conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.10.2016

Компания "УДС-Энерджи" отказалась внести платежи за месторождение в Якутии.

"Газета РБК"

Компания удмуртского депутата отказалась платить 2,8 млрд руб. за лицензию на участок в Якутии, в борьбе за который она обошла "Роснефть". Ему так и не удалось договориться о партнерстве с другими игроками.

Не договорился

Компания "УДС-Энерджи", подконтрольная депутату Госсовета Удмуртии Алексею Чулкину, отказалась оплачивать лицензию на Борулахский нефтегазовый участок в Якутии, которую она выиграла в конце августа, обойдя на аукционе таких гигантов, как "Роснефть" и НОВАТЭК. "Довожу до вашего сведения, что компания ООО "УДС-Энерджи" отказывается внести остаток разового платежа по Борулахскому участку недр", — указывается в письме Чулкина от 7 октября на имя руководителя управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) Игоря Лацановского (у РБК есть копия).

На аукционе компания Чулкина увеличила платеж в 162 раза — с 17 млн до 2,8 млрд руб. ($42,4 млн). Оплатить лицензию она должна была в месячный срок со дня официального оформления документа на право разработки участка — не позднее 18 октября.

Министр природных ресурсов Сергей Донской подтвердил РБК через представителя, что "УДС-Энерджи" отказалась выплатить разовый платеж по итогам аукциона. Донской отметил, что у государства останется задаток в размере 17 млн руб., выплаченный этой компанией, так как по условиям торгов он не возвращается. По его словам, аукцион будет проведен повторно в 2017 году.

Указанный в письме "УДС-Энерджи" в качестве исполнителя сотрудник компании Николай Фролов отказался от комментариев. Секретарь "УДС-Энерджи" не смогла прокомментировать ситуацию. Сам Чулкин на момент публикации материала на запрос РБК не ответил. После победы на аукционе Чулкин говорил, что планирует провести переговоры с "рядом потенциальных партнеров" об их участии в проекте.

По данным Роснедр, в торгах за Борулахский участок недр в Якутии с ресурсами в 10 млн т нефти и 165 млрд куб. м газа (запасы еще не подтверждены) принимали участие восемь компаний: "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "дочка" НОВАТЭКа "НОВАТЭК-Ярсаленнефтегаз", фонд "Энергия" экс-министра энергетики Игоря Юсуфова, "Сахатранснефтегаз", принадлежащая правительству Якутии, и другие.

Борулахский участок привлекателен тем, что мимо него проходит нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, по которому нефть направляется в Китай и другие азиатские страны. Рядом также должен пройти газопровод "Сила Сибири". Главная ценность Борулахского участка — в его близости сразу к двум трубопроводам, подтверждает декан геологического факультета РГУ им. Губкина Сергей Лобусев.

Донской сообщил, что министерство планирует внести изменения в законодательство, допускающие получение прав пользования недрами следующим после победителя участникам аукциона в подобных случаях. Дольше всех за этот участок боролась "Роснефть", которая была готова выплатить за лицензию 2,73 млрд руб., но остановилась в шаге от победы. "УДС-Энерджи" Чулкина предлагала как раз "Роснефти" партнерство в разработке Борулахского участка, утверждает близкий к "Роснефти" источник. Но, по его словам, им не удалось договориться: "Роснефти" не было интересно партнерство, она была готова лишь купить лицензию по цене ниже предложенной "УДС-Энерджи" на аукционе.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев не стал комментировать переговоры с Чулкиным. Он лишь отметил, что "Роснефть" считает свою заявку на аукционе финальной и была не готова платить больше. Леонтьев добавил, что у компании сохраняется интерес к приобретению этой лицензии, поэтому она рассмотрит возможность участия в новых торгах.

Представители двух других претендентов — НОВАТЭКа и "Сургутнефтегаза" — отказались от комментариев, представитель фонда "Энергия" не ответил на запрос РБК. Источники в "Сургутнефтегазе" и НОВАТЭКе сообщили, что "УДС-Энерджи" не обращалась к ним с предложениями о партнерстве.

Партнерства не нужны

"УДС-Энерджи", по данным "СПАРК-Интерфакс", зарегистрирована в 2014 году. Ее уставный капитал составляет 10 тыс. руб., персонал — 11-15 человек. 100% ее акций принадлежит Чулкину. Уже около года эта компания и другие структуры депутата активно участвуют во многих нефтегазовых аукционах.

Согласно сайту "УДС-Энерджи", под брендом UDS Oil работают ООО "Кунгурская нефтяная компания", ООО "Ветла", ООО "Опаринская нефтяная компания", ООО "Георесурс М", которые ведут геологоразведку и добычу нефти в Пермском крае и Удмуртии на Ялыкском и Высоковском месторождениях. "УДС-Энерджи" входит в "УДС-групп", которая управляет также девелоперским и ресторанным бизнесом, а также строительными компаниями. Кроме того, Чулкин является совладельцем компании ООО "Азинское", которой принадлежат лицензии на Камский и Каракулинский участки недр в Удмуртии. Запасы Камского участка оцениваются в 900 тыс. т нефти (этот участок обошелся компании в июне 2016 года в 351 млн руб. при стартовом платеже в 70,2 млн руб.). Как писали "Ведомости", компании Чулкина добывают нефть в Удмуртии и Пермском крае, в 2015 году добыча составила 180 тыс. т. В развитие месторождений предприниматель вложил как минимум 700 млн руб.

По мнению аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, небольшая нефтяная компания в России имеет возможность с выгодой перепродать участок недр крупной компании не раньше, чем начнет на нем работать, вложиться в его развитие и подтвердить прогнозные ресурсы. Попытка продать лицензию, никак не вложившись в разработку месторождения, по его мнению, заведомо провальный шаг, потому что, например, "Роснефть" готова была сама купить этот актив и не намерена за него переплачивать. Смысл партнерства на проекте с мелкой компанией, не обладающей ни финансовым ресурсом, ни технологиями, для крупной компании отсутствует, указывает Полищук.

Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров указывает, что в последние годы небольшие компании часто выигрывают аукционы на лицензионные участки с нефтью или газом у крупных игроков. Но крупные месторождения с разведанными запасами у государства в нераспределенном фонде практически закончились. На аукционах разыгрывают участки с ресурсами, требующие серьезных вложений для их подтверждения, но и за них часто переплачивают за отсутствием альтернативы, указывает эксперт. Нестеров говорит, что случаи, когда победитель возвращал лицензию, так и не заплатив за нее, уже бывали в практике Роснедр.

Шансов у мелких участников рынка добиться выгоды, переиграв "Роснефть" и другие крупные компании на подобных аукционах, практически нет, предупреждает Нестеров. К тому же в борьбе за более крупные активы "Роснефть" готова торговаться до последнего, добавляет он. Например, в понедельник, 10 октября, правительство решило продать госпакет "Башнефти" этой компании напрямую, без проведения торгов, потому что в ходе переговоров она предложила максимальную цену — почти 330 млрд руб. В итоге после этой покупки на "Роснефть" будет приходиться около 40% российской добычи.

По мнению Нестерова, на новом аукционе у "Роснефти" есть шанс выкупить Борулахский участок на порядок дешевле, чем она собиралась заплатить изначально.

Людмила Подобедова

 

 

"Газпром" сам профинансирует строительство морской части газопровода. Но пойдет ли по нему газ в Европу, по-прежнему не ясно.

"Ведомости"

"Газпром" полностью профинансирует строительство морской части газопровода "Турецкий поток", сказал в интервью телеканалу "Россия 24" председатель правления компании Алексей Миллер. Морская часть будет принадлежать "Газпрому". "Что касается строительства газотранспортной инфраструктуры для первой нитки, для поставки газа на турецкий рынок от приемного терминала до врезки в газотранспортную систему Турции мощности будут создаваться компанией Botas и будут ею на 100% финансироваться", — сказал Миллер. Согласно межправительственному соглашению по проекту, которое Россия и Турция заключили в понедельник, СП будет создано на паритетных началах. Документ не исключает привлечения других партнеров в СП и к строительству морской части проекта.

"Турецкий поток" пройдет по дну Черного моря из России в Турцию. Мощность каждой из двух ниток составит 15,75 млрд куб. м газа в год. Бюджет "Турецкого потока" будет определен после того, как закончится проектирование и будут определены условия основных контрактов на строительство обеих ниток трубопровода, сообщил "Ведомостям" представитель South Stream Transport ("дочка" "Газпрома", которая отвечает за морскую часть). Строительство морской части может обойтись "Газпрому" в лучшем случае примерно в $5-7 млрд при условии, что компания профинансирует проект самостоятельно, считает младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. С учетом значительных погашений по долгу в 2016-2018 гг. сумма существенная, но подъемная, полагает Маринченко. Зато у "Газпрома" появится новый козырь при обсуждении налоговой нагрузки и дивидендов, добавляет он. "Газпрому" предстоит вложить примерно $5 млрд, оценил директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Еще $4-5 млрд уже истрачены на подрядчика Saipem, который должен был строить трубопровод-предшественник "Южный поток", приобретение труб, напоминает он. Прокладывать трубу будет швейцарская Allseas, сказал источник, близкий к "Газпрому".

"Газпром" намерен завершить строительство обеих ниток "Турецкого потока" до декабря 2019 г. Основные разрешения уже получены, нужно провести морские изыскания на расстоянии 250 км в турецкой экономической зоне и на турецком берегу под приемный терминал, объяснил Миллер. Первая нитка нужна для поставок газа в Турцию, вторая — для экспорта в Южную и Юго-Восточную Европу. "И только в том случае, если до этого не вырастет спрос на российский газ в Турции", — уточнил Миллер. По его словам, турецкий рынок газа растет, российское сырье занимает на нем более 55%. В 2015 г. "Газпром" экспортировал в страну более 27 млрд куб. м газа. Соглашение дает "Газпрому" право не строить вторую морскую нитку. В этом случае ему придется компенсировать затраты и убытки турецких партнеров на строительство сухопутного участка для нее.

"Газпром" или его аффилированная структура заключит с СП долгосрочное соглашение на транспортировку газа с условием "транспортируй или плати", говорится в межправсоглашении. После ввода первой нитки "Газпром" перенаправит в нее объемы, которые поставлялись транзитом через Украину по Трансбалканскому газопроводу, следует из документа. В последние годы по нему проходило 12-14 млрд куб. м, знает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Украина получает от "Газпрома" примерно $2 млрд в год за транзит 50-60 млрд куб. м. При запуске одной нитки "Нафтогаз" недополучит около 25% этой суммы, указывает Маринченко. При строительстве двух ниток плата за транзит снизится в 2 раза, но только в том случае, если Европа станет закупать газ, идущий через "Турецкий поток", говорит он. "Если не будет подвижек с "Северным потоком — 2", "Газпрому", видимо, придется перезаключить контракт на транзит с "Нафтогазом" в 2019 г.", — отмечает Маринченко. Газопровод "Северный поток — 2" мощностью 55 млрд куб. м "Газпром" с партнерами планирует проложить по дну Балтийского моря в Германию. Даже если он появится, украинский транзит не менее 10 млрд куб. м должен сохраниться, возможно, в сторону Словакии и Венгрии, полагает Нестеров.

Алена Махнева

 

 

Выходить из моноресурсного состояния экономики необходимо, но постепенно.

"Независимая газета"

В то время как бывший немецкий канцлер Герхард Шредер получил пост председателя совета директоров компании Nord Stream 2, несмотря на возражения польского регулятора продолжающей строительство нового газопровода из России в Европу, ряд видных российских предпринимателей и политиков выступили с предупреждениями о конце века углеводородов через какие-то полтора десятка лет.

Так, в эфире программы "Познер" глава Сбербанка России Герман Греф заявил, что сырьевые запасы в России могут закончиться в 2032 году. Несколько ранее тот же сценарий предсказал и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

Конечно, покупатели российских углеводородов должны были бы нервозно отреагировать на подобные пророчества. Ведь, как правило, в газовой сфере трубопроводные проекты по-прежнему носят долгосрочный характер, а экспорт нефти наполняет добрую долю российского бюджета. И покупателям российских нефти и газа наряду с ценой важен такой фактор, как надежность поставщика.

Однако пока эти предупреждения не вызвали какого-либо отклика у серьезных потребителей российских углеводородов. Не в последнюю очередь произошло это потому, что подобных прогнозов за последние по крайней мере 100 лет было немало и все они оказались несостоятельными. Напомним, что еще в 1939 году предсказывали, что нефти осталось на 13 лет, а газа — на 10. С 1960-х годов говорилось о том, что нефть заканчивается, ее роль падает, но мы видим прямо противоположное. А знаменитые доклады Римского клуба "Пределы роста" утверждали, что многие металлы и минералы закончатся к середине 1990-х.

Сколько же лет мы сможем использовать углеводородное сырье для покрытия наших энергетических потребностей? На семинаре "Нефтегазового диалога" в Институте мировой экономики и международных отношений РАН в конце прошлого года отмечалось, что основной прирост ресурсной базы углеводородов будет приходиться на трудноизвлекаемые запасы (сланцевые нефть и газ, гидраты, битумные пески и т.п.). Однако, чтобы понимать суть проблемы, необходимо прежде всего обсудить реальный механизм образования нефтяных и газовых скоплений на нашей планете.

13 февраля 2007 года в приложении "НГ-энергия" была опубликована статья казанского профессора Рената Муслимова. В ней, в частности, отмечался значительный эффект при поиске нефти в последнее время при помощи изучения пород кристаллического фундамента, расположенных на глубинах от 0 до 15 км. Его перекрывают осадочные породы, в которых и находятся известные сейчас месторождения нефти. Исследования ученых из Татарстана показали, что кристаллический фундамент играет важнейшую роль в постоянной "подпитке" нефтяных месторождений осадочного чехла новыми ресурсами за счет притока углеводородов по скрытым трещинам и разрывам из глубин. В Татарстане отмечен ряд залежей, где уже извлечены все запасы, а добыча нефти продолжается.

Многие мировые эксперты и ученые высказывают сомнения в научности пока господствующей в обывательском представлении концепции образования нефти и газа из органических остатков былых эпох. Ведь существует и другая точка зрения — концепция абиогенного глубинного происхождения углеводородов. Эта концепция основана на представлениях о том, что генерация углеводородов происходит в глубинных слоях Земли вследствие абиогенного (неорганического) синтеза.

Если описанный механизм образования нефтегазовых скоплений справедлив, то освоение месторождений углеводородного сырья должно строиться исходя из баланса объемов подпитки и отбора при их эксплуатации. Если добычу углеводородов производить с темпом отбора, равным темпу подпитки, то месторождение сможет эксплуатироваться очень длительное время, возможно, сотни лет. Правда, это потребует коренного изменения способов и режимов эксплуатации нефтегазовых месторождений, разработки и внедрения принципиально новых типов оборудования и материалов.

Я не думаю, что все вышеприведенные выкладки неизвестны уважаемым оппонентам нынешнему нефтегазовому вектору российской экономики. Тем более что глава Сбербанка высказал свои сомнения насчет своих же предупреждений: "На мой взгляд, это примерно 2028-2032 годы, когда, по моему мнению — не факт, что я прав, — по всем ощущениям, по всем трендам, которые мы видим сегодня, не будет повторения такого суперсырьевого цикла".

Понятно, что ставка только на сырьевое развитие весьма сужает возможности России и чревата непредсказуемыми последствиями из-за изменения мировой конъюнктуры, конкуренции на рынке или банальных санкций со стороны потребителей наших ресурсов. Определенные ограничения на использование углеводородов, особенно нефти, накладывают и обязательства, которые придется взять России после вступления в силу Парижского соглашения по климату. Поэтому, конечно, выход из моноресурсного состояния экономики необходим. Но, наверное, постепенно, с учетом необходимости использования ресурсных возможностей страны.

Олег Никифоров

Обсуждение налоговой реформы для нефтяников подвешено: Минфину придется исключить идею об обнулении экспортных пошлин из бюджетных документов.

"Ведомости"

Исключить идею о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли из проекта Основных направлений налоговой политики (ОННП) Минфину поручено по итогам бюджетной комиссии в пятницу. Об этом говорится в протоколе комиссии, с которым ознакомились "Ведомости". Его достоверность подтвердили два чиновника.

Налоговый маневр — повышение НДПИ, снижение пошлин и акцизов — запущен с 2015 г. Реформа должна была завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%. Но Минфин предложил не останавливаться и обнулить пошлину уже в 2018 г. Пошлины выполняют не свойственные им функции по изъятию нефтяной ренты и поддержке НПЗ (чем выше пошлина, тем ниже внутренняя цена нефти), говорится в ОННП. Таможенную субсидию НПЗ чиновник Минфина оценивал в 600 млрд руб. (при $50/барр.). Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин предлагал ввести отрицательные акцизы на нефть: это вернуло бы НПЗ 300 млрд руб. из потерянных 600 млрд.

Планов изменить график маневра у Минфина нет, "поэтому ОННП не содержат положений, касающихся завершения маневра", передал через пресс-службу замминистра Илья Трунин. Представитель Минэнерго предложил обратиться с вопросами в Минфин. Опрошенные нефтяные компании отказались от комментариев.

Маневр — это серьезная перетряска бюджета, решено повременить, объясняет участник совещаний в правительстве. "Если Минфин найдет компромисс с компаниями, то, возможно, получится завершить маневр, — уверен чиновник финансово-экономического блока. — Компании в принципе не против, но им нужно больше времени. Против — Минэнерго". Минфин считает, что у нефтяников нет выбора — в любом случае придется доплатить: "модификация налогов" должна принести 150 млрд, 175 млрд и 210 млрд руб. в 2017-2019 гг. соответственно, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики. Если компании не устраивает маневр, есть запасной вариант — увеличить НДПИ, говорил Трунин.

Маневр — лучший выбор для бизнеса, считает первый чиновник, "и чем выше НДПИ, тем больше шансов договориться". Просто повышать НДПИ в долгосрочной перспективе неправильно, уверен он.

"Маневр очень сильно ударит по марже нефтепереработки таких компаний, как "Роснефть", это может привести к локальному дефициту топлива — мы этого не можем допустить", — указывает высокопоставленный чиновник. Переработку поддержат отрицательные акцизы, спорит участник совещания в правительстве, можно снизить и акцизы на топливо. Но нефтяники не доверяют государству и боятся, что в случае проблем с бюджетом именно акцизы будут повышены в первую очередь, продолжает собеседник "Ведомостей". Обещаниям про отрицательный акциз отрасль не верит, подтверждает сотрудник нефтяной компании: "Как Минфин собрался его считать? Точно ли это компенсирует все потери или очередная уловка Минфина?"

Несмотря на масштабную модернизацию, большинство НПЗ уже в крайне затруднительном положении, говорит топ-менеджер другой нефтяной компании, наоборот, нужно думать о стимулах.

Обнуление экспортных пошлин негативно скажется на марже нефтепереработки и сбытового бизнеса, сильно пострадают бункеровка и топливообеспечение, говорит собеседник в одной из нефтяных компаний.

Проводимый маневр и рост акцизов и так урезают ежегодно субсидию НПЗ, подчеркивает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Отмена пошлин — это вопрос времени, считает он: в конечном счете реформа снизит риски и нефтяников, и потребителей, и бюджета.

Маргарита Папченкова, Алина Фадеева, Александра Прокопенко

 

 

<< Октябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ