Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.02.2018

В Госдуме предложили доработать законопроект об интеллектуальном учете электроэнергии.

"Независимая газета"

Экспертный совет при комитете Госдумы по энергетике на заседании на минувшей неделе подверг критике нынешнюю версию законопроекта об интеллектуальном учете электроэнергии, одобренного палатой пока в первом чтении. Необходимость постепенного внедрения "умных счетчиков" в целом не оспаривается: это будет способствовать переходу экономики на новый технологический уклад и ее цифровизации. Однако целый ряд деталей являются крайне дискуссионными.

В частности, законопроект делает сетевые организации ответственными за предоставление данных коммерческого учета электроэнергии. С этим согласны далеко не все. Например, позиция ФАС, как рассказал один из участников заседания, заключается в том, что монополизация сферы услуг по учету электроэнергии сетевыми компаниями противоречит принципам конкуренции. "С одной стороны, наделение сетевых компаний правом устанавливать такие приборы учета может привести к манипулированию данными и увеличению числа судебных споров, с другой стороны — наделение сбытовых компаний не дает ответа на вопрос, что в последующем делать с прибором учета в случае ухода потребителя к другому поставщику", — заявил представитель антимонопольного ведомства.

Не нравятся нормы законопроекта и бизнес-сообществу. "Оценки экспертов по созданию систем интеллектуального учета варьируются от 800 млрд до 2,5 трлн руб. При этом расходы на создание и эксплуатацию таких систем в любом случае приведут к увеличению тарифа на услуги по передаче электрической энергии", — заметил директор по работе с естественными монополиями алюминиевой компании РУСАЛ Максим Балашов. Замена приборов учета, по планам "Россетей", продлится до 2030 года. В таком случае ежегодный рост тарифа составит 4-12%, а рост стоимости электроэнергии для потребителей — 2-5% в год. При этом прогнозом социально-экономического развития РФ индексация тарифов на передачу ограничена 3%. Общая экономия от внедрения "умных счетчиков" составит 40-50 млрд руб. в год, однако, по мнению потребителей, этот эффект не убедителен на фоне ожидаемых затрат других участников рынка.

По мнению представителя некоммерческого партнерства "Совет рынка" Олега Баркина, содержание законопроекта не в полной мере отвечает заявленным целям, не согласуется с законодательством, характеризуется неясностью отдельных норм и требует существенной доработки. По его словам, концептуально не понятна модель регулирования, не решены организационные вопросы построения информационной архитектуры интеллектуальной системы (отсутствует единая программа, формат передачи данных и т.д.). Создание каждой сетевой компанией своей системы учета не может быть поддержано, подчеркнул Олег Баркин. Как отмечалось на заседании, в законопроекте четко не зафиксировано, что затраты сетевых организаций на установку и обслуживание "умной системы" учета не подлежат включению в тариф.

Директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев обратил внимание на то, что мировая практика ставит под сомнение целесообразность массового внедрения интеллектуальных приборов учета. Например, в Канаде в провинции Онтарио планировавшиеся на старте издержки оказались недооценены почти в два раза и составили 1,9 млрд канадских долларов вместо 1 млрд. В свою очередь, выгоды были переоценены сразу в 10 раз: на 15-летнем горизонте чистый эффект окажется в размере всего 88 млн канадских долларов вместо 600 млн. Аналогичные расчеты отрицательного эффекта проведены в Норвегии, Португалии, Чехии, Литве.

По словам директора Ассоциации "Совет производителей энергии" Дмитрия Вологжанина, затраты на создание новой системы учета сопоставимы с программой модернизации энергетики — около 1,3 трлн руб., при этом экономические эффекты не сопоставимы с затратами. Один из важнейших рисков заключается в отсутствии правил недискриминационного доступа к услугам сетевых компаний по предоставлению данных, что создает условия для злоупотреблений. Представители "Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний" призвали при интеллектуализации сети отдавать предпочтение конкурентным механизмам, позволяющим оптимизировать собственникам затраты на осуществление необходимых капиталовложений. В свою очередь, "Россети" настаивают на необходимости снижения потерь в сетях и повышения платежной дисциплины, но, по мнению участников дискуссии, это можно сделать менее затратным способом. В конечном итоге депутаты пришли к выводу о недопустимости принятия законопроекта в предложенной редакции и необходимости проведения дополнительных консультаций.

Василий Столбунов

 

 

Польша хочет полностью отказаться от российского газа впервые с 1944 года.

"Российская газета"

Самый давний покупатель газа у России — Польша — планирует полностью от него отказаться впервые с 1944 года. Действующий контракт между сторонами истекает в 2022 году, и Варшава рассчитывает, что долю "Газпрома" в структуре ее импорта заменят Норвегия и сжиженный природный газ (СПГ). Такую энергополитику сложно назвать экономически целесообразной, считают эксперты "РГ": они полагают, что поставки СПГ и норвежского газа все равно будут дороже, а заявления Варшавы — это желание получить более выгодные условия закупок у "Газпрома".

О намерении Польши отказаться от российского газа впервые за 74 года сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на представителя правительства Петра Наимского, который курирует вопросы энергетической инфраструктуры.

"Заявления с польской стороны идут довольно противоречивые", — замечает директор Энергоцентра бизнес-школы Сколково Татьяна Митрова. Так, Наимский утверждает, что контракт с Россией не будет продлен никогда и ни за что, в то время как Мачей Возняк, вице-президент компании PGNiG, с которой "Газпром" заключал контракт на поставку газа, настроен более конструктивно и периодически напоминает о необходимости существенного пересмотра цен и других условий.

"Выглядит это как классическое разделение на "доброго" и "злого следователя" в сложном переговорном процессе, где на карту поставлены очень значительные суммы, — говорит Митрова. — Не вызывает сомнений, что Польша в этих переговорах будет упирать на возможность заместить российский газ норвежским и СПГ".

По данным PGNiG, в прошлом году Россия покрывала потребности Польши в газе на 63 процента, еще 11 процентов потребления обеспечил СПГ, остаток — 26 процентов — пришелся на собственное производство. Bloomberg указывает, что после 2022 года из структуры поставок полностью выпадет Россия, на место которой придут трубопроводные поставки из Норвегии (43 процента) и частично — СПГ (27 процентов) при падающей внутренней добыче (20 процентов).

По логике Еврокомиссии, озвученной еще в феврале 2016 года, небезопасно иметь поставщика газа, который закрывает более 40 процентов потребления голубого топлива в стране. В случае с поставками из России это касается примерно половины стран Евросоюза (ЕС), однако и сама Россия зависима от европейского рынка сбыта. Норвегия, на которую возлагает надежды Польша, в схожем положении: почти весь экспорт ее газа приходится на страны ЕС, и в большинстве из них норвежские поставки покрывают более 20 процентов потребления.

"С точки зрения рекомендаций Еврокомиссии по энергобезопасности целесообразным является расширение числа поставщиков газа, а не замещение одного другим, — подтверждает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. — Польша же пока официально делает ставку на Норвегию, которая по опыту ее западноевропейских партнеров в газовых вопросах зачастую является менее сговорчивым партнером, чем Россия".

Например, Норвегия привязала цены в большинстве контрактов к ценам хабов, отказавшись от нефтяной привязки, а это именно то, за что борются поляки. "При этом, правда, уровень обязательного отбора газа был увеличен до 100 процентов (в действующих контрактах "Газпрома" сейчас это менее 80 процентов)", — указывает Белова. Таким образом, поставщик застраховался: его товар должны закупать при любом уровне цен, а не только тогда, когда они низки на хабах.

Все же Петр Наимский настаивает, что отказ от России в пользу трубопроводных поставок из Норвегии (по еще не одобренному к строительству газопроводу Baltic Pipe, который был впервые предложен к рассмотрению более 20 лет назад) — это диверсификация. "Мы диверсифицируем импорт не для того, чтобы продолжать сотрудничать с Россией", — заявил он 8 февраля. "Если все-таки политические соображения возобладают и Польша решит полностью отказаться от российского газа, для "Газпрома" это будет означать потерю хорошего рынка сбыта. И для того чтобы возместить ее, придется прикладывать серьезные маркетинговые усилия", — считает Митрова.

В любом случае это не в интересах России: Польша занимает примерно шесть процентов в структуре экспорта российского газа в дальнее зарубежье и является транзитной страной при поставках из России в Германию по системе "Ямал-Европа. "На мой взгляд, не заинтересована в этом и Польша, — считает Белова. — Заявляя о желании не продлять газовые отношения с "Газпромом" после 2022 года, она лишь стремится усилить свою переговорную позицию при обсуждении новых условий контракта".

По оценкам эксперта, Варшава добивается снижения объема обязательных годовых закупок у Москвы с десяти миллиардов до примерно пяти миллиардов кубометров газа и сокращения длительности контракта с текущих 26 лет до пяти-десяти при обязательной привязке цен в контракте к западноевропейским газовым хабам, о чем ранее говорил Возняк. Пока же PGNiG продолжает участвовать в арбитражных разбирательствах в суде Стокгольма против "Газпрома" и "Газпром экспорта" для пересмотра цен на газ в действующем контракте.

Александра Воздвиженская

 

 

Компания почти ничем не рискует, но может сорвать джекпот.

"Ведомости"

9 февраля "Новатэк" сообщил о подписании соглашений с правительством Ливанской Республики о разведке и добыче углеводородов на 4-м и 9-м шельфовых блоках. Партнерами российской компании стали французская Total и итальянская Eni. Доля "Новатэка" в консорциуме составляет 20%, по 40% у Total и Eni, оператор проекта — Total.

Подписанное соглашение дает компаниям право на проведение геологоразведки в течение 5-10 лет, сообщает "Интерфакс". В случае подтверждения коммерческих запасов консорциум должен будет утвердить с правительством Ливана план разработки — это даст партнерам право на добычу ресурсов на протяжении еще как минимум 25 лет.

Впервые о планах по разработке своего участка средиземноморского шельфа Ливан сообщил в 2013 г. Сроки проведения тендера несколько раз переносились. Но даже нестабильная внутриполитическая обстановка в стране не помешала заявиться на конкурс всем крупнейшим мировым игрокам. Кроме "Новатэка", Total и Eni заявки на участие в тендере подавали еще 43 компании, в том числе ExxonMobil, Shell, Statoil, "Лукойл" и "Роснефть", сообщало правительство республики в сентябре 2017 г.

Ажиотажный интерес вызывают огромные потенциальные запасы Левантийского бассейна, к которому относится и ливанский шельф. По оценкам экспертов, восточная часть Средиземного моря содержит запасы газа примерно на 3,5 трлн куб. м, нефти — около 850 млн барр. До 20% этих ресурсов предположительно находится на принадлежащей Ливану территории.

В 2009-2010 гг. на территории Левантийского бассейна были открыты месторождения Тамар (запасы — 300 млрд куб. м) и Левиафан, ресурсы которого оцениваются в 620 млрд куб. м. Разработкой обоих месторождений занимается Израиль. Эстафету подхватила американская Noble Energy — в 2011 г. чуть западнее Левиафана и уже в водах Кипра компания обнаружила месторождение Афродита с оценочными запасами 125-200 млрд куб. м. Самым крупным месторождением в регионе пока остается египетский Zohr (850 млрд куб. м газа), найденный Eni в 2015 г. Однако 8 февраля, буквально накануне подписания новых соглашений с Ливаном, Eni и Total сообщили об обнаружении на кипрском шельфе еще одного потенциально большого месторождения Calypso 1.

Total является партнером "Новатэка" в проекте "Ямал СПГ". Ливанский консорциум с участием французов и итальянцев — это логичное продолжение сотрудничества, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. "Учитывая, что участки, которые получил консорциум, находятся в той части Средиземного моря, где за последнее десятилетие были сделаны крупные газовые открытия, у предприятия высокие шансы на успех", — предполагает Белова. А миноритарное участие российской компании минимизирует как политические, так и разведочные риски, полагает Белова.

Компаниям, которые претендовали на участие в консорциуме с миноритарной долей, было достаточно подтвердить наличие активов в размере $500 млн. Для потенциальных операторов проекта была установлена планка в размере $10 млрд, следует из материалов конкурса. Всего на тендер в прошлом году выставлялось пять блоков ливанского шельфа из 10.

В зависимости от количества поисковых скважин геологоразведка может обойтись консорциуму от нескольких десятков до пары сотен миллионов долларов, предполагает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Расходы "Новатэка", учитывая его миноритарную долю, будут и того меньше. В масштабе основных инвестиционных планов российской компании это незначительная сумма, которая ни на что не повлияет, считает Полищук.

Основные приоритеты "Новатэка" сейчас расположены в российской Арктике, а не в Средиземноморье. Обновленная стратегия "Новатэка" предполагает, что на развитие производства сжиженного газа компания до 2030 г. направит до 2,8 трлн руб. Подписанные с Ливаном соглашения вполне укладываются в эти планы, считает Белова. "В случае обнаружения достаточных запасов углеводородов у консорциума будет возможность подождать и начать их освоение после окончания капиталоемкой стадии сооружения российских проектов, — указывает она. — Другими словами, стратегия "Новатэка" в части выбора международных проектов выглядит очень разумно". Вместе с проверенными партнерами за минимальную цену был приобретен входной билет, дающий возможность компании получить опыт работы в зарубежном проекте, продолжает Белова. Он может быть запущен в наиболее подходящий и для компании, и для рынка момент, говорит эксперт.

Артур Топорков

<< Февраль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ