media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.11.2019

Одно из крупнейших месторождений компании не принесло бы без этого в бюджет дополнительные 68 млрд рублей.

"Ведомости"

"Мы довольны", — был лаконичен в начале октября 2019 г. директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, отвечая на вопрос о предоставлении налогового вычета для Самотлора. Компания получила налоговый вычет в 2017 г. для обводненного более чем на 95% месторождения Самотлор. До 2027 г. компания сможет сэкономить на НДПИ 350 млрд руб., постановило правительство. В обмен "Роснефть" обязалась увеличить инвестиции в разработку месторождения.

"Ведомости" выяснили, какой дополнительный доход дали бюджету в 2018 г. льготы, предоставленные "Роснефти". Компания с Самотлорского месторождения заплатила в федеральную казну на 68 млрд руб. больше, чем в 2017 г., ответил представитель Минфина на вопрос "Ведомостей", но не сказал, сколько было в 2017 г. На 38 млрд увеличились поступления от экспортной пошлины, еще 30 млрд руб. дал рост НДПИ, перечислил он.

Но ключевую роль в увеличении доходов бюджета от Самотлорского месторождения сыграли ослабление рубля (доллар подорожал с 58,3 до 62,6 руб.) и рост цен на нефть (баррель подорожал с $53 до $70), объяснил Минфин: эти два фактора позволили увеличить доходы от НДПИ и экспортной пошлины на 99 млрд руб., 32,1 млрд бюджет потерял из-за льгот. Изменение добычи на Самотлоре принесло в бюджет дополнительно 1,5 млрд руб. за 2018 г., констатировал представитель Минфина.

За январь — сентябрь 2019 г. рост доходов бюджета в сравнении с тем же периодом 2017 г. составил 38,7 млрд руб. (27,8 млрд дал НДПИ, остальное — экспортная пошлина). Как и в 2018 г., изменение цен на нефть и ослабление рубля больше всего повлияли на поступления в бюджет — плюс 64 млрд, льгота обошлась федеральной казне в 26,3 млрд, а изменение добычи принесло дополнительно 2,5 млрд руб., сообщает Минфин.

"Бюджет России увидел положительный нетто-эффект от финансовых стимулов для обводненного месторождения нефти Самотлор, — говорил на прошлой неделе первый вице-президент "Роснефти" Павел Федоров. — Мы вышли на стабильную добычу на месторождении". По словам Федорова, компания и дальше рассчитывает на положительный эффект от льгот как для "Роснефти", так и для бюджета: "Такая ситуация сложилась и на Самотлоре, и такая же будет на Приобском месторождении, и предлагаем на других месторождениях". На Приобском месторождении (обводненность тоже выше 90%) компания получила на 460 млрд руб. льгот на 10 лет.

Представитель "Роснефти" отказался от комментариев. Собеседник, близкий к компании, напоминает, что с 2008 по 2017 г. добыча нефти на Самотлорском месторождении падала в среднем на 5% в год. По отчетности "Роснефти" в начале 2014 г. на Самотлоре добывалось 5,6 млн т за квартал, а в начале 2017 г. — 4,75 млн т.

"Прямые потери бюджета, связанные с сокращением добычи на Самотлоре, составили с 2008 по 2017 г. уже более 150 млрд руб., — заверяет собеседник, близкий к "Роснефти". — Без государственной поддержки дальнейшее падение добычи нефти на месторождении было неизбежно". Льготы позволили "Роснефти" не только увеличить в 2018 г. отчисления в бюджет по НДПИ (37 млрд руб.) и экспортной пошлине (24 млрд), но и обеспечить рост налога на прибыль, на имущество и дивидендные выплаты — на 23 млрд. Всего в 2018 г. государство получило дополнительно 49 млрд (в сравнении с 2017 г.) — и это за вычетом 35 млрд руб. льгот.

"Когда даются любые льготы, государство рассчитывает, что увеличение налогооблагаемой базы компенсирует выпадающие доходы, — говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. — У нефтяников налоговая нагрузка зависит от цены на нефть и курса рубля. Отсюда и стремительный рост. Обычно же льготы приводят на начальном этапе к недобору в бюджет". Но поступило бы в бюджет еще больше средств за счет НДПИ и экспортной пошлины, если бы не было льгот, — неочевидно, заключает она.

Государство балансирует между двумя вариантами развития: реинвестированием средств от нефтяной отрасли в другие секторы, т. е. диверсификацией экономики, и максимизацией прибыли нефтяной отрасли для наполнения бюджета, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. "Последний выбор означает: страна признает, что не сможет встроиться в мировую экономику как несырьевой производитель, и ей нужно до конца использовать сырьевое преимущество. Выбор реинвестирования прибыли в другие секторы тоже неочевиден, можно и не получить ничего", — заключает она.

Виталий Петлевой

 

 

Подходы к регулированию рынка электроэнергии и мощности нуждаются в пересмотре, считают эксперты.

"Независимая газета"

Для оптовых потребителей электроэнергии ситуация с энергоценами остается сложной: ФАС подозревает генерирующие компании в сознательном их завышении в первом полугодии этого года, а "Совет рынка" прогнозирует, что в 2020-м рост цен будет выше инфляции. Эксперты критикуют подходы регуляторов, которые не считают высокие цены проблемой и не ставят во главу угла их сдерживание, хотя возможности для этого есть.

В конце октября СМИ сообщили о проводимой ФАС проверке генерирующих компаний в связи с завышенными ценами на оптовом рынке электроэнергии. "По предварительным результатам анализа выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны нескольких групп лиц генерирующих компаний, действия которых выразились в подаче завышенных ценовых заявок на рынке на сутки вперед (РСВ), — рассказал журналистам замглавы ФАС Виталий Королев. — Особое внимание было уделено ценовым заявкам, уровень которых превышал среднерыночные индексы более чем на 30%. В настоящее время проводится дополнительная проверка наличия признаков согласованных действий данных групп лиц для принятия окончательных процессуальных решений".

По данным "Коммерсанта" (28.10.19), завышение ценовых заявок спровоцировало резкий рост стоимости энергии в первом полугодии: в европейской части РФ и на Урале (первая ценовая зона) он составил 10,2%, в Сибири (вторая ценовая зона) — 11,3%, а переплата промышленности и госструктур, по подсчетам ассоциации "Сообщество потребителей энергии", достигла 60 млрд руб.

Как сообщается, после начала расследования цены на РСВ начали падать. Хотя, как показывает еженедельный мониторинг рынка электроэнергии и мощности, проведенный "Советом рынка" за период 25-31 октября, скачки энергоцен по-прежнему происходят. Согласно документу, в Сибири средневзвешенный индекс равновесных цен за неделю вырос сразу на 44, 3%. Одна из причин — изменение ценовой структуры предложения ТЭС: "Сократились объемы с ценами в заявках ниже равновесной цены предшествующего периода. В результате объем относительно эффективного предложения значительно снизился и цены в ценовой зоне выросли".

По мнению начальника департамента развития оптового рынка ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Михаила Бирюкова, объективных факторов для резкого роста цен на электроэнергию в этом году не просматривается. "Объем электропотребления остается на уровне прошлого года и не мог послужить причиной роста цен, поэтому мы не исключаем, что ценовой скачок мог произойти из-за необоснованного завышения цен в заявках поставщиков и сговора энергокомпаний", — предполагает эксперт. "У генерирующих компаний есть возможность влиять на цены, но не думаю, что им для этого нужен сговор. Если нет формального сговора, то даже совместные действия в сторону роста цен не являются преступлением или нарушением правил рынка", — уточняет завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.

Энергоцены, как ожидается, будут расти высокими темпами и в будущем году — об этом говорят прогнозы, подготовленные "Советом рынка" (есть в "НГ"). Рост цен на электрическую энергию и мощность в 2020 году по сравнению с текущим годом, по предварительным данным, в первой ценовой зоне составит 1,6 и 9,3% соответственно, во второй ценовой зоне — 3,8 и 11,6%. Исходя из прогнозов, рост одноставочной цены может составить в первой ценовой зоне 5,3%, во второй ценовой зоне — 7,4%. Ключевым фактором роста традиционно являются платежи за мощность построенных электростанций по договорам предоставления мощности (ДПМ) и другие нерыночные надбавки.

Как отмечал "Коммерсант" (21.10.19), согласно годовым отчетам "Совета рынка", для Сибири прогнозируемый на 2020 год рост цен на энергию и мощность будет самым большим с 2017 года. Важный нюанс в том, что, согласно президентскому поручению, энергоцены не должны расти быстрее инфляции. Между тем инфляция по прогнозу Минэкономразвития в следующем году составит 3%.

Валерий Семикашев называет одной из причин опережающего роста энергоцен для оптовых потребителей перекрестное субсидирование: "Для населения цены не должны превысить инфляцию. Это будет выполнено. Это один из факторов, почему для бизнеса они растут быстрее".

"Регулятор в лице "Совета рынка" старается балансировать между всеми ограничениями (инфляцией, попыткой сократить излишнюю мощность, надежностью системы, реальной картиной на рынке). Мне не нравится подход в целом. Целью должно быть снижение цен и повышение конкуренции через более сбалансированную структуру мощностей по видам генерации, более качественные инвестиционные решения. Сейчас же все решения принимаются почти в ручном режиме, цены уже высокие (а это не проговаривается как негатив)", — констатирует эксперт.

"Прогнозы на следующий год оптимизма не добавляют, цены на электроэнергию снова будут расти выше темпов инфляции. Считаем, что у регулятора есть возможности для сдерживания ценового роста, в первую очередь за счет сокращения разнообразных нерыночных надбавок к цене мощности и перекрестного субсидирования, включая межтерриториальное, — настаивает Михаил Бирюков. — Их суммарный объем, по данным "Совета рынка" и Минэнерго России, уже достиг 890 млрд руб., или около трети конечной цены электроэнергии".

А главная проблема, по мнению Валерия Семикашева, заключается в неэффективной работе рынка электроэнергии и мощности в средне- и долгосрочной перспективе: "В нем придумывается много плохих решений, а последствия — высокие цены".

Глеб Тукалин

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ