media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.12.2019

Россия готова дать Украине скидку на газ при условии честной работы.

"Российская газета"

Президент России Владимир Путин предложил Украине 25-процентную скидку на газ. Единственным условием ее предоставления является договоренность сторон о "совместной честной работе". Российский лидер отметил, что речь идет о цене для промышленных потребителей и наша страна не может знать и отвечать за то, какой окажется цена для бытовых потребителей газа. "Мы не можем высчитать цену от дотируемой цены. Это обыкновенная такая логика экономическая", — сказал он.

Президент Украины Владимир Зеленский после переговоров с Владимиром Путиным выразил надежду, что договор о транзите российского газа будет продлен до конца этого года. По его словам, газовый вопрос разблокирован и теперь остается обсудить детали.

В них и скрывается суть основных разногласий. Россия сделала уже достаточно много шагов навстречу, чтобы безболезненно для всех урегулировать газовый спор.

Вопрос о транзите газа через территорию Украины не входил в повестку Минских соглашений, но не затронуть его участники саммита в "нормандском формате" не могли. Это не двустороннее дело Москвы и Киева, поскольку от него зависят поставки в Европу. Не случайно вместе с Владимиром Путиным в Париж прилетели министр энергетики Александр Новак и глава "Газпрома" Алексей Миллер. Достигнуть окончательного соглашения не удалось, но переговоры сдвинулись с мертвой точки.

Саммит показал, что президент Украины готов искать компромисс. Зеленский подчеркнул, что удалось снять вопрос о компенсации 3 млрд долларов в споре "Газпрома" и "Нафтогаза". Киев готов получить эти средства российским газом, что свидетельствует о намерениях Украины возобновить его прямые поставки из РФ, прекращенные в 2016 году.

При этом российская сторона неоднократно заявляла, что условием подписания нового контракта должен быть отказ от взаимных претензий в международном арбитраже и прекращение всех судебных разбирательств. Сейчас, похоже, в отношении этого долга наша позиция стала менее принципиальной. Но уже в ноябре этого "Нафтогаз" подал новый иск против "Газпрома" на 12 млрд долларов. Сутяжничество украинской компании сильно мешает поиску взаимопонимания между сторонами.

Пока в газовом споре Россия занимает более гибкую позицию, нежели Украина, и уже неоднократно шла ей навстречу. "Уступки должны быть взаимными, а условия сотрудничества взаимовыгодными, — подчеркнул замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Пока достичь этого не удалось, но движение в правильном направлении идет. Времени осталось очень мало, нужно ускоряться".

Открытым остается в том числе вопрос о сроках. Украинский лидер сказал, что настаивает на десятилетнем контракте по транзиту. Российская сторона не один раз заявляла, что хочет заключить менее долгосрочное соглашение.

Во-первых потому, что уже через год на полную мощность должны заработать "Северный поток-2" и "Турецкий поток" и объемы транзита через Украину будут корректироваться. Во-вторых, мировые цены на газ сейчас упали до минимальных значений и в таких условиях России заключать долгосрочный контракт просто невыгодно.

Кроме того, тарифы на прокачку отечественного газа через газотранспортную систему Украины, которые предложил "Нафтогаз", Алексей Миллер назвал завышенными. По ним в период с 2020 по 2024 год при бронировании 60 млрд кубометров в год плата украинской стороне составит 3,21 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 км, а при бронировании 90 млрд кубометров в год — 2,56 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 км. С учетом вводимых мощностей новых российских газопроводов прокачивать максимальные объемы газа через Украину нам совсем нерентабельно.

Контракт на транзит истекает в этом году. За оставшиеся неполные три недели сторонам нужно успеть урегулировать все спорные вопросы.

Сергей Тихонов

 

 

Субсидирование переработки этана и СУГ может принести бюджету до 330 млрд рублей в виде налогов.

"Ведомости"

Новые меры государственной поддержки должны повысить интерес компаний к проектам по переработке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этана, считает правительство. Обратный акциз на эти виды сырья повысит инвестиционную привлекательность 11 проектов общей стоимостью более 3,3 трлн руб., указывается в материалах, посвященных мерам стимулирования нефтехимии.

"Ведомости" ознакомились с копией документа, подготовленного Минэнерго и Минфином, его подлинность подтвердил представитель Минэнерго. В случае реализации этих проектов сумма дополнительных налоговых отчислений (налог на имущество, прибыль, НДФЛ и проч.) в бюджет составит до 580 млрд руб. за период 2020-2030 гг. За вычетом предоставляемых нефтехимикам субсидий на переработку СУГ и этана чистый доход бюджета за тот же период может составить до 330 млрд руб., посчитали в правительстве.

Размеры акцизов на этан и СУГ и условия предоставления налогового вычета при их переработке были утверждены в конце ноября на совещании у курирующего ТЭК первого вице-премьера Дмитрия Козака. Размер акциза на этан с 2022 г. составит 9000 руб. за 1 т, для СУГ — 4500 руб. за 1 т с поэтапным увеличением до 7500 руб. (в 2026 г.), указано в протоколе совещания, с копией которого ознакомились "Ведомости". На налоговый вычет смогут претендовать только нефтехимические проекты, введенные в эксплуатацию после 1 января 2022 г. Для уже действующих производств возможность получить вычет за переработку СУГ будет только в случае заключения инвестиционного соглашения с Минэнерго на сумму от 65 млрд руб., указывается в протоколе, это соглашение должно быть согласовано с Минфином. Обратный акциз будет распространяться на полную мощность проекта, по которому заключено соглашение, указывает собеседник "Ведомостей", знакомый с концепцией.

Учтенные в расчетах правительства проекты по переработке этана — Амурский ГХК ("Сибур"), Балтийский ГХК ("Русгаздобыча"), Иркутский завод полимеров и совместный проект "Газпрома" с Каспийской инновационной компанией общей стоимостью около 2 трлн руб. (из расчета стоимости АГХК около $11 млрд). Обратный акциз для типового газохимического комплекса (ГХК) на этане позволяет поднять внутреннюю норму доходности проекта с 7 до 9,2%, указано на примере комплекса в Усть-Луге.

Основная задача субсидирования новых проектов — вовлечение в переработку дополнительных объемов сырья, объясняет позицию правительства один из авторов документа. "В добываемом в России газе содержится около 10-12 млн т этана, а исторически мы перерабатываем лишь около 700 000 т, остальное просто сжигается вместе с газом, — говорит собеседник "Ведомостей". — При том что в США на этане построена целая индустрия, у нас инвестировать в переработку никто не спешит. Через обратный акциз мы даем возможность поднять маржинальность таких проектов. С учетом капитальных затрат в десятки миллиардов долларов для большого ГХК это должно сделать проекты и более привлекательными для иностранных инвесторов, и потенциально более конкурентными на мировом рынке". Бюджет же, субсидируя переработку сырья, все равно останется в плюсе за счет налоговых поступлений от новых заводов.

В части новых проектов переработки СУГ действует та же логика. Кроме того, введение обратного акциза должно выравнять экономическую эффективность переработки СУГ и нафты. На последнюю с 2015 г. уже действует обратный акциз (9739 руб. за 1 т). Падение мировых котировок СУГ и обнуление на них экспортной субсидии привело к переключению нефтехимиков на переработку нафты. Получение обратного акциза на СУГ должно привести к обратному эффекту. По уже действующим нефтехимическим производствам в случае заключения инвестиционных соглашений потенциал переключения с нафты на СУГ в правительстве оценивается в 2,8 млн т (около 50% от объема переработки в 2018 г.). Это может дать экономию бюджета за счет разницы в размере акциза и поступлений от экспорта высвободившейся нафты.

Повышение конкурентоспособности новых проектов не бесспорное объяснение, считает директор практики "Газ и химия" Vygon Consulting Дмитрий Акишин. "При темпах роста спроса на полиолефины на 6-8 млн т в год продукция новых заводов, может, и будет востребована в мире в целом. Но если все они будут нацелены на один рынок, заводы могут начать конкурировать между собой, — считает Акишин. — Кроме того, в России не очень любят инвестировать в проекты с высоким риском. Для нефтехимии основные риски лежат в волатильности котировок на конечную продукцию, и гарантии снижения себестоимости ее производства могут быть очень важным стимулом". Большой интерес у компаний может вызвать возможность заключения инвестиционных соглашений. Но из-за ограничений по срокам ввода для работоспособности инструмента необходимо в кратчайшие сроки сформировать подробные правила игры, полагает аналитик. "Это поможет компаниям оперативнее принять инвестиционные решения. 65 млрд руб. — существенная сумма, которая подразумевает даже не модернизацию, а расширение производства, — говорит Акишин. — Но если за счет этих затрат можно будет получить субсидию на комплекс, стоящий кратно больше, — это хороший бизнес".

Артур Топорков

 

 

Конгресс США согласовал санкции в отношении участников российского газового проекта.

"Газета РБК"

Американские законодатели после трех месяцев кулуарных дебатов согласовали проект оборонного бюджета США на 2020 финансовый год. В итоговую версию вошли санкции против иностранных судов, прокладывающих российский экспортный газопровод Nord Stream 2, но не вошли потенциально более жесткие санкции против нового российского госдолга.

О включении санкций против Nord Stream 2 в оборонный бюджет объявил на своем сайте сенатор-республиканец Тед Круз. "В ближайшие дни конгресс примет, а президент подпишет адресные санкции, которые накажут компании, вовлеченные в строительство газопровода", — заявил Круз. В мае 2019 года он внес в сенат отдельный законопроект о санкциях против иностранных операторов судов-трубоукладчиков Nord Stream 2, а в июле за документ проголосовал профильный комитет сената. Но теперь законопроект Круза с финальными правками вошел в состав проекта оборонного бюджета.

Конгрессмены рассчитывают принять оборонный бюджет до ухода конгресса на каникулы 20 декабря.

Еще больше исключений

Как следует из согласительного доклада участников профильных комитетов сената и палаты представителей по вооруженным силам, в итоговой версии законопроекта Круза оказалось еще больше исключений по сравнению с вариантом, принятым в июле профильным комитетом сената.

  • В законопроекте осталась только угроза санкций против иностранных компаний, предоставляющих суда для строительства трубопроводов Nord Stream 2 ("Северный поток-2" по дну Балтийского моря) или TurkStream ("Турецкий поток" по дну Черного моря) на глубине от 100 футов (около 30,5 м).
  • Из законопроекта убрали санкции против компаний, предоставляющих страховые или перестраховочные услуги для таких судов.
  • Кроме того, максимальный срок, в течение которого будут действовать полномочия по введению этих санкций, сокращен с десяти до пяти лет.

В законопроекте сохранились и все прежние исключения и послабления, предлагавшиеся Крузом.

  • Санкции не будут угрожать компаниям, занимающимся ремонтом или техническим обслуживанием "Северного потока-2" или "Турецкого потока".
  • Предусматривается 30-дневный период после вступления законопроекта в силу, в течение которого компания может свернуть свою деятельность по предоставлению Nord Stream 2 / TurkStream судов-трубоукладчиков без наложения на нее санкций.
  • Президенту США предоставляется стандартное в таких случаях право сделать исключение и не вводить санкции против компании, предоставляющей суда для проектов "Газпрома", если это соответствует "интересам национальной безопасности США".

Allseas спешит с датским участком

Палата представителей и сенат могут проголосовать за оборонный бюджет уже на этой неделе. Президент США Дональд Трамп должен будет подписать закон в течение десяти дней. Таким образом, военный бюджет с санкциями против Nord Stream 2 может вступить в силу к концу 2019 года.

Газопровод Nord Stream 2 построен более чем на 80%. После того как Дания в конце октября выдала разрешение на строительство трубопровода в ее водах, "Газпром" сообщал, что датский участок будет проложен за пять недель. Вице-премьер Дмитрий Козак говорил в прошлом месяце, что Nord Stream 2 заработает в середине 2020 года.

Суда для строительства Nord Stream 2 предоставляют три компании — швейцарская Allseas, итальянская Saipem и российская МРТС ("Межрегионтрубопроводстрой"). Но 96% от общей протяженности газопровода придется на долю трех трубоукладчиков Allseas.
По данным сервиса MarineTraffic, три судна Allseas — Pioneering Spirit, Solitaire, и Fortitude — в настоящее время находятся восточнее острова Борнхольм, то есть в районе укладки труб на датском участке, проверил РБК.

Представитель Allseas подтвердил, что суда компании в данный момент ведут работы над датским участком, но за деталями посоветовал обратиться в Nord Stream 2.

Представитель Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер сказал РБК, что компании известно о предложениях американского Конгресса. Но отказался прокомментировать их влияние на трубопроводный проект.

Иван Ткачёв

<< Декабрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ