Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.07.2018

Единственный фактор риска для рынка — торговая война США и Китая.

"Ведомости"

Россия уже в этом году может установить исторический рекорд добычи нефти — в среднем 11,15 млн барр. в сутки, а в следующем — довести его до 11,17 млн барр., предполагает ОПЕК. До сих пор рекордным был 2016 год, когда в среднем в сутки Россия добывала почти 11 млн барр.

В том же 2016 году, в октябре, зафиксирован месячный рекорд добычи — в среднем за сутки 11,247 млн барр., и именно от этой добычи отсчитываются ограничения, наложенные соглашением стран ОПЕК и не-ОПЕК. Это соглашение дважды продлевалось, но 23 июня 2018 г. его участники приняли решение увеличить добычу на 1 млн барр. в сутки. Запасы нефти сократились, рынок сбалансирован, но важно не допускать перегрева, объяснял решение министр энергетики Александр Новак.

По данным ОПЕК, уже в июне страны картеля довели добычу до 32,33 барр. в сутки, это на 173 400 барр. в сутки больше, чем в мае. Существенно выросла добыча в Саудовской Аравии — на нее приходится треть производства нефти ОПЕК: плюс 405 400 барр. в сутки, ее добывающие мощности позволяют добавить еще примерно 1,6 млн барр. в сутки. Увеличили производство Ирак, Кувейт, ОАЭ, снизили — Ливия и Венесуэла; в картель в июне вошла Республика Конго, производящая примерно 300 000 барр. нефти в сутки.

Квота для увеличения добычи российскими компаниями — 200 000 барр. в сутки. Россия в июне добывала в среднем 11,24 млн барр. нефти в сутки, на 90 000 барр. в сутки больше, чем в мае, сообщает ОПЕК. Нарастить добычу способны все крупнейшие российские нефтяные компании, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Ни одна из них не ответила на запрос "Ведомостей".

В Минэнерго отказались от комментариев.

Добыча растет и в США, стране, которая не участвует в соглашении с ОПЕК, но входит в тройку лидеров по добыче и быстро увеличивает ее. По данным Управления энергетической информации США на 29 июня, добыча составила 10,9 млн барр. в сутки, а к концу 2019 г. может превысить 12 млн барр. в сутки — и США станут крупнейшим производителем нефти в мире.

Для нефтяных стран картина благоприятная с точки зрения фундаментальных факторов, главный из которых — баланс спроса и предложения: запасы нефти сократились и вернулись к средним пятилетним значениям, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Растет спрос: ОПЕК ожидает, что в 2018 г. он увеличится на 1,65 млн барр. в сутки и достигнет 98,85 млн, а в 2019 г. — и 100,3 млн барр. в сутки.

Но прогнозировать баланс спроса и предложения нефти на вторую половину года практически невозможно — в уравнении слишком много неизвестных, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. США ввели санкции против Ирана: контрагенты должны прекратить покупать у страны нефть до ноября. В июне Иран добывал 3,8 млн барр. в сутки, экспортировал — около 2 млн барр. в сутки.

"Скорее всего, добыча в Иране все же сильно сократится — американская администрация настроена очень решительно. Саудовской Аравии и другим странам соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК не останется ничего, кроме как компенсировать выпадающую добычу", — говорит Маринченко. Саудовская Аравия может распечатать внутренние запасы нефти (около 234 млн барр. на конец апреля), но это мера краткосрочного характера, нефть нужна и самому королевству для нефтеперерабатывающих заводов, производственные мощности которых растут, пишет Reuters.

Снижение добычи в Венесуэле и санкции против Ирана могут в краткосрочной перспективе толкнуть цены вверх, полагает Полищук. "Но на рынке останется слишком мало незадействованных производственных мощностей. Этот фактор не даст котировкам упасть слишком низко", — уверен Маринченко, цена барреля, вероятно, пока останется в диапазоне $70-80. Однако при решении проблем с логистикой в США, что позволит стране увеличить экспорт, возможно их снижение до $60-70/барр. в 2019 г. В среду баррель нефти марки Brent стоил $74,7, на 5,3% дешевле, чем во вторник.

Другой фактор, который, по словам Маринченко, только пока не оказывает сильного влияния на цены, — торговая война США и Китая. С одной стороны, она создает на рынке напряженность относительно надежности поставок, что может привести к росту котировок. С другой — тарифные войны могут привести к замедлению роста мировой экономики, а то и к рецессии — это может иметь серьезные негативные последствия для сырьевых рынков, объясняет он.

Углеводороды — крупная категория российского экспорта и, когда цены на них растут быстрее цен на другие товары, в распоряжение страны поступает больше средств, говорит главный экономист "ВТБ капитала" по России Александр Исаков. Но бюджетное правило оберегает бюджет от колебаний нефтяных цен: все деньги, полученные казной от превышения ценой нефти отметки $40/барр., поступают в фонд национального благосостояния и потому мало заметны в расходах бюджета, заключает он.

Галина Старинская, Александр Воробьев

Долги за голубое топливо на Северном Кавказе выросли на 13 млрд рублей.

"Изветия"

Проблема задолженности в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на Северном Кавказе нуждается в скоординированных действиях глав энергокомпаний, руководителей субъектов и правоохранительных органов. Она также потребует кадровых решений и наказания виновных. Об этом было объявлено в рамках заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северокавказского федерального округа (СКФО) под председательством Дмитрия Медведева.

В прошлом году на Северном Кавказе было оплачено меньше 85% потребленного газа, общая задолженность выросла на 13 млрд рублей. Долги за электроэнергию также увеличились более чем на 3,5 млрд рублей.

— Неплатежи в значительной степени вызваны отсутствием должного учета поставленных энергоресурсов и системной работы с потребителями. Газовые и электрические сети на Кавказе сильно изношены. И на потери при транспортировке часто списывают всё, что фактически было просто украдено — как в результате самовольных подключений и врезок, так и с применением различных схем уклонения от уплаты, — отметил Дмитрий Медведев.

Речь идет о намеренном банкротстве предприятий ЖКХ и энергосбытов, а также о неточных клиентских базах, пояснил глава правительства.

— Это всё выгодно прежде всего самим злоумышленникам, то есть тем, кто на этом зарабатывает. Они тормозят решение этих проблем и подпитывают коррупцию в этой сфере. Чтобы переломить ситуацию, требуется координация усилий глав регионов, руководства энергокомпаний и правоохранительных органов. Мы с вами уже этим занимались на протяжении нескольких предыдущих лет. Еще раз хочу сказать: ситуация в чем-то меняется, но меняется недостаточно. Потребуются и кадровые решения, и, конечно, наказание виновных, — сказал Дмитрий Медведев.

По данным "Газпрома", на 1 января 2018 года просроченная задолженность регионов Кавказа (с учетом уступки требований по долгам между компанией "Газпром межрегионгаз Пятигорск" и новыми "дочками" "Газпрома", заработавшими в Северной Осетии, Дагестане, Ингушетии, Адыгее и Карачаево-Черкессии) составляла 26,9 млрд рублей, а без ее учета — 85 млрд рублей. При этом за I квартал 2018 года объем просроченной задолженности увеличился с 26,9 млрд до 35,6 млрд рублей.

В середине мая 2018 года "Газпром" сообщил, что в целях сокращения потерь газа в СКФО компания ведет борьбу с незаконными подключениями к своим сетям, фальсификацией показаний счетчиков и использованием несертифицированного газового оборудования. В компании отмечали, что по итогам I квартала 2018 года произошло улучшение платежной дисциплины в четырех из семи регионов — Ставропольском крае, Ингушетии, Карачаево-Черкессии и Северной Осетии.

Также премьер-министр напомнил, что в прошлом году Северный Кавказ получил статус приоритетной территории. Это значит, что в действующих государственных программах необходимо сформировать специальные разделы по поддержке развития регионов округа.

— Тем не менее эта работа пока не ведtтся на должном уровне. Специальные разделы по Северо-Кавказскому округу предусмотрены только в 22 госпрограммах из предполагаемых 28. Уровень их финансирования тоже является недостаточным. Федеральные ведомства должны полнее учитывать специфику округа при определении финансирования государственных программ, региональные власти — тщательнее прорабатывать свои предложения, Министерство по делам Северного Кавказа — отладить механизмы взаимодействия между всеми этими структурами, — резюмировал Дмитрий Медведев.

В 2017 году на территории СКФО реализовывалась 21 госпрограмма, общий объем ассигнований из бюджетов всех уровней в рамках данных программ составил 85,5 млрд рублей. С 2018 года число программ выросло до 22.

Павел Панов

 

 

Государства региона готовы подписать Конвенцию о правовом статусе моря.

"Независимая газета"

Проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, предусматривающий возможность прокладки трубопроводов по его дну, согласован между странами "прикаспийской пятерки". Об этом сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. В проекте отмечается, что в акватории запрещено присутствие иностранных войск. Подписание договора состоится в начале августа в Актау в рамках V саммита глав прикаспийских государств, сообщил глава МИД Казахстана Кайрат Абдрахманов.

"Совместными усилиями прикаспийских государств на Каспийском море создана атмосфера дружбы и сотрудничества", — сказал Эльмар Мамедьяров в интервью местному агентству "Азертадж". По его словам, стороны согласовали проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

"Точная дата подписания Конвенции по Каспию еще не согласована. Остаются вопросы. Пока только Россия заявила о готовности подписать документ. В середине июля было постановление правительства, в котором отмечено, что документ передан на представление президенту РФ Владимиру Путину. Тем самым мы демонстрируем, что готовы к подписанию Конвенции по статусу Каспия. Что же касается остальных прикаспийских участников, то их позиция до конца не ясна", — сказал "НГ" доктор политических наук Сергей Жильцов. По мнению эксперта, утверждать, что Конвенция по статусу Каспия будет подписана, пока преждевременно.

Напомним, что российский государственный портал правовой информации опубликовал проект соглашения, но провисел он всего сутки, и его удалили. Эксперты обращают внимание на статью 14, согласно которой прикаспийские государства получают право прокладывать трубопроводы по дну моря с позволения только тех стран, через чьи сектора они будет проходить. При этом документ обошел одну из самых острых проблем — раздел водоема. Иран возражает против предложенного Россией, Азербайджаном и Казахстаном варианта, а о разделе Каспия по серединной модифицированной линии (равноудаленная от берегов линия, позволяющая при разделе учитывать длину береговой линии). Тегеран настаивает либо на совместном использовании моря, либо его разделе на равные сектора по 20%. Позиция Ирана отчасти понятна, в случае использования серединной модифицированной линии Исламская Республика получала самый маленький сектор с площадью около 11% моря. В опубликованном проекте документа говорится только о том, что "делимитация дна и минеральных ресурсов Каспийского моря по секторам будет осуществляться согласно соглашению сопредельных и противоположных государств согласно общепринятым принципам и юридическим нормам".

По мнению Жильцова, в итоговом документе статья 14 может иметь несколько другой вариант. Эксперт не исключает, что это был информационный вброс, с тем чтобы обсудить вопрос и внести правки в документ. "Если предположить, что конвенция будет предусматривать разрешение строительства трубопроводов, то возникает масса технических и политических моментов", — считает Жильцов. Евросоюз лоббирует строительство Транскаспийского газопровода, который позволит доставлять газ из Туркменистана в Азербайджан и далее по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) в Европу. "Однако у Туркменистана может не оказаться лишних запасов углеводородов, поскольку весь добываемый газ уходит в Китай. Не нужен туркменский газ и Азербайджану, по крайней мере в ближайшие годы. Баку может самостоятельно заполнять свои трубопроводы. Нужно исходить из реальности. А реальность такова, что у Ашхабада сегодня есть только китайское направление", — полагает эксперт.

Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев считает, что в проекте конвенции остается еще немало вопросов, по которым не найдены согласованные формулы ответов. "Решимость подписать конвенцию уже успели продекларировать почти все стороны, но нельзя исключать, что в итоге она может оказаться еще более общей и менее конкретной, чем тот вариант проекта, по которому произошла утечка в СМИ. В любом случае говорить о трубопроводном буме пока преждевременно, да и отсутствие такового бума до сих пор тормозилось не только отсутствием утвержденного статуса водоема. У Туркменистана, например, на ближайшие годы объемы добычи газа будут недостаточны даже для выполнения обязательств по китайским контрактам, поставки в КНР не были выполнены по итогам прошлого года, аналогичен будет итог и года нынешнего. В трубопроводных поставках через Каспий мало кто в реальности заинтересован, в том числе прямые конкуренты — Россия и Иран", — сказал "НГ" Александр Князев. По его словам, рынок в Европе сужается, никаких прогнозов по росту цен никто не берется давать, напротив, есть ожидания их снижения. "Проект так называемого Транскаспийского газопровода — сугубо политический, он не имеет под собой ни экономической основы, ни — в обозримой перспективе — ресурсной базы. Я опускаю известные вопросы, связанные с безопасностью или экологией, а также с принадлежностью ряда спорных месторождений в южной части Каспия. Предполагаемая конвенция эти вопросы не решает, хотя и открывает новые окна возможностей для каспийских стран. В первую очередь, и это очень важный момент, — в рамках самой "каспийской пятерки", — отметил эксперт.

Виктория Панфилова

 

 

<< Июль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ