media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.05.2014

Россию оставляют вынужденным спонсором украинского режима.

"Независимая газета"

Российские чиновники надеются, что первый транш Международного валютного фонда Киев потратит на возврат долгов "Газпрому". Однако эксперты считают такое решение маловероятным. Ведь сохранение газовых долгов помогает Киеву выбивать новые кредиты и одновременно увеличивать давление на Москву. Сегодня в Брюсселе начинается подготовка трехсторонних газовых переговоров на уровне министров России, Украины и Евросоюза. Главными темами переговоров станут неоплаченные долги Украины и условия транзита российского газа в Европу.

Эксперты по энергетике из России, Украины и Евросоюза встречаются сегодня в Брюсселе для подготовки трехсторонних переговоров по газовым вопросам на министерском уровне. Встреча министров должна состояться в конце этой недели — предположительно 16 мая в Афинах.

Министр энергетики Украины Юрий Продан, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и глава российского Минэнерго Александр Новак планируют обсудить три основных вопроса — возврат украинских долгов по газу, обеспечение беспрепятственного транзита в Европу и реверсные поставки газа в Украину из стран ЕС.

Пока ситуация с долгами Украины складывается тревожная — Россия объявила о переходе на режим предоплаты и грозит уже в середине мая выставить счет за июнь. А Киев обещает погасить долги лишь в том случае, если Москва опустит цену до 268,5 долл. за 1 тыс. куб. м с нынешних 485 долл. Если проблема с оплатой не будет решена в ближайшее время, Россия может прибегнуть и к такой радикальной мере, как приостановка поставок газа в Украину, отметил в пятницу постпред России при ЕС Владимир Чижов.

"С учетом непредсказуемости событий в этой стране я ничего не исключаю, если проблема газовой задолженности, которая составляет примерно 3,5 млрд долл., не будет своевременно урегулирована, — цитирует Чижова агентство "Прайм". — Срок на апрельский платеж только что прошел. На основании соглашения 2009 года (подписанного президентом РФ Владимиром Путиным и тогдашним премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. — "НГ") "Газпром" переходит на режим предоплаты. Соответственно 17 мая "Нафтогазу" будет выставлен счет за июнь с двухнедельным сроком оплаты — до 31 мая. Если 31 мая деньги не поступают, с 1 июня "Газпром" имеет полное юридическое право газ Украине перекрыть".

Чижов полагает, что деньги на оплату долга стране придется брать из траншей Международного валютного фонда (МВФ), — по его словам, других источников средств у Украины сейчас нет, поскольку Еврокомиссия сама по себе неплатежеспособна.

Напомним, что 30 апреля МВФ утвердил кредит в 17,1 млрд долл. на поддержание экономических реформ в Украине. Страна уже получила первый транш в размере 3,2 млрд долл., однако пока украинский газовый долг не был погашен даже частично.

В целом программа реформирования энергетической системы предполагает сокращение дефицита бюджета "Нафтогаза" до нуля к 2018 году. Во многом это будет сделано за счет повышения цен на газ и отопление для населения, а средства МВФ пойдут на субсидирование низких тарифов для малообеспеченных граждан. В фонде при этом отмечают, что даже после повышения цен тарифы в Украине будут оставаться в несколько раз ниже, чем в других европейских странах.

"Цены на энергоресурсы в Украине исключительно низкие. В настоящее время цена газа для населения в Украине составляет 85 долл. за 1 тыс. куб. м. В России, производящей и экспортирующей газ, цена равна 158 долл. за 1 тыс. куб. м. Различия в рамках региона еще более значительны, и цены в Украине в 4-9 раз ниже, чем в соседних странах — импортерах газа. В январе 2014 года граждане Румынии платили примерно 414 долл., Молдовы — 432 долл., а Польши — 687 долл. за 1 тыс. куб. м" — рассказал директор Европейского департамента МВФ Реза Могадам в интервью журналу "Обзор МВФ".

Российские эксперты полагают, что Украина тянет с оплатой и занимает столь жесткую позицию в переговорах с Россией, так как возлагает большие надежды на поддержку Стокгольмского арбитражного суда. "Поведение Киева объяснить просто — Стокгольмский арбитраж неоднократно решал дела в пользу потребителей газа, и здесь Украина вполне может рассчитывать на победу", — говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Эксперт напомнил, что "Газпром" уже проигрывал в Стокгольмском суде компании RWE. При этом российский холдинг неоднократно решал дело и за пределами арбитража, снижая цену на газ. Эксперт допускает, что нынешняя позиция Украины может быть вполне самостоятельной и не согласованной с Европой.

"Прецеденты успешных переговоров с "Газпромом" по ценам имеются — например, на днях тарифы на газ для Литвы были снижены почти на четверть. И шансы на внесудебное решение газового конфликта с Украиной есть", — отмечает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Он добавляет, что решение арбитража быстрым не бывает — даже при благоприятном исходе процесс может занять год-два, а решать вопрос с поставками нужно сейчас. Пока Украина, пользуясь политической поддержкой Европы, пытается минимизировать текущие газовые расходы и будет тянуть с оплатой до последнего. "Ситуация с Украиной давно перезрела — при нормальных политических отношениях это был бы вопрос бизнеса. Но в нынешних условиях исход конфликта предсказать трудно, и как будут развиваться события после введения предоплаты — неизвестно", — считает Нестеров. Впрочем, высокая сумма украинского долга может быть выгодна Москве. Долг может стать важным аргументом в газовых переговорах и даже козырем в имущественных спорах с Украиной, которых, полагает эксперт, теперь будет много.

Алина Терехова

 

 

Если цены на нефть упадут ниже $75/барр., около $145 млрд капзатрат "Роснефти", "Газпрома" и "Лукойла" до 2025 г. могут оказаться нерентабельными.

"Ведомости"

Капзатраты нефтяных компаний мира до 2025 г. в $1,1 трлн на разработку трудноизвлекаемой нефти на глубоководном шельфе, в Арктике, проекты по ее извлечению из сланцев и нефтяных песков могут оказаться нерентабельными, говорится в исследовании британской Carbon Tracker Initiative, которая изучает влияние климата на мировые рынки. Сбалансировать спрос и предложение можно и за счет нефти, которую выгодно добывать при цене $75/барр., если до конца 2015 г. мировое сообщество согласится ограничить рост температуры 2 градусами по Цельсию, полагают исследователи.

90% проектов, рентабельных при цене не менее $95/барр., расположено в 10 провинциях, в том числе на юге России, в Восточной Сибири, на Каспии и в Арктике. В Восточной Сибири и на Каспии речь прежде всего идет о дорогих проектах по добыче традиционной нефти. На разработку таких проектов "Роснефть" до 2025 г. готова потратить почти $70 млрд (четверть ее совокупных капзатрат), "Газпром" — $45 млрд (не уточняется, имеется в виду "Газпром нефть" или "Газпром"), "Лукойл" — $30 млрд, приводят данные Carbon Tracker Initiative . На российские компании приходится 13% мировых капзатрат, которые могут оказаться нерентабельными.

По прогнозам Международного энергетического агентства, производство трудноизвлекаемой нефти к 2035 г. будет обеспечивать 12% мирового потребления, напоминает представитель "Роснефти". Это произойдет благодаря увеличению спроса на энергоресурсы в мире и сокращению так называемых легкодоступных запасов нефти. "Роснефть" видит большой потенциал в трудноизвлекаемых запасах, особенно в Арктике, отметил представитель госкомпании.

В России для сложных проектов компании просят у государства налоговые льготы, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Например, благодаря льготам первое нефтяное месторождение на арктическом шельфе — Приразломное рентабельно разрабатывать при цене нефти $80/барр., говорил в апреле гендиректор "Газпром нефти" (оператор проекта) Александр Дюков. По его мнению, маловероятно, что цена нефти опустится ниже $95/барр., ведь у лидера ОПЕК — Саудовской Аравии бюджет сбалансирован при цене в $90-100/барр. На рынок нефти более сильное влияние оказывают геополитические, экономические факторы, чем экологические, говорит аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Европа не раз декларировала приверженность зеленой энергетике, но наращивает потребление дешевого, но неэкологичного угля, растет спрос на нефть в Китае, приводит пример Полищук.

Акционеры частных компаний станут активнее резать дорогие проекты, как только поймут, что рост капзатрат на рискованные проекты сказывается на дивидендах, отмечает Carbon Tracker Initiative. Но сокращение инвестиций в добычу и уменьшение нефти на рынке могут в последующем иметь и обратный эффект — цены резко пойдут вверх, считает Полищук. И "отскок может быть и более существенным", предупреждал Дюков.

Михаил Серов, Галина Старинская

 

 

Лукашенко заявил, что договорился с Кремлем по спорным экономическим вопросам.

"Новые известия"

Президент Белоруссии Александр Лукашенко поведал журналистам, что ему удалось договориться с Москвой о поставках нефти в страну, урегулировать вопрос о перечислении нефтяных пошлин и даже получить от России кредит в 2 миллиарда долларов. На фоне результатов недавнего саммита Высшего Евразийского экономического совета, едва не закончившегося крупной ссорой Минска со своим восточным союзником, эти слова звучат фантастически. Правда, оптимистические заявления Лукашенко российские власти пока не подтвердили.

Слова белорусского президента, сказанные им журналистам на встрече, посвященной Дню Победы, прозвучали для наблюдателей как гром среди ясного неба. Ведь перед майскими праздниками казалось, что отношения между Москвой и Минском в очередной раз вступят в стадию обострения. После саммита Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, которое прошло 29 апреля в белорусской столице, Лукашенко потребовал заключения тех договоренностей, которые Россию категорически не устраивали. Речь в первую очередь идет об общем рынке нефти и газа. Для страны это значит — не перечислять в бюджет России экспортные пошлины на нефтепродукты. То есть для белорусской экономики получилась бы выгода в 2,5-3 миллиарда долларов ежегодно. Белоруссия настаивает на функционировании общего энергетического рынка уже с 2015 года. Договориться по этому вопросу 29 апреля в Минске не удалось. По итогам заседания председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко заявил: вопрос пошлин на нефтепродукты по-прежнему будет решаться на двустороннем уровне, а общие рынки нефти и газа начнут функционировать не ранее 2018 года.

В последующие после саммита дни белорусский президент неоднократно высказывался на тему евразийской интеграции. Лукашенко, в частности, упрекал Россию и Казахстан в том, что они не хотят идти на равноправные отношения в разных сферах — как энергетики, так и автоперевозок, а также продаж белорусских автомобилей. Более того, белорусский президент ненавязчиво дал понять, что его страна не может в ущерб себе войти в Евразийский экономический союз (ЕАС) на неравных условиях. Правда, прямо Лукашенко ни разу не заявлял, что будет блокировать подписание договора о ЕАС. Но такой вывод из его слов напрашивался.

И вот 9 мая на встрече с журналистами белорусский президент успокоил союзников по интеграции: Белоруссия подпишет договор о ЕАС. Большинство же спорных вопросов, по его словам, удалось решить на переговорах с российским руководством, которые проходили 7 и 8 мая. Как утверждает Лукашенко, Белоруссия и Россия договорились о поэтапной отмене перечислений в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты. Снимать их планируется постепенно: в этому году примерно половина суммы пошлин (это 1,5 миллиарда долларов) остается в Белоруссии, а с 2016 года предполагается решить этот вопрос окончательно. Помимо частичной отмены пошлин, Россия пообещала Белоруссии, по словам Лукашенко, кредит в 2 миллиарда долларов для поддержания золотовалютных резервов. Также решен вопрос поставок нефти в тех объемах, которые необходимы Белоруссии: пока это 23 млн. тонн в год с перспективой увеличения. Этого достаточно, чтобы загрузить нефтеперерабатывающие заводы страны. Поставки российской нефти Москва и Минск сейчас согласуют ежеквартально. Максимальный годовой объем, который требует Белоруссия, — 23 млн. тонн. Это не так уж и много, но объем поставок зависит от политических факторов. Например, в 2013 году Россия поставила только 18,5 млн. тонн. Москва резко урезала нефтяной аппетит Минска в четвертом квартале прошлого года после задержания в белорусской столице гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера.

Нынешние договоренности с Россией, если они были действительно заключены, носят действительно революционный характер: за два дня удалось договориться о том, на что могли бы уйти годы. Смущает лишь то, что ни одно из праздничных заявлений белорусского лидера российская сторона до сих пор так и не подтвердила.

Ольга Горбачева

 

 

Либерализация экспорта газа обойдется гражданам США и бизнесу в $60 млрд в год, предупредили сенаторы Белый дом.

"Ведомости"

Американские семьи и бизнес зависят от невысоких цен на газ и надежности поставок, экспорт газа лишит их этого преимущества, говорится в письме 22 сенаторов президенту США Бараку Обаме. Они просят проанализировать, как разрешение на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) может сказаться на национальной промышленности и благосостоянии людей.

Несколькими днями ранее группа сенаторов отправила Обаме письмо с противоположным советом — ускорить процесс одобрения лицензий на экспорт СПГ. Кризис на Украине продолжается и "ряд наших союзников" в Европе озабочены проблемами поставок газа и "ограничениями в американской энергетической политике", США должны дать сигнал, что поставки возможны, настаивали они.

Сейчас для поставок СПГ из США нужна лицензия министерства энергетики, в прошлом году было выдано шесть лицензий на строительство новых мощностей. За сохранение ограничений выступают крупнейшие энергоемкие компании — Dow Chemical и Alcoa. За их снятие — нефтегазовые компании, такие как ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips. Стоимость газа в США снизилась с середины 2008 г. почти втрое до $4,57 за 1 млн британских термальных единиц (BTU).

По расчетам Управления энергетической информации (EIA), либерализация экспорта может привести к росту цен на газ на 54%. При таком сценарии бизнесу и семьям придется заплатить дополнительно $60 млрд в год, предупреждают сенаторы. Из-за суровых погодных условий этой зимой в некоторых регионах газа не хватало, а цены взлетели почти вдвое — до $8 млн за BTU, если экспорт будет разрешен, стране грозит постоянный дефицит, приводят еще один аргумент сенаторы. По данным EIA, запасы природного газа сейчас на 55% ниже среднего уровня за пять лет.

Сенаторы просят Обаму ставить во главу угла общественные интересы и общий экономический расчет, а не какие-либо другие факторы. В марте Обама заявил, что США могут заменить Россию на газовом рынке Европы и даже поставить больше, чем требуется ЕС. Но, по мнению аналитиков Economist Intelligence Unit, технически американский СПГ не может появиться в Европе раньше 2015 г. — нет терминалов для экспорта.

Сейчас 70% мировых поставок СПГ получают Китай, Индия, Япония и Южная Корея. Исходя из контрактов, которые уже заключены американскими экспортерами, азиатские рынки станут в будущем главными потребителями американского СПГ. По данным Bloomberg, цены в азиатских контрактах в 3-4 раза выше, чем в США.

Рост поставок может навредить национальной промышленности, остановить рост числа рабочих мест и поставить под угрозу энергетическую независимость США, пишут сенаторы. Благодаря снижению цен на газ удалось создать 600 000 рабочих мест с 2010 г., приводят они данные. По прогнозу Boston Consulting Group, низкие цены на газ могут помочь США создать 5 млн новых рабочих мест до 2020 г., к 2015 г. доля затрат на природный газ в США составит 2% от производственных издержек, на электроэнергию — 1%, в Японии и основных странах-экспортерах Европы — 5-8% и 2-5% соответственно.

Екатерина Кравченко

<< Май, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ