media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.03.2015

Вице-премьер Аркадий Дворкович одобрил налоговый эксперимент для нефтяников. Осталось решить главное — на каких месторождениях его проводить. От этого зависят риски для бюджета.

"Ведомости"

Вчера Дворкович провел совещание, на котором в целом одобрил концепцию налогового эксперимента в нефтяной отрасли, предложенную Минэнерго, — налог на финансовый результат (НФР). Об этом "Ведомостям" рассказали три участника совещания.
Минфин и Минэнерго долго спорили, как должен выглядеть новый налог. Минфин опасается за бюджет, Минэнерго настаивает на необходимости стимулировать добычу.

Окончательное решение будет принято на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, говорят чиновники. Осталось определить, на каких месторождениях проводить эксперимент — от этого зависят и риски для бюджета, объясняет один из них. Представители Минфина, Минэнерго и Дворковича отказались от комментариев.

Суть эксперимента, предложенного Минэнерго, — составить список пилотных месторождений, на которых НДПИ будет отменен, а компании будут платить НФР, налог на прибыль и пошлины. Пилоты отберет само Минэнерго, критерии оно пока не раскрывало. Минэнерго уже получило от компаний предложения включить в список 35 месторождений, из них оно собирается отобрать 12 проектов "Лукойла", "Газпром нефти" (Вынгаяхинская группа) и "Роснефти", говорят два чиновника.

Минфин настаивает на том, чтобы были определены четкие критерии для автоматического отбора месторождений. "Один из обсуждаемых вариантов — небольшие месторождения с небольшим дебетом (если они не новые, а действующие)", — говорит один из чиновников. При таких критериях из списка выпадут многие проекты, отобранные Минэнерго, признает он.

Минэнерго отобрало месторождения, у которых нет льгот, хотя разработка запасов требует больших расходов. Некоторые будут разрабатываться и при действующей налоговой системе, уверен один из чиновников: Минэнерго фактически пытается расширить льготы для нефтяников. Минфин согласен на эксперимент и на действующих проектах без льгот, но нужно установить лимит по их выработанности, говорит чиновник.

Дворкович считает, что критерии нужны, но последнее слово должно оставаться за правительством, оно будет определять, кто попадет в список. Это, по сути, ручное управление, замечает один из чиновников.

Бюджет и так теряет более 4 трлн руб. из-за снижения планируемой на этот год цены нефти вдвое до $50 за баррель, а девальвация рубля компенсирует менее половины этих потерь. Нефтяники же благодаря девальвации чувствуют себя неплохо, говорит один из чиновников.

Минфин изначально вообще выступал против НФР и предлагал экспериментировать с другим новым налогом — на добавленный доход (НДД). Дворкович и Минэнерго не против НДД, но трехлетний эксперимент предлагают провести с НФР.

Основной бенефициар эксперимента — "Газпром нефть". У компании почти нет льгот и она много тратит на новые технологии, рассказывают чиновники. По сути, "Газпром нефть" хочет профинансировать НИОКР за счет госбюджета, замечает один их них.

Вынгаяхинская группа "Газпром нефти" добывает всего около 2 млн т в год при общей добыче компании в 2014 г. в 66 млн т, говорил ее представитель. На этих месторождениях при действующей налоговой системе значительная часть запасов никогда не будет разработана, уверял он. Расходы на разработку этих месторождений топ-менеджер компании оценивал в $37–40, при цене $60 за баррель государство забирает $30, а компании несут убытки на $7–10.

На месторождениях, которые компании готовы разрабатывать и при действующей системе, НФР можно калибровать так, чтобы доходы бюджета остались прежними, указывает топ-менеджер другой нефтяной компании. Бюджет будет нести потери только на участках, которые сейчас не разрабатываются, говорит он.

Риски для бюджета условные, считает чиновник, знакомый с позицией Минэнерго. Рост добычи на пилотных месторождениях увеличит в будущем и налоговые поступления, потери в первый год окупятся, уверен он.

Маргарита Папченкова, Петр Третьяков

 

 

В нефтегазовый комплекс РФ до 2020 года будет инвестировано 15 трлн. руб.

"Новые известия"

Инвестиции в нефтегазовый комплекс России в 2014 году составили 2,5 трлн. рублей, а с учетом закупок компаний эта цифра составила 5 трлн. рублей, сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. При этом до 2020 года инвестиции в нефть и газ составят 15 трлн. рублей, а с учетом закупок — до 30 трлн. рублей. При этом нефтегазовый сектор намерен взять курс на импортозамещение с тем, чтобы снизить зависимость от западных технологий при добыче и переработке углеводородов. С другой стороны, низкие цены на нефть вполне способны поставить под сомнение столь амбициозные проекты.

Новак отметил, что за два месяца 2015 года в России добыча нефти увеличилась на 0,7% — до 86 млн. тонн. Бурение увеличилось на 19,2% по сравнению с январем-февралем прошлого года. В 2014 году было добыто 641 млрд. кубометров газа, в перспективе планируется рост до 885 млрд. кубометров. Минэнерго надеется, что Россия сможет удержать объемы добычи нефти, достигнутые в 2014 году, до 2030–2035 года. Между тем в 2014 году Россия нарастила добычу до 526 млн. тонн.

Новак также сообщил, что Минэнерго ставит задачу по снижению доли импортного оборудования в нефтегазовом секторе страны с 60 до 43%. С этой точки зрения, наиболее проблемными направлениями работы отрасли является технология по гидроразрыву пласта (ГРП), где доля импортного оборудования достигает 83%, оборудование для производства сжиженного газа (80%), оборудования для шельф (90%).

"Несмотря на трудное экономическое положение страны, инвестиции в нефтегазовый сектор поступают постоянно", — сказал "НИ" Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. В качестве примера он привел проект "Ямал СПГ", который оценивается в 27 млрд. долларов, или, по нынешнему курсу, порядка 1,6 трлн. рублей. Его цель — освоение газовых месторождений и развитие отрасли сжиженного газа в РФ. Проблема в том, что это один из арктических проектов, который сильно зависит от западных технологий. Но государство не собирается отказываться от него, ведь кроме самой разработки будет построено предприятие по производству СПГ, что укрепит позиции России в мире как одного из крупнейших экспортеров энергоносителей. Ну а технологии, полагает эксперт, предоставят как западные страны, так и Китай, который тоже участвует в проекте.

"Российская сторона ведет переговоры не только с политиками, но и с представителями бизнес-сообществ, что позволяет ей заключать долгосрочные соглашения. Как, например, контракт сроком на 20 лет с бельгийской компанией Fluxys LNG на перевалку СПГ в терминале Зеебрюгге в Бельгии", — сказал Андриевский.

Эксперты, между тем, отмечают технологическую сложность таких проектов в условиях сохраняющихся санкций. "Ситуация осложняется технологическим эмбарго, которое наложено на РФ среди ряда прочих санкций, что заставляет наши газо- и нефтедобывающие компании переходить к импортозамещающей стратегии. А это не может стоить дешево на начальном этапе освоения", — сообщил в разговоре с "НИ" Иван Капитонов, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС.

К тому же нет ясности, сможет ли Россия продать добытые ценой огромных усилий энергоресурсы, если спрос на мировом рынке будет оставаться слабым, а цены на углеводороды будут сохраняться на низком уровне. Пока что остается констатировать, что добыча нефти и газа России обходится все дороже, в то время как рассчитывать на серьезный прорыв на мировом рынке едва ли приходится. Особенно учитывая тот факт, что Европа уже взяла курс на диверсификацию поставок и снижение энергетической зависимости от России.

"Снижение объемов добычи для России будет иметь обратный эффект, а именно снизится объем поступлений в федеральный бюджет с экспорта энергоносителей. То есть получается замкнутый круг: добывая меньше, мы сокращаем свои доходы, а увеличить добычу — проблематично, так как цена на нефть при текущих темпах добычи снижается, а новых покупателей нет", — отметил Андриевский. По мнению эксперта, российской "нефтянке" в нынешних условиях имеет смысл сохранять текущие объемы добычи на прежнем уровне, а новые проекты вводить лишь с целью заместить сокращение добычи на старых месторождениях.

Сергей Путилов

 

 

Если Россия уплатит акционерам ЮКОСа компенсацию, назначенную Европейским судом по правам человека, они вычтут ее из $50 млрд, присужденных Гаагским арбитражем.

"Ведомости"

Вчера Комитет министров Совета Европы начал обсуждать исполнение Россией решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), среди которых — решение, что Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 1,8 млрд евро.

К середине июля российские власти должны совместно с Комитетом министров Совета Европы определить алгоритм исполнения этого решения. Акционеры ЮКОСа (их представляют Yukos Universal Limited и Hulley Enterprises Limited, по их собственным данным, они владеют 58,9% акций компании и претендуют на 1,1 млрд евро из назначенной ЕСПЧ компенсации) написали в Комитет министров обращение, что начать обсуждение плана следует уже сейчас. Комитет министров установил над этим делом расширенный надзор. Документ опубликован на сайте комитета.

В обращении говорится, что российские власти должны представить согласованный с Комитетом министров план в сжатые сроки; что в нем должны быть предусмотрены выплаты всем акционерам ЮКОСа из реестра на момент ликвидации компании; что это должен быть прозрачный и эффективный алгоритм, учитывающий международный состав акционеров и тот факт, что много акций либо принадлежало номинальным компаниям (в том числе самим Universal Limited и Hulley Enterprises), либо размещено в АДР.

Пытаясь оспорить решение в Большой палате Евросуда, Россия жаловалась, что ее наказывают дважды за одно и то же: незадолго до решения ЕСПЧ постоянная палата Третейского суда в Гааге признала банкротство ЮКОСа нарушением Энергетической хартии и обязала Россию выплатить Hulley, Yukos Universal и Veteran Petroleum $50 млрд. Суд не принял аргументов России, но Yukos Universal и Hulley обещают, что, если получат компенсацию, назначенную ЕСПЧ, учтут ее при определении суммы, которую Россия должна им по решению Гааги.

Участник российской делегации в ЕСПЧ говорит, что характер исполнения дела ЮКОСа не был вчера предметом устных слушаний — обсуждались чеченские дела.

Об обращении акционеров ЮКОСа российской стороне известно, документы доведены до руководства Минюста и изучаются. Руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров сказал "Ведомостям", что срок предоставления плана исполнения решения суда истекает 16 июля, согласовывать его Россия должна с Комитетом министров, а не с кем-либо еще.

Минюст официально сообщал, что Конституционный суд России подтвердил правомерность тех действий российских органов власти в отношении ЮКОСа, которые признаны ЕСПЧ нарушением хартии. Это дает возможность российским властям обратиться в Конституционный суд, который (по его же решению) один имеет право определить способы реализации решения международной инстанции.

Официальный представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон не ответила на вопросы "Ведомостей".

Владимир Энтин, адвокат МКА "Клишин и партнеры", считает, что предложение акционеров ЮКОСа свидетельствует лишь о том, что две международные судебные инстанции — ЕСПЧ и трибунал в Гааге — встали на скользкий путь, ведущий к конфликту юрисдикций. По общему правилу, знает он, один из международных судов должен был отказаться от дела, которое начал рассматривать другой. Сам по себе факт такого обращения свидетельствует: заявители не испытывают уверенности, что причитающееся им будет взыскано, заключает Энтин.

Интересное предложение, имеет смысл обсудить, возражает партнер King & Spalding Илья Рачков: Россия может снизить размер предъявленных ей требований на 1 млрд евро и не будет в "двоечниках" из-за отказа исполнять решение суда. Технически вполне возможно заключить соглашение, которое не будет накладывать на Россию новых обязательств, уверен он, смогли же погасить задолженность перед Францией по облигациям Российской империи!

О мерах, принятых для устранения нарушений, которые ЕСПЧ выявил при рассмотрении жалобы ЮКОСа, Россия отчиталась еще в 2013 г., следует из документов Комитета министров. Претензии к действиям судебных приставов, по мнению российских властей, должны быть сняты после принятия закона "Об исполнительном производстве". Расширены возможности судов сокращать исполнительный сбор или отсрочивать его уплату, а должников — оспаривать сумму и действия приставов: в ответе приведены конкретные примеры таких решений российских судов.

Михаил Оверченко, Анастасия Корня

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ