media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.02.2016

Президент Владимир Путин поручил решить вопрос о допуске независимых производителей газа к экспорту по "Силе Сибири" и подумать о точечных налоговых льготах для нефтяных компаний. Но кризис и отсутствие реальной политической воли могут помешать, считают эксперты.

"Ведомости"

"Ведомости" ознакомились с протоколом совещания президентской комиссии по вопросам развития ТЭКа, которое прошло 27 октября 2015 г. Президент Владимир Путин поручил правительству пересмотреть параметры и объем инвестиций в стратегических документах: Энергостратегию России, генсхемы развития газовой и нефтяной отраслей, Восточную газовую программу и Программу развития угольной промышленности. Затраты на развитие газовой отрасли до 2035 г. оцениваются в 32,5-37,5 трлн руб. Восточная газовая программа "Газпрома" включает строительство газопровода "Сила Сибири", расширение СПГ-завода на Сахалине и ряд других проектов.

В нефтяной отрасли президент поручил дополнительно проработать введение новой системы налогообложения (НДД и НФР). Она привязывает налоги к финансовому результату, а не к выручке, как сейчас. За новую налоговую систему активно выступает большинство нефтяных компаний. Но нужно обеспечить необходимый уровень доходов бюджета, а также сформировать эффективный механизм администрирования новых налогов, говорится в протоколе.

Нефтяники просят не повышать налоги из-за ситуации на рынке. В протоколе есть поручение мониторить, как влияет налоговая и таможенно-тарифная системы на положение компаний.

Президент поручил правительству проработать стимулы для добычи в новых регионах. Например, рассчитывать срок действия льгот по НДПИ для проектов с начала фактического освоения участка (при достижении степени выработанности в 1%). Еще одно предложение — стимулировать геологоразведочные работы (ГРР) в малоизученных и труднодоступных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для этого компании могли бы получать налоговый вычет из суммы налога на прибыль, который будет равен затратам на геологоразведку. Также правительство должно проработать комплекс мер по стимулированию добычи нефти из месторождений баженовской свиты (трудноизвлекаемые запасы). Нужно усовершенствовать и процедуру предоставления в пользование участков с трудноизвлекаемыми запасами.

Вопрос НДД и НФР — главный для нефтяников, а были слухи, что президент скептически отнесся к изменению налогообложения, говорит федеральный чиновник. Изменение системы налогообложения может обеспечить прорыв в нефтяной отрасли, отмечает директор по энергетическому направлению ИЭФ Алексей Громов. Остальные налоговые льготы в протоколе улучшают экономику лишь отдельных проектов, заключает эксперт.

Срок действия льгот по НДПИ нужно изменить потому, что лицензии многие компании получили давно, но проекты откладываются, а льготы тем временем истекают, объясняет главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По его словам, несмотря на дефицит бюджета, у компаний есть шанс продлить действие льгот, так как в основном они истекают в 2017-2022 гг. Поручение о вычете на ГРР из прибыли президентская комиссия давала еще в 2013 г., готов даже проект закона, но Минфин всегда был против, напоминает Ежов. Сейчас в условиях дефицита бюджета шансов провести закон еще меньше: Минфин думает, как бы увеличить налоговую нагрузку, считает эксперт. При низкой цене на нефть затраты на ГРР первыми идут под нож, но государство заинтересовано в поддержке геологоразведки — это гарантия, что добыча нефти будет расти в будущем, рассуждает старший аналитик "Атона" Александр Корнилов. В условиях проблем с бюджетом Минфин вряд ли согласится на серьезные льготы, но для нефтяников актуален любой налоговый стимул, даже вычет на геологоразведку, считает директор Small Letters Виталий Крюков.

В газовой сфере президент поручил решить вопрос о праве независимых компаний экспортировать газ. Они могли бы монетизировать газ новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, экспортируя его по "Силе Сибири" в Китай. Также кабмин должен проработать создание равных условий на газовом рынке для всех игроков, включая доступность транспортной инфраструктуры, мощностей по хранению газа и справедливые тарифы на эти услуги. Независимые компании должны будут поставлять газ регионам в пиковые периоды, следует из протокола.

Путин поручил проработать меры по стимулированию строительства СПГ-заводов, активизировать поддержку инвестиционных проектов в сфере ТЭКа, которые реализуются с помощью проектного финансирования. Правительство в случае необходимости должно усовершенствовать механизм предоставления госгарантий. С помощью финансовых инструментов правительству поручено стимулировать импортозамещение.

Поручения по газовой теме почти в тех же формулировках содержались в протоколе совещания президентской комиссии еще в 2014 г., но они так и не были выполнены. Раз тема поручения переходит из протокола в протокол, значит, вопрос остается актуальным, проблема в том, что государству сейчас не до нее — в стране кризис, считает Громов. Для решения газового вопроса нужна политическая воля, но до сих пор ее не было, объясняет замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Строительство СПГ-заводов — задача будущего, а при текущей цене на нефть неактуальна, говорит он. Пока это лишь модная мировая тенденция. Конечно, когда Россия всерьез выйдет на шельф, СПГ-заводы будут нужны, заключает он.

Алина Фадеева, Галина Старинская

 

 

За завышение цен на горючее антимонопольная служба оштрафовала заправки на 20,7 млрд рублей.

"Известия"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила ответ депутатам Госдумы Валерию Рашкину и Сергею Обухову, ранее возмутившимся стоимостью российского бензина (копия есть у "Известий"). За подписью замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина народным избранникам сообщается, что сотрудники ведомства "регулярно принимают меры антимонопольного воздействия" на заправки и с 2008 года завели 460 дел и собрали штрафов на 20,7 млрд рублей. Кроме того, в ФАС объяснили, что бензин подорожал из-за "налогового маневра", роста отраслевых издержек и инфляции. В письме депутатам ФАС напоминает, что закон не предусматривает госрегулирования цен на нефтепродукты и они формируются "на основе рыночного механизма конкуренции".

"В соответствии со своими полномочиями … при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании", — пишет Анатолий Голомолзин.

Он указывает, что с 2008 по 2015 год было рассмотрено более 460 дел.

"Было рассмотрено три "волны" дел … в отношении крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний: ОАО "НК "Роснефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ПАО "АНК "Башнефть". Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде РФ, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы", — сообщает Анатолий Голомзин, уточняя, что общая сумма перечисленных в бюджет штрафов составляет порядка 20,7 млрд рублей.

Тем не менее бензин для потребителей дешевле не стал, и на то есть ряд причин.

"На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги — составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%", — говорится в письме ФАС.

За последний год на фоне падения цен на нефть налоги на нее как раз выросли: с 2015 года ставка налога на добычу полезных ископаемых увеличилась на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%). С начала 2016 года увеличились и акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо: на 44% — на топливо ниже класса Евро-5, на 36% — на Евро-5 и на дизельное топливо всех классов — на 20%.

"Совокупность данных факторов (в частности увеличение налоговой нагрузки), способствующих росту цен на нефтепродукты на территории Российской Федерации, нивелировало падение цены на нефть как фактора снижения цен на нефтепродукты", — подытожил Анатолий Голомолзин.

Ранее в Госдуме обратили внимание на то, что на фоне снижения цен на нефть бензин дешевеет во всем мире, однако в России этого не наблюдается. Подозревая, что дело в сговоре монополистов, депутаты-коммунисты Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили запрос в ФАС с просьбой разобраться в ситуации. Они указывали, что, например, в США на момент написания запроса цена на бензин составляла порядка 10 рублей за литр по текущему курсу, в Китае — 1,32-1,43 рубля за литр. Аналитики тогда поясняли, что удешевление нефти съела инфляция рубля. Кроме того, влияние на цену автомобильного топлива оказала модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Анна Ивушкина

 

 

Эксперты не верят в возможность соглашения между Россией и ОПЕК.

"РБК daily"

Поддержкой для продолжающей дешеветь нефти могло бы стать соглашение между Россией и ОПЕК о снижении добычи. Но его не будет, уверены эксперты Оксфордского института энергетических исследований.

Цена слова

В четверг нефть марки Brent вновь вплотную приблизилась к отметке $30 за баррель. На 20:00 мск падение котировок к предыдущей торговой сессии составило 1,984%, цена — $30,24 за баррель. Причин для роста цен в ближайшей перспективе — нет, констатировало накануне Международное энергетическое агентство (МЭА). Спрос на рынке по-прежнему превышает предложение, и единственно, что сейчас могло бы поддержать рынок, — это сокращение добычи основными игроками. Но надежды на это напрасны, пишут в февральском докладе эксперты Оксфордского института энергетических исследований.

В исследовании "Россия и ОПЕК: неудобные партнеры" они напоминают, что попытки совместного снижения добычи предпринимались и раньше, но к реальному сокращению производства они не приводили.

Например, в 1999 году на фоне падения цен до $10 за баррель Россия, страны ОПЕК, а также Мексика, Норвегия и Оман объявили об общем снижении производства нефти на 2,1 млн барр. в день. Россия тогда обещала снизить добычу на 7% (примерно на 100 тыс. барр. в сутки). Но в действительности российское производство нефти по итогам года даже незначительно увеличилось — с 6,17 млн до 6,2 млн барр. в день (данные BP).

Ситуация повторилась в 2001 году, когда нефтяные цены упали с $36 до 20 за баррель. Тогда ОПЕК пообещала сократить добычу на 1,5 млн барр. в день, но только в том случае, если не входящие в картель страны сократят собственное производство на 500 тыс. барр. в день. Россия в два этапа согласилась снизить добычу суммарно на 180 тыс. барр., но в действительности увеличила производство на 300 тыс. барр. в день, говорится в докладе: нефтяные компании просто направляли свои экспортные потоки в обход трубопроводной системы "Транснефти".

Очередной случай обвала нефтяных цен произошел в 2008-2009 годах (за полгода баррель подешевел с $147 до 39). Тогда Россия тоже призывала ОПЕК сократить добычу, занимавший пост вице-премьера Игорь Сечин даже посетил несколько встреч картеля. Но в реальности продажи российской нефти за рубеж выросли на 700 тыс. барр. в день, следует из доклада Оксфордского института.

Постоянный рост добычи нефти в России подтверждается данными BP Statistical Review. По сравнению с 1998 годом добыча нефти в 1999 году выросла с 6,17 млн до 6,18 млн барр. в день, по итогам 2001 года — с 6,54 млн до 7,06 млн барр., а в 2009 году — с 9,95 млн до 10,14 млн барр.

Новый призыв

В конце января министр энергетики Александр Новак заявил, что Саудовская Аравия предложила провести встречу представителей нефтедобывающих государств на уровне министров. Речь на ней, говорил Новак, может пойти о сокращении каждой страной уровня добычи нефти на 5%. Позже Новак уточнил, что Россия готова лишь "рассмотреть возможность" сокращения добычи, и отметил, что такой шаг не будет иметь смысла при отсутствии "консенсуса" с другими экспортерами. Но этого хватило, чтобы цена на апрельские фьючерсы Brent выросла на 8% — с $32,03 до 36,72 за баррель.

Россия могла бы сократить добычу, просто прекратив бурить новые скважины (сейчас число скважин растет на 3 тыс. ежегодно), говорится в докладе. Но вероятность такого сценария очень мала — российские нефтяные компании, напротив, планируют расширять инвестиции в новые месторождения и увеличивать добычу на старых. Об увеличении инвестиций "Башнефти" в разработку новых участков говорил в конце декабря президент компании Александр Корсик. "Газпром нефть" сообщала о планах увеличивать добычу на Новопортовском и Приразломном месторождениях.

С учетом резкой девальвации российским нефтяникам выгодно наращивать добычу и экспорт, отмечают авторы исследования. Особенно актуально это для "Роснефти" с ее большим валютным долгом. Кроме того, налоговое законодательство пока устроено так, что основные последствия падения цен берет на себя правительство. В частности, в рамках прошедшего в 2015 году "налогового маневра" экспортная пошлина на нефть сократилась до 42% вместо планируемых 57% (в 2016 году осталась на том же уровне).

Никому не верить

Российские власти через госкомпании контролируют больше 50% производства нефти в стране, но утверждают, что не могут повлиять на производителей, отмечается в докладе. "Россия как государство не может гибко регулировать добычу нефти — это прерогатива компаний, которые работают в нашем нефтяном секторе. Они сами принимают инвестиционные решения в рамках существующей системы регулирования налоговой системы", — заявил, в частности, в конце января вице-премьер Аркадий Дворкович.

Несмотря на продолжающееся падение цен, в текущей ситуации России вряд ли удастся договориться с Саудовской Аравией даже о проведении переговоров по сокращению добычи нефти, считают авторы исследования. Власти Саудовской Аравии понимают, что мотивация частных нефтяных компаний в России не совпадает с интересами властей.

В то, что Россия и ОПЕК могут договориться, не верят и аналитики МЭА. В последнем докладе агентства январские заявления Новака о подготовке переговоров по сокращению добычи названы "спекуляцией". В четверг пресс-служба Минэнерго на запрос РБК сообщила, что в ближайшее время встреч с представителями ОПЕК по поводу возможного сокращения добычи не планируется. "Россия не выступает инициатором подобной встречи, если будет приглашение — мы приедем", — заявил представитель ведомства.

Георгий Перемитин

 

 

Странам Европы предложат делиться друг с другом газом.

"Российская газета"

Энергетическая зависимость стран Восточной Европы от транзита российского газа в последние годы возросла, считают в Еврокомиссии. Чтобы ее снизить, Евросоюз планирует создать разветвленную внутреннюю систему перетока газа, что позволит получать топливо от России и других стран напрямую, минуя посредников, а в случае чрезвычайных ситуаций члены ЕС будут делиться друг с другом поставками.

В Российском газовом союзе считают, что на российском экспорте в ЕС эта мера серьезно не отразится: общий объем поставок через трубопроводы останется на высоком уровне. Но в перспективе ЕС может постепенно перейти с долгосрочных на краткосрочные контракты с партнерами, чтобы стоимость поставляемого газа лучше отражала ценовую конъюнктуру спотового рынка, на котором оплата по сделке производится немедленно.

Как сообщила газета Financial Times, на следующей неделе Еврокомиссия официально представит свои предложения. Опыт предыдущих лет показал, что европейские государства во время недостатка газа в подземных хранилищах и приостановке транзита через Украину реагировали не сообща, а порознь на ситуацию, поэтому план предполагает деление территории ЕС на зоны.

Всего их будет девять. Самый уязвимый восточный участок — Польша, Чехия и Словакия — будет объединен с Германией, получающей российский газ напрямую, через акваторию Балтийского моря. Пропускная способность трубопровода — 55 миллиардов кубических метров. Венгрию поставят в инфраструктурный союз с Австрией, Италией, Словенией и Хорватией. Болгарию объединят с Балканами, Грецией и Румынией, а Финляндию — с балтийскими странами.

Каждая зона, определенная пока предварительно, должна озаботиться собственным планом по накоплению запасов газа и строительству дополнительной инфраструктуры, чтобы обеспечить свободный переток топлива между участниками зоны. За составлением и исполнением этих "антикризисных планов" проследит Еврокомиссия, которая среди прочего получит право рассматривать все газовые договоры стран ЕС перед их подписанием. В плане, с которым ознакомилась FT, это объясняется тем, что "безопасность поставок в ЕС не может быть обеспечена в достаточной степени только на уровне каждой страны, <...> лучше этого достигнуть на уровне всего союза".

Если план по созданию собственной газораспределительной системы на основе деления на зоны возымеет успех, то среди учреждений, которые при ЧС гарантированно получат топливо, будут теплосети, больницы и другие социально важные учреждения. Если у какой-либо страны ЕС возникнет дефицит поставок, то промышленные предприятия соседнего государства, где топлива в достатке, будут обязаны поделиться запасами. Такой подход ЕК назвала "обязательной солидарностью".

Формировать стратегию энергетической безопасности Брюссель начал в 2014 году. Энергозависимость Европы от различных видов сырья, по оценкам Еврокомиссии, сегодня составляет 53 процента. Каждый день она платит примерно миллиард долларов за импорт недостающих ресурсов. ЕС покупает до 90 процентов нефти для покрытия потребностей своих стран, 66 процентов природного газа, 42 процента угля и других видов твердого топлива, а также до 40 процентов урана и других ядерных ресурсов. Вытекающая отсюда проблема состоит еще и в цене вопроса, в связи с чем ЕС ищет способы приобретать топливо по конкурентоспособным ценам.

В 2015 году, по оценкам Eurogas, 28 стран ЕС потребили 438 миллиардов кубометров газа. Собственная добыча составила около 30 процентов от общего объема потребления, а поставки из России, по оценкам "Газпрома", составили 159,4 миллиарда "кубов", или 36 процентов (включая Турцию). Германия остается главным торговым партнером России в этом отношении: она импортировала за прошлый год более 43 миллиардов кубометров газа, что на 6,6 миллиарда больше, чем в 2014 году. Вырос спрос на российский газ и со стороны Франции — более чем на треть.

Основным конкурентом на европейском рынке для России остается Норвегия. Доли, занимаемые странами на рынке ЕС, очень близки, но пока поставки из Норвегии уступают российскому экспорту — 108 миллиардов кубометров. Держать за собой долю поставок России позволяют долгосрочные контракты на поставки и наличие трубопроводов. Стоимость тысячи "кубов" привязана к котировкам нефти и меняется вслед за ней с отставанием чуть более полугода. Это позволяет РФ теснить на европейском рынке импорт сжиженного природного газа (СПГ) из других стран.

Остаются еще несколько небольших конкурентов России, которые позволят ЕС более успешно реализовать задуманное. Речь о поставках из Алжира. По мнению президента Российского газового союза Сергея Чижова, когда Европа нарастит внутреннюю инфраструктуру трубопроводов низкого давления, алжирский газ, занимающий сегодня лишь восемь процентов импорта в ЕС, "растечется" по региону. То есть проблемы с дефицитом будут решать еще и за счет импорта из Африки.

Александра Воздвиженская

<< Февраль, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ