конфликтов она вряд ли поднимется выше этой отметки.

Согласно опубликованному ежегодному докладу Международного энергетического агентства, цена на нефть марки Brent достигнет отметки $80 за баррель в 2020 году, несмотря на снижение инвестиционной активности. Этому прогнозу отчасти соответствуют данные Минэкономразвития РФ, которое также предполагает в своем последнем докладе рост цены до $60 за баррель к 2018 году (в 2016 и 2017 годах — $50 и $55 соответственно). Оценок до 2020 года не проводилось, сообщили "Известиям" в пресс-службе Минэкономразвития.

На рост цены будут влиять сокращение инвестиций в добычу и рост потребления в странах Азии, считают опрошенные "Известиями" эксперты. Однако все они подчеркивают: $80 за баррель — максимальная возможная цена и выше этой отметки она вряд ли поднимется.

Как указывало Минэнерго в своей последней версии "Энергостратегии до 2035 года", за 20 лет существенно вырастет потребление нефти в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к 2035 году экспорт только российской нефти в этом направлении вырастет вдвое — до 110 млн т. Причем это произойдет при одновременном сокращении запуска новых месторождений. Из-за низких цен на нефть российские нефтедобытчики просят отложить ввод 29 месторождений, о чем на последней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным говорит министр энергетики Александр Новак. Зарубежные нефтяные компании летом уже отложили 46 крупных проектов стоимостью $200 млрд.

Одной из причин стабилизации цен на уровне $80 эксперты считают возвращение сланцевой нефти на рынок.

– Текущее сокращение инвестиций поспособствует росту спроса над предложением уже через 2-3 года, то есть в 2018-2019 годах. Соответственно вырастет и цена. Однако производители сланцевой нефти активизируются уже при цене $70, — отмечает Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов. — Сланцевым производителям для запуска производства необходимо 3-6 месяцев, для традиционных производителей нефти запуск измеряется годами. Наращивание объемов производства сланцевой нефти увеличит предложение на рынке, что опять приведет к стабилизации цен. Предполагаю, что до 2020 года цена на нефть может восстановиться до уровня $80 за баррель, после этого цена будет находиться в коридоре $70-80 за баррель. Не исключаю, что в некоторые периоды цена на нефть может доходить и до 90$, однако это перспектива недолгосрочная.

Сланцевые производители и сейчас могут удерживать добычу рентабельной, ее граница — в районе $40, сообщила аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.

– С повышением цен темпы добычи сланцевой нефти в США и других странах, безусловно, возрастут, но не окажут сильного давления на цену, они лишь будут сдерживать ее рост, — полагает она.

Однако, помимо роста добычи сланцевой нефти, после 2020 года сильное влияние на цену будут оказывать также технологии, считает Громов.

– Сейчас мы видим, что даже при столь низких ценах на нефть США обозначили тренд на развитие возобновляемой энергии. В частности, в этом году Обама представил программу Clean-Energy Plan. Это означает, что спрос на жидкие углеводороды будет снижаться. И в долгосрочном плане мы должны следить за технологическими трендами, — отметил он.

Во многом стоимость черного золота зависит и от ключевой ставки Федеральной резервной системы США, за которой меняется стоимость доллара и интерес брокеров к фьючерсам — если их не будут покупать, они будут дешеветь и тащить вниз цены на нефть, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

– В итоге сокращения инвестиций наших компаний в шельф и "трудную" нефть вкупе с возвращением сланцевой нефти на рынок сбалансирует цену на уровне $80 за баррель и после 2020 года — считает Юшков.

Правда, не исключено, что в некоторые периоды стоимость барреля может быть и выше $80 при влиянии серьезных геополитических и военных конфликтов.

– Сейчас нельзя исключать разгорания старых горячих точек на Аравийском полуострове, в крупном нефтедобывающем регионе, и в Ираке с Курдистаном, добыча которых может пострадать за счет деятельности ИГИЛ, — не исключают эксперты.

Арсений Погосян, Сергей Фиш

<< Ноябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ