Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.12.2014

Россия и Индия договорились об энергетическом сотрудничестве.

"Российская газета"

Однодневный официальный визит президента России в Индию был насыщен событиями. Главным из них стали переговоры Владимира Путина с индийским премьером Нарендрой Моди, вступившим в должность в этом году. Ранее они уже встречались в разных концах мира — на полях саммитов в Бразилии и Австралии. Моди тепло относится к России, был в нашей стране несколько раз — в Москве и Астраханской области — и остался очень доволен. В 2000 году он был в составе делегации в России. "С этого времени мы и знакомы", — улыбнулся Путин.

На переговорах особое внимание было уделено торгово-экономическим вопросам. В прошлом году объем торговли снизился на 10% — до 10 млрд долларов. "Очевидно, что этого совершенно недостаточно", — прокомментировал Путин. На переговорах детально обсудили меры по диверсификации взаимной торговли и наращиванию инвестиций. Условились стимулировать компании к более тесной взаимной работе, договорились активнее переходить на использование национальных валют в взаимных расчетах.

По итогам были подписаны два десятка документов, и последний — очень знаковый в энергетике. Впервые в истории торговых отношений заключен долгосрочный контракт на поставки нефти в Индию. Начнутся они в 2015 году, объем — 10 млн тонн. Договор рассчитан на 10 лет, возможна пролонгация. Доставка будет по морю. "Роснефть" продолжает переговоры и с другими крупнейшими переработчиками. "Речь об организации энергомоста между Россией и Индией", — пояснил журналистам глава компании Игорь Сечин. В других проектах на территории Индии также планируют участвовать "РусГидро" и "Интер РАО". "Возможности обеспечения энергобезопасности Индии у нас есть", — заключил он. Сечин также пояснил, что сотрудничество с Индией не связано с санкциями. "Мы его развиваем давно", — добавил он. "Визит президента носит стратегический характер, — подытожил глава "Роснефти". — Бизнес-сообщество считает его историческим".

"Россия — крупнейший в мире источник углеводородов, а Индия — один из крупнейших импортеров", — сказал Моди. "Несмотря на тесные связи, сотрудничество в этой области несколько разочаровывало, — признался он. — Сегодня сделали новый старт: ставим новые амбициозные задачи по сотрудничеству в сфере нефти и газа". "Роснефть" и "Газпром" вместе с индийскими коллегами готовят проекты по освоению российского арктического шельфа, расширению поставок СПГ", — объявил Путин. Кроме того, РФПИ договорился о сотрудничестве с двумя ведущими компаниями Индии в сфере энергетики и финансирования инфраструктурных проектов.

Еще одна составляющая стратегического партнерства — ядерная энергетика. Вчера был принят комплексный документ с описанием перспектив взаимодействия на 15 лет. Определены планы по строительству в Индии энергоблоков, совместной добыче природного урана, производству ядерного топлива и утилизации отходов. Этапным событием стал вывод на полную мощность первого блока АЭС "Куданкулам". Летом 2015 года вступит в строй второй блок. Достигнуты договоренности о строительстве третьего и четвертого. "В этой области мы перешли к другому уровню сотрудничества. Это не просто торговля услугами, или товарами, или даже технологиями, это создание целой отрасли для Индии", — пояснил Путин.

Лидеры договорились поддерживать совместные высокотехнологические индустриальные и научные проекты. "Будем содействовать созданию индийского оператора мобильной связи", — сообщил Путин. На проектную мощность скоро выйдет сборочное производство бульдозерной техники, в родном штате Моди будет запущен один из крупнейших в мире заводов по выпуску бутилкаучука. "Предлагаем индийским партнерам продукцию нашего гражданского авиастроения", — заметил президент РФ. В области мирного космоса Москва и Дели готовы сотрудничать в разработке низкоорбитальных аппаратов, использовании ГЛОНАСС.

"Мы весьма дорожим дружбой, доверием и взаимопониманием с Индией и будем делать все для развития российско-индийского партнерства", — обещал президент РФ. "Наше партнерство станет источником силы наших стран", — подчеркнул индийский премьер. Он также выразил соболезнования в связи с терактом в Чечне и призвал к кооперации в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Кира Латухина

 

 

Санкции, девальвация и падение цен на нефть не только плохо сказываются на российской экономике, они еще и искажают налогообложение.

"РБК daily"

Налоговый лаг

В России между обозначением приоритетов налоговой политики и их практической реализацией обычно возникает лаг примерно в год. Например, закон о деофшоризации, принятый в осеннюю сессию 2014 года, — это реализация повестки, заданной президентом еще в декабре 2013 года. В условиях макроэкономической стабильности и долгосрочного планирования такой лаг не составляет особой проблемы. Но на фоне экономического кризиса, стремительно развивающегося в противофазе с мировой экономикой — для нее цены на энергоносители определяют затраты, а не выручку, а их снижение снижает и затраты, и риски, — и острой зависимости от нефтегазовой ренты такой лаг сильно замедляет принятие антикризисных мер.

В президентском послании Федеральному собранию в начале декабря слов о таких мерах почти не прозвучало: говорилось лишь о неизменности налогового режима на 2015–2018 годы и о налоговой амнистии в отношении возвращенных в Россию капиталов. Этого явно недостаточно. В чем же могут и должны заключаться антикризисные меры в сфере налоговой политики на текущий момент?

В первую очередь нужно минимизировать налоговый эффект новых негативных факторов. Во-вторых, следует определиться с целями экономической политики, прежде всего промышленной, и предпринять соответствующие меры налогового стимулирования.

Начнем с минимизации негативных факторов, воздействующих на экономику. Пока их три: ослабление курса рубля, инфляция и ограничение доступа к рынку капитала. Налоговыми мерами можно смягчить действие первых двух.

Кто платит много, а кто мало?

Действующие правила расчета налога на прибыль подразумевают сравнительно устойчивый курс национальной валюты. Но это условие не выполняется уже несколько месяцев, и неизвестно, когда начнет выполняться вновь. Сумма рублевой выручки для многих предприятий будет расти (пропорционально росту курса или инфляции), тогда как расходы фиксированы в рублях на дату их понесения. В результате налогооблагаемая прибыль — в пересчете на валюту или с учетом покупательной способности — оказывается завышена по сравнению с реальной рентабельностью производства и реальной прибылью по данным финансового учета.

Особенно это видно на примере основных средств, расходы на которые вычитаются из налогооблагаемых доходов постепенно, в виде амортизационных отчислений. Купленный год назад за $100 тыс. (по курсу 30 руб. за $1) и равномерно амортизируемый в течение пяти лет (по 600 тыс. руб. в год) станок принимается к учету в сумме 3 млн руб. Переоценке не подлежит ни его стоимость, ни сумма амортизационных отчислений. Но если через пять лет курс остановится на уровне 60 руб. за $1, то замена изношенного станка на новый потребует уже 6 млн руб. расходов. А значит, обновление производственных фондов будет подорвано не только макроэкономическими факторами, но еще и избыточным налогом на прибыль.

С другой стороны, предприятия, закредитованные в иностранной валюте и покупавшие на заемные средства активы, переоценивают уже не прибыль, а обязательства. И в условиях резкого падения рубля у них возникают в какой‑то степени искусственные убытки (так называемые отрицательные курсовые разницы, которые принимаются к вычету при расчете налога на прибыль). Если станок в нашем примере был приобретен на средства валютного кредита, то фактически он после изменения курса стоит 6 млн руб., но учитывается по цене 3 млн руб. При этом по кредиту возникла отрицательная курсовая разница в 3 млн руб. (текущий кредит в 6 млн за вычетом его начальной величины в 3 млн). И эта разница задолго до срока выплат по кредиту будет вычитаться из выручки, а значит, сокращать обязательства по налогу на прибыль (а он крайне важен для самого слабого значимого звена бюджетной системы — субъектов Федерации).

В то же время при переоценке активов, деноминированных в иностранной валюте (например, дебиторской задолженности, депозитов, ценных бумаг), возникают уже положительные курсовые разницы, из‑за которых формируется искусственная налогооблагаемая прибыль, и налог оказывается избыточным.

Как не задушить модернизацию

Как устранить эти искажения и поощрить обновление основных фондов? Можно предложить, во-первых, механизм переоценки основных производственных фондов (только для расчета амортизации для налога на прибыль, но без увеличения налоговой базы на сумму переоценки) или же повышающий коэффициент на налоговые амортизационные отчисления (позволяя сократить налогооблагаемую прибыль, высвобождая средства для реинвестирования в основные средства). А во-вторых, радикально расширить перечень оборудования, на которое будут распространяться механизмы такой ускоренной амортизации.

В обоих случаях бизнесу можно поставить условие: высвобождаемая прибыль должна реинвестироваться в основные фонды — станки, оборудование, транспорт и
Можно также рассмотреть временный отказ от налогообложения нереализованных положительных курсовых разниц (и от налогового вычета нереализованных отрицательных курсовых разниц) — то есть результата переоценки активов и обязательств в иностранной валюте.

Жизнь за чужой счет

Далее, нужно определиться по целому ряду налоговых и квазиналоговых решений, о которых говорилось этой осенью. Это, например, идея антипиратского сбора в интернете, который кажется не очень значительным, но в кризис совершенно нецелесообразен: это дополнительная нагрузка на платежеспособный спрос и проблемы для производителей и продавцов легального контента — им станет сложнее бороться с неавторизованным использованием своей продукции.

Ревизии заслуживает и осеннее решение, что с 2015 года 5,1‑процентный взнос в ФОМС будет распространяться на всю величину фонда оплаты труда (сейчас взнос платится с первых 624 тыс. руб. зарплаты на работника). Это решение мало того что никак не обосновано с учетом страхового характера сбора (уровень покрытия ОМС отнюдь не варьируется пропорционально сбору, а значит — доходу), так еще и увеличивает и без того запредельную нагрузку на фонд оплаты труда. Оно ударит прежде всего по предприятиям с высокопроизводительными, квалифицированными кадрами и рабочими местами, которые мы вроде бы хотим развивать, а не "топить".

Далее, пора уже определяться с подходом ко всем социальным страховым взносам. Меры налоговой поддержки малого бизнеса, нового бизнеса, бизнеса на отдельных территориях, анонсированные в последнем послании президента, ориентированы исключительно на снижение (вплоть до нуля) налогов на прибыль и имущество. Но главная нагрузка в фискальной сфере, причем возникающая с первого дня существования бизнеса, когда до прибыли еще годы работы, а имущество еще не приобретено, — страховые взносы.

И пониженные ставки для отдельных категорий плательщиков (например, для IT-компаний) не решают проблему. Такой подход высвобождает для них средства на оплату труда здесь и сейчас, но фактически получается, что социальные права сотрудников таких компаний финансируются за счет других работодателей, лишенных такой роскоши.

Нормальное долгосрочное решение — это увязать государственные расходы (на лечение и обеспечение других социальных прав граждан) с платежами в страховые фонды. Например, у сотрудника и работодателя по согласованию должна быть возможность сократить выплаты в Фонд социального страхования (2,9%), если при этом пропорционально снизятся выплаты по больничному листу. У работодателей, которые оплачивают сотрудникам программы ДМС, во многом повторяющие программу ОМС, должна быть возможность снизить платежи в ФОМС: ведь их сотрудники и члены их семей пользуются ОМС куда меньше (если пользуются вообще).

Кто в ответе за пенсии

И, наконец, о главном компоненте этой нагрузки — 22‑процентном платеже в Пенсионный фонд (ставка понижается до 10% после достижения порога в 624 тыс. руб. в год на работника). Во-первых, следует подумать об отказе от взносов для некоторых работников (например, студентов или работающих пенсионеров) с условием, что они отказываются и от формирования дополнительных пенсионных прав. Во-вторых, стоит обдумать переход к полностью накопительной пенсионной системе, в которой государственные пособия (не пенсии) страхуют только тех, кто не откладывал деньги в пенсионные фонды, но при этом действительно нуждается в финансовой поддержке.

Кроме того, пора отказаться от практики, при которой взносы в фонды формально за сотрудника платит работодатель. В мире доминирует другая практика: эта ответственность делится в той или иной пропорции между работодателем и работником. В случае со взносами в ПФР имеет смысл оставить на работодателе финансирование страховой части пенсии, а на сотрудника перенести финансирование накопительной (с соответствующим единовременным повышением зарплаты).

Этот перечень антикризисных мер не претендует на полноту и, конечно, подлежит корректировке сообразно динамике кризиса. Главное — преодолеть годовой лаг и сделать так, чтобы меры налоговой политики принимались своевременно и били точно в цель.

Кирилл Никитин

 

 

В приватизации "Роснефти" заинтересованы не только иностранные компании, но и российские инвесторы, заявляет Игорь Сечин.

"Ведомости"

"Роснефть" в рамках предстоящей приватизации 19,5% акций компании ведет работу как с внешними, так и с внутренними инвесторами, сообщил президент "Роснефти" Игорь Сечин: "Потенциал компании очень большой. Мы не будем учитывать волатильность рынка, будем учитывать фундаментальную стоимость компании" (цитата по "Интерфаксу"). Правительство утвердило уровень продажной цены — примерно $8,12 за акцию, напомнил Сечин, но о способах приватизации говорить рано.

При такой цене 19,5% акций компании стоят $16,5 млрд, хотя капитализация всей "Роснефти" на LSE вчера составляла $40,3 млрд, одна акция стоила $3,8.

Акциями "Роснефти" интересовались китайские компании (ее основной партнер — CNPC), говорил министр финансов Антон Силуанов. В июне о возможном участии в приватизации "Роснефти" заявил председатель совета директоров Indian Oil Баласубраманьян Ашок. Вчера "Роснефть" подписала несколько соглашений с индийскими компаниями в рамках визита президента России Владимира Путина в Индию.

Российские инвесторы — это скорее банки и фонды, о стратегическом партнере здесь речи не идет, полагает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Но они не будут покупать акции по $8,12, добавляет он. С другой стороны, зарубежные инвесторы — это скорее стратегические партнеры: китайские и индийские компании, они уже могут купить за $8,12, по такой цене проходила сделка с BP, говорит Полищук.

Наиболее вероятный инвестор из российских компаний — "Сургутнефтегаз", но есть ли у его акционеров желание покупать "Роснефть" — неизвестно, с учетом того, что владельцы "Сургута" неизвестны, сделка может быть и нерыночной, полагает портфельный управляющий ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Представитель "Сургутнефтегаза" не ответил на запрос. Зарубежные инвесторы вряд ли купят акции по $8,12, говорит он. Если продавать весь пакет (19,5%) одному инвестору, то премия к рынку может достигнуть 50%, соответственно, цена акций — $5,5-6, но если этот пакет делить, то и такой премии не будет, добавляет Вахрамеев.

Согласно распоряжению правительства приватизировать компанию планируется по цене не ниже цены IPO 2006 г. Тогда "Роснефть" размещалась на LSE по $7,55 за расписку, а на Московской — по эквивалентной ей: 203 руб. за акцию. По мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, речь при приватизации должна идти о долларовой цене. До этого Сечин также указывал, что одна акция при приватизации должна стоить столько же, "сколько за них платили при референтных сделках другие акционеры, — $8,12, потолок мы не ограничиваем" (цитата по "Прайму").

Петр Третьяков

<< Декабрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ