Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.05.2015

Минфин продолжит снижать экспортную пошлину на нефть и после 2018 г. — вплоть до полной отмены. Это ударит по нефтепереработке и повысит цену моторного топлива.

"Ведомости"

Минфин считает дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежным — оно может поэтапно продолжиться после 2018 г., рассказал "Ведомостям" директор налогового департамента Минфина Илья Трунин, а к 2025 г. пошлины могут быть обнулены. Обсуждать график и параметры Минфин намерен в 2018-2019 гг., когда проанализирует последствия трехлетнего налогового маневра.

Маневр сделал отмену пошлин реальной. После 2018 г. будет удобный момент, объясняет Трунин: отменить 30%-ную пошлину легче, чем 42%-ную, особенно при низких ценах на нефть. Вырастет ли НДПИ — чиновник не говорит.

"Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы", — приводит доводы Минфина Трунин, а сейчас это не только доходы бюджета, но и, по сути, форма субсидирования нефтепереработки: пошлина сдерживает внутреннюю цену на нефть. Еще одна форма поддержки — разница между пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты, что стимулирует экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти.

Стимулы сработали плохо: средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75% (на большинстве западных НПЗ — выше 90%), а средняя доля мазута — до 30%. Минфин всегда считал это прямыми потерями бюджета, говорит замминистра финансов Сергей Шаталов. Трунин добавляет еще проблему: субсидируется белорусская нефтепереработка.

Как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Белоруссия получает нефть из России по внутренней цене.

Отмена пошлин может произойти и быстрее, но 2025 год — крайний срок, продолжает Трунин: сейчас в режиме свободной торговли ЕАЭС есть изъятия (квоты и компенсации пошлин), к 2025 г. их снимут — помощь Белоруссии возрастет еще больше. Белоруссия, опасаются чиновники, может еще и установить при экспорте за пределы ЕАЭС пошлины ниже российских и российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через Белоруссию. Такой режим совершенно нелогичен, резюмирует Трунин.

Минэнерго и крупные нефтяные компании отказались от комментариев по теме пошлин.

Потенциал для снижения пошлин низок, считает чиновник, курирующий нефтяную отрасль, — снижение приведет к росту экспортного нетбэка (мировая цена за вычетом пошлины и расходов на транспортировку), вслед за ним начнут расти и внутренние цены.
Восьмого мая внутренняя цена тонны бензина А-92 пятого класса производства Московского НПЗ составила 33 700 руб., нетбэк — 37 474 руб.; при обнулении пошлины нетбэк вырастет до 42 829 руб. за тонну, следом пропорционально вырастет и внутренняя цена, объясняют аналитики Thomson Reuters Kortes. Рост цен на бензин будет зависеть от цены на нефть, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: при $70 за баррель (средняя для 2017 г., по макропрогнозу Минэкономразвития) прибавка составит 2 руб. за литр, при $65 — 1,88 руб., при $100 — 2,6 руб. Рост цен предсказать сложно, но прибавка на 25-30% в худшем случае — это болезненно, опасается чиновник.

Нужно будет снижать или обнулять акцизы, чтобы сдержать рост цен, предлагают аналитики Thomson Reuters Kortes. В 2017 г. акциз (с НДС) составит 5830 руб. с тонны моторного топлива, или 5,2 руб. с литра, — его уменьшением можно вообще не допустить роста цен, согласен Ежов. По-другому сдержать цены можно развитием конкуренции и субсидией для отдельных групп потребителей.

Трунин не согласен на компенсации нефтяникам: после завершения модернизации НПЗ доля высокомаржинальных нефтепродуктов вырастет, проблема не будет острой. Но для дальнейшего снижения пошлин нужна более глубокая модернизация, не предусмотренная четырехсторонними соглашениями, возражает другой чиновник, — выход темных нефтепродуктов должен быть снижен до 15%.

При текущей цене на нефть даже после модернизации обнуление пошлин приведет к падению маржи среднего российского НПЗ ниже нуля — минус $3-5 на баррель против ожидаемых плюс $4, оценивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Может помочь обнуление акцизов и если цена на внутреннем рынке будет не с дисконтом, как сейчас, а с премией к нетбэку. Но если не завершена модернизация, этого будет недостаточно — часть мощностей (до 80 млн т в год) под риском закрытия, предупреждает Борисов.

Проблема не только в плане модернизации, но и в исторически высоких издержках российских НПЗ, настаивает чиновник. Большинство НПЗ в мире расположены в припортовых зонах, а российские везут товар из Центральной России. Сейчас это и окупается разницей в пошлинах на нефть и нефтепродукты — таможенная субсидия составляет $65 на тонну при цене $70 за баррель и около $100 на тонну при $100 за баррель, приводит данные Ежов.

Таможенная субсидия не просто поддерживает российские НПЗ, а позволяет иметь маржу гораздо выше европейских уровней. За 10 лет недополученная выгода государства из-за разницы в пошлинах превысила $145 млрд, посчитали эксперты Vygon Consulting, и эта помощь по большей части не перекладывается в субсидию потребителям, а обеспечивает рентабельность экспортно-ориентированной нефтепереработки (более 60% идет на экспорт).

Vygon Consulting поддерживает снижение пошлин: оно уберет избыточную субсидию — но надо сохранить ее минимальный уровень для покрытия логистического отставания НПЗ. Можно зафиксировать ее не в процентах, а в долларах на тонну (чтобы снизить зависимость от цен на нефть) и к 2020 г. снизить до $6-7 за баррель, предлагает Vygon Consulting.

Компании опасаются непредсказуемости в налогах. Фактически это продолжение маневра: при цене ниже $70 за баррель он хуже для компаний, чем действующая система (если выше — наоборот), указывает гендиректор "Юкола-нефти" Евгений Макеев. Бюджет же выиграет по многим причинам: лучше изымать ренту через НДПИ со всей добычи, а не только с экспорта, отмечает Ежов.

"Проблема касается всей экономики: обнуление пошлин возможно, если мы готовы на европейские цены и промышленность не будет уступать Европе в энергоэффективности", — говорит чиновник финансового блока. Если всегда сдерживать цены, энергоэффективность никогда и не вырастет, а если все резко опустить, экономика рухнет, резюмирует он: остается выработать стратегию.

Маргарита Папченкова, Галина Старинская

 

 

Арбитражный суд признал за "дочкой" "Газпрома" право на выбросы вредных веществ в атмосферу столицы.

"Известия"

Как выяснили "Известия", выброс сероводорода, произошедший на Московском НПЗ в ноябре 2014 года, был признан законным. Столичный арбитражный суд отменил штраф Росприроднадзора в 250 тыс. рублей, вынесенный ведомством дочернему предприятию "Газпрома". При этом в ходе судебных разбирательств было установлено, что загрязнение воздуха, превысившее все допустимые нормы в десятки тысяч раз, могло произойти во время работы одной из установок московского НПЗ. Однако у завода было разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу. Экологи считают, что данное судебное решение фактически дает право НПЗ безнаказанно загрязнять атмосферу столицы.

Сероводородное облако накрыло юго-восток столицы 10 ноября 2014 года. По словам очевидцев, едкий запах ощущался даже в центре Москвы. На "горячую линию" МЧС с жалобами на запах позвонило более 2 млн человек. По данным экологов, содержание сероводорода в атмосфере в тот день превышало предельно допустимую норму в десятки раз. Замначальника управления МЧС по Москве Юрий Акимов в тот же день предположил, что причиной неприятного запаха, напоминающего сероводород, стала неисправность на Московском НПЗ.

После этого случая москвичи еще не раз жаловались на неприятные запахи, особенно в Люблино и Капотне. Городские власти в лице главы департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антона Кульбачевского заявляли, что кроме дискомфорта неприятный запах ничем не грозит москвичам.

– К сожалению, пока реконструкция предприятий не завершится, неприятные запахи периодически будут появляться, — заявлял чиновник. — Но когда это небольшие концентрации, то это не опасно для здоровья, а просто дискомфортно. При этом, он отмечал, что полная реконструкция предприятий должна завершиться к 2018 году.

После событий 10 ноября Росприроднадзор возбудил дело об административном нарушении по факту загрязнения воздуха и передал материалы в Симановский районный суд столицы. 16 декабря 2014 года cуд удовлетворил иск надзорного ведомства о взыскании с МНПЗ 250 тыс. рублей штрафа за отсутствие у предприятия разрешения на выбросы в атмосферу.

При этом, в Росприродназоре тогда отметили, что данное судебное разбирательство не связано с инцидентом, произошедшим 10 ноября. Руководители предприятии также заявили, что выбросов у них не было и опротестовали штраф в Арбитражном суде Москвы.
Разбирательства в арбитраже длились почти 4 месяца. При этом в ходе прений сторон выяснилось, что выбросы вредных веществ в атмосферу в ноябре прошлого года на МНПЗ все-таки были.

Как следует из материалов дела, департамент Росприроднадзора по ЦФО после многочисленных жалоб москвичей на загрязнение воздуха провел целый ряд исследований. К экспертизе были привлечены специалисты лаборатории ФБУ "ЦЛАТИ" по ЦФО. 11 ноября 2014 года они посетили завод с проверкой и установили, что выбросы вредных веществ могли произойти из печи № 2 установки по перегонки нефти.

Так, по данным протокола ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 11.11.2014г. № 0268 "на источнике выбросов  0009 (печь № 2 установки перегонки нефти АТ-ВБ) разовая концентрация составляет:  азота диоксид 66,48 мг/м 3, азота оксид 10,80 мг/м3, сера диоксида 10127,26мг/м3, что превышает  предельно допустимые концентрации (максимально разовые) в атмосферном воздухе населенных мест: по азоту диоксида — в 782 раза, азота оксида — в 27 раза, сероводороду — в 2337 раз, серы диоксида — в 20255 раз.

Также специалисты взяли пробы на источнике 0046 (печь установки каталитического риформинга ЛЧ-24-2000), и, по данным протокола ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 11.11.2014 г. № 0267, установили, что "максимально разовая концентрация составляет: серы диоксид — 148,72 мг/нм3 , азота диоксид — 146,24 мг/нм3, азота оксид — 23,76 мг/нм3, углерода оксид — 94,63 мг/нм3, что превышает максимально разовые концентрации в атмосферном воздухе населенных мест: серы диоксида в — 297 раз, азота диоксида — в 1720 раз, азота оксида — в 59 раз, углерода оксида — в 19 раз".

"Таким образом, административным органом был установлен факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха", — говорится в материалах судебного расследования.

Однако в тоже самое время суд выяснил, что у предприятия имеется разрешение на выброс в атмосферу вредных веществ. Именно этот факт и стал основанием для отмены административного штрафа. Росприроднадзор попытался оспорить решение московского арбитражного суда в вышестоящей инстанции. Однако суд отклонил апелляцию. В Росприроднадзоре решение суда не комментируют.

В свою очередь, в ОАО "Газпромнефть" считают, что данные, представленные в протоколе ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" некорректны, так как эксперты сравнили данные, полученные в дымовой трубе, с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) для жилых массивов и не учли значения расхода дымовых газов в момент проведения отбора пробы. Кроме того, в ОАО "Газпромнефть" "Известиям" заявили, что на сегодняшний день у Московского НПЗ есть все необходимые разрешительные документы касательно воздействия завода на окружающую среду на период  до 2017 года. А объем предельно допустимого воздействия (включая твердые, жидкие и газообразные вещества) на 2015 год Разрешением ДППиООС города  Москвы № 2497442015 определен заводу в размере 23 819,53 т, что составляет менее 0,2% от максимального объема перерабатываемой предприятием нефти.

Между тем в нашей стране нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе устанавливает Санэпидемнадзор. На сегодняшний день в список опасных для здоровья веществ входят порядка 850 наименований. Так, предельно допустимая разовая концентрация в воздухе производственных помещений и атмосферном воздухе населенных мест азота диоксида должна составлять 0,085 мг/м3, сероводорода — 0,008 мг/м3, серы диоксида — 0,5мг/м3.

– Сероводород относится к веществам третьего класса по шкале опасности для организма. Он крайне токсичен и очень негативно воздействует на нервную систему человека,  — рассказывает президент союза "За химическую безопасность!" доктор наук Лев Федоров. — Главная опасность этого газа заключается в том, что он притупляет обоняние и из-за этого человек перестает различать запахи.

При этом, по словам Федорова, пары сероводорода могут привести к отеку легких и нервному параличу.

Экологи считают, что суд фактически выдал Московскому НПЗ "индульгенцию на загрязнение воздуха в столице".

– Получается, что предприятие может спокойно и безнаказанно загрязнять  воздух в столице и никаких санкций к нему применить нельзя, — возмущается  сопредседатель российской общественной организации "Экозащита" Владимир Сливяк. — Подобные решения и разрешение можно охарактеризовать как преступление против москвичей.

В свою очередь, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин более сдержан в оценке решения арбитражного суда. По его словам, нужно понять на какие объемы выбросов вредных веществ в атмосферу имеет разрешение предприятия. Он подчеркивает, что "для каждого предприятия, которое имеет дело с выбросами вредных веществ в атмосферу, существует свои предельно допустимые нормы. Их устанавливают и рассчитывают по специальным методикам, которые учитывают даже погодные условия".

Кроме того, депутат считает, что уже давно пора вынести на референдум вопрос о размещении вредных предприятий в черте города.

– С одной стороны, строить предприятия в черте городов законодательно не запрещено, — заявил "Известиям" Максим Шингаркин. — С другой стороны, если москвичам не нравится жить рядом с Московским НПЗ, они могут поднять этот вопрос на общегородском референдуме.

По словам депутата, организаторами референдума могут выступить сами граждане, инициировав рассмотрение этого вопроса в Мосгордуме.  

ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" — дочернее предприятие компании "Газпромнефть". Завод обеспечивает порядка 40% потребностей Московского региона в нефтепродуктах. Мощность переработки завода составляет 12,15 млн т в год. А производственная цепочка включает в себя более 30 установок различного назначения.

По данным официального сайта, на предприятии идет масштабная модернизация, направленная на улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов, увеличение глубины переработки нефти и повышение производственной и экологической эффективности. До 2020 года "Газпромнефть" должна инвестировать в модернизацию Московского НПЗ более 130 млрд рублей.

Герман Петелин, Александр Раскин

 

 

"Газпром" начал строительство "Турецкого потока".

"Новые известия"

На минувшей неделе в ходе переговоров руководства "Газпрома" с турецким министром энергетики Танером Йылдызом были достигнуты договоренности о начале ввода в эксплуатацию первой нитки газопровода "Турецкий поток" уже в декабре 2016 года. Глава российского газового монополиста Алексей Миллер сообщил, что "Газпром" уже приступил к стадии строительства морской части этого газопровода. Между тем американские власти выступили категорически против продления "Турецкого потока" по территорию Греции. А эксперты прогнозируют проблемы с созданием необходимой инфраструктуры со стороны Евросоюза.

Напомним, что проект газового "Турецкого потока" заменил "Южный поток", о прекращении реализации которого из-за затянувшихся разногласий с Еврокомиссией заявил 1 декабря 2014 года российский президент Владимир Путин в ходе своего визита в Анкару. Тогда же "Газпром" и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода из России в Турцию.

И вот с 8 мая российская газовая монополия начала работы по подготовке строительства почти 1000-километрового участка по дну Черного моря. Эксперты отмечают, что сроки менее чем два года для запуска первой ветки "Турецкого потока" выглядят весьма сжатыми. В целом мощность "Турецкого потока" должна составить 63 млрд. кубометров газа. Из них 47 млрд. кубометров планируется направить на новый газовый хаб на турецко-греческой границе, а все остальное достанется самой Турции, которая в настоящий момент является вторым после Германии крупнейшим потребителем российского "голубого топлива".

В планах прокладки "Турецкго потока", как отметил в беседе с "НИ" заведующий сектором экономики и финансов Института энергетки и финансов Сергей Агибалов, сохраняют те же риски, что были и в проекте "Южного потока". "Заявленная мощность выглядит слишком большой, и обеспечить заполняемость трубопровода может оказаться довольно проблематичным", — считает эксперт.

Но на турецко-греческой границе газопровод, вероятно, не закончится. Сначала в ходе визита в апреле этого года премьер-министра Греции Алексиса Ципраса, а после и во время телефонного разговора 7 мая, по заявлениям Кремля, стороны "особое внимание уделили совместным инфраструктурным планам, проблематике энергетического сотрудничества, включая сооружение газотранспортной системы на территории Греции как части нового проекта транспортировки российского газа через Турцию и другие европейские страны". Владимир Путин уже заявил, что российская сторона готова рассмотреть возможность предоставления финансовой помощи греческим компаниям при строительстве этой газотранспортной системы.

Естественно, у такого плана не могло не найтись противников. США уже успело высказать свой категорический протест против строительства продолжения "Турецкого потока" на территории Греции. Как рассказал министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис, с таким заявлением к нему обратился специальный посланник Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн. Американская сторона упирает на то, что реализация российско-греческого проекта не увеличит диверсификацию энергоснабжения страны и может стать предметом внимания и беспокойства антимонопольных органов ЕС.

Американцы предлагают Греции поддержать в первую очередь поставку природного газа по Трансадриатическому газопроводу (ТАП) из Азербайджана. Однако греческая сторона уже сделала ставку на проект газопровода для поставки российского газа в Европу. Хотя, предупреждает Сергей Агибалов, проект попадает под регулирование законодательной базы ЕС, что, по сути, может вновь вернуть тот же ворох проблем не только в энергетическом взаимодействии, но и политическом, из-за которых и был закрыт "Южный поток".
Словом, сохраняются риски того, что "Турецкий поток" упрется в тупик. Ведь для получения газа на границе Греции европейские страны должны самостоятельно озаботиться подведением туда необходимой инфраструктуры. Но крупные государства ЕС пока сохраняют молчание, а балканские страны заявляют о невозможности в связи со сложным экономическим положением собственными силами построить газопровод.

Между тем, для решения этой проблемы у европейских стран остается не так много времени, и "Газпром" поторапливает своих европейских партнеров. В 2019 году заканчивается действующий в настоящий момент договор с Украиной на транзит российского газа в Европу, и продлевать его "Газпром" не намерен, планируя направить весь объем транзита по "Турецкому потоку".

Сергей Агибалов в разговоре с "НИ" заключил, что поступить так российский монополист, конечно, может, но ему будет довольно сложно с такой ультимативной позиции наладить контакт со своими европейскими потребителями. В итоге переговорный процесс может затянуться не на один год.

Арина Раксина

<< Май, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ