Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.05.2015

Генпрокуратура начала масштабную проверку НПЗ и АЗС на предмет качества топлива. На контрафактный бензин и дизтопливо приходится около трети рынка на 700 млрд руб.

"Ведомости"

Генпрокуратура по поручению президента России Владимира Путина начала проверку качества автомобильного топлива на нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах и АЗС, проверки будут проводиться с участием Росстандарта и Ростехнадзора, говорится в сообщении Генпрокуратуры. Поручение Путин дал в конце апреля Генпрокуратуре и Минпромторгу после доклада министра промышленности Дениса Мантурова о качестве автомобильного топлива на совещании с членами кабинета министров. На этом совещании Путин сказал, что нарекания по качеству автомобильного топлива поступали ему и во время прямой линии.

Подобные нарушения наиболее типичны для мелких производителей и продавцов автомобильного топлива, имеют место случаи хищений продукции и обмана потребителей, говорится в сообщении Генпрокуратуры. Мантуров на совещании также утверждал, что основные претензии как в прошлом году, так и в I квартале этого года приходятся на АЗС.

Росстандарт регулярно проводит проверки качества топлива, в год проверяется примерно 3000 объектов, примерно на 1000 из них выявляются нарушения, такой показатель ведомство фиксирует уже третий год, говорит руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. В основном это нарушения качества: превышения по сере, несоответствие октанового числа и наличие недопустимых элементов в топливе, добавляет он. На объектах вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) нарушений меньше, у них есть внутренний контроль качества, для них наличие контрафакта — сильный удар по бизнесу, отмечает Абрамов. По его мнению, при уходе с рынка контрафактной продукции производители качественного топлива способны заместить выпавшие объемы. Мантуров говорил, что, после того как в начале года вступил в силу запрет на производство топлива экологического класса 3 и ниже, нарушений на АЗС стало меньше. По его словам, из 120 проверенных АЗС нарушения есть на 20.

Ужесточить контроль за качеством топлива призывала в прошлом году и Федерация автомобилистов России, по их оценке, в марте — сентябре некачественный бензин Аи-92 и Аи-95 продавался на 70% заправок в регионах России. В середине апреля на проблему некачественного дизтоплива обратил внимание предправления "Газпром нефти" Александр Дюков, по его оценке, уровень суррогатного дизтоплива на рынке достиг 9-10 млн т в год.

По данным Минэнерго, на внутренний рынок в прошлом году было отгружено 34,3 млн т автомобильных бензинов и 31,8 млн т дизельного топлива, суммарный объем обоих рынков, по расчетам "Ведомостей", примерно 2,2 трлн руб. Таким образом, по оценке Дюкова и Абрамова, на некачественное топливо в России приходится около трети рынка.

Причины проверки понятны: это вечная борьба с мини-НПЗ, очевидно, что большинство суррогатной продукции производится на них, говорит источник в одной из отраслевых ассоциаций. С этой задачей должен был справиться налоговый маневр, но тем не менее мини-НПЗ существуют и работают, отмечает он. Также необходимо устранить с рынка судовое топливо, продаваемое под видом дизельного, по качеству оно может и не уступать дизельному, но не облагается акцизом, соответственно, оно дешевле, а против введения акцизов на судовое топливо выступают судовладельцы, объясняет собеседник "Ведомостей". Но он считает, что уровень контроля качества на рынке действительно низок, проверки НПЗ проводятся раз в три года, у Росстандарта не хватает ресурсов на масштабные проверки, поэтому систему контроля необходимо менять.

Цены на суррогатное топливо ниже, чем на качественное, это сокращает среднюю цену и крупным нефтяным компаниям сложно объяснить ФАС необходимость повышения цен, поэтому уход суррогата с рынка выгоден ВИНКам, говорит источник в одной из нефтяных компаний.

Петр Третьяков

 

 

Россия теперь может маневрировать экспортными потоками нефти.

"Российская газета"

На днях президент Владимир Путин заявил, что стратегическое партнерство Российской Федерации и Китайской Народной Республики выходит на новый уровень. В этой связи еще большую актуальность приобретает проект расширения трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), который реализует холдинг "Транснефть". О том, как движется проект, что он значит для страны, и о планах на перспективу "Российской газете" рассказывает президент компании "Транснефть" Николай Токарев.
Николай Петрович, какие моменты в жизни компании вы бы назвали важными для всей страны?

Николай Токарев: Конечно, это проекты ВСТО-1 и ВСТО-2. Сейчас без ВСТО трудно представить жизнь страны. С помощью этой трубопроводной системы Россия имеет возможность диверсифицировать направление экспортной нефти, маневрировать грузопотоками как на запад, так и на восток, то есть регулировать этот процесс. Вдобавок это премиальное направление, нефть в ней прибавляет в цене 50 долларов за тонну в сравнении с перекачкой по Балтийской трубопроводной системе. Поэтому я считаю, что этот проект помог и нефтяной отрасли, и экономике страны в целом.

Какие задачи стоят перед холдингом и его дочерними обществами на ближайшие пять лет?

Николай Токарев: "Транснефть" — государственная компания, и поэтому наш главный акционер принимает решения, как нам жить и работать. В феврале прошлого года утверждена правительством Долгосрочная программа развития компании до 2020 года. Ее реализация уже началась с учетом необходимых корректировок, вызванных макроэкономическими и геополитическими событиями.

В документе два раздела. Инвестиционный — новое строительство с объемом финансирования около 400 миллиардов рублей.

Второй — модернизация и капитальный ремонт уже существующих объектов (1,2 триллиона рублей). По программе строительства предстоит расширение объектов магистрального нефтепровода ВСТО до проектных мощностей: 80 миллионов тонн для ВСТО-1 и 50 миллионов тонн для ВСТО-2. Собственно, изначально было запланировано достичь таких показателей к 2030 году, но правительство приняло решение ускорить нашу инвестиционную программу на 10 лет.

Кроме того, продолжается строительство нефтепроводов в Восточной Сибири (Куюмба-Тайшет) и на Севере (Заполярье-Пурпе). Они вступят в строй в следующем году. А также строительство новых нефтепродуктопроводов в направлении Балтийского и Черного морей.
Возникают ли в этой работе какие-либо трудности? В частности, задержка расширения китайской части ВСТО осложняет ситуацию?

Николай Токарев: Проблемы при больших стройках адекватны их параметрам. Однако все технические и организационные "загвоздки" решаемы. В последнее время добавился санкционный аспект. Но поскольку компания привыкла планировать работу без больших люфтов, которые позволяют появиться неопределенности, то возможные проблемы видны заранее и есть время подобрать оптимальное решение по вопросам закупок материально-технических ресурсов.

В отличие от других компаний, списывающих на санкции низкое качество управления, мы не бегаем по ведомствам, денег из бюджета не просим, и с финансовой точки зрения холдинг чувствует себя уверенно. В ближайшие два года мы не планируем больших заимствований. Финансирование до 2020 года было распланировано настолько оптимально, что после корректировки Долгосрочной программы осталось практически на том же уровне: цены не поползли вверх, несмотря на ситуацию с курсом рубля.

Что касается ВСТО, то мы свою часть межправительственного соглашения об увеличения мощностей на 5 миллионов тонн с 1 января 2015 года выполнили. А китайские партнеры в последний момент нас уведомили, что не в состоянии принимать в свою часть нефтепровода запланированные объемы и их приходится отправлять через порт Козьмино. Расширение артерии с их стороны отодвигается минимум на три года. Объяснить это какими-то объективными причинами сложно, потому что за это время можно с нуля построить новый трубопровод. Но мы постоянно на связи, и думаю, ситуация прояснится. Хотя пока она нас не радует.

Вы упомянули о программе ремонта и реконструкции существующих трубопроводов. Что здесь предстоит сделать?

Николай Токарев: Примерно 45 процентов линейной части трубопроводов выработали свой ресурс, поскольку строились они в 1960-е годы. Программа предусматривает замену примерно полутора тысяч километров труб. Плюс обновление резервуарных парков, насосных агрегатов. На ремонт и реконструкцию эксплуатируемых объектов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов предусмотрено около 250 миллиардов рублей в год в течение пяти лет. Задача масштабная, но эксплуатация трубопроводов должна быть безопасной.
Как складываются отношения компании с отечественными поставщиками труб большого диаметра?

Николай Токарев: Потребность в отечественных трубах возрастает. И, конечно, трубники — наши важнейшие партнеры. В этом году закупаем около 600 тысяч тонн труб большого диаметра. В будущем будем приобретать примерно по 500 тысяч тонн. Потому стараемся выстроить со смежниками конструктивные и комфортные для обеих сторон отношения, в том числе и по вопросам цены поставок. До недавнего времени мы были единственным потребителем труб, который работал с предоплатой. Все остальные оплачивали продукцию по факту поставки, да еще и с отсрочкой платежа. И сегодня правительство рекомендовало всем потребителям отечественных труб действовать по этой формуле.

Какие шаги предпринимает компания по программе импортозамещения и насколько в этом помогают собственные инновационные разработки?

Николай Токарев: Мы столкнулись с необходимостью импортозамещения еще несколько лет назад, когда украинские поставщики насосов и сопутствующего оборудования стали срывать сроки поставок до 200 дней. А подрядчик в тайге 200 дней ждать не может! И начали вести работу с немецкими и японскими поставщиками, договорились о локализации их производств в России. Но санкции притормозили эту работу. Поэтому срочно пришлось искать в Европе производителя, который не боится санкций, и сейчас полных ходом идет создание производства насосов и электроприводов в Челябинске. В конце года производство будет открыто, и уже с 2016-го надеемся получить всю линейку насосного оборудования, причем необходимого не только нам, но и нефтяникам.

Кроме этого в Воронеже налажено производство специальных присадок, позволяющих снизить турбулентность потока нефти и, соответственно, увеличить объем прокачки за единицу времени. Эти присадки раньше производила только одна компания из США. Что же касается инновационной составляющей, то здесь компания может гордиться успехами в диагностике трубопроводов. Диагностические "снаряды", которые выпускает дочернее предприятие "Транснефть-Диаскан", конкурентны и на мировом рынке. Прибор движется в потоке нефти и снимает со стенок трубы сразу 3-4 параметра, что снижает затраты на оценку ее технического состояния и поиск дефектов.

Весной этого года в Праге состоялось первое заседание только что созданного Международного трубопроводного клуба. Как вы оцениваете перспективы этой некоммерческой организации?

Николай Токарев: Примерно половина рабочего времени руководителей компании уходит на решение вопросов международного сотрудничества, не преувеличиваю. Ведь нам приходится иметь дело с партнерами в Казахстане, Белоруссии, Чехии, Германии, Словакии, Венгрии, Украине, Китае. Общих вопросов достаточно: стандартизация, качество нефти, учет перекачиваемой нефти, новые проекты. Например, у словацкого "Транспетрола" есть предложение, как использовать мощности нефтепровода "Дружба" для подачи нефти в Австрию через территорию Словакии. У чешской компании МЕРО ЧР возникла идея закольцевать северную ветку "Дружбы", которая идет через Польшу в Германию, с южной, идущей через Словакию, Чехию и Венгрию. Идеи серьезные, их надо обсуждать. Но одно дело по переписке или по телефону, и другое дело явочным порядком, неформально, без протокола, что позволяет рассматривать предложения объективно с совершенно разных позиций. Это очень удобная форма решения вопросов, прежде чем они будут вынесены на уровень правительства. Пока в клубе четыре компании, включая "Транснефть", но участники будут прибавляться.

Какие шаги предпринимает компания в плане экологической и социальной ответственности?

Николай Токарев: Известно, к каким негативным последствиям приводят аварии на нефтепроводах. Поэтому все наши проекты проходят экологическую экспертизу от разработки документации до ввода объекта в эксплуатацию. И финансируется природоохранная работа адекватно.

Что касается социального аспекта, то только строительство ВСТО обеспечило 8 тысяч рабочих мест. Из них 6,5 тысячи для местных жителей, которые прошли обучение в наших колледжах. Строительство трубы имеет мультипликативный эффект: вдоль нее появляются жилье, дороги, детсады, школы, больницы. Конечно, все это требует времени и денег.

Разумеется, компания занимается благотворительностью и поддерживает некоторые социальные, культурные некоммерческие проекты. Нам не стыдно за то, что мы делаем в социальной сфере.

Ирина Фурсова

 

 

ОПЕК считает, что нефтяные цены не вырастут как минимум до конца десятилетия.

"Новые известия"

Напомним, что с лета прошлого года нефтяные котировки снизились более чем вдвое, в начале текущего года приблизившись к отметке в 45 долларов за баррель марки Brent. Решение ОПЕК от 27 ноября 2014 года сохранить квоту на добычу нефти на уровне 30 млн. баррелей в день усилило обвал цен. Между тем в конце января — начале февраля цены на нефть стали демонстрировать рост — до уровня в 60 долларов за баррель. При этом экспертное сообщество разделилось во мнениях, что будет с котировками черного золота дальше.

Возможная отмена санкций против Тегерана и сопряженное с этим появление на мировом рынке значительных объемов иранской нефти лишь обострили дискуссию. "Достижение соглашения по ядерной проблеме Ирана приведет к дальнейшему снижению стоимости нефти. Цена на черное золото может легко упасть до 30 долларов за баррель", — распространили вчера СМИ мнение ирландской трейдинговой компании AvaTrade.

В ОПЕК уверены, что объективных причин для роста цен на нефть нет. Это связано с опасениями, что американским конкурентам (разорить и устранить которых с рынка и планировалось путем сохранения высоких объемов добычи в арабских странах) удастся справиться с ситуацией. Представители ОПЕК не скрывали своих надежд на то, что низкие цены на нефть вынудят уйти с рынка некоторые компании с высокими расходами на добычу, в частности, американские фирмы, применяющие метод гидроразрыва пласта.

Тем не менее нефтяной сектор США оказался жизнеспособным. Нефтяные запасы Соединенных Штатов продолжают расти. В итоге "цена в 100 долларов за баррель не рассматривается ни в одном из сценариев", говорится в докладе ОПЕК.

"Прогнозы экономистов ОПЕК выглядят обоснованными. Наиболее вероятным сценарием является падение котировок нефти эталонных марок WTI и Brent до начала осени в район 40-50 долларов за баррель на фоне сокращения объема добывающих нефть вышек в США, снятия санкций с поставок нефти из Ирана, а также нахождения мирных сценариев разрешения конфликтов на востоке Украины и в Йемене", — сказал "НИ" Павел Щипанов, руководитель аналитического отдела Romanov Capital.

Вместе с тем, по оценке аналитика, к концу 2015 — началу 2016 года стоимость заключаемых контрактов может устремиться вверх в район 70-80 долларов, в рамках которых, вероятнее всего, будет колебаться продолжительное время. Поводами для такой динамики послужат восстанавливающийся спрос со стороны азиатских стран (и в первую очередь Китая) и падение количества вышек, добывающих сланцевую нефть.

"Рост стоимости нефти приведет к укреплению российского рубля против доллара и евро. Наши прогнозы предполагают падение пары доллар к рублю в район 40-45 к концу года. Эта тенденция приведет к насыщению российской экономики, а следовательно, и государственного бюджета нефтедолларами, что, в свою очередь, будет способствовать выходу нашей страны из финансового кризиса", — отметил собеседник "НИ".

Сергей Путилов

<< Май, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ