media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

11.12.2019

Конгресс США согласовал санкции в отношении участников российского газового проекта.

"Газета РБК"

Американские законодатели после трех месяцев кулуарных дебатов согласовали проект оборонного бюджета США на 2020 финансовый год. В итоговую версию вошли санкции против иностранных судов, прокладывающих российский экспортный газопровод Nord Stream 2, но не вошли потенциально более жесткие санкции против нового российского госдолга.

О включении санкций против Nord Stream 2 в оборонный бюджет объявил на своем сайте сенатор-республиканец Тед Круз. "В ближайшие дни конгресс примет, а президент подпишет адресные санкции, которые накажут компании, вовлеченные в строительство газопровода", — заявил Круз. В мае 2019 года он внес в сенат отдельный законопроект о санкциях против иностранных операторов судов-трубоукладчиков Nord Stream 2, а в июле за документ проголосовал профильный комитет сената. Но теперь законопроект Круза с финальными правками вошел в состав проекта оборонного бюджета.

Конгрессмены рассчитывают принять оборонный бюджет до ухода конгресса на каникулы 20 декабря.

Еще больше исключений

Как следует из согласительного доклада участников профильных комитетов сената и палаты представителей по вооруженным силам, в итоговой версии законопроекта Круза оказалось еще больше исключений по сравнению с вариантом, принятым в июле профильным комитетом сената.

  • В законопроекте осталась только угроза санкций против иностранных компаний, предоставляющих суда для строительства трубопроводов Nord Stream 2 ("Северный поток-2" по дну Балтийского моря) или TurkStream ("Турецкий поток" по дну Черного моря) на глубине от 100 футов (около 30,5 м).
  • Из законопроекта убрали санкции против компаний, предоставляющих страховые или перестраховочные услуги для таких судов.
  • Кроме того, максимальный срок, в течение которого будут действовать полномочия по введению этих санкций, сокращен с десяти до пяти лет.

В законопроекте сохранились и все прежние исключения и послабления, предлагавшиеся Крузом.

  • Санкции не будут угрожать компаниям, занимающимся ремонтом или техническим обслуживанием "Северного потока-2" или "Турецкого потока".
  • Предусматривается 30-дневный период после вступления законопроекта в силу, в течение которого компания может свернуть свою деятельность по предоставлению Nord Stream 2 / TurkStream судов-трубоукладчиков без наложения на нее санкций.
  • Президенту США предоставляется стандартное в таких случаях право сделать исключение и не вводить санкции против компании, предоставляющей суда для проектов "Газпрома", если это соответствует "интересам национальной безопасности США".

Allseas спешит с датским участком

Палата представителей и сенат могут проголосовать за оборонный бюджет уже на этой неделе. Президент США Дональд Трамп должен будет подписать закон в течение десяти дней. Таким образом, военный бюджет с санкциями против Nord Stream 2 может вступить в силу к концу 2019 года.

Газопровод Nord Stream 2 построен более чем на 80%. После того как Дания в конце октября выдала разрешение на строительство трубопровода в ее водах, "Газпром" сообщал, что датский участок будет проложен за пять недель. Вице-премьер Дмитрий Козак говорил в прошлом месяце, что Nord Stream 2 заработает в середине 2020 года.

Суда для строительства Nord Stream 2 предоставляют три компании — швейцарская Allseas, итальянская Saipem и российская МРТС ("Межрегионтрубопроводстрой"). Но 96% от общей протяженности газопровода придется на долю трех трубоукладчиков Allseas.
По данным сервиса MarineTraffic, три судна Allseas — Pioneering Spirit, Solitaire, и Fortitude — в настоящее время находятся восточнее острова Борнхольм, то есть в районе укладки труб на датском участке, проверил РБК.

Представитель Allseas подтвердил, что суда компании в данный момент ведут работы над датским участком, но за деталями посоветовал обратиться в Nord Stream 2.

Представитель Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер сказал РБК, что компании известно о предложениях американского Конгресса. Но отказался прокомментировать их влияние на трубопроводный проект.

Иван Ткачёв

Россия готова дать Украине скидку на газ при условии честной работы.

"Российская газета"

Президент России Владимир Путин предложил Украине 25-процентную скидку на газ. Единственным условием ее предоставления является договоренность сторон о "совместной честной работе". Российский лидер отметил, что речь идет о цене для промышленных потребителей и наша страна не может знать и отвечать за то, какой окажется цена для бытовых потребителей газа. "Мы не можем высчитать цену от дотируемой цены. Это обыкновенная такая логика экономическая", — сказал он.

Президент Украины Владимир Зеленский после переговоров с Владимиром Путиным выразил надежду, что договор о транзите российского газа будет продлен до конца этого года. По его словам, газовый вопрос разблокирован и теперь остается обсудить детали.

В них и скрывается суть основных разногласий. Россия сделала уже достаточно много шагов навстречу, чтобы безболезненно для всех урегулировать газовый спор.

Вопрос о транзите газа через территорию Украины не входил в повестку Минских соглашений, но не затронуть его участники саммита в "нормандском формате" не могли. Это не двустороннее дело Москвы и Киева, поскольку от него зависят поставки в Европу. Не случайно вместе с Владимиром Путиным в Париж прилетели министр энергетики Александр Новак и глава "Газпрома" Алексей Миллер. Достигнуть окончательного соглашения не удалось, но переговоры сдвинулись с мертвой точки.

Саммит показал, что президент Украины готов искать компромисс. Зеленский подчеркнул, что удалось снять вопрос о компенсации 3 млрд долларов в споре "Газпрома" и "Нафтогаза". Киев готов получить эти средства российским газом, что свидетельствует о намерениях Украины возобновить его прямые поставки из РФ, прекращенные в 2016 году.

При этом российская сторона неоднократно заявляла, что условием подписания нового контракта должен быть отказ от взаимных претензий в международном арбитраже и прекращение всех судебных разбирательств. Сейчас, похоже, в отношении этого долга наша позиция стала менее принципиальной. Но уже в ноябре этого "Нафтогаз" подал новый иск против "Газпрома" на 12 млрд долларов. Сутяжничество украинской компании сильно мешает поиску взаимопонимания между сторонами.

Пока в газовом споре Россия занимает более гибкую позицию, нежели Украина, и уже неоднократно шла ей навстречу. "Уступки должны быть взаимными, а условия сотрудничества взаимовыгодными, — подчеркнул замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Пока достичь этого не удалось, но движение в правильном направлении идет. Времени осталось очень мало, нужно ускоряться".

Открытым остается в том числе вопрос о сроках. Украинский лидер сказал, что настаивает на десятилетнем контракте по транзиту. Российская сторона не один раз заявляла, что хочет заключить менее долгосрочное соглашение.

Во-первых потому, что уже через год на полную мощность должны заработать "Северный поток-2" и "Турецкий поток" и объемы транзита через Украину будут корректироваться. Во-вторых, мировые цены на газ сейчас упали до минимальных значений и в таких условиях России заключать долгосрочный контракт просто невыгодно.

Кроме того, тарифы на прокачку отечественного газа через газотранспортную систему Украины, которые предложил "Нафтогаз", Алексей Миллер назвал завышенными. По ним в период с 2020 по 2024 год при бронировании 60 млрд кубометров в год плата украинской стороне составит 3,21 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 км, а при бронировании 90 млрд кубометров в год — 2,56 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 км. С учетом вводимых мощностей новых российских газопроводов прокачивать максимальные объемы газа через Украину нам совсем нерентабельно.

Контракт на транзит истекает в этом году. За оставшиеся неполные три недели сторонам нужно успеть урегулировать все спорные вопросы.

Сергей Тихонов

 

 

Субсидирование переработки этана и СУГ может принести бюджету до 330 млрд рублей в виде налогов.

"Ведомости"

Новые меры государственной поддержки должны повысить интерес компаний к проектам по переработке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этана, считает правительство. Обратный акциз на эти виды сырья повысит инвестиционную привлекательность 11 проектов общей стоимостью более 3,3 трлн руб., указывается в материалах, посвященных мерам стимулирования нефтехимии.

"Ведомости" ознакомились с копией документа, подготовленного Минэнерго и Минфином, его подлинность подтвердил представитель Минэнерго. В случае реализации этих проектов сумма дополнительных налоговых отчислений (налог на имущество, прибыль, НДФЛ и проч.) в бюджет составит до 580 млрд руб. за период 2020-2030 гг. За вычетом предоставляемых нефтехимикам субсидий на переработку СУГ и этана чистый доход бюджета за тот же период может составить до 330 млрд руб., посчитали в правительстве.

Размеры акцизов на этан и СУГ и условия предоставления налогового вычета при их переработке были утверждены в конце ноября на совещании у курирующего ТЭК первого вице-премьера Дмитрия Козака. Размер акциза на этан с 2022 г. составит 9000 руб. за 1 т, для СУГ — 4500 руб. за 1 т с поэтапным увеличением до 7500 руб. (в 2026 г.), указано в протоколе совещания, с копией которого ознакомились "Ведомости". На налоговый вычет смогут претендовать только нефтехимические проекты, введенные в эксплуатацию после 1 января 2022 г. Для уже действующих производств возможность получить вычет за переработку СУГ будет только в случае заключения инвестиционного соглашения с Минэнерго на сумму от 65 млрд руб., указывается в протоколе, это соглашение должно быть согласовано с Минфином. Обратный акциз будет распространяться на полную мощность проекта, по которому заключено соглашение, указывает собеседник "Ведомостей", знакомый с концепцией.

Учтенные в расчетах правительства проекты по переработке этана — Амурский ГХК ("Сибур"), Балтийский ГХК ("Русгаздобыча"), Иркутский завод полимеров и совместный проект "Газпрома" с Каспийской инновационной компанией общей стоимостью около 2 трлн руб. (из расчета стоимости АГХК около $11 млрд). Обратный акциз для типового газохимического комплекса (ГХК) на этане позволяет поднять внутреннюю норму доходности проекта с 7 до 9,2%, указано на примере комплекса в Усть-Луге.

Основная задача субсидирования новых проектов — вовлечение в переработку дополнительных объемов сырья, объясняет позицию правительства один из авторов документа. "В добываемом в России газе содержится около 10-12 млн т этана, а исторически мы перерабатываем лишь около 700 000 т, остальное просто сжигается вместе с газом, — говорит собеседник "Ведомостей". — При том что в США на этане построена целая индустрия, у нас инвестировать в переработку никто не спешит. Через обратный акциз мы даем возможность поднять маржинальность таких проектов. С учетом капитальных затрат в десятки миллиардов долларов для большого ГХК это должно сделать проекты и более привлекательными для иностранных инвесторов, и потенциально более конкурентными на мировом рынке". Бюджет же, субсидируя переработку сырья, все равно останется в плюсе за счет налоговых поступлений от новых заводов.

В части новых проектов переработки СУГ действует та же логика. Кроме того, введение обратного акциза должно выравнять экономическую эффективность переработки СУГ и нафты. На последнюю с 2015 г. уже действует обратный акциз (9739 руб. за 1 т). Падение мировых котировок СУГ и обнуление на них экспортной субсидии привело к переключению нефтехимиков на переработку нафты. Получение обратного акциза на СУГ должно привести к обратному эффекту. По уже действующим нефтехимическим производствам в случае заключения инвестиционных соглашений потенциал переключения с нафты на СУГ в правительстве оценивается в 2,8 млн т (около 50% от объема переработки в 2018 г.). Это может дать экономию бюджета за счет разницы в размере акциза и поступлений от экспорта высвободившейся нафты.

Повышение конкурентоспособности новых проектов не бесспорное объяснение, считает директор практики "Газ и химия" Vygon Consulting Дмитрий Акишин. "При темпах роста спроса на полиолефины на 6-8 млн т в год продукция новых заводов, может, и будет востребована в мире в целом. Но если все они будут нацелены на один рынок, заводы могут начать конкурировать между собой, — считает Акишин. — Кроме того, в России не очень любят инвестировать в проекты с высоким риском. Для нефтехимии основные риски лежат в волатильности котировок на конечную продукцию, и гарантии снижения себестоимости ее производства могут быть очень важным стимулом". Большой интерес у компаний может вызвать возможность заключения инвестиционных соглашений. Но из-за ограничений по срокам ввода для работоспособности инструмента необходимо в кратчайшие сроки сформировать подробные правила игры, полагает аналитик. "Это поможет компаниям оперативнее принять инвестиционные решения. 65 млрд руб. — существенная сумма, которая подразумевает даже не модернизацию, а расширение производства, — говорит Акишин. — Но если за счет этих затрат можно будет получить субсидию на комплекс, стоящий кратно больше, — это хороший бизнес".

Артур Топорков

 

 

<< Декабрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ