Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.01.2014

"Роснефть" заплатит за имя BP на заправке.

"РБК daily"

"Роснефть", которая в прошлом году приобрела ТНК-BP, заплатит 1,5 млрд руб. своему партнеру BP за использование его бренда на 121 АЗС в течение пяти лет. Заправки BP — одни из самых прибыльных, поэтому цена адекватная, считают эксперты.

"Бренды мы будем сохранять и развивать", — заявил президент "Роснеф­ти" Игорь Сечин еще до завершения покупки ТНК-BP, управляющей двумя брендами АЗС — ТНК и BP. В конце прошлого года совет директоров госкомпании одобрил получение лицензии британской компании на право использования товарных знаков BP на территории России за вознаграждение в размере 1,5 млрд руб., говорится в материалах компании. Срок предоставления лицензии — пять лет (с 1 января 2014 года по 31 декабря 2018 года) с возможностью продления, пояснил РБК daily представитель компании. Таким образом, в год выходит 300 млн руб., или около 9 млн долл. Всего в России работает 121 заправка под брендом BP, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге (в целом розничная сеть "Роснефти" насчитывает более 2400 АЗС).

По словам представителя "Роснеф­ти", лицензия распространяется на АЗС, товары и услуги на заправках, рекламные транспортные средства, карты лояльности и т.д. ТНК-BP платила меньше, но партнерство "Роснефти" с BP будет шире, добавляет источник, близкий к "Роснефти".

Сделка предусматривает не просто предоставление права пользования брендом, а целый комплекс услуг, в частности поддержку запуска новых продуктов, программы повышения эффективности, обмен ноу-хау и т.п. Например, при появлении у BP новой присадки англичане передают ее "Роснефти" (для использования на заправках BP в России). Также британцы будут проводить тренинги для специалистов "Роснефти".

По словам собеседника РБК daily, обновленное соглашение находится в завершающей стадии, подписание планируется в ближайшее время (после этого документы будут переданы в Роспатент на регистрацию). Это подтвердил представитель BP в России Владимир Буянов. Он подчеркнул, что британская компания заинтересована в развитии сети заправок BP в сотрудничестве с "Роснефтью".

1,5 млрд руб. за пять лет, или около 100 тыс. долл. в год, в пересчете на АЗС — это вполне адекватная сумма, отмечает старший аналитик "Анкор Инвеста" Сергей Вахрамеев. Заправки BP рассчитаны на премиум-сегмент и считаются одними из самых пропускных на рынке, они обеспечивают наиболее высокую прибыль, говорит он. Это подтверждает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, средний объем продаж на одной заправке BP в три раза больше, чем в среднем по Москве. "Мы все у них учились с середины 1990-х годов. Они всегда лидировали по качеству услуг, ассортименту, мерчендайзингу и т.д., поэтому прежде всего с точки зрения имиджа решение "Роснефти" продлить соглашение совершенно правильное", — добавляет он.

По данным отчета ТНК-BP за 2012 год, объем продаж топлива на одной АЗС ТНК в среднем составил 5,8 млн л, а на заправке под брендом BP — 14 млн л.

Тимофей Дзядко

Компания "РТ-Глобальные ресурсы" вошла в шорт-лист основных претендентов на строительство нефтеперерабатывающего завода.

"Известия"

Консорциум из трех российских компаний — "дочки" "Ростехнологий" — "РТ-Глобальные ресурсы", "Татнефть" и "ВТБ капитал", вошел в шорт-лист претендентов на строительство первого в Уганде нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью 3 млн тонн в год. Об этом "Известиям" рассказал министр-советник республики Уганда Нельсон Очегер. Гендиректор компании "РТ-Глобальные ресурсы" Андрей Коробов подтвердил информацию.

"Ростех" участвовал в тендере в числе 75 претендентов из числа мировых мейджоров в области нефтедобычи и нефтегазового строительства из Европы, Китая, Японии и Америки. Конкуренцию "РТ-Глобальные ресуры" составят консорциумы во главе с ведущими мировыми нефтесервисными, добывающими компаниями и трейдинговыми компаниями: китайской China Petroleum Pipeline Bureau, британской Petrofac, южнойкорейской SK Energy, японской Marubeni Corporation и швейцарско-нидерландским Vitol. По словам Нельсона Очегера, эти компании до мая 2014 года должны предоставить наиболее полное и детальное обоснование инвестиций по проекту, а также план строительства и ввода завода в эксплуатацию.

Между российским консорциумом в составе "РТ-Глобальные ресурсы", "Татнефть" и "ВТБ капитал", а также Минэнерго и властями Уганды 5 ноября был подписан меморандум о взаимодействии. "Ростехнологии" являются организатором и координатором проекта. "ВТБ Капитал" выступает в качестве потенциального финансового партнера корпорации, "Татнефть" предоставит услуги инжиниринга. У "Татнефти" уже есть опыт строительства НПЗ подобного класса: это "Танеко" в Нижнекамске мощностью свыше 7 млн т нефти в год.

По предварительной оценке, капитальные затраты на возведение первого в Уганде НПЗ составят порядка $3 млрд. В соответствии с условиями тендера, 40% средств на финансирование проекта предоставит правительство Уганды, 60% — инвестор. Ресурсной базой нового НПЗ станут местные месторождения в районе озера Альберта, запасы которых составляют от 6-8 млрд баррелей нефти. Планируется, что к 2017 году будут введены мощности НПЗ в 1,5 млн т в год, что почти полностью покроет потребности Уганды, а к 2020 году возможно увеличение мощности завода вдвое — до 3 млн т в год.

По словам гендиректора компании "РТ-Глобальные ресурсы" Андрея Коробова, инвестиции российской стороны в строительство первой очереди оцениваются на текущий день ниже $1 млрд. Консорциум рассчитывает быстро окупить свои инвестиции в проект, поскольку Уганда не имеет выхода к морю и цена на нефтепродукты там высока.

Директор аналитического департамента компании Альпари Александр Разуваев считает, что шансы выиграть тендер по строительству НПЗ в Уганде у Ростеха высоки, ведь у консорциума действительно есть и опыт осуществления подобных проектов, и финансовые ресурсы.

— Экономическая целесообразность побороться за этот проект велика, ведь инвестиции окупятся довольно быстро при росте рынка потребления нефтепродуктов в Уганде и сопредельных африканских странах на 10-15 процентов в год. Кроме того, у России есть и геополитический интерес, поскольку стране действительно важно восстановить свое присутствие в африканских странах в качестве реализатора крупных проектов такого рода. А следом за строительством НПЗ можно включиться в борьбу за сервисные контракты, контракты на поставку оборудования или за лицензии на добычу.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что помимо технической и экономической сторон проектов, власти Уганды могут использовать и политическую составляющую при оценке предложений, которая может перевесить все остальные. Эксперт также уверен, что проект по строительству НПЗ в Уганде будет рентабельным.

— В мире сокращаются запасы нефти, и любое крупное месторождение углеводородов, вызывает повышенный интерес всех игроков отрасли. Не зря же, в данном случае в первичном отборе участвовало свыше семи десятков компаний, из которых в финальном этапе осталось только шесть участников, — говорит Баранов.

Он отмечает, что потребление нефти и нефтепродуктов в Африке ниже чем на других континентах, то есть, имеется значительный потенциал для роста и добычи нефти и производства нефтепродуктов.

К тому же многие страны континента сделали ставку на ускорение своего развития, а значит, им в ближайшие годы потребуется гораздо больше нефтепродуктов, то есть рынок сбыта для данного НПЗ фактически уже создан, — констатирует аналитик "Финам Менеджмент".

Людмила Подобедова

 

 

Минэнерго подготовило новые правила рынка тепла, которые позволят привлечь в отрасль примерно 2,5 трлн руб. до 2025 г. Тарифы на тепло для населения при этом вырастут на четверть.

"Ведомости"

Минэнерго завершило работу над новыми правилами в сфере теплоснабжения, о необходимости которых в отрасли говорили еще со времен реформы Анатолия Чубайса. Проект поправок к закону "О теплоснабжении" (опубликован на сайте Минэнерго 31 декабря) предполагает постепенный переход от регулируемых тарифов на тепло к экономически обоснованным так называемым индикативным ценам. Также перестанет регулироваться цена на пар, чего давно добивались генерирующие компании и промышленность.

Новые правила приведут к существенному разовому росту тарифов на тепло для населения в большинстве регионов, следует из презентации Минэнерго (есть у "Ведомостей"). Средний рост составит 26%, в отдельных случаях цена может вырасти значительнее: в Башкирии — на 104%, в Туве — на 81%, в Тюменской области — на 75%, говорится в документе. Снижение тарифов на 3, 11 и 12% ожидается только в Карелии, Краснодарском крае и Новгородской области соответственно, в Москве стоимость не изменится.

Уровень индикативных цен для крупных городов (с населением выше 500 000 человек) будет устанавливать ФСТ, для остальных — региональные власти. Он будет рассчитываться с учетом капитальных и эксплуатационных затрат на строительство новой котельной. Их определит консалтинговая компания, которую регулятор выберет на конкурсе. В расчетах Минэнерго указана стоимость 1569 руб. за 1 Гкал (средний тариф 2013 г. — 1241 руб./Гкал).

Чтобы не допустить резкого скачка цен, Минэнерго предлагает привести цены к индикативному уровню в течение нескольких лет, но не позднее 2020 г. Решение о длительности переходного срока останется за регионами. В тех населенных пунктах, где тарифы уже выше индикативной цены, их заморозят до того момента, пока они не сравняются с экономически обоснованной ценой.

По расчетам Минэнерго, для некоторых регионов до 2025 г. государству придется выделить субсидии в размере 123 млрд руб. Но положительный эффект реформы будет масштабнее: до 2025 г. отрасль сможет привлечь 2,5 трлн руб., говорится в презентации.

Генерирующие компании получат возможность консолидировать выручку от продажи тепла в одном регионе. Регионы должны будут выбрать единую теплоснабжающую организацию (как правило, крупная теплогенерирующая компания, которая может обеспечить теплом большинство жителей), которая будет определять политику теплоснабжения в регионе и нести ответственность за безопасность и качественное теплоснабжение потребителей.

Впрочем, в некоторых регионах правительство может сохранить регулирование по обращению местных чиновников. Исключение будет сделано для тех регионов, в которых электроэнергия от комбинированной выработки продается по регулируемым тарифам (например, на Дальнем Востоке), где государство субсидирует теплоснабжающие организации либо больше 15% в тарифах приходится на возврат инвестиций в тепло.

Теплогенерирующие компании давно ждали реформы рынка тепла. "Тепло — это не просто главная проблема, а главный тормоз отрасли", — говорил "Ведомостям" гендиректор "КЭС-холдинга" Борис Вайнзихер. Компания полностью поддерживает предложения Минэнерго, подтвердил "Ведомостям" представитель "КЭС-холдинга".

Потребителям предложения Минэнерго не нравятся. "Вместо того чтобы искать средства для модернизации теплоснабжения в повышении энергоэффективности и снижении энергоемкости, Минэнерго предлагает пойти по наиболее легкому пути — собрать еще больше денег", — говорит директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев.

Алина Фадеева

 

 

В Минэкономразвития предлагают мягче обращаться с "дочками".

"РБК daily"

Компании, ведущие бизнес по офшорным схемам, смогут работать спокойно до мая. Именно к этому сроку должны быть разработаны меры по деофшоризации российской экономики. Главные разработчики — Минфин и Минэкономразвития, основная цель — заставить предпринимателей работать по российским правилам.

Если ведомство Антона Силуанова предлагает бороться с офшорами методом кнута, закручивая гайки компаниям, пользующимся их услугами, то министерство Алексея Улюкаева, наоборот, — методом пряника, смягчая налоговый режим тем, кто возвращается в российскую юрисдикцию.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на днях поручил Минфину и Мин­экономразвития до 19 мая внести в Белый дом проект поправок, предусматривающих меры по деофшоризации российской экономики. Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что его ведомство готовит три основные законодательные инициативы, направленные на борьбу с офшорами. Первая касается раскрытия компаниями своих владельцев. Вторая призвана жестче "присматривать" за контролируемыми из страны иностранными компаниями: если такая "дочка" не платит дивиденды российской материнской компании, то спрашивать нужно именно с последней. Наконец, третья инициатива касается раскрытия своих бенефициаров компаниями, претендующими на участие в госзакупках, получение госгарантий и субсидий, а также введения ограничений на господдержку компаний, зарегистрированных в офшорах. Реализация этих мер дополнительно принесет в казну "миллиарды" доходов, выражал надежду Антон Силуанов. Сейчас проект поправок дорабатывается, озвученные ранее министром инициативы остаются основными, пояснил РБК daily представитель Минфина.

Офшорные компании, как правило, контролируются одним или несколькими физлицами, и получаемая офшорами прибыль переходит в распоряжение этих лиц. Заставить их поделиться полученной прибылью невозможно, говорит руководитель корпоративной практики юридической группы "Яковлев и партнеры" Владислав Добровольский. Предложение Минфина о раскрытии участником торгов своих бенефициаров при госзакупках половинчатое: непонятно, как такая информация поможет в сборе налогов, учитывая, что сменить бенефициара непосредственно перед торгами, а после торгов восстановить статус-кво не представляет никакого труда, продолжает г-н Добровольский. Даже если бенефициар останется прежним, он все равно не будет обязан платить налоги в российский бюджет, так как участником торгов будет российское юрлицо, поясняет юрист.

Запрет на заключение договора на госзакупки с офшорной или любой другой иностранной компанией ничего не даст, так как торги будет выигрывать российское юрлицо, а субподрядчиком может выступать иностранное, поясняет г-н Добровольский. Оно же будет получать от победителя торгов бюджетные средства, не уплачивая налоги, добавляет он.

В Минэкономразвития предлагают действовать иначе. Чтобы компании возвращались в российскую юрисдикцию, одного только обеспечения раскрытия информации и создания неблагоприятных условий для тех компаний, кто пользуется услугами офшоров, недостаточно, рассказал РБК daily представитель ведомства Алексея Улюкаева. Параллельно надо "проводить объемную работу по формированию комфортной предпринимательской среды, улучшению инвестклимата" и повышению привлекательности российской юрисдикции, отметил он.

В частности МЭР предлагает освободить от налогообложения доходы, полученные от продажи акций "дочек", находящихся во владении акционера в течение двух и более лет (а не пяти, как сейчас), уточнил собеседник издания в министерстве. Кроме того, ведомство хочет освободить от налогов дивиденды от дочерних компаний, доля в которых составляет не менее 20% (а не 50%, как сейчас). Министерство предлагает также рассмотреть возможность льгот при налогообложении доходов, полученных от реализации акций зарубежных "дочек" при доле владения ими не менее 20%.

Павел Гагарин, АКГ "Градиент Альфа", председатель совета директоров

О деофшоризации в России говорят уже второй год, но объем капиталов, накопленный российскими предприятиями за рубежом, пока не снижается. На конец 2013-го, по нашим оценкам, он превысил 130 млрд долл. Вообще через офшоры проходит значительно больше денег, но они там надолго не задерживаются, а инвестируются обратно в Россию или другие страны.

С офшорами по различным схемам работает более 20 тыс. российских компаний. Наиболее популярными юрисдикциями являются Нидерланды, Кипр, Швейцария, Люксембург и Британские Виргинские острова. Популярность последних в связи с событиями на Кипре в прошлом году резко возросла.

Разрабатываемые правительством меры вряд ли приведут к серьезному росту налоговых отчислений. Во-первых, из указанных 20 тыс. компаний не так много подпадающих под определение, указанное в поручении премьер-министра: офшорные компании, которые не распределяют полученные доходы в пользу российских граждан, контролирующих эти компании. Во-вторых, владельцы офшорных компаний могут быть спрятаны за цепочкой других юрлиц, то есть доказать подконтрольность сложно. Наконец, офшорные схемы достаточно гибкие, поэтому их, вероятно, можно будет перестроить согласно новым ограничениям.

Больший эффект принесет запрет на участие в государственном и муниципальном госзаказе. Госзаказ является очень привлекательным рынком, поэтому все претенденты на часть этого пирога вынуждены будут регистрироваться в России и платить здесь налоги.

Действовать надо не кнутом, а пряником. Российский бизнес пользуется офшорами, прежде всего не чтобы не платить налоги, а чтобы защитить бизнес от рейдеров и просто потому, что зарубежные юрисдикции намного удобнее. Поэтому даже сделка века по покупке "Роснефтью" ТНК-BP проводилась через офшоры. Так что к указанным рестриктивным мерам следует добавить позитивные — совершенствование российского законодательства в части защиты прав собственности, разработка законодательства о холдингах (мы сейчас пользуемся законом 1992 года!) и введение в России института "траста".

Юлия Синяева, Алина Евстигнеева

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ