Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.03.2015

Компании, которые отвечают за поиск и добычу нефти, просят о господдержке.

"РБК daily"

Нефтесервисные компании просят государство ограничить срок оплаты заказов от госкомпаний сроком в 30 дней. Они утверждают, что крупнейшие заказчики предлагают им отсрочку в 120 дней и просят скидок к ценам 2014 года.

На месяц дольше

Сервисные компании Западной Сибири попросили Минэнерго повлиять на госкомпании, которые удлиняют сроки оплаты заказов. Эту просьбу в среду озвучил Владимир Борисов, президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний и генеральный директор нефтесервисной компании "ГеоИНтек" на круглом столе "Перспективы развития нефтегазосервиса в период низких цен на энергоресурсы" в рамках Национального нефтегазового форума. Он утверждает, что самые длинные сроки оплаты у "Роснефти": "Это 90-120 дней с момента приема выполненных работ. При этом "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" платят своим подрядчикам через 30 дней, "Газпром" — до 60 дней".

"Роснефть" еще до декабря прошлого года платила через 90 дней. Зная такую особенность, подрядчики пользовались услугами факторинга в банках. При наличии подписанных договоров с госкомпанией банк производил платеж в размере 90% от суммы стоимости выполненных работ при предъявлении документов о приемке работ заказчиком. А остаток суммы за вычетом процентной ставки перечислялся на счет подрядчика при поступлении оплаты от заказчика в банк.
Однако 17 декабря прошлого года "Роснефть" удлинила сроки оплаты по договорам с несколькими компаниями, входящими в нашу ассоциацию, мотивируя это необходимостью оплаты долгов в валюте в крупном размере. Банк тут же закрыл компаниям овердрафт, опасаясь рисков. Мы попали в ситуацию, когда скоро нечем будет платить зарплату, что грозит социальной напряженностью в коллективах", — жаловался на форуме Борисов.

Виктор Хайков, президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса в разговоре с РБК добавил, что заказчики продолжают давить на подрядчиков с целью снижения цен на услуги на 10-30%. "Неправильно продолжать снижать цены на услуги, которые и так не индексировались несколько лет (еще есть контракты на бурение и геологоразведку по ценам 2012 года), при росте инфляции, стоимости кредитов, материалов и оборудования. При этом от сервисных компаний требуют вкладываться в повышение квалификации персонала, НИОКР и обновление производственных фондов. В свою очередь, такой крупный заказчик, как "Роснефть", не гарантирует последнее время ни оплаты услуг вовремя, ни сохранения объема заказов для российских подрядчиков: напротив, снижает объем геологоразведки, а также инвестиции на эти цели. В итоге у многих компаний сектора кассовый разрыв и ситуация ухудшаются", — отмечает он РБК.

Скидки в ущерб качеству

"Роснефть" не комментирует увеличение сроков платежей подрядчикам, рост сроков оплаты по действующим договорам, подчеркивая, что услуги сторонних подрядчиков обходятся ей дороже использования собственных "дочек". "Компания последовательно увеличивает долю собственного бурового сервиса до 75-80%. Такое наращивание также будет проводиться по другим видам сервиса, таким как текущий и капитальный ремонт скважин, внутрискважинные работы, гидроразрыв пласта. Это позволит компании повысить финансовую прозрачность и эффективность, поскольку стоимость сторонних подрядчиков уже на 5-9% выше, а "Роснефть" намерена сохранить стоимость услуг своего нефтесервиса на текущем уровне в ближайшие три года. При этом рост объемов бурения в ближайшие пять ожидается на 7-10% в год", — сообщил РБК представитель "Роснефти".

Информацию о том, что "Роснефть" удлиняет платежи и начала платить через 120 дней вместо 90 подтверждают источники РБК в "Интегре" и Halliburton. Собеседник РБК в Halliburton дал понять, что иностранцам скидок никто не делает, мало того, скидок у них просят так же, как и у российских подрядчиков. Причем требований качества работ никто не отменял. Однако он заверил, что компания идет навстречу крупному заказчику и понимает, что ситуация временная. А его финансовая подушка безопасности позволит выдержать какое‑то время такие условия.

Президент корпоративного сектора "Россия" транснациональной компании Elsevier (предоставляет доступ к базам данных для нефтегазовой отрасли) Сергей Ревякин пояснил РБК, что компания готова идти на уступки "Роснефти", даже если она будет платить за их услуги позже.

Собеседник в одной из крупных российских сервисных компаний отмечает, что госкомпания требует скидок у своих подрядчиков от цен 2014 года минимум в 10%, при том что цены на услуги не менялись с 2012 года, а стоимость кредитов, материалов и топлива растет.​
Доля заказов "Роснефти" в портфеле буровой компании "Евразия" (один из основных активов Eurasia Drilling Company) в 2014 году составила 6%. В 2013 году доля "Роснефти" в ее портфеле заказов составляла 24%. Ранее Eurasia Drilling сообщала, что переориентирует до 80% своих буровых, законтрактованных "Роснефтью", на других клиентов. Снижение доли заказов российской госкомпании в портфеле Eurasia Drilling в 2014 году сервисная компания объясняла тем, что "Рос­нефть" просила предоставления скидки на проведение буровых работ, сообщал Интерфакс.

Гульнара Хайруллина, генеральный директор российско-китайской компании Bursystem, специализирующейся на поставке бурового оборудования из Китая и оказании сервисных услуг, также знает о том, что "Роснефть" платит только через 120 дней после получения оборудования. "В каждом контракте условия оговариваются отдельно, но в новых тендерах сроки оплаты официально выросли, раньше были 60-90 дней. Для нас 120 дней это долго, поэтому мы внимательно смотрим на условия и от участия в некоторых тендерах отказываемся", — сообщила она РБК.

Генеральный директор компании "УВЗ Нефтегазсервис" Алексей Самоукин считает, что у нефтегазовых компаний более выгодные условия кредитования в банках, поэтому необходимо сокращать сроки постоплаты за произведенные подрядчиками работы, чтобы те могли соблюсти заявленное качество работ. "Роснефть" действительно платит позже всех, а требует наивысшего качества работ, штрафует за любую провинность. Но мы не можем гарантировать сохранения качества услуг, если не будем вовремя получать деньги и если будем снижать цену ниже себестоимости услуг, иначе попросту разоримся", — сказал он РБК.

Конкуренты "Роснефти" по отрасли тоже пытаются сократить свои издержки за счет оптимизации расходов на услуги подрядчиков. Источник в ЛУКОЙЛе объяснил РБК, что компания договорилась с подрядчиками сохранять цены на услуги в рублях и заморозить их на уровне 2014 года. Официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин сообщил, что подобная договоренность достигнута с подрядчиками "Транснефти" на период первого квартала 2015 года. "Мы держим рублевые цены прошлого года на услуги подрядчиков до конца марта 2015 года. Однако понимаем, что цены на металл выросли и поэтому рост стоимости материалов неизбежен. Сейчас наши специалисты пересчитывают инвестпрограмму компании в том числе и на предмет сохранения соотношения цены и качества услуг работ подрядчиков", — сказал он РБК.

Как помочь подрядчикам не разориться?

Сервисные компании просят помощи у государства. Они призывают сократить сроки постоплаты за выполненные работы до 30 дней для всех нефтяных компаний. Борисов в рамках Национального нефтегазового форума попросил Минэнерго содействовать получению господдержки для нефтесервисных компаний. "Мы хотим, чтобы государство выступило гарантом расчета своих компаний с подрядчиками вовремя и выделило бы нам уполномоченный банк, который бы работал с нами на условиях факторинга даже несмотря на рост сроков платежей со стороны "Роснефти". В Минэнерго РБК сообщили, что такого письменного обращения от компаний не поступало.

Виктор Хайков считает, что государство должно ограничить сроки оплаты контролируемых им компаний своим подрядчикам максимально 30 днями, а еще лучше ввести частичную предоплату, как это действовало до 2008 года. Если этого не сделать, то российские компании потеряют рынок и их место займут иностранные подрядчики. Текущая ситуация с задержкой платежей ведет к отсрочкам выплат субподрядчикам, а также к несвоевременным перечислениям налогов и зарплат. Для снижения издержек компаниям придется сокращать персонал, что ведет к росту безработицы.

Нефтегазовый аналитик Sberbank SIB Валерий Нестеров подсчитал, что "Роснефть" добывает около 40% всей нефти в стране. Компания сокращает свои затраты на бурение. Это сильно ударит по ее подрядчикам в области буровых и геологоразведочных работ. Поскольку из‑за малого количества заказчиков рынок нельзя назвать конкурентным, компании держатся за своего заказчика даже несмотря на удлинение сроков платежей.

Людмила Подобедова

 

 

Минфин не согласился с предложением бизнеса поменять фискальные правила.

"РБК daily"

Бизнесу не удалось с первой попытки убедить власти расширить Налоговый кодекс, включив в него неналоговые платежи. Это сделало бы нагрузку более предсказуемой. Но Минфин посчитал идею вредной для самих предпринимателей.

Бизнес просит ясности

В декабре первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил финансово-экономическому блоку правительства проанализировать обязательные неналоговые платежи. Нужно было выделить те из них, которые являются по своей природе налогами и доложить о целесообразности регулирования таких платежей в рамках законодательства о налогах и сборах. Поручение было дано по итогам ежегодного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, сообщал Интерфакс.

Ранее представители бизнес-объединений неоднократно заявляли, что декларируемое властями неповышение налоговой нагрузки фактически не выполняется, а реальная нагрузка на бизнес существенно выше из-за большого числа неналоговых платежей, которое выросло за последние годы. В итоге нет реальной картины с фискальной нагрузкой на экономику. В числе таких платежей назывались утилизационный сбор, страховые взносы, плата за негативное влияние на окружающую среду и ряд других.

С 1 января 2015 года страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования в 5,1% решено взимать со всех зарплат (пороговое значение было отменено), были повышены ставки платежей за пользование водными ресурсами и ряд других. Кроме того, нет четкой системы контроля за уплатой таких платежей, поскольку не все администрирует ФНС, жаловались предприниматели.

РСПП направил в правительство список неналоговых платежей из более че​м 60 пунктов, сказал РБК источник, близкий к бюро правления организации. Позиция Минэкономразвития была направлена в адрес Минфина 19 января, сообщил РБК представитель министерства. В ведомстве считают целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, прописав основные принципы установления и взимания некоторых публичных платежей, которые в настоящее время не кодифицированы. Конкретный перечень платежей, подлежащих кодификации в налоговое законодательство, еще не составлен, уточнил чиновник.

Минфин не хочет изменений

К середине февраля Минфин проанализировал вопрос, собрав мнения правительственных ведомств и представителей бизнес-объединений, и направил доклад в правительство. Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова сообщил РБК, что в секретариате этих документов "не видели".

Из доклада (с ним удалось ознакомиться РБК) следует, что Минфин не поддерживает изменение Налогового кодекса за счет включения в него ряда неналоговых сборов и платежей. Основной довод — такое решение приведет к значительному усилению ответственности за неуплату.

Но это можно считать не недостатком, а плюсом, поскольку тогда система ответственности будет более прозрачной, говорит руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Михаил Орлов: "Получатели сборов имеют рычаги воздействия на неплательщиков, но нет четкой системы". За неуплату же налога действует административная и уголовная ответственность, подразумевающая в том числе систему штрафов и пени.

Кроме того, как считает Минфин, изменения повлекут формальное увеличение налоговой нагрузки. Это в свою очередь приведет к снижению позиций России в рейтинге Doing Business по показателю налогообложения (в последнем рейтинге — 49-е место по этому показателю). Сейчас налоговая нагрузка на бизнес составляет порядка 34%, включая налоги и страховые платежи. Но фактически бизнес несет гораздо более крупные расходы, говорит Орлов. "В данном случае позиция государства несколько цинична, а бизнес призывает быть реалистичными при расчете нагрузки. В любом случае при расчете показателей возврата на капитал (ROE) и разработке стратегий компании будут учитывать все уплачиваемые платежи, а не только те, что регулируются налоговым законодательством", — говорит он.

"Надо определиться, что нам важнее: прозрачный инвестклимат или формализованное место в рейтинге. Исходя из того, как в правительстве видят ситуацию, и нужно принимать решение. Но мы и не говорим, что нужна автоматическая кодификация налоговых платежей", — говорит источник, близкий к бюро правления РСПП.

Кроме того, как обращает внимание Минфин, если Налоговый кодекс будет расширен за счет включения ряда неналоговых платежей, это потребует увеличения штата ФНС и дополнительной подготовки сотрудников налоговых органов.

Путин рассудит

Представители бизнес-объединений не считают, что вопрос закрыт. Он был вынесен на обсуждение 4 марта на встрече премьера Дмитрия Медведева с предпринимателями, рассказали РБК два его участника.

"Правительство не собирается вводить новые налоги и сборы, равно как и повышать ставки по существующим налогам и сборам. При этом мы, конечно, должны продолжить совместно с вами совершенствование налогового законодательства и администрирования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды", — сказал тогда премьер (цитата по government.ru).

"По неналоговым платежам премьер согласился, что многие вещи надо заморозить на год как минимум. Но необходимо провести инвентаризацию, что мы уже сделали, — пересказал ход дискуссии глава РСПП Александр Шохин на встрече с журналистами 10 марта. — Но здесь мы сталкиваемся с проблемой в регионах. Многие из этих платежей связаны с доходами местных бюджетов. У местных властей есть право снижать их, но [в текущих условиях] только самые отчаянные будут снижать".

Представители РСПП после встречи передали список из 73 актов, действие которых надо заморозить, в их числе и те, что касаются платежей, в Минфин. Когда по этому вопросу будет принято решение, неизвестно, сказал Шохин. Получение списка РБК подтвердил источник в министерстве.

"Мы сейчас пытаемся систематизировать, какие платежи в бюджеты каких уровней поступают. И дальше будем разбираться, какие можно было бы отменить, какие сократить, какие перевести в Налоговый кодекс", — сказал РБК глава ТПП Сергей Катырин.
Тему с неналоговыми платежами бизнес намерен вынести на заседание Госсовета по малому и среднему бизнесу под руководством президента Владимира Путина, которое намечено на середину апреля, сказал РБК источник, знакомый с ходом подготовки доклада к Госсовету. "Эта тема обсуждалась на заседаниях рабочей группы по подготовке к Госсовету", — подтверждает Катырин.

"Сейчас совсем не то время, чтобы перекраивать Налоговый кодекс", — скептичен чиновник финансово-эко­номического блока правительства. Минфин готов рассмотреть регулирование страховых взносов в рамках налогового законодательства, сказал РБК представитель мини­стерства.

Яна Милюкова

 

 

Правительство Ирака просит нефтяные компании пересмотреть условия сервисных контрактов — отказаться от фиксированной платы и привязать вознаграждения за добычу к цене сырья.

"Ведомости"

Министерство нефти Ирака просит нефтяные компании изменить условия сервисных контрактов на добычу из-за падения цен на нефть, сообщает агентство Argus. Министерство предлагает привязать прибыль компаний к ценам на нефть и отказаться от фиксированной ставки в долларах на баррель, цитирует агентство топ-менеджера одной из зарубежных нефтяных компаний. Сейчас Ирак берет все риски от снижения цен на себя, если переложить их на партнеров, необходимо увеличить вознаграждение, отмечает он.

Ирак начал предлагать нефтяным компаниям сервисные контракты в 2010 г., с тех пор добыча в стране выросла на 40%. По сервисному контракту правительство страны возмещает добывающим компаниям все затраты на проект, а также выплачивает фиксированную премию в долларах за каждый добытый баррель, но всю эту выручку компания получает в виде нефти исходя из текущих мировых цен. По такой схеме в Ираке работают и "Лукойл" с "Газпром нефтью". "Лукойл" разрабатывает проект "Западная Курна — 2", с июня прошлого года компания начала получать компенсационную нефть, по итогам года она отразила $3,7 млрд выручки по проекту, из которых $66 млн премии, а остальное — возмещение затрат. Суммарно компания получила 41,8 млн баррелей нефти, это 55% добычи на месторождении. "Газпром нефть" выполнила все условия для получения компенсационной нефти на месторождении "Бадра" в конце ноября. В годовой отчетности компания отразила 2,5 млрд руб. выручки (700 000 баррелей) от своей доли возмещения затрат.

"Лукойл оверсиз" (управляет зарубежными проектами "Лукойла") получила письмо от министерства нефти Ирака с просьбой рассмотреть возможность отложить все новые проекты и ограничить работы по ним в 2015 г. из-за низких цен на нефть, говорит представитель "Лукойла". Компания изучает эти предложения, добавил он. Сейчас "Западная Курна — 2" функционирует в штатном режиме, работа по проекту продолжается по утвержденному плану, отметил он. В среду вице-президент "Лукойла" Равиль Маганов сказал, что компания не меняла параметры проекта: "Мы просто больше получаем компенсационной нефти, чтобы размер компенсации в стоимостном выражении не менялся".

Представитель "Газпром нефти" подтвердил, что компания ведет переговоры с Ираком о пересмотре ряда условий сервисного контракта, но отметил, что компания сама заинтересована в этом для достижения запланированного уровня окупаемости проекта. Суть предложений компании он не раскрыл.

В 2014 г. добыча "Лукойла" выросла на 7%, практически весь прирост обеспечила "Западная Курна — 2". В I квартале компания планирует возместить $1,7 млрд затрат по проекту, говорил недавно представитель "Лукойла". При цене нефти в $60 за баррель доля "Лукойла" составит 315 000 баррелей в сутки. В середине февраля президент "Лукойла" Вагит Алекперов говорил, что суточная добыча на проекте достигла 375 000 баррелей. Суммарные затраты компании на проект составили $5 млрд, 70% от них компания уже вернула в прошлом году.

О том, что Ирак планирует пересмотреть сервисные контракты с иностранными компаниями, сказал на прошлой неделе министр нефти Ирака. В 2014 г. наряду с падением цен на нефть многие проекты вышли на уровень добычи, при котором правительство начинает возмещение затрат, суммарно эти факторы существенно повлияли на доходы бюджета, говорится в сообщении министерства нефти. В этом году бюджет недополучит от этого $18 млрд, для компенсации этих доходов Ирак намерен выпустить казначейские облигации на $12 млрд. По словам источников Reuters в компаниях, работающих в Ираке, страна не полностью расплачивается с партнерами, а вместо этого иногда дает дополнительные партии компаниям, покупающим нефть за деньги по долгосрочным контрактам. Один из них говорит, что количество нефти, полученной в феврале, соответствует лишь половине вознаграждения за предоставленные услуги и, если ситуация не изменится, компании придется пересмотреть сроки и целевые показатели проекта.

В этом году "Лукойл" может получить $2 млрд на "Западной Курне — 2", прогнозирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Для компании важно получить эти деньги в 2015 г., особенно в текущей ситуации низких цен и действующих санкций, отметил он.

Петр Третьяков

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ