media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.04.2015

Андрей Конопляник и Урбан Руснак о том, что теряет Россия, не участвуя в выработке международных правил поставки энергоресурсов.

"Ведомости"

Эволюция моделей энергобезопасности имеет длинную историю. Первым инструментом обеспечения сырьевой безопасности в системе международных отношений были колонии. Их заменили различные виды производственных соглашений инофирм с принимающими государствами на право доступа к их природным ресурсам. Это традиционные, а затем модернизированные концессии, СРП, риск-сервисные контракты. Для потребителей энергоресурсов ключевой параметр таких соглашений — диверсификация: они заинтересованы в доступе к ресурсам и надежности поставок. Она включает в себя множественность источников и путей доставки, поставщиков. Радикальный вариант — множественность поставщиков на каждом пути доставки от каждого источника ресурсов. По этой причине Еврокомиссия считает, что новые газопроводы из России не повышают энергобезопасность ЕС. Ответом производителей и экспортеров, стремящихся сбалансировать неопределенность поведения рынков, растущую капиталоемкость и инвестиционные риски освоения новых месторождений, стали долгосрочные контракты "бери и/или плати".

Государство как собственник недр заинтересовано в получении максимальной долгосрочной ресурсной ренты от освоения невозобновляемых природных ресурсов. Надежность спроса и предложения могут быть обеспечены в результате поиска зоны совпадения интересов производителей и потребителей. Поэтому в 2006 г., в преддверии саммита группы восьми в Петербурге, Секретариат Энергетической хартии (СЭХ) предложил рассматривать понятие "международная энергобезопасность" как триаду: безопасность (надежность) предложения, спроса, транзита. "Восьмерка" согласилась. Решение задачи международной энергобезопасности на пространстве "Большой Энергетической Европы" (географической Европы, России, Средней Азии и Северной Африки, а вскоре еще Ближнего и Среднего Востока), объединенных стационарной капиталоемкой инфраструктурой с длинными жизненными циклами, может быть только многосторонним. Инструмент ее поиска в энергосфере — Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и связанные с ним документы, подписанные 51 государством в 1994 г. и вступившие в силу в 1998 г.

Россия была активным участников хартийного процесса вплоть до 2003–2004 гг. Одновременно с переговорами по ДЭХ в начале 1990-х гг. ЕС начинал подготовку Первого энергопакета (принят в 1996/1998 гг). В 2003 г. был принят Второй Энергопакет ЕС, положения ДЭХ и энергетического законодательства ЕС разошлись. После этого разошлись и представления России и ЕС о соподчиненности положений ДЭХ и законодательства ЕС. В 2004 г., после вступления в ЕС бывших членов СЭВ, разногласия между Россией и ЕС усугубились. Третий энергопакет ЕС, принятый в 2009 г., еще более усугубил эти различия и их интерпретацию сторонами. В итоге пострадал хартийный процесс и Россия.

В январе 2006 и 2009 гг. случились российско-украинские газовые кризисы. В результате российское руководство публично обвинило Энергетическую хартию (ЭХ) в несостоятельности, неспособности предотвратить транзитный кризис и наказать нарушителя транзитных положений ДЭХ. Эта критика отчасти справедлива: при переговорах по ДЭХ в начале 1990-х гг. участникам не приходило в голову, что транзит может быть целенаправленно прерван. В предшествующие 25 лет, с начала поставок советского газа в Западную Европу в 1968 г., даже в условиях холодной войны поставки через железный занавес осуществлялись бесперебойно. Поэтому по итогам январского транзитного кризиса 2009 г. было предложено разработать многосторонний дополнительный протокол к ЭХ, но Россия и ЕС предпочли двустороннее соглашение о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики.

В 2009 г. Россия совершила ошибку, выйдя из временного применения ДЭХ, в котором находилась с 1994 г., и лишила себя преимуществ, предоставляемых этим инструментом. Например, по защите российских компаний от "рисков либерализации" на рынке ЕС. Все больше компаний ЕС, защищаясь от таких рисков, подают иски в международные арбитражные трибуналы против государств ЕС на основании статьи 26 ДЭХ. Один из примеров упущенных возможностей — история с многострадальным трубопроводом OPAL, которая подпадает под статью 13 ДЭХ — ту, на основании которой акционеры ЮКОСа подали в 2004 г. иск против России.

В 2004 г. Конференция по ЭХ (высший орган хартийного сообщества) при активном участии России решила регулярно адаптировать хартийный процесс к новым реалиям энергорынков. В 2009 г., выходя из временного применения ДЭХ, Россия предложила разработать вместо ДЭХ Конвенцию по обеспечению международной энергетической безопасности. Хартийное сообщество не приняло эту идею. Страны ДЭХ сосредоточились на выработке новой взаимоприемлемой совокупности политических принципов, сведенных в Международную энергетическую хартию (МЭХ), которая будет подписана в мае 2015 г. Россия из этого процесса устранилась, а после решения Арбитражного суда в Гааге в июле 2014 г. по делу ЮКОСа приостановила свое участие в нем. Есть даже сомнения, что Россия примет участие в подписании МЭХ.

Хартийный процесс без России выживет, а для страны неучастие означает постепенное ее смещение на обочину интеграционных процессов в мировой энергетике и лишение возможностей использовать защитные инструменты для повышения собственной энергобезопасности. Например, для защиты от санкций.

Сегодня ДЭХ подписали 52 страны (47 из них ратифицировали). Заметно растет число стран-наблюдателей (26). В повестке дня уже не только проблемы доступа к ресурсам и суверенитет над ними, защиты торговли и инвестиций в традиционной энергетике, доминировавшие в течение многих десятилетий, но и вопросы доступа к технологиям, рынкам капитала, ответственности за экологический ущерб. Эти вопросы особенно актуальны для новых членов хартийного сообщества из Азии, Африки, Латинской Америки. Поэтому СЭХ предложил добавить в триаду "энергобезопасности" четвертый элемент — борьбу с "энергетической бедностью".

Оставшись в стороне от этих дискуссий, продолжая осуществлять политику "противодействия бездействием", Россия может утратить потенциальные конкурентные преимущества участия в хартии, повторив печальный опыт взаимодействия СССР с ГАТТ/ВТО. Когда образовывался ГАТТ (1947 г.), СССР был приглашен принять участие в работе по его созданию. Страна тогда отказалась. В итоге вместо выработки единых правил игры в международной торговле были сформированы два механизма: правила ГАТТ для капиталистической и правила СЭВ для социалистической системы. Результат общеизвестен. Правила ГАТТ были созданы без участия СССР, а затем России потребовалось 19 лет, чтобы пройти тест на соответствие правилам, которые созданы другими.

Урбан Руснак, Андрей Конопляник

 

 

Почему дорожают акции энергокомпаний.

"РБК daily"

С конца марта акции "Интер РАО", ОГК-2 и "Мосэнерго" взлетели больше чем на 20%. Инвесторы считают, что после девальвации рубля эти бумаги слишком сильно просели в цене.

Аналитики сказали "покупать"

С 24 марта акции "Интер РАО" на Московской бирже выросли на 22%, "Мосэнерго" (входит в "Газпром энергохолдинг") — на 23%, а ОГК-2 (входит в "Газпром энергохолдинг") — на 31%. 10 апреля они стоили 1,1 руб., 0,9 и 0,28 руб. соответственно. При этом на пике (7 апреля) рост бумаг ОГК-2 со значений начала — середины марта превысил 35%.

Причины столь резкого роста объяснимы в случае "Интер РАО" — 24 марта компания объявила о том, что совет директоров на заседании 7 апреля даст рекомендации о выплате дивидендов по итогам 2014 года. А во вторник впервые за пять лет совет директоров компании рекомендовал годовому собранию акционеров утвердить дивиденды, которые, правда, составят всего 108,5 млн руб. В 2010 году "Интер РАО" выплатила 150 млн руб. дивидендов.

У других компаний значимых новостей, которые могли бы объяснить рост котировок, за этот период не было.

Только на 8% за тот же период выросли бумаги "Э.ОН Россия", которая отчиталась 23 марта, показав снижение чистой прибыли по РСБУ в 2014 году на 7,5%, до 17,5 млрд руб. При этом в пресс-релизе компании говорилось, что все 100% чистой прибыли могут направить на выплату дивидендов.

В вышедшем 26 марта отчете "Ренессанс Капитала" (есть у РБК) аналитики дали рекомендацию "покупать" бумагам четырех энергокомпаний — ОГК-2, "Интер РАО", "Мосэнерго" и "Э.ОН". По словам аналитика "Ренессанс Капитала" Анастасии Бурхановой, рост котировок энергокомпаний продолжится. "Это долгосрочный тренд", — отмечает она.

Главное, что у компаний уже сейчас есть достаточно большие ресурсы для выплаты дивидендов, но фактически понятные и предсказуемые дивиденды платят "Э.ОН Россия" и Enel, говорит аналитик. В России на фундаментальных показателях торгуется только "Э.ОН Россия", у которой действительно достаточно ресурсов для выплаты дивидендов, считает Расстригин.

Хуже быть не может

Помимо рекомендаций по конкретным компаниям в отчете дается достаточно оптимистичный прогноз по отрасли в целом. Российская система электроснабжения в области производства электроэнергии в хорошей форме, считают аналитики. В отчете говорится, что по надежности Россия соответствует лучшим мировым стандартам: установленную мощность системы электроснабжения удалось увеличить на 15% за последние десять лет при росте спроса лишь 9% за тот же период, резерв превышает 9%, а использование системы только на 48% выдержит даже ускоренный вывод из эксплуатации стареющего оборудования.

По мнению аналитиков "Ренессанс Капитала", российское правительство уже достигло своих среднесрочных целей в жилищно-коммунальном хозяйстве — рост тарифов регулируется, а нормативно-правовая база хоть и ухудшается, но "дальше может быть только лучше".
Цены на электроэнергию в России из-за замороженных тарифов и девальвации рубля вернулись к уровням 2007 года в долларовом выражении, потому российское электричество — одно из самых дешевых на развитых рынках, отмечается в отчете.

По данным Росстата, сейчас житель России платит за электричество только 1,4% от своего дохода — это минимальное значение за последние 25 лет. То есть россияне тратят в среднем на 30% больше на алкоголь, на 100% больше на общественный транспорт и на 160% больше на сотовую связь, чем на электричество. Правительство вряд ли будет настаивать на сдерживании тарифов на электроэнергию в России, когда ее доля в общих расходах россиян так низка, резюмируют аналитики "Ренессанс Капитала".

В 2015-2017 годах, по прогнозу "Ренессанс Капитала", генерирующие компании начнут существенно сокращать долю заемных средств, завершат оставшуюся часть их обязательных программ капвложений, начнут генерировать достаточный свободный денежный поток, потому дивиденды для акционеров, скорее всего, станут существенными. Генерирующие компании предлагают привлекательные доходы: например, к 2017 году средняя доходность свободного денежного потока в секторе должна достичь 21% при средней доходности дивидендов на уровне 13%, подсчитали аналитики.

Восстановление рыночной стоимости сектора неизбежно, говорится в отчете: в долларах выручка генерирующих компаний на 60% выше, чем в 2008 году, но их рыночная капитализация на 80% ниже рыночного уровня. С 2016-2017 годов, по прогнозу аналитиков "Ренессанс Капитала", компании энергосектора смогут платить дивидендную доходность выше 15%, при этом роста капиталовложений не будет до 2018-2020 годов.

Рост на рубле

Если Анастасия Бурханова из "Ренессанс Капитала" отмечает, что об определенном балансе на рынке говорить уже можно, то аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Расстригин считает, что, если говорить про регулирование рынка и тарифы, ситуация выглядит хуже, чем год назад. Переизбыток мощностей сохраняется и по-прежнему также давит на цену, не факт, что эта проблема решится в ближайшее время, говорит он. "В целом цены на электроэнергию, если мы не берем в расчеты ДПМ, все еще ниже, чем нормальные цены, которые бы давали возвратный капитал, поэтому можно говорить, что цены падают вниз с уровня, который был недостаточным, чтобы окупать инвестиции в существующую мощность", — объясняет Расстригин. По его словам, ситуация на рынке регулирования также ухудшается — оно становится более непредсказуемым.

Впрочем, управляющий директор Specialised Research and Investment Group (SPRING) Дэвид Херн соглашается, что положительная динамика на энергорынке есть. "Все очень просто: генерирующие компании когда-то были перепроданы, и рынок переоценивал все регуляторные риски", — объясняет он. Рост на самом деле идет с начала года, но в этом месяце действительно ускорился, добавляет инвестор. Отражается на котировках, по словам Херна, еще и то, что все бумаги энергокомпаний рублевые: они очень сильно упали, когда рубль упал, а сейчас укрепляются вместе с рублем. "Есть и большие тренды: государственные компании в энергетике очень плохо платят дивиденды, но сейчас генерирующие компании сами объявляют о том, что скоро начнут выплаты", — говорит Херн.

Александра Галактионова

 

 

Греция готова подписать меморандум о продлении "Турецкого потока" по своей территории. Россия намерена финансировать проект, но "Газпром" как акционер участвовать в нем пока не планирует.

"Ведомости"

Россия и Греция в ближайшее время подпишут меморандум о строительстве греческого участка газопровода для поставок российского газа в Европу, заявил агентству Sputnik министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис. "Эту работу [подготовку меморандума] будет проводить Минэнерго России", — сказал "Ведомостям" федеральный чиновник. Представитель министерства не ответил на запрос. Представитель "Газпрома" отказался от комментариев.

Премьер Греции Алексис Ципрас после встречи с президентом России Владимиром Путиным 8 апреля заявил, что Греция изучит "инвестиционные инициативы" по строительству газопровода через Грецию. При этом Ципрас подчеркнул, что греческий газопровод — не продолжение "Турецкого потока", а отдельный проект.

"Газпром" планирует строить "Турецкий поток" вместо "Южного потока" по дну Черного моря через Турцию до греческой границы вместе с турецкой Botas. Акционерное участие "Газпрома" в греческом газопроводе сейчас не предполагается, говорят два источника, близкие к концерну, и федеральный чиновник. Но Россия могла бы финансировать строительство трубы, а Греция затем могла бы возвращать кредиты за счет платы за транзит — "это сотни миллионов евро ежегодно", сказал Путин. Источник Reuters в греческом правительстве говорит, что Россия рассматривает возможность заранее оплатить транзит своего газа через Грецию.

Газопровод будет финансироваться, строиться и управляться группой частных компаний — греческих, европейских и российских, утверждает Лафазанис. Среди крупных европейских компаний в "Южном потоке" собирались участвовать Eni, EdF, Wintershall и OMV. Помимо российского капитала в проекте могут, например, принять участие российские подрядчики, рассуждает источник, близкий к группе "Газпром". Сухопутный участок "Южного потока" должно было строить ЗАО "Стройтрансгаз" (31,5% у Volga Group Геннадия Тимченко). А ОАО "Стройтрансгаз", подконтрольное Тимченко, недавно начало строить газопровод в Македонии. Представитель Тимченко отказался от комментариев.

Предправления "Газпрома" Алексей Миллер еще в январе заявил, что "Турецкий поток" закончится на турецко-греческой границе. По новой трубе пойдет газ, который сейчас поставляется в Европу через Украину. И если Европа хочет получить его, она сама должна строить трубы по Греции и далее на Балканы, предупредил Миллер. Но в феврале в Будапеште Путин заявил, что "Турецкий поток" все-таки может быть продлен через Грецию, Македонию, Сербию и Венгрию до Австрии, частично повторив маршрут "Южного потока". Причем созданные для "Южного потока" совместные предприятия "Газпрома" и национальных компаний — операторы проекта — могут быть использованы при строительстве новой трубы, если не будет мешать Еврокомиссия, сказал президент.

Но Еврокомиссия всегда настаивала, чтобы "Южный поток" реализовывался в соответствии с нормами Третьего энергопакета. По ним поставщик газа не может владеть трубопроводами. "Газпрому" же на каждом из участков принадлежало по 50% оператора. Россия настаивала, что этот проект реализуется на основании межправительственных соглашений, юридическая сила которых превышает европейские нормы. Но Еврокомиссии удалось заблокировать стройку. Очевидно, что применять модель строительства "Южного потока" для продления "Турецкого потока" неэффективно, отмечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. Скорее всего "Газпром" не будет акционером ни на одном из европейских участков, считает он. Пока подход такой, подтверждает собеседник, близкий к группе "Газпром". Но труба нужна в любом случае, отмечает он.

У России остались межправсоглашения только с Сербией и Венгрией, а с Грецией и Македонией их нет. Но даже наличие соглашений едва ли позволит "Газпрому" владеть долями в участках трубы, говорит дипломат одной из стран: конфликтовать с Еврокомиссией сейчас никто не станет.

Греция при строительстве газопровода намерена придерживаться законодательства Евросоюза, заверил Ципрас. А 7 апреля в Будапеште министры иностранных дел Греции, Сербии, Венгрии, Македонии и Турции подписали декларацию о создании "экономически оправданного пути диверсификации маршрутов и источников" для поставок газа из Турции в Европу. Они также обязались следовать законодательству Евросоюза. В Москве сочли эту декларацию однозначной поддержкой "Турецкого потока". "Вы знаете позицию балканских стран. Она, по-моему, была достаточно ясно сформулирована", — заявил Путин после встречи с Ципрасом.

Но это поддержка не только "Турецкого потока": страны, подписавшие декларацию, хотят получать газ, идущий через Турцию, а это не только российский, но и азербайджанский, а впоследствии иранский и туркменский газ, говорит дипломат. Если "Газпром" не будет владеть трубой, которая пойдет от Турции через Балканы, он не сможет предотвратить поставки газа из других стран, указывает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. "Альтернативные поставщики — это уже принятое решение в Европе, бороться с ним непродуктивно, надо встраиваться", — говорит источник, близкий к "Газпрому". Но "Газпром" может получить и выгоды от этого, продолжает Нестеров. При такой конфигурации газопровод через Балканы может претендовать на финансирование из фондов Евросоюза. А сам "Газпром" может добиться возможности поставлять свой газ не только по этой трубе, но и по альтернативному TAP, по которому на юг Италии через Турцию и Грецию и планируется поставлять азербайджанский, иранский и туркменский газ, говорит эксперт.

"Пока преждевременно комментировать финансирование этого газопровода ["Турецкий поток"], по нему нет еще контракта и нет информации, в какой форме он может осуществляться", — заявила на специальном брифинге 9 апреля представитель Еврокомиссии Анна-Каиса Итконен (ее слова передает "Прайм").

Михаил Серов

<< Апрель, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ