conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.09.2016

"Роснефтегаз" просит не менять налоги для нефтяников три года: это поможет приватизации "Роснефти". Отбиться таким образом от повышения НДПИ вряд ли удастся.

"Ведомости"

"Роснефтегаз" (владеет госпакетом акций "Роснефти", его совет директоров возглавляет главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин) 31 августа направил в Минэкономразвития вместе со схемой приватизации "Роснефти" и предложения по повышению капитализации компании, рассказали "Ведомостям" человек, знающий содержание письма, и высокопоставленный чиновник. Главное предложение — стабилизировать налоговую нагрузку для нефтяников, рассказывают они. Срок — три года, уточняет один из них.

Это не предложение остановить налоговый маневр, говорят собеседники "Ведомостей". Но и избежать уже запланированных дополнительных налоговых изъятий (за счет повышения НДПИ в бюджет 2017 г. с нефтяников предполагается получить 200 млрд руб.) не удастся: "Вряд ли это достижимо, ведь Минфин и Минэнерго уже почти обо всем договорились", уточняет высокопоставленный чиновник. В последние годы налоговая нагрузка на российских нефтяников постоянно меняется. Директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов называет эту неопределенность главной проблемой: за четыре месяца до 2017 г. все еще непонятно, сохранится ли текущая налоговая система для нефтяников, — при том что средний период разработки месторождения превышает 20 лет.

Минэнерго такое письмо не получало, но выступает за стабилизацию налоговой нагрузки, говорит его представитель. Представители Минфина, Минэкономразвития и вице-премьера Аркадия Дворковича не ответили на запросы "Ведомостей", представитель "Роснефти" отказался от комментариев.

Решение стабилизировать налоговый режим "Роснефтегаз" предлагает зафиксировать не в виде обещания, а в каком-то нормативном акте, например в постановлении правительства, знает один из собеседников "Ведомостей". Невозможно корректно оценить актив, когда не понятны базовые экономические условия, рассуждает он.

Государство планирует продать 19,5% "Роснефти" примерно за $11 млрд (703 млрд руб. по курсу ЦБ в пятницу). Вероятность продажи в этом году — более 50%, оценивал недавно министр экономического развития Алексей Улюкаев (его цитировал "Интерфакс"). "Сделка состоится, если правительство вместе с руководством "Роснефти" смогут найти "соответствующих стратегических инвесторов", говорил президент Владимир Путин в интервью Bloomberg неделю назад.

Налоговая нагрузка на сегмент добычи у российских компаний — одна из самых значительных в мире: при высоких ценах на нефть налоги составляли 73% от выручки против 35% у мировых мейджоров, а теперь это соотношение — 58% против 12%, говорит Борисов.
Налоговая неопределенность сильно увеличивает риски инвесторов в сектор, другое дело, что риски эти стали постоянными, инвесторы к ним уже привыкли и немного охладели, говорит аналитик UBS Максим Мошков. Так что даже если неизменность налогов будет закреплена в документе высокого уровня, премия к цене акций за такую гарантию может составить не больше 2%, считает он.

Индивидуальных налогов в России нет: чтобы гарантировать стабильные условия новому миноритарию "Роснефти", государство должно взять обязательство не менять налоговую нагрузку на всю отрасль или, по крайней мере, на часть игроков, соответствующих определенным критериям, полагает партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков.

В международной практике никто такие условия частным образом не гарантирует, зато есть понятие индивидуальной налоговой льготы: ее предоставление становится условием покупки актива или реализации проекта, объясняет эксперт.

Любой нормативный акт — федеральный закон, указ, постановление, распоряжение президента или правительства — был бы хорошей гарантией для инвесторов, считает старший юрист BGP Litigation Денис Савин, правда, в нефтегазовой отрасли больше политики, чем бизнеса, поэтому значение скорее имеют не принятые документы, а политическая воля и политические гарантии. Условия по приватизации, в некоторой степени защищающие инвестора, могут быть зафиксированы в двусторонних соглашениях, допускает юрист.
Очевидно, что гарантировать неизменность фискальной нагрузки можно только на уровне закона, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Проблема в том, что его могут отменить столь же легко, как и принять, скептичен юрист. Теоретически в договоре продажи "Роснефти" можно гарантировать какую-то компенсацию в случае, если налоговые условия для компании будут ухудшены. Но в зависимости от того, кто будет стороной сделки, в случае нарушения его прав инвестору придется судиться или с "Роснефтегазом", или с Росимуществом и во втором случае вероятность выигрыша может быть невелика, считает Еремин.

Алина Фадеева, Маргарита Папченкова

 

 

Греки и итальянцы попытаются обойти болгар в борьбе за российский газ.

"Независимая газета"

Греция надеется на следующей неделе приступить к обсуждению с Еврокомиссией начала строительства Южно-Европейского газопровода, который должен стать продолжением "Турецкого потока", заявил  министр окружающей среды и энергетики Греции Панос Скурлетис после переговоров со своим российским коллегой главой Минэнерго РФ Александром Новаком. По словам Скурлетиса, инициатором переговоров с Еврокомиссией кроме Греции станет Италия. "Мы верим, что нам нужны вторая, третья нитка, чтобы помочь российскому газу прийти в Европу", — сказал Скурлетис. "Греция заинтересована в строительстве газопровода, мы готовы участвовать в нем, но все зависит от Европы", — подчеркнул министр. По его словам, проект обеспечит приток инвестиций и создаст тысячи рабочих мест. По оценкам энергетиков, проект Южно-Европейского газопровода привлечет в греческую экономику до 5 млрд евро прямых инвестиций.

Однако грекам и итальянцам надо будет найти веские аргументы, чтобы получить разрешение от Еврокомиссии, которая ранее зарубила "Южный поток" — газопровод, который должен был пройти из России по дну Черного моря в Болгарию, а потом понести топливо по территории Сербии, Венгрии и в другие страны Европы. В июне 2014 года Евросоюз потребовал от Болгарии приостановить строительство газопровода на том основании, что он не соответствует Третьему энергопакету ЕС, который, в частности, запрещает газодобывающим компаниям быть собственниками магистральных трубопроводов.

После того как Россия не смогла получить разрешение от болгар на строительство трубы на их берегу, в декабре 2014-го президент РФ Владимир Путин объявил в Анкаре, что реализация проекта "Южный поток" останавливается "из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии и поведения Болгарии". В качестве замены был анонсирован новый поток — "Турецкий". Он частично повторяет маршрут "Южного", только вместо Болгарии свернет в сторону турецких берегов. Он тоже идет от компрессорной станции "Русская" в районе Анапы по дну Черного моря, морской участок газопровода составит 660 км в старом коридоре "Южного потока", а потом 250 км уже в новом коридоре до населенного пункта Кыйыкей в европейской части Турции. В случае если греки получат разрешение ЕК, сухопутный участок газопровода протянется еще на 180 км до турецко-греческой границы.

На прошлой неделе "Газпром" получил от турок первые разрешение на строительство газопровода. Источник в российском Минэнерго сообщил РИА Новости, что в ближайшее время ожидается выдача турецкими властями оставшихся разрешений и тогда станет возможным подписание межправительственного соглашения по строительству газопровода. Газ, который придет по первой нитке, будет полностью предназначен для растущего турецкого рынка, который, кстати, является вторым по  потреблению нашего голубого топлива после Германии.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер подчеркнул 5 сентября, что возможность поставок газа на европейский рынок в направлении турецко-греческой границы предложила рассмотреть именно турецкая сторона. Правда, еще в феврале 2016 года "Газпром", итальянская Edison и греческая DEPA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам газа из России по дну Черного моря в Грецию и из Греции в Италию.

На пути нашего газа "в греки" стоит несколько препятствий. Афинам и Риму предстоит не только как-то обойти Третий энергопакет, но также противостоять еще одному члену ЕС… Болгарии! Эта страна поняла, сколько денег потеряла из-за отказа стать своего рода распределителем российского газа по Европе, и судорожно пытается создать новый газораспределительный центр "Балкан", в который кроме Азербайджана, Туркменистана и Ирана в качестве поставщика приглашают и Россию.

"Мы не допустим, чтобы Болгарию обошли, и используем наше право вето, — заявил премьер Болгарии Бойко Борисов. — Когда мы проявили солидарность и поддержали Украину в соответствии с общим решением ЕС, мы знали, что теряли, но руководствовались принципами единства и европейскими нормами".

Однако российское руководство скептически отнеслось к этой идее. "Мы видим и знаем, что болгарская сторона хочет вернуться к проекту, но мы понесли определенные убытки в связи с отказом европейских партнеров. И теперь одних намерений недостаточно. Нам нужны абсолютно железобетонные гарантии юридического характера, а их нет", — говорил в августе Владимир Путин.

"Еврокомиссия вряд ли даст ход продолжению "Турецкого потока" через Грецию, поскольку это повысит авторитет Анкары и Афин, которые будут иметь весомые козыри перед ЕК, — сказал "НГ" член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. — Обретя статус транзитных государств, Турция и Греция станут вести более жесткий и прагматичный диалог с Евросоюзом, постепенно ослабляя и без того слабеющее политико-экономическое влияние этого объединения государств. Кроме того, ЕК против усиления зависимости европейского рынка от российского газа.

"Турецкий поток" — это проект двух президентов, Путина и Эрдогана. Если они договорятся, то магистраль будет построена. Правда, открытым остается вопрос, сколько будет веток трубы и каков объем голубого топлива, поставляемый по газопроводу. С территории не входящей в ЕС Турции сырье может пойти в Европу, а может и не пойти. Здесь необходимо договариваться с европейскими странами. Греция входит в ЕС, поэтому нормы Третьего энергетического пакета обязательны к выполнению на территории этого государства", — считает эксперт.

Анатолий Комраков

 

 

"Ведомости"

"Транснефть" обязана остановить поставки дизельного топлива на Украину. Такое предписание государственная монополия получила в пятницу. Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ, входит в Федеральную таможенную службу России) уведомила "Транснефть" о том, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) аннулировала заключения, выданные участникам внешнеэкономической деятельности для поставок нефтепродуктов на Украину. "В целях обеспечения законодательства России в области экспортного контроля нас просят остановить транспортировку нефтепродуктов в направлении Украины", — сказал представитель "Транснефти".

С сентября 2015 г. поставщики должны получать разрешение ФСТЭК для экспорта дизтоплива на Украину. Тогда "Интерфакс-Украина" сообщал, что цель ограничений — не допустить использования российского топлива вооруженными силами Украины. Получить комментарии представителей ЦЭТ и ФСТЭК не удалось.

Дизтопливо транспортируется по нефтепродуктопроводам Самара — Западное и Грозный — Армавир — Трудовая. Их мощность — 1,7 млн т нефтепродуктов в год. С 2005 г. право собственности на эти трубопроводы оспаривала генпрокуратура Украины. В этом году "Транснефть" продала украинские участки швейцарской International Trading Partners AG. Часть дизтоплива, принадлежащего "Башнефти", в 2014 г. так и не дошла до европейского покупателя. В IV квартале 2015 г. "Башнефть" списала около 2 млрд руб. его стоимости. "Башнефть" топливо по этим трубопроводам не поставляет, сказал в пятницу представитель компании.

В мае 2016 г. "Транснефть" возобновила трубопроводные поставки нефтепродуктов по этому маршруту. Вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов говорил, что в направлении Украины будет идти топливо "Роснефти". До конца мая она планировала поставить около 30 000 т, затем начиная с июня по 100 000 т ежемесячно. Представитель "Роснефти" не ответил на запрос. Поставки для "Роснефти" небольшие — в 2015 г. она произвела 26,3 млн т дизтоплива, говорит старший аналитик "Атона" Александр Корнилов. Он отмечает: "Роснефти" важно оставаться на Украине — у нее здесь сеть АЗС и Лисичанский НПЗ (стоит с 2012 г.).

"Лукойл" в марте 2016 г. получил разрешение ФСТЭК. Компания сообщала, что будет поставлять дизтопливо сетям АЗС, городским коммунальным службам, производителям сельхозпродукции и др. В пятницу представитель "Лукойла" отказался от комментариев. "Газпром нефть" не поставляет нефтепродукты на Украину, сказал представитель компании.

В 2015 г. на Украину было продано 1,5 млн т российского дизтоплива (в 2014 г. — 191 350 т), потребление в стране — около 5 млн т. В России в 2015 г. производство составило 76,1 млн т, потребление — 31,2 млн т.

Галина Старинская

<< Сентябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ