conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.05.2015

"Газпром" начал строительство "Турецкого потока".

"Новые известия"

На минувшей неделе в ходе переговоров руководства "Газпрома" с турецким министром энергетики Танером Йылдызом были достигнуты договоренности о начале ввода в эксплуатацию первой нитки газопровода "Турецкий поток" уже в декабре 2016 года. Глава российского газового монополиста Алексей Миллер сообщил, что "Газпром" уже приступил к стадии строительства морской части этого газопровода. Между тем американские власти выступили категорически против продления "Турецкого потока" по территорию Греции. А эксперты прогнозируют проблемы с созданием необходимой инфраструктуры со стороны Евросоюза.

Напомним, что проект газового "Турецкого потока" заменил "Южный поток", о прекращении реализации которого из-за затянувшихся разногласий с Еврокомиссией заявил 1 декабря 2014 года российский президент Владимир Путин в ходе своего визита в Анкару. Тогда же "Газпром" и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода из России в Турцию.

И вот с 8 мая российская газовая монополия начала работы по подготовке строительства почти 1000-километрового участка по дну Черного моря. Эксперты отмечают, что сроки менее чем два года для запуска первой ветки "Турецкого потока" выглядят весьма сжатыми. В целом мощность "Турецкого потока" должна составить 63 млрд. кубометров газа. Из них 47 млрд. кубометров планируется направить на новый газовый хаб на турецко-греческой границе, а все остальное достанется самой Турции, которая в настоящий момент является вторым после Германии крупнейшим потребителем российского "голубого топлива".

В планах прокладки "Турецкго потока", как отметил в беседе с "НИ" заведующий сектором экономики и финансов Института энергетки и финансов Сергей Агибалов, сохраняют те же риски, что были и в проекте "Южного потока". "Заявленная мощность выглядит слишком большой, и обеспечить заполняемость трубопровода может оказаться довольно проблематичным", — считает эксперт.

Но на турецко-греческой границе газопровод, вероятно, не закончится. Сначала в ходе визита в апреле этого года премьер-министра Греции Алексиса Ципраса, а после и во время телефонного разговора 7 мая, по заявлениям Кремля, стороны "особое внимание уделили совместным инфраструктурным планам, проблематике энергетического сотрудничества, включая сооружение газотранспортной системы на территории Греции как части нового проекта транспортировки российского газа через Турцию и другие европейские страны". Владимир Путин уже заявил, что российская сторона готова рассмотреть возможность предоставления финансовой помощи греческим компаниям при строительстве этой газотранспортной системы.

Естественно, у такого плана не могло не найтись противников. США уже успело высказать свой категорический протест против строительства продолжения "Турецкого потока" на территории Греции. Как рассказал министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис, с таким заявлением к нему обратился специальный посланник Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн. Американская сторона упирает на то, что реализация российско-греческого проекта не увеличит диверсификацию энергоснабжения страны и может стать предметом внимания и беспокойства антимонопольных органов ЕС.

Американцы предлагают Греции поддержать в первую очередь поставку природного газа по Трансадриатическому газопроводу (ТАП) из Азербайджана. Однако греческая сторона уже сделала ставку на проект газопровода для поставки российского газа в Европу. Хотя, предупреждает Сергей Агибалов, проект попадает под регулирование законодательной базы ЕС, что, по сути, может вновь вернуть тот же ворох проблем не только в энергетическом взаимодействии, но и политическом, из-за которых и был закрыт "Южный поток".
Словом, сохраняются риски того, что "Турецкий поток" упрется в тупик. Ведь для получения газа на границе Греции европейские страны должны самостоятельно озаботиться подведением туда необходимой инфраструктуры. Но крупные государства ЕС пока сохраняют молчание, а балканские страны заявляют о невозможности в связи со сложным экономическим положением собственными силами построить газопровод.

Между тем, для решения этой проблемы у европейских стран остается не так много времени, и "Газпром" поторапливает своих европейских партнеров. В 2019 году заканчивается действующий в настоящий момент договор с Украиной на транзит российского газа в Европу, и продлевать его "Газпром" не намерен, планируя направить весь объем транзита по "Турецкому потоку".

Сергей Агибалов в разговоре с "НИ" заключил, что поступить так российский монополист, конечно, может, но ему будет довольно сложно с такой ультимативной позиции наладить контакт со своими европейскими потребителями. В итоге переговорный процесс может затянуться не на один год.

Арина Раксина

Минфин продолжит снижать экспортную пошлину на нефть и после 2018 г. — вплоть до полной отмены. Это ударит по нефтепереработке и повысит цену моторного топлива.

"Ведомости"

Минфин считает дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежным — оно может поэтапно продолжиться после 2018 г., рассказал "Ведомостям" директор налогового департамента Минфина Илья Трунин, а к 2025 г. пошлины могут быть обнулены. Обсуждать график и параметры Минфин намерен в 2018-2019 гг., когда проанализирует последствия трехлетнего налогового маневра.

Маневр сделал отмену пошлин реальной. После 2018 г. будет удобный момент, объясняет Трунин: отменить 30%-ную пошлину легче, чем 42%-ную, особенно при низких ценах на нефть. Вырастет ли НДПИ — чиновник не говорит.

"Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы", — приводит доводы Минфина Трунин, а сейчас это не только доходы бюджета, но и, по сути, форма субсидирования нефтепереработки: пошлина сдерживает внутреннюю цену на нефть. Еще одна форма поддержки — разница между пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты, что стимулирует экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти.

Стимулы сработали плохо: средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75% (на большинстве западных НПЗ — выше 90%), а средняя доля мазута — до 30%. Минфин всегда считал это прямыми потерями бюджета, говорит замминистра финансов Сергей Шаталов. Трунин добавляет еще проблему: субсидируется белорусская нефтепереработка.

Как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Белоруссия получает нефть из России по внутренней цене.

Отмена пошлин может произойти и быстрее, но 2025 год — крайний срок, продолжает Трунин: сейчас в режиме свободной торговли ЕАЭС есть изъятия (квоты и компенсации пошлин), к 2025 г. их снимут — помощь Белоруссии возрастет еще больше. Белоруссия, опасаются чиновники, может еще и установить при экспорте за пределы ЕАЭС пошлины ниже российских и российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через Белоруссию. Такой режим совершенно нелогичен, резюмирует Трунин.

Минэнерго и крупные нефтяные компании отказались от комментариев по теме пошлин.

Потенциал для снижения пошлин низок, считает чиновник, курирующий нефтяную отрасль, — снижение приведет к росту экспортного нетбэка (мировая цена за вычетом пошлины и расходов на транспортировку), вслед за ним начнут расти и внутренние цены.
Восьмого мая внутренняя цена тонны бензина А-92 пятого класса производства Московского НПЗ составила 33 700 руб., нетбэк — 37 474 руб.; при обнулении пошлины нетбэк вырастет до 42 829 руб. за тонну, следом пропорционально вырастет и внутренняя цена, объясняют аналитики Thomson Reuters Kortes. Рост цен на бензин будет зависеть от цены на нефть, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: при $70 за баррель (средняя для 2017 г., по макропрогнозу Минэкономразвития) прибавка составит 2 руб. за литр, при $65 — 1,88 руб., при $100 — 2,6 руб. Рост цен предсказать сложно, но прибавка на 25-30% в худшем случае — это болезненно, опасается чиновник.

Нужно будет снижать или обнулять акцизы, чтобы сдержать рост цен, предлагают аналитики Thomson Reuters Kortes. В 2017 г. акциз (с НДС) составит 5830 руб. с тонны моторного топлива, или 5,2 руб. с литра, — его уменьшением можно вообще не допустить роста цен, согласен Ежов. По-другому сдержать цены можно развитием конкуренции и субсидией для отдельных групп потребителей.

Трунин не согласен на компенсации нефтяникам: после завершения модернизации НПЗ доля высокомаржинальных нефтепродуктов вырастет, проблема не будет острой. Но для дальнейшего снижения пошлин нужна более глубокая модернизация, не предусмотренная четырехсторонними соглашениями, возражает другой чиновник, — выход темных нефтепродуктов должен быть снижен до 15%.

При текущей цене на нефть даже после модернизации обнуление пошлин приведет к падению маржи среднего российского НПЗ ниже нуля — минус $3-5 на баррель против ожидаемых плюс $4, оценивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Может помочь обнуление акцизов и если цена на внутреннем рынке будет не с дисконтом, как сейчас, а с премией к нетбэку. Но если не завершена модернизация, этого будет недостаточно — часть мощностей (до 80 млн т в год) под риском закрытия, предупреждает Борисов.

Проблема не только в плане модернизации, но и в исторически высоких издержках российских НПЗ, настаивает чиновник. Большинство НПЗ в мире расположены в припортовых зонах, а российские везут товар из Центральной России. Сейчас это и окупается разницей в пошлинах на нефть и нефтепродукты — таможенная субсидия составляет $65 на тонну при цене $70 за баррель и около $100 на тонну при $100 за баррель, приводит данные Ежов.

Таможенная субсидия не просто поддерживает российские НПЗ, а позволяет иметь маржу гораздо выше европейских уровней. За 10 лет недополученная выгода государства из-за разницы в пошлинах превысила $145 млрд, посчитали эксперты Vygon Consulting, и эта помощь по большей части не перекладывается в субсидию потребителям, а обеспечивает рентабельность экспортно-ориентированной нефтепереработки (более 60% идет на экспорт).

Vygon Consulting поддерживает снижение пошлин: оно уберет избыточную субсидию — но надо сохранить ее минимальный уровень для покрытия логистического отставания НПЗ. Можно зафиксировать ее не в процентах, а в долларах на тонну (чтобы снизить зависимость от цен на нефть) и к 2020 г. снизить до $6-7 за баррель, предлагает Vygon Consulting.

Компании опасаются непредсказуемости в налогах. Фактически это продолжение маневра: при цене ниже $70 за баррель он хуже для компаний, чем действующая система (если выше — наоборот), указывает гендиректор "Юкола-нефти" Евгений Макеев. Бюджет же выиграет по многим причинам: лучше изымать ренту через НДПИ со всей добычи, а не только с экспорта, отмечает Ежов.

"Проблема касается всей экономики: обнуление пошлин возможно, если мы готовы на европейские цены и промышленность не будет уступать Европе в энергоэффективности", — говорит чиновник финансового блока. Если всегда сдерживать цены, энергоэффективность никогда и не вырастет, а если все резко опустить, экономика рухнет, резюмирует он: остается выработать стратегию.

Маргарита Папченкова, Галина Старинская

 

 

Арбитражный суд признал за "дочкой" "Газпрома" право на выбросы вредных веществ в атмосферу столицы.

"Известия"

Как выяснили "Известия", выброс сероводорода, произошедший на Московском НПЗ в ноябре 2014 года, был признан законным. Столичный арбитражный суд отменил штраф Росприроднадзора в 250 тыс. рублей, вынесенный ведомством дочернему предприятию "Газпрома". При этом в ходе судебных разбирательств было установлено, что загрязнение воздуха, превысившее все допустимые нормы в десятки тысяч раз, могло произойти во время работы одной из установок московского НПЗ. Однако у завода было разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу. Экологи считают, что данное судебное решение фактически дает право НПЗ безнаказанно загрязнять атмосферу столицы.

Сероводородное облако накрыло юго-восток столицы 10 ноября 2014 года. По словам очевидцев, едкий запах ощущался даже в центре Москвы. На "горячую линию" МЧС с жалобами на запах позвонило более 2 млн человек. По данным экологов, содержание сероводорода в атмосфере в тот день превышало предельно допустимую норму в десятки раз. Замначальника управления МЧС по Москве Юрий Акимов в тот же день предположил, что причиной неприятного запаха, напоминающего сероводород, стала неисправность на Московском НПЗ.

После этого случая москвичи еще не раз жаловались на неприятные запахи, особенно в Люблино и Капотне. Городские власти в лице главы департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антона Кульбачевского заявляли, что кроме дискомфорта неприятный запах ничем не грозит москвичам.

– К сожалению, пока реконструкция предприятий не завершится, неприятные запахи периодически будут появляться, — заявлял чиновник. — Но когда это небольшие концентрации, то это не опасно для здоровья, а просто дискомфортно. При этом, он отмечал, что полная реконструкция предприятий должна завершиться к 2018 году.

После событий 10 ноября Росприроднадзор возбудил дело об административном нарушении по факту загрязнения воздуха и передал материалы в Симановский районный суд столицы. 16 декабря 2014 года cуд удовлетворил иск надзорного ведомства о взыскании с МНПЗ 250 тыс. рублей штрафа за отсутствие у предприятия разрешения на выбросы в атмосферу.

При этом, в Росприродназоре тогда отметили, что данное судебное разбирательство не связано с инцидентом, произошедшим 10 ноября. Руководители предприятии также заявили, что выбросов у них не было и опротестовали штраф в Арбитражном суде Москвы.
Разбирательства в арбитраже длились почти 4 месяца. При этом в ходе прений сторон выяснилось, что выбросы вредных веществ в атмосферу в ноябре прошлого года на МНПЗ все-таки были.

Как следует из материалов дела, департамент Росприроднадзора по ЦФО после многочисленных жалоб москвичей на загрязнение воздуха провел целый ряд исследований. К экспертизе были привлечены специалисты лаборатории ФБУ "ЦЛАТИ" по ЦФО. 11 ноября 2014 года они посетили завод с проверкой и установили, что выбросы вредных веществ могли произойти из печи № 2 установки по перегонки нефти.

Так, по данным протокола ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 11.11.2014г. № 0268 "на источнике выбросов  0009 (печь № 2 установки перегонки нефти АТ-ВБ) разовая концентрация составляет:  азота диоксид 66,48 мг/м 3, азота оксид 10,80 мг/м3, сера диоксида 10127,26мг/м3, что превышает  предельно допустимые концентрации (максимально разовые) в атмосферном воздухе населенных мест: по азоту диоксида — в 782 раза, азота оксида — в 27 раза, сероводороду — в 2337 раз, серы диоксида — в 20255 раз.

Также специалисты взяли пробы на источнике 0046 (печь установки каталитического риформинга ЛЧ-24-2000), и, по данным протокола ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 11.11.2014 г. № 0267, установили, что "максимально разовая концентрация составляет: серы диоксид — 148,72 мг/нм3 , азота диоксид — 146,24 мг/нм3, азота оксид — 23,76 мг/нм3, углерода оксид — 94,63 мг/нм3, что превышает максимально разовые концентрации в атмосферном воздухе населенных мест: серы диоксида в — 297 раз, азота диоксида — в 1720 раз, азота оксида — в 59 раз, углерода оксида — в 19 раз".

"Таким образом, административным органом был установлен факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха", — говорится в материалах судебного расследования.

Однако в тоже самое время суд выяснил, что у предприятия имеется разрешение на выброс в атмосферу вредных веществ. Именно этот факт и стал основанием для отмены административного штрафа. Росприроднадзор попытался оспорить решение московского арбитражного суда в вышестоящей инстанции. Однако суд отклонил апелляцию. В Росприроднадзоре решение суда не комментируют.

В свою очередь, в ОАО "Газпромнефть" считают, что данные, представленные в протоколе ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" некорректны, так как эксперты сравнили данные, полученные в дымовой трубе, с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) для жилых массивов и не учли значения расхода дымовых газов в момент проведения отбора пробы. Кроме того, в ОАО "Газпромнефть" "Известиям" заявили, что на сегодняшний день у Московского НПЗ есть все необходимые разрешительные документы касательно воздействия завода на окружающую среду на период  до 2017 года. А объем предельно допустимого воздействия (включая твердые, жидкие и газообразные вещества) на 2015 год Разрешением ДППиООС города  Москвы № 2497442015 определен заводу в размере 23 819,53 т, что составляет менее 0,2% от максимального объема перерабатываемой предприятием нефти.

Между тем в нашей стране нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе устанавливает Санэпидемнадзор. На сегодняшний день в список опасных для здоровья веществ входят порядка 850 наименований. Так, предельно допустимая разовая концентрация в воздухе производственных помещений и атмосферном воздухе населенных мест азота диоксида должна составлять 0,085 мг/м3, сероводорода — 0,008 мг/м3, серы диоксида — 0,5мг/м3.

– Сероводород относится к веществам третьего класса по шкале опасности для организма. Он крайне токсичен и очень негативно воздействует на нервную систему человека,  — рассказывает президент союза "За химическую безопасность!" доктор наук Лев Федоров. — Главная опасность этого газа заключается в том, что он притупляет обоняние и из-за этого человек перестает различать запахи.

При этом, по словам Федорова, пары сероводорода могут привести к отеку легких и нервному параличу.

Экологи считают, что суд фактически выдал Московскому НПЗ "индульгенцию на загрязнение воздуха в столице".

– Получается, что предприятие может спокойно и безнаказанно загрязнять  воздух в столице и никаких санкций к нему применить нельзя, — возмущается  сопредседатель российской общественной организации "Экозащита" Владимир Сливяк. — Подобные решения и разрешение можно охарактеризовать как преступление против москвичей.

В свою очередь, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин более сдержан в оценке решения арбитражного суда. По его словам, нужно понять на какие объемы выбросов вредных веществ в атмосферу имеет разрешение предприятия. Он подчеркивает, что "для каждого предприятия, которое имеет дело с выбросами вредных веществ в атмосферу, существует свои предельно допустимые нормы. Их устанавливают и рассчитывают по специальным методикам, которые учитывают даже погодные условия".

Кроме того, депутат считает, что уже давно пора вынести на референдум вопрос о размещении вредных предприятий в черте города.

– С одной стороны, строить предприятия в черте городов законодательно не запрещено, — заявил "Известиям" Максим Шингаркин. — С другой стороны, если москвичам не нравится жить рядом с Московским НПЗ, они могут поднять этот вопрос на общегородском референдуме.

По словам депутата, организаторами референдума могут выступить сами граждане, инициировав рассмотрение этого вопроса в Мосгордуме.  

ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" — дочернее предприятие компании "Газпромнефть". Завод обеспечивает порядка 40% потребностей Московского региона в нефтепродуктах. Мощность переработки завода составляет 12,15 млн т в год. А производственная цепочка включает в себя более 30 установок различного назначения.

По данным официального сайта, на предприятии идет масштабная модернизация, направленная на улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов, увеличение глубины переработки нефти и повышение производственной и экологической эффективности. До 2020 года "Газпромнефть" должна инвестировать в модернизацию Московского НПЗ более 130 млрд рублей.

Герман Петелин, Александр Раскин

 

 

<< Май, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ