media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

13.05.2020

Компания обеспечивает развитие инфраструктуры регионов и создание рабочих мест.

"Российская газета"

Президент Владимир Путин провел рабочую встречу с главным исполнительным директором "Роснефти" Игорем Сечиным. Глава компании обозначил меры, необходимые для поддержания нефтяной отрасли, и доложил о ключевых проектах, которые будут способствовать развитию регионов и созданию новых рабочих мест, что очень важно в нынешних условиях.

"Компания "Роснефть" — это ведущая наша компания, ведущее общество, крупнейший налогоплательщик", — сказал Владимир Путин, открывая встречу. Президент РФ предложил Игорю Сечину как руководителю крупнейшей российской нефтекомпании доложить о ситуации в отрасли и мерах поддержки со стороны государства. "Как вы как руководитель нашей крупнейшей компании видите ситуацию в отрасли в целом, как себя чувствует "Роснефть", какие проблемы вы считаете наиболее важными? — спросил Владимир Путин. — Всем ясно, что падение спроса в мире является самой главной проблемой для всех. Но для нас, для российских энергетиков, для российских нефтяников, что вы считаете наиболее актуальным и в чем, по вашему мнению, должна состоять поддержка со стороны государства?"

Игорь Сечин отметил, что "Роснефть" в 2019 году продемонстрировала значительные производственные и финансово-экономические результаты и стала крупнейшим налогоплательщиком, в том числе сформировав на 18% доходную часть бюджета. "Деятельность "Роснефти" поддерживает нашу корпоративную экосистему в 2,5 млн человек — это и подрядчики, и производители оборудования, сервисные компании. Инвестиционная программа составила порядка 950 млрд руб. в прошлом году", — сказал глава "Роснефти".

"С учетом драматического состояния в целом глобального нефтяного рынка и в связи с принятыми решениями о сокращении добычи нам придется часть капитальных затрат оптимизировать. Мы постараемся сохранить нашу инвестпрограмму на уровне 750 млрд примерно", — отметил Сечин. Оптимизация необходима для того, чтобы сохранить финансово-экономическую стабильность для компании, сказал он.

Глава "Роснефти" подчеркнул, что руководство компании понимает свою ответственность за сохранение здоровья сотрудников и связанных с ними семей. Компания организовала 68 обсерваторов, в которые заступает вахта перед работой. "Мы увеличили межвахтовые сроки с 30 суток до 90, люди с пониманием относятся", — отметил Сечин. Принятые меры приносят результаты, ситуация полностью находится на контроле, подчеркнул он.

Поддержка отрасли

Говоря о возможных мерах поддержки для отрасли со стороны государства, Игорь Сечин назвал доступность кредитования. "Ключевая вещь для нас, где нам крайне необходима помощь государства, — это смягчение банковской политики, относящейся к доступности кредитования, к доступности оборотных средств. И это касается не только нас, как вы правильно заметили, но и компаний, и наших подрядчиков, и наших поставщиков. Если бы была возможность увеличения лимитов на кредитора, это сильно помогло бы поддержать наши инвестиционные программы, в том числе и даже новые начать, имея в виду, что в перспективе двух-трех лет мы все-таки преодолеем кризис и надо будет обеспечивать рынок новыми объемами углеводородов", — сказал Сечин.

Он подчеркнул, что речь идет не о льготных кредитах, а о предоставлении финансирования на условиях, которые приняты сейчас Центральным банком. Кроме того, по словам главы "Роснефти", необходимо предоставить отсрочку налоговых платежей по работам в геологоразведке и привести в соответствие тарифы транспортных монополий к текущим ценам на рынке. Сечин пояснил, что перенос налоговых платежей на будущие периоды по работам, связанным с геологоразведкой, поможет осуществить необходимые работы по проектам и в перспективе быть готовыми к выходу из кризиса.

Говоря о тарифах естественных монополий, Сечин отметил, что в 2008 году стоимость нефти в рублях составляла около 1100 руб., сейчас 1200 — это сопоставимые величины. "Но раньше тариф был 822 руб. за тонну прокачки, а сегодня — больше 2 тыс.: 2,1 тыс. руб.".

"Мы не просим особых льгот, но приведение в соответствие в связи с падением цены было бы для нас, конечно, значительным. В настоящее время 32% составляют расходы на транспорт от стоимости нефти", — отметил Игорь Сечин в докладе президенту РФ. "Я понимаю эти озабоченности, мы обязательно обсудим это", — сказал в ответ Владимир Путин.

"Восток Ойл"

Кроме того, глава "Роснефти" доложил президенту Владимиру Путину о бурении поисково-разведочной скважины на Западно-Иркинском лицензионном участке одного из крупнейших в мире нефтегазовых проектов "Восток Ойл", который объединяет уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы и новые месторождения в Красноярском крае. Это локомотивный проект по освоению российского Заполярья, который "Роснефть" начинает реализовывать в партнерстве с "Нефтегазхолдингом".

Ресурсный потенциал проекта "Восток Ойл" составляет более 5 млрд т легкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам нефть марки Brent. Потенциал поставки нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 25 млн т, в 2027 году — 50 млн т и к 2030 году — до 115 млн т.

"Восток Ойл" — мощный генератор роста экономики России. Ожидаемый экономический эффект, по данным Института прогнозирования РАН, — 9,3 руб. на каждый вложенный рубль инвестиций. Реализация проекта даст дополнительно по 2% увеличения ВВП ежегодно. В инфраструктуру проекта входят около 2 тыс. км магистральных трубопроводов, около 7 тыс. км межпромысловых трубопроводов, парки для подготовки и хранения нефти. В рамках "Восток Ойл" планируется создать около 100 тыс. новых рабочих мест, построить 15 промысловых городков, 3 аэродрома, 2 морских терминала, железные дороги, 2,5 тыс. МВт электрогенерации. Строительство под ключ объектов генерации и электросетевого хозяйства обеспечит компания "Интер РАО".

Президентом страны поставлена задача на ближайшие годы — обеспечить загрузку Северного морского пути, сделав его полноценной транспортной артерией с круглогодичной навигацией. "Восток Ойл" обеспечит значительную долю грузопотока по арктической транспортной магистрали. Свыше 100 млн т углеводородов в год, добываемых на месторождениях проекта, будут перевозиться танкерами ледового класса по Севморпути, эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения "Звезда".

"Реальная победа"

Игорь Сечин также доложил Владимиру Путину, что судостроительный комплекс "Звезда" успешно осуществил уникальную операцию по спуску на воду первого российского танкера типа "Афрамакс" "Владимир Мономах". Мощный танкер нового поколения предназначен для перевозки нефти в неограниченном районе плавания и соответствует высоким стандартам экологической безопасности, подчеркнул Игорь Сечин. "Это реальная победа, поздравляю", — сказал президент.

Главная и вспомогательная энергетические установки танкера могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам. Длина судна — 250 м, ширина 44 м, дедвейт 114 тыс. т, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А. В портфеле "Звезды" уже 12 заказов на суда такого типа.

Танкер "Афрамакс" был спущен на воду с помощью транспортно-передаточного дока "Вымпел" — одного из самых крупных в России. Подготовка к спуску заняла почти сутки. За это время танкер накатили судопоездом с открытого тяжелого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию.

История строительства танкеров данного типа началась с визита президента Владимира Путина на судостроительный комплекс "Звезда" в сентябре 2017 года — именно тогда состоялось подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров класса "Афрамакс". 11 сентября 2018 года в присутствии президента РФ состоялась закладка первого танкера класса "Афрамакс" дедвейтом 114 тыс. т.

До операции по спуску на воду первого танкера в производстве на тяжелом достроечном стапеле находилось четыре "Афрамакса", а в феврале 2020 года состоялась резка металла для пятого. Суда строятся для "Роснефтефлота". Танкеры "Афрамакс" станут первыми судами такого типа, построенными в России. Танкеры оснащены самой продвинутой системой автоматизации класса A.

"Звезда"

Консорциум инвесторов во главе с "Роснефтью" сейчас создает судостроительный комплекс (ССК) "Звезда": при строительстве верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.

Строительство комплекса ведется в две очереди. В эксплуатацию уже введены объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док.

Построенные цеха дали возможность, не дожидаясь окончания работ по строительству второй очереди, приступить к постройке ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа "Афрамакс".

Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК "Звезда" строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди входят: сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники. Полная готовность верфи — 2024 год.

В продуктовой линейке "Звезды" танкеры, газовозы, буровые платформы, суда ледового класса, в том числе самые мощные в мире атомные ледоколы "Лидер". "Звезда" составит конкуренцию зарубежным верфям и обеспечит Россию гражданским флотом для освоения шельфовых месторождений и бесперебойной работы Северного морского пути — кратчайшего между Европой и Азией.

Танкер "Афрамакс" построен на тяжелом открытом достроечном стапеле. Это сложнейшее инженерное сооружение — один из самых больших стапелей в мире и крупнейший в России. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с уникальной самоходной судо-транспортной системой.

На стапеле установлено четыре портальных крана грузоподъемностью 100 т, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 т и кран типа "Голиаф" грузоподъемностью 1200 т, аналогов которому нет на российских верфях. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, — всего 500 т.

Танкер "Афрамакс" был спущен на воду с помощью транспортно-передаточного дока "Вымпел". Высокотехнологичный док был поставлен ССК "Звезда" 24 июля 2018 года. Док — важнейший элемент верфи. Он дает возможность ССК "Звезда" выполнять заказы по производству судов, которые раньше не могли быть построены на российских верфях. Плавучий док является безопорным и позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов.

Док предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 м и шириной более 50 м, а также объектов морской техники, в частности буровых платформ и их элементов, и обеспечивает высокое качество и безопасность спуска.

В настоящее время на верфи работают более 3,5 тыс. человек, из них 87% — жители Приморского края. К моменту окончания строительства всех объектов, 2024 году, число работников превысит 7 тыс.

"Мы стоим у истоков новой отрасли"

"Большинство наших верфей были заложены зачастую еще при царе или в раннее советское время, поэтому несут огромное количество родимых пятен старой, неэффективной инфраструктуры. Со "Звездой" — обратная ситуация, — подчеркнул директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Верфь создана с нуля, у нее будет самый совершенный, самый большой на постсоветском пространстве сухой док, уникальные краны "Голиаф", молодой творческий коллектив, огромное количество различного рода машиностроительного оборудования, как отечественного, так и закупленного за рубежом. Поэтому такие сложные сооружения, как танкеры "Афрамакс" и атомные ледоколы "Лидер", пожалуй, в надводном судостроении в настоящий момент может исполнить только эта верфь".

"Северный морской путь можно сделать экономически выгодным, доступным для перевозчиков маршрутом, — отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Для этого потребуются специальные суда гигантского водоизмещения. Прежде всего речь идет о высокотехнологичных газовозах и танкерах ледового класса. Кроме как на судоверфи "Звезда", строить крупнотоннажные суда в России больше негде. У нас просто нет других таких судостроительных мощностей. Помимо сверхгазовозов и танкеров понадобятся также платформы, суда обеспечения. И важно иметь в виду, что все это — инвестиции в реальные инновации, потребуются высокотехнологичные разработки, которые будут способствовать развитию судостроения".

"Предполагается, что на "Звезде" будут построены 200 плавсредств, — отмечает генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. — Самые технологически сложные и абсолютно не освоенные другими нашими верфями виды морской техники. Фактически мы стоим у истоков новой отрасли промышленности — тяжелого судостроения, и базой для нее станет "Звезда".

Владимир Полканов

 

 

"Взгляд"

Нефтяной обвал вкупе с карантином вынудили Саудовскую Аравию пойти на болезненное повышение налогов и отказаться от социальной поддержки населения. Амбициозные планы королевства по снижению от нефтяной зависимости бессрочно отложены. Такого кризиса саудиты еще не знали. Почему арабское государство пошло по совершенно иному, чем Россия, пути?

Саудовская Аравия вынуждена пойти на болезненные, но необходимые меры для поддержки экономики, заявил министр финансов Мохаммед аль-Джадаан в своем официальном заявлении.

Во-первых, власти сразу в три раза повысили налог на добавленную стоимость, что первыми почувствуют обычные граждане. Еще два года назад страна, живущая за счет нефтяной ренты, вообще не знала, что такое НДС. Однако в 2018 году такой налог ввели — правда, небольшой, всего 5%. С 1 июля НДС вырастет до 15%.

Более того, с 1 июня в стране отменяются выплаты пособия прожиточного минимума, так называемой надбавки за дороговизну жизни. Оно составляло 1000 реалов в месяц (266 долларов, или 20 тыс. рублей) для госслужащих и военных. Собственно, это пособие было установлено впервые в 2018 году для того, чтобы компенсировать появление пятипроцентного налога для бюджетников и рост цен на бензин. Теперь они этого лишаются.

По сути, власти Саудовской Аравии расписываются в провале реформы 2018 года, которая была направлена на диверсификацию доходов страны. Собственно, введение НДС было частью пакета реформ. Тогда же ввели налог для иностранных работников и акциз на безалкогольные напитки и табак.

Реформа 2018 года была частью более глобальной стратегии Vision 2030 по радикальному реформированию экономики, придуманной четыре года назад наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом. Он надеялся найти новые источники доходов, в том числе за счет ненефтегазовых доходов. В апреле 2016 года принц обещал, что уже в 2020 году страна будет жить без нефти, и ей будет все равно, какие будут цены на сырье.

Что-то в этом направлении даже удалось сделать — с 2014 года доля доходов не от нефти и газа выросла в два раза, более чем до 83 млрд долларов, и составила треть от доходов бюджета. Однако, по данным зарубежных СМИ, бюджет Саудовской Аравии по-прежнему формируется за счет доходов от нефти на 90%, а не на 70%. Для сравнения: в России нефтегазовые доходы не превышают половину доходной части бюджета, что дает ей немного больше возможностей для маневров.

Арабский принц сокращает финансирование программы Vision 2030, значит, уход саудитов от нефтяной зависимости откладывается на неопределенный срок.

Новый обвал цен на нефть заставил власти страны действовать жестче. Все это косвенно указывает на то, что экономика страны находится в катастрофическом состоянии.

Власти страны переходят на жесткую экономию: расходы сильно превышают доходы. По данным саудовского минфина, в первом квартале года дефицит бюджета страны составил 9 млрд долларов. Нефтяные доходы по сравнению с прошлым годом снизились почти на 25% — до 34 млрд долларов.

Королевство не может справиться с дефицитом бюджета еще с 2014 года, когда произошел первый серьезный обвал нефтяных цен. С того момента доходы государства резко упали, но власти страны продолжали серьезно наращивать расходы в надежде этими вливаниями перезапустить экономику. По данным местного минфина, в 2014-2018 годах накопленный дефицит бюджета составил 313 млрд долларов. Реформа 2018 года должна была помочь сбалансировать бюджет к 2023 году. Теперь об этом придется забыть. Колоссальный рост расходов сыграл злую шутку.

Бюджет саудитов верстается при цене на нефть в 70-80 долларов за баррель, тогда как у России — при 40-45 долларах. Поэтому, в отличие от саудитов, бюджет России все эти годы был профицитным.

Кризиса, который переживает страна, мир не видел ни разу в современной истории, жалуется министр финансов Мухаммед аль-Джадаан. Он объясняет, что нефтяные доходы упали из-за снижения экономической активности, при этом рост расходов стал следствием незапланированной нагрузки на сектор здравоохранения и инициатив, предпринятых для поддержки экономики на фоне пандемии коронавируса.

Ситуация в королевстве критическая, во втором квартале давление вырастет — к упавшим ценам на нефть прибавится сокращение ее добычи, считает главный экономист Abu Dhabi Commercial Bank Моника Малик.

Резкое падение цен на нефть в марте этого года потребовало от королевства серьезных трат. Саудиты потратили 27 млрд долларов на поддержку экономики. Треть суммы пошла на текущие нужды, треть — на оказание поддержки банкам, и еще треть — на компенсацию оттока капитала, оценивает экономист Bloomberg Economics Зиад Дауд.

В отличие от России, в Саудовской Аравии фиксированный курс национальной валюты, у нас — плавающий. Поэтому местный центробанк активней жег резервы ради поддержки местной валюты. В итоге резервы страны снизились до минимальных значений с 2011 года — до 464 млрд долларов. Еще 19 млрд долларов Саудовская Аравия заняла на международном рынке капитала, чтобы покрыть нефтяной дефицит бюджета.

В итоге чистые финансовые активы страны (резервы ЦБ и суверенных фондов минус издержки госдолга) сократились с 50% ВВП в 2014 году, когда нефть стоила 100 долларов за баррель, до 0,1% ВВП при нынешних ценах на черное золото.

"Чтобы саудиты свели бюджет "в ноль", без дефицита, нефтяные цены должны вырасти более чем в два раза. Им нужны цены на уровне около 70 долларов за баррель", — говорит Антон Покатович, главный аналитик "БКС Премьер". Во-первых, объясняет он, королевство вступило в "ценовое противостояние" с меньшими, например, в сравнении с РФ объемами резервов. Во-вторых, саудовские резервы сейчас испытывают повышенное давление, так как курс саудовской валюты имеет жесткую привязку к доллару, в то время как, например, для РФ снижение нефтяных цен в определенной мере "сглаживается" плавающим курсом за счет ослабления рублевой валюты, добавляет эксперт.

Саудитам так нужны более высокие цены на нефть, что страна готова пойти на еще большее сокращение добычи, чем в рамках сделки ОПЕК+, которая начала действовать с 1 мая. В дополнение к этим договоренностям саудиты уменьшат добычу еще на 1 млн баррелей в сутки в июне. В сумме королевство снизит добычу до 7,5 млн баррелей в день вместо 8,5 млн. Это снижение почти на 40% от уровня апреля, когда добыча выросла. Следом о дополнительном сокращении добычи заявили Кувейт (на 80 тыс. баррелей) и ОАЭ (на 100 тыс. баррелей в день). Более того, ОПЕК+ обсуждает сохранение объема снижения добычи в 9,7 млн баррелей в сутки после июня. Изначально планировали постепенно наращивать объемы производства.

Словесные интервенции Саудовской Аравии возымели действие. Мировые цены на нефть начали расти. Смесь марки Brent к вечеру выросла почти на 2% — до 30,21 доллара, а нефть марки WTI — почти на 7%, до 25,82 доллара за баррель. Сказался также опубликованный прогноз минэнерго США, которое слегка подняло ожидания по ценам на нефть на 2020 год и снизило прогноз по добыче нефти в стране, хоть и незначительный. Однако в ближайшее время волатильность в нефтяных ценах никуда не денется: нефть будет находиться в диапазоне 24-35 долларов за баррель, считает Покатович.

"Если начавшееся в последние недели снятие антивирусных мер не приведет к новой вспышке заболевания коронавирусом в мире, а последующее восстановление глобальной экономики будет идти быстрыми темпами, до конца года котировки Brent могут вернуться в коридор 40-55 долларов. Однако это скорее оптимистичный сценарий. Базовый предполагает, что цена на нефть будет находиться в диапазоне 20-35 долларов и только в следующем году сможет выйти из него вверх, сформировав устойчивый восходящий тренд", — считает Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку "БКС Брокер".

В любом случае можно констатировать, что Саудовская Аравия проиграла нефтяную войну, которую затеяла после отмены предыдущей сделки ОПЕК+. Саудиты в отместку Москве устроили демпинг на рынке нефти в Европе и серьезно нарастили добычу. Однако вмешался неожиданный фактор в виде пандемии. Очередной обвал цен на нефть вместе с карантином оказался саудитам не по зубам — приходится принимать непопулярные решения.

"Как и везде, за кризис, прежде всего, заплатят бедные. Месяц назад в российском сегменте интернета и деловых СМИ активно обсуждалось, кто выиграл в мировой нефтяной войне: Саудовская Аравия или Россия. Теперь можно сделать однозначный вывод, что потери саудитов значительно больше. В России нет повышения налогов и секвестра бюджета", — говорит Regnum руководитель ИАЦ "Альпари", к. э. н. Александр Разуваев.

Однако в целом победителей в столь непростой ситуации найти тяжело. Даже импортеры топлива не рады свалившимся на них бочкам с дешевой нефтью. Карантин и обвал нефти серьезно ударили по всем экспортерам нефти, в том числе и по российской экономике. Сейчас модель российских мер направлена на поддержку бизнеса и населения, однако резервы страны не безграничны. До ситуации с коронавирусом глава Минфина Антон Силуанов говорил, что российских резервов хватит на шесть лет низких цен на нефть. Однако есть и пессимистичная версия развития событий.

"В реальности долги Роснефти и Газпрома составляют около 11 трлн рублей — это размер ФНБ на 1 апреля 2020 года. Наши резервы могут быть потрачены уже до конца года. Это мнение экспертов ВШЭ И МГУ. Саудиты резервы пока не используют, поэтому их хватит на два-три года минимум. Пока они повышают налоги и сокращают социальные затраты. Нашей стране, возможно, придется идти таким же путем. И новые налоги также появятся, а соцобязательства государству придется сокращать. Саудовская Аравия дождется момента, когда наши резервы будут истощены, и получит часть нашей доли на экспортных рынках нефти", — не исключает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Это худший сценарий развития ситуации, если восстановление мирового спроса и экономики после карантина окажется не быстрым.

Ольга Самофалова

<< Май, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ