Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

12.12.2016

Минфин одержал победу в первом туре борьбы за дивиденды госкомпаний. Он рассчитывает, что все они заплатят 50% прибыли по МСФО без исключений.

"Ведомости"

В этом году правительство повысило планку по дивидендам для госкомпаний с 25 до 50% чистой прибыли по РСБУ или МСФО (большая из величин). Но в распоряжении оставило возможность для исключений — надо учитывать плановые финансовые показатели компаний минимум на три года, эффективность инвестпрограмм, долговую нагрузку и проч.

Госкомпании воспользовались лазейкой. Например, "Газпром" — крупнейший плательщик дивидендов в бюджет среди госкомпаний — отдал около 24% прибыли по МСФО.

Летом Минфин предложил зафиксировать планку в 50% МСФО на 2017-2019 гг. и без исключений. Разницу между доходами бюджета от дивидендов в 25 и 50% от прибыли Минфин оценивал почти в 700 млрд руб. Против выступило Минэкономразвития. Министерства не могли договориться всю осень. Но наконец разногласия устранены, рассказал "Ведомостям" замминистра финансов Алексей Моисеев. В распоряжении правительства не будет возможности для исключений, Минэкономразвития больше не настаивает на этом, утверждает он. У правительства должна оставаться гибкость в принятии решений, в случае необходимости можно понизить уровень дивидендов, более острожен замминистра экономического развития Николай Подгузов. Но в распоряжении будет 50% по умолчанию для всех, подтверждает он. Сейчас проект документа находится на рассмотрении в правительстве.

Кроме того, в пятницу премьер Дмитрий Медведев сказал, что поручил проработать вопрос об увеличении дивидендов "Роснефти". Формально она не является госкомпанией, так как государство владеет ею через "Роснефтегаз". Дивидендная политика "Роснефти" предусматривала, что компания отдает акционерам 25% прибыли по МСФО. Недавно главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин говорил, что в утвержденной правительством политике уровень дивидендов повышен до 35% (такую же часть прибыли компания отдала и в этом году).

Но добиться увеличения дивидендов госкомпаний — не вся задача. Часть этих денег нужно еще получить от "Роснефтегаза", через который государство владеет "Роснефтью" и 10,97% "Газпрома". Осенью Минфин предложил изымать у "Роснефтегаза" все дивиденды. Но проект распоряжения пока не подписан, а сам "Роснефтегаз" критиковал идею в письме президенту Владимиру Путину.

По итогам 2015 г. "Роснефтегаз" получил чистую прибыль в 149,4 млрд руб., от дивидендов — около 106,8 млрд, а заплатил государству только 36 млрд, так как не учел доходы от переоценки депозитов и акций.

Прогнозная прибыль "Газпрома" по МСФО на этот год не раскрывалась. Она может быть выше, чем в прошлом году, прогнозирует аналитик "Ренессанс капитала" Ильдар Давлетшин, 900 млрд против 787 млрд руб. Прогноз Fitch — 800 млрд руб. Таким образом, государство может получить напрямую от "Газпрома" (дивиденды через "Роснефтегаз" оно получит в 2018 г.) от 153,2 млрд до 172,3 млрд руб.

Непонятно, не отобьет ли "Газпром" эти атаки, скептичен федеральный чиновник. В 2017 г. инвестпрограмма "Газпрома" из-за проектов "Северный поток — 2", "Турецкий поток" и "Сила Сибири" может вырасти до 1,55-1,6 трлн руб. (в этом году — около 900 млрд), прогнозирует Давлетшин. Оценка Fitch — 1,4-1,5 трлн руб. Операционный денежный поток "Газпрома" до выплаты дивидендов может составить около 1,4 млрд руб. (при цене нефти $45/барр., курсе 68 руб./$ и росте нагрузки по НДПИ на 70 млрд), прогнозирует директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко, тогда для выплаты дивидендов при любых вариантах потребуется либо привлекать средства на рынке, либо расходовать накопленную подушку ликвидности. При дивидендах в 50% МСФО придется занимать 550-600 млрд руб. (не считая рефинансирования краткосрочного долга), прогнозирует Давлетшин, но это некритично: чистый долг увеличится с 1,9 трлн руб. (на конец этого года) до 2,5 трлн, это всего 1,6 EBITDA. По оценкам Fitch, долг не превысит 2 EBITDA, похожая нагрузка у BP и Total — но нагрузка будет расти, если и впредь придется отдавать на дивиденды половину прибыли по МСФО. Скорее всего, "Газпром" пожалеют, учитывая погашения по долгу, мегастройки и очередной рост налогов, ожидает Маринченко. Представитель "Газпрома" отказался от комментариев.

Это нормальная практика, когда инвестпроекты финансируются не из прибыли, а за счет рыночного долга — они должны окупать в том числе затраты по займам, говорит Моисеев. Как правило, проекты, на которые невозможно найти коммерческое финансирование, слишком рискованны, отмечает директор Prosperity Capital Александр Бранис. Госкомпании могут еще нарастить долг, да и число проектов можно сократить, если отбирать их более критично, прогнозирует он. Когда инвестпроекты финансируются из чистой прибыли, то инвесторы ждут в будущем роста производства и прибыли, рассуждает Владимир Цупров из "ТКБ инвестмент партнерс", если этого не происходит, значит, компания "сжигает" деньги.

Маргарита Папченкова, Александра Прокопенко

 

 

РФ возьмет на себя основной объем сокращения добычи в странах вне ОПЕК.

"Независимая газета"

Россия взяла на себя большую часть требований организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) к не входящим в картель странам. ОПЕК предлагала странам вне картеля сократить производство на 600 тыс. барр. в сутки. Российские власти уже дали согласие на сокращение 300 тыс. барр. Другие страны поступили не столь самоотверженно. Например, Казахстан, производящий в 7 раз меньше нефти, чем РФ, снизит добычу лишь на 20 тыс. барр. в сутки, что в 15 раз меньше российских потерь. Впрочем, Москва была готова, судя по всему, на еще более серьезные уступки. Если бы экспортеры не договорились о сокращении добычи, нефтяные цены сейчас могли бы остановиться на уровне 30 долл. за баррель.

"Сейчас цена, которая в районе 50-55 долл. сформировалась в результате консенсуса на рынке. Она, конечно, примерно на 20 долл. выше, чем та цена, которая могла бы быть, если бы сделки не было", — заявил вчера глава Мин-энерго РФ Александр Новак в интервью телеканалу НТВ. "Это не только поступления в бюджет, это не только средства для компаний, чтобы реализовывать инвестиционные свои проекты, — это снижение волатильности и неопределенных факторов, которые не относятся к фундаментальным", — добавил он.

Как известно, в конце ноября страны ОПЕК приняли решение о сокращении с 1 января 2017 года добычи нефти на 1,2 млн барр. в сутки — до 32,2 млн барр. в день. В свою очередь, страны, не входящие в ОПЕК, в субботу в рамках "исторической" встречи стран-экспортеров договорились убрать с рынка еще 558 тыс. барр. в сутки. Изначально же предполагалось, что страны вне ОПЕК сократят производство на 600 тыс. барр. нефти в сутки.

Заметим, согласно ноябрьскому докладу ОПЕК, мировой уровень добычи нефти в октябре, по предварительным данным, составил 96,32 млн барр. в сутки. Таким образом, суммарное снижение добычи участниками договоренностей в 1,8 млн барр. соответствует почти 2% от уровня октябрьской мировой нефтедобычи.

За исполнением договоренностей должен будет следить специальный мониторинговый комитет. И в ближайшие дни организация стран — экспортеров нефти должна будет объявить о дате проведения первого заседания мониторингового комитета по исполнению решений, принятых нефтедобывающими странами в Вене. Об этом сообщил президент ОПЕК Мохаммед бен Салех ас-Сада по итогам встречи в Вене картеля с нефтедобывающими странами вне организации. Предполагается, что в комитет войдут представители Кувейта, Алжира и Венесуэлы, России и Омана.

В итоге к сокращению ОПЕК присоединились 11 независимых производителей: Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Экваториальная Гвинея, Судан и Южный Судан. "Впервые такое количество стран принимают участие в совместных действиях, я напомню, это все страны ОПЕК, которые недавно, 30 ноября, приняли соответствующее решение на 171-й конференции стран ОПЕК, а также 11 стран, не входящих в ОПЕК, которые добывают примерно 19 млн барр. в сутки, что примерно вместе со странами ОПЕК составляет около 55% мировой добычи нефти", — сказал Новак.

Основную нагрузку в сокращении, как и было оговорено ранее, возьмет на себя Россия — 300 тыс. барр. в сутки. И на такой целевой показатель, как отмечает Александр Новак, РФ выйдет уже в апреле-мае. "Снижение будет происходить поэтапно, к концу первого квартала оно составит 200 тыс. барр. в сутки.

Конечной целью является достижение показателя в 10,9 млн барр. в сутки", — подчеркивал российский министр. При этом он неоднократно говорил, что сократить производство РФ планирует от уровня октября, когда страна добывала около 11,2 млн барр. в сутки. Заметим, "НГ" ранее уже писала, что текущее снижение будет означать для РФ сокращение нефтедобычи на 3% и возвращение ее к уровням марта текущего года.

В российском Минэнерго также подчеркивают, что для российских компаний участие в соглашении будет носить добровольный характер. "Никаких наказаний (компаниям, которые не будут выполнять соглашение или не будут сокращать добычу. — "НГ") не предусмотрено. Добровольный характер все договоренности носят, и корректировка планов компаний это тоже в первую очередь решение компаний", — сказал министр. Новак также подчеркнул, что российские нефтедобывающие компании не получат каких-либо компенсаций за сокращение добычи нефти. "Нет, никаких компенсационных механизмов не предусматривается… Компании, наоборот, выигрывают и бюджет выигрывает. Компенсировать выигрыш как можно?" — добавил глава российского Минэнерго.

На фоне того, что основное сокращение добычи приходится на РФ, снижение производства черного золота между другими странами вне ОПЕК зачастую происходит непропорционально. Так, второе место по объемам сокращения займет Мексика — 100 тыс. барр. в сутки, что в три раза меньше российского сокращения. Между тем Мексика добывает в пять раз меньше России — в среднем страна в текущем году производила около 2,15 млн барр. в сутки. По крайней мере именно с такого объема Мексика согласилась снижать добычу. Если бы Мексика так же сокращала свое производство на 3%, как и Россия, она бы убирала с рынка всего 65 тыс. барр.

Вызывают вопросы объемы снижения нефтедобычи и других стран. На первый взгляд оно кажется совершенно непропорциональным. Так, Казахстан обязался сократить добычу на 20 тыс. барр. в сутки, то есть в 15 раз меньше, чем РФ. При этом Казахстан добывает нефти не в 13 раз меньше, чем Россия, а только в 7 раз.

Между тем изначально страны ОПЕК предлагали казахам убрать с рынка 50 тыс. барр. в сутки, что примерно соответствует 3-процентному сокращению. "Да, это правда", — сказал министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев в ответ на просьбу подтвердить информацию, что Казахстану предлагали сократить уровень на 50 тыс. барр. "Мы не торговались, мы никогда не собирались на 50 тыс. (сокращать. — "НГ"). Это невозможно, — сказал министр. — Для меня был сюрприз, когда утром за завтраком мне дали бумагу, где ОПЕК считает, что мы на 50 тыс. должны". Невозможность большего снижение нефтедобычи Бозумбаев связывает с запуском новых месторождений в стране. "Нам сложно было сократиться, потому что мы ввели в строй месторождение Кашаган буквально пару месяцев назад, и в целом капитальные ремонты на наших крупных месторождениях закончились — на Тенгизе и на Чиганаке, — сказал министр. — Мы предполагали заморозку, но по просьбе коллег мы нашли резервы для того, чтобы снизить на 20 тыс. барр.".

Заметим, 7 декабря в Казахстане было официально запущено крупнейшее по запасам нефтегазовое месторождение Кашаган, запасы которого оцениваются в 35 млрд барр. нефти, 11 млрд барр. из которых считаются извлекаемыми. При этом с 1 ноября 2016 года добыча на Кашагане вышла на коммерческий уровень — более 75 тыс. барр. нефти в сутки.

Обратная ситуация наблюдается у Азербайджана. Так, страна обязалась сократить нефтедобычу на 35 тыс. барр. в сутки. По логике же 3-процентного сокращения Азербайджан должен был бы убрать с рынка лишь 20 тыс. барр. в сутки. Для сравнения: Азербайджан добывает в 14 раз меньше, чем РФ.

По мнению экспертов "НГ", такое явное несоответствие связано с объемом экспорта нефтепродуктов в этих странах. "Здесь для нас более важен показатель экспорта. Показатель нефтедобычи здесь второстепенен", — обращает внимание ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. "Помимо экспортного потенциала важна также готовность страны к переговорам, насколько она готова хоть что-то сокращать", — продолжает эксперт.

По мысли аналитика Sberbank Investment Research Валерия Нестерова, небольшое снижение объемов производства черного золота в Казахстане связано с планами страны по увеличению добычи в месторождении Кашаган. "Что, возможно, перекроет любое сокращение", — не исключает он. В свою очередь, большое снижение со стороны Азербайджана аналитик связывает с собственным падением производства внутри страны. "Нефтедобыча в Азербайджане, по планам, должна была падать сама по себе. Так, по оценкам, в 2020 году страна будет добывать уже на 5% меньше уровней 2016 года", — говорит Нестеров.

"Структура экспорта России, в котором углеводороды формируют порядка 60%, значительно более диверсифицирована, чем у того же Азербайджана, где доходы от продажи нефти и газа формируют большую часть ВВП", — продолжает замначальника аналитического отдела компании "Солид"  Азрет Гулиев. Вместе с тем даже сокращение на 300 тыс. барр. в сутки для РФ не критично. "Для сравнения, только в августе этого года объемы добычи достигали лишь 10,7 млн барр. в сутки, а в рамках соглашения таргетируемый уровень составляет 10,9 млн барр. По большому счету Россия могла бы без каких либо последствий самостоятельно сократить добычу на 600 тыс. барр. в сутки, при этом ее объемы не упали бы ниже даже уровней середины 2016 года", — указывает Гулиев.

Впрочем, пока сложно представить, что при таком количестве участников первоначальные договоренности будут четко и прозрачно исполняться. "Главный интерес будет представлять то, как соблюдается соглашение всеми участниками и насколько достоверную статистику по объемам они будут предоставлять", — резюмирует Нестеров.

Ольга Соловьева

 

 

"Роснефть" сообщила подробности сделки по продаже акций.

"Российская газета"

Соглашение о продаже 19,5 процента акций из госпакета "Роснефти" подписано, сделка завершится на этой неделе, компания получает двух новых стратегических инвесторов, а бюджет России — 710,8 миллиарда рублей.

Об этом сообщила "Роснефть", раскрывшая подробности крупнейшей в истории России сделки по приватизации госимущества. Фактически она проходила в два этапа: сначала "Роснефть" купила контрольный пакет "Башнефти", а потом, с учетом повышения капитализации компании, продала часть акций международным инвесторам.

"Роснефтегаз", через который государство контролирует "Роснефть", ожидает завершения расчетов по сделке до 15 декабря после согласования всей необходимой финансовой, гарантийной и прочей документации.

Акции "Роснефти" были реализованы по цене закрытия торгов 6 декабря с принятым в таких случаях 5-процентным дисконтом на общую сумму 692 миллиарда рублей, или 10,2 миллиарда евро.

Покупателем стал консорциум, созданный в равных долях суверенным фондом Катара и ведущим международным трейдером Glencore, штаб-квартира которого располагается в Швейцарии. Glencore уже активно работал с российскими компаниями, по условиям сделки "Роснефть" заключит с ним соглашение о поставках, "углубляющее совместную работу".

Покупатели заплатят своими деньгами 3 миллиарда долларов, остальное будет профинансировано банками, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в госкомпании. Основным кредитором консорциума выступит итальянский банк Intesa Sanpaolo, имеющий "дочку" в России. Этот же банк, несмотря на санкционные риски, помогал в организации приватизации, выступая инвестиционным консультантом.

Схема конвертации получаемой от иностранных инвесторов валюты в рублевые средства, которые пойдут в бюджет, тщательно подготовлена и должна исключить влияние на валютный рынок.

Еще 18 миллиардов рублей (0,3 миллиарда евро) федеральный бюджет получит за счет дополнительных дивидендов, решение о которых совет директоров "Роснефти" принял, чтобы повысить заинтересованность инвесторов в покупке акций. Дивидендные выплаты в обозримом будущем составят не менее 35 процентов чистой прибыли по МСФО.
Всего "Роснефть" перечислит в бюджет в четвертом квартале 1,04 триллиона рублей.

Игорь Зубков

 

 

"Северный поток-2" обойдется в два раза дешевле оплаты украинского транзита.

"Известия"

Россия и Украина не смогли договориться о возобновлении поставок газа на Украину. Украина, прекратившая закупку 25 ноября 2015 года, выразила готовность покупать российский газ при условии заключения дополнительного соглашения с "Газпромом". По словам источника "Известий", близкого к переговорам, цена на газ для Украины по контракту с "Газпромом" на 3,5-6% ниже цены на европейских газовых хабах. Источник отмечает, что в I квартале 2017 года эта тенденция сохранится.

Трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и ЕС состоялись 9 декабря в Брюсселе. Российскую сторону представляли министр энергетики Александр Новак и зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, украинскую — министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик и глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев, Еврокомиссию — замглавы ЕК Марош Шефчович.

В день переговоров "Нафтогаз" выступил со следующим заявлением: "Не договорились. Как известно, для нас важно подписать дополнительное соглашение, которое устранило бы критические для Украины риски". В компании отметили, что украинская сторона, "как и ранее, гарантирует своевременный транзит 100% российского газа для европейских потребителей".

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что итоги переговоров несут потенциальную угрозу несанкционированного отбора газа украинской стороной.

— Российская сторона считает, что "Нафтогаз" может купить газ по действующему контракту, осуществив предоплату. Украинцы хотят дополнительное соглашение. В то же время без закупок у "Газпрома" в случае холодной зимы Украина не сможет обеспечить свои потребности в газе. Значит, ситуация потенциально опасна для транзита в Европу. В любой момент может начаться несанкционированный отбор газа из объемов, предназначенных для европейцев, — сказал Алексей Гривач.

Хотя в центре внимания на переговорах в Брюсселе стоял вопрос закупки газа, одной из важнейших тем российско-украинских газовых отношений остается вопрос тарифов на транзит российского газа в Европу через территорию Украины, отметил источник "Известий". Украина неоднократно заявляла о своих намерениях повысить тарифы на транзит российского газа на 50-300%.

По мнению экспертов Фонда национальной энергетической безопасности, с внедрением новой тарифной политики по регуляции цен на транзит газа на Украине стоимость строительства экспортного газопровода "Северный поток-2" из России в Германию, минуя транзитные страны, и дальнейшей его эксплуатации может оказаться на 50% дешевле оплаты украинского транзита. Об этом говорится в ноябрьском отчете ФНЭБ (есть в распоряжении "Известий"). Строительство "Северного потока-2" мощностью 55 млрд кубометров газа в год оценивается в €8-9,9 млрд.

Как отмечают эксперты ФНЭБ, стоимость строительства "Северного потока-2" сопоставима с необходимыми инвестициями в модернизацию и реконструкцию украинской системы, срок эксплуатации которой заканчивается. Согласно подсчетам фонда, значительно изношенная украинская ГТС (газотранспортная система) требует капитального ремонта, который может стоить от $10 до $12 млрд, куда входит ремонт 2-2,5 тыс. км газопроводов и 20 компрессорных станций.

По существующему контракту "Газпром" платит за транзит €28 за тысячу кубометров от российской границы до границы стран ЕС через Украину (по данным за 2015 год). При этом по новому тарифу, который Украина установила в одностороннем порядке с 1 января 2016 года, транспортировка газа обходится России в €42 за тысячу кубометров от российской границы в Словакию. Данная тарифная система увеличивает плату за транзит на 50%. "Мы считаем, что с новой украинской тарифной политикой "Северный поток-2" будет на 50% дешевле, чем использование ГТС Украины", — отмечается в докладе.

В "Нафтогазе" считают, что новая тарифная политика — это следствие попыток Украины интегрироваться в европейскую законодательную систему. "Контракт должен быть приведен в соответствие с европейским законодательством", — считает коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. Он отметил, что в соответствии с новыми тарифами "Газпром" должен доплатить "Нафтогазу" $4 млрд в 2017-2019 годах за транзит газа, а также компенсацию за "недополученные" доходы от транзита за 2010-2015 годы в размере $12 млрд. "Это лишь следствие приведения нашего транзитного тарифа к европейским условиям", — пояснил Витренко. Соответственно, до истечения срока контрактов, то есть до 2019 года, "Нафтогаз" требует от "Газпрома" дополнительные $16 млрд.

По словам источника "Известий" в российской делегации, вопрос увеличения контрактного тарифа на услуги по транзиту газа через территорию Украины является одним из предметов арбитражного разбирательства в Стокгольме. Источник отметил, что новый тариф по транспортировке газа в полтора раза превышает действующий тариф по контракту.

По подсчетам ФНЭБ, плата "Газпрома" в 2015 году за поставки через существующий прямой газопровод из России в Германию "Северный поток" составила €22,7 за тысячу кубометров от границы до границы. Соответственно, в прошлом году за транспортировку газа через Балтийское море "Газпром" заплатил на 19% меньше, чем за транзит через Украину, что позволило сэкономить "Газпрому" €207 млн. В докладе отмечается, что полная загрузка мощностей "Северного потока" увеличила бы разрыв еще на €6-7 в пользу использования этого газопровода, в то время как новая тарифная система и требование штрафа увеличивают риски транзита газа через Украину.

Анна Подлинова

<< Декабрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ