conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.10.2015

Оппозиция вопреки властям обещает блокировать российскую компанию.

"Независимая газета"

"Единое национальное движение Грузии" (ЕНД) — бывшая партия власти и аффилированные с ней структуры с понедельника начинают акции против возобновления сотрудничества правительства с "Газпромом". Поводом послужило заявление вице-премьера, министра энергетики Кахи Каладзе, подтвердившего факт недавних переговоров с главой российской компании Алексеем Миллером и отметившего необходимость диверсификации энергетических источников.

Каха Каладзе сообщил, что переговоры об импорте газа Тбилиси ведет не только с "Газпромом", но и с Ираном. По его словам, это необходимо, так как азербайджанский концерн SOCAR не может увеличить объемы поставляемого газа. Каладзе подчеркнул, что у Тбилиси с "Газпромом" контакты не прекращались никогда.

Российская компания обеспечивает газом Армению (около 2 млрд куб. м в год) транзитом через грузинскую территорию и расплачивается с Тбилиси за услугу не деньгами, а газом — 0,3 млрд куб. м в год.

Заинтересован в поставках голубого топлива в Грузию и "Газпром". Но его главные интересы в Армении, где намечен запуск дополнительного энергоблока принадлежащей ему Разданской ТЭС. При увеличении объемов экспорта в Армению "Газпром" готов работать с Грузией по прежней схеме — расплачиваться за транзит дополнительным количеством газа. Но при этом может обеспечить потребности самой Грузии, если она изъявит такое желание. И у грузинской стороны, похоже, оно понемногу появляется.

Понять, для чего Тбилиси понадобились дополнительные объемы газа, да еще такие, что азербайджанский SOCAR поднял вверх руки, не очень понятно. Новые энергоемкие производства в стране не появились, а уровень жизни населения точно не повысился настолько, чтобы вызвать резкое увеличение потребления энергии. Анонимный информированный источник в энергосфере Грузии высказал предположение, что власти могли затеять комбинацию для понижения стоимости закупаемого азербайджанского газа. "О том, что тарифы будут снижены, "Грузинская мечта" говорила с первого дня прихода к власти. Но в Баку нашей правительственной делегации доказали, что азербайджанская сторона во многом идет навстречу грузинской, продавая газ по льготным ценам и гибким схемам, так что в Грузии появляется возможность обеспечивать газом частные лица по одной стоимости, малообеспеченные слои — по другой, предприятия — по третьей", — сказал "НГ" собеседник. По его словам, возможно, с вероятной активизацией в Грузии "Газпрома" власти предпримут новые попытки вынудить азербайджанскую сторону понизить стоимость поставляемого газа. "При этом трудно сказать, отразится ли возможное удешевление на потребителях. Девальвация национальной валюты, общая экономическая ситуация тяжело отразилась на бюджете, так что разница в цене, если, конечно, удастся добиться понижения, скорее пойдет в казну. Не будем забывать и о предстоящих через год парламентских выборах", — предположил собеседник.

Правящая "Грузинская мечта" акцентирует внимание на том, что российский газ, если дело дойдет до покупок, будет поставляться коммерческим пользователям. Сторонники сотрудничества с "Газпромом" напоминают и о том, что "с российской компанией работает вся Европа, и ничего — не развалилась", а также "газ у нее закупает даже Азербайджан". Однако заглушить оппозицию не удалось.

Одну акцию протеста у резиденции миллиардера Бидзины Иванишвили против партнерства с "Газпромом" "националы" уже провели, обвинив правительство, которое "ведет переговоры с компанией государства, оккупировавшего грузинские территории", в аморальности. Представители ЕНД напоминают властям, что "Газпром" часто "становится политическим рычагом давления России на ту или иную страну". Оппозиция решительно настроена не допустить полноценного возвращения "Газпрома" в грузинскую энергетику.

"На мой взгляд, "националы" слишком драматизируют ситуацию. Понятно, что оппозиция пытается политизировать любой вопрос, повысить градус, сыграть на максимуме. Конечно, определенная логика в их заявлениях есть, но налицо искусственное обострение вопроса", — сказал "НГ" эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили. По его словам, возобновление прямого сотрудничества с "Газпромом", может и несвоевременное, но энергетической безопасности Грузии не особо угрожает, так как страна уже сейчас обеспечена энергоносителями и разрывать существующие связи не намерена. "Я вообще не думаю, что в переговорах с "Газпромом" есть какая-то стратегическая задумка. Скорее вопрос носит мелкий коммерческий характер. Но такие переговоры могут осложнить ситуацию, потому что если разделить две темы — социальный газ и коммерческий, то тот, кто попытается на коммерческом поле сыграть с "Газпромом", может вызвать некие негативные последствия. Дело в том, что у азербайджанского SOCAR в Грузии большие социальные обязательства. Азербайджанская компания очень много инвестирует в различные сферы, и те потери, которые у них появляются, они пытаются сбалансировать ликвидностью коммерческого сектора", — сказал "НГ" Хухашвили. По его словам, если SOCAR лишится возможности обеспечить упоминавшийся баланс из-за того, что кто-то "притащил" в Грузию "Газпром", тогда азербайджанская компания будет вынуждена пересматривать тарифы, а в этом случае последствия могут оказаться политическими, выгодными для "Газпрома". "Создание проблем с азербайджанским газом соответствует их стратегическим долгосрочным интересам. Потому что 200–300 млн куб. м газа, о которых шла речь, — это для Грузии, может быть, заметный объем, но не для "Газпрома", — коммерческого интереса у российской компании нет, зато политический вполне может быть", — полагает Хухашвили. По мнению эксперта, заявленная позиция грузинских властей о диверсификации импорта энергоносителей верна и действительно нужно развивать коридоры не только на запад и восток, но и на север и юг.

Но не сейчас: с учетом нынешних политических реалий и возможных последствий для серьезных переговоров время еще не наступило.

Юрий Рокс

 

 

"Нафтогаз" заявил, что перечислил "Газпрому" деньги за газ. Поставки могут возобновиться 20 октября.

"Ведомости"

"Газпром" и "Нафтогаз Украины" договорились о предоплате за поставки газ в октябре, сообщил в пятницу предправления "Газпрома" Алексей Миллер: "Украинская сторона направила в наш адрес заявку на объем в 2 млрд куб. м газа в октябре". По его словам, после поступления денежных средств на счет с 10.00 мск 12 октября "Газпром" начнет поставки газа на Украину. Представитель "Нафтогаза" подтвердил эту информацию "Интерфаксу". Аванс уже перечислен, сказал он, не назвав сумму. Условия подписанного с "Газпромом" дополнительного соглашения к контракту предусматривают отсутствие до апреля 2016 г. условия "бери или плати", цена на IV квартал текущего года установлена с учетом снижения экспортной пошлины, напомнил он.

В сентябре Россия и Евросоюз договорились об условиях поставок газа на Украину с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. ЕС готов предоставить Украине $500 млн для покупки газа. "Это даст Украине возможность закачать еще 2 млрд куб. м газа", — говорил Миллер. Для прохождения зимы Украине, по его словам, нужны запасы газа в объеме 19 млрд куб. м. К 30 сентября в ее ПХГ было 15,7 млрд куб. м.

В течение этой зимы Киеву за российский газ придется заплатить около $3 млрд, говорил президент Владимир Путин. "$500 млн — это первый транш. Но при этом мы договорились, что они будут в течение всего зимнего периода помогать и изыскивать средства, в том числе через различные финансовые институты, банки, для Украины, поскольку там действительно сложное положение у "Нафтогаза", сложное положение в украинской экономике, самостоятельно они не справятся", — докладывал президенту министр энергетики Александр Новак. $500 млн уже находятся на специальном счете "Нафтогаза", говорил в конце сентября на трехсторонней встрече между Россией, Украиной и Еврокомиссией министр энергетики Украины Владимир Демчишин.

Украина будет покупать газ в IV квартале со скидкой в размере $24,6 за 1000 куб. м к контрактной цене в $252. То есть цена за газ для нее составит $227,4 за 1000 куб. м. "Это, по крайней мере, ближе, чем $250, которые предлагались изначально. Это ближе к тому уровню, который мы считаем справедливым, — говорил Демчишин. — Мы покупатели, мы заинтересованы, чтобы покупать дешевле. Так сложилось, что экономика Украины очень энергоемкая, поэтому любое понижение цены газа, мы считаем, должно позитивно повлиять на экономику" (цитата по "Интерфаксу").

Предыдущий зимний пакет для Украины действовал до конца марта 2015 г. и предполагал скидку в $100 за 1000 куб. м за счет обнуления экспортной пошлины. Эта скидка действовала и во II квартале. Киев хотел сохранить скидку и в III квартале, но Москва предложила вдвое меньше, так как цены на нефть снизились. Договориться не удалось, поставки газа с 1 июля 2015 г. прекратились. Вместо этого Украина закупала реверсный газ из Европы. В 2014 г. "Газпром" поставил Украине 14,5 млрд куб. м газа — на 44,2% меньше, чем в 2013 г.

Украина будет покупать российский газ еще многие годы, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его словам, нынешняя схема закупок по краткосрочным контрактам устраивает и Москву, и Киев. "В глазах как российских, так и украинских избирателей долгосрочный контракт выглядел бы потерей лица и уступкой противоположной стороне", — заключает он.

Галина Старинская

Минэнерго ищет способ заставить энергокомпании выводить из строя или замещать вынужденные генерирующие объекты. Неэффективных станций становится слишком много.

"Ведомости"

Минэнерго думает над тем, как лишить статуса вынужденных генерирующих объектов те, которые можно вывести из эксплуатации. Об этом рассказал на конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России" заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Егор Гринкевич. "Правительство приняло решение [предоставить статус], правительство может принять обратное решение. Вопрос — в каких случаях, при выполнении каких условий и проч.", — сказал чиновник (цитата по "Интерфаксу"). Механизм может быть описан в постановлении правительства, проект которого сейчас разрабатывает Минэнерго. Полный пакет нормативно-правовых актов о вынужденных генерирующих объектах должен быть внесен в правительство в феврале 2016 г.

Статус вынужденного генератора могут получить энергоблоки или целые электростанции, не прошедшие конкурентный отбор мощности (КОМ) из-за высокой себестоимости содержания, которые нельзя остановить, так как от них зависит теплоснабжение или стабильность работы энергосистемы. Такие объекты получают более высокую, чем сформировалась на КОМ, оплату мощности. Но количество вынужденных генерирующих объектов растет (см. график). На деньги, которые за три года были потрачены на содержание неэффективных объектов, можно было построить три нефтеперерабатывающих завода, говорится в презентации НП "Сообщество потребителей энергии".

На 2016 г. вынужденные генерирующие объекты были определены до проведения КОМ (в этом году пройдет по новым правилам: на 2016 г. — в октябре, на 2017–2019 гг. — в декабре). Было отобрано 14 ГВт мощности. При этом есть ограничение по тарифу — оплата работы неэффективного блока не может превышать ставку предыдущего года. При текущих тарифах сохранение 14 ГВт ляжет дополнительной нагрузкой в 35 млрд руб. на промышленных потребителей тех регионов, где вынужденная генерация сохраняется, подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова.

Решать, какой объект должен быть лишен статуса вынужденного генерирующего объекта, надо индивидуально, но собственник должен быть заинтересован в выводе объекта из эксплуатации, говорит Гринкевич. Механизмы рассматриваются разные: штрафы, обязательства проводить замещающие мероприятия, рассказал чиновник. Во сколько компаниям могут обойтись замещающие мероприятия — пока не ясно. Но, например, строительство с нуля блока мощностью 450 МВт может обойтись примерно в 25 млрд руб., подсчитала Порохова.

"Газпром энергохолдинг", например, будет финансировать мероприятия по замещению объекта вынужденной генерации за счет внутренних источников, рассказал первый заместитель гендиректора Павел Шацкий. У "Газпром энергохолдинга" на 2016 г. 4 ГВт вынужденной генерации. "Тариф вынужденного покрывает нам затраты, связанные с текущей эксплуатацией. В них дополнительных средств не заложено", — отметил Шацкий. Например, на Серовской ГРЭС, где тариф вынужденного получают два энергоблока, будет построена пускорезервная котельная, рассказал Шацкий. Таким образом, старые блоки будут выведены из эксплуатации "в горизонте 2017–2019 гг.", сказал топ-менеджер. Но затраты компании на замещающие мероприятия не раскрыл. Для Череповецкой ГРЭС, которая тоже получит статус вынужденного генерирующего объекта, "Газпром энергохолдинг" рассматривает варианты строительства блочно-модульной или стационарной котельной.

Главная задача — выводить неэффективные мощности, подчеркивает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. По оценке НП "Сообщество потребителей энергии", потенциальный объем вынужденных генерирующих объектов — 20 МВт: это учтенная на КОМ-2015 вынужденная генерация и все не отобранные на КОМ объекты. В 2012 г. таких объектов было 10 ГВт.

Иван Песчинский

 

 

Россия не планирует выплачивать в 2016 году компенсации экс-акционерам компании.

"РБК daily"

В 2016 году Россия не собирается выполнять решение ЕСПЧ по выплате €1,87 млрд бывшим акционерам ЮКОСа. Деньги на это в проекте бюджета не заложены.

​В проекте бюджета на 2016 год не предусмотрены средства на выплату компенсации экс-акционерам ЮКОСа по прошлогоднему решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Это следует из материалов к проекту бюджета к заседанию правительства 8 октября, с которыми удалось ознакомиться РБК. Суд в Страсбурге обязал Россию выплатить €1,87 млрд в пользу 56 тыс. бывших акционеров нефтяной компании.

На выплату денежных компенсаций в соответствии с решениями ЕСПЧ в бюджете на следующий год зарезервировано 500 млн руб., а для выплаты компенсации по делу ЮКОСа нужно 130 млрд руб.

РБК ожидает коммента​​рия Минюста и Минфина.

По данным отчета за 2014 год комитета министров Совета Европы, 1474 решения ЕСПЧ против России остаются неисполненными — это третий крупнейший показатель после Италии и Турции.

На оплату юридических услуг по представлению интересов России в ЕСПЧ предусмотрено 1,242 млрд руб. Средства идут по разделу "Общегосударственные расходы". Кроме того, на обеспечение защиты интересов РФ "в международных юрисдикциях" планируется направить 2,695 млрд руб. Россия сейчас обжалует в голландском суде решение международного арбитража в Гааге, присудившего бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд компенсации, и параллельно защищается от арестов активов в западных юрисдикциях, включая США, Великобританию, Бельгию, Францию, Германию.

Конституционный вопрос

Ранее в этом году группа депутатов — всего 93 человека — направила запрос в Конституционный суд с просьбой разъяснить, как применять на территории России решения ЕСПЧ, в том числе по делу ЮКОСа. 14 июля суд вынес постановление, согласно которому правовые позиции ЕСПЧ не отменяют "приоритет Конституции Российской Федерации". Иными словами, если решение ЕСПЧ противоречит Конституции, его можно не исполнять.

"В случаях когда постановление Европейского суда основано на толковании положений Конвенции [по правам человека], приводящем к их противоречию Конституции Российской Федерации, такое постановление не может быть исполнено", — говорилось в официальном сообщении Минюста по этому поводу. Ведомство добавило, что будет основывать свои действия по решению ЕСПЧ по делу ЮКОСа, опираясь на это постановление Конституционного суда.

По каждому конкретному делу президент или правительство могут обратиться в Конституционный суд с вопросом, каким именно образом исполнять то или иное решение ЕСПЧ. По состоянию на 9 октября в базе данных Мин­юста обращений, связанных с делом ЮКОСа, от президента, правительства или Минюста не зарегистрировано.

В июле 2014 года ЕСПЧ обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере €1,866 млрд за налоговые взыскания с компании и ее последующую фактическую экспроприацию плюс оплатить Yukos International Foundation судебные издержки на €300 тыс. Решение ЕСПЧ окончательно вступило в силу 15 декабря 2014 года, а через шесть месяцев, к середине июня 2015 года, Россия должна была представить в к​омитет министров Совета Европы (орган, контролирующий исполнение решений ЕСПЧ) детальный план по выплате компенсации, но не сделала этого. В сентябре 2015 года комитет министров призвал Россию "приложить все усилия", чтобы выполнить решение ЕСПЧ по ЮКОСу.

Согласно решению ЕСПЧ, выплата €1,866 млрд должна быть произведена в рублях по курсу на дату платежа. Рублевая сумма требований из-за девальвации рубля выросла со дня вердикта на 47% и составляет 130 млрд руб. (по курсу на 9 октября).

Яна Милюкова, Иван Ткачев, Петр Нетреба

 

 

<< Октябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ