media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.01.2016

После официального одобрения проекта Еврокомиссией Россия начнет переговоры о возвращении к проекту, уверены эксперты.

"Известия"

Россия готова возобновить переговоры с Болгарией по проекту строительства газовой трубы "Южный поток", отмененному в конце 2014 года по вине болгарских властей. Как сообщила вчера утром болгарская газета "Стандарт", об этом своему ближайшему окружению рассказал премьер республики Бойко Борисов. По данным издания, переговоры могут начаться в ближайшее время и на этот раз будут соответствовать нормам европейского законодательства, в частности Третьего энергопакета, по которому поставляющий газ "Газпром" не должен владеть транспортировщиками своего газа на территории транзитных стран.

Вскоре после заявления болгарского СМИ Минэнерго РФ опровергло факт возобновления переговоров. Тем не менее, по данным нескольких источников "Известий" в дипломатических кругах, переговоры между "Газпромом", российскими и болгарскими властями идут как минимум с осени. Они начались сразу после того, как правительственные переговоры между Россией и Турцией об альтернативном "Южному" "Турецком потоке" зашли в тупик. На конец октября были запланированы последние официальные переговоры в рамках межправительственной комиссии, говорил "Известиям" заместитель министра энергетики Болгарии Антон Павлов. Участвовали ли в них представители Еврокомиссии, министр сообщить не смог.

Официально Еврокомиссия не говорит прямо, одобряет ли она возобновление межправительственных переговоров по "Южному потоку" или нет. Как сообщили "Известиям" в пресс-службе ЕК, "Еврокомиссия готова рассматривать проект строительства "Южного потока" при условии, что он будет соответствовать нормам Третьего энергопакета". Представители "Газпрома", Минэнерго России и Болгарии не ответили на запрос.

В конце 2014 года именно разногласия с Еврокомиссией в части соблюдения условий строительства ("Газпром" должен был продать контрольные пакеты в ряде газотранспортировщиков в Европе), а также нестабильная позиция болгарского руководства в части отношения к проекту стали причиной отмены строительства "Южного потока", напоминает директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.

1 декабря на пресс-конфренции в Анкаре Владимир Путин официально признал проект закрытым, тогда же глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что возврата к "Южному потоку" не будет. В тот же день "Газпром" и турецкая Botas подписали меморандум о строительстве экспортной газовой трубы через Турцию, в последствии получившей название "Турецкий поток".

– Но если Болгария вернулась к проекту и теперь заявляет об этом, то есть делает некий информационный вброс, это может говорить о том, что договоренности с Еврокомиссией о возобновлении проекта у нее есть, — считает Гусев.

Сейчас Болгария активно пытается стать новым газовым хабом для Европы. В сентябре замминистра Павлов говорил "Известиям", что собирается предложить России перенести газовый хаб с территории Греции в Болгарию, альтернативно он также предлагал подключить к "Турецкому потоку" болгарские газовые интерконнекторы.

По данным источника "Известий" в болгарском министерстве энергетики, с начала сентября Болгария начала свои собственные двусторонние переговоры о возобновлении проработки "Южного потока" с основными получателями российского газа в странах Восточной и Южной Европы, в частности с Италией и Сербией.

– Россия наступать на те же грабли не стала бы, и я не думаю, что второй раз опорочить свой статус надежного транзитера, особенно на фоне активной лоббистской кампании, хотела бы Болгария, — говорит Гусев. — Я полагаю, в течение месяца переговоры выйдут на официальный уровень.

Кроме того, важным аргументом для возобновления переговоров, помимо охлаждения отношений с Турцией, могли стать проблемы с продажами газа Украине, которые прекратились в конце ноября прошлого года.

– Многие понимают, особенно в Европе, что отказываясь от покупки российского газа, Украина могла начать несанкционированный отбор из экспортных труб, хотя официально это никто не признает, — не исключает Гусев.

Тем не менее до появления официальной позиции Еврокомиссии по "Южному потоку" российские власти навряд ли публично будут размышлять о перспективах возврата к проекту, считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. С прошлого года Еврокомиссия стала обязательной третьей стороной любых переговоров по строительству экспортных трубопроводов в Европу, поясняет он.

– Со времен отмены "Южного потока" многое изменилось — с февраля 2014 года в Европе появился Европейский энергетический союз, без одобрения которого не заработает ни одно подобное соглашение. Поэтому, чтобы не наломать политических дров, России необходимо для начала понимать его позицию, а уже потом выносить переговоры на публику. Впрочем, если Еврокомиссия опровергнет факт переговоров, так же как и Россия, то эта новость так и останется информационным вбросом Болгарии, являющейся естественным бенефициаром всей этой истории, — считает Громов. — К тому же, как страна — транзитер нашего газа она явно рассчитывает на большую скидку.

На конец 2014 года расчетная мощность "Южного потока" составляла 63 млрд куб. м, соответственно, за одну только транспортировку Болгария могла бы получать до $800 млн ежегодно, подсчитал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Несмотря на декларируемую "диверсификацию источников газа", то есть фактическое снижение "зависимости" от российского голубого топлива, европейские страны не меньше Болгарии заинтересованы в поставках нашего сырья, добавляет Гусев.

– Несмотря на теплую зиму, из-за снижения добычи в Норвегии в Европе возник дефицит природного газа, в странах Западной и Северной Европы он оценивается в 30%, Южной — порядка 35%, — говорит он.

Тем не менее на фоне замедления переговоров по "Турецкому потоку", которые и вовсе стали невозможны после инцидента со сбитым российским истребителем Су-24 в конце ноября 2015 года, Россия в сентябре смогла договориться о строительстве второй очереди проекта "Северный поток" на 55 млрд куб. м. Если "Южный поток" возобновят, вероятно, общая мощность проекта уменьшится с 63 млрд куб. м до 31,5 млрд куб. м, полагает Юшков.

В условия, когда между Россией и Турцией с Украиной разгорелась санкционная война, а Россия хочет продолжить поставки своим южным соседям по уже заключенным контрактам, "Южный поток" остается "меньшим злом", чем продолжение поставок через Украину, — считает он.

У "Газпрома" проблем с нормами Третьего энергопакета возникнуть не должно — в период с 2014 по 2015 год российская монополия активно избавлялась от долей в европейских газотранспортных компаниях, напоминает Юшков.

"В связи с изменением экономических и политических условий группа "Газпром" осуществляет реструктуризацию своих зарубежных активов", — указывала немецкая "дочка" компании "Газпром Германия" в отчете за 2014 год, в том году она, к примеру, ликвидировала оператора толлинговых поставок газа в Сербию Russian-Serbian Trading Corporation a.d.

Кроме того, в июне 2014 года "Газпром" продал 37,1% в литовских Lietuvos Dujos и Amber Grid за $163 млн государству, в июне того же года эстонская госкомпания Elering сообщила, что за €20 млн выкупает у "Газпрома" 37% в компании Vorguteenus Valdus, которая владеет оператором эстонской газотранспортной системы, а в конце апреля 2014 года немецкая EWE AG сообщила, что выкупает у "Газпрома" 10,52% в компании Verbundnetz Gas, которая занимается торговлей газом в Восточной Германии.

– Еврокомиссия может расценить это как жест доброй воли, что в теории дает основания для запуска всех гарантий европейского регулятора по Третьему энергопакету. По его условиям, если поставщик гарантирует поставки газа в определенную точку законтрактовавшему его покупателю, Евросоюз обязан туда построить транспортирующие мощности, которыми будет владеть независимый оператор. Проблема лишь в том, что это условие пока никто не использовал на практике, — заметил Юшков.

Арсений Погосян

 

 

"Газпром" проигрывает конкуренцию европейцам.

"Независимая газета"

Испытывая нехватку валюты, РФ тем не менее отдает украинский газовый рынок европоставщикам. Такой вывод можно сделать из сравнения цен на европейских хабах с объявленными Москвой тарифами для Украины. Вчера 1 тыс. куб. м газа в Восточной Европе стоила около 175 долл., а за российский газ с Киева просили по 212 долл. Поэтому Киев доказывает, что импорт газа с европейских хабов даже с учетом транзита выгоднее.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк сказал в телеэфире, что последнее предложение России по цене за газ с учетом скидки — 212 долл. за 1 тыс. куб. м, а средняя цена приобретения газа в Евросоюзе для Украины — 200 долл. Поэтому Киев испытывает естественное желание сэкономить и отказывается от газпромовского предложения.

Напомним, что с 1 января при контрактной цене российского газа в 230 долл. и с учетом скидки Украина сможет покупать российский газ в январе–марте по 212,23 долл. за 1 тыс. куб. м. В декабре министр топлива и энергетики Александр Новак сказал, что цена на газ для Украины будет формироваться на общих для сопредельных стран рыночных условиях.

По словам Яценюка, Украина накопила около 13 млрд куб. м газа, что на 2,3 млрд больше, чем в этот период 2015-го. Яценюк отметил, что стране газа хватит, чтобы пройти отопительный сезон без потерь. А по данным "Укртрансгаза", за девять дней морозного января запасы газа из подземных хранилищах сократились на 6,2%, или на 848 млн куб. м, — до 12,904 млрд куб. м. По состоянию на утро 6 января, для нужд Украины природный газ поступает только с территории Европы в суточном режиме 20,5 млн куб. м.

Это 615 млн куб. м в пересчете на месяц, или около 2 млрд куб. м поставок до конца отопительного сезона. Если зима будет холодной, то топливо придется докупать. У кого это делать — вопрос прежде всего политический.

В прошлом году Украина закупила 10,3 млрд куб. м газа из Европы, что в два раза больше, чем в 2014 году. Больше всего газа поступило по словацкому коридору — 9,7 млрд куб. м, остальное из Венгрии и Польши, у России закуплено 6,1 млрд куб. м, напоминает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. Стоимость европейского газа устанавливается на биржах и может меняться в зависимости от спроса, погодных условий, свободных газотранспортных мощностей, запасов в хранилищах, спекулятивных игр, отмечает завотделом Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова.

"Газпром" же пока сохраняет ориентацию на долгосрочные контракты с привязкой к расчетным ценам. Кто выиграет в этой ситуации — Киев или Москва, — покажет время. Не исключено, что Яценюк действительно окажется рачительным хозяином, который удачно сэкономил деньги для своего бюджета. Но он может и прогадать. Украине на руку играют два фактора: относительно теплая зима и невысокое потребление топлива со стороны промышленности. "В таком случае Киев действительно может сэкономить", — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Если же зима будет холоднее и Украина заинтересуется нашим газом ближе ко второму кварталу, могут обсуждаться и другие условия поставок. Но не факт, что они окажутся выгоднее, чем предлагаемые сейчас 212 долл., скорее наоборот — это будет зависеть от баланса спроса и предложения на тот момент. Скорее всего "Нафтогазу" придется докупать газ и непосредственно у "Газпрома", только уже без громких комментариев для прессы", — говорит Пушкарев.

Позиция "Газпрома" в принципе объяснима, считает Митрахович. Из европейских виртуальных торговых пунктов ближайший к Украине хаб — Центральноевропейский (CEGH) в австрийском Баумгартене. "Около 70–80% его ресурса составляет российский газ. Если "Газпром" и так накачивает австрийский хаб, зачем ему устраивать реверансы с Украиной?" — рассуждает Митрахович. "Европейский" газ — это тот же самый перепроданный российский газ, — поясняет Пушкарев. — Здесь нет особо смысла выделять поправку на долю, например, норвежского газа, он еще более дорогой. И средняя цена на опосредованно поставленный российский, или так называемый "европейский" газ, для Украины выходит точно выше. По отчетам украинского "Нафтогаза" за 2-й квартал 2015 года, средняя закупочная цена на газ "из Европы" составила 275 долл.".

"Тогда зачем им эти трюки?" — задается вопросом Пушкарев. Эксперт напомнил: Украина покупает сейчас все, в том числе газ, на кредитные деньги, и кто открывает эти кредитные линии, тот и указывает, через кого российский газ покупать, сколько и кому при этом переплачивать. Поддержка Киева из Европы не бескорыстна, считают эксперты.

"Тем не менее доля правды в последних заявлениях Яценюка присутствует", — замечает Пушкарев. Он уточнил, что в Европе действует спотовый, не контрактный рынок, а цена на спотовом рынке на разные объемы газа не фиксирована, и вполне можно найти газ дешевле 200 долл. "По этой цене, например, Словакия может продавать излишки. Но эти избыточные объемы — небольшие. И вряд ли Украине их будет достаточно. В целом же средняя цена газа из Европы наверняка окажется гораздо выше, чем предлагаемые сейчас "Газпромом" 212 долл.", — считает эксперт.

Сегодня Киев может позволить себе ценовой диктат и шантаж в отношении "Газпрома", поскольку Россия и Украина поменялись местами в многолетнем газовом противостоянии, продолжает гендиректор Центра научной политической мысли Степан Сулакшин. "Газпром" вынужден учитывать перспективу утраты рынков из-за геополитических конфликтов и проблем с постройкой новых экспортных магистралей. Кроме того, снижение мировых нефтяных цен формирует у покупателей газа ожидания новых ценовых уступок. Киев сегодня в большей мере управляет ситуацией, считает эксперт. Если учесть планы строительства газопровода Иран–Европа, а также сворачивание планов по всем южным и северным потокам, то очевидна слабость российской позиции, говорит Сулакшин.

Опрошенные "НГ" специалисты добавляют, что вопросы цен, скидок и самих поставок решаются не только по коммерческим, но и политическим соображениям, и во многих случаях газовикам нужно получать согласие правительства.  

Нина Забелина

 

 

"РБК daily"

Большинство доказанных мировых запасов нефти так и останется там, где они находятся сейчас. Нефтяным компаниям нужно распродавать активы и заниматься альтернативной энергетикой.

Ненужная разведка

Цены на нефть закрепились на долгосрочном уровне $30-50 за баррель, а у потребителей энергоресурсов по всему миру появился дополнительный доход в размере более $2 трлн. Это почти неизбежно ускорит рост мировой экономики, поскольку основными бенефициарами данного колоссального перераспределения доходов являются семьи с низкими и средними доходами, которые тратят все, что зарабатывают.

Конечно, кое-кто сильно проиграет — главным образом правительства нефтедобывающих стран, которые готовы скорее исчерпать все валютные резервы и занимать деньги на финансовых рынках, пока возможно, чем сократить госрасходы. В любом случае именно так и любят поступать политики, особенно когда ведут войны, отстаивают геополитические интересы или сталкиваются с народными протестами.

Однако не все производители нефти проиграют одинаково. Одна группа действительно пострадала очень сильно — это западные неф­тяные компании, которые объявили о снижении инвестиций примерно на $200 млрд. Это решение способствовало ослаблению мировых фондовых рынков, но, как ни парадоксально, акционеры нефтяных компаний могли бы прилично заработать на новой эре дешевой нефти.

Руководители крупнейших нефтегазовых компаний должны осознать новую экономическую реальность и прекратить маниакально тратить деньги на поиск новых нефтяных месторождений, ведь на разведку и добычу ископаемого топлива, причем во всех более сложных природных условиях, 75 крупнейших нефтяных компаний мира по-прежнему тратят ежегодно $650 млрд. Это одно из самых глупых решений о размещении капитала в истории. Оно экономически обосновано только в условиях искусственно монопольных цен.

Но эта монополия переживает трудные времена. Сочетание таких факторов, как разработка сланцевых месторождений, растущие экологические требования и прогресс в чистой энергетике, парализовало картель ОПЕК, поэтому нефть теперь будет торговаться, как любое другое сырье на нормальном конкурентном рынке (как уже было в 1986–2005 годах). По мере того как инвесторы привыкают к этой новой реальности, они будут концентрироваться на базовом принципе экономики — "ценообразовании от предельных затрат".

$1 за баррель

На нормальном конкурентном рынке цены будут устанавливаться в зависимости от себестоимости производства дополнительного барреля на самом дешевом нефтяном месторождении со свободными мощностями. Это означает, что все резервы в Саудовской Аравии, Иране, Ираке, России и Центральной Азии должны быть полностью разработаны и истощены, прежде чем кто-нибудь всерьез подумает вести геологоразведку подо льдами Арктики, в глубинах Мексиканского залива или в сотнях миль от берегов Бразилии.

Конечно, реальный мир никогда не бывает так прост, как учебник экономики. Геополитические противоречия, транспортные расходы, узкие места в инфраструктуре — все это приводит к тому, что страны — потребители нефти готовы платить премию за энергобезопасность, в том числе накапливая стратегические запасы на собственной территории.

Тем не менее, поскольку ОПЕК висит на волоске, этот общий принцип вполне применим. Ни ExxonMobil, ни Shell, ни BP не могут больше рассчитывать на успех в конкуренции с компаниями из Саудовской Аравии, Ирана и России, обладающими эксклюзивным доступом к нефтегазовым запасам, не требующим применения сложных технологий: нефть можно добывать там обычной "качалкой" из XIX века. Иран, например, заявляет о готовности добывать нефть с себестоимостью всего лишь $1 за баррель. Добыча нефти на его легкодоступных запасах (вторых по размерам на Ближнем Востоке после Саудовской Аравии) может начаться очень быстро — лишь только будут сняты международные экономические санкции.

Рациональной стратегией для западных нефтяных компаний является прекращение разведки нефти. Вместо этого им следует искать заработки, предоставляя оборудование, геологические ноу-хау и новые технологии, например технологии гидроразрыва (фракинг), нефтедобывающим странам. Однако их финальной целью должна быть максимально быстрая распродажа имеющихся нефтяных запасов, а затем распределение этого урагана денег между акционерами, причем раньше, чем иссякнут все их нефтяные месторождения с низкой себестоимостью.

Точно такую же стратегию самоликвидации использовали табачные компании (к выгоде для своих акционеров). Если нефтяные руководители откажутся вый­ти из бизнеса аналогичным путем, тогда акционеры-активисты или корпоративные рейдеры сделают это за них. Консорциум частных инвесторов может собрать $118 млрд, необходимых для выкупа BP по текущей цене ее акций, и немедленно начать распродажу 10,5 млрд баррелей ее доказанных запасов, которые даже при сегодняшней "низкой" цене стоят более $360 млрд.

Фанатики нефти

Есть две причины, почему этого пока не случилось. С почти религиозным жаром руководители неф­тяных компаний продолжают верить в неизбежность роста спроса и цен на нефть. Они предпочитают разбазаривать деньги на поиск новых месторождений, вместо того чтобы максимизировать выплаты акционерам. И презрительно отвергают единственно возможную стратегию — поменять направление инвестиций с разведки нефти на технологии новой энергетики, которая со временем вытеснит ископаемое топливо.

Перенаправив хотя бы половину из тех $50 млрд, которые, как ожидается, нефтяные компании потратят в этом году на разведку новых месторождений, можно было бы как минимум удвоить те $10 млрд, которые выделены правительствами 20 стран на исследования в сфере чистой энергетики (об этом они объявили во время декабрьской конференции по изменению климата в Париже). Почти нет сомнений, что финансовый доход от этих инвестиций будет существенно выше, чем от вложений в поиск нефти. Тем не менее, как сказал мне один из директоров BP: "Наш бизнес — бурение, в этом мы эксперты. Почему мы должны тратить наше время и деньги, конкурируя в новых технологиях с General Electric или Toshiba?"

Ограничения на добычу в странах ОПЕК и экспансия дешевых месторождений нефти на Ближнем Востоке долгое время уберегали западные нефтяные компании от ценообразования по затратам, поэтому их благодушие было понятно. Но похоже, что саудиты и другие страны ОПЕК теперь осознали, что, ограничивая добычу, они просто отдают свою долю рынка американским фракерам и другим производителям нефти с высокой себестоимостью. Между тем рост экологических требований и достижения в сфере чистой энергетики превращают почти всю их нефть в бесполезный "выброшенный актив" (так называемый stranded asset), который нельзя ни использовать, ни продать.

Марк Карни, управляющий Банка Англии, предупреждает, что проблема "выброшенных активов" угрожает мировой финансовой стабильности. Принятие "углеродных бюджетов" в рамках глобальных и региональных климатических соглашений приведет к обесцениванию запасов ископаемого топлива на балансах неф­тяных компаний, которые сейчас стоят триллионы долларов. При этом ужесточение экологических требований сочетается с прогрессом в технологиях, позволивших снизить цену электричества, произведенного солнечными электростанциями, практически до паритета с ископаемым топливом.

Технологии продолжают совершенствоваться, а экологические требования — ужесточаться, поэтому представляется неизбежным, что большинство доказанных мировых запасов нефти так и останется там, где они находятся сейчас (как и большая часть мировых запасов угля). Шейх Заки Ямани, долгое время занимавший пост саудовского министра нефти, знал об этом еще в 1980-х. "Каменный век завершился не потому, что у пещерных людей кончились камни", — предупреждал он своих соотечественников.

В ОПЕК, кажется, наконец-то услышали эти слова и поняли, что нефтяной век подходит к концу. Нефтяным компаниям надо проснуться и увидеть эту реальность, им следует прекратить поиски нефти и либо заняться инновациями, либо самоликвидироваться.

Анатоль Калетский, председатель Института нового экономического мышления

<< Январь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ