conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.02.2014

"Фортум" и "Э.Он Россия" больше не возражают против изменения параметров ключевых инвестиционных инструментов в энергетике — договоров о предоставлении мощности (ДПМ).

"Ведомости"

"Фортум" и "Э.Он Россия" больше не возражают против изменения параметров ключевых инвестиционных инструментов в энергетике — договоров о предоставлении мощности (ДПМ), рассказали "Ведомостям" представители компаний. Третий иностранный инвестор — "Энел ОГК-5" — также согласен на изменения, говорят источники в трех энергокомпаниях. Представитель "Энел ОГК-5" на запрос не ответил.

ДПМ — ключевые инвестиционные инструменты в энергетике, благодаря которым проводилась приватизация активов РАО ЕЭС. Договоры крайне выгодны для инвесторов, так как гарантируют возврат средств в течение 10 лет с доходностью до 14%.

Но две недели назад стало известно, что Минэнерго предложило растянуть сроки выплат по договорам с 10 до 15 лет и снизить ставку доходности на 1-2,5%, рассказывали источники "Ведомостей", близкие к энергокомпаниям. Главы "Фортума", "Э.Он Россия" и "Энел ОГК-5" просили не менять условия договоров лично вице-премьера Аркадия Дворковича. Заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко, присутствовавший на встрече, заверял "Ведомости", что ставка доходности меняться не будет, а выплаты нужно растянуть в связи с проблемой их расчета. "Попытался успокоить инвесторов, вроде бы удалось", — рассказывал он.

Но теперь против изменений ДПМ выступают три другие компании — "Квадра" Михаила Прохорова, "КЭС-холдинг" Виктора Вексельберга и Сибирская генерирующая компания (СГК) Андрея Мельниченко, рассказали "Ведомостям" источники, близкие к трем компаниям. Могут возникнуть проблемы с пролонгацией кредитов, говорят собеседники "Ведомостей". "Если компании захотят рефинансировать истекшие кредиты под гарантии ДПМ, банки с удовольствием пойдут им навстречу", — считает вице-президент Пробизнесбанка Сергей Летунов. Но у трех компаний слабые финансовые результаты, а банки также обращают на них внимание", — говорит аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. Соотношение долг/EBITDA у КЭС и "Квадры" уже 6,4 и 6,5, у СГК, может, выше (компания не раскрывает показатели). Изменение кредитных ставок будет для них более чувствительным.

Алина Фадеева

Дворкович поддержал нефтяников.

"РБК daily"

Расширение ВСТО, скорее всего, не будет оплачиваться нефтяными компаниями. Правительство пока не планирует включать инвестиционную составляющую в тариф "Транснефти", заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, для расширения ВСТО компании должно хватить умеренной индексации тарифов. В качестве еще одного источника финансирования строительства он назвал ФНБ.

Включение в тариф на транспортировку нефти по трубопроводной системе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) инвестиционной составляющей не планируется, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович, передает Интерфакс. "Такое решение не планируется пока", — сказал он.
По его мнению, "Транснефти" должно хватить средств инвестпрограммы для расширения нефтепроводной системы ВСТО при умеренной индексации тарифов.

В то же время рассматривается заявка "Транснефти" на получение средств из Фонда национального благосостояния. "ФНБ рассматривается. Они заявились на ФНБ", — сказал Дворкович, но деталей не уточнил.

"Роснефть" и "Транснефть" в 2009 году заключили договор на поставку 15 млн т нефти в год в Китай. Летом 2013 года "Роснефть" договорилась об удвоении поставок до 30 млн т ежегодно. Из-за повышенного интереса всех крупных нефтяных компаний к восточному направлению Минэнерго выступило за расширение ВСТО до 80 млн т к 2020 году, а не к 2030 году, как планировалось ранее.

Затраты на расширение ВСТО к 2020 году с 37 млн до 80 млн т "Транснефть" оценивает в 172 млрд руб., говорит ее представитель Игорь Демин.

Весь прошлый год трубопроводная монополия и нефтяники спорили, кто будет финансировать расширение трубы. В качестве одного из вариантов "Транснефть" как раз предлагала ввести дополнительную инвестиционную составляющую в тарифе. Но Дворкович дал понять, что такой вариант сейчас не рассматривается. Впрочем, Демин утверждает, что заявку в ФНБ компания также пока не подавала.

Представитель "Роснефти" не стал комментировать отказ правительства от введения инвестиционного тарифа, отметив лишь, что компания выполняет все условия и обязательства по ВСТО. Представитель "Газпром нефти" отказался от комментариев.

"Транснефть" может продолжать строительство трубопровода ВСТО за счет новых кредитов, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Для компании не станет критичным исключение инвестиционной составляющей из тарифов ВСТО. А привлечение средств из ФНБ — это более дешевый способ финансирования, нежели банковское кредитование, добавляет он.

Кристина Убушаева, Елена Иванкина

 

 

Реализация совместного российско-киргизского проекта по строительству Камбаратинской ГЭС-1 стоимостью 100 млрд рублей может оказаться на грани срыва.

"Известия"

Строительство Камбаратинской ГЭС-1, самого масштабного из совместных российско-киргизских энергетических проектов за последние десятилетия, стоимостью порядка 100 млрд рублей, находится под вопросом.

— В начале марта должны быть проведены экологическая и стоимостная экспертизы технико-экономическое обоснования (ТЭО) проекта, — рассказали "Известиям" в министерстве энергетики и промышленности Киргизии. — Затем это обоснование рассмотрит совет директоров ЗАО "Камбаратинская ГЭС-1".

Однако роccийская сторона сомневается, что дело наконец сдвинется с мертвой точки.

Дело в том, что пока не принято технико-экономическое обоснование (ТЭО), остаются несогласованными как стоимость строительства, так и технические параметры будущей электростанции. И хотя прошло уже полтора года с момента подписания соглашения о строительстве, из-за проволочек с киргизской стороны до сих пор даже неясно, где именно строить станцию — земельные участки под нее Бишкек всё еще не выделил.

Причина, по которой откладывается реализация одного из самых амбициозных проектов за всю историю Средней Азии, — в неготовности киргизской стороны оформить документы, необходимые для начала строительства, считают в российской компании — операторе проекта "Интер РАО".

Межправсоглашение о сооружении гидроэлектростанции подписано министрами энергетики России и Киргизии в сентябре 2012 года. Ее пуск должен покрыть растущие потребности Киргизии в электроэнергии. Кроме того, российская сторона настаивает, чтобы часть вырабатываемого электричества продавалось за рубеж. С этой целью планируется построить ЛЭП на 500 кВт в Казахстан, Китай и Пакистан. По условиям соглашения российская сторона полностью финансирует проект, а киргизская — вносит свою половину в виде права пользования землей, на которой строится ГЭС.

Как пояснили в "Интер РАО", схема подготовки к строительству такова: пока разрабатывается технико-экономическое обоснование, Бишкек обязан предоставить право на пользование земельными участками на территории строительства ГЭС. Затем в рамках дополнительной эмиссии акций должен быть сформирован уставный капитал специально созданной компании — ЗАО "Камбаратинская ГЭС-1". Из средств вновь созданной компании и будет оплачена разработка ТЭО. При этом обоснование, подготавливаемое канадским консорциумом SNC-LavalinInternational и российской компанией "Энекс", должно было бы появиться уже в конце февраля (работа над ним началась осенью 2013 года), но, видно, не судьба.

— Российская сторона средства на проведение ТЭО подготовила, но не может отдать их в уставный капитал "Камбаратинской ГЭС-1". Причина в том, что Киргизия пока не готова внести свою половину, то есть предоставить право пользования землей для строительства гидроэлектростанции. Нерешенный вопрос землеотвода существенно тормозит реализацию проекта, — рассказали в "Интер РАО".

Впрочем, в Бишкеке считают, что процесс идет нормально.

— Правительство Киргизии предоставило право собственности на право пользования земельными участками под строительство ГЭС. Участки переданы оператору проекта с нашей стороны — компании "Электрические станции", -заявили в минэнергопроме Киргизии.
Однако российская сторона считает, что сделано это было без учета местного законодательства.

— Постановления правительства Киргизии по земле принимались уже дважды, в феврале и сентябре 2013 года, и оба раза они противоречили киргизскому же законодательству, в связи с чем не могли быть применены, — говорят в "Интер РАО". — Например, формулировка "право собственности на право пользования земельными участками" некорректна — не может быть права собственности на право. Россия направила в Бишкек рекомендации по доработке документов, в настоящий момент они рассматриваются.

Какова дальнейшая судьба проекта, пока остается неясным. Киргизская сторона полагает, что всё в порядке, российскую не устраивают сроки подготовки документации и вообще отношение к проекту, нужного в первую очередь самой Киргизии.

Каскад Камбаратинских ГЭС начали строить  в 1986 году. Однако после развала СССР их сооружение было прекращено из-за недостатка средств. В 2008 году Бишкек вернулся к проекту и даже построил Камбаратинскую ГЭС-2 мощностью 360 МВт. Но на возведение в разы более дорогостоящей ГЭС-1 тогда средств не хватило.

Константин Волков

 

 

Один из самых конфликтных клиентов Газпрома впервые заявил о возможности компромисса.

"Взгляд"

Газпром наконец сделал Вильнюсу приемлемое предложение по поводу цены на газ, заявила президент Литвы Даля Грибаускайте. До сих пор тяжелые и долгие переговоры двух стран не приводили ни к каким результатам. Грибаускайте считает, что позиции Литвы усилились, однако российские эксперты в этом сомневаются.

Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что глава Газпрома Алексей Миллер на встрече с премьер-министром Литвы Альгирдасом Буткявичюсом в Сочи 7 февраля достиг принципиальных договоренностей о приемлемой цене на газ для Литвы, а также о реализации в стране Третьего энергопакета ЕС. Последнее предусматривает выход российского газового холдинга из управления литовским оператором трубопроводов Amber Grid (на 37,06% принадлежит Газпрому и на 38,9% — немецкому концерну E.ON Ruhrgas) к ноябрю 2014 года.

До сих пор переговоры двух стран, которые идут с весны прошлого года, заходили в тупик. Даже когда в сентябре глава Газпрома Алексей Миллер заявил о готовности снизить цены, Литва в ответ лишь заявила, что предлагать это концерн должен был раньше.

Однако теперь Литва явно осталась довольна услышанным, хотя без нареканий снова не обошлось. "Если раньше я говорила, что все предложения не подлежат обсуждению, то сейчас их можно рассматривать, но, насколько я поняла, они только на словах. Нам важен весь пакет: не только цена, но и количество, срок договора. Пока мы не увидим всего пакета, мы не сможем сказать, примем ли мы предложение, поскольку оно пока не полностью сформулировано", — сказала Грибаускайте. Она считает, что такой итог стал результатом правильной тактики Литвы и что переговорные позиции Литвы сейчас усилились.

Между тем Газпром ставит условие Литве — прекратить судебные преследования концерна. Литва в свою очередь намекнула, что готова выполнить условие Газпрома и пойти на мировое соглашение с Газпромом в Стокгольмском арбитраже. Это возможно, если условия соглашения будут лучше, чем ожидаемый результат спора в арбитраже, заявил во вторник в интервью радиостанции Ziniu radijas главный советник президента Литвы по вопросам социально-экономической политики Нериюс Удренас. "Это нужно взвесить", — сказал Удренас.

Речь идет об иске, который Литва подала в октябре 2012 года против Газпрома в Стокгольмский арбитражный суд. Литва требует вернуть 5 млрд литов (почти 1,5 млрд евро), считая, что именно столько переплатила за восемь лет действия соглашения.

Минэнерго Литвы заявило, что по условиям общественной приватизации и договора о приватизации Lietuvos dujos 2004 года Газпром обязался поставлять в Литву природный газ по "нормальным ценам и в соответствии с ценовой формулой на газ, указанной в действовавшем в то время договоре о поставках газа, заключенном между Lietuvos dujos и Газпромом".

"С 2004 по 2012 год цена Газпрома на поставки газа значительно увеличилась в связи с изменениями формул расчета цены на газ, которые были сделаны в нарушение условий договора о приватизации. Эти изменения формул расчета цен на газ также утверждали и члены правления AО Lietuvos dujos, которых назначил Газпром и которые, голосуя за изменения в договор о поставках газа, возможно, действовали в интересах не Lietuvos dujos, а Газпрома", — объясняло тогда минэнерго Литвы.

Кроме того, по инициативе правительства Литвы и при поддержке крупнейшего акционера немецкого концерна E.ON (принадлежит 38,9% акций) Lietuvos dujos инициирует новый иск в отношении российского концерна о необоснованно высоких ценах на газ.

Литва — один из самых конфликтных клиентов Газпрома в Европе. Она уже давно требует от Газпрома снижения цен, мотивируя это тем, что газ из России обходится республике в 500 долларов за тысячу кубометров, а эта цена — одна из самых высоких в Европе. При этом Литва обиделась, когда Эстония и Латвия в 2011 году получили от Газпрома скидку на газ в 15%, а ей такую скидку не дали. Ко всему прочему, Литва постоянно судится с Газпромом.

Однако гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что позиции Литвы в переговорах, наоборот, ослабли, требовать скидки на газ от Газпрома она не может.

"Это судебное разбирательство является смешным. Литва требует вернуть ей 1,5 млрд евро, тогда как за этот период, по нашим подсчетам, заплатила за российский газ всего 1,86 млрд евро. Поэтому любые экономические подсчеты будут не в пользу Литвы", — говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Таким образом, Газпрому нет никакого резона идти на мировое соглашение, потому что его шансы выиграть судебное разбирательство, инициированное Литвой, велики. Если только арбитраж будет разбираться с экономической составляющей иска и не будет политических факторов, добавляет Симонов.

При этом Газпром уже согласился выйти из числа акционеров литовского оператора трубопроводов Amber Grid, чего требовали правила Третьего энергопакета. По ним надо разделить бизнес добычи, транспортировки и продажи газа. Причем Литва как страна с замкнутым рынком могла отсрочить выполнение этих требований, однако рьяно взялась за их выполнение в самом жестком варианте. Газпром долго пытался добиться от Вильнюса отмены разделения бизнеса. Однако в итоге согласился, что это уже не может быть предметом ценового торга для Вильнюса.

Впрочем, Симонов считает, что Газпром правильно сделал, что в итоге согласился отдать трубу. "Газпром будет продолжать поставлять газ конечным потребителям, а вкладывать средства в обслуживание ГТС, ее ремонт и модернизацию теперь придется самой Литве", — говорит Симонов. "Теперь они, наконец, поймут, что Газпром выступал не просто продавцом газа, но и инвестором. Тогда как Западная Европа до сих пор ничего не сделала для того, чтобы появился единый энергетический рынок с прибалтийскими странами, чтобы они могли получать газ не только из России", — отмечает Симонов.

"Доля Литвы в совокупных продажах газа Газпрома за рубеж составляет всего 1,5%. Поэтому вряд ли она может ставить какие-либо условия. Кроме того, долгосрочный договор с Газпромом на поставку газа заканчивается в следующем году. Так что Литва будет совершенно свободна в выборе поставщика. Она может, например, покупать российский газ у Германии или покупать сжиженный природный газ у Катара", — говорит газете ВЗГЛЯД аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Однако другого экономически обоснованного пути, кроме как подписывать соглашение с Россией, у Вильнюса просто нет. "Построить СПГ-терминал в Клайпеде к сроку окончания контракта они не успевают. Но даже если построят, не факт, что Литва найдет другой газ и по более низкой цене, чем у Газпрома", — говорит Симонов. Это доказывает опыт Польши, которая законтрактовала газ под СПГ в Свиноустье только с Катаром. Но самое главное, что цена катарского газа почти вдвое выше, чем российского, — 700 долларов за тысячу кубометров против 400-450 долларов, отмечает Симонов.

Таким образом, Газпром согласился отдать трубу Литве, и его шансы выиграть суд велики, а у Литвы нет никаких аргументов для того, чтобы требовать снижения цены на газ.

Ольга Самофалова

 

 

<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ