media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.05.2014

Россия отказывается от использования украинских топливных хранилищ.

"Независимая газета"

"Газпром" и российские власти начали вчера подготовку к позиционной газовой войне с Украиной. Представители Минэнерго РФ заявили, что новые условия газового контракта могут обсуждаться только после выплаты Киевом накопившихся долгов. Между тем этот долг уже превышает всю полученную Украиной западную финансовую помощь. Одновременно в Москве заговорили о полном отказе от использования украинских газовых хранилищ. Это совершенно изменит схему газового экспорта в Европу, которая использовалась с советских времен.

Министерство энергетики РФ озвучило позицию, которой будет придерживаться на предстоящих трехсторонних переговорах по газу, — Россия готова снизить цену, если Украина оплатит свои долги. "Мы хотим выполнения контрактных обязательств. Чтобы обсуждать какой-либо компромисс, необходимо погасить долги. Заплатите, тогда можем о чем-то говорить", — заявил вчера на пресс-конференции замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский.

Он также отметил, что Украина в течение четырех лет действия скидки по Харьковским соглашениям не визировала поступление средств от РФ. "Мы неоднократно посылали украинской стороне документ, который украинская сторона так и не подписала, то есть они эти средства не учитывали", — цитирует Яновского Интерфакс. Обязательства по второй скидке, действовавшей в первом квартале 2014 года, "Нафтогаз" также не выполнял. "Украина должна была определенные объемы газа потреблять и должна была их оплачивать. Ни одно из этих условий не было выполнено — ни по объемам, ни по оплате", — подчеркнул замминистра.

Напомним, что на прошлой неделе Минэнерго объявило о вводе режима предоплаты для Украины.

В ведомстве подчеркивают, что последний срок оплаты истек 7 мая, при этом с марта текущего года "Нафтогаз" за газ не платил. По данным Минэнерго, газовый долг Украины (без учета неустойки по контрактам "бери или плати" и авансированных 11 млрд долл. по Харьковским соглашениями) составляет 3,5 млрд долл. Министр энергетики Украины Юрий Продан не признает такой суммы, однако свои цифры называть отказывается. "До суда или до урегулирования ситуации я не буду называть сумму", — цитирует Продана агентство УНИАН.

Между тем счет за июнь будет выставлен "Нафтогазу" уже 16 мая. "Хочу подчеркнуть, что это не то, что "Газпром" хочет или не хочет — он обязан это сделать по условиям контракта", — заявил Яновский.

Кроме того, по словам замминистра, Россия ищет способы обойтись без украинских подземных газохранилищ (ПХГ) при поставках газа в Европу. "В последние годы каждое лето "Газпром" беспокоится о своевременной закачке газа в украинские подземки, тогда как украинская сторона откладывает этот процесс до последнего, выбивая для себя преференции", — заявил Яновский. По его мнению, обойти украинские ПХГ возможно. "Можем использовать на полную мощность газопроводы Ямал-Европа, "Северный поток". С учетом газопровода "Опал" поставки могут составить 15 млрд куб. м в год, что сопоставимо с объемом ПХГ Украины", — рассказал замминистра. Кроме того, "Газпром" может воспользоваться европейскими газохранилищами для обеспечения поставок газа в Европу в зимний период. Об этом сообщил вчера президент Российского газового общества Павел Завальный. "В настоящее время европейские ПХГ используются только наполовину, и существует возможность закачки в них еще 40-45 млрд куб. м газа", — сказал он. По словам Яновского, самый большой риск для газоснабжения остается в отношении Болгарии и Боснии. Эти страны не имеют альтернативных маршрутов поставок из Украины, добавил замминистра. Кроме того, замминистра энергетики сообщил, что Украина не раскрывает точных объемов газа в своих хранилищах. "По сообщениям в СМИ — это 9 млрд, но на прямой вопрос представители Минэнерго Украины нам ничего не ответили", — указал Яновский.

Некоторые российские промышленники отмечают, что если газовый вопрос не будет политизироваться, то компромисс с Украиной в результате трехсторонних переговоров может быть найден.

Рассмотрение этого дела в арбитраже может занять годы, тогда как стороны заинтересованы в быстром устранении всех разногласий и гарантиях бесперебойного транзита российского газа через Украину в страны ЕС, отмечает Павел Завальный.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, в свою очередь, не видит перспектив переговоров с действующей украинской властью. "Скорее всего любые попытки найти соглашение закончатся ничем — причем с подачи Украины", — утверждает эксперт. По его мнению, украинское правительство, находясь сейчас в зыбком положении, просто не способно принимать стратегические решения. С другой стороны, цена на газ для Украины может так или иначе оказаться в компетенции Евросоюза. "В планах МВФ по финансовой помощи и в показателях "Газпрома" в неявном виде присутствуют показатели цены, которые колеблются от 350 до 380 долл. за 1 тыс. куб. м. Такой уровень цен мог бы стать конечным решением проблемы. Но за такую планку Россия может потребовать серьезную компенсацию. Что это будет — сказать трудно, но пакеты акций газотранспортной системы (ГТС) Украины никому точно не интересны. Ведь сейчас объекты ГТС можно вывести из строя за полдня", — полагает Танкаев.

Запад, вероятно, будет добиваться, чтобы Москва продавала Киеву газ по среднеевропейской цене, предполагают эксперты. Тем более что эта цена уже заложена в оценки МВФ необходимых объемов помощи. Впрочем, сам МВФ готов пересматривать свои же расчеты. "Украине необходимо гораздо больше, чем 17 млрд долл. Например, Украине потребуется помощь зарубежных стран на двусторонней основе и помощь от других международных финансовых институтов. У международного сообщества нет другого выбора", — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью немецкой газете Handelsblatt.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что договариваться о цене на газ Украине и России придется без прямого участия еврочиновников. Ведь Еврокомиссия формально не является покупателем российского газа и не участвует в коммерческих переговорах. "Евросоюз ни на чем настаивать не будет, его интересует результат. Он только может пригрозить "Газпрому" Стокгольмским арбитражем или решением Еврокомиссии о монопольной практике компании", — считает Крутихин. По его мнению, непризнание украинским правительством всей суммы долга по-своему логично. "Перед судом будет трудно оправдаться, если выяснится, что они платили по завышенным ценам", — объясняет эксперт. Так что Украина скорее всего будет откладывать платеж и ждать уступок "Газпрома" — и российский холдинг в данном случае оказался в невыигрышном положении.

Алина Терехова

 

 

Александр Хлопонин может получить часть полномочий Аркадия Дворковича.

"РБК daily"

Вице-премьер Александр Хлопонин, который курирует в правительстве развитие Северного Кавказа, может получить новые полномочия. Возможно, он станет ответственным за ТЭК, говорят два источника в правительстве. Эти функции сейчас закреплены за другим вице-премьером — Аркадием Дворковичем.

Премьер-министр вчера не исключил перераспределения полномочий между своими заместителями. Хлопонин "сконцентрируется на работе непосредственно в правительстве в должности вице-премьера" после создания специального министерства по развитию Северного Кавказа, сказал Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами в понедельник и предложил обсудить круг обязанностей Хлопонина.

На совещании конкретных деталей не обсуждалось, сказал РБК источник в правительстве. Говорилось о самой необходимости перераспределения полномочий и возможном наделении Александра Хлопонина новыми обязанностями, что не исключает того, что он продолжит курировать Северный Кавказ. Возможность перераспределения полномочий обсуждалась с прошлого года, добавляет он.

Один из обсуждаемых вариантов — назначение Хлопонина куратором ТЭК вместо вице-премьера Аркадия Дворковича, рассказал РБК источник в аппарате правительства. По его словам, в правительстве задумана реорганизация: все недропользование и энергетика будут переданы Хлопонину. Передача части полномочий Дворковича Хлопонину — "одна из тем, которая обсуждается", знает еще один собеседник в социальном блоке правительства. Документ может быть подписан в течение недели-двух, говорит он.

Сложившееся распределение полномочий премьер утвердил в мае 2012 года. Дворкович курирует энергетику и промышленность (кроме обороны), сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, госполитику в области транспорта и связи. На период отсутствия первого вице-премьера Игоря Шувалова он рассматривает вопросы, закрепленные за ним. Хлопонин назначен вице-премьером в январе 2010 года, он отвечает только за развитие Северо-Кавказского федерального округа. До 12 мая он занимал пост полномочного представителя президента в округе.

Дворкович подвергался проверке на прочность в самом начале работы на посту куратора ТЭК. Уже в июне 2012 года его предшественник Игорь Сечин, возглавивший "Роснефть", учредил неформальный клуб руководителей нефтяных компаний. Вскоре он был трансформирован в президентскую комиссию по ТЭК, где Сечин стал ответственным секретарем. В правительстве уже была комиссия по ТЭК во главе с Дворковичем. В итоге президентская комиссия стала решать стратегические вопросы, а правительственная — оперативные.

В мае 2012 года Путин подписал указ об участии "Роснефтегаза" в приватизации государственных энергетических активов — "РусГидро", "Интер РАО", ФСК и Холдинга МРСК. Считается, что эта идея принадлежала именно Сечину, который возглавил совет директоров госхолдинга. Правительство выступило резко против. Дворкович настаивал на том, чтобы "Роснефтегаз" направил большинство доходов в бюджет. Осенью он подписал директиву о выплате холдингом 50,2 млрд руб. дивидендов.

Впрочем, с участием "Роснефтегаза" в приватизации энергокомпаний вице-премьеру пришлось смириться. В конце 2012 года правительство одобрило передачу госхолдингу 59,85% "Интер РАО". Сейчас госхолдинг готовится войти в капитал "РусГидро".

Но Хлопонина нельзя назвать "человеком Сечина". Он — выходец из "Норильского никеля", достаточно крупный бизнесмен в прошлом, сейчас — самостоятельная политическая фигура, ориентированная на главу государства, говорит глава "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не ответила на вопросы РБК. Связаться с представителем Хлопонина на момент подготовки материала не удалось. Сам Аркадий Дворкович не ответил на письмо РБК.

Яна Милюкова, Роман Баданин, Тимофей Дзядко

 

 

Бюджетников заставят беречь тепло, свет и воду.

"Российская газета"

Для школ, детских садов и больниц требование о ежегодном сокращении потребления энергоресурсов продлевается с 2015 года еще на пять лет. Но зато воды теперь можно экономить в три раза меньше.

Государственные и муниципальные учреждения обязаны снижать суммарное потребление тепла, электроэнергии, топлива, мазута, газа и угля минимум на 3 процента в год, а воды — на 1 процент. Соответствующий проект поправок в закон об энергосбережении готовится внести в правительство Минэкономразвития.

В этом году для бюджетных учреждений истекает "пятилетка сбережения", начатая еще в 2010 году. Их обязали ежегодно сокращать на три процента по отношению к уровню 2009 года потребление каждого коммунального ресурса. На деле пятилетка стала исполняться после того, как в 2011 году был установлен порядок определения показателей снижения объемов потребляемых ресурсов. Сейчас в бюджетной сфере сохраняется "высокий потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности" и "невысокая динамика его снижения", отмечают в Минэкономразвития.

Выполнено около половины от намеченного, пояснил "РГ" Евгений Гашо, эксперт Аналитического центра при правительстве РФ. Полной картины того, что сделано, нет, соответствующее наблюдение налажено не везде, то же касается энергоаудита.

Для всех организаций выгодно с каждым годом тратить меньше тепла, света, газа и воды. Все, что удается сэкономить, разрешается направлять в фонд оплаты труда работников. Но для одних эта задача легко выполнима, а для других объективно представляет большие трудности. Все зависит от профиля учреждения и состояния помещений. 3 процента — усредненный показатель, но реально достижимыми могут быть как темпы в 1-2 процента в год, так и 7-8 процентов, отмечает Евгений Гашо.

Показатели по снижению потребления энергоресурсов будут теперь рассчитываться иначе: суммарно, а не по каждому ресурсу в отдельности. Ведь у каждого из них разный потенциал экономии, а кроме того, один вид ресурса может быть заменен на другой для использования в тех же целях. Отдельно будут следить только за потреблением воды. Наибольший потенциал энергоэффективности есть у теплоснабжения — тепла бюджетные учреждения потребляют в сопоставимых показателях в три раза больше, чем электричества, сказал Гашо. Это и самая затратная область повышения энергоэффективности.

Вопреки распространенному мнению, вложения в этой сфере окупаются довольно долго, подчеркивает эксперт. Например, утепление зданий окупится через 8-10 лет, а то и через все 15-20, реконструкция инженерных систем — в пределах 7-8 лет. Быстро — через 2-3 года — возвращаются только деньги, вложенные в системы электроснабжения.

Игорь Зубков

<< Май, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ