Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.11.2019

Одно из крупнейших месторождений компании не принесло бы без этого в бюджет дополнительные 68 млрд рублей.

"Ведомости"

"Мы довольны", — был лаконичен в начале октября 2019 г. директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, отвечая на вопрос о предоставлении налогового вычета для Самотлора. Компания получила налоговый вычет в 2017 г. для обводненного более чем на 95% месторождения Самотлор. До 2027 г. компания сможет сэкономить на НДПИ 350 млрд руб., постановило правительство. В обмен "Роснефть" обязалась увеличить инвестиции в разработку месторождения.

"Ведомости" выяснили, какой дополнительный доход дали бюджету в 2018 г. льготы, предоставленные "Роснефти". Компания с Самотлорского месторождения заплатила в федеральную казну на 68 млрд руб. больше, чем в 2017 г., ответил представитель Минфина на вопрос "Ведомостей", но не сказал, сколько было в 2017 г. На 38 млрд увеличились поступления от экспортной пошлины, еще 30 млрд руб. дал рост НДПИ, перечислил он.

Но ключевую роль в увеличении доходов бюджета от Самотлорского месторождения сыграли ослабление рубля (доллар подорожал с 58,3 до 62,6 руб.) и рост цен на нефть (баррель подорожал с $53 до $70), объяснил Минфин: эти два фактора позволили увеличить доходы от НДПИ и экспортной пошлины на 99 млрд руб., 32,1 млрд бюджет потерял из-за льгот. Изменение добычи на Самотлоре принесло в бюджет дополнительно 1,5 млрд руб. за 2018 г., констатировал представитель Минфина.

За январь — сентябрь 2019 г. рост доходов бюджета в сравнении с тем же периодом 2017 г. составил 38,7 млрд руб. (27,8 млрд дал НДПИ, остальное — экспортная пошлина). Как и в 2018 г., изменение цен на нефть и ослабление рубля больше всего повлияли на поступления в бюджет — плюс 64 млрд, льгота обошлась федеральной казне в 26,3 млрд, а изменение добычи принесло дополнительно 2,5 млрд руб., сообщает Минфин.

"Бюджет России увидел положительный нетто-эффект от финансовых стимулов для обводненного месторождения нефти Самотлор, — говорил на прошлой неделе первый вице-президент "Роснефти" Павел Федоров. — Мы вышли на стабильную добычу на месторождении". По словам Федорова, компания и дальше рассчитывает на положительный эффект от льгот как для "Роснефти", так и для бюджета: "Такая ситуация сложилась и на Самотлоре, и такая же будет на Приобском месторождении, и предлагаем на других месторождениях". На Приобском месторождении (обводненность тоже выше 90%) компания получила на 460 млрд руб. льгот на 10 лет.

Представитель "Роснефти" отказался от комментариев. Собеседник, близкий к компании, напоминает, что с 2008 по 2017 г. добыча нефти на Самотлорском месторождении падала в среднем на 5% в год. По отчетности "Роснефти" в начале 2014 г. на Самотлоре добывалось 5,6 млн т за квартал, а в начале 2017 г. — 4,75 млн т.

"Прямые потери бюджета, связанные с сокращением добычи на Самотлоре, составили с 2008 по 2017 г. уже более 150 млрд руб., — заверяет собеседник, близкий к "Роснефти". — Без государственной поддержки дальнейшее падение добычи нефти на месторождении было неизбежно". Льготы позволили "Роснефти" не только увеличить в 2018 г. отчисления в бюджет по НДПИ (37 млрд руб.) и экспортной пошлине (24 млрд), но и обеспечить рост налога на прибыль, на имущество и дивидендные выплаты — на 23 млрд. Всего в 2018 г. государство получило дополнительно 49 млрд (в сравнении с 2017 г.) — и это за вычетом 35 млрд руб. льгот.

"Когда даются любые льготы, государство рассчитывает, что увеличение налогооблагаемой базы компенсирует выпадающие доходы, — говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. — У нефтяников налоговая нагрузка зависит от цены на нефть и курса рубля. Отсюда и стремительный рост. Обычно же льготы приводят на начальном этапе к недобору в бюджет". Но поступило бы в бюджет еще больше средств за счет НДПИ и экспортной пошлины, если бы не было льгот, — неочевидно, заключает она.

Государство балансирует между двумя вариантами развития: реинвестированием средств от нефтяной отрасли в другие секторы, т. е. диверсификацией экономики, и максимизацией прибыли нефтяной отрасли для наполнения бюджета, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. "Последний выбор означает: страна признает, что не сможет встроиться в мировую экономику как несырьевой производитель, и ей нужно до конца использовать сырьевое преимущество. Выбор реинвестирования прибыли в другие секторы тоже неочевиден, можно и не получить ничего", — заключает она.

Виталий Петлевой

 

 

Подходы к регулированию рынка электроэнергии и мощности нуждаются в пересмотре, считают эксперты.

"Независимая газета"

Для оптовых потребителей электроэнергии ситуация с энергоценами остается сложной: ФАС подозревает генерирующие компании в сознательном их завышении в первом полугодии этого года, а "Совет рынка" прогнозирует, что в 2020-м рост цен будет выше инфляции. Эксперты критикуют подходы регуляторов, которые не считают высокие цены проблемой и не ставят во главу угла их сдерживание, хотя возможности для этого есть.

В конце октября СМИ сообщили о проводимой ФАС проверке генерирующих компаний в связи с завышенными ценами на оптовом рынке электроэнергии. "По предварительным результатам анализа выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны нескольких групп лиц генерирующих компаний, действия которых выразились в подаче завышенных ценовых заявок на рынке на сутки вперед (РСВ), — рассказал журналистам замглавы ФАС Виталий Королев. — Особое внимание было уделено ценовым заявкам, уровень которых превышал среднерыночные индексы более чем на 30%. В настоящее время проводится дополнительная проверка наличия признаков согласованных действий данных групп лиц для принятия окончательных процессуальных решений".

По данным "Коммерсанта" (28.10.19), завышение ценовых заявок спровоцировало резкий рост стоимости энергии в первом полугодии: в европейской части РФ и на Урале (первая ценовая зона) он составил 10,2%, в Сибири (вторая ценовая зона) — 11,3%, а переплата промышленности и госструктур, по подсчетам ассоциации "Сообщество потребителей энергии", достигла 60 млрд руб.

Как сообщается, после начала расследования цены на РСВ начали падать. Хотя, как показывает еженедельный мониторинг рынка электроэнергии и мощности, проведенный "Советом рынка" за период 25-31 октября, скачки энергоцен по-прежнему происходят. Согласно документу, в Сибири средневзвешенный индекс равновесных цен за неделю вырос сразу на 44, 3%. Одна из причин — изменение ценовой структуры предложения ТЭС: "Сократились объемы с ценами в заявках ниже равновесной цены предшествующего периода. В результате объем относительно эффективного предложения значительно снизился и цены в ценовой зоне выросли".

По мнению начальника департамента развития оптового рынка ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Михаила Бирюкова, объективных факторов для резкого роста цен на электроэнергию в этом году не просматривается. "Объем электропотребления остается на уровне прошлого года и не мог послужить причиной роста цен, поэтому мы не исключаем, что ценовой скачок мог произойти из-за необоснованного завышения цен в заявках поставщиков и сговора энергокомпаний", — предполагает эксперт. "У генерирующих компаний есть возможность влиять на цены, но не думаю, что им для этого нужен сговор. Если нет формального сговора, то даже совместные действия в сторону роста цен не являются преступлением или нарушением правил рынка", — уточняет завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.

Энергоцены, как ожидается, будут расти высокими темпами и в будущем году — об этом говорят прогнозы, подготовленные "Советом рынка" (есть в "НГ"). Рост цен на электрическую энергию и мощность в 2020 году по сравнению с текущим годом, по предварительным данным, в первой ценовой зоне составит 1,6 и 9,3% соответственно, во второй ценовой зоне — 3,8 и 11,6%. Исходя из прогнозов, рост одноставочной цены может составить в первой ценовой зоне 5,3%, во второй ценовой зоне — 7,4%. Ключевым фактором роста традиционно являются платежи за мощность построенных электростанций по договорам предоставления мощности (ДПМ) и другие нерыночные надбавки.

Как отмечал "Коммерсант" (21.10.19), согласно годовым отчетам "Совета рынка", для Сибири прогнозируемый на 2020 год рост цен на энергию и мощность будет самым большим с 2017 года. Важный нюанс в том, что, согласно президентскому поручению, энергоцены не должны расти быстрее инфляции. Между тем инфляция по прогнозу Минэкономразвития в следующем году составит 3%.

Валерий Семикашев называет одной из причин опережающего роста энергоцен для оптовых потребителей перекрестное субсидирование: "Для населения цены не должны превысить инфляцию. Это будет выполнено. Это один из факторов, почему для бизнеса они растут быстрее".

"Регулятор в лице "Совета рынка" старается балансировать между всеми ограничениями (инфляцией, попыткой сократить излишнюю мощность, надежностью системы, реальной картиной на рынке). Мне не нравится подход в целом. Целью должно быть снижение цен и повышение конкуренции через более сбалансированную структуру мощностей по видам генерации, более качественные инвестиционные решения. Сейчас же все решения принимаются почти в ручном режиме, цены уже высокие (а это не проговаривается как негатив)", — констатирует эксперт.

"Прогнозы на следующий год оптимизма не добавляют, цены на электроэнергию снова будут расти выше темпов инфляции. Считаем, что у регулятора есть возможности для сдерживания ценового роста, в первую очередь за счет сокращения разнообразных нерыночных надбавок к цене мощности и перекрестного субсидирования, включая межтерриториальное, — настаивает Михаил Бирюков. — Их суммарный объем, по данным "Совета рынка" и Минэнерго России, уже достиг 890 млрд руб., или около трети конечной цены электроэнергии".

А главная проблема, по мнению Валерия Семикашева, заключается в неэффективной работе рынка электроэнергии и мощности в средне- и долгосрочной перспективе: "В нем придумывается много плохих решений, а последствия — высокие цены".

Глеб Тукалин

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ