media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.04.2019

Почему Shell вышла из проекта.

"Газета РБК"

Shell вышла из "Балтийского СПГ" — совместного проекта с "Газпромом" после объявления о его окончательной концепции. Он будет реализован с компанией партнера Аркадия Ротенберга.

Почему Shell вышла из проекта

Royal Dutch Shell сообщила, что решила выйти из проекта "Балтийский СПГ" — завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Ленинградской области, который собиралась строить вместе с "Газпромом". Об этом говорится в сообщении компании, поступившем в РБК.
Председатель Shell в России Седерик Кремерс заявил, что решение было принято после того, как "Газпром" 29 марта объявил о выборе окончательной концепции проекта. "Газпром" сообщил, что договорился с "РусГазДобычей" о "финальной конфигурации": она предполагает создание комплекса по переработке этансодержащего газа и по производству СПГ в Усть-Луге.

По данным СПАРК, 100% "РусГазДобычи" принадлежит Национальной газовой группе, которую в августе 2016 года создал бизнесмен Аркадий Ротенберг (у него был 51%) и председатель совета директоров СМП Банка Артем Оболенский (49%). Затем Ротенберг передал контроль в компании Оболенскому, а с 5 апреля 2019 года у банкира осталось 75,5% группы, еще 24,5% получил закрытый комбинированный ПИФ "Газпромбанк портфельные инвестиции". СМП Банк, подконтрольный Аркадию Ротенбергу и его брату Борису, с весны 2014 года находится под санкциями США. Представитель Shell отказалась уточнить, повлияло ли на решение компании выйти из проекта наличие среди партнеров Оболенского. "Сам Оболенский не под санкциями, поэтому это вряд ли повлияло на их решение", — заметил источник в "Газпроме".

"У нас [с Shell] были только соглашения о намерениях", — сказал РБК источник в "Газпроме", поэтому выход европейцев из проекта не предусматривает никаких санкций и штрафов. В 2016 году Shell и "Газпром" подписали меморандум о взаимопонимании, в котором пообещали изучить перспективы совместной работы. Спустя год, в июне 2017 года, стороны зафиксировали основные условия соглашения о взаимопонимании, где были прописаны принципы работы будущего СП. Предполагалось, что предприятие будет привлекать финансирование, проектировать, строить и эксплуатировать завод.

"Это решение не окажет влияния на другие совместные проекты с "Газпромом", реализуемые в рамках стратегического партнерства, созданного двумя компаниями в 2015 году", — уточнил Кремерс. 9-10 апреля в Гааге проходило ежегодное совещание представителей Shell и "Газпрома", на котором обсуждалась реализация проектов в рамках стратегического партнерства, сообщила пресс-служба Shell. На этом совещании проект "Балтийский СПГ" не обсуждался, добавил представитель компании. Крупнейший совместный проект "Газпрома" и Shell — первый в России СПГ-завод "Сахалин-2", запущенный в 2009 году и выпускающий 9,6 млн т СПГ в год.

Что построят "Газпром" и партнер Аркадия Ротенберга

Мощность завода в районе порта Усть-Луга, который планировали построить Shell и "Газпром", — 10 млн т СПГ в год, инвестиции в этот проект европейская компания оценивала в $11,5 млрд, а сроки запуска постоянно откладывались. Для "Балтийского СПГ" будет использоваться локализованная технология Shell DMR (double mixed refrigerant — хладагент двойного смешения), говорил РБК в конце февраля 2019 года представитель Shell. Теперь "Газпрому" придется искать другую технологию. "Предоставление технологий Shell обычно связано с получением доли в проекте", — пояснил 10 апреля ее представитель.

Финальная конфигурация проекта, о которой договорились "Газпром" и "РусГазДобыча", предполагает переработку 45 млрд куб. м газа в год и производство 13 млн т СПГ, 4 млн т этана и более 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов. Оператором проекта выступает компания "РусХимАльянс", созданная на паритетной основе "Газпромом" и "РусГазДобычей". Сырьем для предприятия станет газ, добываемый "Газпромом" из ачимовских и валанжинских залежей на месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона.

Ввод в эксплуатацию первой очереди этого газохимического комплекса намечен на вторую половину 2023 года, второй — до конца 2024-го, сообщала пресс-служба "Газпрома". Инвестиции в реализацию проекта компания оценивала в объеме более 700 млрд руб. (более $10,8 млрд по курсу ЦБ на 10 апреля), а размер выручки будущего предприятия — более чем в $4 млрд в год.

Оставшийся после переработки природный газ (около 20 млрд куб. м) будет направляться в газотранспортную систему "Газпрома", а производимый этан — на "перспективный" газохимический комплекс, в создание которого будет самостоятельно инвестировать "РусГазДобыча" (компания специального назначения — ООО "Балтийский химический комплекс"). Этот комплекс будет выпускать свыше 3 млн т полимеров в год.

"Сегодня дан старт реализации масштабного проекта, аналогов которому в России просто нет. В сжатые сроки мы построим самое мощное предприятие по переработке и сжижению газа в стране", — заявил 29 марта предправления "Газпрома" Алексей Миллер. Объединение в формате единой площадки производства СПГ и этана существенно улучшает экономику и удельные показатели проекта, "позволяет значительно снизить ресурсные и ценовые риски", сказал тогда он.

РБК направил запросы в пресс-службы "Газпрома" и фонда "Газпромбанк Управление активами" по поводу выхода Shell из проекта.
"СПГ-завод — это высокотехнологичное производство, поэтому лучше иметь иностранного партнера с технологической базой", — сказал РБК аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. НОВАТЭК, который в конце 2018 года досрочно запустил завод "Ямал СПГ" на полную мощность (16,5 млн т СПГ в год), не просто так привлекает иностранных партнеров в свои СПГ-проекты: помимо технологий они обеспечивают финансирование и доступ на рынки сбыта, указывает эксперт. Теоретически построить с нуля такой комплекс, который задумали "Газпром" и "РусГазДобыча", реально, но у них нет соответствующего опыта, поэтому возможны значительные задержки и превышение капитальных вложений, что норма для подобных проектов в мире, заключил Полищук.

Авторы: Тимофей Дзядко, Андрей Гатинский

 

 

Это может дорого обойтись российским нефтяникам и самому Минску.

"Ведомости"

Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил вице-премьеру Игорю Ляшенко поставить на ремонт нефтепровод "Дружба" в случае необходимости. Так он отреагировал на решение России ограничить поставки отдельных товаров из Белоруссии. "Добро, которое мы делаем для России, нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки", — заявил Лукашенко (его цитирует агентство "БелТА").

В среду Россельхознадзор объявил о запрете ввоза яблок и груш из Белоруссии с 12 апреля. Под видом белорусской продукции может поставляться продукция из стран под санкциями, объяснил руководитель службы Сергей Данкверт, не исключено и ограничение ввоза клубники, пекинской капусты и шампиньонов.

Это не единственный спор двух стран. В апреле 2017 г. после завершения очередного газового конфликта Белоруссия и "Газпром" подписали протокол, в котором зафиксировали формулу цены, привязанную к ценам на газ в Ямало-Ненецком автономном округе. "Газпром" должен был до конца 2019 г. поставлять газ в Белоруссию по $127 за 1000 куб. м. Цену с 2020 г. стороны должны еще определить. Лукашенко настаивал, что Белоруссия должна получать газ по цене для Смоленской области — $70 за 1000 куб. м. Одной из причин высоких цен для Белоруссии был тариф на транспортировку газа, говорил он: доля платы за транспортировку по России превышает 70% — втрое выше, чем для регионов России. "Если бы Белоруссия не имела преимуществ, связанных с интеграцией, а мы формировали бы цену на рыночных принципах, это было бы не $129 и не $127, а $200", — возражал президент России Владимир Путин. Предложения по ценам на газ должны быть подготовлены до 30 апреля, сообщил в четверг вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко.

Белоруссия также настаивает на компенсациях из-за завершения в России налогового маневра в нефтяной отрасли — повышение НДПИ и снижение экспортной пошлины привели к росту внутренней цены нефти, по которой сырье поставляется и в Белоруссию. Сейчас в страну поставляется около 50 млн т российской нефти в год. Минск оценивал потери от маневра в $300-400 млн в 2019 г. Если Белоруссия не получит компенсацию, Россия может лишиться единственного союзника на западном направлении, грозил Лукашенко на встрече с Путиным.

Через Белоруссию проходят северная и южная ветки магистрального нефтепровода "Дружба". Состояние белорусских участков нефтепровода можно оценить как удовлетворительное, заверил представитель "Транснефти".

Временное закрытие участков чревато для российских нефтяников большими потерями и проблемами, в том числе ростом транспортных расходов, предупреждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Через "Дружбу" прокачивается около 1 млн баррелей нефти в день, не считая поставок самой Белоруссии, — это около 20% российского экспорта, полностью перебросить эти поставки на порты, вероятно, не получится, предупреждает он. Представители "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза" не ответили на запросы "Ведомостей", их коллега из Минэнерго отказался от комментариев.

Длительные перебои с поставками нефти из России чреваты энергетическим кризисом, говорит Маринченко: от импорта российской нефти сильно зависят Польша, Словакия, Венгрия и Чехия. Но и для Минска это создаст риски — он лишится и нефти, и доходов от ее транзита, а также пойдет на серьезный конфликт с Россией, предупреждает эксперт. До остановки нефтепровода дело не дойдет, уверен партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: перекрывая нефтепровод, Минск рискует получить судебные претензии от Москвы. "Ситуация будет развиваться по традиционной схеме: громкая ругань, шумное братание и консенсус где-то посередине", — иронизирует он.

Эмоциональные угрозы Лукашенко могут быть связаны с проблемой последнего президентского срока Путина, рассуждает политолог Алексей Макаркин. Один из гипотетических вариантов ее решения — учреждение поста президента Союзного государства, создание правительства и парламента. Перекрытие одного из источников дохода страны — поставок санкционной продукции — может быть давлением на Лукашенко, чтобы он согласился на президентство Путина в Союзном государстве, рассуждает Макаркин. Лукашенко, по его мнению, может решиться на "контрудар" и перекрыть "Дружбу".

Елизавета Базанова, Виталий Петлевой

 

 

Рекордные 246,9 млрд рублей могут составить всего 17,5% чистой прибыли за прошлый год.

"Ведомости"

Правление "Газпрома" утвердило рекомендацию по размеру дивидендов за прошлый год — 246,9 млрд руб., или 10,43 руб. на акцию, сообщила компания. Если эта рекомендация будет принята советом директоров и утверждена акционерами, размер дивидендов станет рекордным в истории "Газпрома".

Но если брать долю дивидендов в чистой прибыли по МСФО, то она может оказаться самой низкой за последние пять лет. Чистая прибыль компании согласно консенсус-прогнозу аналитиков, подготовленному Reuters, за 2018 г. составит $20,388 млрд, или около 1,416 трлн руб. по курсу ЦБ на 31 декабря 2018 г. Получается, предложенные правлением дивиденды могут составить всего 17,46% от этой суммы. Меньше было только за 2013 г. — 14,6%.

Согласно принятой в 2015 г. дивидендной политике "Газпром" обязуется платить от 17,5 до 35% чистой прибыли по РСБУ. Чистая прибыль компании по российским стандартам отчетности в 2018 г. составила 933 млрд руб. Из них за вычетом неденежных статей 40,75% будет направлено на дивиденды, сообщил "Ведомостям" представитель "Газпрома".

Минфин предложение правления "Газпрома" не устраивает, знает собеседник "Ведомостей" в правительстве. Спор о дивидендах между компанией и Минфином идет не первый год и, вероятно, продолжится в 2019 г. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов много раз говорил, что все без исключения госкомпании должны направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО. Исходя из консенсус-прогноза за 2018 г. "Газпром", если бы следовал пожеланиям Минфина, должен был бы заплатить около 700 млрд руб., из которых на долю бюджета пришлось бы чуть более половины. Монополия ни разу требования Минфина о 50%-ных дивидендах не выполнила, каждый раз это объяснялось дорогостоящими стройками. Стоимость инвестпрограммы "Газпрома" на 2019 г. — более 1,3 трлн руб.

Невыплаты "Газпромом" требуемых дивидендов Минфин уже дважды компенсировал повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компании в IV квартале. В прошлом году выпадающие доходы федерального бюджета за 2017 г. из-за монополии оценивались в 72 млрд руб., из-за чего Минфин повысил коэффициент расчета налога с 1,4022 до 2,055 на период 1 сентября — 31 декабря.

Минфин будет настаивать на выплате "Газпромом" 50% чистой прибыли, говорит федеральный чиновник. Второй вариант — опять же повысить НДПИ, добавляет он. Представитель Минфина не ответил на запрос "Ведомостей".

На вопрос, готовы ли в компании учесть пожелания Минфина в этом году, представитель "Газпрома" не ответил. Министерство не видит оснований для послаблений по размеру дивидендных выплат по итогам 2018 г. для каких бы то ни было госкомпаний, говорил в ноябре замминистра финансов Владимир Колычев.

Вероятно, "Газпрому" опять сделают послабление, особенно из-за прохождения пика программы капитальных вложений и в силу ухудшения конъюнктуры на европейском рынке газа, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Для компании 2018 год был удачным прежде всего из-за хорошей цены на газ в Европе — в этом году цена может снизиться из-за временного переизбытка СПГ на рынке. В следующем году поводов для оптимизма может быть меньше, добавляет он: предлагая относительно умеренный рост дивидендов в этом году, "Газпром", возможно, думает в перспективе обосновать снижение дивидендных выплат в следующем.

Главный вопрос — единовременная ли это акция или "Газпром" планирует увеличивать дивидендные выплаты и в дальнейшем, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Это зависит от того, какую политику выберет компания: будет повышать выплаты акционерам, исходя из скорого завершения строительства основных проектов и снижения капвложений, либо вновь вернется к росту капвложений, поясняет эксперт.

Артур Топорков, Анна Червонная, Елизавета Базанова

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ